катуар

разное

1906 сообщений в этой теме

6 часов назад, катуар сказал:

1.jpg

У немцев: 1. пилот лейтенант Zeiser  23 года, Батуми. Сбит в первом боевом вылете 9.8.1941 в сторону Ельня.

2. стрелок-радист Петров 20 лет, 100% большевик. (Очевидно, отказался давать показания? Дата не указана. Непонятно, относится ли к Zeiser)

У нас найдено только предположительно в картотеке военнопленных: 312 Шталаг   Сиксер / Зиксер Леонид Кириллович 1917 г.р., Батуми лейтенант авиационный полк (какой?) взят в плен в районе Рославль 9.8.1941. Передан в СД 30.10.1941

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 часов назад, катуар сказал:

тхор.jpg

У немцев: Справка о потерях 62 ад от 25.9.1941. Источник военнопленный генерал-майор Григорий Тхор, зам командира 62 ад.

У нас Генерал-майор Григорий Илларионович Тхор попал в плен в окружении в середине сентября 1941 года. Расстрелян в январе 1943 в Нюрнбергской тюрьме.

НЕ сверял сведения, но по пункту 9 явная деза про завод в Иркутске. Он не выпускал Су-2, тем более по 100-120 штук в месяц.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
24 минуты назад, катуар сказал:

347298877.png

347298877 (1).png

123 ИАП Ленфронт

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В нем. док-те от 18.09.41 упомянут мл. л-нт Комаров, сбитый у Конотопа, информация о котором, вероятно, взята из обнаруженного удостоверения или справки (если я правильно поняла нем. текст). 

По нашим источникам — 15.09.41 22 дбап 51 дбад выполнял б/задание командования по уничтожению нем. мото-мех. войск в р-не дороги Конотопа. 

Это день оказался настоящим чёрным днем для полка: в результате боев полк недосчитался 9 с-тов ДБ-3 и 36 членов экипажей ((. 

Один из них мл. лейтенант старший лётчик Комаров Борис Алексеевич (д. р. 06.11.1915, г. Ленинград — 15.09.41, нбз в р-не г. Конотоп):

IMG_20251103_195643.jpg

IMG_20251103_193302.jpg

IMG_20251103_195519.jpg

IMG_20251103_211149.jpg

P. S. Общий список потерь 22 дбап 51 дбад за 15.09.41:

IMG_20251103_211505.jpg

IMG_20251103_211538.jpg

IMG_20251103_211701.jpg

IMG_20251103_211746.jpg

IMG_20251103_211909.jpg

 

 

 

 

 

 

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 часов назад, катуар сказал:

10.10.41 брянск корачев дуглас.jpg

В немецком документе от 10.10.1941 упоминается - Сбито 2 самолета, груженных боеприпасами, в том числе один американский, Дуглас.

Предположу, что речь о потерях Московской авиационной группы особого назначения ГВФ 10.10.1941

Боевая потеря DC-3 авиагруппы особого назначения ГВФ в районе Навли

Боевая потеря ПС-84 авиагруппы особого назначения ГВФ в районе Севска

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 минуты назад, Барсс сказал:

В немецком документе от 10.10.1941 упоминается - Сбито 2 самолета, груженных боеприпасами, в том числе один американский, Дуглас.

Предположу, что речь о потерях Московской авиационной группы особого назначения ГВФ 10.10.1941

Боевая потеря DC-3 авиагруппы особого назначения ГВФ в районе Навли

Боевая потеря ПС-84 авиагруппы особого назначения ГВФ в районе Севска

ДС-3    Д    2096    рц 25213   25208  нбз        10.10.1941        вылетел из Монино в р-н Брянска и не вернулся. 
             

Лисиков Василий Михайлович    1

               Сахаров Михаил Евгеньевич    2    
                            Маляров Иван Сергеевич    бортмех    
                            Мендич Тимофей Павлович    радист    
                            Дорошин Николай Николаевич    стрелок    
 

ПС-84    Л-3491    1841108    620844  6202015    сбит        10.10.1941       подбит в р-не Севска, сгорел. Погиб Борилов, ранены Коновалов, Яшин в госпитале 194 дивизии. Вооружение ШКАС и 2 ДП. Радио МРК-5 №3511 и РПК-2 №311. Задание доставить боеприпасы и горючее окруженным частям РККА. В назначенном районе обстрелян противником и повернул обратно, через 15-20 м вторично обстрелян. Загорелся и ВП.         

Гришаков Иван Андреевич    1           

 Коновалов Иван Михайлович    2    
                            Гостев Владимир Уварович    бортмех    
                            Яшин Иван Григорьевич    радист    
                            Борилов Владимир Федорович    стрелок    
                            Сластенов? Федор Михайлович    авиатехник    
 

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, катуар сказал:

поляков 28 гв иап.jpeg

У немцев: временное удостоверение личности гв. с-т Поляков Иван Николаевич летчик 28 гв. иап

У нас: гв. мл. л-т Поляков Иван Алексеевич летчик 28 гв. иап. 1921 г.р., Рязанская обл. Сбит на Аэрокобре в воздушном бою 18.10.1943 в 10 км западнее Невель. Судьба неизвестна.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, катуар сказал:

1 (4).jpg

 

У немцев показания перебежчика. мл. л-т Иван Дмитриевич Голобородько из 681 ап перелетел на У-2 к немцам 14.2.1942. По документам 1916 г.р., Днепропетровск.

У нас мл л-т Голобородько Иван Дмитриевич 703 бап. 1916 г.р., Днепропетровск. выбыл 14.2.1942. Уволен то ли в конце 1945, то ли в начале 1946?

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, катуар сказал:

1.jpg

У немцев: данные по экипажу Р-5 620 ап, сбитого в ночь с 3 на 4.2.1941 севернее Болхов. мл. л-т Зайдис Наум Яковлевич летчик, 1923 г.р., Днепропетровск . Ключиков Василий Андреевич штурман 1923 г.р. Ново-Узенск. Экипаж скрылся, переоделся в деревне в гражданскую одежду. Схвачены через 10 дней при прочесывании местности.

У нас мл. л-т Зайдис Наум Яковлевич/Янкилевич родился в Балашов в 1921 или Переяслав. Сержант Ключиков 1918 г.р. Орловская обл.

Судьбы не известны

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, linnet сказал:

мл. л-т Иван Дмитриевич Голобородько из 681 ап

681 авп-входил в  состав 12 Сад -командир полковник Крупский ,  все сходится с показаниями Голобородько , но списке потери самолетов за январь 1942 г. 

681 АП в составе ВВС 10-й армии , в Опер.сводке за 15.02.1942 г, указано полк в течении ночи с 14 на 15 февраля  боевых вылетов не проводил в виду плохих  метеоусловий.

703 АП- в составе 12 АВД , полк в боевой работе не подготовлен и не боеспособен.

xeb_UYqDSlrVdktXU6ud9ShCCxzwEFHEfgZNlfBJ5XPzbg9jdX_dLcwB_7WpOl97pnqDMOTSNk1LKJ05Zpkgovjj.jpg?quality=95&as=32x13,48x19,72x28,108x42,160x63,240x94,360x141,480x188,540x212,640x251,720x282,989x388&from=bu&cs=989x0

 

 

Изменено пользователем Alekcandr-31
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 часов назад, linnet сказал:

показания перебежчика. мл. л-т Иван Дмитриевич Голобородько

В картотеке плен: Орел- Карточка  Шталаг X B   Зандбостель : указана часть  1275 сп-авиамеханик ,сбежал из плена и не был пойман.30.08.1943 г.? 

SwqDzVoYDDTvnsqZ3g0nd4l3WwOH0G4IELyxqPpL1b0LGMgbvh-PIxWgmI9azCf9wQISPgqZIGhJCnz_sDkOTlCz.jpg?quality=95&as=32x14,48x21,72x32,108x48,160x72,240x107,360x161,480x215,540x242,640x286,720x322,1080x483,1280x573,1440x644,1694x758&from=bu&cs=1280x0

Изменено пользователем Alekcandr-31
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 07.11.2025 в 12:03, linnet сказал:

показания перебежчика. мл. л-т Иван Дмитриевич Голобородько из 681 ап

Вызывает интерес этот Голобородько , в карточке указан 1275 Сп -т.е, стрелковый полк входивший в состав 387 СД -1го формирования в составе 61 Армии .

1275 сп -в августе 42 го попал в окружение.(источник

i_zWyJuBUMNKWzv2-JtIiktQPbr-U-UoGL0_JjhZuzb29G5zuRh6beh92Kuf_xgjxk4g0vjJlMhQM7gVOMEfVDK1.jpg?quality=95&as=32x11,48x16,72x25,108x37,160x55,240x82,360x123,480x164,540x185,640x219,720x246,1012x346&from=bu&cs=1012x0

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 07.11.2025 в 11:03, linnet сказал:

У немцев показания перебежчика. мл. л-т Иван Дмитриевич Голобородько из 681 ап перелетел на У-2 к немцам 14.2.1942. По документам 1916 г.р., Днепропетровск.

У нас мл л-т Голобородько Иван Дмитриевич 703 бап. 1916 г.р., Днепропетровск. выбыл 14.2.1942. Уволен то ли в конце 1945, то ли в начале 1946?

В документах много путаницы по ГолобородЬко (Голобородко) Ивану Дмитриевичу.

Например, в списке летчиков, заключенных фрицами в Орловскую тюрьму, под № 293 есть ГолобородЬко Иван Дмитриевич 1918 г.р., мл. лейтенант, летчик. Вот результат поиска по нему от Геннадия Кушелева:

Голобородко.png

Голобородько.png

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 12.07.2025 в 04:19, linnet сказал:

и летчик был вынужден произвести посадку у деревни Дальняя Игуменка (в 9 км севернее Белгорода), на линии фронта.

Нашел в доках 75-й пехотной . Т-315 РОЛЛ-1080 -

frYfHiKTv88TUMh0abtumIJICd7JDOwLW1ZtuwXJU1LFnmVr1G63D7mcn0hm7GQQKl5qB8aDBrFCS2pRfEyWOy1b.jpg?quality=95&as=32x3,48x5,72x8,108x11,160x17,240x25,360x38,480x51,540x57,640x68,720x76,1080x114,1280x135,1400x148&from=bu&cs=1280x0 mUX-P6sinIRGK7EO0lSZeLHMu4D8rb47Y5ydsMKTkGr0pDL2Rnxdav9H6sbNxWVUqdEMWUp1H3cZ4M_RoFHoJuY1.jpg?quality=95&as=32x18,48x27,72x41,108x61,160x91,240x137,360x205,480x273,540x307,640x364,720x410,1080x614,1146x652&from=bu&cs=1146x0

gvGYFdFGb2GYtALqUWWMaak7gekaCnhT2AYAWo9GfTRSLbwu7FNeCHIAZbu3Q5njgpNbpAMFdOmkJj3-ODffVLWP.jpg?quality=95&as=32x7,48x11,72x16,108x24,160x36,240x53,360x80,480x107,540x120,640x142,720x160,1080x240,1280x285,1366x304&from=bu&cs=1280x0

В Хохлово,13 км северо-северо-восточнее Белгород,аварийная посадка. Бомбардировщик,2-моторный,... из них один навесной. Из экипажа 4 человек 1 человек был пойман, 1 застрелен, 1 лейтенант, 1 сержант сбежали.

Изменено пользователем Alekcandr-31
4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 12.07.2025 в 03:19, linnet сказал:

У немцев: выдержки из допросов, в т.ч. с-т Шилов Юрий Петрович стрелок-радист 51 ап 52 ад. Вылет с аэродрома Липецк.  Допрашивали из XXIX корпуса.

У нас: 98 дбап 52 дбад с-т Шилов Юрий Петрович стрелок-радист нбз 19.12.1941 г. Вместе с ним нбз л-т Иванов Семен Евстигнеевич пилот. Штурмана и стрелка в потерях нет. Базировались на Липецк-2, самолеты ДБ-3ф. Судьбу Иванова и Шилова определить не удалось.

Ковалев Сергей Юрьевич:

"Утром 19 декабря с липецкого аэродрома взлетели два бомбардировщика ДБ-3Ф... Экипажу лейтенанта Иванова не повезло. Успешно отбомбившись по железнодорожному перегону Путивль – Конотоп самолет, возвращаясь домой, был обстрелян ружейно-пулеметным огнем в районе Белгорода. В результате этого был поврежден правый двигатель, и летчик был вынужден произвести посадку у деревни Дальняя Игуменка (в 9 км севернее Белгорода), на линии фронта. По самолету был открыт пулеметный и минометный огонь и экипаж разбежался в разные стороны. Штурман лейтенант И.М. Чиссов и стрелок сержант А.Е. Мельников перешли линию фронта и 28 декабря вернулись в полк. О судьбе своих боевых товарищей они ничего сообщить не смогли. Летчик лейтенант С.Е. Иванов и стрелок-радист сержант Ю.П. Шилов пропали без вести."

Нашел это не у фрицев, а у нас:

19 декабря 1941 года экипаж в составе: лейтенант Иванов Семен Евстигнеевич, штурман лейтенант Чиссов Иван Михайлович, воздушные стрелки радисты сержант Шилов Юрий Петрович и сержант Мельников Александр Егорович вылетел на бомбардировку войск противника на железнодорожном перегоне Ворожба-Конотоп. Экипаж с задания не вернулся.

28 декабря 1941 года в 18.30 в полк прибыли штурман Чиссов и стрелок Мельников, которые доложили, что 19 декабря в 10.50 экипаж бомбил эшелон противника на станции Путивль и два состава не перегоне Путивль-Конотоп. На обратном маршруте, пройдя один час от цели, в районе д.Томаровка (Белгородская обл.) экипаж попал под ружейно-пулеметный огонь. Моторы стали давать перебои в работе, возникла тряска, потом отказал правый мотор. Экипаж совершил посадку у д. Дальняя Игуменка, вблизи линии фронта. Противник открыл огонь по экипажу. Летчик Иванов побежал в сторону деревни, остальные члены экипажа к лесу. Стрелок-радист Шилов отстал от Чиссова и Мельникова. Дождавшись темноты Чиссов и Мельников перешли линию фронта. На поезде добрались до Липецка (в это время полк базировался на аэродроме г. Липецк).

По итогу. Лейтенант Иванов С.Е. числится погибшим, сержант Шилов Ю.П. пропавшим без вести, вероятно погиб в плену.

Сержант Мельников А.Е. погиб в воздушном бою 25.01.42 г., упал вместе с самолетом и был первично захоронен на восточной окраине с. Савино Мосальского р-на Смоленской обл. Штурманом экипажа в этом боевом вылете был ст. лейтенант Чиссов И.М., который выпрыгнул из горящего самолета на высоте 7 000 метров и упал с нераскрытым парашютом, выжил. Он пролетел почти 7 000 метров, не теряя сознания от кислородного голодания или шокового состояния. Долго лечился в госпиталях с диагнозом "Политравма (падение с высоты): перелом тел позвонков, множественные переломы костей таза, разрыв мочевого пузыря". После излечения признан негодным к лётной работе. Был направлен в Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов, где до конца войны готовил фронтовых штурманов. В 1958 году окончил Военно-политическую академию им. В. И. Ленина. Уволился из армии в 1960 году. На пенсии работал в Центральном доме Советской Армии имени М.В. Фрунзе. Умер в Москве в 1986 году.

22 марта 1942 года в газете «Красная Звезда» за № 68 была опубликована статья «НЕБЫВАЛЫЙ СЛУЧАЙ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ», где произошедшее с Чиссовым, с учетом того времени, описывают по-другому.

Также в некоторых источниках причину падения Чиссова без парашюта описывают иначе – якобы он после прыжка потерял сознание в воздухе и очнулся уже на земле. Однако сам Чиссов это опровергает в интервью газете «Правда» в 1967 году.

Иван Михайлович Чиссов был внесен в «Книгу рекордов Гинесса», в раздел "Падение без парашюта с наибольшей высоты": “Наибольшая высота, с которой кто-либо выбрасывался без парашюта и выжил - 22000 футов (6666 метров). Это случилось в январе 1942 года, когда лейтенант И. М. Чиссов (СССР) выпрыгнул из Ил-4, который был сильно повреждён. Он ударился о землю скользящим ударом на склон покрытого снегом оврага и соскользнул на дно. Он получил перелом таза и тяжёлое повреждение позвоночника”.

Из воспоминаний Чиссова И. М.: «… Когда нам врезали по хвостовому оперению и убили стрелка и радиста, самолёт начал терять высоту, а затем вдруг перевернулся «животом» кверху. Было отбито хвостовое оперение самолёта, поэтому он перевернулся. Кислородные шланги был оборваны. Я старался присесть на колени и взяться за педали, чтобы подтянуть своё тело к астролюку. Одна попытка удалась, а вот открыть его никак не удавалось ни пальцами, ни рукой. Тогда ударом кулака правой руки я его разбил. Так в перевёрнутом состоянии самолёта я и вывалился из него. А истребитель тут как тут. Почувствовал ожог в левой ноге. Решил парашют не раскрывать. Падаю с нераскрытым. И когда стал различать землю, это где-то метров 700, дёрнул за кольцо. Но что это? Кольцо с тросиком в руке, а парашют не раскрылся! Вот тут и пришла мысль – всё, конец. Потом уже сообразил, что тросик, соединяющий вытяжное кольцо с затвором парашюта, оказался перебитым.

Упал я на начало склона оврага, густо засыпанного снегом. Парашют подо мной... Затем меня начало переворачивать с головы на ноги. Когда же тело остановилось в своём падении и вращении, я почувствовал, что заливаюсь кровью – она шла через горло, нос и уши. И хотя в голове стоял шум, собачий лай и пение петуха прослушивались хорошо. Я понял, что недалеко населённый пункт. Хотел было протереть лицо от крови, но руки не поднимались. Потом подошли люди с носилками и понесли меня в хату. Там меня раздели, привели в порядок, обложили какими-то грелками. Вечером пришёл Жуган, расспросил, и после этого меня отправили в больницу в Мосальск.

Выяснилось, что у меня сотрясение головного и спинного мозга, перелом таза в трёх местах и треснул мочевой пузырь. Температура держалась под сорок, и живот был всё время вздутым. Перевезли в Калугу, но там из-за высокой температуры ничего не делали и отправили в Оренбург. Но по дороге совсем стало худо, и меня высадили в Муроме. Здесь меня осмотрел врач-уролог Яков Вениаминович Гудынский и сказал, что надо немедленно делать операцию мочевого пузыря. После операции пролежал целый месяц. Вот тут мне и прочитали статью Денисова в «Красной звезде» о том, что я падал с высоты 7000 метров с нераскрытым парашютом. Он тогда находился в Мосальске и написал со слов Жугана. Так я стал известным человеком. До этого никто об этом не знал…».

P.S. Сын Ивана Михайловича Чиссова - Валерий собирался поступать в Московский авиационный институт, однако предпочёл профессию медика. На его выбор повлияла встреча с Яковом Вениаминовичем Гудынским - хирургом, благодаря которому выжил Иван Михайлович. Они встретились случайно в Москве (отец Валерия тогда учился в Военно-политической академии). Общение с этим человеком и сыграло решающую роль в выборе профессии. Валерий Иванович Чиссов стал выдающимся хирургом-онкологом, более 30 лет был директором Московского НИИ онкологии им. П.А. Герцена.

Чиссов фото.jpg

НЕБЫВАЛЫЙ СЛУЧАЙ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ.png

7

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 час назад, skylark сказал:

Экипаж совершил посадку у д. Дальняя Игуменка, вблизи линии фронта.

н.п. Хохлово и Д.Игуменка рядом , в жбд 98 Дбап ... На высоте 10-15 метров экипаж сразу же произвел посадку у  деревни Дальнее Игумново .....Чиссов и Мельников убежали по оврагу в лес ...т.е. в Урочище Поповка .

Оперативная обстановка на 19.12.41 г.. была следующая ...

19.12.41 г.,немцы  в 12.30 батальоном из Д.Игуменка вел наступление на Мелехово и в 13.30 взял его. (из Оперсводки 21-й Армии.)

U0zC4VH5WBsBbY49fsCwXDPKhd7qEq5SkW-u34QQu1rdJkGkr3NupGqQGTtCOXZimAOKTAmdtdfLTV4TPTZo18Nk.jpg?quality=95&as=32x26,48x38,72x57,108x86,160x128,240x191,360x287,480x383,540x430,640x510,720x574,1006x802&from=bu&cs=1006x0

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу