катуар

разное

1184 сообщения в этой теме

  В 3/19/2025 в 12:09, linnet сказал:

@skylark  Спасибо! Я этот текст искал безуспешно. А нет ли там потерь 21 иап во время второго налета?

Есть вот это:

 

33.png

34.png

35.png

36.png

37.png

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  В 3/19/2025 в 08:27, linnet сказал:

Пе-2 разбился в 800 м западнее зенитной батареи, которая также подбила ЛаГГ-3 (Или другого типа истребитель?), который добила ИА и приземлился в 17.07 в 3,5 км северо-восточнее батареи, раненый и обожженный пилот взят в плен летчиками с аэродрома Эзере.

Очевидно, это был Як-9 из 21 иап.

Бегло посмотрел потери 21 иап во время второго налета. Нашел только одного летчика полка, попавшего в плен - командир звена 21 иап ВВС КБФ старший лейтенант Макаров Евгений Васильевич, 1923 г.р., уроженец д. Подосинки Коломенского р-на Московской обл. (кавалер 2-х орденов Красного Знамени, ордена Отечественной войны I степени, медали «За оборону Ленинграда»), 16.09.44 г. нбз из р-на Либава.

Согласно информации Олега Каминского – «Макаров Евгений Васильевич, 1923 г.р., старший лейтенант, командир звена, 21-й истребительный авиационный полк ВВС Краснознаменного Балтийского флота. 16 сентября 1944 года в районе города Либава (ныне Лиепая, Латвия) на истребителе Як-9 в лобовой атаке таранил ФВ-190. Вместе с самолетом упал в море и погиб. Документально таран уточняется».

Из книги "С крылатыми героями Балтики" В. Г. Митрофанова – «16 Сентября 1944 года Е. В. Макаров встретился с истребителем противника на лобовых атаках. На глазах у всех, рассказал Д. А. Кудымов, летавший вместе с Макаровым, истребители врезались друг в друга и, объятые пламенем, оба рухнули в воду».

Согласно карт военнопленного – 16.09.44 г. будучи раненым попал в плен, 22.09.44 г. через лагерь Гёркен доставлен в лазарет лагеря для военнопленных Шталаг I A Штаблак. 26.10.1944 возвращен в лагерь Гёркен. Дальнейшую судьбу установить не удалось.

Согласно донесения РГВА (не открывается) - ст. л-т Макаров Евгений Васильевич 16.09.1944 попал в плен (освобожден).

Макаров.jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  В 3/20/2025 в 08:25, катуар сказал:

1 (1).jpg

1 (2).jpg

1 (4).jpg

1 (3).jpg

10.9.1944 в 22.09 берлинского в районе аэродрома Эзере зенитной артиллерией был сбит У-2/По-2. Экипаж 2 человека ранен, отправлен в госпиталь в Мажейкяй?

НИ в 3 ВА, ни в 15 ВА потерь По-2 10 и 11.9.44 не нашел. ?

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  В 3/21/2025 в 06:02, катуар сказал:

1 (1).jpg

1 (2).jpg

1 (3).jpg

1 (4).jpg

1 (5).jpg

Немцы сообщают, что 5.4.1942 в 10.35 берлинского два русских самолета прошли на высоте 50 метров в районе Тимонцево. Немецкая ЗА повредила правый из них, на землю отлетела часть левой плоскости? Машина загорелась и скрылась за холмом северо-восточнее деревни Станы на территории противника (советской) . Вскоре в том районе возник грибовидный дым.

Машину сначала записали так тип  B Sch ? Потом зачеркнули и написали Ил-2. Указан номер машины 5501. На обломках отлетевших нашли?

Ныне есть урочище Тимонцево в 16 км к СЗ от Ржева. В том же районе есть деревня Станы.

Добавлю:

Сомнительно, что самолет упал на советской территории (неправильный автоперевод?), до линии фронта от Станы 4 км. На высоте 50 метров с отбитой частью столько не протянуть?

Изменено пользователем linnet
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  В 3/23/2025 в 22:12, катуар сказал:

гуляев

л-т Гуляев Алексей Ивановия, пилот Ла-5 21 иап. 1923 г.р., Курская область.

27.5.1943 при перехвате самолета-разведчика в районе Великие Луки потерял ориентировку из-за плохой погоды, улетел за 200 км на юг. Сел вынужденно восточнее Смоленска. Попал в плен, переводился из лагеря в лагерь. Бежал, был пойман. Очевидно, погиб в плену?

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Про последний б/в л-та Гуляева А. И. из док-тов 21 иап 3 ВА:

IMG_20250324_164227.jpg

IMG_20250324_164251.jpg

IMG_20250324_164131.jpg

В этот же день — 27.05.43 Гуляев был пленен, отправлен в лагерь luft 2; неоднократно пересылался из лагерей на работы в составе рабочих команд. 

Ровно ч/з 5 м-цев — 27.10.43 при очередной пересылке на работы совершил побег; 29.10.43 нем. криминальной полицией Берлина был объявлен в розыск, на след. день пойман:

IMG_20250324_164005.jpg

IMG_20250324_164040.jpg

Далее снова пересылки на работы; последняя запись в карте в/пленного от 29.02.44 — отправлен в концлагерь Нойенгамме (северо-запад Германии, на территории р-на Гамбурга, в 15 км от него)... 

IMG_20250324_165820.jpg

IMG_20250324_165905.jpg

В  послевоенном док-те (без №) от 28.12.46 сообщено, что  лейтенант Гуляев погиб в период нахождения в нем. - фашистском плену. Точная дата и причина смерти не указаны:

IMG_20250324_165216.jpg

IMG_20250324_165044.jpg

IMG_20250324_165447.jpg

УПК летчика:

IMG_20250324_165948.jpg

IMG_20250324_170020.jpg

лейтенант Гуляев Алексей Иванович (09.03.1923 — погиб в застенках концлагеря Нойенгамме, Германия, близ Гамбурга не позже весны 45 года) - лётчик 21 иап 3 ВА

IMG_20250324_170102.jpg

 

 

 

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  В 3/22/2025 в 21:09, linnet сказал:

Немцы сообщают, что 5.4.1942 в 10.35 берлинского два русских самолета прошли на высоте 50 метров в районе Тимонцево. Немецкая ЗА повредила правый из них, на землю отлетела часть левой плоскости? Машина загорелась и скрылась за холмом северо-восточнее деревни Станы на территории противника (советской) . Вскоре в том районе возник грибовидный дым.

Машину сначала записали так тип  B Sch ? Потом зачеркнули и написали Ил-2. Указан номер машины 5501. На обломках отлетевших нашли?

Ныне есть урочище Тимонцево в 16 км к СЗ от Ржева. В том же районе есть деревня Станы.

Добавлю:

Сомнительно, что самолет упал на советской территории (неправильный автоперевод?), до линии фронта от Станы 4 км. На высоте 50 метров с отбитой частью столько не протянуть?

Борис Владимирович, я обращался к Вам по самолёту Ил-2 5501. 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  В 3/24/2025 в 18:51, катуар сказал:

дмитриев    штукин и   ?????

Экипаж Пе-8 из 890 ап дд, 45 ад дд

8.6.43.jpg

Список от Савончика:

9 июня 1943 года. Гордеев Георгий Никитович. Капитан. Штурман кораблин 890-го авиационного полка Дальнего Действия (кавалер ордена Ленина и ордена Боевого Красного Знамени). Не вернулся из боевого вылета на самолёте Пе-8. Впоследствии вернулся в часть.
9 июня 1943 года. Дмитриев Владимир Иванович. Техник-лейтенант. Помощник бортового техника 890-го авиационного полка Дальнего Действия. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Пе-8. Вероятно остался жив. ПОПАЛ В ПЛЕН, это сообщение немцев. Освобожден.
9 июня 1943 года. Котов Константин Лазаревич. Сержант. Стрелок-бомбардир 890-го авиационного полка Дальнего Действия. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Пе-8. Вероятно остался жив.
9 июня 1943 года. Курокин Василий Васильевич. Сержант. Воздушный стрелок 890-го авиационного полка Дальнего Действия. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Пе-8. Остался жив.
9 июня 1943 года. Маркин Михаил Алексеевич. Сержант. Воздушный стрелок 890-го авиационного полка Дальнего Действия. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Пе-8. Вероятно остался жив.
9 июня 1943 года. Прудкий Павел Устинович. Майор. Штурман эскадрильи 890-го авиационного полка Дальнего Действия (кавалер ордена Боевого Красного Знамени). Сбит в боевом вылете на самолете Пе-8. Остался жив.
9 июня 1943 года. Рачинский Алексей Николаевич. Старший техник-лейтенант. Старший бортовой техник 890-го авиационного полка Дальнего Действия
9 июня 1943 года. Родных Михаил Васильевич. Майор. Заместитель командира эскадрильи 890-го авиационного полка Дальнего Действия (Герой Советского Союза, кавалер орденов Ленина, Боевого Красного Знамени и Отечественной Войны I степени). Сбит в боевом вылете на самолете Пе-8. Попал в плен. Освобождён из плена американцами 23 апреля 1945 года. Вернулся в часть в сентябре 1945 года.
9 июня 1943 года. Сморгунов Яков Алексеевич. Старший сержант. Воздушный стрелок 890-го авиационного полка Дальнего Действия. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Пе-8. Вероятно остался жив.
9 июня 1943 года. Тыминский Ромунальд Матвеевич. Техник-лейтенант. Воздушный стрелок-радист 890-го авиационного полка Дальнего Действия (кавалер ордена Красной Звезды). Не вернулся из боевого вылета на самолёте Пе-8.
9 июня 1943 года. Штукин Василий Моисеевич. Старший сержант. Воздушный стрелок 890-го авиационного полка Дальнего Действия. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Пе-8. Вероятно остался жив. ПОПАЛ В ПЛЕН, это сообщение немцев. Освобожден к конце войны.

ЕЩЁ, в рапорте Гордеева, он встретил второго пилота майора Галлай, с которым вышли на партизан и перевезены на У-2 на Большую землю. Гордеев есть в списке потерь первоначально, а Галлая нет.

 

Изменено пользователем linnet
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  В 3/24/2025 в 19:09, никитин дмитрий сказал:

Борис Владимирович, я обращался к Вам по самолёту Ил-2 5501. 

 

Да, действительно, я отвечал:

Есть сделанная мной запись из ранних (1942), без точной ссылки на источник и даже без указания типа самолета в разделе с 3 ВА, 211 ад, 204 ад. Среди полутора десятков №№ типа хх01 есть строка "5501   эвакуирован за май силами РАБ". По другим есть "на вынужденной посадке", "эвакуирован за май силами техсостава". 

Пытался найти эти записи, не смог.

Как вариант, 6 гшап, у меня нет по нему почти ничего.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  В 3/25/2025 в 20:55, катуар сказал:

???

Возможно?

сержант Вдовиченко Антон Кириллович пилот Як-1 127 иап нбз 8.6.1943. в районе Сабурово под Орлом. У немцев сбит ЗА в 8.58 берлинского (время совпадает) в 1 км западнее Борисовка. Какая Борисовка их там несколько? Есть Борисовка в 35 км южнее Сабурово, была в прифронтовой зоне со стороны немцев.  Но посмотрев схему немецкой заявки, обнаружил, что это Борисовка, что в 50 км ЮВ Сабурово.

Вдовиченко 1920 г.р. Сталинская область. Попал в плен. В книге потерь лс полка дополнительная неразборчивая надпись. Вернулся из плена?

Исключен из списков как младший лейтенант. Юбилейное награждение 1985 года.

Изменено пользователем linnet
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  В 3/26/2025 в 07:20, катуар сказал:

степанов

Вероятно, это потеря 211 шад 15.08.43 г.

У гансов - в 12.30 подбит ЗА один Ил-2 в районе Береснево, совершил аварийную посадку в 200 м. южнее Жуково, командир самолета Ил-2 лейтенант Степанов взят в плен.

У нас – в 12.56 вылетели на разведку погоды в район Мал. Береснево, Духовщина и нбз два Ил-2 639 шап. Летчики: пом. к-ра полка по ВСС лейтенант Шпонкин Николай Владимирович (1916 г.р., уроженец д. Пустошка Сычевского р-на Смоленской обл.) и мл. лейтенант Савчук Петр Андреевич (1922 г.р., уроженец с. Сольница Улановского р-на Винницкой обл.); воздушные стрелки: сержант Алексеев Филипп Андреевич (1920 г.р., уроженец ст-ца Новопокровская Новопокровского р-на Краснодарского края) и сержант Степанов Геннадий Филиппович (1923 г.р., уроженец г. Стерлитамак).

Непонятно, либо Степанов представился офицером, либо кто-то из летчиков скрыл свою фамилию и назвал фамилию одного из воздушных стрелков. Возможно, это был Шпонкин, который попал в плен, освобожден, 02.09.45 г. прибыл на спецпроверку в 32 зсп 12 зсд.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@skylark Как раз начал печатать ответ. Добавил бы, что это урочище Жуково, что в 8 км. СЗ Духовщина и 10 км южнее Малое Береснево

Экипаж Савчук-Степанов

Изменено пользователем linnet
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  В 3/26/2025 в 11:34, катуар сказал:

1 (1).jpg

1 (2).jpg

Экипаж Шпонкин-Алексеев был подбит и сел на вынужденную  в 1 км юго-западнее Малое Сыроквашино, которое в 5 км сев-западнее Малое Береснево. Экипаж попал в плен.

Изменено пользователем linnet
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Согласно оперсводки 211 шад от 15.08.43 — дивизия из-за плохих метеоусловий (моросящие дожди) боевой работы не вела. Было произведено 2 вылета только на разведку погоды в р-ны Мал. Береснево и Духовщина 2-мя экипажами на с-тах Ил-2 из состава 639 шап (л-нт Шпонкин Н. В. —серж. Алексеев Ф. А.; мл. л-нт Савчук П. А. — серж. Степанов Г. Ф.), которые с задания не вернулись:

00000349.jpg

IMG_20250326_181052.jpg

Оба экипажа попали в плен в р-не Духовщины, как указано в зелёных картах командиров экипажей:

IMG_20250326_184539.jpg

IMG_20250326_184644.jpg

IMG_20250326_184723.jpg

IMG_20250326_184829.jpg

И если об экипаже Савчук —Степанов сведения обрываются на том, что они попали в плен и оба числятся до сего дня нбз, то информации об экипаже Шпонкин — Алексеев чуть больше. 

Л-нт Шпонкин прошёл все ужасы плена: luft 2, каторжные работы в раб. командах, концлагерь Дахау... 

В мае 45 по репатрации вернулся на Родину; после спецпроверки завершил службу в ВВС 20.12.45:

IMG_20250326_190137.jpg

IMG_20250326_190246.jpg

IMG_20250326_193120.jpg

Его в/стрелок Алексеев Ф. А. дожил до ПОБЕДЫ; в 85 г награждён ООВ 2 ст. 

IMG_20250326_203800.jpg

лейтенант Шпонкин Николай Владимирович (д. р. 24.02.1916) — пом. к-ра полка по возд. стр. службе 639 шап

P. S. Дополню, т. к., возможно, кому-то будет интересно знать, что Шпонкин Н. В. — участник ВОВ с 22.06.41, встретил её в дальней авиации в составе 207 дбап 42 дбад — однополчанин Н. Ф. Гастелло

В одном из б/в 27.07.41 не вернулся с б/з и был исключён из состава ВВС КА. Однако, он не погиб. Вероятно, попал в госпиталь (данных нет), затем был направлен в штурмовую авиацию в 639 шап, служа в котором, повторно нбз — попал в плен. В 1946 г приказ об исключении из рядов РККА был отменен. 

IMG_20250328_214351.jpg

00000158.jpg

Изменено пользователем Дочь ветерана ВОВ 863 иап
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  В 3/27/2025 в 06:57, катуар сказал:

1 (1).jpg

1 (2).jpg

1 (3).jpg

У немцев: 5.2.1943 около 14.00 берлинского ЗА подбила истребитель (ЛаГГ-3?), который вынужденно сел севернее д. Беречка (высота 123), что в 40 км СЗ Ливны Орловской области. Пилот выбрался из самолета, но его догнал немецкий ефрейтор, вступивший с ним в рукопашную схватку.

Теперь цепочка предположений. МП находится в полосе Брянского фронта, т.е. 15 ВА. Из краткой записи следует, что 15 ВА 5.2.1943 потеряла от ЗА и ИА два ЛаГГ-3 и 1 Ил-2. ЛаГГ-3 были только в 721 иап 286 иад и 5.2.1943 в полку было потеряно два ЛаГГ-3 (номера 3716 и 3769). Пилоты Кырчанов нбз и Вержичинский ранен.

мл. л-т Кырчанов Степан Федорович 1917 г.р., Свердловская обл ст. Таватуй (много вариантов ошибочного написания фамилии!) нбз 5.2.1943. Попал в плен под Орлом (якобы 9.2.1943?). Приказ об исключении из списков отменен в 1950 году).

В подборке документов по Кырчанову есть награждение медалью партизану 1 степени и юбилейное награждение 1985 года, но место рождения Кировская область, д. Кырчелановка. Это один и тот же человек или разные однофамильцы?

См 2 фото в плену и явно после войны.

Номер 8769 у немцев непонятно что значит.

Кырчанов 2копирование.jpg

Изменено пользователем linnet
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  В 3/27/2025 в 11:39, linnet сказал:

мл. л-т Кырчанов Степан Федорович 1917 г.р., Свердловская обл ст. Таватуй (много вариантов ошибочного написания фамилии!) нбз 5.2.1943. Попал в плен под Орлом (якобы 9.2.1943?). Приказ об исключении из списков отменен в 1950 году).

В подборке документов по Кырчанову есть награждение медалью партизану 1 степени и юбилейное награждение 1985 года, но место рождения Кировская область, д. Кырчелановка. Это один и тот же человек или разные однофамильцы?

Это один и тот же человек, совершивший 2 тарана и 3 побега из плена. От подробности о нём из инета:

- «Родился 7 января (по другим данным – 20 декабря) 1917 г. в д. Кырчановщина ныне Орловского района Кировской области в крестьянской семье. После окончания в 1932 г. семилетней школы начал работать на железной дороге на станциях Свердловск, Челябинск техником по учету вагонов, слесарем по ремонту автотормозов вагонов. В январе 1939 г. без отрыва от производства окончания Свердловский аэроклуб и направлен в летное училище. В 1940 г. окончил 1-ю Чкаловскую военную авиационную школу пилотов имени К.Е.Ворошилова.

На фронтах Великой Отечественной войны с октября 1941 г. Воевал в составе 721 иап.

К июлю 1942 г. совершил 98 боевых вылетов.

13.07.42 г. в воздушном бою в районе д. Каменка Воронежской области на горящем самолете таранил вражеский истребитель.

Командир полка Голубенков в наградном листе 27 июля писал: «... 13.08.42 г. группа наших истребителей в районе д. Каменка вступила в бой с шестью Ме-109. Тов. Кырчанов в этом бою был ранен в левую руку, а самолет, пилотируемый им, был подбит, загорелся и пошел вниз. Пилот не растерялся и решил во что то ни стало уничтожить фашистского стервятника. Принимает решение – пойти на таран. Заметив ниже себя одного Ме-109, Кырчанов направил свой самолет на вражеский, протаранил его и вместе с ним пошел горящим вниз... Сам Кырчанов воспользовался парашютом, искусно приземлился на своей территории. Вражеский самолет врезался в землю, а фашистский илот погиб

За мужество и геройство тов. Кырчанов достоин награды – ордена Ленина».

Был награжден орденом Красного Знамени.

После госпиталя вернулся в свой полк.

15.09.42 г. под Сталинградом тараном сбил бомбардировщик противника Ju-88.

Позже был командиром звена, заместителем командира и штурманом эскадрильи.

05.02.43 г. в воздушном бою в районе Курска был сбит, совершил на вынужденную посадку на территории противника. Раненый несколько суток пробирался к своим, но был схвачен немцами и помещен в концлагерь Мосбург (Бавария). Бежал, но был схвачен на территории Чехословакии и отправлен в лагерь Ламсдорф. Снова бежал и опять неудачно. После третьей попытки достиг лагеря словацких партизан.

Воевал во 2-й партизанской бригаде. Из числа советских офицеров, бывших военнопленных, и словацких патриотов Кырчанов организовал партизанскую ударную группу. В августе 1944 г. во время Словацкого национального восстания командовал отрядом имени Эрнста Тельмана в районе города Зволене.

31.12.45 г. уволен в запас в звании мл. лейтенант.

Вернулся в Свердловск. Окончил Свердловский горно-металлургический техникум. Жил в городе Краснотурьинске Свердловской области. В 1955 г. переехал в Богданович, затем жил в Артемовском. Работал в различных партиях Уральского геологического управления. Позже переехал в Свердловск, до выхода на пенсию работал в Уральском тресте инженерно-строительных изысканий.

Скончался в начале 1990-х годов.

Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны, медалями, в том числе "Партизану Отечественной войны 1-й степени" и чехословацкой "За храбрость".

Почетный гражданин п. Касторное (Курская обл.), г. Зволен, п. Томашевцы (Словакия)»;

- «... 5 февраля 1943 года. Ясный морозный день, Кырчанову поручено возглавить восьмерку истребителей сопровождения штурмовиков.

Задание – надежно прикрыть их во время нанесения удара по железнодорожной станции, а при благоприятной воздушной обстановки и самим принять участие в штурмовке и в первую очередь подавлении зенитного огня.

Зенитки молчали и при первом заходе на цель истребители вместе с штурмовиками дружно ударили по скопившимся из станции эшелонам. Запылали вагоны и платформы с техникой, взорвалось несколько цистерн, от прямого попадании бомбы рухнула водокачка. Фашисты стали выскакивать из вагонов и разбегаться в поле. Ильюшины развернулись на второй заход. Но теперь станция ощетинилась огнём зениток. Истребители устремились на их подавление, а штурмовики «эресами» и пушечно-пулемётным огнём продолжали уничтожение техники и живой силы врага. «Бейте зенитки точнее, но не увлекайтесь. Больше половины Боезапаса не расходовать. Как бы «фоккеры» и «мессера» не появились» – передал по радио Кырчанов своим подчинённым. И точно. Но успела группа лечь на обратный курс, как, откуда не возьмись, вынырнуло десять «фокке-вульфов». В эфире прозвучал приказ Кырчанова: «Всем прикрыть «горбатых». Со мной только А.Кабиской и Н.Бачилло». И вихрем рванулся ввысь. Завязался воздушный бой. Вскоре одного фашиста удалось сбить, но был подбит и самолёт Бачилло, которому пришлось выйти из боя. Прошло несколько минут и ещё один «фокке-вульф» был поражен метким огнём Кырчанова, и оставляя черный шлейф, закувыркался к земле. Степан взглянул на приборную доску. Давление масла катастрофически упало. Значит, масляная магистраль пробита. Сейчас мотор заклинит, а высоты нет. Линию фронта ему не перетянуть. Нет даже времени подыскать мало-мальски подходящую площадку. Лётчик совершил посадку больше чутьём, чем сознательным расчётом, угадав интуитивно, где самолёт надо было прижать к земле.

При посадке самолёта лётчик сильно ударялся виском о корпус прицела и потерял сознание. Очнувшись и собрав все силы, приподнялся и перевалился через борт кабины в снег. Поднялся и посмотрел на свой самолёт. Весь фюзеляж был покрыт масляной плёнкой. За бронеспинкой на фюзеляже образовалась поперечная трещина – не выдержал самолёт удара о землю, переломился.

Кырчанов стер снегом о лица кровь, проглотил несколько снежных комков. Полегчало. Затем вынул пистолет из кобуры, поставил его на боевой взвод. Спрятал оружие в карман комбинезона. Раскрыл планшет, посмотрел на компас, сориентировался. Он на территории, захваченной врагом. До линии фронта, пожалуй, километров тридцать. По такому глубокому снегу, чтобы добраться до линии фронта, если двигаться только ночью, уйдёт, видимо, трое суток, прикинул лётчик. А сейчас надо скорее уходить в ближайший лес, пока его не обнаружили немцы. Увязая в снегу. Степан двинулся к лесу. Шёл, останавливался, снова шёл, то проваливаясь в глубокие ямы, то спотыкаясь о невидимые пеньки. Пот застилал глаза. Когда добрался до леса, силы были уже на исходе. Степан повалился под развесистую ель. Немного отдохнув, сверяя свой путь по компасу, лётчик продолжая двигаться дальше. Прошли сутки. Лишенный пищи, изнуренный лётчик шёл все медленнее. На третий день идти стало ещё тяжелее. Несколько раз он терял сознание и падал в снег. В снежном сугробе обессиленного, полузамерзшего, и скрутили его фашисты со сторожевыми овчарками. Очнулся лётчик, когда вражеские солдаты уже связали ему руки.

... Стал лётчик заключенным № 1779. Допросы, жестокие избиения, издевательства. Вот как описал А.С.Абрамов обстановку в лагере военнопленных: «Вспоминая те невыносимые дни испытаний, Кырчанов невольно стискивает зубы: – В зеркале я себя тогда не видел ни разу. Но если судить по тему, как выглядели мои товарищи по бараку, то я тоже, наверное, напоминал живой скелет. Кожа да кости... Одежда на пленных уже превратилась в лохмотья, и на этом тряпье охранники выводили черной краской две буквы «SU». У каждого был свой номер. Кормёжку тошно вспоминать: коричневая баланда из полугнилой брюквы, хлеб наполовину с опилками»

Но ни истязания, ни голод, ни два неудачных побега не смогли сломить волю летчика к свободе, к продолжению ной борьбы с ненавистным врагом. Снова побег, и пройдя не одну сотню километров, он достиг лагеря словацких партизан. Наконец в его руках снова оказалось оружие. В словацком национальном восстании Кырчанов участвовал в качестве командира многонационального партизанского отряда имени Эрнста Тельмана 2-й Чехословацкой партизанской бригады «За свободу славян», под командой заброшенного в тыл врага капитана Е.Волянского.

Бойцы отряда имени Эрнста Тельмана смело громили гитлеровцев и их прихвостней, добывали ценные разведывательные сведения, передавая их в Украинский штаб партизанского движения. Отряду была поручена охрана аэродрома «Три дуба», через который проводилось снабжение партизан вооружением, боеприпасами, продовольствием, медикаментами и эвакуировались раненые. На отряд возлагалось выполнение и других ответственных заданий. Так, в сентябре 1944 года для быстрейшего вывода Венгрии из войны была поставлена задача в тайне от гитлеровцев обеспечить переход венгро-чехословацкой границы, доставку в замок города Зволена, а затем отправку самолётом на Большую землю Правительственной делегации Венгрии.

Благодарные жители словацкого города Зволена, в районе которого действовал партизанский отряд под командованием Степана Федоровича Кырчанова, избрали его своим почётным гражданином.

Отважному лётчику и бесстрашному партизану посвятил эту свою книгу А.С.Абрамов».

Кырчанов.jpg

6

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   2 пользователя

    • навигатор
    • катуар