olenevod

Нормандия-Неман

1125 сообщений в этой теме

1 час назад, Battleclown сказал:

Добрый день!

фото из Минкского Музея 2012 года. ТОгда ничего про номера не знал. Но номер на блоке вполне виден 345-2460

С уважением

Як_Минск.JPG

Оказался в нужном месте в нужное время!  :D  :?:?:?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте,
вот, впервые увидев, как стал Як-3 из Нормандии-Немена : ящик для инструментов !

Серийный номер 31165. Это должен быть самолет завода № 31, поставленный в 1945 году. Безусловно, один из тех, что дал полку Я. Сталин.

Сергей, вы можете подтвердить мою догадку ?

Спасибо за любезность

valise.png

valise 2.png

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Два сомнения:

1. Способ нанесения надписи незнаком. Если только уже во Франции сделали?

2. Если это номер Як-3 завода №31, то он должен быть не №31165, а №310165. Но вполне возможно, что могли НОЛЬ пропустить.

Як-3 №310165 с мотором №422-49 был отправлен с завода №31 в Тбилиси в 26 зап 9.9.1944

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
34 minutes ago, linnet said:

Два сомнения:

1. Способ нанесения надписи незнаком. Если только уже во Франции сделали?

2. Если это номер Як-3 завода №31, то он должен быть не №31165, а №310165. Но вполне возможно, что могли НОЛЬ пропустить.

Як-3 №310165 с мотором №422-49 был отправлен с завода №31 в Тбилиси в 26 зап 9.9.1944

Здравствуй, Linnet

Может быть, номер был перекрашен причудливым американским трафаретом ? Что характерно для французских автомобилей того времени.

После этого вполне возможно, что это было сделано только с яка из Нормандии.

Я добавляю фотографии снова, чтобы вы могли лучше понять.

Может быть, тип шарнира может помочь ? Соответствует ли это требованиям боковых панелей кабины ?

размер 22 х 35 х 10 см

valise3.png

valise4.png

Изменено пользователем Courtois Laurent
Photo !!!!
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 hours ago, linnet said:

Як-3 №310165 на 1.1.1945 года был в резерве 17 ВА, на 1.4.1945 и 1.7.1945 в составе 288 иад 17 ВА.

Поскольку группа "Нормандия" летела в Индокитай на американских самолетах, я проверил серийные номера в США.

31165 = Boeing P-12C разбился в 11 милях от Келли Филд, штат Техас, 18 мая 1938 г.
41-31165 = Vultee A-35A-VN Vengeance, часть серии самолетов, предоставленных по ленд-лизу RAF, несколько самолетов были доставлены в свободную Францию. Может быть, зацепка ?
42-31165 = Boeing B-17G-5-БО- неизвестная история
43-31165-контракт на строительство отменен - Аэрокона-PT-19A-AE
44-31165 = B-25 - По ленд-лизу  СССР

Так что это уже не американский самолет.

Так что это не самолет США

Изменено пользователем Courtois Laurent
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Скорее всего это послевоенное что-то. Во время войны у нас алюминий так бы не тратили. Для бортинструмента и формуляров были сумки.

Як-1 № 31165 (если предположить такое) был в 1-м гиап.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 hours ago, Сергей Кузнецов said:

 

6 hours ago, Сергей Кузнецов said:

Скорее всего это послевоенное что-то. .

Здравствуйте, Сергей,

Имя "Нормандия-Немен" появился во Франции только после того, как полк вернулся во Францию.
Она стала официальной только с апреля 1946 года, что соответствует периоду уничтожения Як-3 истребительной группы III/5 Нормандия-Неман.
Этот ящик для инструментов, представленный как изготовленный из Як-3, будет датирован 1946-1947 годами.

Первый гвиап находится в Праге в июне 1945 года, поэтому он пересекает полк Нормандии, возвращающийся во Францию, и остается на месте 2 дня;

17 июня несколько самолетов совершили ложный старт и задержались во время вылета в Штутгарт. Может быть, мы поменялись местами на самолете ?

Тем не менее, необходимо разобрать, что проверенный корпус, изготовленный  основе Як-3 из Нормандии,  и, кроме того, из як 31165.

Я попытаюсь выяснить, не наносит ли алюминиевый корпус какие-либо специфические марки по советским алюминиям.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый день, Лоран.

Данная маркировка по виду больше всего похожа на немецкую маркировку алюминиевого проката. Выше есть ещё надпись латинскими буквами - к сожалению плохо читается. Возможно это ключ к пониманию.

3116 - это серия немецких AlCuMg сплавов, плакированных. Близок советскому сплаву Д17, американскому Alc 17S, английским  2L36 и 5L3.

В немецкой технической литературе встретилось прямое упоминание именно для вашего сочетания цифр "Fliegwerkstoff 3116/5" - Al-Cu-Mg-Legierung in plattiertem Zustand. 

http://cybra.lodz.pl/Content/6087/Aluminium_nr 9.pdf (страница 40)

Видимо ящик сделан из листов трофейного алюминиевого проката и номер самолета в этой маркировке искать не надо.

 

Изменено пользователем kirche
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 hours ago, kirche said:

Добрый день, Лоран.

Данная маркировка по виду больше всего похожа на немецкую маркировку алюминиевого проката. Выше есть ещё надпись латинскими буквами - к сожалению плохо читается. Возможно это ключ к пониманию.

3116 - это серия немецких AlCuMg сплавов, плакированных. Близок советскому сплаву Д17, американскому Alc 17S, английским  2L36 и 5L3.

В немецкой технической литературе встретилось прямое упоминание именно для вашего сочетания цифр "Fliegwerkstoff 3116/5" - Al-Cu-Mg-Legierung in plattiertem Zustand. 

http://cybra.lodz.pl/Content/6087/Aluminium_nr 9.pdf (страница 40)

Видимо ящик сделан из листов трофейного алюминиевого проката и номер самолета в этой маркировке искать не надо.

 

Добрый вечер Kirche !

Большое спасибо за эту информацию. Это конец загадки и «дерьмовой» экспертизы на аукционе во Франции.
Еще раз спасибо за маленький урок немецко-фашистского сплава. !

Laurent
 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Только что пришла грустная новость из Ярославля.

На 95 году жизни скончался Валентин Иванович Огурцов.

https://larenaissancefrancaise.org/Federation-de-Russ..
 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На фотографии с офицерами 261 бап три француза: рядом с Иваном Васильевичем Дымченко - комэск "Нормандии" майор Жан-Луи Тюлян, за ним в заднем ряду, высокий - аспирант Мишель (Михаил Романович) Шик, переводчик, летчик связного самолета; в заднем ряду (в унтах) зам. комэска - капитан Альбер Литтольф. Во Францию вернётся только М. Шик.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всем привет

После долгих поисков я предлагаю вам личность неизвестного пилота «Нормандии-Неман», похороненного во Введенском кладбище в Москве, которого торговцы сувенирами представляют как Жана Тулана.

Карагодин Борис Иванович

431 иап, 315 иад, 15 ВА, пропал без вести 12 мая на участке Болхов, возвращаясь с бомбометания с аэродрома Солнцево (с 5:05 до 5:15).
В этот же день 12.05.43 - унтер-офицер Вернер Принц из 3./JG 51 заявляет Як-1 в секторе 64 584 (1-6 км от места обнаружения предполагаемого Жана Туласна) на высоте 1000 м. и 04:28 по немецкому времени, т.е. 5:28 по советскому времени. - Фильм С. 2032/II Анерк: № 312.

Я размещаю рядом с фотографией Карагодина фотографию, по которой опознали Жана Туласна, чтобы проиллюстрировать непрочность этого аргумента.

Также выкладываю фото остатков Як-1 Жана Тюляна, выставленных в Орле (кстати, Жан Туласн пропал на Як-9).

Сергей Кузнецов, пожалуйста, посмотрите, нет ли в наборе деталей Як-7б.

Я с нетерпением жду вашей обоснованной критики этой гипотезы.

Пусть нынешние трудные времена принесут только славу форумчанам и их близким, и избавят их от горя. Да благословит вас всех Бог.

karagotin.jpg

tulasne-karagodin.png

fragment avion jean tulasne.jpg

fragment avion jean tulasne1.jpg

queue tulasne.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
34 минуты назад, Courtois Laurent сказал:

Карагодин Борис Иванович

431 иап, 315 иад, 15 ВА, пропал без вести 12 мая на участке Болхов, возвращаясь с бомбометания с аэродрома Солнцево (с 5:05 до 5:15).

12.5.1943 в 4.45 вылетевшие на боевое задание на сопровождение Ла-5 и на штурмовку аэродрома противника Нарышкино, в составе 18 самолетов Як-7б, пилот 1 аэ сержант Карагодин Борис Иванович с задания не возвратился, причины не выяснены.

431 иап базировался на аэродроме Орлик.

Як-7б №4115331 с мотором №315-99 потеря 12.5.1943 г. Сержант Карагодин.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 hours ago, linnet said:

12.5.1943 в 4.45 вылетевшие на боевое задание на сопровождение Ла-5 и на штурмовку аэродрома противника Нарышкино, в составе 18 самолетов Як-7б, пилот 1 аэ сержант Карагодин Борис Иванович с задания не возвратился, причины не выяснены.

431 иап базировался на аэродроме Орлик.

Як-7б №4115331 с мотором №315-99 потеря 12.5.1943 г. Сержант Карагодин.

Дорогой мой Linnet, ваши ответы всегда урок смирения!

Орлик, здесь все в порядке? 52°58'48,0"с.ш. 35°46'19,0"в.д.

Нарышкино это для немцев Орел-Ледна.

В журнале боевых действий 15-й ВА читал Солнцево в 3 км восточнее Ледны, вроде соответствует.

В том же отчете указано, что обстрел велся с 5:05 до 5:15. Боевой отчет , найденный в немецких архивах, кажется последовательным.

С прохода продержались 20 минут, если обстрел закончился в 5:15, то российские летчики могут летать над Мценским районом в 5:38 (немецкие 4:28).
На данный момент мне все кажется последовательным

 

Karagodin.png

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
38 минут назад, Courtois Laurent сказал:

Орлик, здесь все в порядке? 52°58'48,0"с.ш. 35°46'19,0"в.д.

Да, где-то там был аэродром Орлик.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сходится место. Но это май. Два месяца разницы, хотя непонятно.
Мои размышления. Когда то писал. У меня сходится место, время календарное (примерное), время суток (по рассказам местных) 

1.  Деревня Каменка Мценского района, где упал самолет якобы Тюляна, и ее окрестности входят в квадрат 64583 по немецким летным картам. Немцы по своим архивным документам заявляют, что 17-го июля 1943 года, когда погиб Тюлян,  в этом квадрате и окрестных не было сбито авиацией ни одного советского самолета. Напомню, что по свидетельствам очевидцев, советский самолет был сбит в воздушном бою, а не зенитным огнем, так что по дате уже имеется нестыковка.
   Далее. Проверив все даты ранее и позже, увидим, что единственный воздушный бой в этом и рядом расположенных квадратах случился 20-го июля 1943 года, когда истребителями противника над этой территорией было сбито сразу шесть наших самолетов. Два из них были сбиты прямо в соседнем квадрате, и, учитывая, что размер квадрата около 2 км., самолет после повреждения, с высоты вполне мог упасть в районе Каменки.
   Время этого воздушного боя тоже не вяжется с вылетом Тюляна (с 17-10 по 18-37). Самолеты над Каменкой были сбиты с разницей в несколько минут в районе 20-и часов по московскому времени, точнее,  в 20-06, 20-07 и далее. Подтверждением этого являются показания одной свидетельницы, что солнце уже клонилось к закату, так что этот момент здесь сходится. А вот дату местные жители привязали уже, можно сказать, насильственно. Тем более, что разница всего 3 дня.
   Сбитые немецкими пилотами самолеты были записали как Аэрокобры, но теперь ошибка уже у них. В составе 15-ой Воздушной Армии, воевавшей здесь, не было такого типа самолетов. Они были только в двух полках в составе 16-ой Воздушной Армии, воевавшей на Центральном фронте и в двадцатых числах они не летали в полосу действия 15-ой Армии. Такие ошибки часто встречаются у немцев. Они пишут ЛаГГ-3 там, когда и где их уже не было к этому времени, или ЛаГГ-5, когда такого самолета не существовало вообще(не считаем Ла-5). Все идет от их таблиц силуэтов самолетов, по которым их учили.
Так что в первом случае это Як какой-либо модификации, во втором случае это Ла-5. В нашем случае, силуэт Яка скорее всего приняли за силуэт Аэрокобры.

2. Так кого же сбили 20-го июля 1943 года над Каменкой? Обратимся к документам. Как уже упоминалось, в этом районе действовали части 15-ой Воздушной Армии. Сперва эти части поддерживали наступление Красной Армии в ходе операции «Кутузов». По мере продвижения наших войск к г. Орел, вылеты самолетов начали смещаться от рубежа г. Новосиль на Орел и западнее. 20-го июля был освобожден г. Мценск и самолеты Армии начали летать на бомбежку отходящих сил противника и рубежи и пункты его обороны на всем протяжении от Мценска до Орла. С аэродромов в Тульской области маршруты пролегали и над территорией Мценского района.
   Посмотрим, в каких же частях имелись уже упомянутые Яки. А были они всего в нескольких полках. В 4-ой Гвардейской истребительной дивизии все авиаполки- 64-ый, 65-ый, 66-ой были на Яках. В 315-ой ИАД 431-ый полк имел на вооружении Яки. И 832-ой авиаполк 225-ой штурмовой авиадивизии как придворный при этой ШАД. Всего 5  полков. И с 16-ой Воздушной Армии в помощь 15-ой, с 14-го  июля по 7-е августа летала 234 истребительная авиадивизия с ее 133-им, 233-им, 248-ым истребительными авиаполками.
Посмотрим их потери за 20-е число. Из 4-ой ГвИАД в этот день не вернулись с боевого задания 4 Яка. Еще 4 не вернулись из состава 431-го полка 315 ИАД. Всего 8 Яков. К слову, 1-ый Гвардейский авиакорпус, куда входила 4-я ГвИАК, потерял в этот день еще 13 Ла-5. Понятно, что все потеряны в разное время дня, но потери в районе 20-и часов еще предстоит выяснить.

   3. Единственная правильная версия свидетелей, а их было множество, это именно первый опрос свидетелей, - то, что сбитый наш самолет летел от Оки в сторону деревни, а за ним летели немецкие самолеты. Все остальные свидетельства о воздушном бое часовой длительности над деревней- неправда. Тоже самое относится к обмундированию пилота. Все кто говорит о форме, отличной от советского летного комбинезона- обыкновенные лжецы. Все французские летчики, по свидетельствам механиков,  летали в обыкновенных летных  комбинезонах.

3. В оригинале статьи о раскопках за 1964 год написано, что нашли кусочек дюраля с примерным номером П*616**, а совсем не стойку шасси с этим номером, как далее пошло гулять по газетам и книгам. Дюраль был передан инженеру Алавердяну, воевавшему в свое время в составе этой эскадрильи в Москву, где и затерялся. Но позиционировался как номер мотора. Возможно он увидел там совсем не то, что ожидалось, но «колесо Тюляна» уже закрутилось. Можно поковеркать номер П616156, как написано у Щекотихина. Например что первая шестерка это буква Ф. Т.е. ПФ- а дальше варианты написания номера двигателя, как его увидели тогда. Номера на двигателях тогда выглядели по типу: ПФ315- 125, ПФ4-1571. Первая единица это положенная набок в виде тире, встречается такое иногда. Поэтому первые цифры это не П616, а П315. Возможно ПФ 315-156 или 166.

Надо смотреть номера и клейма на деталях в музее, а лучше найти место падения.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

привет танкист

Достаточно посмотреть сводку 15-й армии за 20 июля.

1 Гв ИАК : в отчете 15-й ВА указано 17 самолетов не вернувшихся из боевого задания, в отчетах дивизий этой цифры не нахожу
        - 3 Гв ИАД : нет миссии
      
- 3Гв ИАД : нет миссии : 4 пилота не вернулись с задания, но ни одного в 20:05 (по советскому времени). Документ написан от руки, могу поставить ошибочно.
234 ИАД: нет информации
315 иад: 4 Як-7 без подробностей.
225-я ШАД - 832-й ИАП: с боевого задания не вернулись 2 летчика - младший лейтенант Хватов и лейтенант Стрельцов

так что после беглого осмотра архивов я не знаю, кто был расстрелян в 20:05 в районе Каменки.
Единственное, что вроде тянет, так это то, что это Я-7.

Лично мне трудно поверить, что свидетели помнят точную дату события 20-летней давности...
Вот почему необходимо искать период, соответствующий хорошему сезону.

В любом случае мы должны идентифицировать этих двух Аэрокобр / Як-7

 

15VA200743.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

(Лично мне трудно поверить, что свидетели помнят точную дату события 20-летней давности)

Я проверил их все, первый свидетель (женщина) сказал, что дело было вечером, был воздушный бой, про национальность летчика сказать ничего не может, просто летчик. А все последующие  уже начали фантазировать. Могу допустить что это май, хотя 12 мая дольше от 17 июля чем 20-е июля. 

Ошибиться на три дня или на два месяца- большая разница. 

Просил еще живых свидетелей находки самолета указать приблизительное место- никто не может не только показать, а даже сказать где лежал самолет, на каком поле, слева или справа от дороги. Даже это не помнят. Или не знают. Возможно помогла бы поздняя аэрофотосьемка?

3./JG 51 12 мая я видел, но пока верю свидетелям, хотя верить им, конечно уже нельзя.

Приедете в сентябре к нам, поедем искать остатки самолета. Я визу вам заказал.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 18.07.2023 в 15:28, Courtois Laurent сказал:

Сергей Кузнецов, пожалуйста, посмотрите, нет ли в наборе деталей Як-7б.

Хвостовая опора шасси и храповик для запуска от автостартера к винту ВИШ-105  - по конструкции совсем не от Як-7б. Остальные детали малоинформативны.

На пневматике должен быть указан размер. На Як-7 и Як-1 они к тому времени стали разными (300х125 и 255х110 соответственно)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
31 minutes ago, Танкист said:

(Лично мне трудно поверить, что свидетели помнят точную дату события 20-летней давности)

Я проверил их все, первый свидетель (женщина) сказал, что дело было вечером, был воздушный бой, про национальность летчика сказать ничего не может, просто летчик. А все последующие  уже начали фантазировать. Могу допустить что это май, хотя 12 мая дольше от 17 июля чем 20-е июля. 

Ошибиться на три дня или на два месяца- большая разница. 

Просил еще живых свидетелей находки самолета указать приблизительное место- никто не может не только показать, а даже сказать где лежал самолет, на каком поле, слева или справа от дороги. Даже это не помнят. Или не знают. Возможно помогла бы поздняя аэрофотосьемка?

3./JG 51 12 мая я видел, но пока верю свидетелям, хотя верить им, конечно уже нельзя.

Приедете в сентябре к нам, поедем искать остатки самолета. Я визу вам заказал.

привет танкист

Интересна гипотеза от 20 июля, надо бы донесения 15-й ВА лупить, чтобы опознать самолеты.

Что касается визы, то мне придется снова получить французский паспорт...

Изменено пользователем Courtois Laurent
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
19 hours ago, Сергей Кузнецов said:

Хвостовая опора шасси и храповик для запуска от автостартера к винту ВИШ-105  - по конструкции совсем не от Як-7б. Остальные детали малоинформативны.

На пневматике должен быть указан размер. На Як-7 и Як-1 они к тому времени стали разными (300х125 и 255х110 соответственно)

Большое спасибо за ваш ответ.

1 Як-1 никому не помогает... Сообщается, что два пилота, которых предположительно нашла команда Орловского музея, пропали за штурвалом Як-9. На орловском направлении исчезли все французские пилоты на Як-9, кроме Фирмена Вермейля, на Як-1 № 33.110*

Откуда эти куски Як-1???

*
другой источник сообщает Як 9 под кодовым номером 39, но Фирмин Вермейл рассказывает о последних прибывших пилотах, поэтому он, должно быть, унаследовал Як-1.

Изменено пользователем Courtois Laurent
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, Танкист сказал:

Возможно ПФ 315-156 или 166.

Такие номера мне на Яках пока не попадались

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Части самолета в музее Нормандии в Орле могут не принадлежать самолету ни Тюляна ни самолету, упавшему у Каменки. Насколько мне рассказали, когда организовывался музей, их принесли в качестве экспонатов. Вероятно вообще с другого места. Откуда точно- никто уже не помнит.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В тему: для тех, у кого нет этой книги "в бумажном оригинале" - ссылка - https://vk.com/doc80869294_666339087?hash=ZkJcWogzeA6d4dWW6SNuTompDudByeKYSZht8dWZDXz - на скачивание в формате ПДФ скана книги Сергея Дыбова " "Нормандия-Неман". Подлинная история легендарного авиаполка" 2011 года издания. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Прочитал и подарил книгу директору заповедника "Орловское Полесье", где погибли французы.
кстати местные говорили, что давным давно в районе Красниково была еще одна могила, где вместе были похоронены майор танкист и французский летчик. Кастелен или Бернавон? Надо искать погибшего офицера танкиста в 16-20 июля из бригады, что здесь проходила.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Респект Орловскому архиву! :?   "Бундес архив" отдыхает... Форумчане спокойно могут узнать, что хотел сказать автор сообщения!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это я в поисках первоисточника легенды о французах и в частности о Тюляне, который погиб совсем не там, где сейчас мемориал.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу