All Activity

This stream auto-updates   

  1. Today
  2. костенко
  3. Благодарю за определение, Юрий Анатольевич, значит, вот тут его частично видно:
  4. Если брать именно потери 20.04.43, то с учетом того, что в заводском номере присутствуют цифры 48, этот вариант единственный. А место падения Як-1 Василия Пустошкина находится неподалеку, Александр Иванович принимал самое непосредственное участие в его подъеме.
  5. 20 апреля на Як-1 не только Симонов погиб. Еще не вернулся М.И.Куценко и четыре летчика 402-го иап: Колошин, Масленников, Пустошкин, Чернышев (указаны чуть ниже в том же документе, что ув.Варвар выложил) плюс в потерях еще два самолета Як-1 402-го итап Куликов и Феклин. Последнюю потерю можно исключить, т.к. самолет разбит при посадке в Геленджике. ИМХО вариантов пока больше, чем один.
  6. из за лютой жары работы пока приостановлены
  7. Yesterday
  8. 2024 © К.Б.Стрельбицкий ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАНВА ИСТОРИИ ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ № 13736 ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ (АЭРОДРОМ ОСТАФЬЕВО , 1944 – 1997 ГОДЫ) За более чем полвека своего существования Войсковая часть № 13736 Дальней Авиации неоднократно меняла свои действительные наименования (сначала – 89-й вспомогательный (затем – отдельный транспортный) авиационный полк, потом – 2-я отдельная транспортная авиационная эскадрилия, в конце – 271-й отдельный транспортный авиационный полк), но за это время вся её история была связана с одним военным аэродромом – подмосковным «Остафьево» – и с одним родом деятельности – военно-транспортной службой в интересах Дальней Авиации Отечества. Ниже в форме «хронологической канвы» вашему вниманию представляется история Войсковой части № 13736 с 1944 по 1997 год. 1944 Войсковая часть № 13736 была сформирована как 89-й вспомогательный авиационный полк (89-й вап) согласно директиве Начальника Генерального штаба Красной Армии Маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского за № орг/10/304932 от 28.01.1944. Последующие документы о формировании 89-го вап датированы 17 и 22.02.1944, а годовым праздником части был объявлен день 23 февраля, что в совокупности дало основание официально считать началом истории войсковой части № 13736 именно февраль 1944 года. Фактически же в/ч 13736 ведёт своё начало от Отдельной авиационной эскадрилии Управления Авиации Дальнего Действия (ОАЭ АДД), сформированной двумя годами ранее, ещё весной 1942 года (после организации 05.03.1942 в составе ВВС Красной Армии самой АДД), и дислоцировавшейся на подмосковный аэродром «Монино» (тогда – территория Ногинского района Московской области РСФСР). Однако ОАЭ АДД не имела собственного порядкового номера, ни получила она после 06.02.1943 и пятизначного условного номера войсковой части-полевой почты (в этом качестве ей использовались условный номер, общий для всех подразделений Управления АДД (в/ч 44402), и литерное подусловное наименование к нему). Сначала, 28.08.1943 ОАЭ АДД была только прикомандирована к уже существовавшей в структуре АДД 73-й вспомогательной авиационной дивизии (73-я вад; в/ч 21967), а затем, после 28.01.1944, уже как реорганизуемая в 89-й вап, она организационно полностью вошла в её состав. Под руководством своего первого командира (ранее – командир ОАЭ АДД; имя не установлено) и принявшего у него в 03.1944 командование войсковой частью № 13736 майора Р.И.Капреляна, 89-й вап был полностью сформирован на аэродроме «Монино», после чего в 04.1944 перелетел на базовый аэродром 73-й вад «Остафьево» (тогда – территория Подольского района Московской области РСФСР), который до самого конца истории в/ч 13736 будет её постоянным аэродромом. К этому времени 89-й вап имел в своём составе в целом 47 самолетов пяти следующих типов: - военно-транспортные самолёты «Си-47», полученные от США в рамках программы Ленд-лиза (основной самолёт в/ч 13736 до 1960-х годов, но уже под советским обозначением «Ли-2»), - военно-транспортные самолёты «Ще-2» конструкции А.Я.Щербакова, - военно-транспортные самолёты «Як-6» конструкции А.С.Яковлева, - самолёты связи «По-2» и их санитарные версии «С-2» конструкции Н.Н.Поликарпова. 27.05.1944 произошла первая в истории в/ч 13736 авиационная катастрофа. В результате неё в районе своего аэродрома вместе с военно-транспортным самолётом «Си-47» погибли 2 человека: 1. Ежков Михаил Петрович – техник-лейтенант, техник авиационный бортовой 2. Мордусевич Георгий Леонтьевич – старшина сверхсрочной службы, начальник связи авиационного отряда-флагманский воздушный стрелок-радист. 26.08.1944 произошла вторая в истории в/ч 13736 авиационная катастрофа. В результате неё на аэродроме «Брянск» (одноимённой области РСФСР) вместе с военно-транспортным самолётом «Си-47» погибли 4 человека: 1. Олейников Александр Андреевич – старший техник-лейтенант, техник авиационный бортовой 2. Алексеенко Алексей Степанович – лейтенант, командир кораблин 3. Абакумов Михаил Федорович – младший лейтенант, штурман 4. Малахов Владимир Иванович – старший сержант, помощник командира кораблин. Кроме того, 13.10.1944 в составе экипажа Управления 73-й ВВАД при перегонке бомбардировщика «Б-25» пропал без вести «на участке Янаул – Казань» военнослужащий 89-го вап старший техник-лейтенант Андриенко Яков Дмитриевич, исполнявший в этом полёте должность техника авиационного бортового. В течении 09. – 10.1944 10 самолётов «Си-47» 89-го вап осуществляли первые в истории в/ч 13736 дальние полёты за пределы государственных границ СССР – на территорию Италии. До конца 1944 года лётчики 89-го вап перегнали с авиационных заводов и промежуточных аэродромов в части Дальней Авиации в целом 187 самолетов, из них «Си-47» – 55, «Б-25» – 35, «Ли-2» – 36, «С-2» – 30, «Ще-2» – 26, «По-2» – 4, «Ил-4» – 1. За тот же период самолётами собственно 89-го вап за 9.360 самолётовылетов было перевезено 2.928.116 кг грузов и 21.605 человек пассажиров. На базе 89-го вап, его собственных и перегоняемых его лётчиками самолётов было подготовлено для Дальней Авиации 111 лётных экипажей, в том числе: для самолётов «Си-47» – 69, «Б-25» – 18, «Ще-2» – 13, «Ли-2» – 11. 1945 За участие в Великой Отечественной войне 89-й вап был награждён орденом Красной Звезды (точная дата данного награждения не установлена). 09.06.1945 произошла третья в истории в/ч 13736 авиационная катастрофа. В результате неё вместе с военно-транспортным самолётом «Си-47» погибли 3 человека: 1. Жук Павел Иосифович – гвардии капитан, командир кораблин 2. Панков Алексей Захарович – майор, командир авиационной эскадрилии, в данном полёте исполнявший обязанности помощника командира кораблин 3. Пуртов Иван Иосифович – старший техник-лейтенант, техник авиационный бортовой. В период 09.08. – 03.09.1945 12 самолётов «Си-47» 89-го вап приняли участие в Советско-японской войне. 16.11.1945 произошла четвёртая в истории в/ч 13736 авиационная катастрофа. В результате неё на своём аэродроме вместе с военно-транспортным самолётом «Си-47» погибли все 5 членов его экипажа: 1. Кожин Георгий Никитович – старший лейтенант, командир авиационного отряда, командир кораблин 2. Муратов Николай Васильевич – старший техник-лейтенант, временно исполняющий обязанности начальника связи полка, в данном полёте исполняющий обязанности радиста кораблин 3. Иконников Степан Григорьевич – старший техник-лейтенант, техник бортовой 4. Верюгин Павел Степанович – старшина, воздушный стрелок 5. Ануфриев Владимир Нефёдович – старший сержант, помощник командира кораблин. 1946 Лётчики 89-го вап приняли участие в оказании помощи гражданскому населению в районе города Казани (тогда – Татарская АССР РСФСР), пострадавшему от наводнения, вызванного весенним разливом реки Волга. 1948 25.02.1948 произошла пятая в истории в/ч 13736 авиационная катастрофа. В результате неё вместе с военно-транспортным самолётом «Си-47» погибло не менее 8 членов его экипажа и пассажиров: 1. Азбукин Сергей Тихонович – полковник интендантской службы 2. Петров Фёдор Сергеевич – майор 3. Яхонтов Геннадий Максимович – гвардии майор 4. Мурзин Павел Степанович – капитан авиационно-технической службы 5. Ковтун Владимир Васильевич – старший лейтенант 6. Демьяненко Иван Афонасьевич – младший лейтенант, а так же ещё не менее 2 пассажиров-офицеров Советской Армии, не являвшихся военнослужащими Дальней Авиации: 7. Белькович Григорий Степанович – лейтенант 8. Мельников Владимир Алексеевич – младший лейтенант. 10.03.1948 произошла шестая в истории в/ч 13736 авиационная катастрофа В результате неё вместе с военно-транспортным самолётом «Си-47» погибли все 7 человек, находившихся на его борту – 5 членов экипажа и 2 пассажира: 1. Кайеревич Владимир Карлович – майор, командир кораблин 2. Ананьин Алексей Иванович – старший лейтенант, помощник командира кораблин 3. Заварин Сергей Константинович – старший техник-лейтенант, техник бортовой 4. Игнатенко Николай Викторович – лейтенант, в данном полёте исполняющий обязанности радиста кораблин 5. Власов Виктор Герасимович – старшина сверхсрочной службы, воздушный стрелок, а так же пассажиры-военнослужащие 73-й вад: 6. Борозденков Георгий Васильевич – подполковник 7. Маринченко Николай Евтихеевич – капитан. Лётчики 89-го вап приняли участие в оказании помощи гражданскому населению города Ашхабад (тогда – Туркменская ССР), пострадавшему от разрушительного землетрясения в ночь с 05 на 06.10.1948. 1949 В январе месяце 73-я вад, в состав которой организационно входил 89-й вап, сменила свой порядковый номер на «226». 1953 На вооружение в/ч 13736 – впервые с 1944 года – началось поступление самолётов нового типа – военно-транспортных «Ил-14» конструкции С.В.Ильюшина. 1954 На вооружение в/ч 13736 началось поступление самолётов нового типа – военно-транспортных «Ту-4Д» конструкции А.Н.Туполева. 1958 В этом году в гарнизоне Остафьево произошло печальное событие, имеющее непосредственное отношение к истории в/ч 13736 – в результате пожара полностью сгорел деревянный Гарнизонный Дом Офицеров постройки 1944 года. Вместе с ним огнём был уничтожен и Музей 226-й вад, имевший большую коллекцию экспонатов и документов по истории её, её предшественницы – 73-й вад – и составлявших их частей, включая 89-й вап. Так в/ч 13736 навсегда лишилась части своей истории за первые полтора десятилетия существования, включая годы Великой Отечественной войны. 1959 В 05.1959 226-я вспомогательная авиационная дивизия была расформирована. При этом входивший ранее в её состав 89-й вап был сохранён и переформирован в 89-й отдельный транспортный авиационный полк (89-й отап). С этого момента и до конца истории части командир в/ч 13736 являлся так же начальником всего Остафьевского военного гарнизона, с 02.1959 включавшего в себя не только части и подразделения Дальней Авиации ВВС, но и Морской Авиации ВМФ. 1960 На вооружение в/ч 13736 поступил самолёт нового типа – пассажирский «Ан-10ТС» конструкции О.К.Антонова. В течение двух последующих десятилетий он использовался в качестве «самолёта-салона» Командующего Дальней Авиацией. 1962 На вооружение в/ч 13736 началось поступление самолётов нового типа – военно-транспортных «Ан-12» конструкции О.К.Антонова. Всего в часть поступило 8 таких машин, получивших в ней бортовые номера жёлтого цвета от «31» до «38» и базировавшихся на так называемую «Дальнюю стоянку» Остафьевского аэродрома, в его юго-западной части. Вместе с машинами «семейства» «Ли-2» самолёты «Ан-12» стали своеобразными символами в/ч 13736. 1966 Согласно директиве Начальника Генерального штаба Советских Вооружённых Сил Маршала Советского Союза Матвея Васильевича Захарова от 23.09.1966 89-й отап был переформирован во 2-ю отдельную транспортную авиационную эскадрилию (2-я отаэ). (По стечению обстоятельств именно в этот самый день родится автор данной «Хронологической канвы…», в 1985 – 1986 годах проходивший службу именно во 2-й отаэ.) Неофициально 2-я отаэ именовалась «Королевской эскадрилией» (как самая близко дислоцированная к Москве часть Дальней Авиации), а так же «Японской эскадрилией» (из-за прочтения её военного сокращения – «отаэ ДА» – «на японский манер» – «Отаэда»). Дислоцировавшиеся в том же Остафьеевском гарнизоне военнослужащие Морской Авиации ВМФ называли 2-ю отаэ «Зелёные» (из-за цвета повседневной формы одежды Советских ВВС). После реорганизации Министерства среднего машиностроения СССР 2-й отаэ был придан персональный самолёт «Ан-24» его министра. Во 2-й отаэ он официально именовался «Самолёт МСМ», имел лётный и технический экипажи из военнослужащих в/ч 13736, стандартные серую окраску военно-транспортного самолёта и опознавательные знаки Советских ВВС и своё постоянное место на самом восточном краю так называемой «Ближней стоянки» Остафьевского аэродрома. 1969 На вооружение в/ч 13736 началось поступление самолётов нового типа – военно-транспортных «Ан-26» конструкции О.К.Антонова. Все они базировались на так называемую «Ближнюю стоянку» Остафьевского аэродрома, в его северной части. 1970 В в/ч 13736 была прекращена эксплуатация самолётов «семейства» «Ли-2». Одна из списанных таких машин была к 25-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов установлена в качестве самолёта-памятника на так называемой «Ближней стоянке» Остафьевского аэродрома, за въездом на его лётное поле, где простояла до 1997 года (после чего была демонтирована). 06.06.1970 полковник Бочкарёв Дмитрий Ильич передал дела командира в/ч 13736 полковнику Кащееву Евгению Матвеевичу. 1974 11.07.1974 произошла седьмая (и последняя) в истории В/ч 13736 авиационная катастрофа. В результате неё в районе аэродрома «Дягилево» (тогда – Рязанские район и область РСФСР) вместе с военно-транспортным самолётом «Ан-26» погибли все 5 членов его экипажа: 1. Кулагин Евгений Константинович – майор, командир кораблин 2. Горин Валерий Александрович – старший лейтенант, помощник командира кораблин 3. Калинкин А.И. – старший лейтенант, штурман 4. Иванов А.Н. – лейтенант, техник бортовой 5. Иванов Г.В. – прапорщик, радист бортовой. 13.11.1974 полковник Кащеев Евгений Матвеевич передал дела командира в/ч 13736 полковнику Мынто Фёдору Михайловичу. 1979 На вооружение в/ч 13736 поступил последний новый тип самолёта – «Ил-18Д» конструкции С.В.Ильюшинна, использовавшийся до конца существования части в качестве нового «самолёта-салона» Командующего Дальней Авиацией. В в/ч 13736 он неофициально именовался «Тридцать девятый», так как имел своё постоянное место на самом дальнем краю так называемой «Дальней стоянки» Остафьевского аэродрома, за самолётом «Ан-12» с бортовым номером «38». Прежний «самолёт-салон» Командующего Дальней Авиацией «Ан-10ТС» в том же 1979 году был частично демонтирован на «Дальней стоянке» и вновь собран и установлен у стадиона, напротив тогдашнего Гарнизонного Дома Офицеров, где планировалось использовать его в дальнейшем в качестве детского кинотеатра, однако в следующем, 1980 году он был сожжён вандалами, а его остатки были «на месте пожара» демонтированы и перевезены на территорию Технико-эксплуатационной части 2-й отаэ, где в том же 1980 году их «окончательно утилизировали». 1980 В соответствии с приказом Министра Обороны СССР Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова за № 005 от 05.01.1980 и директивами Начальника Генерального Штаба Маршала Советского Союза Н.В.Огаркова за № 314/1/00170 от 05.02.1980 и за № 314/7/00229 от 25.02.1980 2-я отаэ организационно вошла в состав вновь созданной 37-й воздушной армии Верховного Главного Командования. Начиная с 1980 года и до конца пребывания Ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан поочерёдно один из военно-транспортных самолётов «Ан-26» из состава 2-й отаэ постоянно находился там в командировке в составе ВВС 40-й армии. За всё время боевых действий в Афганистане в/ч 13736 не потеряла там (в отличие от ряда других частей Дальней Авиации) ни одного самолёта и ни одного своего лётчика. 1981 10.02.1981 полковник Мынто Фёдор Михайлович передал дела командира в/ч 13736 полковнику Кучерявому Александру Григорьевичу. 1984 18.05.1984 полковник Кучерявый Александр Григорьевич передал дела командира в/ч 13736 полковнику Романову Василию Романовичу. 1985 В в/ч 13736 была прекращена эксплуатация самолётов «Ил-14». Одна из двух последних таких машин была в 06.1985 «своим ходом» отправлена на аэродром «Ульяновск-Центральный» (тогда – одноимённых района и области РСФСР) и передана там в Музей гражданской авиации Центра Гражданской авиации Совета Экономической Взаимопомощи (в настоящее время является экспонатом тамошнего Головного отраслевого музея истории гражданской авиации). 1986 На этот год было запланировано начало оснащения 2-й отаэ военно-транспортными самолётами «Ил-76» конструкции С.В.Ильюшина, но из-за начавшейся «Перестройки» с последующим массовым сокращением Советских Вооружённых Сил это намерение так и не было реализовано, и в/ч 13736 не получила первых в своей истории реактивных самолётов. С 05.1986 самолёты и лётчики 2-й отаэ принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Полковник Романов Василий Романович передал дела командира в/ч 13736 полковнику Черняку Юрию Матвеевичу. 1988 В соответствии с приказом Министра Обороны СССР Маршала Советского Союза Д.Т.Язова за № 0018 от 25.02.1988 2-я отаэ организационно вошла в состав вновь созданной 30-й воздушной армии Верховного Главного Командования. 1990 2-я отаэ была переформирована в 271-й отдельный транспортный авиационный полк (271-й отап). 1991 28.02.1991 полковник Черняк Юрий Матвеевич передал дела командира в/ч 13736 полковнику Проскурякову Н.В., который стал последним командиром части в её истории. 1997 На этот год первоначально планировалось передислокация 271-го отап с аэродрома «Остафьево» в Ступино или в Старую Руссу (тогда – одноимённых районов Московской и Новгородской областей РФ соответственно). Но 30.08.1997, в результате проведения Министерством обороны Российской Федерации очередных «оргштатных мероприятий», направленных на «оптимизацию» Дальней Авиации ВВС РФ, 271-й отдельный транспортный авиационный Ордена Красного Звезды полк был расформирован. Так, на 53-м году своей истории прекратила существование Войсковая часть № 13736 Дальней Авиации. В истории в/ч 13736 на её вооружении состояли только винтовые самолёты в целом 12 следующих типов (без учёта их различных модификаций): - военно-транспортные – «Ан-12», «Ан-26» конструкции О.К.Антонова, «Ил-14» конструкции С.В.Ильюшина, «семейства» «Ли-2» (включая «Си-47»), «Ту-4Д» конструкции А.Н.Туполева «Ще-2» конструкции А.Я.Щербакова, «Як-6» конструкции А.С.Яковлева, - пассажирские – «Ан-10», «Ан-24» конструкции О.К.Антонова, «Ил-18» конструкции С.В.Ильюшина, - самолёты связи «По-2» и их санитарные версии «С-2» конструкции Н.Н.Поликарпова. Приложение: Командиры войсковой части № 13736 Имена всех командиров в/ч 13736 (в том числе – её самого первого командира) пока не установлены. Ныне точно известны следующие военнослужащие, занимавшие этот пост: Капрелян Рафаил Иванович (Капрэлян Рафаэль Овнанович; 1909 – 1984) – был командиром части в период 03.1944 – 05.1945 Бочкарёв Дмитрий Ильич (1916 – после 1970) – был командиром части до 06.06.1970 Кащеев Евгений Матвеевич (1923 – 2010) – был командиром части до 13.11.1974 Мынто Фёдор Михайлович – был командиром части в 1974 – 1981 годах Кучерявый Александр Григорьевич (1937 – 2018) – был командиром части в период 10.02.1981 – 18.05.1984 Романов Василий Романович – был командиром части в 1984 – 1986 годах Черняк Юрий Матвеевич – был командиром части в 1986 – 1991 годах Проскуряков Н.В. – был командиром части в период 28.02.1991 – 30.08.1997. Кроме того, предположительно командиром в/ч 13736 до 15.01.1958 был Боярков Михаил Александрович (1913 – после 1958). Все поименованные выше командиры в/ч 13736 (кроме майора Р.И.Капреляна) носили штатное для этой должности воинское звание «полковник».
  9. Приветствую! Рычаг клапана с креплением от ГРМ двигателя.
  10. Это фото для примера,а так не обязательно от Яка,может быть от чего угодно
  11. Благодарю! Видимо, от левой круглой части... Буду искать рядом, но рядом с перегородкой особо не было сигналов, кроме железной мелочи пока ...
  12. Перегородка внутренняя бака,в прошлом году сначала подняли перегородка,а потом целый бак от Як-1
  13. А хотя бы ркка или что? Не понять? Вроде бак круглый должен быть?
  14. На предыдущей поднятой шильде цифра 6 была забита 2-ой. На свежеподнятой шильде шестерка не забита. Обе шильды с правой стороны бомбардировщика.
  15. Клейм не разглядеть пока, на всякий случай забрал, почищу, может и обнаружится что
  16. от двигателя, но откуда конкретно?
  17. Жара давит, но кое что удалось поднять на неделе. Латунный поворотный кран по исполнению. как на большом самоваре. По ходу, им переключали подачу топлива из баков?
  18. В итоге фрагменты с номером какого мотора были подняты на месте падения?
  19. Командир полка....это уже интересно
  20. Мне попадались с клеймами.
  21. Перегородка, клейм, скорее всего, не будет
  22. Ошибочка, однако, вышла - 21.04.1943 года Спиридонов Н.Б.З.
  23. Сегодня с места падения. Подскажите, пожалуйста! Первая шильда видимо с мотора!?
  24. Ла-5 №37211015 отправлен с завода 10.12.1942. Но в декабре 1942-феврале 1943 этот номер не проходил через 2 ЗАБр - не поступал, не зачислялся в полк, не отправлялся с полком. То ли пропал по дороге в запасную бригаду, то ли был передан с завода непосредственно в строевую часть. во 2 сак не было такого номера к началу февраля 1943 года и не поступал/убыл в течении февраля.
  25. @Юрий Анатольевич @Kuf@linnet Борис Владимирович, а есть привязка данного самолёта к полку!?
  26. @kubanec Добрый вечер! Трудно по одной проекции определить точно обломок.Возможно это обломок от маслоотстойника.Судя по месту нанесения,номер агрегатный,не двигателя.Сравните пожалуйста обломок с рисунком сами
  27. Если это сокращеные номера самолета и мотора, то Ла-5 №37211015 выпущен с завода с мотором №65021962. Отправлен с завода лётом 10.12.1942.
  1. Load more activity