All Activity
This stream auto-updates
- Yesterday
-
Со стороны ВВС ЧФ в 1944 году при освобождении Севастополя работало 2 полка Ил-2 - это 8 ГШАП и 47 ШАП. И если МП двух штурмовиков находятся в 150 метрах друг от друга, то возможен вариант гибели этих самолётов в одном вылете. В связи с тем, что на данном МП обнаружены остатки парашютной аммуниции и флотские пуговицы от верхней одежды, то потерянный экипаж, а возможно и второй самолёт, скорее всего надо искать в 8 ГШАП. 47 ШАП был задействован с 24 апреля по 12 мая 1944 года для ударов по плавстредствам противника, стремящихся вывезти свои войска морем. И все их потери происходили над морем. Пока так, буду ещё копать архивы.
-
@Пупсик спасибо, завтра пересмотрю мануалы. Искал по м-105. Была мысль про бомбер Ил4-шкас, способ крепежа. Но яма одна. Может не все выкопали? Глубинного с собой не было, не проверял.
-
Нет, наушника не было. Закраина капота. А если слева в середине , то это крышка подсветки приборов
- 4 replies
-
- лагг-3
- крылья сталинграда
-
(and 1 more)
Tagged with:
-
@авиатор спасибо! Разглядел. На моей, по видимому, ориентиры отмечены кружками. Может Арта или пехота?
-
Вижу наушник.Летчик похоже в с-те.
- 4 replies
-
- лагг-3
- крылья сталинграда
-
(and 1 more)
Tagged with:
-
По куску дюралевому предположу что мотор звездообразный. Типа м87-88. Кусок примерно из района крепежа карбюратора.
-
Не знаю как ваша карта, но вот фото карты поднятой с немецким летчиком с Ме-109. Видно, что она вся разбита не квадраты(при увеличении видны большие и малые квадраты, и цифры обозначающие их разного размера)
-
Немного не в тему, но вот такой вопрос. Имеет ли отношение к авиации вот эта немецкая карта?
-
@Синд Спасибо!
- 4 replies
-
- лагг-3
- крылья сталинграда
-
(and 1 more)
Tagged with:
-
Чекуха 21-го завода, плюс ШВАК и УБ. Однозначно ЛаГГ-3
- 4 replies
-
1
-
- лагг-3
- крылья сталинграда
-
(and 1 more)
Tagged with:
-
Приветствую! Еще одно место было на днях предварительно изучено. Товарищ сообщил, что обнаружил похожее на место падения место. По координатам вышли на воронку. Место падения подтвердилось. Самолет сильно горел. Кто-то его уже копал до нас. Насколько перерыли пока не ясно, больших раскопок еще не делали. Обнаружен боекомплект ШКАС, причем звенья вместе со стрелянными гильзами. От агрегатов вот такая деталь. Номер 677. Что это не смог найти. Вот фотографии найденных узлов. Прошу помощи в идентификации машины.
-
Приветствую, уважаемые коллеги! В ходе экспедиции в Городищенском районе Волгоградской области в апреле 2025 года близ п. Дмитриевка было обнаружено место падения самолета. Как обычно не один раз перерытое((( Поставили красноярских ребят на зачистку. Первоначально посчитали, что Як-1 упал, но после переборки всего хлама выявились детали, характерные для Лагг-3. Найден боекомплект ШВАК и УБ. Клеймо только одно найдено. Характерные детали Мотор водяного охлаждения Подвесной, личных не обнаружено, но при переборке мешков один фрагментик горелой косточки нашли. Будем в дальнейшем еще это место изучать на предмет останков. В яме обнаружены множественные осколки. Возможно самолет шел с бомбовой нагрузкой. Тут вопрос, на Лагг вешали бомбы? В целом, номерного пока ничего, но для сохранения информации о месте падения и создал тему.
- 4 replies
-
- лагг-3
- крылья сталинграда
-
(and 1 more)
Tagged with:
-
@Андрей 57 Приветствую! ШВАКИ вскройте, там почти на каждой детали номер пушки набит. Борис Владимирович дал небольшую надежду. А по двигателю совсем все кисло с алюминием?
-
@CyMATOXA всё верно, конечно. Но неплохо было бы добавить, ИМХО, что это фото страниц книги Е.Б. Барсукова "Штык винтовки Мосина" (издание второе).
-
Очень похоже, что вот этот Москалец Владимир Сергеевич и упоминается в переводе трофейного списка беглых пленных и гастарбайтеров. И этот вариант не подходит, т.к. он сбежал из плена 03.07.44 г. на самолете с Лидского аэродрома***. А в том документе, что выложил коллега катуар (немецкий криминальный полицейский листок от 23.1.45 г.), говорится о разыскиваемом лейтенанте авиации Москалец и месте, в котором он, возможно, скрывается. Насколько я понял, этот листок выпущен в d.M. Stammlager IV D (Шталаг IV D, располагавшийся в городе Торгау, Саксония, примерно в 50 км к северо-востоку от Лейпцига). Из инета: - «Шталаг IV-D не был настоящим «лагерем» для военнопленных в общепринятом смысле — то есть множеством бараков, обнесённых колючей проволокой, предназначенных для содержания заключённых. Скорее, это был перевалочный пункт для распределения военнопленных по многочисленным «рабочим командам» или трудовым лагерям, находившимся под его юрисдикцией. Это могли быть заводы, шахты, железнодорожные станции или даже фермы, расположенные на расстоянии до 160 км/100 миль от Торгау. Шталаг IV-D состоял из двух отдельных зданий, расположенных в самом городе»; - «состоял из двух зданий, расположенных в городе, к юго-западу от железнодорожного вокзала. Первоначально это была небольшая типография; в феврале 1941 года она была реквизирована и использовалась как лагерь для военнопленных. На протяжении всего периода войны здесь размещалось около 500 пленных, большинство из них было выделено в Arbeitslager-Arbeitskommando (трудовые лагеря) на территории: заводы, шахты, железнодорожные станции и сельскохозяйственные фермы. Здания использовались как административные офисы с прилегающим комплексом небольших деревянных хижин, в которых размещались интернированные, назначенные на секретарские обязанности. Трудовые лагеря и Шталаг IV D были освобождены в апреле 1945 года союзниками и советскими войсками. 26 апреля союзные войска достигли советских войск в Торгау на Эльбе, где произошла встреча генерала Эмиля Ф. Рейнхардта и генерала Владимира Русакова». Я тоже пытался безуспешно «вычислить» этого летчика. Из возможных кандидатов на ОБД нашел одного: лейтенант (ст. лейтенант) МоскалеВ Александр Иванович, 1910 г.р. (21.12.1910), уроженец г. Вильно Литовской ССР (Литовская ССР, Вильнюсский уезд, г. Вильнюс). Дата поступления на службу: 10.09.1933 года. 07.04.40 г. был награжден орденом Красного Знамени, 13 армия. Последнее место службы 24 лбап (24 бап), пропал без вести 06.1941 г. *** Об Москалец В.С. более подробно можно узнать например из статьи под названием «Лидский улёт», а также из скана фельетона. Фото Москалец В.С.
-
О Москалец. Я тоже видела этот документ из трофейных о советских военнопленных: Но смутила дата, указанная в документе от катуара: февраль 45 г. Есть в инете сведения о Москалец Владимире Сергеевиче (д. р. 12.06.1915), уроженце г. Славянска Сталинской (ныне Донецкой) обл., ст. лейтенанте, командире звена 2 АЭ 80 ббап 261 сад, подбитом ЗА 10.03.43 на с-те Пе-2 при штурмовке нем. аэродрома Алакуртти на КарФ; был ранен, выпрыгнул с парашютом; попал в плен. Чтобы совершить побег из плена дал фиктивное согласие вступить в РОА. Немцы посадили его на устаревшей модели самолет с небольшой скоростью и дальностью полета - для ночных бомбометаний. 03.07.44 ему удалось угнать этот самолет и попасть к партизанам; а потом был арест 29.12.44, 17.03.45 ВТ МВО осудил за измену Родине на 10 лет лагерей с поражением в правах на 5 лет. Освобожден в 1952 г. 23.03.59 после дополнительной проверки и выяснения всех обстоятельств дело было прекращено и он был полностью реабелитирован. Вернулся в родной Славянск, работал слесарем-инструментальщиком. Скончался в мае 1992 г. Награды: орден Кр. Звезды 03.01.42; орден ОВ 1 ст. 85 г. Если этот немецкий документ о нем, то странно, что он составлен в феврале 45, когда Москалец уже находился на проверке в Подольске...
-
Почистил ещё одну деталь..как я думаю противовес чего то там.имеет отлитый номер 5400 или 5406.. весит примерно 3кг.
-
Точнее По-2 совершал перелет с аэродрома Иванич на аэродром Ясенки (ныне аэродром Жешув, в 80 км восточнее места падения). Летчик Лосев и По-2 по документам 88 гиап не проходят. Действительно, из управления 8 гиад.
-
Это потеря 88 гв. иап 8 гв. иад. 26.09.44 г. не вернулись с боевого задания на самолете По-2, пропали без вести: летчик гв. мл. лейтенант Лосев Виктор Иванович (1922 г.р., уроженец г. Орджоникидзе) и зам. НШ 88 гв. иап по оперативно-разведывательной части гв. майор Пекарский Иосиф Давидович (1905 г.р., уроженец с. Федорки Александрийского р-на Кировоградской обл. Приказом ВС 2 ВА 1 Украинского фронта от 22.10.44 г. был награжден орденом Красной Звезды, второй приказ от 03.11.44 г. – по одному представлению награжден дважды!!???). Как и указано у фашистов в заявке – один был сожжен (Лосев), второго (Пекарский) выбросило из машины, спасли. В этот день части 2 ВА боевой работы не вели из-за плохих метеоусловий – облачность10 баллов, высота 400-600 метров, временами дождь. По этой причине видимо заблудились. Про Лосева. 03.08.43 г. летчик 737 иап мл. л-т Лосев В.И. сопровождал самолеты Ил-2 на штурмовку. Отстал, при посадке без горючего самолет был разбит, а летчик получил тяжелый ушиб и наземными частями был направлен в госпиталь. В полку его посчитали пропавшим без вести, был исключен из списков КА. В 1944 году переведен в управление 8 гв. иад. Про Пекарского. В декабре 45-го был выписан из госпиталя (ЭГ 3348) и уволен в запас (по другим данным дата окончания службы - 06.11.46 г.). Карт военнопленного на него не нашел. Однако в инете (в Списке жертв, источник – Книга памяти Оренбургской обл.) есть информация о том, что он, как контролер треста «Водоканал», проживающий в г. Чкалов, был по ст. 58-1б осужден 27.01.51 г. ОСО при МГБ СССР к 25 годам ИТЛ. Бдительная гэбня накопала что-то по плену? Реабилитирован 18.07.55 г., архивное дело 06910.
-
Если уж никто не отозвался, сообщу те крохи, что удалось узнать. Немцы в январе-феврали 1945 года сообщают о советским летчике лейтенанте Москалец, который то ли находится в бегах из плена, то ли уже задержан. У нас в архиве есть упоминание в переводе трофейного списка беглых пленных и гастарбайтеров того периода: "Москалец Владимир (советский военнопленный?) летчик, лейтенант, бежал и разыскивается". Единственно, кого нашел это ст л-т Москалец Владимир Сергеевич командир звена 80 бап 261 сад, нбз 10.3.1943 в районе Алакуртти Мурманской области. Но могли ли его в Германию перевезти? Юбилейное награждение 1985 года.
-
Если это И-15 бис, то их потеряно на Халхин-Голе 65 штук. Думаю, что в РГВА есть материалы по номерам потеряях самолетов? Нужно знающих людей найти.
-
Уважаемые коллеги! Сегодня – 20 мая. Ровно 40 лет назад, 20.05.1985 автор прибыл в подмосковный гарнизон Остафьево, который на ближайшие десять месяцев станет постоянным местом его «срочной» службы. По случаю этого юбилея автор представляет вам электронную «Версию 2.0» – расширенную, исправленную и дополненную – своего сборника «Из истории Остафьевского аэродрома и базировавшихся на нём авиационных воинских частей (1941 – 2024)». Его полное содержание: Основные даты в истории аэродрома «Остафьево» (1941 – 2024 годы) Год 1941-й: недолгая история Остафьевской военной авиационной школы пилотов АСН № 5 – военный аэродром в подмосковном Остафьево в годы Великой Отечественной войны Хронологическая канва истории Войсковой части № 13736 Дальней Авиации (Аэродром «Остафьево», 1944 – 1997 годы) Воспоминания о службе на аэродроме и в гарнизоне «Остафьево» в 1957 – 1984 годах: Из мемуаров ветеранов Дальней Авиации Из истории Войсковой части № 42841 Морской Авиации на аэродроме «Остафьево» (1959 – 2024 годы) Авиапамятники Остафьево Краткий каталог памятных нагрудных знаков воинских частей гарнизона «Остафьево» Они служили в Остафьево в В/ч 13736 солдатами в 1985 – 1986 годах вместе с автором Алфавитный указатель типов военных самолётов, применявшихся с аэродрома «Остафьево» и упоминаемых в тексте сборника Перечень авиационных воинских частей и соединений, упоминаемых в тексте сборника Алфавитный указатель географических названий, упоминаемых в тексте сборника Алфавитный список имён военнослужащих, упоминаемых в тексте сборника Об авторе-составителе. Общий объём сборника – 90 страниц. Размер электронной версии сборника – 192 килобайта. Электронная версия сборника доступна для скачивания по ссылке - https://disk.yandex.ru/i/ja10tQFPrEiAsw Автор-составитель разрешает её дальнейшее некоммерческое распространение и будет приветствовать его. С уважением – К.Б.Стрельбицкий
-
Добрый день Я тоже собираю информацию о катастрофе URSS-M25 и его экипаже. Если эта тема кому-то интересна, я могу предложить несколько вопросов для обсуждения. Также я хочу попросить сделать фотографии плит в колумбарии, я не нашёл этих фотографий в хорошем качестве. По моему мнению, точную информацию о погибшем экипаже URSS-M25 проще получить при помощи некрополистики. То есть надо сравнить официальное сообщение ТАСС о похоронах экипажа на Новодевичьем кладбище (в СССР это сообщение опубликовала газета «Известия»), известный справочник Кипниса (я пользовался первым изданием 1995 года) и фотографии плит колумбария (эти фотографии можно найти на сайте http://skorbim.com/). Желающие могут посмотреть эту информацию на странице, сообщение ТАСС можно посмотреть на другой странице. Погибшего пилота звали Гуревич Владимир Васильевич. Все прочие варианты написания имени ФИО (например, «Ivan» в румынских газетах или «В.Н.» в книге Белякова) являются либо ошибками, либо опечатками. Генеалогической информации по пилоту у меня нет. С большой вероятностью можно предположить, что его фамилия православного происхождения (от известного имени Гурий), так как имя отчество «Владимир Васильевич» явно не соответствуют иудейской традиции. Соответственно, погибший пилот Владимир Гуревич точно НЕ БЫЛ родственником очень известного авиаконструктора 40-х годов Михаила Иосифовича Гуревича. Однако погибший пилот Владимир Гуревич МОГ БЫТЬ братом довольно известного военного инженера 40-х годов Михаила Васильевича Гуревича. У них не только совпадают отчества и близкие годы рождения, но и есть заметные пересечения в биографиях. Например, военный инженер Михаил Гуревич находился в командировке в Чехословакии как раз в то время, когда туда летал пилот Владимир Гуревич. Если на этом форуме есть любители некрополистики, то я хочу попросить сделать актуальные фотографии плит колумбария (я сам живу не в Москве). Требуются фотографии плит обоих бортмехаников в хорошем качестве, чтобы можно было чётко прочитать надписи и рассмотреть фотографии (на http://skorbim.com/ фотографии низкого качества). Также требуется общая фотография всех трёх плит. Попутно можно проверить одну версию. Сейчас плиты экипажа URSS-M25 нижние в своих вертикальных рядах. Однако сверху над ними более поздние плиты 1939 года. Поэтому в 1937 году захоронение экипажа URSS-M25 явно выглядело более торжественно (плиты были единственными в своих вертикальных рядах). Возможно, что в 1937 годы сверху была какая-то общая плита с информацией о катастрофе URSS-M25 (сейчас такой общей надписи нет и даже не указана должность Гуревича). Есть ли на этом форуме есть знатоки авиационных персоналий 30-х годов, то есть вопрос по летчику с фамилией «Caramanoff / Karamanowszky / Dimitrii Karmanoski / Karamanovsky». Этот фамилия много раз встречается в румынских газетах. Сначала румыны решили, что это была фамилия одного из членов экипажа погибшего самолёта. Потом они выяснили, что этого человека на борту не было. А потом этот человек сам приехал в Румынию в составе комиссии Петрова и пообщался с румынскими журналистами. Товарищ Karamanovsky рассказал румынам, что действительно должен был выполнять этот рейс, но в последний момент попросил Гуревича заменить его. Вероятно, он же рассказал румынам о том, что Гуревич участвовал в полярной программе 1935 года. Сложно сказать, насколько румыны его поняли, полярную историю румыны сильно переврали. Но проблема в том, что я вообще не нашёл ни одного подходящего человека в советских источниках. Логично предположить, что этот же человек рассказал Петрову странную историю про емкость с эфиром, которую которую непонятно зачем возили на борту и якобы затыкали тряпкой. Поэтому интересно узнать любые подробности об этом лётчике. Также предлагаю обсудить состав экипажа. По моему мнению, экипаж URSS-M25 был довольно необычный, слишком возрастной и необычного состава. Командир 1907 года рождения был самым молодым. Бортмеханик Крючков, который сидел в кресле второго пилота, был на 12 лет старше командира и имел партстаж со времён гражданской войны. Второй бортмеханик Котов, который сидел в кабине радиста, был явно слишком старым для обычного бортрадиста 30-х годов. Вообще возраст бортмехаников Гуревича в последнем полёте был сравним с возрастом бортмехаников Леваневского. У Леваневского были бортмеханики 1893 (Годовиков) и 1897 (Побежимов) годов рождения, а у Гуревича 1895 (Крючков) и 1898 (Котов) годов рождения. Но Леваневского жёстко критиковали за выбор дедушки Годовикова. А наличие столь возрастных механиков у Гуревича непонятно. Гуревича никто не обвинял ни в сложном характере, ни в особых амбициях. Состав экипажа URSS-M25 по должностям тоже странный. Большой пустой самолёт отправили в дальний и сложный международный рейс с экипажем всего из трёх человек, из которых два по основной специальности бортмеханики. Распределение обязанностей в экипаже непонятное. Непонятно, был ли у Крючкова допуск к управлению Дугласом, и кто в экипаже отвечал за штурманскую работу. Было бы вполне логично на таком рейсе (полёт над горами высотой порядка двух километров в непосредственной близости от границ явно враждебных стран) включить в экипаж второго пилота и штурмана-радиста, а обоих механиков можно было посадить в пустом салоне как служебных пассажиров. Также могу предложить обсудить «шпионские» публикации в европейских газетах, о которых вспоминал Петров. Такие публикации действительно были, хотя появились они уже после отъезда Петрова из Москвы и приличные газеты старались не замечать шпионский скандал. Первоисточник «шпионских» публикаций пока не понятен. Чешские газеты обычно ссылались на некую румынскую газету, но я пока не нашёл эту газету. «Шпионская» версия могла быть обычным фейком, так сказать погоней жёлтой прессы за дешёвыми сенсациями. Однако есть вероятность, что «шпионская» версия была намеренным вбросом спецслужб какого-то европейского государства. Еще могу предложить для обсуждения мемуары Белякова «В полет сквозь годы». В этой книге Беляков вообще ничего не написал о гибели Гуревича, хотя написал о его переходе в гражданский флот в 1935 году. Беляков наверняка много слышал о гибели URSS-M25, так как информационное сообщение об отправке комиссии Петрова в Румынию было напечатано в газете «Правда» строго в день вылета Леваневского. Более того, с большой вероятностью Беляков был на похоронах экипажа URSS-M25 (он в это время был в Москве, и все знали об его участии в перелете 1935 года). При этом Беляков особо написал о гибели Левченко. На мой взгляд, это выглядит странно. Хотя конечно это можно объяснить низким качеством редакторской работы над этой книгой, в книге полно ляпов.