Опубликовано: 16 июля, 2015 Посмотрите по датам: искомый самолет еще с завода в начале июня не выпустили Еще из того же источника: "28 мая меня вызвал командир авиагруппы полковник Г. Г. Дзюба и поставил задачу: в ночь на 29-е вылететь на гидросамолете в Геленджик и на следующий день привести из Анапы на Херсонес 247-й истребительный авиаполк из состава 5-й воздушной армии. Можно представить нашу радость: получаем целый полк, да еще и на современных истребителях! Ведь это же сила! А в полку-то, как потом выяснилось, насчитывалось всего десять Як-1, причем ни один летчик никогда не летал над морем и не участвовал в боях над ним. Утром 30 мая мы взлетели и легли на маршрут. Довольно скоро понесли потери, правда, пока небоевые — три «яка» из-за каких-то неисправностей вернулись в Анапу. Перелет же остальных самолетов прошел благополучно, и все они приземлились на Херсонесе". Предположу, что 2.6.42 как раз вот эти три возвратившиеся (+1 ?) в Севастополь снова отправили. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июля, 2015 Тогда остается выяснить обстоятельства боевого вылета сержанта Неклюдова. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июля, 2015 В делах 247 иап нашелся список 19 Як-1, полученных 23.6.42. НО в нем куча несоответствий списку полученных 894 иап, а потом вроде бы переданных в 247 иап. И в списке 247 иап нет 1374. Появился 1375. Попозже подготовлю выборку цифр и выложу. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июля, 2015 см таблицу несовпадений номеров Як-1 в списках 894 иап при получении с завода и в 247 иап при получении от 894 иап. В списке 247 иап нет №1374, но есть №1375. Где правильно? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июля, 2015 Вопрос конечно интересный! Я бы больше доверял документам завода. А был ли вообще в составе 894 иап самолет 1375 В первоначальном списке 1374 расположен между самолетами 75-й серии, могли "автоматически" другую серию указать. Может у Сергея Кузнецова есть сведения о судьбе Як-1 1375 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июля, 2015 С датами потери лс не все совпадает. есть разночтения по Головкову. Неклюдов, очевидно, не подходит - Марфовка, Крым нбз. Приказы по полку 1942: 1. Пилота сержанта Зайченко сбитого при героической обороне г. Севастополь исключить ... с 21.6.1942 2. Командира звена л-та Головкова вылетевшего из г. Севастополь 21.6.42 на самолета Як-1 и не вернувшегося в часть исключить ... с 21.6.42. По запросам и розыскам место нахождения Головкова не установлено, считать пропавшим без вести. 3. Пилота сержанта Неклюдова М.М. не вернувшегося с боевого задания 9.7.42 г. р-н Марфовка, Крым. АССР исключить ... с 9.7.42. 4. Сержант Полубояринов нбз 13.7.42 р-н Ростов. 5. Ком звена ст. л-т Астахов Федор Иванович нбз 23.7.42 р-н Ростова 6. Ком звена л-т Шмырев Алексей Романович погиб в воздушном бою в р-не Кулишовка 24.7.42. 7. Пилот мл. л-т Соколов Вениамин Александрович погиб в воздушном бою 24.7.42 в р-не Кулишовка. 8. Пилот с-т Никулин и.М. 25.7.42 нбз в р-не Батайск. ВЕРНУЛСЯ 5.10.42. 9. Пилот с-т Поскотинов В.Д. нбз 1.8.42 10. Пилот сержант Косса? погиб в воздушном бою 3.8.42 в районе Батайска. Есть два варианта списка посланных в Севастополь 10 и 12 человек. а. Отчет о боевой работа 1942 г. 28 мая 1942 приказом 5 ВА из полка были посланы 12 летчиков с самолетами в распоряжение ком ВВС ЧФ на оборону г. Севастополь 1. ком полка Кутихин 2. штурман к-н Шмагин зам ком аэ ст л-т Матиенко 4. ком аэ л-т Шупик 5. зам ком аэ л-т Свсков 6. ком звена л-т Ганенко 7. ком звена л-т Буряк 8 пилот мл л-т Коняев 9. пилот с-т Головков 11. пилот с-т Неклюдов 12. пилот с-т Косса. (Я так понял, двое из них вернулись сразу?) И находились в Севастополе до момента падения города. Перелет был осуществлен с аэродрома Анапа на аэродром Херсонесский Маяк, где и базировались. Потери полка в Севастополе 2 человека, 4 Як-1 18.6.42 в р-не Балаклава сбит иа с-т зайченко, 28.6.42 при вылете в ночное время с аэродрома Херсонесский Маяк в часть не прибыл л-т Головков. На 1.7.42 - 21 самолет Неклюдов потеря при полете на разведку в р-н Марфовка, Крым. 11.7.42 полк в составе 20 Як-1 перелетел на аэродром Белая Калитва, войдя в состав 4 ВА, а 12.7.42 перелетел на аэр Буденовка в р-не Ворошиловграда, войдя в состав 216 иад. Б. Приказы по аолку 1942 На основании устного распоряжения командующего 15 УА?Г от 28.5.42 десять самолетов Як-1 с летчиками 1. Кутихин 2. Смагин 3. Шупик 4. Ганенко 5. Головков 6. Матиенко 7. Сысков 8. Буряк 9. зайченко 10. Нехлюдов. перебазировались 29.5.42 с аэр Киевская на аэр Анапа и вступили в распоряжение ген-майора Ермаченко. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июля, 2015 Марфовка расположена юго-западнее Керчи. В целом направление падения соответсвует возвращению из района выполнения боевого задания на аэродром базирования 247 иап Анапа. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июля, 2015 Марфовка расположена юго-западнее Керчи. В целом направление падения соответсвует возвращению из района выполнения боевого задания на аэродром базирования 247 иап Анапа. Я тоже хотел было понадеяться, что он при возвращении пролетел за Новороссийск. С 1 по 11.7.42 г. 247 иап базировался на аэродроме Славянская. Немного не в ту сторону и сильно дальше. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июля, 2015 А по номерам потерянных самолетов в делах ничего нет? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июля, 2015 Благодаря Алексу21 у нас есть Акты списания самолетов по 5 ВА начиная с августа 1942 года, и Як-1 № 1374 среди них нет. Значит (при условии, что в документах 247 иап допущена опечатка и номер самолета все-таки 1374, а не 1375), данный Як был потерян в период 23.06 - 01.08.1942 г. За этот период есть только две теоретически подходящие потери: Гловков и Неклюдов. Шансы примерно 50/50. Может ДНК экспертизу провести? У нас в ГУВД обещали при необходимости оказать содействие. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июля, 2015 Еще раз привязал место падения к карте. В первый раз немного неверно указал направление падения. На старой карте военных лет получилось это сделать точнее с привязкой к старым дорогам. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июля, 2015 1. В делах 894 иап после документов с этой партией Як-1 появляются уже самолеты 77-й и 78-й серии, полученные предполагаю 28.6.42. 1374 и 1375 нет. 2. Если бы номера потерянных самолетов мне попались, я бы сообщил. 3. Полагаю, что Акты по Неклюдову, а может и по Головкову подавались 247-м иап уже в 4 ВА, хотя потери были еще в составе 5 ВА. Вариант с Головко вряд ли. Уже обсуждали почему. С Неклюдовым теоретически мог залететь далеко, но сомнительно. 1374 мог попасть в другой полк, на найденном самолете могла быть лишь деталь от 1374 и т.д. Данных пока маловато. К несчастью, дела дивизий не выдают, а там немало перспективных дел. Попробую пока в 4 ВА заглянуть. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июля, 2015 Теперь наглядно. В принципе то же расстояние, что до Славянской, только с направлением градусов в 30 расхождение. А на 9.7.42 заявки немцев смотрели? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июля, 2015 9 июля немцы побед над Яками в этом районе не заявляли. Но во время разведки над территорией противника он находился в зоне действия его ЗА и в случае если был подбит, а возможно и ранен, то мог тянуть на свою сторону и залететь куда угодно. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июля, 2015 Что касается потери этого самолета в составе другого подразделения, то как я уже писал ранее по 5 ВА есть потери начиная с августа, а 4 ВА появляется на Кубани уже в 43-ем и по ней за весь период есть очень подробные потери, но нигде эта машина не фигурирует. Как впрочем и нет ни одной подходящий даже теоретически потери Як-1 с любым номером по этому району за период август-декабрь 1942 г. Так-что скорее всего это все-таки потеря именно 247 иап. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июля, 2015 Не забывайте, то найденный фрагмент номера мотора говорит о том, что мотор не родной самолету 1374. Вопрос, когда и где его поменяли? И могли ли успеть до 9.7.42? Еще раз повторюсь, что Акт расследования боевой потери самолета Неклюдова мог отложиться в делах 4 ВА по 1942 году, т.к. 247 иап просто не успел его подготовить и сдать будучи в 5 ВА. За два дня такой документ не делается. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июля, 2015 Это понятно. По 5 ВА августовские потери 42-го года проходят по приказу от ноября месяца. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 июля, 2015 28 мая 1942 приказом 5 ВА из полка были посланы 12 летчиков с самолетами в распоряжение ком ВВС ЧФ на оборону г. Севастополь 1. ком полка Кутихин (Я так понял, двое из них вернулись сразу?) И находились в Севастополе до момента падения города. Из обоих списков не совпадают Косса и Коняев, но последний все же попал в Севастополь Еще один мемуарный источник из ранее изданных: А.Дорохов Крылатые защитники Севастополя. — Симферополь: Таврия, 1981 "Летчиков 247-го полка привел капитан К. Д. Денисов. В те дни он был инспектором техники пилотирования авиагруппы. Передо мной письмо Константина Дмитриевича: «Перебазироваться на незнакомые аэродромы осажденного города — дело очень сложное. Поэтому меня вызвал полковник Дзюба и поставил задачу: лететь в Анапу и привести в Севастополь армейский истребительный авиаполк. К Севастополю нас лидировали два экипажа СБ. Я шел впереди истребителей. Но когда мы находились над морем километрах в двадцати от берега, командир полка и еще один летчик были вынуждены повернуть обратно, в Анапу. Оказались неисправными их самолеты. Остальных я привел в Севастополь. Поскольку полк остался без командира, мне было приказано командовать им. Это приказание я выполнял до конца обороны. И остатки экипажей ночью накануне оставления Севастополя увел на Кавказ». А в некоторых источниках утверждается, что 247-м иап в Севастополе командовал некий майор Ю.H.Купленный (Я.Н.Кутихина как исковеркали) Мемуары старые, но современная недавняя относительно работа М.Морозова по Севастополю тоже содержит достаточно ошибок. Например: "Мл. лейтенант Казаров из 247-го иап сбил один «юнкерс», лейтенант Яновский — другой. Такого же успеха добилась пара Катров — Данилко. О сбитых «мессершмиттах» доложили Хряев и пара Петухов — Яновский. Отличились и зенитчики, которые доложили о восьми сбитых Ju-88 и Ju-87. Немцы признают потерю лишь одного «юнкерса» из III/KG76, который, по их данным, пропал без вести. В вечерних боях советская сторона потеряла сбитым «як» 247-го иап лейтенанта Модиенко (пилот погиб)," Если в Модиенко еще угадывается Матиенко, то кто такой Казаров? Тем не менее из этого источника: "Днем 30 мая на аэродром Херсонесский маяк перелетели из Анапы семь Як-1 247-го иап 5-й воздушной армии, пара СБ и по одному ДБ-3 и Пе-2 от 5-го гвардейского и 40-го авиаполков". Так сколько реально самолетов Як-1 247-го иап улетело в Крым? 7+4=11 (без Коссы, без Щупика, без Усаченко (Зайченко?)) Или потом с 45-м иап кто-то прилетел? Посмотрел потери м/ч 45-го иап в Севастополе по данным ЦВМА (правда есть один дубль № 1361): 11.6.42 сбит ВБ № 1263 П.М.Берстенев 12.6.42 сбит ВБ № 1361 В.Шаренко 13.6.42 сбит ВБ № 2366 И.Шматко 13.6.42 н.в.з. № 4655 Вазьян 13.6.42 н.в.з. № 4260 П.А.Ушаков 17.6.42 врезался при посадке в капонир, сгорел № 1964 Н.К.Чайка 17.6.42 при посадке задел за капонир № 1361 Крючков 18.6.42 сбит ВБ № 0402 Труфанов 18.6.42 сбит ВБ № 1456 Зайченко летчик погиб в ВБ 29.6.42 в районе Балаклава-Свастополь по ОБД сбит ВБ № 0962 21.6.42 сбит ВБ № 4861 Коняев т.е. Коняев все-таки прилетел в Севастополь. Посмотрел эти номера по заводу, кто только их не забирал... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 июля, 2015 (изменено) Подробнее по вылету с потерей Неклюдова. 9.7.42 10 Як-1 под командой капитана Смагина и прикрывающая группа ст. л-та Базанова, летчики Буряк, Неклюдов, Карнач, Матиенко, Федоров, Астахов, Косса, Шмырев вылетели на разведку войск и аэродромов противника в районах Марфовка, Багерово, Керчь, на обратном маршруте встретили 6 Ме-109, с которыми вступили в воздушный бой. В результате воздушного боя не вернулся пилот сержант Неклюдов. (Из этой фразы вычеркнуты слова про сбитые два Ме-109, и что Неклюдов не вернулся именно с места воздушного боя). Все остальные экипажи привезли ценные сведения и благополучно произвели посадку. В другом месте документа повторяется, что Неклюдов нбз из рацйона Марфовка. А также, что сбито 2 Ме-109 в воздушном бою в районе Керчь. По заявленным победам в Севастополе: 31.5.42 к-н Смагин в районе Севастополя при прикрытии порта в воздушном бою сбил 1 Ме-109. 2.6.42 л-т Головков при сопровождении штурмовиков в районе Севастополя в воздушном бою сбил 1 Ме-109 3.6.42 л-т Сысков при прикрытии города и порта в воздушном бою сбил 1 Ме-109 5.6.42 л-т Головков при сопровождении штурмовиков в районе Севастополя (Макензиевы Горы)в воздушном бою сбил 1 Ю-88 5.6.42 л-т Зайченко при прикрытии города и порта в воздушном бою сбил 1 Ю-88 7.6.42 В районе Симферополь при сопровождении бомбардировщиков, л-т Головков и с-т Ганенко сбили по 1 Ю-88. 6.6.42 в районе Кача л-т Сысков во время разведки сбил в районе Кача 1 Ю-87 8.6.42 л-т Головков в районе Балаклава при штурмовке войск противника сбил 1 Ме-109 8.6.42 л-т Матиенко в районе Севастополь при штурмовке войск противника сбил 1 Ме-109 Изменено 19 июля, 2015 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 июля, 2015 Спасибо за дополнительную информацю! А точное время вылета/посадки не указано? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 июля, 2015 Спасибо за дополнительную информацю! А точное время вылета/посадки не указано? Нет. Это не из оперсводки, а из примеров "боевых эпизодов". 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 июля, 2015 Если предположить, что найденный самолет пилотировался сержантом Неклюдовым, то погрешность в курсе 20 градусов для летчика плохо знакомого с театром боевых действий и абсолютно не имеющего опыта полетов над морем, это погрешность вполне допустимая. К тому же если это действительно он, то обстоятельство, что самолет упал уже над нашей территорией, причем с малой высоты и под острым углом, можно обосновать только тем, что пилот был ранен и в какой-то момент потерял сознание. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 июля, 2015 ИМХО пилот, который над морем не летал, при наличии погоды и горючего жался бы к берегу (шел вдоль него), а не забирал мористее. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 июля, 2015 1. Не понятно, где они потеряли Неклюдова - в районе Марфовка, т.е. в начале маршрута разведки или в районе Керчи, в конце маршрута, когда был воздушный бой. 2. Самый неопытный пилот, увидев за Анапой горы, понял бы, что забрал правее и надо идти налево, хотя бы для лучшего места для вынужденной, чем в горах. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 июля, 2015 Попробуем поискать родственников и провести ДНК экспертизу. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 июля, 2015 Как вариант: ушел от немцев за облака, взял курс 90 градусов. По прямой от Марфинского до траверза Анапы примерно 100 км. на скорости 300 км/ч - это 20 минут полета. При достаточно сильном боковом ветре за облаками могло снести до Анапы и дальше, а там, при попытке пробить облачность вниз, "поцеловался" с горой. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 июля, 2015 Полностью поддерживаю Сергея в его предположении за единственным исключением. В момент падения самолет шел над самой землей под острым углом. В месте удара самолета о землю грунт глина, а воронка менее метра и за воронкой вообще нет обломков, все бросило вперед на проитивоположный склон ручья. Мне кажется, что пилот был ранен и в какой-то момент потерял сознание, что и привело к столкновению с землей. В месте падения гор уже нет, там поросшие лесом пологие холмы с высотой над уровнем моря не более 300 метров. Случайно врезаться невозможно. В документах говориться, что был бой с мессерами, но никто из немецких пилотов не заявил в этит день сбитый Як-1, ни в Крыму, ни на Кубани. Самолет с раненым пилотом мог выйти из боя без видимых повреждений, поэтому немцы его и не заявили как сбитый. Преследовать его немцам тоже был не вариант, оставляя поле боя в соотношении 9 к 4 в пользу советских истребителей. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 июля, 2015 С полетами над морем вообще чудеса какие-то. Под Сочи мы нашли уже два самолета, один из которых должен был лететь в Новороссийск, а другий числился нбз под Анапой. При этом первый вылетал из Севастополя, а второй из Кореновска. В обоих случаях погрешность между фактическим и заданным курсами составляет более 300 км. Хотя в обоих случаях экипажи имели опыт полетов над морем, в том чмсле в ночное время, а один из них был из состава ВВС ЧФ. Так-что в нашем случае погрешность совсем незначительная. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 июля, 2015 Вечером посмотрю по оперсводкам какие в этот день были погодные условия. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 июля, 2015 Удар под острым углом - это никак не потеря сознания. Неуправляемый самолет сваливается в штопор и удар вертикальный. Тут скорее неудача - или не хватило высоты или не видел землю или не смог выбрать удачное место посадки. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах