катуар

разное

1910 сообщений в этой теме

7 часов назад, linnet сказал:

Потеря из десятка за 16.8.1944 из 332 шад и 335 шад из 3 ВА.

У немцев: 16.8.1944 в 11.45 берлинского ЗА сбила Ил-2, который упал севернее (1,2 км севернее?) Кельме, Литва, что в 35 км ЮЗ Шауляй. Экипаж сгорел с самолетом. Дописан номер 304507. В другом документе упомянут № 554.

 

Наиболее подходят потери 335 шад: 826 шап и 683 шап работали в районе Кельме и потеряли там сбитыми ЗА по одному Ил-2. Но поскольку на сегодняшний день на ПН нет документов 826 шап за этот период и в потерях полка нет в/стрелка (только летчик мл. л-т Петриченко Г.К.), то остается вариант с 683 шап.

Согласно ЖБД дивизии: 16.08.44 г. в районе севернее 4 км Кельме сбит прямым попаданием снаряда ЗА 1 Ил-2 683 шап. Экипаж: летчик мл. лейтенант Василенко Василий Иванович (1918 г.р., уроженец слободы Терновая Миллеровского р-на Ростовской обл.), в/стрелок мл. сержант Маринин Всеволод Евсеевич (1922 г.р., уроженец ст. Григорьевская Сиротинского р-на Сталинградской обл.).

P.S. Этот Ил-2 есть в списке lindrа: «304507 М №30 45 07 04.44 СССР сбит 16.08.44».

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Летчики 1-го гвардейского минно-торпедного Краснознаменного авиационного полка ВВС Балтийского флота - своему командиру гвардии подполковнику И.И. Борзову в честь присвоения звания Героя Советского Союза»

78129662.jpeg

78129663.jpeg

78129664.jpeg

78129666.jpeg

78129667.jpeg

78129668.jpeg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дополнение по судьбе 2-х членов из экипажа гв. капитана, зам. ком. АЭ 16 гап адд Гусева С. И., ДБ-3 которого был сбит в ночь с 16 на 17.07.43 при боевом вылете

Гв. мл. л-нт, штурман экипажа Белянцев Алексей Павлович (д. р. 10.10.1920 г) спасся на парашюте и на сл. день, т. е. (17.07.), вернулся в полк; продолжил летать в составе др. экипажа. В ночь на 27.07.44, выполняя особое задание Командования по разбрасыванию агит. листков в р-не г. Познань, при пролёте над Варшавой был сбит вражеским истребителем; успел выброситься с парашютом, но приземлился на тер-рии противника. При прорыве к своим войскам у линии фронта получил сквозное ранение в спину в области сердца, потерял сознание. В таком состоянии был пленен, доставлен в госпиталь для в/пленных г. Торн, где находился до конца декабря 44 г. Во время наступления частей КА 24.01.45 ему удалось сбежать из плена и 06.02.45 он вернулся в свою часть:

IMG_20250703_114330.jpg

Летную службу продолжил и после войны. В отставку вышел 02.07.71 в звании подполковника.

Награжден рядом орденов, в том числе 08.08.44 Указом Президиума ВС СССР награжден Орденом Ленина (в период, когда находился в плену) — его представление от 14.05.44 командованием полка на Орден Кр. Знамени было повышено Указом. 

В 85 г. награжден юбилейным орденом ОВ 1 ст. 

Гв. ст. сержант, возд. стрелок-радист Ковтун Николай Иванович (1921 г. р.) тоже выжил. До войны был радистом в ГВФ. С апреля 42 служил в 16 гап, летал в экипаже Гусева.

Оба Указом Президиума ВС СССР 31.12.42 были награждены: Гусев С. И. - Орденом Ленина, Ковтун Н. И. - Орденом Кр. Звезды (за 57 успешных б/вылетов, из них 3 - в глубокий тыл врага на бомбардировку пром. объектов в Варшаве, Кенигсберге, Данциге). Подробностей его спасения нет, как и нет информации о плене. Но есть данные, что в 85 г он награжден Орденом ОВ 2 ст.:

IMG_20250703_152711.jpg

IMG_20250703_153123.jpg

 

 

Изменено пользователем Дочь ветерана ВОВ 863 иап
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, катуар сказал:

1 (1).jpg

 

У немцев: протоколы судебного разбирательства в августе 1941 года по поводу двух советских самолетов (бомбардировщиков?), сбитых в воздушном бою 26.6.1941 в Румынии. Один из опознанных нас. пунктов - Комарна, что в 15 км ЮВ от Яссы. В одном из самолетов были обнаружены женские вещи - красный платок и чулки. Зачем было судебное разбирательство, не понятно. Подозревали, что в экипаже была женщина.

Потери 20 сад или 45 сад? Особенно много потерь было в 132 сбап.

Изменено пользователем linnet
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, катуар сказал:

1 (1).jpg

 

У немцев: 19.9.1944 в 14.40 берлинского сбит ЗА Ил-2 севернее Хенрикув, ныне квартал Варшавы на восточном берегу Вислы. Экипаж выпрыгнул с парашютами и захвачен в плен группой дивизии СС Мертва голова. Один из членов экипажа ранен двумя пулями в бедро.

У нас:  Вариант 1, предположительно. 19.9.1944 сбит ЗА Ил-2 из 59 гшап 2 гшад 16 ВА. Экипаж выбросился с парашютами. Р-н Нове-Бруды / Плуды? Есть район Варшавы Брудов в 4 км южнее Хенрикув. Есть платформа Варшава-Плуды совсем радом с Хенрикув.

Экипаж:

гв. л-т Ванюшин Мстислав Константинович пилот 1919 г.р. вернулся из плена.

гв. с-т Воронков Владимир Андреевич стрелок родом из Гусь-Хрустальный судьба неизвестна

Могут быть другие варианты. В 16 ВА еще два Ил-2 нбз в тот день. Из какой части непонятно. То ли 11 гшад, то ли 1 сад польская?

Изменено пользователем linnet
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

11 гв. шад работала в том районе, но потерь 19.09.44 г. не имела.

В донесениях о БП не нашел потерь 1 польской сад в этот день (1 Ил-2 нбз). Экипаж вернулся позже?

59 гв. шап 19.09.44 г. содействовал постановкой дым завесы в р-не г. Варшава войскам 1-й Польской Армии в форсировании реки Висла в р-не Варшава. Бомбометание производили с севера на юг. 1-я группа поставила дымовую завесу в 15.40, 2-я группа в 16.20, 3-я группа в 17.00.

В Извещении 59 гв. шап написано, что Ванюшин нбз «… из пункта Плуды сев. вост. г. Варшава 19.9.44 г. сбит ЗА противника».

P.S. гв. сержант Воронков Владимир Андреевич, 1923 г.р., уроженец пос. Мамонтовский Гусь-Хрустального р-на Ивановской обл. к 19.09.44 г. произвел более 42-х успешных боевых вылетов, был награжден медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды.

гв. л-т Ванюшин Мстислав Константинович к 19.09.44 г. произвел более 40 успешных боевых вылетов, был награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени.

Извещение.jpg

карта.png

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 часов назад, катуар сказал:

1 (1).jpg

 

У немцев:  27.9.1944 в 9.55 берлинского сбит ЗА (и ИА?) Пе-2. Упал в северной Финляндии у н.п. Танкаваара, что на дороге Вуотсо-Ивало. Два члена экипажа погибли, один (пилот?) выпрыгнул с парашютом и попал в плен. Также упоминалась сбитая ИА Аэрокобра. 

У нас: 27.9.1944 7 ВА нбз Пе-2 из 118 раэ, 7 ВА, вылетал на разведку дороги Вуотсо-Ивало. Две из трех Аэрокобр сопровождения сбиты ИА, пилоты выпрыгнули с парашютами. Экипаж:

пилот мл. л-т Поплавский Алексей Иванович 1923 г.р. Ворошиловград нбз

штурман аэ к-н Болдырев Сергей Петрович 1911 г.р. Воронежская обл нбз

стрелок ст-на Обляков Тихон Матвеевич 1914 г.р. Воронежская обл нбз

Не найдено упоминаний о плене и возвращении.

27.9.1944 в 118 раэ потерян Пе-2 №10/86 с моторами №№ ра 24-1992 и ра 24-2077

Изменено пользователем linnet
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 часов назад, катуар сказал:

1 (1).jpg

 

У немцев: 24.9.1944 в 10.20 берлинского сбит ЗА самолет ЛаГГ-3 (условный истребитель!) № 04173 над северным пригородом Варшавы - Zeran / Жерань. Пилот, польский майор, выпрыгнул с парашютом и захвачен в плен дивизией Герман Геринг.

У нас: 24.9.1944 в 16 ВА сбит ЗА один Як-1 в 1 польской авиационной дивизии, летчик Вечеркевич 

У Савончика:

24 сентября 1944 года. Вихеркевич Тадеуш Викторович. Майор. Командир эскадрильи 1-го истребительного авиационного полка «Варшава». На самолёте Як-1Б был поражен огнем противовоздушной обороны над Варшавой. Сумел развернуться к правому берегу Варшавы и в последний момент прыгнул на парашюте. Однако сильный ветер унес его обратно на левый берег, на территорию, занятую немцами. Как потом выяснилось, попал в плен.
Судьба неизвестна?

Изменено пользователем linnet
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, linnet сказал:

У немцев: 24.9.1944 в 10.20 берлинского сбит ЗА самолет ЛаГГ-3 (условный истребитель!) № 04173 над северным пригородом Варшавы - Zeran / Жерань. Пилот, польский майор, выпрыгнул с парашютом и захвачен в плен дивизией Герман Геринг.

У нас: 24.9.1944 в 16 ВА сбит ЗА один Як-1 в 1 польской авиационной дивизии, летчик Вечеркевич 

У Савончика:

24 сентября 1944 года. Вихеркевич Тадеуш Викторович. Майор. Командир эскадрильи 1-го истребительного авиационного полка «Варшава». На самолёте Як-1Б был поражен огнем противовоздушной обороны над Варшавой. Сумел развернуться к правому берегу Варшавы и в последний момент прыгнул на парашюте. Однако сильный ветер унес его обратно на левый берег, на территорию, занятую немцами. Как потом выяснилось, попал в плен.
Судьба неизвестна?

Известна. Из Варшавы его вывезли в Скерневице, потом в Лодзь, откуда он бежал и укрылся у родственников недалеко от Плонска. Спустя четыре недели после побега район, где он нашел убежище, был освобожден. Вернулся в полк. В дальнейшем полковник Вихеркевич Т.В. стал командиром 1 иап «Варшава».

В главе «Патрульный полет над Варшавой» (книга Я. Мейснера "«Варшава» - курс на Берлин") Вихеркевич рассказывает автору книги о том боевом вылете.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, катуар сказал:

Anlage zum Kriegstagebuch Nr. 1: Bildband zum Ausbau Flugplatz Kroczewo bis Juni 1941

Расширение аэродрома Крочево к июню 1941 г. 40 км СЗ Варшавы. 

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, катуар сказал:

1.jpg

 

У немцев: выдержки из допросов задержанных, подпольщиков и военнопленных в районе Донбасса. Упоминается дата 20.6.1943. Допрос летчика Хендрков Сергей Сергеевич.

У нас: мл. л-т Хандриков Сергей Сергеевич пилот 299 шап 290 шад нбз 31.5.1943 в районе Краматорская. 1922 г.р. Московская обл Осташево. Не встретил данных об освобождении, но юбилейное награждение 1985 года.

Изменено пользователем linnet
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дополню информацией от Василия Харина с сайта «Авиаторы Второй мировой»:

мл. л-т Хандриков Сергей Сергеевич. Участник Великой Отечественной войны с 16.12.42 г. Воевал в составе 299 шап сначала в звании сержанта, весной 1943 г. присвоено звание мл. лейтенант. К 06.04.43 г. совершил 20 боевых вылетов.

31.05.43 г. после выполнения боевого задания на штурмовку аэродрома в Краматорске группа штурмовиков была атакована истребителями противника. В воздушном бою был убит воздушный стрелок экипажа Хандрикова гв. старшина В.А.Кунак. Последующими атаками Ил-2 получил повреждение в мотор упал в 1,5 - 2-х км от рудника им. Карла Либкнехта и 4 - 5 км от села Покровского Артемовского района Донецкой области. Мл. лейтенант С.С.Хандриков попал в плен. В плену выжил. Награжден орденами Отечественной войны 2 степени, Красной Звезды, медалью "За отвагу".

Вероятно, это он был арестован в 1944 году (Архивное дело: П-35229, источник: ГА РФ, следственные дела УКГБ по Москве и Московской области).

гв. старшина Кунак Виктор Алексеевич, 1920 г.р., уроженец с. Володарское Володарский р-на Сталинской обл.

Участник Великой Отечественной войны с 02.11.42 г. Воевал в наземных войсках в должности связиста 60-го отдельного пулеметного батальона 1-го гв. механизированного корпуса. За отличия в боях награжден медалью "За боевые заслуги". В 299-й шап прибыл весной 1943 г. на должность воздушного стрелка.

31.05.43 г. гв. старшина Кунак при выполнении боевого задания в районе Краматорская убит в воздушном бою. Это был его первый боевой вылет. Подробности этого вылета сообщает летчик мл. лейтенант С.С.Хандриков:

«31 мая 1943 г. наш 299 штурмовой авиаполк 290-й шад 3-го сак выполнял боевую задачу - штурмовать аэродром противника в гор. Краматорске. В составе этой группы был мой экипаж, т.е. я и воздушный стрелок гв. старшина Кунак Виктор. Я не знаю по какой причине, что в кругу товарищей его называют Василием? Возможно, этому имени-псевдониму послужил легендарный Василий Теркин Твардовского, т.к. наш "Василий" был шутник, весельчак и в рассказах всегда и умело подражал Теркину.

Возвращаясь с задания, наша группа была атакована истребителями противника.

Ведя воздушный бой во взаимодействии с нашими истребителями прикрытия и отбивая атаки противника Кунак сбил одного истребителя противника Ме-109 и повредил Ф-Вульф 190. И только после вторичного ранения прекратил вести огонь и на мой вызов больше не отвечал.

Я продолжал полет, но после последующих атак противником самолет получил повреждение в мотор, и мы с низкой высоты упали в 1,5 - 2х км от рудника им. Карла Либкнехта и 4 - 5 км от села Покровского Артемовского района Донецкой области. Я пытался вытащить Кунака из самолета и оказать ему помощь, но он был мертв. 2 июня 1943 г. немцы меня возили к месту падения самолета; в кабине стрелка я обнаружил сгустки крови и два пальца руки. Тело Кунака было похоронено жителями вблизи самолета около посадки кустарника. На могилу я положил бронеплиту от радиатора и песчаный серый камень. (Камень сохранился до 1966 года).

В 1966 году, находясь в отпуске, я был в селе Покровском, где с участием жителей, работников сельского Совета и школы я нашел бывшую могилу старшины Кунак, останки которого жителями села были перенесены и захоронены в братской могиле в селе Покровском и числится в списках, как неизвестный солдат, погибший за нашу Родину в Великой Отечественной войне.

Гв. старшина Кунак Виктор Алексеевич пал смертью храбрых, как воин-герой, отдавший свою жизнь в бою за свободу и независимость нашей Родины».

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
16 часов назад, катуар сказал:

из старого.. каккие варианты?

У немцев:  сопроводительные бумаги, оформленные 7.8.1941 по документам 47 окаэ и ВВС 21 армии, захваченным в сбитом самолете 6.8.1941 в районе Мормаль, что в 55 км ЮВ Бобруйск. О судьбе экипажа явно не говорится?

У нас: в оперсводках 21 армии 6.8.1941 авиация работала в т.ч. в р-не Мормаль. НО потерь самолетов в оперсводках 6-10.8.1941 нет. Ближайшая потеря по ОБД 9.8.1941 экипаж 47 окаэ Голаджев Борис Акимович-Дьяконов нбз. Голаджев был в госпитале, опять нбз в 1942, Дьяконов в 1943-45 воевал.

В 47 окаэ были самолеты Р-зет и И-15 бис.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, катуар сказал:

1.jpg

У немцев: выдержки из допросов, в т.ч. с-т Шилов Юрий Петрович стрелок-радист 51 ап 52 ад. Вылет с аэродрома Липецк.  Допрашивали из XXIX корпуса.

У нас: 98 дбап 52 дбад с-т Шилов Юрий Петрович стрелок-радист нбз 19.12.1941 г. Вместе с ним нбз л-т Иванов Семен Евстигнеевич пилот. Штурмана и стрелка в потерях нет. Базировались на Липецк-2, самолеты ДБ-3ф. Судьбу Иванова и Шилова определить не удалось.

Ковалев Сергей Юрьевич:

"Утром 19 декабря с липецкого аэродрома взлетели два бомбардировщика ДБ-3Ф... Экипажу лейтенанта Иванова не повезло. Успешно отбомбившись по железнодорожному перегону Путивль – Конотоп самолет, возвращаясь домой, был обстрелян ружейно-пулеметным огнем в районе Белгорода. В результате этого был поврежден правый двигатель, и летчик был вынужден произвести посадку у деревни Дальняя Игуменка (в 9 км севернее Белгорода), на линии фронта. По самолету был открыт пулеметный и минометный огонь и экипаж разбежался в разные стороны. Штурман лейтенант И.М. Чиссов и стрелок сержант А.Е. Мельников перешли линию фронта и 28 декабря вернулись в полк. О судьбе своих боевых товарищей они ничего сообщить не смогли. Летчик лейтенант С.Е. Иванов и стрелок-радист сержант Ю.П. Шилов пропали без вести."

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, катуар сказал:

19.4.42 красный красное  .jpg

 

У немцев: Комендатура Krasnoy сообщила, что 18.4.1942 в 21.00 берлинского в Bereshanie (18 км севернее Krasnoy) разбился русский самолет. 1 летчик погиб, второй выпрыгнул с парашютом. Парашют немцы нашли, летчика нет. Самолет поджёг один дом, другие самолеты бомбили по пожарищу.

У нас: не нашел населенные пункты с подходящими названиями и местами. Для поиска экипажа данных маловато. Наверное, это был что-то типа У-2?

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 минуту назад, катуар сказал:

@linnet мне кажется псковская документ от 281 ID

Есть  у  нас  в  Псковской  области  д.  Бережани  примерно  16  км  севернее поселка  Красногородск (  ранее  Красный)

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 часов назад, linnet сказал:

У немцев: Комендатура Krasnoy сообщила, что 18.4.1942 в 21.00 берлинского в Bereshanie (18 км севернее Krasnoy) разбился русский самолет. 1 летчик погиб, второй выпрыгнул с парашютом. Парашют немцы нашли, летчика нет. Самолет поджёг один дом, другие самолеты бомбили по пожарищу.

У нас: не нашел населенные пункты с подходящими названиями и местами. Для поиска экипажа данных маловато. Наверное, это был что-то типа У-2?

Есть  потеря  самолета  Ил-4  в  том  районе.  

00000021.jpg

00000024.jpg

Штурман  захоронен  в  Д. Синяя  Никола (1км  севернее  д.  Бережани)

 

 

Scan-171217-0179.jpg

Scan-171217-0215.jpg

Scan-171217-0216.jpg

Scan-171217-0217.jpg

Велье  вост.jpg

Изменено пользователем авиатор
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу