катуар

разное

1909 сообщений в этой теме

2 часа назад, катуар сказал:

возможны повторы...

Вроде бы ранее не обсуждали Ил-2 №1875385

У немцев: 18.08.1944 16.14 берлинского сбит ЗА Ил-2 №1875385, упал на западной окраине Стопница, что в Польше на Сандомирском плацдарме. 2 члена экипажа захвачены в плен.

У нас Ил-2 №1875385 на 1.1.1944 был в составе 5 шак. Списан во 2 ВА за 22.8.1944. В оперсводке 2 ВА за 18.8.1944 в 5 шак одна потеря, нбз мл. л-т Глебов.

5 шак, 4 гшад, 92 гшап гв. мл. л-т Глебов Иван Михайлович сбит ЗА в райрне Стопница. Приказ УК о нбз отменен в 1945 году.

По стрелку-радисту: Молодых Иван Васильевич гв. мл. с-т. 1985 юбилейное награждение.

Изменено пользователем linnet
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 часов назад, катуар сказал:

1 (1).jpg

1 (2).jpg

1 (3).jpg

У фрицев. 26.07.44 г. в 14.06 семь Ил-2 атаковали ВПП Кедайняй-Арёгала. Одна машина (Ил-2 № 9416) была сбита, взорвалась и сгорела, экипаж численностью 2 человека погиб.

У нас. 26.07.44 г. в 14.50-15.00 311 шад атаковала колонны автомашин, конных повозок и танков в движении по дороге Шаты, Кедайняй. Огнем ЗА сбит над целью в районе 1 км южнее Кедайняй зам. командира АЭ 956 шап ст. лейтенант Патин Федор Васильевич (1906 г.р., уроженец с. Старо-Ганькино Похвистневского р-на Куйбышевской обл.). В одном ЖБД от руки неразборчиво написана первая цифра номера самолета 0416, в другом напечатанном – 0416.

Уже после гибели Патина были подписаны приказы о его награждении орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени.

Вероятно, воздушным стрелком у Патина был ст. сержант Селюков Иван Федорович, 1921 г.р., уроженец с. Тугулук Шпаковского р-на Орджоникидзевского края.

Изменено пользователем skylark
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На всякий случай... Может пригодится... Тому, кто в теме... 

В док-тах гв. л-нта 60 гнбап Малыхина Ивана Андреевича указано, что в ночь на 25.09.43 нбз в р-не Мелитополь. 

Док-ты за подписями командира полка и начальника штаба полка:

IMG_20250530_120218.jpg

IMG_20250530_115943.jpg

 

Изменено пользователем Дочь ветерана ВОВ 863 иап
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, катуар сказал:

273823548.1.jpg

273823548.4.jpg

Попалась частично совпадающая информация:

15 Январь 1933  В Анжеро-Судженске (Кемеровская область) открыта летно-планерная школа. Планерная школа была с 4 планерами, ангаром, учебным классом. Руководитель – Сергей Васильевич Курилов. Станция находилась в районе Кемсети. Здесь же было и летное поле. В 1934 году состоялся первый выпуск планеристов. Их было 47 человек.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
53 минуты назад, катуар сказал:

1.jpeg

У немцев: 30.7.1942 8.00 берлинского в 4 км ВСВ от Зубцов. был сбит двумя Мессершмитами Ил-2. Самолет упал в лесу в районе Гармоново. Летчика нашли на следующий день, его встретил русский мальчик-грибник. При аресте выстрелили пилоту в ногу. Пилот Сержант Харелин Иван Степанович из 312 шап. 

У нас 312 шап 233 шад ст. с-т Харелин Иван Степанович пропал без вести. В трофейных материалах был в плену, дважды бежал. 11.8.1944 бежал успешно, исключен из немецких списков. Судьба неизвестна.

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, катуар сказал:

745 шап иап.jpeg

Снимок экрана_18-4-2025_223131_.jpeg

У немцев первый листок: уточняется донесение от 1.6.1942 якобы русский летчик в первом вылете собирался перелететь к немцам, но потерпел крушение. 745 сап?, ЛаГГ-3

У нас 1.6.42 нбз в полосе 50 армии, мл л-т Кривонос Леонид Владимирович, судьба неизвестна. Потерь за предшествующие дни не было. 745 сап был в составе ВВС 50 армии, что стояла у Варшавского шоссе.

У немцев второй листок. Нет дат, напрямую не привязан к первому листку? Все упомянутые нас пункты расположены поблизости у Варшавского шоссе. (рядом позици 50 армии). Упомянуты случаи/случай: 600 м южнее Скулово сел на вынужденную и сгорел; офицер застрелен во время бегства в лесу юго-восточнее Батищево. Упомянута 325 сд (это ее полоса). 

Изменено пользователем linnet
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, катуар сказал:

330284820.png

330284820 (1).png

Фото сделано в госпитале для легкораненых № 1800. Госпиталь находился с 23 декабря 1941 года по 1 марта 1942 года в г. Байрам-Али Туркменской ССР, с 18 марта по 20 июля 1942 года в г. Ростов-на-Дону (эти города упоминаются на обратной стороне фото). Фото подписала ст. сержант медслужбы Сагайдак Марфа Порфирьевна, 1919 г.р., уроженка с. Каменка Софиевского р-на Днепропетровской обл., работала в этом госпитале перевязочной сестрой с августа 1941 года.

03.10.43 г. награждена медалью "За боевые заслуги". Согласно наградному листу: работая в перевязочной изучала работу операционной сестры, знакома с этой работой и в любую минуту могла заменить операционную сестру. Во время нахождения госпиталя в г. Ростове, под беспрерывными бомбежками самоотверженно работала в перевязочной, оказывая помощь раненым. В 1943 году, несмотря на слабое здоровье, сутками без отдыха работала в перевязочной 1-м отделения. Принимала участие в общественной жизни госпиталя: была редактором госпитальной газеты, участником кружка самодеятельности, агитатором. Имела благодарности от командования госпиталя.

На фото со встречи ветеранов она сидит в центре.

Сагайдак.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По лётчику 312 шап Харелину Ивану Степановичу (д. р. 22.01.1922)

Из док-тов полка:

В 6-30 30 июля 42 г. эскадрилья капитана Карякина В. Г. в составе 8 Ил-2 (одноместных) вылетела на ст. Ново-Дугинская для штурмовки 2-х ж. д. эшелнов. Не возвратились 4 летчика, т. е. половина группы, среди них ст. сержант Харелин. Все числятся нбз по сей день. В жбд отмечено, что последующие задания полк в тот день не выполнил: причина - плохие метеоусловия

IMG_20250601_222046.jpg

Имеется УПК и фото Харелина И. С. 

IMG_20250601_210334.jpg

IMG_20250601_210413.jpg

Но странно, что карточка не полная, опубликована только лицевая сторона. Оборотная сторона, где отмечают все этапы службы, отсутствует. Почему? Есть ли в ней что-то о плене? 

В нем. карте военнопленного Харелина стоит предпоследняя запись от 07.08.44, что он под особым арестом СД. И последняя запись 11.08.44 - исключен, т. к. сбежал и не пойман. Удивительно, что он смог сбежать из-под такой охраны, но выжить, очевидно, не смог - нет такой информации.

P. S. А его ком-р АЭ Карякин Василий Георгиевич (д. р. 21.04.1918) и земляк (тоже уроженец Куйбышевской обл.) в 43 г стал ГСС, войну закончил заместителем ком-ра 311 шад, в 1965 г получил звание генерал-лейтенанта авиации, в 1980 г ушёл в отставку, прожил долгую жизнь, скончался 15.12.1998 г в Москве, похоронен на Троекуровском кладбище. 

Изменено пользователем Дочь ветерана ВОВ 863 иап
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 31.05.2025 в 10:35, linnet сказал:

У немцев: 30.7.1942 8.00 берлинского в 4 км ВСВ от Зубцов. был сбит двумя Мессершмитами Ил-2. Самолет упал в лесу в районе Гармоново. Летчика нашли на следующий день, его встретил русский мальчик-грибник. При аресте выстрелили пилоту в ногу. Пилот Сержант Харелин Иван Степанович из 312 шап. 

У нас 312 шап 233 шад ст. с-т Харелин Иван Степанович пропал без вести. В трофейных материалах был в плену, дважды бежал. 11.8.1944 бежал успешно, исключен из немецких списков. Судьба неизвестна.

ст. сержант Харелин Иван Степанович в немецкой персональной карте с фото и двух зеленых картах почему-то указан как младший лейтенант.

Тоже не нашел его среди выживших в плену, но встретилась другая информация. Его отец - Степан Федорович в Первую мировую войну был в плену у немцев, оттуда хорошо знал немецкий язык, знание которого передалось и его детям. У Ивана были две сестры – Вера и Клавдия, а также старший брат Федор, который тоже был летчиком и воевал на У-2 в 699 трап.

22 ноября 1942 г. в 20:05, выполняя задание по доставке почты с аэродрома Ильятино на аэродром Крестцы, в 20:30 в районе д. Объездно экипаж в составе командира звена ст. лейтенанта Харелина Федора Степановича и стрелка-бомбардира звена старшины Шебалдина Емельяна Дмитриевича потерпел катастрофу. Самолет разбит, экипаж погиб в 230 км от того места, где был сбит на Ил-2 брат Иван. По показаниям местных жителей самолет шел в направлении Крестцы на высоте 150-100 м. Попав в полосу снегопада, самолет стал делать разворот и упал на землю.

Экипаж первично был похоронены на кладбище д. Старый Березай Бологовского р-на Калининской области. Однако сохранилось только одиночное воинское захоронение Харелина Ф.С. над которым, согласно Учетной карточке 2018 года шефствуют родственники (???!!!), а с декабря 2019 года, согласно утвержденного администрацией Бологовского района Списка организаций, ИП Рубанова В.В. и ИП Сараханов К.К.

Вот только почему-то ухаживает за захоронением неравнодушная семья Балашовых. Со слов Веры Сергеевны Балашовой, когда они впервые увидели могилу летчика, это был просто маленький бугорок, который вот-вот сравняется с землей и исчезнет. А сверху – нелепая металлическая коробка и фотография паренька, мальчика совсем. Много труда, сил и заботы вложили они, чтобы люди помнили о герое. Когда меняли памятник на могиле своих родителей, то меняемый памятник установили на могиле лётчика. Затем сами сварили ограду, покрасили ее, а наконечники выкрасили ярко красной краской. На табличке обновили буквы и укрепили на ограде, привлекая внимание тех, кто проходит мимо.

P. S. Несколько лет назад на сайте "Жди меня" была размещена заявка на розыск Харелина Ивана: «Я разыскиваю брата моей родной бабушки Жауровой (Харелиной) Веры. Долгие годы мы думали, что дед пропал без вести. Но сегодня на сайте Мемориал я нашла информацию о том, что он был пленён в 1942 году в Шталаг Люфтваффе, а 11.04.1944 бежал удачно из плена. Я хочу разыскать его или его потомков, так как обещала бабушке, что найду его могилу, его детей. Если что нибудь известно о его дальнейшей судьбе, ответьте мне, прошу Вас. Благодарю за участие».

Иван Степанович и Федор Степанович Харелины.png

Донесение о БП.jpg

Учетная карточка.png

Учетная карточка_2.jpg

семья Балашовых.png

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 31.05.2025 в 09:28, катуар сказал:

70246578.jpg

70246590.jpg

Это экипажи 24 мтап ВМФ (с 31.05.43 г. - 9 гв. мтап ВМФ) начавшие воевать на самолетах «Хэмпден» (на фото ниже), которые решением премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля были переданы в дар Советскому Союзу и включены в состав ВВС Северного флота.

Из статьи Мирослава Морозова: «… во второй половине 43-го все перечисленные летчики еще только учились пилотировать воздушные крейсера. Основная нагрузка легла на пилотов, попавших в 24-й мтап еще в момент его формирования, но быстро лишившихся своих «Хэмпденов» и получивших в феврале 1943 г. «Бостоны». К июлю эти пилоты успели неплохо овладеть новыми машинами, однако опыта боевых торпедных атак они в большинстве своем не имели. Так, например, комэск 2-й эскадрильи капитан Адинсков участвовал лишь в одной атаке в феврале 43-го, капитан Островский — в двух атаках в январе, капитан Величкин — в одной в январе и т.д.».

Самолет Хэмпден.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, катуар сказал:

1 (1).jpg

Это потеря 304 иад.

09.07.44 г. вследствие потери ориентировки перелетели линию фронта и попали в плен: командир звена управления (звена связи) мл. лейтенант Староверов Александр Федорович (1913 г.р., уроженец г. Астрахань) с механиком авиационным того же звена ст. сержантом Деминым Афанасием Афанасьевичем (1919 г.р., уроженец г. Гусь-Хрустальный), пилот звена связи ст. сержант Епифанов Евгений Павлович (1923 г.р., уроженец г. Пенза) с механиком авиационным того же звена ст. сержантом Миньковым Леонидом Федоровичем (1918 г.р., уроженец г. Ленинград). Все вернулись из плена.

00000243.jpg

Епифанов-Миньков.jpg

Демин.jpg

Изменено пользователем skylark
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
31 минуту назад, skylark сказал:

Это потеря 304 иад.

А я было подумал, что это экипаж 208 нбад: подполковник Петрухин и майор Малоштан. Зам командира по летной и штурман дивизии. нбз в дневное время, над своей территорией.

Это как же надо было потерять ориентировку экипажами 304 иад, что вылетев с юга на север, они над Бродами появились с севера?

 

208 бад.jfif

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
23 часа назад, linnet сказал:

А я было подумал, что это экипаж 208 нбад: подполковник Петрухин и майор Малоштан. Зам командира по летной и штурман дивизии. нбз в дневное время, над своей территорией.

Это как же надо было потерять ориентировку экипажами 304 иад, что вылетев с юга на север, они над Бродами появились с севера?

208 бад.jfif

Сначала я тоже подумал про этот экипаж, но почитав перевод понял, что фрицы пишут о трех потерявших ориентировку самолетах типа У-2, два из которых они подбили.

304 иад в этот день продолжала перебазирование на другой аэроузел, видимо плохо ведущим группы был изучен район или маршрут перелета, вот и допустили блудежку.

Мне, в связи с этим вспомнился другой случай, произошедший 25.08.44 г., когда лидировавшие на По-2 командир 2 АЭ 2-го нбап «Краков» со штурманом АЭ чуть не завели свою эскадрилью к фрицам. Тогда АЭ спас лейтенант Червяков Василий Матвеевич, уведя ее от линии фронта на свой аэродром и не был за это награжден. А вот залетевшие через линию фронта и сбитые комэск капитан Мисаренко Григорий Афанасьевич и его штурман капитан Котульский Генрих Леонардович попали в плен, после которого были награждены: Мисаренко орденом Отечественной войны I степени 08.02.58 г. (и восстановлен в ВКП(б), а Котульский медалью «За отвагу» 27.01.58 г.

ст. лейтенант Червяков В.М. (1921 г.р., уроженец с. Таволжанка Карсунского р-на Ульяновской обл.), награжденный лишь медалями «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», был уволен в запас в марте 1946 года.

Судьба …..

Фото Червякова и подробнее об этом случае в этих архивных документах:

Червяков фото.jpg

2 нбап.png

2 нбап_2.png

Мисаренко.jpg

Мисаренко_2.jpg

Котульский.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, катуар сказал:

лютиков уткин.jpeg

У немцев: 5.7.43 Ил-2 из 775 шап в 4.30 (берлинское?) с аэродрома Куриловка, что близ Купянска. Подбит ЗА и ИА, в 6.00 сел вынужденно у Водяное. Экипаж пилот Уткин Николай Иванович, сержанит Лютиков Николай Алексеевич.

У нас 775 шап, 290 шад экипаж нбз из района Безлюдовка (10 км от Водяное). Пилот назван и мл. лейтенантом и сержантов. Репатриирован после плена в сентябре 1945 года. Судьба стрелка неизвестна.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Небольшое дополнение.

Из наших док-тов: экипаж Уткин Н. И. (д. р. 11.05.1920) - Лютиков Н. А. (д. р. 29.11.1920), с-т Ил-2 № 6823 нбз 05.07.43 из р-на п. Безлюдовка Харьковской обл. при уничтожении переправ ч/з р. Сев. Донец

IMG_20250603_145239.jpg

IMG_20250603_152628.jpg

Уткин репатриирован 09.45, службу завершил 06.11.45; 06.05.1957 награжден ООВ 2 ст. 

IMG_20250603_153627.jpg

IMG_20250603_150334.jpg

Сведений о дальнейшей судьбе в/стрелка Лютикова тоже не встретилось. 

 

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Дочь ветерана ВОВ 863 иап сказал:

о дальнейшей судьбе в/стрелка Лютикова тоже не встретилось

Юбилейная картотека : Лютиков Николай Алексеевич 1920 г.р. Волгоград.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   1 пользователь

    • катуар