Опубликовано: 28 мая 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 28 мая (изменено) 2 часа назад, катуар сказал: возможны повторы... Вроде бы ранее не обсуждали Ил-2 №1875385 У немцев: 18.08.1944 16.14 берлинского сбит ЗА Ил-2 №1875385, упал на западной окраине Стопница, что в Польше на Сандомирском плацдарме. 2 члена экипажа захвачены в плен. У нас Ил-2 №1875385 на 1.1.1944 был в составе 5 шак. Списан во 2 ВА за 22.8.1944. В оперсводке 2 ВА за 18.8.1944 в 5 шак одна потеря, нбз мл. л-т Глебов. 5 шак, 4 гшад, 92 гшап гв. мл. л-т Глебов Иван Михайлович сбит ЗА в райрне Стопница. Приказ УК о нбз отменен в 1945 году. По стрелку-радисту: Молодых Иван Васильевич гв. мл. с-т. 1985 юбилейное награждение. Изменено 28 мая пользователем linnet 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 мая 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 мая (изменено) 7 часов назад, катуар сказал: У фрицев. 26.07.44 г. в 14.06 семь Ил-2 атаковали ВПП Кедайняй-Арёгала. Одна машина (Ил-2 № 9416) была сбита, взорвалась и сгорела, экипаж численностью 2 человека погиб. У нас. 26.07.44 г. в 14.50-15.00 311 шад атаковала колонны автомашин, конных повозок и танков в движении по дороге Шаты, Кедайняй. Огнем ЗА сбит над целью в районе 1 км южнее Кедайняй зам. командира АЭ 956 шап ст. лейтенант Патин Федор Васильевич (1906 г.р., уроженец с. Старо-Ганькино Похвистневского р-на Куйбышевской обл.). В одном ЖБД от руки неразборчиво написана первая цифра номера самолета 0416, в другом напечатанном – 0416. Уже после гибели Патина были подписаны приказы о его награждении орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени. Вероятно, воздушным стрелком у Патина был ст. сержант Селюков Иван Федорович, 1921 г.р., уроженец с. Тугулук Шпаковского р-на Орджоникидзевского края. Изменено 29 мая пользователем skylark 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 мая (изменено) На всякий случай... Может пригодится... Тому, кто в теме... В док-тах гв. л-нта 60 гнбап Малыхина Ивана Андреевича указано, что в ночь на 25.09.43 нбз в р-не Мелитополь. Док-ты за подписями командира полка и начальника штаба полка: Изменено 30 мая пользователем Дочь ветерана ВОВ 863 иап 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 мая 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 мая 3 часа назад, катуар сказал: Попалась частично совпадающая информация: 15 Январь 1933 В Анжеро-Судженске (Кемеровская область) открыта летно-планерная школа. Планерная школа была с 4 планерами, ангаром, учебным классом. Руководитель – Сергей Васильевич Курилов. Станция находилась в районе Кемсети. Здесь же было и летное поле. В 1934 году состоялся первый выпуск планеристов. Их было 47 человек. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 мая 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 мая 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 мая 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 мая 53 минуты назад, катуар сказал: У немцев: 30.7.1942 8.00 берлинского в 4 км ВСВ от Зубцов. был сбит двумя Мессершмитами Ил-2. Самолет упал в лесу в районе Гармоново. Летчика нашли на следующий день, его встретил русский мальчик-грибник. При аресте выстрелили пилоту в ногу. Пилот Сержант Харелин Иван Степанович из 312 шап. У нас 312 шап 233 шад ст. с-т Харелин Иван Степанович пропал без вести. В трофейных материалах был в плену, дважды бежал. 11.8.1944 бежал успешно, исключен из немецких списков. Судьба неизвестна. 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 июня 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 июня 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 июня 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 июня (изменено) 1 час назад, катуар сказал: У немцев первый листок: уточняется донесение от 1.6.1942 якобы русский летчик в первом вылете собирался перелететь к немцам, но потерпел крушение. 745 сап?, ЛаГГ-3 У нас 1.6.42 нбз в полосе 50 армии, мл л-т Кривонос Леонид Владимирович, судьба неизвестна. Потерь за предшествующие дни не было. 745 сап был в составе ВВС 50 армии, что стояла у Варшавского шоссе. У немцев второй листок. Нет дат, напрямую не привязан к первому листку? Все упомянутые нас пункты расположены поблизости у Варшавского шоссе. (рядом позици 50 армии). Упомянуты случаи/случай: 600 м южнее Скулово сел на вынужденную и сгорел; офицер застрелен во время бегства в лесу юго-восточнее Батищево. Упомянута 325 сд (это ее полоса). Изменено 1 июня пользователем linnet 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 июня 3 часа назад, катуар сказал: Фото сделано в госпитале для легкораненых № 1800. Госпиталь находился с 23 декабря 1941 года по 1 марта 1942 года в г. Байрам-Али Туркменской ССР, с 18 марта по 20 июля 1942 года в г. Ростов-на-Дону (эти города упоминаются на обратной стороне фото). Фото подписала ст. сержант медслужбы Сагайдак Марфа Порфирьевна, 1919 г.р., уроженка с. Каменка Софиевского р-на Днепропетровской обл., работала в этом госпитале перевязочной сестрой с августа 1941 года. 03.10.43 г. награждена медалью "За боевые заслуги". Согласно наградному листу: работая в перевязочной изучала работу операционной сестры, знакома с этой работой и в любую минуту могла заменить операционную сестру. Во время нахождения госпиталя в г. Ростове, под беспрерывными бомбежками самоотверженно работала в перевязочной, оказывая помощь раненым. В 1943 году, несмотря на слабое здоровье, сутками без отдыха работала в перевязочной 1-м отделения. Принимала участие в общественной жизни госпиталя: была редактором госпитальной газеты, участником кружка самодеятельности, агитатором. Имела благодарности от командования госпиталя. На фото со встречи ветеранов она сидит в центре. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 июня (изменено) По лётчику 312 шап Харелину Ивану Степановичу (д. р. 22.01.1922) Из док-тов полка: В 6-30 30 июля 42 г. эскадрилья капитана Карякина В. Г. в составе 8 Ил-2 (одноместных) вылетела на ст. Ново-Дугинская для штурмовки 2-х ж. д. эшелнов. Не возвратились 4 летчика, т. е. половина группы, среди них ст. сержант Харелин. Все числятся нбз по сей день. В жбд отмечено, что последующие задания полк в тот день не выполнил: причина - плохие метеоусловия Имеется УПК и фото Харелина И. С. Но странно, что карточка не полная, опубликована только лицевая сторона. Оборотная сторона, где отмечают все этапы службы, отсутствует. Почему? Есть ли в ней что-то о плене? В нем. карте военнопленного Харелина стоит предпоследняя запись от 07.08.44, что он под особым арестом СД. И последняя запись 11.08.44 - исключен, т. к. сбежал и не пойман. Удивительно, что он смог сбежать из-под такой охраны, но выжить, очевидно, не смог - нет такой информации. P. S. А его ком-р АЭ Карякин Василий Георгиевич (д. р. 21.04.1918) и земляк (тоже уроженец Куйбышевской обл.) в 43 г стал ГСС, войну закончил заместителем ком-ра 311 шад, в 1965 г получил звание генерал-лейтенанта авиации, в 1980 г ушёл в отставку, прожил долгую жизнь, скончался 15.12.1998 г в Москве, похоронен на Троекуровском кладбище. Изменено 1 июня пользователем Дочь ветерана ВОВ 863 иап 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 июня В 31.05.2025 в 10:35, linnet сказал: У немцев: 30.7.1942 8.00 берлинского в 4 км ВСВ от Зубцов. был сбит двумя Мессершмитами Ил-2. Самолет упал в лесу в районе Гармоново. Летчика нашли на следующий день, его встретил русский мальчик-грибник. При аресте выстрелили пилоту в ногу. Пилот Сержант Харелин Иван Степанович из 312 шап. У нас 312 шап 233 шад ст. с-т Харелин Иван Степанович пропал без вести. В трофейных материалах был в плену, дважды бежал. 11.8.1944 бежал успешно, исключен из немецких списков. Судьба неизвестна. ст. сержант Харелин Иван Степанович в немецкой персональной карте с фото и двух зеленых картах почему-то указан как младший лейтенант. Тоже не нашел его среди выживших в плену, но встретилась другая информация. Его отец - Степан Федорович в Первую мировую войну был в плену у немцев, оттуда хорошо знал немецкий язык, знание которого передалось и его детям. У Ивана были две сестры – Вера и Клавдия, а также старший брат Федор, который тоже был летчиком и воевал на У-2 в 699 трап. 22 ноября 1942 г. в 20:05, выполняя задание по доставке почты с аэродрома Ильятино на аэродром Крестцы, в 20:30 в районе д. Объездно экипаж в составе командира звена ст. лейтенанта Харелина Федора Степановича и стрелка-бомбардира звена старшины Шебалдина Емельяна Дмитриевича потерпел катастрофу. Самолет разбит, экипаж погиб в 230 км от того места, где был сбит на Ил-2 брат Иван. По показаниям местных жителей самолет шел в направлении Крестцы на высоте 150-100 м. Попав в полосу снегопада, самолет стал делать разворот и упал на землю. Экипаж первично был похоронены на кладбище д. Старый Березай Бологовского р-на Калининской области. Однако сохранилось только одиночное воинское захоронение Харелина Ф.С. над которым, согласно Учетной карточке 2018 года шефствуют родственники (???!!!), а с декабря 2019 года, согласно утвержденного администрацией Бологовского района Списка организаций, ИП Рубанова В.В. и ИП Сараханов К.К. Вот только почему-то ухаживает за захоронением неравнодушная семья Балашовых. Со слов Веры Сергеевны Балашовой, когда они впервые увидели могилу летчика, это был просто маленький бугорок, который вот-вот сравняется с землей и исчезнет. А сверху – нелепая металлическая коробка и фотография паренька, мальчика совсем. Много труда, сил и заботы вложили они, чтобы люди помнили о герое. Когда меняли памятник на могиле своих родителей, то меняемый памятник установили на могиле лётчика. Затем сами сварили ограду, покрасили ее, а наконечники выкрасили ярко красной краской. На табличке обновили буквы и укрепили на ограде, привлекая внимание тех, кто проходит мимо. P. S. Несколько лет назад на сайте "Жди меня" была размещена заявка на розыск Харелина Ивана: «Я разыскиваю брата моей родной бабушки Жауровой (Харелиной) Веры. Долгие годы мы думали, что дед пропал без вести. Но сегодня на сайте Мемориал я нашла информацию о том, что он был пленён в 1942 году в Шталаг Люфтваффе, а 11.04.1944 бежал удачно из плена. Я хочу разыскать его или его потомков, так как обещала бабушке, что найду его могилу, его детей. Если что нибудь известно о его дальнейшей судьбе, ответьте мне, прошу Вас. Благодарю за участие». 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 июня В 31.05.2025 в 09:28, катуар сказал: Это экипажи 24 мтап ВМФ (с 31.05.43 г. - 9 гв. мтап ВМФ) начавшие воевать на самолетах «Хэмпден» (на фото ниже), которые решением премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля были переданы в дар Советскому Союзу и включены в состав ВВС Северного флота. Из статьи Мирослава Морозова: «… во второй половине 43-го все перечисленные летчики еще только учились пилотировать воздушные крейсера. Основная нагрузка легла на пилотов, попавших в 24-й мтап еще в момент его формирования, но быстро лишившихся своих «Хэмпденов» и получивших в феврале 1943 г. «Бостоны». К июлю эти пилоты успели неплохо овладеть новыми машинами, однако опыта боевых торпедных атак они в большинстве своем не имели. Так, например, комэск 2-й эскадрильи капитан Адинсков участвовал лишь в одной атаке в феврале 43-го, капитан Островский — в двух атаках в январе, капитан Величкин — в одной в январе и т.д.». 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 июня 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 июня (изменено) 2 часа назад, катуар сказал: Это потеря 304 иад. 09.07.44 г. вследствие потери ориентировки перелетели линию фронта и попали в плен: командир звена управления (звена связи) мл. лейтенант Староверов Александр Федорович (1913 г.р., уроженец г. Астрахань) с механиком авиационным того же звена ст. сержантом Деминым Афанасием Афанасьевичем (1919 г.р., уроженец г. Гусь-Хрустальный), пилот звена связи ст. сержант Епифанов Евгений Павлович (1923 г.р., уроженец г. Пенза) с механиком авиационным того же звена ст. сержантом Миньковым Леонидом Федоровичем (1918 г.р., уроженец г. Ленинград). Все вернулись из плена. Изменено 2 июня пользователем skylark 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 июня (изменено) 31 минуту назад, skylark сказал: Это потеря 304 иад. А я было подумал, что это экипаж 208 нбад: подполковник Петрухин и майор Малоштан. Зам командира по летной и штурман дивизии. нбз в дневное время, над своей территорией. Это как же надо было потерять ориентировку экипажами 304 иад, что вылетев с юга на север, они над Бродами появились с севера? 208 бад.jfif Изменено 2 июня пользователем linnet 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 июня 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 июня 23 часа назад, linnet сказал: А я было подумал, что это экипаж 208 нбад: подполковник Петрухин и майор Малоштан. Зам командира по летной и штурман дивизии. нбз в дневное время, над своей территорией. Это как же надо было потерять ориентировку экипажами 304 иад, что вылетев с юга на север, они над Бродами появились с севера? 208 бад.jfif Сначала я тоже подумал про этот экипаж, но почитав перевод понял, что фрицы пишут о трех потерявших ориентировку самолетах типа У-2, два из которых они подбили. 304 иад в этот день продолжала перебазирование на другой аэроузел, видимо плохо ведущим группы был изучен район или маршрут перелета, вот и допустили блудежку. Мне, в связи с этим вспомнился другой случай, произошедший 25.08.44 г., когда лидировавшие на По-2 командир 2 АЭ 2-го нбап «Краков» со штурманом АЭ чуть не завели свою эскадрилью к фрицам. Тогда АЭ спас лейтенант Червяков Василий Матвеевич, уведя ее от линии фронта на свой аэродром и не был за это награжден. А вот залетевшие через линию фронта и сбитые комэск капитан Мисаренко Григорий Афанасьевич и его штурман капитан Котульский Генрих Леонардович попали в плен, после которого были награждены: Мисаренко орденом Отечественной войны I степени 08.02.58 г. (и восстановлен в ВКП(б), а Котульский медалью «За отвагу» 27.01.58 г. ст. лейтенант Червяков В.М. (1921 г.р., уроженец с. Таволжанка Карсунского р-на Ульяновской обл.), награжденный лишь медалями «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», был уволен в запас в марте 1946 года. Судьба ….. Фото Червякова и подробнее об этом случае в этих архивных документах: 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 июня 3 часа назад, катуар сказал: У немцев: 5.7.43 Ил-2 из 775 шап в 4.30 (берлинское?) с аэродрома Куриловка, что близ Купянска. Подбит ЗА и ИА, в 6.00 сел вынужденно у Водяное. Экипаж пилот Уткин Николай Иванович, сержанит Лютиков Николай Алексеевич. У нас 775 шап, 290 шад экипаж нбз из района Безлюдовка (10 км от Водяное). Пилот назван и мл. лейтенантом и сержантов. Репатриирован после плена в сентябре 1945 года. Судьба стрелка неизвестна. 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 июня Небольшое дополнение. Из наших док-тов: экипаж Уткин Н. И. (д. р. 11.05.1920) - Лютиков Н. А. (д. р. 29.11.1920), с-т Ил-2 № 6823 нбз 05.07.43 из р-на п. Безлюдовка Харьковской обл. при уничтожении переправ ч/з р. Сев. Донец Уткин репатриирован 09.45, службу завершил 06.11.45; 06.05.1957 награжден ООВ 2 ст. Сведений о дальнейшей судьбе в/стрелка Лютикова тоже не встретилось. 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 июня 3 часа назад, Дочь ветерана ВОВ 863 иап сказал: о дальнейшей судьбе в/стрелка Лютикова тоже не встретилось Юбилейная картотека : Лютиков Николай Алексеевич 1920 г.р. Волгоград. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 июня 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 июня 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 июня 1 час назад, катуар сказал: Это потеря 970 нбап 271 нбад 9 мая 1943 года 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах