Опубликовано: 1 декабря, 2023 Щеняев Василий Максимович (05.05.1920 - 11.06.44), л-нт, зам. ком. АЭ 943 шап, сбитый 30.03.43 (тогда ещё сержант) в р-не Тосно Ленинград. обл., вернулся в свой полк 10.10.43 и продолжил службу лётчиком. За образцовое выполнение заданий был награжден 3-мя боевыми орденами: 2 Орденами Славы (lll и ll ст.) и Орденом Отеч. Войны 1 ст. Последним орденом - посмертно. Наградной лист подписан сразу же в день его гибели 11.06.44 - где указано, что свой горящий с-т направил в немецкие траншеи, т. е. погиб, совершив огненный таран. Р-н гибели: между ж/д ст. Терио́ки и д. Пухтола (совр. назв. г. Зеленого́рск и д. Решетниково, Ленинград. обл.). 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 декабря, 2023 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 декабря, 2023 2 часа назад, катуар сказал: 21.09.44 г. транспортировала вооружение, боеприпасы и продовольствие повстанцам г. Варшава 9 гв. нбад. НБЗ на самолете По-2 экипаж 25 гв. нбап (сбит ЗА): летчик гв. мл. лейтенант Кустов Василий Васильевич (попал в плен, освобожден), штурман гв. мл. лейтенант Коржов Иван Тимофеевич (вернулся в полк в 45-м, награжден орденом Отечественной войны I степени в 1985 г.). 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 декабря, 2023 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 декабря, 2023 2 часа назад, катуар сказал: Как вариант можно предположить экипаж 90 дбап Веселовский - Дмитриенко - Трубицин 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 декабря, 2023 3 часа назад, linnet сказал: Как вариант можно предположить экипаж 90 дбап Веселовский - Дмитриенко - Трубицин Есть ещё вариант – один из 2-х экипажей 96 дбап. В 8 км северо-северо-западнее н.п. Одарюковка (примерное направление падения самолета) есть Балясное (30 км северо-западнее г. Полтава), а в 15 км северо-восточнее н.п. Одарюковка - Диканька. 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 декабря, 2023 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 декабря, 2023 7 минут назад, катуар сказал: Уже было: 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 декабря, 2023 (изменено) Изменено 5 декабря, 2023 пользователем катуар 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 декабря, 2023 2 часа назад, катуар сказал: Это потеря 76 гв. шап 1 гв. шад: к-р АЭ гв. капитан Безуглов Федор Андреевич, в/стрелок гв. сержант Анохин Александр Илларионович. Из мемуаров ДГСС Мусы Гареева «Штурмовики идут на цель»": «… Капитан Безуглов всегда поражал нас своей храбростью и неистребимой ненавистью к врагу. Казалось, он никого и ничего не боится и всегда живет одной мыслью: поскорее бы ринуться в бой... В тот вечер он был почему-то грустным. Мы сидели рядом. Чтобы рассеять его невеселое настроение, я стал расспрашивать о ночных полетах и спросил; — А не страшно было лететь? Темно, и самолет для ночных полетов не оборудован. Непривычно все же. — Страшно бывает тому, кто боится смерти, — глухо ответил капитан. — Я же ее не боюсь. И если боюсь я иногда чего-то, то только не этого. — Чего же? — поинтересовался я. Безуглов некоторое время помолчал, потом тихо сказал; — Когда я уходил на фронт, жена на прощание сказала: «Умоляю тебя. Только не давайся им живым. Лучше смерть, чем плен». Не знаю, почему, но ее слова не дают мне покоя. Живым я им, конечно, не дамся. Никогда! Только бы, если подобьют, не потерять сознание. Буду биться до конца, чтобы умереть в бою. Я слушал и в душе был с ним согласен. Мне таких слов не говорили, но я думал с ним одинаково. В темном августовском небе мерцали крупные звезды. С полей дул свежий ветер и пахло созревающими хлебами. И на миг почудилось, что в мире живут тишина и спокойствие, что война осталась где-то далеко-далеко, и впереди у каждого из нас — самое малое — целое столетие. Но это только казалось так. Разгромив врага под Курском, советское командование решило двинуть в наступление и фронты, расположенные южнее. Первым здесь выступил Юго-Западный фронт. Через несколько дней заговорили пушки и на Южном фронте, который поддерживала наша 8-я воздушная армия. «Миус-фронт» клокотал. Наземные войска в трудных, ожесточенных боях упорно взламывали укрепления врага, а мы, штурмовики, помогали им с воздуха. Обозленный поражением под Курском, противник цеплялся за каждую траншею, за каждый окоп и оказывал сильное сопротивление. Бои гремели днем и ночью. Весь первый день мы работали в интересах пехоты: штурмовали передний край врага, подавляли артиллерийские и минометные батареи, узлы сопротивления, срывали переброску резервов. На второй день наступления наши войска натолкнулись на мощный узел сопротивления противника. На подавление его были брошены наши штурмовики. Эскадрилья капитана Безуглова вылетела первой. Подойдя к району цели, с правого пеленга перестроилась в круг и начала штурмовку опорного пункта врага. Все шло хорошо, но вдруг в самолет командира эскадрильи угодил крупнокалиберный зенитный снаряд. Мотор замолчал. Самолет вышел из круга и пошел на снижение. Ведомый Безуглова лейтенант Василий Копылов сопровождал командира до самой земли. Когда машина капитана приземлилась, он сделал над ней круг и тоже пошел на посадку. Посадил самолет удачно и стал подруливать к подбитой машине командира. Безуглов и его стрелок поняли рискованный маневр Копылова, вылезли из самолета и побежали ему навстречу. Вскоре штурмовик лейтенанта с двумя экипажами на борту развернулся для взлета и стал набирать скорость. Однако подняться ему не удалось — не хватило нескольких секунд. Стоявшее неподалеку фашистское противотанковое орудие выстрелило почти в упор — и машина остановилась. Снаряд разворотил кабину и ранил Копылова. Но и в этой обстановке Безуглов не растерялся. Видя, что к самолету сбегаются гитлеровцы, он приказал раненому лейтенанту отползти на кукурузное поле, которое подходило близко к самолету, а сам со стрелками-пулеметчиками решил дать врагу бой. Завязалась перестрелка. Весь свой огонь фашисты сосредоточили по кабине стрелка. Летчика они, видимо, решили взять живым. Когда пулеметчики были убиты, кончились боеприпасы и пулемет замолчал, капитан Безуглов вышел на крыло самолета и стал ждать, когда гитлеровцы окружат его. А они бежали со всех сторон. Махали руками, что-то орали, показывали на него и смеялись. Их было много, а он стоял перед ними один. Один с пистолетом в побелевшей от напряжения руке... Из соседней деревни за этим поединком наблюдали женщины. С пригорка им хорошо был виден и подбитый самолет, и стоящий на плоскости летчик. Они кричали; — Тикай в кукурузу! Тикай, родненький!.. Мабудь, убежишь! Но капитан продолжал стоять. Когда фашисты подошли почти вплотную к самолету, Безуглов поднял пистолет. Шесть гитлеровцев нашли свою гибель рядом с безмолвным советским штурмовиком, который до конца защищал отважный капитан. Последняя пуля пробила его горячее сердце. Слово, данное любимой жене, он сдержал. Это был подвиг!». 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 декабря, 2023 @катуар Хорошо бы выложить и следующие страницы с описанием судьбы экипажей. По крайней мере 36-ю страницу... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 декабря, 2023 (изменено) 3 часа назад, skylark сказал: Это потеря 76 гв. шап 1 гв. шад: к-р АЭ гв. капитан Безуглов Федор Андреевич, в/стрелок гв. сержант Анохин Александр Илларионович. Дополнение по экипажам. Гв. мл. л-т Копылов Василий Михайлович выжил, вернулся в полк, его в/стрелок гв. старший сержант Пашинин Владимир Михайлович погиб, за подвиг в этом б/вылете они не были награждены. Безуглов и Анохин командованием полка были представлены к присвоению звания ГСС посмертно, но командиром 1 гв. шад Токаревым награды понижены до орденов Отечественной войны I степени (Безуглову) и II степени (Анохину). Фото Безуглова Изменено 5 декабря, 2023 пользователем skylark 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 декабря, 2023 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 декабря, 2023 (изменено) 9 часов назад, катуар сказал: Упоминается "допрос пленного пилота"... Как вариант - 108 гшап 6 гшад. 10.10.43 г. при выполнения боевого задания Ил-2 сбит ЗА в районе Левшино - Михайловка Запорожской области. Летчик сержант В.И.Данилов считается пропавшим без вести, а воздушный стрелок гв. ефрейтор М.С.Лебедкин попал в плен. https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=6810910 Изменено 8 декабря, 2023 пользователем Барсс 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 декабря, 2023 5 часов назад, Барсс сказал: 10.10.43 г. при выполнения боевого задания Ил-2 сбит ЗА в районе Левшино - Михайловка Запорожской области. Летчик сержант В.И.Данилов считается пропавшим без вести, а воздушный стрелок гв. ефрейтор М.С.Лебедкин попал в плен. М.С.Лебедкин освобожден из плена. Летчик гвардии сержант Данилов Виктор Ильич погиб (в заявке: подбитый Ил-2 совершил аварийную посадку, экипажу удалось из него выбраться, после этого самолет взорвался и сгорел, один из пилотов убит в результате перестрелки, второй взят в плен). Данилов был захоронен в с. Михайловка (Левшино-Михайловка) Вольнянского р-на Запорожской обл. Из УПК Данилова: 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 декабря, 2023 Печально, но так порой встречали на войне свой день рождения, как встретил свое 22-хлетие лётчик Данилов... 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2023 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2023 (изменено) 9 часов назад, катуар сказал: Если это был Ил-2, то как вариант пилот 431 шап мл. л-т Овчинников Владимир Кузьмич, нбз 28.9.1941. В УПК запись: погиб в боях 28.9.1941 над целью в районе Полтава. В тот же день потеря Тараканов из того же полка, но он вернулся из плена, а у немцев запись о судьбе пилота, что погиб. Изменено 10 декабря, 2023 пользователем linnet 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 декабря, 2023 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 декабря, 2023 1 час назад, катуар сказал: Как вариант пилот 232 шап (сбап) л-т Ашрафулин Назиб Габдраулович. В наградном, утвержденом в дивизии 1.12.1941, сказано: 4.10.1941 водил звено на аэродром Полтава .... выпрыгивал с парашютом два раза. 25 дней был в тылу у противника.. вернулся в полк. Место, дата и то, что пилот скрылся совпадают. Очевидно, Ашрафулин погиб под Москвой зимой 1941/42 года. Похоронен на кладбище д. Комаровка Московской области. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 декабря, 2023 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 декабря, 2023 3 часа назад, катуар сказал: Как вариант, т.к. в немецкой заявке указан другой тип самолета, пилот погиб. В 11.10-11.45 21.08.43 г. пара Ла-5 254 иап 269 иад производила разведку войск противника в р-нах пос. Михайловский (Келколово, указанное на схеме, примерно в 7 км северо-западнее Михайловский). В воздушном бою с 2 ФВ-190 был сбит мл. лейтенант Кучеров Тимофей Сергеевич, с-т упал на территории противника. Раненый и обгоревший летчик выбросился на парашюте и попал в плен. Бежал, воевал в партизанском отряде, возвратился в часть 28.03.44 г. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 декабря, 2023 В 08.12.2023 в 17:11, Барсс сказал: Упоминается "допрос пленного пилота"... Как вариант - 108 гшап 6 гшад. 10.10.43 г. при выполнения боевого задания Ил-2 сбит ЗА в районе Левшино - Михайловка Запорожской области. Летчик сержант В.И.Данилов считается пропавшим без вести, а воздушный стрелок гв. ефрейтор М.С.Лебедкин попал в плен. https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=6810910 1479 это 301479, так как 1871479 на 10.10.43 не был ещё построен. 301479 был в 218 шап 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 декабря, 2023 15 часов назад, linnet сказал: Как вариант пилот 232 шап (сбап) л-т Ашрафулин Назиб Габдраулович. В наградном, утвержденом в дивизии 1.12.1941, сказано: 4.10.1941 водил звено на аэродром Полтава .... выпрыгивал с парашютом два раза. 25 дней был в тылу у противника.. вернулся в полк. Место, дата и то, что пилот скрылся совпадают. Очевидно, Ашрафулин погиб под Москвой зимой 1941/42 года. Похоронен на кладбище д. Комаровка Московской области. А И-18 в немецких документах 1941 это разве не Як-1? В 236 иап был 0732 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 декабря, 2023 9 минут назад, lindr сказал: А И-18 в немецких документах 1941 это разве не Як-1? В 236 иап был 0732 Цифры 0732 были указаны в потерях и 28.9.1941 и 4.10.1941. В данных случаях это без сомненья 0,732 - условная величина степени редукции мотора АМ-38. Были указаны также номера моторов подходящие для АМ-38: 27237 и 7 ENO 1474 (7ЕИ01474). 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 декабря, 2023 8 часов назад, skylark сказал: Как вариант, т.к. в немецкой заявке указан другой тип самолета, пилот погиб. В 11.10-11.45 21.08.43 г. пара Ла-5 254 иап 269 иад производила разведку войск противника в р-нах пос. Михайловский (Келколово, указанное на схеме, примерно в 7 км северо-западнее Михайловский). В воздушном бою с 2 ФВ-190 был сбит мл. лейтенант Кучеров Тимофей Сергеевич, с-т упал на территории противника. Раненый и обгоревший летчик выбросился на парашюте и попал в плен. Бежал, воевал в партизанском отряде, возвратился в часть 28.03.44 г. у немцев упомянут номер на хвостовой части 4215379. Похож на нумерацию американцев типа 42-ххххх, а еще более напоминает Як-7б №4215379 выпущенный примерно в конце марта 1943 на заводе №153 в Новосибирске. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 декабря, 2023 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 декабря, 2023 Номер И-16 уверенно опознается: 1821л15. Но вот место не могу определить. Что за аэродром? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 декабря, 2023 Насколько я правильно понял, то речь идет о И-16, сбитом в районе какого-то полевого аэродрома. В печатном донесении в разделе 8d (там где указывалась привязка батареи к населенному пункту) почти дословно написано: не удается ввести данные, потому что их нет 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 декабря, 2023 (изменено) 4 часа назад, Синд сказал: Насколько я правильно понял, то речь идет о И-16, сбитом в районе какого-то полевого аэродрома. В печатном донесении в разделе 8d (там где указывалась привязка батареи к населенному пункту) почти дословно написано: не удается ввести данные, потому что их нет Посмотрел, кто свидетели. Один из них л-т Schiess из штаба 53 истребительной эскадры. Очевидно, они базировались на этом неназванном аэродроме. Штаб JG 53 в период 20.07.41 - 05.08.41 базировался в Белой Церкви. ВВС ЮЗ фронта, 16 ад 27.7.1941 в 16.30 7 И-16 атаковали самолеты противника на аэродроме Фурсы (западнее Белой Церкви). На свой аэродром не вернулось пять И-16, из них два сели на вынужденную в районе Переяслав. Остальные НБЗ. Дата, время (на полчаса разница?), место совпадают. в 87 иап 16 сад 27.7.1941 нбз 4 летчика. ст л-т Саханчук Сергей Степанович захоронен в 30 км северо-восточнее. к-н Богданов Борис Сергеевич мл л-т Матвеев Валентин Дмитриевич мл л-т Дороткин Иван Андреевич Возможно, Дороткин прилетел отдельно от 7-ки И-16, на полчаса позже? Изменено 14 декабря, 2023 пользователем linnet 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах