janus13

Вот такая история...

142 posts in this topic

Добрый вечер всем, друзья!

Вот только- только разобрались с ЛАГГом 3 ,а тут и новая история подоспела. Не сказать правда , что так вот -вдруг , но уж очень она "круглая" -не знаешь за что и зацепиться...

Начну опять с легенды...

Одной военной зимой сел на озеро у д.Истошно самолёт .Бензин кончился ,на вынужденную.Лётчик просто заблудился.Так и думал что на селигер сел , а до него ещё километров 20-30 не долетел...По словам рассказчика ,отец его рыбу на льду удил и видел как самолёт сел. Лётчик из него вылез и к нему подошёл . Улыбается ,спрашивает -Селигер мол это или нет.Да и где наши то раполагаются. А рыбак чуть не подавился : " какие мол наши!!! Смотри вон к тебе немцы с обоих берегов бегут!" Летчик было к самолёту рванул, а потом развернулся подбегает к мужику кабуру растёгивает:" Застрели ,говорит, меня ! Не хочу в плен к немцам сдаваться!" Отец рассказчика отказался . Тогда пилот побежал в излучину берега .А когда увидел как догоняют его фашисты застрелился сам.....

Немцы подбежали.Документы забрали, а труп так и бросили на берегу. Местные его прихоронили , а в шестидесятых перехоронили безимянным туда же куда и пилота ЛАГГ3 Сталькова А.И.

Самолёт немцы почемуто не стали забирать , а просто взорвали. В девяностые годы прокатилась волна подъёмов машин из Новгородских озёр и в несколько приёмов выдрали машину и из этого. Тоесть разворченный взрывом движёк и заднюю часть фюзеляжа. Увы ! Я этого не застал- передаю рассказы очевидцев.

Вот такая вот история! Долго думал за что зацепиться . Собирались уж этой зимой подо льдом шарить( глубина метра 3-4) в поисках случайно оставшейся на дне номерной железки ,но тут вот повезло!

Распрашивал местных да и просто ребят причастных к подъёму, куда делись вынутые части машины. Сначала всё никак цепочка не собиралась . Но похоже вот удалось отследить путь движка( по фюзеляжу даже намёков нет!) А самое главное!!!

Оказывается когда то Илья Прокофьев случайно навестил Питерского коллекционера ,к которому перебрался вынутый движёк и переписал НОМЕР МОТОРА!!! Вот уж действительно профессионал!!! Склоняю голову!

В общем ребята!!! Появилась возможность ещё в одной трагической истории поставить точку!

Номер мотора! ПА 135-82.

Может у кого он объявится? Посмотрите мужики! Модель самолёта предположительно ЯК1. Но точно этого утверждать не возьмусь. Не понятно даже в каких частях искать заблудившуюся машину. Откуда он мог залететь?

С уважением Александр.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

По фото с места подъема это действительно Як-1 и по фото таблички мотор ПА 135-82. Только вот на заводе этот мотор не ставили на Як-1, а где-то при ремонте заменили. Простым поиск не будет...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
По фото с места подъема это действительно Як-1 и по фото таблички мотор ПА 135-82. Только вот на заводе этот мотор не ставили на Як-1, а где-то при ремонте заменили. Простым поиск не будет...

Сергей! А у Вас есть фото с этого подъема???

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добрый вечер всем!

Сергей ,я к сожалению не обладаю той фотографией о которой вы упомянули. Сомнения мои по поводу модели высказанные в основном повествовании были основаны на том , что рядом, из соседнего озера , был вынут действительно ЯК 1. Он сел тоже на лёд и в принципе невредимым ушёл весной под лёд. В таком же состоянии в те же девяностые годы его и достали. Как мне известна судьба этой машины- она сейчас за границей.Лётчик остался жив. Просто в процессе распросов заинтересованные лица очень часто путали 2 машины.Уверяли что целый ЯК1 был поднят из оз.Истошно. Однако это не так.Самолёт точно был взорван. Поэтому то у меня и возникали сомнения.... Какой самолёт поднимают у вас на фото? Целый или взорваный?

Шильдик ,я так понимаю ,это тот который нашёл Илья Прокофьев?

Если есть фото взорванного фюзеляжа ,то может и фотографа можно найти? А он может знает и куда"ушёл" предмет?

Извините за сомнения,хочется сначала понять в каком направлении искать.

С уважением Александр.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Сергей! А у Вас есть фото с этого подъема???

Да есть. Поделились коллеги))) Вот только историю красивую никто не рассказал.

По имеющимся фото от деревянных частей ничего не достали - только металл (ферма отдельно, моторный отсек с винтом, рули, элероны, лючки и прочую мелочь). Совсем не видел на фото остатков шасси.

Как искать? Смотреть документы по учету и ремонту м/ч, в т.ч. авиамастерские, авиаремпоезда, парм и т.д.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не сказал бы, что по фото мотор однозначно взорвали. Если гранату сунуть в кабину или под капот, то основная взрывная волна пойдет по наименьшему сопротивлению и разметет в стороны, все что плохо закреплено (т.е. люки и капоты). Блоки цилиндров вполне могли и сами "раствориться" за столько лет.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сергей! Приветствую! А можно попросить у тебя (для личного пользования) копии этих фото? :)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Господа офицеры! Все гораздо проще, чем кажется. Самолет действительно был поднят в 90-м году моими старыми друзьями. Поднимали по кускам. Мотор отдельно, хвост и крылья отдельно. Про трагическую историю им никто не рассказал тогда. Может её и не было. Кабина самолета была разрушена до полика. Возможно и взрывом. У немцев было чем подрывать. Не только гранатами. Весь процесс подъема был зафотографирован известным многим человеком. Новгородским поисковиком, журналистом и фотографом Александром Ивановичем Орловым. Для желающих его сотовый-8(951)722-40-30. Раз уж пошел разговор про истории, то коллега подбросил тему про самолет МБР-2. Вылетел с о-ва Саарема на Ленинград, а приводнился ночью на озеро, да еще и скапотировал. Экипаж доплыл до островка и двое суток там сидел, полагая, что оказался в немецком тылу. Приплыл рыбак и успокоил. Потому как озеро это было на границе Демянского р-на и Калининской обл. Название озера-Шлино. Откуда инфа про Саарема? Нашли рваную карту с карандашной прокладкой курса от Саарема на Ленинград и плохо читаемый рапорт на имя командира 15 отдельной АЭ о плохом поведении фельдшера. Что- то вез самолет, потому как солдаты потом разломали фанеру на животе и вытаскивали нечто интересное, в том числе и бутылки с алколем, угостив при этом местных. Мотор подняли, а все остальное осталось. В основном фанера. Может кому будет интересно. Ессно все происходило осенью 1941 года.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Про трагическую историю им никто не рассказал тогда. Может её и не было.

Добрый всем вечер!

ЭХ ,Виталий!!! А как бы я рад был если бы этой истории не было! Но увы, была....

Просто те, кто в 90ые занимался подъёмом обломков машины даже и не пытались узнать был ли пилот. Почему так категорично? Да просто: ВСЕ в деревне Истошно ( кому сейчас под70) знают эту историю. И не только в Истошно: рассказывали мне её и в других ближних деревнях . И в дальних тоже слышал... :)

Глубина, там где лежал самолёт, всего 3-4 метра и местные мужики выходя на рыбалку место так и называл-у самолёта.

Человек который перехоранивал останки сейчас стар , но к счастью жив. В 90ые же был ещё жив и тот, кто лётчика встретил на льду , а через некоторое время прикопал , застрелившегося на берегу. В шестидесятые он же показывал и помогал переносить останки пилота на братское кладбище. Ну да чего доказывать факт ? Надо приехать и послушать жителей. Множество подробностей выходит, которые придумать ну очень не просто.... Да и ямка у берега пустая есть...

Да в общем тема и не о том : верить или не верить - установим пилота поднятого самолёта и все сомнения ( если у кого они и были) развеются... Позитивная информация в вашем сообщении огромная: есть человек и Поисковик с большой буквы , который конечно же сделал всё, чтобы сохранить материалы того давнего подъёма! Я помню на сколько скурпулёзно при вашей работе это делаете Вы, по этому на столь хорошем примере надеюсь , что если бы вам удалось связаться с Орловым А.И., то может быть, он поделился бы информацией, где сейчас находятся обломки машины. Каков был её номер? Как добрались обломки мотора до Питера ? Тоесть хочется, проследив цепочку от питера до озера, удостовериться, что приведённый Ильёй Прокофьевым номер движка принадлежит именно поднятому ЯКу. Да и № машины искать будет легче. Надеюсь Александр Иванович не откажет Вам , как старому другу и, порывшись в записях, поможет установить имя погибшего.

Да , Виталий, я всё ещё жду Вас в гости!

С уважением ко всем Александр.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Александр! Вы категорически правы, что вытаскивание железа с крыльями делается ради установления имени . Именно для этого мы с вами "здесь собрались".Говоря словами известной песни.Но поверьте, это сейчас десятки исследователей спокойно или не очень, но работают в ЦАМО и тщательно процеживают крупицы информации в разных источниках. От ЖБД до денежных ведомостей и протоколов партсобраний.А в те времена лучшее, на что можно было расчитывать, стандартный ответ. На ваш запрос в архивах сведений не обнаружено.Ребята-Новгородцы пробились в ЦАМО, долго копались в бумагах и ничего не нашли. По тем временам может и не все было открыто, а может только учились поиску в архивах. Искали пилота, но не повезло. Так что не обвиняйте их в душевной черствости.Да и сейчас иногда годы проходят, прежде чем что-то появляется. Я сам к этому подъему отношения не имел.Знаю только, что заказчиком работ было ПО "Долина" во главе с Орловым. Им и были переданы водолазами все фрагменты.Вот с водолазами я знаком, а с Александром Ивановичем лично нет.К сожалению. Хотя друг о друге наслышаны. Клуб "Риф" тогда был на слуху. И мои ребята с ним были хорошо знакомы по Вахтам. Что смогу, сделаю. Сведения от жителей вынужден фильтровать. Не по злобе, но часто или всегда факт обрастает легендами. Вот как пример. Последний случай с Хорти. Краевед , сам житель деревни около которой все случилось, пишет официально, что памятник Хорти был поставлен на месте падения. А фактически на 160 метров дальше, на зрительно выгодном месте. Так же, как памятник Гастелло. Воронка далековата от монумента. В гости готовимся.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ответ от Александра Орлова:

"Грустно читать байки про Як-1 из озера Истошно. Если кому интересно, то могу изложить не в пересказе, а из первых - своих уст, и фотографии с номером двигателя предоставить. Там еще был номер на щитке шасси - 039, написан , судя по всему, техником самолета. Летчика звали Николай, родом он был из Москвы - это по словам очевидца, Николая Ивановича Степанова, жителя деревни, которому в то время было 12 лет.Именно он нам показал место расположения самолета. Он там ловил окуней, поставив сетку вокруг двигателя. Озеро это с ровным дном, самолет представлял из себя укрытие для хищных рыб. Николай Иванович по траверзам четко выходил в точку, где лежал самолет, ставил сеть вокруг него, потом специально сделанным шестом ударял по двигателю, окуни пугались и влетали прямо в сеть. Улов был обеспечен. Он очень огорчился, когда мы подняли самолет. Правда, не целиком, только останки мотора. Крылья и шасси до сих пор остаются на дне озера. Все было совсем не так, как в байках звучит. Кстати, самолет приземлился на озере в День Красной Армии - 23 февраля 1942 года.Уже на момент подъема первых частей у меня не было сомнения, что это Як-1. Именно его мы предлагали музею авиации в Монино, на что нам было отвечено: если вы его достанете и привезете к нам, то, возможно, мы его возьмем Письмо до сих пор где-то в моих бумагах сохраняется.... Мною были заданы вопросы по финансовой стороне дела, на что мне последовал совет: обратитесь к военным, они вам помогут.

Короче говоря, у меня есть снимки, у меня есть вся фактура по этому самолету. Очень смешно и грустно слушать сказки. Я еще пока жив... Николай Иванович - не знаю... Но я то помню и владею материалом подлинным, а не пересказами. Именно я и организовывал первую и вторую - последнюю, экспедицию к самолету. Именно я все это снимал и помню."

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тоже разговаривал с уважаемым Александром Ивановичем Орловым! Все что известно Александру Ивановичу - Сергей уже описал! Начинаем работать по установленным номерам и искать сведения о летчике!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пока вот на вскидку по ОБД... за 23 февраля 1942 года вообще нет ни родного подходящего, а вот за 23 февраля 1943 года: ст.лейтенант Косаткин Николай Павлович, 196 ИАП 240 ИАД 6 ВА

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Пока вот на вскидку по ОБД... за 23 февраля 1942 года вообще нет ни родного подходящего, а вот за 23 февраля 1943 года: ст.лейтенант Косаткин Николай Павлович, 196 ИАП 240 ИАД 6 ВА

Как КАСАТКИН значится похороненным: Крестецкий р-н, Устьволмский с/с, д. Устьволма

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Пока вот на вскидку по ОБД... за 23 февраля 1942 года вообще нет ни родного подходящего, а вот за 23 февраля 1943 года: ст.лейтенант Косаткин Николай Павлович, 196 ИАП 240 ИАД 6 ВА

Как КАСАТКИН значится похороненным: Крестецкий р-н, Устьволмский с/с, д. Устьволма

Думаю, что не он: [attachment=0]Касаткин 196 ИАП умен.jpg[/attachment]

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я думаю надо просмотреть ИАПы 6 ВА в период с января по апрель 1942 года, которые были на Як-1...

240 ИАД: 161 ИАП, 21 гв.ИАП, 744 ИАП

239 ИАД: 402 ИАП, 238 ИАП

2 УАГ: 774 ИАП

1 УАГ: 293 ИАП

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Господа офицеры! Все гораздо проще, чем кажется. Самолет действительно был поднят в 90-м году моими старыми друзьями. Поднимали по кускам. Мотор отдельно, хвост и крылья отдельно. Про трагическую историю им никто не рассказал тогда. Может её и не было. Кабина самолета была разрушена до полика. Возможно и взрывом. У немцев было чем подрывать. Не только гранатами. Весь процесс подъема был зафотографирован известным многим человеком. Новгородским поисковиком, журналистом и фотографом Александром Ивановичем Орловым. Для желающих его сотовый-8(951)722-40-30. Раз уж пошел разговор про истории, то коллега подбросил тему про самолет МБР-2. Вылетел с о-ва Саарема на Ленинград, а приводнился ночью на озеро, да еще и скапотировал. Экипаж доплыл до островка и двое суток там сидел, полагая, что оказался в немецком тылу. Приплыл рыбак и успокоил. Потому как озеро это было на границе Демянского р-на и Калининской обл. Название озера-Шлино. Откуда инфа про Саарема? Нашли рваную карту с карандашной прокладкой курса от Саарема на Ленинград и плохо читаемый рапорт на имя командира 15 отдельной АЭ о плохом поведении фельдшера. Что- то вез самолет, потому как солдаты потом разломали фанеру на животе и вытаскивали нечто интересное, в том числе и бутылки с алколем, угостив при этом местных. Мотор подняли, а все остальное осталось. В основном фанера. Может кому будет интересно. Ессно все происходило осенью 1941 года.

Приветствую!

Вот что по этому случаю есть у уважаемого финского историка Карла Геуста:

- 18.09.1941

KBF 15 OAE

Bondarenko I.A. lt OK

Fedenjuk I.S. ml.lt OK

Mylichkin kr-ts KIA

6 passengers; code books

MBR-2

W/O

Valdaj forced landing ferry flight Kihelkonna-Oranienbaum opsv 170 23.9. klo 04 f.217,op.1260,d.71,l.166 opsv 177

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Илья Геннадиевич! Спасибо за сообщение по МБР. Если я правильно понимаю английский, то следует полагать, что на борту были секретчики и кодовые книги. Техник самолета вроде бы утонул при попытке доплыть до острова. Коллега, предоставивший данные недоумевал. Почему при посадке на абсолютно тихое и спокойное озеро самолет перевернулся. Насколько я слыхал, посадка на штилевую воду как раз считается самым опасным делом. Вроде бы летчику трудно выдержать высоту и скорость снижения. Даже давали очередь из носового пулемета, чтобы по всплескам определить истинное расстояние до воды. Про пассажиров мы наверное не узнаем в этом веке. Они явно проходят по другому ведомству. И здорово, что так быстро откликнулись люди. Уже появилась почва для поиска пилота истребителя. Да и по МБР что-нибудь прояснится со временем. Дело сделано.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добрый вечер , уважаемые господа- товарищи!

Вслед за Сергеем и Ильёй я тоже пообщался с Орловым Александром Ивановичем. Послушал его справедливые сетования на то, что быстро у нас забывают тех, кто был первыми....В общем он конечно и прав - вот ведь: человек который поднимал с товарищами Як из озера был совсем рядом , а искать его пришлось чуть ли не всем миром! Но только нечто иное, чем "Забыли". Как то, на мой взгляд, не всё правильно в передаче информации от поколения к поколению. Пытаюсь осмыслить ,чтоже не доработано..... Одно видится отчётливо: не просто надо найти, достать , установить, но ещё каким то образом закрепить информацию о своих находках во времени. Как ,к примеру , вот у Ильи,Сергея -написанная книга всегда напомнит о том, что было сделано нашим поколением..

Огромное спасибо Орлову Александру Ивановичу за потраченное на разговор со мной время!!! Он действительно очень много знает по нашей местности и, я надеюсь, что его информация поможет ещё многих авиаторов вернуть из небытия.

С его разрешения публикую сделанные им снимки в далёких девяностых на месте подъёма самолёта ЯК 1 двиг.№ 135-82.

Занимался тогда подъёмом клуб "Новый Аквилон",руководителем которого и являлся Орлов А.И.

Edited by
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ещё фотки

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Ещё фотки

рс-82 даже не отстрелял,получается он на брюхо сел раз винты загнуло,да и немцы хорошенько его бабахнули,мотор сильно пострадал..

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

получается он на брюхо сел раз винты загнуло

Как то странно лопасть загнута, может когда вытаскивали? Она же в бок больше чем вниз смотрела когда самолет сел\лег на лед.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

получается он на брюхо сел раз винты загнуло

Как то странно лопасть загнута, может когда вытаскивали? Она же в бок больше чем вниз смотрела когда самолет сел\лег на лед.

когда вытаскивали врятли так могли загнуть,там вроде и вторая загнута к движку..

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я про петлю на конце лопасти - это же явно не от падения - тащили волоком из воды за зад мотора? Все равно не загнулось бы так.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Видимо самолет садился уже без мотора с остановившимся винтом, поэтому так загнута лопасть.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Я про петлю на конце лопасти - это же явно не от падения - тащили волоком из воды за зад мотора? Все равно не загнулось бы так.

да хрен знает,мож от взрыва,хотя наверно нет,гадать не буду,лопости давольно прочные,нужно хорошие усилие чтобы их покалечить..

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо! Александру Ивановичу за представленные фото!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Осмелюсь уточнить некоторые существенно важные детали. Опираясь на только что полученную информацию. Подъем самолета производился в 1990 году водолазной станцией под руководством Юрия Якунина. Водолазная станция входила в состав Экспедиционного клуба аквалангистов "Новый Аквион". Руководитель клуба- Иванов Алексей Михайлович. Почему "Новый". Потому что просто "Аквион" образовался в г. Рига при Рижском ГК ВЛКСМ в начале 80-х. Когда над Латвией взошло "солнце свободы" русским было предложено собирать чемоданы. Русские из Аквиона собрали несколько автомашин и катеров, водолазное оборудование и переехали в Новгород, где пытались прокормиться водой. Зарегистрировали "Новый Аквион" и стали ждать счастья. В 1990 г. заключили договор на подъем самолета из озера. Заказчиком выступала Новгородская экспедиция "Долина". Руководитель Сергей Флюгов. Поднятые фрагменты были официально переданы Флюгову. На этом участие "Н.А" закончилось. На месте водолазам о трагедии с пилотом никто не сообщал. Возможно посчитали это ненужным. Ну чего с них, водолазов взять. Тем не менее. Дважды люди из клуба "Н.А" приезжали в ЦАМО и проводили по две недели разбираясь с историей. В то время на руки материалы выдавались только начиная с армии и ниже. До лета 42, когда началось формирование Воздушных Армий, авиация подчинялась Авиации Фронта и, соответственно, ничего получить по фронтовому учету было НЕЛЬЗЯ.А без этого перебирать все полки за неизвестно какой период было сложно. Вот и не нашли. Насчет винта. Если лопасти вращаются, то первая при контакте с водой выгинается вперед, последующие назад. Самолет тащили винтом вперед. Есть фото. Скорее всего петля образовалась от контакта со льдом. Такое бывало. С искренним почтением. Старый Капитан Батлер.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Насчет винта. Если лопасти вращаются, то первая при контакте с водой выгинается вперед, последующие назад. Самолет тащили винтом вперед. Есть фото. Скорее всего петля образовалась от контакта со льдом. Такое бывало. С искренним почтением. Старый Капитан Батлер.

Эта лопасть первой коснулась воды (мотор работал) отсюда такой загиб вперед, потом ее могло дозагнуть до образования петли - но ведь по легенде самолет сел на лед ... летчик вылез из самолета и подошел к рыбаку...

Может глубокий снег сработать как вода?

Может это быть другим самолетом?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

с-т скорее всего садился на брюхо, из-за снега и хрен знает насколько там ровный лёд, он мог с шасси запросто скопотировать,об снег так не загнулобы,мотор явно взорван зарядом,поэтому история что немчура его рванула правда,и данный рассказ я думаю относиться к этому с-ту,вот моё мнения..

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.