катуар

разное

1906 сообщений в этой теме

2 часа назад, катуар сказал:

???

1.jpg

Немецкая карта советских оборонительных линий в районе Днепропетровска в конце лета (?) 1941 года. Самолётики - аэродромы, один из них - Старые Кодаки. Основа - русская дореволюционная карта с немецкой допечаткой + дорисована новая инфраструктура.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, катуар сказал:

Снимок экрана_2-9-2025_94927_.jpeg

У немцев: упоминание военнопленного мл. л-т Москвин М. летчик 896 иап. Сбит/взят в плен (?) 23.7.1943 в районе Ольшаны

У нас: мл. л-т Москвин Михаил Евгеньевич, летчик 896 иап.  1922 г.р., Вологодская обл. 22.7.1943 нбз . Попал в плен, освобожден.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, linnet сказал:

У нас: мл. л-т Москвин Михаил Евгеньевич, летчик 896 иап.  1922 г.р., Вологодская обл. 22.7.1943 нбз . Попал в плен, освобожден.

Только на свободе он пробыл недолго - арестован в 1948 году, несмотря на награждение орденом Красного Знамени 11.07.43 г.

Попытался узнать дальнейшую судьбу Москвина (выжил ли, когда был освобожден и реабилитирован), но в свободном доступе нет его архивно-следственного дела П-22260 (Фонд 10035, ГА РФ).

Москвин фото.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, катуар сказал:

1 (1).jpg

Львовско-Сандомирская наступательная операция

У фрицев – в 11.40 18.07.44 г. западнее г. Сокаль (Львовская обл.) до подхода к зенитным позициям сбит зенитным огнем Ил-2, части самолета оторвались, машина упала вертикально и сгорела в результате удара, экипаж погиб.

У нас – в 12.15-13.10 18.07.44 г. семь Ил-2 92 гв. шап наносили бомбардировочно-штурмовой удар по мотомехвойскам противника в п. Опульско (ныне - с. Опильско Сокальской городской общины Львовской обл.). При подходе к цели и в районе цели экипажи были обстреляны интенсивным огнем ЗА и из танков. От прямого попадания снаряда ЗА взорвался в воздухе и упал горящим юго-западнее Опульско Ил-2 ведущего группы. Погиб экипаж:

- командир АЭ гв. ст. лейтенант Михайленко Евгений Ефимович,1921 г.р., уроженец г. Каракал Киргизской ССР;

- воздушный стрелок гв. мл. сержант Есипак Михаил Федорович, 1924 г.р., уроженец г. Ягойты Полтавской обл. (кавалер ордена Красной Звезды).

На фото гв. ст. л-т Михайленко и гв. мл. с-т Есипак:

Михайленко фото.jpg

Есипак фото.jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
52 минуты назад, skylark сказал:

командир АЭ гв. ст. лейтенант Михайленко Евгений Ефимович

Гв. ст. л-т Михайленко в 1942 году окончил Чкаловскую ВАШП (Оренбург) и начал воевать в составе 687 шап (в дальнейшем - 92 гв. шап). С 25.01.44 г. - командир эскадрильи, награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени (дважды). С октября 1942 по 20 мая 1944 года совершил 108 успешных боевых вылетов на Ил-2, в том числе в 80 вылетах в качестве ведущего групп штурмовиков.

Указом ПВС СССР от 26.10.44 г. гвардии старшему лейтенанту Михайленко Евгению Ефимовичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно, орден Ленина и медаль «Золотая звезда»).

Был похоронен в братской могиле г. Сокаль. В парке Победы г. Каракол установлен бюст Михайленко Е.Е.

Из книги Каманина Н. П. «Летчики и космонавты»:

 «… Одним из неутомимых «охотников» был в 92-м гвардейском полку гвардии старший лейтенант Евгений Ефимович Михайленко. В полк прибыл он рядовым летчиком и прошёл с ним боевой путь от Великих Лук до Вислы, став командиром эскадрильи. Но сначала мне хочется привести примеры боевого мастерства Михайленко в качестве ведущего штурмовиков. 80 боевых вылетов совершил он на штурмовку врага ведущим групп.

Помню, 7 января 1944 года погода была нелетная: туман накрепко повис над аэродромом, взлетная полоса раскисла. А лететь надо было во что бы то ни стало. Об этом нас просил командующий наземной армией. Враг предпринял сильную контратаку возле Якубовских хуторов, смял наши боевые порядки и мог вырваться на оперативный простор. Залатать брешь было нечем. Все надежды командующий возложил на авиацию.

Кого послать? Кто взлетит с раскисшего аэродрома? Кто проведет сквозь туман эскадрилью в заданный район и найдет там вражеские танки? Запросил командира гвардейского полка гвардии подполковника Б.И.Ковшикова. Тот ответил не задумываясь: — Эскадрилью может вести Михайленко. — А другие комэски? — Они тоже справятся, но Михайленко наверняка, ему не раз приходилось летать в такую погоду. — Сколько самолетов готово к вылету? — Семь. — Выпускайте. Как можно скорее. Жду доклада о вылете. Семерка ИЛов вскоре пошла на взлёт и скрылась из виду в сером тумане. Группа появилась над вражескими танками и автомашинами с автоматчиками неожиданно. Несколько танков запылали на дороге возле Якубовских хуторов, не менее десяти автомашин с автоматчиками расстреляли штурмовики своими пушками. Так, несмотря на плохую погоду, группа Михайленко блестяще выполнила задание.

Хорошо запомнился также вылет восьмерки «ильюшиных» 19 апреля 1944 года. Ведущим был также гвардии старший лейтенант Евгений Михайленко. Цель — железнодорожная станция Золочёв, где, по сведениям разведки, стояли вражеские эшелоны.

Михайленко вывел штурмовиков на цель со стороны солнца. На станционных путях тогда находилось четыре воинских эшелона. Сначала «ильюшины» сбросили бомбы на паровозы. Раздались взрывы, вспыхнули очаги пожаров. Развернувшись, группа сделала второй удар по эшелонам. И снова на путях взметнулись взрывы. Несколько бомб легло в пакгаузы, где находились боеприпасы.

Можно привести немало примеров о мужестве и мастерстве Е. Е. Михайленко как «свободного охотника». Он любил летать в одиночку на «свободную охоту». 12 таких полётов совершил он и 14 полетов на разведку, а это по существу тоже «свободная охота».

— Понимаете, товарищ генерал,— говорил мне Михайленко во время праздничного первомайского вечера,— на «охоте» больше простора. И ведь называется она — свободная. Свободная, — повторил он это слово.

1 мая рано утром, в 4 часа 50 минут, было еще темно, когда Евгений Михайленко вылетел на «свободную охоту». Он летел над линией железной дороги и на станции Журавно настиг эшелон. В предутреннем полумраке сделал четыре захода, сбросив на эшелон все бомбы, израсходовав все реактивные снаряды, и вёл огонь из пушки. Когда уходил от станции, воздушный стрелок насчитал 12 очагов пожара.

Мы очень любили этого храбреца. И тем тяжелее для нас была горечь утраты. Свой последний боевой вылет Евгений Михайленко совершил 18 июля 1944 года. Он погиб, выполняя задание. На его могиле однополчане сделали такую надпись: «Герой Советского Союза Михайленко Евгений Ефимович. 1921 — 1944 годы. Русский. Коммунист. Погиб смертью героя в боях с фашистами…».

памятник Михайленко.jpg

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, катуар сказал:

???

1 (2).jpg

Немецкая сопроводиловка на пакет, найденный в сбитом самолете. Я так понимаю, пакет был из штаба 21 армии в штаб Тимошенко в Вязьме. Самолет сбит ЗА 27.7.1941 около полудня и сел вынужденно в районе Ельня в расположении полка СС Дер Фюрер. Члены экипажа не дали никаких показаний, несмотря на многочасовые допросы. Один член экипажа (лейтенант) был застрелен как политический деятель, другой, капитан, ранен так тяжело, что не может быть допрошен.

Я так полагаю, что потерю нужно искать в авиации 21 армии или Западного фронта или ГВФ? Типа У-2 или Р-5?

Изменено пользователем linnet
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

О лётчике Михайленко. Ещё. 

Гибель комэска 92 гшап Михайленко Евгения Ефимовича стала очень горькой утратой для всего 5 шак, о чем написал в своих воспоминаниях — на тот момент Командир 5 шак генерал-майор авиации — Каманин Н. П. (ГСС № 2).

Но особенно тяжело восприняли потерю своего командира лётчики эскадрильи Михайленко, а его зам. — штурман эскадрильи Чекурин Михаил Кузьмич (05.11.1916 — 20.09.1974, г. Куйбышев) на своём Ил-2 № 87 сделал надпись "За Женю Михайленко", дав слово отомстить за смерть друга:

IMG_20251026_120815.jpg

*Фото от М. Быкова, правда, допущена неточность в дате снимка — снимок сделан в августе 44, а не в июне

IMG_20251026_120912.jpg

Сам комэск Михайленко Е. Е. был сбит на Ил-2 № 79, как указано в жбд полка: 

IMG_20251026_121416.jpg

штурман эскадрильи Михайленко Чекурин М. К.:

IMG_20251026_124859.jpg

P. S. Ил-2 с надписью "За Женю Михайленко" (хв. № 87) завершил б/путь 19.03.45 — сбит ЗА в р-не п. Моча (Венгрия) при выполнении б/задания. Последний б/вылет на нем выполнял экипаж Рябов С. И. — гв. ст. л-нт 92 гшап, к-р звена из эскадрильи Михайленко, ГСС (с 23.02.45) и в/стрелок гв. сержант Гавшин И. Г. 

Рябов спасся на парашюте, Гавшин погиб:

IMG_20251026_181117.jpg

IMG_20251026_181742.jpg

IMG_20251026_183826.jpg

IMG_20251026_183937.jpg

Рябов Сергей Иванович (25.09.1921 — 23.01.1972, г. Куйбышев), ГСС, генерал-майор авиации

Кстати, штурман эскадрильи Чекурин М. К. тоже представлялся  на звание ГСС 24.08.44, но представление не было реализовано. 

 

 

Изменено пользователем Дочь ветерана ВОВ 863 иап
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
16 часов назад, linnet сказал:

Немецкая сопроводиловка на пакет, найденный в сбитом самолете. Я так понимаю, пакет был из штаба 21 армии в штаб Тимошенко в Вязьме. Самолет сбит ЗА 27.7.1941 около полудня и сел вынужденно в районе Ельня в расположении полка СС Дер Фюрер. Члены экипажа не дали никаких показаний, несмотря на многочасовые допросы. Один член экипажа (лейтенант) был застрелен как политический деятель, другой, капитан, ранен так тяжело, что не может быть допрошен.

Я так полагаю, что потерю нужно искать в авиации 21 армии или Западного фронта или ГВФ? Типа У-2 или Р-5?

Штаб 21 армии был в районе Гомель, недалеко от аэродрома Зябровка. Это 380 км до Вязьма. Далековато для перелета У-2.

У немцев упомянуты два члена экипажа: убит лейтенант и ранен капитан. Возможно, что упомянули не всех членов экипажа? Кто-то остался цел и это экипаж более чем 2 человека?

Искал в оперсводках ВВС 21 армии. За 27.7.1941 есть потери, но в непохожих заданиях.

В оперсводках 21 армии упоминался 32 бап, но 27.7.1941 потерь не было.

Проверил такую экзотику как 1 драп/1 РВШШ, что упоминался и в тех местах. 27.7.1941 потеряно два ДБ-3ф. Пилот одного из них капитан Ломов. Но он упоминается в теме здесь на Тризне, как погибший в Винницкая область. 

В ГВФ 27.7.1941 была потеря ПС-84 при перелете с аэродрома на аэродром Вязьма чтобы забрать раненых. Экипаж ожоги.

Изменено пользователем linnet
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
21 час назад, linnet сказал:

Штаб 21 армии был в районе Гомель, недалеко от аэродрома Зябровка. Это 380 км до Вязьма. Далековато для перелета У-2.

В оперсводке 21 армии от 29.07.41 г. упоминается разведэскадрилья кав. группы на Р-5. Не из этой ли РАЭ был экипаж?

В ОС вероятно имелась ввиду кав. группа полковника Бацкалевич (43, 47 и 32 кд).

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
33 минуты назад, skylark сказал:

В ОС вероятно имелась ввиду кав. группа полковника Бацкалевич (43, 47 и 32 кд).

 

В отчете 32 КД  упоминаются самолеты для связи с полками. edrCaZ4CcGEae-npPNs0PlkFBHAlFBvGm1hqsjTgAcmsRUFB7zHc-O4ChlfqKFxGnuJYdyGrSf-xDphj6f2XVKTM.jpg?quality=95&as=32x7,48x10,72x16,108x23,160x35,240x52,360x78,480x104,540x117,640x139,720x156,1025x222&from=bu&cs=1025x0

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@linnet Борис, а что за развед-эскадрилья упоминается в захваченных документах ?

qPrqY_svrIRiUIfoaNCU0bEbkV8MfR-Ni73s6H6b_SbeaE37hiBcSECPc19Z8E8CUlC2Xs81D5i9XmajsNA6jsh6.jpg?quality=95&as=32x7,48x10,72x15,108x23,160x34,240x51,360x76,480x102,540x115,640x136,720x153,1003x213&from=bu&cs=1003x0 tby4N0oRzLXm3nHxAVzLacZ8soTqgpC-bkxbFJrVAPaBN5EWKevAQ2Ylahh-slgRy4octBPwtO-pxIk2upcM0Et4.jpg?quality=95&as=32x7,48x11,72x17,108x25,160x37,240x56,360x83,480x111,540x125,640x148,720x167,765x177&from=bu&cs=765x0

Нашел инфу В 21 армию входит 16 авиадивизия в составе двух полков и трех разведывательных авиационных эскадрилий.

встречается 47 окаэ

Изменено пользователем Alekcandr-31
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 26.10.2025 в 03:24, linnet сказал:

Я так понимаю, пакет был из штаба 21 армии в штаб Тимошенко в Вязьме.

Возможно что в самолете находился офицер связи .

Аналогичная ситуация офицер связи Бомов вылетел на самолете в Ст. Оскол и не вернулся.

jdeH683X4Px1jrgO2uWckJDdTXniGzbREVXVB4Ku7P1vX4aYWjEXksbVxgAgtOJL65sr-CGFThxulo9ER7-KkxeI.jpg?quality=95&as=32x20,48x30,72x46,108x69,160x102,240x152,360x228,480x305,540x343,640x406,720x457,1080x685,1280x812,1440x914,2392x1518&from=bu&cs=1280x0

 

Изменено пользователем Alekcandr-31
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 часов назад, катуар сказал:

1 (2).jpg

 

1 и 2 аэрофотоснимки - Березино Минской области.

3 - Могилев 8.7.1941

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 29.10.2025 в 07:32, катуар сказал:

1.jpg

У фрицев – 08.01.42 г. сбили наш самолет. Документы, найденные в нем, указывают на то, что машина принадлежит 636 авиаполку. Документы, изъятые у застреленного члена экипажа, были переданы абвергруппе.

У нас – большая путаница в датах, номерах авиаполков и фамилии летчика. Тем не менее удалось выяснить следующее.

08.01.42 г. по приказу командира 61 авд, 636 лбап* на 12 самолетах У-2 осуществлял поэскадрильно переброску техсостава 20 иап (с 18.01.42 г. - 744 иап) на аэродром г. Плавск. 2-я АЭ во главе с командиром эскадрильи ст. л-том Верхомий Т.Г. отклонилась от маршрута на 15-20 км влево и в результате блудежки попала на территорию занятую противником, в районе Мценск. Экипажи: мл. л-та Анисимова, л-та Егорова С.В. и сержанта Слепкова стали летать над местом посадки командира АЭ, который уточнив у местных жителей место нахождения, взлетает под обстрелом. Взяв обратный курс, Верхомий с Егоровым производят ВП в р-не Измайлково, бензина остается 15 кг. О посадке экипажей Анисимова и Слепкова неизвестно.

09. и 11.01.42 г. с места ВП прилетели экипажи Верхомия и Егорова. «… Выясняется, что зам. командира АЭ мл. л-т Анисимов садится на территорию занятую противником, под обстрелом спасая свою шкуру садится в самолет и улетает, оставляя на территории противника техника 20 ап Винокурова…».

Учитывая то, что у фрицев не указана фамилия застреленного члена экипажа, а также числящихся погибшими в этот день летчика Слепкова и перевозимых техников, нельзя на 100% утверждать о ком из погибших идет речь в немецком документе, хотя всё указывает на сержанта Винокурова.

Числятся не возвратившимися при перебазировании:

- сержант Слепков из 636 лбап. Учитывая вероятные ошибки, допущенные в Ф.И.О. летчика, номере полка и дате гибели, а также совпадения в соц-дем. данных - это Слепков Николай (Никифор) Петрович, 1916 г.р., уроженец села (деревни) Вышгород (Вигород, Выжгород) Рязанского р-на Московской (Рязанской) обл. В РККА с 1937 года, служил в 13-й Днепропетровской летной школе. 08.01.42 г. был ранен, после излечения в госпитале продолжил воевать в 826 шап, был сбит 23.10.43 г., попал в плен, в ноябре 45-го возвратился из плена по репатриации. Ст. л-т Слепков был награжден орденом Красного Знамени (1943) и медалью «За победу над Германией ...».

- мастер авиавооружения 20 иап мл. сержант Овечушко (Авечушко) Григорий Мойсеевич (Моисеевич), 1922 г.р., уроженец ст. Березанка Черниговского р-на Черниговской обл. 08.01.42 г. перебазировался на аэродром г. Плавск на самолете У-2 пилотируемым летчиком 636 ап Слепаковым (так в донесении).

- механик авиационный 20 иап сержант Винокуров Михаил Леонидович (Леонович), 1913 г.р., уроженец Кардымовского р-на Смоленской обл. Летчиком 636 ап мл. л-том Анисимовым, при потере ориентировки, был оставлен на территории занятой противником, во время перебазирования с аэродрома Елец в Плавск 08.01.42 г.

* полк сформирован 25.11.41 г. из ЛТС 13-й авиашколы пилотов первоначального обучения как 636 лбап (нбап), расформирован в первой декаде мая 1942 года и обращён на формирование 875-го и 877-го смешанных авиационных полков.

жбд 1.png

жбд 2.png

список.png

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   1 пользователь

    • *Владимир*