Алла Л

Экипаж Пе-2 284 бап №2707 х. Камыши, Калачёвский район

132 сообщения в этой теме

Всем доброго времени! У меня вопрос к администратору. Илья(извините, не знаю отчества), можно обратиться за помощью по розыску документов на третьего члена экипажа Пе-2? 4 апреля установлены фамилии двух других летчиков по документам на сайте Память народа. Информацию сюда выкладывать? 

Изменено пользователем Алла Л
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ждал, что Илья Геннадьевич сам ответит. Информацию можно здесь разместить. По вашим вопросам в других темах. 2 человека экипаж мог быть на Пе-3. Или 2 человека из экипажа Пе-2могли погибнуть, а третий выжить. Или 2 человека из экипажа Пе-2 занесены в список потерь офицерского состава, а третий в другом списке - рядовых и сержантов.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@linnet Спасибо! Самолёт №2614 Пе-2, 284 БАП 270 БАД  Сталинградский фронт, боевое задание 10.09.1942 г. Экипаж : Шлапак В.А.– командир, пилот; Волков именно И.А,– стрелок-бомбардир, штурман?; и нет данных подходящих только фамилия Ярошенко (надо полагать стрелок-бомбардир или радист). Все сержанты. Наградной лист на Волкова И.А. описывает то событие. Поэтому пока погибшим и пропавшим без вести(по документам) считается Шлапак В.А. Просьба помочь найти данные о Ярошенко. Есть данные о Гавриле Ивановиче Ярошенко 1913 г.р. сержант, 797 БАП но мастер по радио, не лётчик, воевал и потом после 42-го. Место падения самолёта находится в Волгоградской области, Калачёвском районе,  самолёт Пе-2 это давно установлено.

Волков наградной....jpeg

Донесение о потерях Шлапак.jpg

Шлапак 5.jpg

Экипаж Шлапак - копия.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Могу лишь подтвердить, что в оперсводке 270 бад за 10.9.1942 г. не вернулся с боевого задания экипаж Пе-2 №2614 экипаж летчик сержант Шлапак, стрелок-бомбардир сержант Волков и радист сержант Ярошенко, вылетел на бомбардировку аэродрома Обливская в 10.48

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В 284 бап в этот день нбз 4 экипажа. В списках потерь дивизии (вы выложили выше) есть только пилоты и стрелки-бомбардиры. Нет ни одного стрелка-радиста! Исключение другой Волков, но он мл. лейтенант. Рядовых, сержантов и старшин на должности стрелка-радиста нет ни одного. Возможно, часть из них вернулась, но не все же! Т.е. список потерь рядового и сержантского состава был отдельно и он утрачен.

В одном из экипажей был с-т Черкашин. Возможно, это он позже стал мл. техником-лейтенантом и пропал без вести в 1945 году. Ярошенко из соседнего полка вполне мог тем самым радистом, но не факт.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@linnet А как Вы считаете, пленение стрелка-радиста, содержание его в госпитале...это действительно(по воспоминаниям ветерана-лётчика) игра в благородство? Пока они шли "победным" маршем до Сталинграда? Или это и потом встречалось?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@linnet Зачит других списков уже не найти. Надо табличку памятную установить на месте падения самолёта, пока не понятно, две фамилии вписывать или три. Как в таких случаях поступают?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Алла Л сказал:

пленение стрелка-радиста,

Если вы имеете в виду пленение Волкова, то он не стрелок-радист, а стрелок-бомбардир, т.е. штурман - офицерская должность. Если сразу в горячке не убили, то пленный попадает на допрос, а потом в лагерь люфтваффе и все идет согласно орднунгу. Если бы он позже в плен попал, то никто бы его из окружения самолетом вывозить не стал.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Алла Л сказал:

@linnet Значит других списков уже не найти. Надо табличку памятную установить на месте падения самолёта, пока не понятно, две фамилии вписывать или три. Как в таких случаях поступают?

А как вы определили, что это место падения самолета с экипажем Шлапак-Волков-Ярошенко?

"Значит других списков уже не найти."... Нужно смотреть в приказах 270 бад и 284 бап за этот период. Возможно, там есть приказы об исключении из списков членов экипажей с полными ФИО. У меня нет выписок из этих документов. 

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@linnet В наградном листе описан тот воздушный бой. Это единственный случай падения Пе-2 вблизи города. Свидетели указали откуда летел горящий самолёт, всё сходится.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@linnet Место падения всегда было на виду, очень давно был установлен обелиск железный с надписью "экипажу самолёта Пе-2", по документам в администрации указан как Памятник экипажу бомбардировщика Пе-2, погибшему в сентябре 1942г". Мелкие фрагменты обшивки и пр. и сейчас иногда из земли показываются.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ранее по этому экипажу нашел информацию на сержанта Ярошенко Николая Денисовича, 15.02.1919 г.р.: https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero93293679/

Вероятно, в месяце пленения допустили ошибку при переносе данных. По званию – либо стоял на офицерской должности и приказ о присвоении звания поступил в полк позже, либо в плену находился не долго и после проверки продолжил службу, получил офицерские погоны.

Кстати, в одном из наградных листов встречалась информация о ремонте и восстановлении в марте 43-го Пе-2 № 2614.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 09.04.2021 в 20:56, linnet сказал:

В 284 бап в этот день нбз 4 экипажа. В списках потерь дивизии (вы выложили выше) есть только пилоты и стрелки-бомбардиры. Нет ни одного стрелка-радиста! Исключение другой Волков, но он мл. лейтенант. Рядовых, сержантов и старшин на должности стрелка-радиста нет ни одного. Возможно, часть из них вернулась, но не все же! Т.е. список потерь рядового и сержантского состава был отдельно и он утрачен.

В пользу  существования списка потерь. На Савина извещение должно было выписано на основании именно такого списка.

images3.jpg

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
16 часов назад, Алла Л сказал:

@skylark  О каких наградных листах Вы говорите? Подробнее, пожалуйста. С уважением...

О наградных листах на технический состав 284 бап / 270 бад.

Нашел здесь: http://podvignaroda.mil.ru/?#id=17036703&tab=navDetailManAward

1.png

2.png

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

При оформлении наградного могли допустить ошибку в номере самолета, но я склоняюсь к версии, что Шлапак всё же смог совершить вынужденную посадку, иначе там уже нечего было б восстанавливать. Выяснить все, как уже выше написал linnet, можно в ЦАМО (быстрее и лучше при личном посещении архива), в приказах по полку/дивизии или документах БАО.

И нужны номера самолета/моторов с МП, об этом на форуме говорилось неоднократно …

В противном случае лучше оставить старую надпись - "экипажу самолёта Пе-2"…

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@skylark Если он совершил вынужденную посадку на горящем! самолёте, то почему считается пропавшим без вести? Скорее всего ошибка в номере самолёта. С уважением... 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я лишь высказал свою версию.

Есть множество примеров, в том числе и на этом форуме, когда летчики сажали подбитые/горящие самолеты, наземные части находили документы у погибших и сообщали об этом в вышестоящие штабы (в полки), но до сих пор эти летчики числятся пропавшими без вести.

В Сталинградской битве много экипажей не вернулось с боевого задания и не имея на руках доказательств (номеров самолета/моторов с МП или архивных документов) Вы не можете утверждать, что это экипаж ст. сержанта Шлапак В.А.

На тот случай, если данный документ Вы ранее не встречали, вдруг пригодится (фото Шлапак можно попытаться найти, сделав запрос в РГАСПИ): https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_kartoteka_memorial37691396/

00001501.jpg

00001502.png

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очень большая вероятность, что в наградных перепутали номер самолета. В списке матчасти 284 бап по состоянию на 12.2.1943 числятся на аэродроме Эльтон 7 неисправных Пе-2. В основном требуют замены 2-х моторов. Среди похожих номеров есть №№ 2514, 2604, 2616. №2614 там нет.

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@linnet И Вам большое спасибо! Собрались в военкомат, чтобы сделать запрос. Подскажите, пожалуйста, как точнее его сформулировать( пофамильно или ...) С уважением...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Понятно, спасибо. Есть ещё просьба по документам 275 бап 270 бад. Интересует журнал боевых действий за июль 42 года конкретно 26.07.42 г. Однажды (не так давно) случайно попалась на глаза страница с подробно расписанным составом экипажей Пе-2 за это число. Теперь не пойму почему, не могу найти повторно. Интересует экипаж Гаряга, Березовский( или Березин) и третий Королёв? Березовский и Березин это разные лётчики, оба были в разных экипажах в тот день на задании. Интересует экипаж майора Гаряги. Если у кого будет интерес и время посмотреть, буду очень признательна за помощь. А нет, так нет. Ещё раз всех благодарю за подсказки!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу