olenevod

Нормандия-Неман

982 posts in this topic

Что известно сообществу по этой эскадрилье?

Немного доков у нас-таки имеется...

94e73cce85ec.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Извините - я плакал, хотя песня совсем другая была ...

Текст песни "Татьяна"

Слова и музыка М. Марьяновского

Встретились мы в баре ресторана,

Как мне знакомы твои черты!

Помнишь ли меня, моя Татьяна,

Мою любовь, наши прежние мечты?

Вижу губ накрашенных страданье,

В глазах твоих молчанье пустоты…

Где же, где, скажи, моя Татьяна,

Моя любовь, наши прежние мечты?

Татьяна, помнишь дни золотые,

Кусты сирени и луну в тиши аллей?

Татьяна, помнишь грезы былые?

Тебя любил я, не вернуть нам прежних дней!

Упали косы душистые, густые,

Свою головку ты склонила мне не грудь…

Татьяна, помнишь дни золотые, -

Весны прошедшей

Мы не в силах вернуть

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

И многое чего (и не совсем скромного) дорогого токо верните репутацию и будет Вам сщастье

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемый Виталий, извините, но репутация не возвращается - она нарабатывается... снова и снова... добрыми делами.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Уважаемый Виталий, извините, но репутация не возвращается - она нарабатывается... снова и снова... добрыми делами.

После таких "похвал" на добрые дела руки не поднимаются!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ничего нового, еще в известном фильме про это говорилось

в погоне за личной славой летчики стремились вести бой поодиночке

http://lemur59.ru/node/9093

Французы слишком увлекались индивидуальной охотой и погибали по одиночке.

http://dsvv.pochta.ru/France/Andelis/NormaN.htm

хотя и такое говорят

Вы семьдесят вылетов совершили. Каждый день по вылету? Или бывало, что не было вылетов, потом два-три вылета в день?

Все по погоде. Да, иной раз, утром в семь часов вылет бывал и в девятнадцать часов вечера бывал. Вот в Прибалтике, на Немане мы летали даже вечером. Вместе с эскадрильей "Нормандия-Неман" воевали. Сопровождали они нас, прикрывали.

- И как французы как пилоты? Как прикрытие? Многие пишут, что они очень увлекались индивидуальным воздушным боем и бросали прикрываемых…

И что все это говорят? Каждый должен отвечать за свои действия. Ну, а теперь говорят, что кому сейчас вздумается… Кому что выгодно, то и пишут, то и говорят… Нормально они летали.

http://iremember.ru/letchiki-shturmovik ... evich.html

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

«Боевое донесение № 87 штаба АЭ «Нормандия» к 22-00 17.7.43 г., д. Хатенки, карта 500000», подписанное начальником штаба 18 ГИАП гв. подполковником Вышинским и зам. нач. штаба по о/р части гв. капитаном Шураховым.

«…5.12-6.20 10 Як-9 и Як-1, ведущий группы майор Тюлян, производили сопровождение Пе-2 на бомбометание ж.д. станции Белые Берега. Задача выполнена. Бомбометание Пе-2 отличное. Идя на цель в р-не Рессета на Н-2200-2400 м. группа майора Тюлян встретила 15 Ме-110, майор Тюлян произвел одну атаку сзади в хвост, атака безрезультатна. В р-не севернее Белые Берега были обстреляны огнем зенитной артиллерии.

8.40-9.32 10 Як-9 и Як-1, ведущий группы майор Тюлян, производили уничтожение авиации пр-ка в р-не Ягодная, Красниково, Знаменское, Гнездилово. Задание выполнено. Придя в р-н цели на Н-3000 м. заметили 10 ФВ-190 со стороны солнца. Группа майора Тюлян пыталась к ним подняться, но самолеты пр-ка начали набирать высоту. В это же время на Н-3800 м. были и самолеты Ла-5, с которыми и выполняли вместе задачу. Во время нахождения его пары сзади своей группы ФВ-190 пытались атаковать майора Тюлян. В момент атаки сверху спереди под ракурсом ¾ самолет пр-ка заметил ведомого майора Тюлян л-та Альбер, атаку прекратил и вошел в вираж с набором высоты, подставил свой живот и был атакован Альбером снизу по сидению летчика. Огонь вел с дистанции 350-75 м. Самолет пр-ка задымился и резко перевалился и пошел к земле. Результатов не наблюдал, но считает, что с-т был сбит и упал в р-не Ленинский.

13.04-14.27 10 Як-9 и Як-1, ведущий группы майор Тюлян, производили уничтожение авиации пр-ка в р-не Ягодная, Красниково, Знаменское, Гнездилово. Задача выполнена, встреч с самолетами пр-ка не было.

17.10-18.17 9 Як-9 и Як-1, ведущий группы майор Тюлян, производили сопровождение Ил-2 в р-не Знаменское, Хотынец. Ил-2 вернулись все. Бомбы сбросили по дороге Болотово-Орел, где движется большое кол-во автомашин и людей, от Орла на Селихово-Знаменское большое движение войск. В р-не цели л-т Леон на Н-1000 м. был атакован двумя ФВ-190 сверху. Это заметил капитан Прециози и лейтенант Альбер, которые и атаковали 1-го ФВ-190 сзади в хвост. Огонь открывали с дистанции 200 м. У с-та пр-ка посыпались куски, самолет сорвался с виража и боком пошел в низ. Мл. л-т Бон в том же р-не атаковал 1 ФВ-190 на Н-1000 м, атака безрезультатна. В р-не Алешек зенитная артиллерия противника вела огонь. В момент, когда появились самолеты пр-ка, майор Тюлян пошел с набором высоты на перехват, где его больше никто не видел. По докладам летчиков в этом р-не находилось до 30 ФВ-190. С боевого задания не вернулось 3 экипажа: майор Тюлян, ст. л-т Беген, л-т Вермейль.

Эскадрилья с рассветом способна выполнять боевую задачу в составе 10 самолетов.

Примечание: Опрос летного состава после последнего вылета производился через офицера связи ст. л-та Кунина».

Стоит отметить, что Беген на следующий день вернулся на аэродром Хатенки на самолете связи. Он был подбит, сумел дотянуть до линии фронта и посадить самолет на «брюхо».

Довольно долго судьба Тюляна была неизвестна, и прояснилось все в какой-то степени случайно. Главная заслуга в этом принадлежит Галине Владиславовне Малюченко сотруднику Орловской детской экскурсионно-туристской станции. Она изучала с детьми геологию Орловской области и в 1960 г. вместе со своими подопечными пошла на только что вышедший в прокат совместный фильм «Нормандия-Неман» режиссера Жана Древиля, одним из сценаристов которого был Константин Симонов. В фильме вскользь был упомянут Орел. Будучи москвичкой, она припомнила встречу на балетном спектакле в Москве с нормандскими летчиками, которые проводили здесь четырехдневный отпуск после завершения обучения в Иваново и отправкой на фронт. Эта тема ее заинтересовала, но было мало информации. К тому времени большинство мемуаров еще не было написано, а архивы по понятным причинам были не всегда доступны. На письма с вопросами к создателям фильма пришли отличные, но бессодержательные ответы. Потом было письмо в Комитет ветеранов войны Алексею Мересьеву, который тоже участвовал в Орловской наступательной операции «Кутузов» и встреча его с фронтовым корреспондентом Борисом Полевым, выполняющего редакционное задание, на полевом аэродроме под Мценском в хорошем смысле «прозвездила» обоих. Тот передал его Сергею Давыдовичу Агавельяну, бывшему старшему инженеру полка «Нормандия-Неман», который прояснил многие факты лета 1943 г. Но поддержка в изысканиях пришла «с низу». Один из учеников Геннадий Мельников вспомнил, что «…так у нас же в деревне бабушка моя с соседками французского летчика схоронила. Он неудачно приземлился, его самолет кувырнулся в яме, а летчик сильно ударился и разбился…». Вооружившись недавно вышедшей из печати книгой Франсуа де Жоффра «Нормандия-Неман», где были фотографии личного состава эскадрильи, Малюченко вместе с учениками отправилась в деревню Каменка, стоящей по берегам одноименной речки, которая через пару километров впадает в «самую русскую реку» Оку.

В результате выяснилось следующее. Во второй половине дня 17 июля 1943 г. в окрестностях деревни развернулся воздушный бой. Со стороны Разинкино, деревня выше по течению Каменки, наш «ястребок» строча из пулемета, гнался за двумя немецкими. При их возвращении обратно со стороны Оки, картина поменялась на обратную, два немца обстреливают нашего, который летел волнообразно, а от него белой струйкой исходит дым. Подбитый самолет пытается сесть на поле возле Каменки, но попадает в ложбину, верхушку «Чертова рва», его подбрасывает вверх, а летчика выбрасывает из кабины. Когда подбежали местные жители, летчик был еще жив, только один глаз был залит кровью. Подоспевшие два «фрица», которые стояли в деревне, всех отогнали от самолета, и стали осматривать тело уже мертвого пилота. После проверки документов, часто повторяли - француз! Местные бабы выпросили тело погибшего и на следующий день похоронили его на краю деревенского кладбища. Все люди, которые принимали участие в похоронах, на фотоснимках в книге однозначно показывают на Тюляна, притом, что он был только на групповых фото.

В 1964 г. останки летчика перевезли на Введенское (Немецкое) кладбище в Москве. При вскрытии могилы присутствовал Дмитрий Кузьмин, механик самолета Тюляна. Он сильно переживал гибель командира и до последнего верил, что тот жив и попал, например, в плен или к партизанам. Была проведена судебно-медицинская экспертиза. Замерили хорошо сохранившиеся кости и по специальной таблице установили рост неизвестного французского летчика: он не превышал 158-160 см. Тут сомнения все отпали. Ведь Тюлян был самым маленьким в эскадрилье и его рост был примерно таким же. На перезахоронение собралось большое количество народу: пресса, кино, официальные лица. На надгробии выбили на русском и французском языках: «Неизвестному французскому летчику эскадрильи «Нормандия», павшему смертью храбрых в бою против немецко-фашистских захватчиков. Июль 1943 г. Западный фронт». Данные судебно-медицинской экспертизы и показания местных жителей во внимание приняты не были. Документы забрали немцы, самолет растащили по частям местные жители, а его двигатель после войны отправили на переплавку. В первом же походе правда нашли номерной агрегат шасси П616156, но в журнале технической части регистрируется только номер мотора самолета, закрепленного за летчиком. После запросов выяснилось только то, что шасси с этим номером пошло на сборку Як-1 и эта партия досталась французам.

В последствии прах Тюляна и еще пятерых захороненных рядом французских летчиков был передан родственникам во Францию для перезахоронения.

Е.Е.Щекотихин.«Нормандия» в битве за Орел.Издатель Александр Воробьев.Орел. 2002 г.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, виде фото перезахоронения от 20.5.1964 года на Введенском кладбище. А я все думал, что за летчик...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вермейль Фирмин не вернулся с боевого задания вместе с Жан Луи Тюляном. Они были в одной паре. Тюляна нашли через много лет. А вот судьба Вермейля пока неизвестна.

Как то на рынке, покупая картошку, разговорился с фермером, который ею торговал. Сам он из Орловской области. Так вот, говорит, его бабушка (ныне покойная) видела как сбили самолёт французского лётчика. Лётчик выпрыгнул с парашютом, а его самолёт упал в реку. Немцы лётчика взяли в плен и увезли. Почему французского, спрашиваю? Как определила, что француз? А говорил он не по-нашему - отвечала бабулька. Время примерно совпадает с исчезновением Вермейля. Неустановленных французских лётчиков, погибших в это время в этом районе очень мало. Большая вероятность, что это и есть Вермейль Фирмин.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Предположительно Поль де Форж, (а может быть Жан де Сибур) погиб в Смоленской области, недалеко от деревни Бывалки. В своё время там была проведена настоящая войсковая операция по извлечению самолёта с привлечением МЧС. Но операция проведена настолько бездарно, что просто "Швах". Докопались до самолёта, зацепили его за "хвост" и давай тянуть со всей дури. Ну и конечно хвост оторвали. Остальное до сих пор лежит на месте. В настоящее время на месте подъёма образовалось озеро, глубиной метра 4. Хотя раньше самолёт лежал на поверхности болота, зарывшись носом. Торчал лишь хвост. Местные металлисты оторвали винт и сдали в металлолом. Родственники де Форж присутствовали на подъёме самолёта и даже как-то спонсировали мероприятие. Но после увиденного энтузиазма у них немного поубавилось. И больше, говорят, мы в эти игры не играем! Местная администрация и сама ничего не делает и другим особо не разрешает. Как в том произведении... про сено.

Edited by
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Хвост" от самолёта, предположительно, "Як-9" в настоящее время находится далеко от места падения: в музее во Франции

7239762_m.jpg

7239802_m.jpg

7239807_m.jpg

Фото предоставлено военным атташе в посольстве Франции в России.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

А это не то место не далеко от ельни? в 95 году от командира По " Экипаж" слышал эту историю,(только тогда мчс не было), что торчал хвост,дернули, ушло глубже, стали копать, вообщем несколько подходов было, даже подрывали его-саперы (думали что так будет лучше). Цветков рассказал что он залез на самолет, стоя по грудь в грязи и крючком стал багрить, и сдернул карман на нем или нашивка или еще что, но сразу предположили что там француз. Он еще тогда рассказал что он там в яме. я тогда не придал значение этой истории, но вот когда Года 4 назад услышал эту историю еще раз от другого участника той экспедиции, то стало интересно, описали место как найти и доехать. Начал пробивать, местные сказали что типа года 2 назад там работали и подняли его. а тут получается что опять нечего не сделали.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, место абсолютно то самое! И участвовал там легендарный поисковик Сергей Цветков. Но руководил операцией, как я понял, не он. Много было нахлебников. Мы были в тех местах где-то в году 2000-2002. Нам тоже рассказывали сказки, что самолёт якобы подняли, но посмотрев на месте, мы уверились в том что там и конь не валялся! Правда время прошло достаточно много. Но это было бы на слуху, если самолёт подняли. Мне, по крайней мере, об этом ничего неизвестно.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

То что это француз говорили и газеты на иностранном языке, которые местные умельцы доставали из самолёта баграми.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, там был другой руководитель, кто не запомнил. но тогда не было французов. А вот на подъеме что был недавно говорят были французы. кто прав? Сказали что самолет подняли года 2-3 назад ( то есть в начале 2010-х), со слов местных поисковиков. просто было бы интересно доделать эту работу. Вы правы, в сми инфы не было, если бы дело доделали. Но Серега не говорил что тогда на подъеме были французы, это было в начале 80-х.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уже точно не помню кто нам говорил про родственников лётчика, по-моему сами французы. И у самих французов не было желания поднимать самолёт! Пусть, говорят, будет как есть! Если бы самолёт подняли, то по телевидению это обязательно бы показали!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

да не совсем понятно чем это мероприятие закончилось!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть ли у нас на форуме участники экспедиции 98 года, напишите чем она закончилась.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

При нашем последнем посещении места падения самолёта использовали эхолот. Картина дна абсолютно идентична той, что указана в документах. Да и внешним осмотром не замечено следов какой-либо деятельности. Запустение и разруха. Самолёт точно лежит на месте! При большом желании можно сделать контрольный выезд.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

так эхолот дает отражения дна кажется, наверно там нужнее будет георадар.что под ним нужно видеть. А зимой туда подъехать можно? как дорога.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

До деревни дорога нормальная. А вот до места падения зимой лучше ехать на снегоходе. Иначе можно ноги переломать. Ну или на лыжах. Эхолот показал опалубку на дне. А это говорит о том, что раскопок больше не было! Если самолёт поднят, то опалубку бы смели. Дно можно прощупать щупом. Но щуп должен быть длиной метров 5.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересная тема! Мы бы не стали осушать воронку. Противодавление воды сохраняет стенки и держит плывун. Думаю, что особых технических проблем при работах бы не было. За исключением транспортной доступности и бюрократических препонов от местной администрации. И делать эту работу надо зимой. Потренируемся на Пешке и можно было бы пробовать и Як-9. Тем более, что нужен только пилот. Так может объединим усилия?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот ещё один музей. Правда, не Франция.

Сфотографировал номерки, по случаю. Об этом же самолёте речь?

[attachment=0]Бывалки 4.jpg[/attachment]

[attachment=1]Бывалки 1.jpg[/attachment]

[attachment=3]Бывалки 3.jpg[/attachment]

[attachment=2]Бывалки 2.jpg[/attachment]

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сотрудничество очень интересно, можно (нужно) будет поработать вместе, наверно надо вытаскивать все, т.к. останки можно достать не все в связи с тем что бограми там подергали думаю сильно. В этой теме надо много бумаг, т.к. надо делать все официально и тут могут нам не идти на встречу и чтобы все было хорошо, для начала нам подготовить весь пакет.

Интересная тема! Мы бы не стали осушать воронку. Противодавление воды сохраняет стенки и держит плывун. Думаю, что особых технических проблем при работах бы не было. За исключением транспортной доступности и бюрократических препонов от местной администрации. И делать эту работу надо зимой. Потренируемся на Пешке и можно было бы пробовать и Як-9. Тем более, что нужен только пилот. Так может объединим усилия?
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

А можно у вас получить скан или ксерокопию этих документов?

До деревни дорога нормальная. А вот до места падения зимой лучше ехать на снегоходе. Иначе можно ноги переломать. Ну или на лыжах. Эхолот показал опалубку на дне. А это говорит о том, что раскопок больше не было! Если самолёт поднят, то опалубку бы смели. Дно можно прощупать щупом. Но щуп должен быть длиной метров 5.
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Игорь, подскажи номер и адрес этого школьного музея.

Вот ещё один музей. Правда, не Франция.

Сфотографировал номерки, по случаю. Об этом же самолёте речь?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.