All Activity

This stream auto-updates   

  1. Today
  2. По оперсводке 3 ВА также 3 потери в 949 шап: Торопов-Попрыго (НБЗ); Вакульский-Харьков (подбит ЗА в р-не цели, ВП в р-не Цесниэки – 10 км восточнее Бене, при посадке задел за дерево, погнут винт, вырваны шасси, летчик к исходу дня прибыл в часть, в/стрелок оставлен для охраны самолета); Петров-Салгалов (подбит ЗА над целью, ВП в р-не Жеймелис – 62 км юго-восточнее Бене (?), экипаж к исходу дня прибыл в часть). Дополнительная информация по экипажу. Ст. сержант Попрыго ранее воевал в пехоте, был дважды ранен, награжден медалью «За боевые заслуги», в 949 шап совершил более 40 б/вылетов, награжден орденами Красная Звезда и Отечественной войны II степени. Мл. лейтенант Торопов совершил более 30 б/вылетов, дважды приводил подбитый ЗА самолет на свой аэродром, был награжден орденами Красная Знамя и Отечественной войны I степени. Фото летчика:
  3. В списке 949 шап потерь в период 1-10.9.1944 за 2.9.1944 три нбз №№305666, 305131 и 305565. В том же списке за 8.9.1944 еще раз упомянут №305131, как сданный в 60 РАБ. Составлен не позднее 13.9.1944. В итоговом журнале потерь приказом от 17.9.1944 списаны №№305666 и 305565.
  4. 02.09.44 г. были потери в 211 шад в этом районе (с-в г. Ауце, Латвия). Но в донесении о БП дивизии есть только один экипаж: к-р звена 949 шап мл. лейтенант Торопов Леонид Ануфриевич (НБЗ из р-на д. Клатес), в/стрелок ст. сержант Попрыго (Поприго) Иван Матвеевич.
  5. @Взвод Это как раз не страшно
  6. Это с МП Смирнова никак не связано. Видимо нужно уточнять в отдельной теме?!
  7. Доброе утро ! На этом месте (недалеко от ур.Клушино Ржевского района ) были найдены полноценные останки лётчика в 2 метрах от воронки , которые до сих пор лежат в хранилище г.Ржева .
  8. 41иап базировался в Могилёве с24июня по 3 июля 1941 года.
  9. Yesterday
  10. @Прокофьев Илья Вот с фамилиями из ЖБД 237 шап https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=451007314&backurl=division\237 шап::begin_date\16.08.1944::end_date\16.08.1944::use_main_string\true::group\all::types\opersvodki:rasporyajeniya:otcheti:peregovori:jbd:direktivi:prikazi:posnatovleniya:dokladi:raporti:doneseniya:svedeniya:plani:plani_operaciy:karti:shemi:spravki:drugie&date_from=16.08.1944&date_to=16.08.1944
  11. https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=451005442&backurl=division\305 шад::begin_date\16.08.1944::end_date\17.08.1944::use_main_string\true::group\all::types\opersvodki:rasporyajeniya:otcheti:peregovori:jbd:direktivi:prikazi:posnatovleniya:dokladi:raporti:doneseniya:svedeniya:plani:plani_operaciy:karti:shemi:spravki:drugie&date_from=16.08.1944&date_to=17.08.1944&division=305 шад
  12. Есть потеря Ил-2 из 237 ШАП 305 ШАД... там... один парашют, попал в плен, второй погиб
  13. Это не район Валга?
  14. Номера мотора у себя не нашел (конечно если это действительно окончание номера), а вот Ил-2 № 18732102 был в одном из полков 305 ШАД 14 ВА, сгорел от ЗА противника 16.08.1944г.. (это контрольный список по дивизии, поэтому дата может быть и другая)...
  15. @Рамбовский пусть дадут фото с разных ракурсов мотора, там мест полно, где номер дублировался
  16. Добавлю еще один, скорее всего его не было. Перкаль немцы срезали, а в донесение не включили
  17. Поступила инфо первые дни войны, Могилёвская область упал самолёт, местные жители обнаружили мёртвого лётчика при нем документы на имя Репин, лётчика похоронили на местном кладбище. Нужна инфо о падении самолета возможно 41иап летчикРепинК. В. идата. В обд и память народа только июнь 1941.
  18. Была тема по этому мотору
  19. Наконец-то немчура правильную табличку открутила.
  20. Объем большой... На Ваше усмотрение, можете удалить. Правила есть правила...
  21. Напоминаю, что ссылки на сторонние ресурсы категорически не приветствуются. Хотите поделиться - цитируйте сюда с указанием авторства
  22. возможны повторы если что даите знать... другой пк.
  23. Спасибо за информацию! Рядом с могилами Перова, Семенова, Пикалёва Александра на старом кладбище много похоронено летчиков. Я сфотографировал некоторые памятники. На многих отсутствуеет информация о годах жизни. Попробую выяснить кто из лётчиков захоронены в этих могилах.
  24. @Семвал Посмотрел на всякий случай у себя. Иногда журналы потерь л/с частей продолжали вести и после войны, но не очень долго. По 126 иап у меня как раз выписки из единственного документа по этому полку, именно с потерями л/с, но в 1941-1949 годах. Крайняя запись 6 мая 1949 погиб при прыжках с парашютом ГСС майор Сибирин. Похоронен на площади Карла Маркса у городского театра.
  25. Уважаемые форумчане! Пока "затишье в поле", в связи с погодными условиями, хочу поделиться интересными данными опубликованными в ВК на сайте сообщества "Сталинградские рубежи", о работе "трофейных команд" по сбору немецких самолетов. Возможно кто то уже это видел, а кому то будет интересно. И ещё ...возможно есть такие документы и по аэродромам Морозовский и Тацинская. Здесь тоже работали "трофейные бригады".. Даже есть фото солдаты у склада контейнеров, которые немцы здесь загружали продовольствием и боеприпасами для окруженной армии Паулюса. Для примера привожу один документ, кому интересно найдет на сайте. Склад немецких самолётов у станции Чир.В фондах архива ЦДНИВО имеется доклад военного отдела Нижне-Чирского РК ВКП(б), направленный в июне 1943 года в Обком. В нём сообщалось, что оправлено на погрузку 106 немецких самолётов. Также сообщалось, что от станции Чир до хутора Тузов имеется построенная немцами узкоколейка. Но есть и более интересный документ. На сайте germandocsinrussira.org есть доклад с материалами осмотра матчасти самолётов противника у станции Чир 26-28 апреля 1943 года. Доклад подписан начальником разведотдела 8-й воздушной армии майором Голобородько и направлялся в Главное разведуправление Красной Армии. В сопроводительной записке информировалось, что самолёты были приготовлены противником для эвакуации в тыл и располагались по сторонам специально построенного ж.д. тупика. Всего было описано 99 единиц, часть самолётов были целыми, остальные в разной степени комплектности. Осмотр был произведён тщательно, с описанием модификаций самолётов, года постройки и производителя, заводских номеров и фотографиями тактических знаков и эмблем. Документ интересен для нас тем, что помогает составить представление об используемых противником в сражении за Сталинград самолётах более подробно. Какие же из них были обнаружены у станции Чир? Истребители. Истребителей было больше - всего 60 единиц. Все они были немецкими, т.е. "Мессершмиттами". Итальянских "Макки" и румынских "I.A.R." обнаружено не было, хотя они принимали участие в воздушных боях у Сталинграда. Интересно, что среди "Мессершмиттов" было немало устаревших к 1942 году модификаций. Например, один из них был идентифицирован как Ме 109С 1939 года постройки и производства завода Фокке-Вульф. Ме (Bf) 109 - одномоторный, одноместный истребитель с нижним расположением крыла. Модификация Ме 109С имела двигатель мощностью всего 700 л.с., что для 1942 года было совсем недостаточно. Развивал максимальную скорость до 470 км/ч и вооружался только четырьмя пулемётами калибра 7,92 мм. Ме (Bf.) 109Е. Ещё 30 истребителей - это различные модификации "Эмиля" - Ме-109Е 1938 - 40 гг. постройки. Произведены были заводами "Вена Нейштедтер", "Эрла Машиненверк", "Арадо Варнемюнде" и "Физилер Кассель". Для воздушных боёв 1942 года Ме-109Е подходили, но явных преимуществ перед Як-1 и ЛаГГ-3 не имели. По скорости проигрывали новым модификациям советских истребителей. Поэтому больше использовались как истребители-бомбардировщики и штурмовики, что подтверждали соответствующие знаки (гербы штурмовиков) на фюзеляжах нескольких самолётов у станции Чир. Ме (Bf.) 109F. В боях на сталинградском направлении у люфтваффе имелись не только устаревшие истребители, но и вполне современные и даже новейшие для 1942 года. Среди "сто девятых" было обнаружено 14 самолётов Ме 109F разных модификаций, выпущенных в 1939 - 42 годах. Произведены они были заводами "Вена Нейштедтер" и "Эрла Машиненверк". Ме 109F советские лётчики-истребители в 1942 году считали наиболее опасным противником. Истребители этой модификации обладали мощным пулемётно-пушечным вооружением, отличной маневренностью и скоростью до 620 км/ч на высотах более 4000 метров. Из 14 Ме-109F у станции Чир, 6 были в тропическом исполнении. Знаки на некоторых фюзеляжах (скрещённые мечи на белом щите) указывали на принадлежность к 3-й эскадре "Удет". Ме 109G. Самыми современными из описанных в донесении разведотдела 8 ВА истребителями были Ме-109G и Ме-109G-2. Всего их было найдено 13. Построены они были в 1942 году заводами "ВОР" и "Вена Нейштедтер". Это были новейшие, мощные боевые самолёты. Улучшенная аэродинамика и мотор мощностью 1475 л.с. позволяли самолёту разгоняться до недостижимой в то время для советских истребителей скорости в 650 км/ч (в пикировании выдерживал и большую скорость). Ме-109G имел гермокабину, а на G-2 ставилась обычная. Это были ранние версии Ме 109G, ещё относительно лёгкие, и вооружались 20-мм пушкой и 7,9-мм пулемётами. На одном из самолётов имелся герб 52-й эскадры - меч с крыльями на чёрно-красном щите.Другие эмблемы на фюзеляжах тоже достаточно интересны. Например туз пик или Микки Маус с пистолетом и тесаком. Ме-110. "Сто десятый" - это тяжёлый двухместный двухмоторный истребитель. Всего их насчитали пять единиц разных модификаций. Произведены были в 1940 - 41 годах заводами "Готта" и "Мессершмитт". На фронтах под Сталинградом они встречались часто. Нередко советские зенитчики обстреливали свои Пе-2, принимая их за Ме-110 из-за схожести силуэтов. Штурмовики и бомбардировщики. В Сталинградской битве со стороны люфтваффе роль штурмовой авиации больше играли пикирующие бомбардировщики Ju 87. Но самолёты-штурмовики тоже были, которых на складе у станции Чир было обнаружено 7. Из них шесть - это старые полуторапланы "Хеншели" Hs 123. Но также была найдена передняя часть фюзеляжа Hs 129. Это был уже новейший одноместный бронированный штурмовик с мощным вооружением. Он начал серийно выпускаться в 1942 году и его замечали зенитчики и авиачасти у Сталинграда. Но был он тут в незначительных количествах. Юнкерс Ju 87 Stuka - было обнаружено всего четыре, что само по себе ничего не говорит. Эти пикирующие бомбардировщики с сиреной наземные войска видели чаще всего. Им давали разные прозвища - "певун", "музыкант", "лаптёжник". Если им не мешали истребители или зенитки, они кружили над позициями и, сбрасывая бомбы в почти отвесном пикировании, наносили большой урон из-за точности бомбометания. Могли сбрасывать бомбы весом 250 - 1000 кг. Юнкерс Ju 88 у станции Чир было найдено 8 единиц, но эти бомбардировщики также видели часто. Они совершали налёты на позиции наземных войск, на аэродромы, тыловые объекты. Ju-88 являлись скоростными бомбардировщиками и могли бомбить с пологого пикирования. Хейнкель He 111 - основной тяжёлый бомбардировщик люфтваффе. У станции Чир был найден всего один 1942 года в тропическом исполнении. После окружения гитлеровских войск использовались как транспортные для доставки грузов в "котёл". Дорнье Do 17С тоже был обнаружен всего один. Этот двухмоторный самолёт использовался как бомбардировщик. Готта Go 145. Достаточно редкая модель самолёта. Это лёгкий биплан 1937 года постройки. "Готта" - вагоностроительная фирма, при гитлеровском режиме выпускала самолёты и планеры. Go 145 считается учебно-тренировочным самолётом, но, по некоторой информации, на Восточном фронте немцы, увидев эффективность У-2, стали их использовать как ночные бомбардировщики. Транспортные и вспомогательные самолёты. Среди боевых машин, конечно, были и небоевые, хотя и военные. Было описано четыре "Шторха" 1942 года постройки. Лёгкий одномоторный самолёт фирмы "Физилер" Fi 156 Storch в гитлеровской армии использовался как штабной, для перелётов генералов уровня штаба армии и выше. Два из четырёх "Шторхов" были в тропическом варианте. Ну и конечно, были найдены также четыре транспортника Юнкерс Ju-52 разных модификаций. Годы постройки - от 1934 до 1942. На них во многом полагалось командование окружённых под Сталинградом гитлеровских войск, но количества Ju-52 для обеспечения снабжением такой большой группировки войск оказалось явно недостаточным. Трёхмоторный Ju-52, он же "Тётушка Ю", вполне бы мог наравне с "Дугласом" войти в историю только как хороший пассажирский, либо просто транспортный самолёт. Но из-за Второй Мировой войны запомнился больше как военно-транспортный. Исходя из данных упомянутого доклада можно сказать, что военно-воздушные силы Германии в битве за Сталинград не были полностью укомплектованы только новыми самолётами, несмотря на важность сталинградского направления. Вероятно, промышленность Германии не в состоянии была обеспечить потребности новыми истребителями и бомбардировщиками свои авиачасти даже на таком передовом направлении. Поэтому сюда стягивалась вся свободная техника, даже старых модификаций, с африканских и средиземноморских театров военных действий. Конечно, это не полные данные и по ним нельзя полностью судить об уровне обеспеченности техникой люфтваффе. Было бы отлично привести, например, опись захваченных самолётов противника на аэродроме "Питомник". Среди них были очень интересные и редкие типы. Но такого документа пока не обнаружено, к сожалению. https://wwii.germandocsinrussia.org/ru/nodes/1958#pag..
  26. Кто знает о катастрофе двух МиГ-15 15 мая 1953 года возле Задонска Елецкого района Орловской (Липецкой обл.) Летчики 126 ИАП к-н Семенов Владимир Андреевич 1920 г.р. (мой дядя) и к-н Перов Георгий Митрофанович 1923 г.р. (сын Александр живет в г. Елец). Вчера посетил захоронение двух летчиков на старом кладбище в Ельце. Возложил венки. Я не знаю при каких обстоятельствах погибли два друга при столкновении двух истребителей МиГ-15. Они воевали в ВОВ с первых дней начала в 1941 и до дня Победы. Мой дядя служил в ПВО Москвы. После войны два полка базировались на аэродроме возле п.Телегино г. Елец. В 1951 году был направлен в командировку в Китай инструктором по обучению Китайских летчиков пилотированию на МиГ-15. Участие в военных действиях в Корее возможно принимал, но мне про это точно не известно. В 1953 году полк вернулся в г. Елец. В Китае был награжден орденом и медалью "За боевые заслуги", В ВОВ награжден орденом "Красной Звезды", "Орденом Отечественной войны". У обоих лётчиков сыновья родились в 1946 году и оба Александры. По просьбе жены Владимира Андреевича Семенова Людмилы Никитичны мой отец перевез останки в другой город на мемориальное кладбище офицерского состава т.к. дети и жена проживали не в г. Елец. В могилу Владимира Андреевича захоронили другого лётчика через несколько месяцев. Он тоже погиб трагически в Телегино на самолете МиГ-15 в сентябре месяце 1953 года.
  27. Добрый день! Кто знает о катастрофе двух МиГ-15 15 мая 1953 года в поселке Голубевка в Елецком районе Орловской (Липецкой обл.) Летчики Семенов Владимир Анд. и Перов Константин Митр. ? Открою тему т.к капитан Семёнов мой дядя.
  1. Load more activity