Опубликовано: 19 июня Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_70493&ysclid=mc3k0t0qay873618205 : "В Московской области состоится открытие памятного знака лётчику Георгию Ивановичу Сухорукову 21 июня в 11:00 на воинском мемориале в деревне Симбухово Наро-Фоминского городского округа состоится открытие памятного знака лётчику, младшему лейтенанту 775 ШАП 231 ШАД Сухорукову Георгию Ивановичу. Сухоруков Георгий Иванович родился 23 февраля 1916 года в городе Ворошиловград (Луганск). До войны проживал по адресу: город Ворошиловград, ул. Подгорная, 34. В РККА с 1939 года (видимо, поступил в авиационную школу). Призван Саранским ГВК, Мордовская АССР, г. Саранск. Жена Понкратова Клавдия Лукьяновна, на 1942 год проживала в городе Энгельс Саратовской области. Мать - Воронкова Прасковья Ивановна. На 1942 год проживала городе Тимкент Каз АССР. 12 июля 1942 года в районе села Субботино произошла катастрофа штурмовика Ил-2. При выполнении тренировочного полёта звеном на малой высоте погиб пилот, младший лейтенант Сухоруков Георгий Иванович. Его останки были захоронены на кладбище в деревне Симбухово под Наро-Фоминском, но спустя годы могила была утеряна. В районе Симбухово-Субботино были обнаружены фрагменты самолета-штурмовика Ил-2, что подтвердило записи в архивных документах". 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 июня Отсюда - https://vk.com/aviapoisk_dfo?w=wall208940869_5655&ysclid=mc7utxz3wa446247666 : "21 июня 1944 г. в 11:25 погиб командир 17-го истребительного авиаполка 7-й истребительной авиадивизии ВВС Тихоокеанского флота майор Аксёнов Георгий Максимович. Его ЛаГГ-3 № 7084 с мотором М-105ПФ № 345-980 во время дневных полётов при учебной атаке бомбардировщиков ДБ-3Ф вошёл в пикирование и на большой скорости с работающим мотором врезался в землю. От места катастрофы останки лётчика отбросило на расстояние 100–150 метров. Катастрофа произошла в районе деревни Петровка и бухты Суходол. Вечная память защитникам Дальневосточного неба". 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 июня Отсюда - https://vk.com/aviapoisk_dfo?w=wall208940869_5650&ysclid=mc7utxz3wa446247666 : " Заброшенное много лет захоронение морских авиаторов на кладбище с. Кневичи Артемовского городского округа обрело новые памятники. Недалеко от входа на кневичанское кладбище находится целый участок захоронений военнослужащих Военно-воздушных сил Тихоокеанского флота, погибших в 1940-1980 годы. Еще в 2019 году мы обратили внимание на один из памятников в виде металлической пирамиды со звездой. По воспоминаниям вдовы легендарного летчика и директора "Владивосток Авиа" Владимира Сайбеля, Надежды Петровны, здесь были похоронены майор Перервин и капитан Бушев. Проведя архивные исследования, удалось выяснить обстоятельства происшествия. Весной 1954 года в 49-м минно-торпедном авиаполку ВВС ТОФ произошла катастрофа нового торпедоносца Ту-14Т. 5 марта на аэродроме Кневичи Западные лётчик командир 3-й АЭ майор Перервин Александр Александрович выполнял 3-й самостоятельный полёт по программе переучивания. Оказавшись на высоте 30-40 м около посадочного «Т», при уходе на второй круг лётчик потерял скорость. Самолёт со сваливанием на крыло ударился о землю и разбился. Вместе с лётчиком погиб и его друг штурман 3-й АЭ капитан Бушев Георгий Терентьевич. В этом году на связь с нами вышел внук майора Перервина, Дмитрий Евсеев. Он не только помог с вопросами реставрации, но и поделился материалами из семейного архива, которыми мы с его разрешения вскоре опубликуем. В минувшие выходные на могиле погибших членов экипажа были установлены новые памятники с фотографиями офицеров. Их предоставил неравнодушный житель г. Артема, поисковик и наш коллега Дмитрий Пихурин. Вместе с нами он участвовал в реализации организационных вопросов по установке памятников, а так же в самом процессе реставрации воинского захоронения. Отдельно хочется отметить, что в мероприятии приняли активное участие воспитанники артемовского детского дома под руководством директора КГКУ «Центр содействия семейному устройству г. Артема» Власовой Натальи Ивановны. Ребята являются участниками «Движения Первых». Они с энтузиазмом включились в процесс установки надмогильных сооружений и заинтересовались историей и поисковой деятельностью. Дмитрий Пихурин рассказал ребятам из "Движения Первых" об истории кневичанского аэроузла, о гибели защитников Отечества, захороненных здесь и о значимости увековечения их памяти. Теперь имена морских авиаторов не будут забыты. Планируется также установка ограды и стенда с информацией о воинском захоронении. ...". По ссылке см.фото. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 июня Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-222147008_728&ysclid=mc98jwt0k6198510261 : " ... В процессе подготовки документального фильма о событиях, произошедших на острове Соммерс в 1942 году, пресс-служба Фонда «Люди моря» приняла участие в поисках советского пикирующего бомбардировщика Пе-2 в Тверской области. ... . Пе-2 («Пешка») — советский пикирующий бомбардировщик времён Второй мировой войны, разработанный В. М. Петляковым. Основной фронтовой бомбардировщик ВВС РККА. Самый массовый бомбардировщик советского производства. Большая скорость позволяла Пе-2 действовать в дневное время суток. Пе-2 активно применялся в частях фронтовой и морской авиации с первых дней Великой Отечественной войны и до её конца, а также в боях с Японией". По ссылке см. 4-минутный ролик. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 июня (изменено) Очень условно - сюда (чтобы не открывать новую тему) - отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_70610&ysclid=mcdingj758692300203 : "Международная онлайн-конференция «Братство народов в борьбе с фашизмом» 28 июня в 11:00 в онлайн-формате пройдёт VI Международная конференции «Братство народов в борьбе с фашизмом». В прямом эфире выступят специалисты по военной истории, архивоведению и источниковедению, руководители и участники поисковых отрядов, общественные деятели с Республик Абхазия, Молдова, Татарстан и Италии, с города Москва, Московской, Саратовской и Нижегородской областей, а также Ставропольского края. ... Подключайтесь 28 июня в 11:00!". Первая же темы выступления на конференции - "наша": "Советская авиация над перевалами Главного Кавказского хребта в 1942-1943 гг.: цели и задачи, тактика, особенности боевого применения". Изменено 26 июня пользователем Бортстрелок 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 июля Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_70640&ysclid=mckte07b8t743400931 : "Поисковики провели обследование места падения истребителя Пе-3 бис Обследование ранее обнаруженного под Наро-Фоминском места падения двухмоторного тяжелого истребителя Пе-3 бис времён Великой Отечественной войны провели участники Наро-Фоминской поисковой экспедиции 2025 В результате поискового выхода, проходившего в рамках проекта «Небо Родины» по характерным узлам и деталям боевой машины, а также технологическим клеймам, участникам экспедиции удалось установить модель и завод изготовитель довольно редкой модификации тяжелого истребителя Пе-3. Усиленный пушечным вооружением, автоматическими предкрылками и броневой защитой, самолёт Пе-3 бис выпускался на авиационном заводе №39 в Иркутске с апреля 1942 года. За 1942 год завод №39 выпустил 121 Пе-3 бис. Часть самолётов Пе-3 бис была переоборудована в ночные перехватчики. Первые серийные Пе-3 бис (20 единиц) в июне 1942 года поступили на вооружение 9-го ббап. Также двухместные истребители перехватчики, бомбардировщики и фоторазведчик Пе-3 бис применялись в отдельных дальних разведывательных авиационных полках. Поисковая и архивная работа по установлению причин гибели самолёта, а также судеб экипажа будет продолжена. В мероприятии приняли участие поисковики из Москвы, Московской и Калужской областей, а также постоянные участники Наро-Фоминской поисковой экспедиции поисковые отряды «БУМЕРАНГ - ДОСААФ» (г. Наро-Фоминск), «Патриот» и «Ополченец". По ссылке см.фото. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 августа Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_71063&ysclid=me31820xrz355691914 : "На межрегиональной поисковой экспедиции «Небо Родины» обследовано шесть мест падения советских самолётов С 31 июля по 3 августа у озера Дубовицкое Парфинского района Новгородской области прошла четвёртая экспедиция «Небо Родины» и семинар-практикум организаторов авиационного поиска времён Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. В мероприятиях приняли участие 90 поисковиков из России и Республики Беларусь. Как рассказали организаторы, из десяти намеченных «точек» мест падения самолётов за три дня удалось обследовать шесть: — советских истребителей Як-1 в районе деревни Выползово и ЛаГГ-3 в районе посёлка Пола, у ЛаГГ-3 найден номер двигателя; — советского пикирующего бомбардировщика Пе-2 в районе деревни Засово. Установлен номер воздушного судна и обнаружены части от парашюта, что говорит о возможной гибели здесь члена экипажа; — в болоте Сучан поисковики обследовали место падения и нашли номер самолёта Ил-2; — в урочище Козлово обследованы места падения и найдены номера воздушных машин И-153 и Як-1. Здесь же, в урочище Козлово, найдены части фашистского бомбардировщика Dornier Do 17. Останков погибших пилотов во время экспедиции обнаружить не удалось. По всем установленным номерам самолётов началась архивная работа. На высоком уровне прошла и теоретическая часть мероприятия. В лагере у озера Дубовицкое состоялся семинар-практикум по теме авиационного поиска, где обсуждались такие вопросы, как идентификация самолётов, особенности поиска и установления судеб лётчиков гражданской авиации, погибших в годы Великой Отечественной войны. «Надеемся, что по итогам экспедиции в результате дальнейшей архивной работы, исследований и разведывательных выездов, откроются новые факты в истории воздушных сражений советской авиации с немецко-фашистскими захватчиками на территории нашей области в годы Великой Отечественной войны», — сказал командир отряда «Скиф» и руководитель экспедиции «Небо Родины» Юрий Кун. ...". По ссылке см.фото. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 сентября Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_71351&ysclid=mf7t0lgn2z798506070 : "Поисковики Татарстана вернулись из экспедиции в Мурманскую область С 16 по 27 августа инициативная группа проекта «Крылья Татарстана» провела поисковую экспедицию в глухих районах мурманской лесотундры. В работах принимали участие представители поисковых отрядов Республики Татарстан: «Разведка» (г. Казань), «Татнефть-Поиск» (г. Альметьевск), а также Вологодской областной общественной организации «Вологодский поисковый отряд» и аквалангисты мурманского дайвинг-клуба. Перед отправкой поисковики ставили себе следующие задачи: — Поиск места падения самолёта Пе-2 №1020, не вернувшегося с боевого задания 28 1942 года; — Обследование и подъём из болота затонувших фрагментов самолёта, в целях их дальнейшего использования для работ по восстановлению и реставрации самолета Пе-2 в рамках проекта «Крылья Татарстана»; — Подтверждение архивной информации о месте крушения самолета и судьбе экипажа. Итоги превзошли все ожидания: Поисковикам удалось обнаружить фрагменты самолёта с заводскими номерами. На створках шасси (как основного, так и хвостового колеса), капотах мотора, створках бомболюков нашли нанесенные красной краской цифры: 7\11. А на обломках моторов М-105 их номера: РА 135-2309 и РА 135-2331. Но в ходе работ выяснилось, что обнаруженный самолёт — это НЕ тот самолёт, который искали изначально! Эта находка позволила установить полную картину сразу трёх авиакатастроф в этом районе: — Экипаж самолёта № 3\139 Зверев-Коваленко-Королев — Экипаж самолёта № 7\11 Сидоров-Овчаров-Остроухов — Экипаж самолёта № 18\134 Лебедев-Жогов-Штомпель Самолет, исследованный нашими поисковиками, принадлежал экипажу Сидорова-Овчарова-Остроухова, потерпевшему крушение в 11 км юго-западнее Зимней Мотовки. К сожалению, останки членов экипажа не были найдены. Предполагается, что летчики покинули горящий самолет на парашютах, но добраться до своих по мартовской снежной тундре так и не смогли. В память о погибших героях на месте падения будет установлена памятная табличка с именами членов экипажа. Более подробный рассказ о деталях этой запутанной истории уже опубликован в формате статьи на сайте Молодежного Объединения «Отечество» РТ, читайте по ссылке", вот здесь - https://otechestvort.ru/news/2025/043-krylya-tatarstana.html По обеим ссылкам см.фото. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 сентября Отсюда - https://t.me/kronoki/6614 : "Кобру подняли со дна озера в Южно-Камчатском заказнике Речь идёт об истребителе Пи-63 «Кингкобра» времён Второй мировой войны, конец которой положила Курильская десантная операция на Дальнем Востоке. Его СССР получил от США по ленд-лизу. Рубежи Родины советские бойцы отстаивали и на юге Камчатки, где сейчас расположен Южно-Камчатский федеральный заказник. Эта территория сохраняет не только богатейшее природное наследие, но и историю. Поисковики Русского географического общества подняли со дна озера Витаминное на территории заказника самолёт, который пилотировал советский лётчик Зинедин Мустафаев. Воздушное военное судно потерпело крушение во время тренировочного полёта. Обследование показало: хвостовая часть истребителя отломилась, винт закручен, кабина частично покрыта илом, но сохранилась. Под водой, в точке, где находился самолёт, водолазы закрепили хвост боевой машины под понтоном. Таким образом фрагмент истребителя доставили на мелководье. Потом на лебёдке его прикрепили к вертолёту и транспортировали на берег. Совместные экспедиции Минобороны РФ и РГО по исследованию мест падений американских самолётов времён боевых действий США против Японии проводится на Камчатке с 2021 года с помощью сотрудников Кроноцкого заповедника. Одна из задач исследователей – сохранение и восстановление исторической памяти. «Мы работаем с краеведами, историками, местными жителями населённых пунктов, хорошо знающими этот район. Наши сотрудники помогли поисковикам с определением мест нахождения обломков самолётов. Благодаря слаженному взаимодействию с участниками экспедиций Русского географического общества, которые с 2021 года проводятся при поддержке Минобороны России, удалась и поисковая операция на труднодоступном участке – высокогорном озере Витаминном. Очень важно, что работы проходили без ущерба природным комплексам. Мы благодарны всем структурам, задействованным в поисковой операции, за внимание и уважение к нашей истории и бережное отношение к природе», – отметил Всеволод Яковлев, исполняющий обязанности директора ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник». Подробности на сайте: https://kronoki.ru/ru/news/newswire/3697.html Всеволод Яковлев. Рассказывает на видео Сергей Катков, участник экспедиции РГО, историк". По ссылке см.фото и видео. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 сентября В 09.11.2023 в 18:02, Бортстрелок сказал: Отсюда - https://рф-поиск.рф/news/14831/ : " Установлены имена лётчиков, погибших на территории Удмуртской Республики в 1942 году На днях благодаря архивным данным удалось установить имена членов экипажа самолёта, разбившегося в 1942 году в Каракулинском районе Удмуртской Республики. История данного поиска началась в этом году, ...". Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_71432&ysclid=mffkdd6x4o801699913 : "В Удмуртии установили стену памяти «Они сражались за Родину» 3 сентября в деревне Малые Калмаши Каракулинского района Удмуртской Республики состоялось патриотическое мероприятие «Найти и помнить», посвященное увековечению памяти погибшего экипажа самолёта. Напомним, в июне 2023 года состоялся Межрегиональный семинар-практикум «Небо Родины», участниками которого стали поисковики Удмуртии и Татарстана. За 3 дня работы поисковиками было установлено точное место падения самолёта. В ноябре 2023 гjlf при поддержке Ларисы Бурановой – депутата Государственной думы ФС РФ, председателя Удмуртского отделения РВИО – был сделан запрос, на который пришел ответ из Центрального архива Министерства Обороны РФ об установленных именах членов экипажа. 13 октября 2024 г. на месте падения самолёта ДБ-ЗФ состоялось открытие памятника. Памятник был изготовлен и установлен по инициативе директора сельхоз предприятия ООО «им. XXII съезда КПСС» Сергея Парфенова. И вот, 3 сентября 2025 года в деревне Малые Калмаши состоялось открытие стены памяти «Они сражались за Родину», где указаны имена всех земляков, сражавшихся за Родину, а также имена экипажа бомбардировщика ДБ-ЗФ, погибшего в марте 1942 года". По ссылке см.фото. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 сентября Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_71465&ysclid=mfl79ohpgn523165363 : "В Краснодарском крае завершилась поисковая экспедиция «Битва за Кавказ» ... В один из дней были организованы разведывательные работы на местах падения двух советских самолётов в окрестностях города Абинска. Найдены многочисленные фрагменты фюзеляжа и других частей конструкций «крылатых машин». Работа по поиску двигателей с номерными деталями продолжается. ...". 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 сентября Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59471893_29571&ysclid=mfsdk5spez863055810 : "Поисковая группа «Неболчи» провела эксгумацию останков лётчика из неучтённого воинского захоронения в Любытинском районе между урочищем Зобище и Зобищенским озером. О заросшей могилке неизвестного лётчика, которая находилась в лесу на краю мелиоративной канавы, и упавшем там в годы Великой Отечественной войны самолёте поисковики узнали от местных жителей ближайших деревень. В ходе эксгумационных работ, которые проведены на этой неделе, на глубине менее метра обнаружены останки лётчика ВВС РККА. На пилоте была расстёгнутая парашютная система с вытяжным кольцом, но сам парашют не найден, стропы обрезаны. Погоны образца 1943 года, по которым установлено воинское звание - старший лейтенант. Рядом лежали лётные очки без стёкол. От поясного ремня остался небольшой обрезок. Найдены яловые сапоги с кирзовыми голенищами. Обе ноги у летчика сломаны. Место падения самолёта на данный момент не обнаружено. Благодаря помощи специалистов авиапоиска и записям из архивных документов, хранящихся в ЦАМО, удалось установить: Старший лейтенант Злацин Григорий Львович, 1914 г.р., уроженец УССР Киевской области, город Звенигород. Лётчик 703 штурмового авиационного полка 281 штурмовой авиационной дивизии 14 воздушной армии. Кадровый, призван Харьковским ГВК УССР. Жена Полина Давыдовна, проживала: Казахская ССР, город Мигер-Усоль ул. Чапаева, д.25. 15 июня 1943 года на одноместном самолете Ил-2 № 1879225 (в другом документе: № 1879325) Злацин Григорий Львович не вернулся с боевого задания. Цель - в районе Мга (бомбо-штурмовой удар 1,5 км юго-восточнее Пухолово), подбит зенитной артиллерией противника, после атаки ушел от цели в сторону Ленфронта. Выпрыгнул с парашютом в районе деревни Зобище с высоты 100-150 метров. Парашют не раскрылся, летчик погиб, самолет сгорел. ЦАМО: Фонд 14 ВА, оп. 6289, д. 24 703 штурмовой авиационный полк с 4 мая 1943 по 14 июля 1943 года базировался на аэродроме в деревне Порог Любытинского района. Поисковая группа «Неболчи» ищет родственников лётчика. ... ". По ссылке см.фото. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 сентября Отсюда - https://vk.com/aviapoisk_dfo?w=wall208940869_5756&ysclid=may3p4yvfz501749616 : "В Хабаровском крае на сопках Малого Хехцира есть место падения реактивного самолёта. Точнее, то, что от него осталось с годами. По фрагментам крылатой машины можно сразу опознать, что это был истребитель МиГ-15/17. При более детальном архивном поиске и опросе очевидцев, а также при изучении фотографий хабаровского блогера-путешественника Фёдора Чупенкова, удалось выяснить, что это место катастрофы самолёта МиГ-17, который пропал без вести при возвращении на свой аэродром "10-й участок" 7 октября 1959 года. Пилотировал его лётчик 301-го истребительного авиаполка лейтенант Харченко Виктор Андреевич. Первые упоминания об этой катастрофе были обнаружены у ныне покойного ветерана ВВС Виктора Свасцова, который писал на форуме гарнизона "Калинка": "К предыдующему списку добавлю ещё Харченко Виктора. Он погиб летом 1959 года, выполняя первый самостоятельный полёт днём в сложных метеоусловиях на самолёте МиГ-17. Вероятной причиной катастрофы стало попадание в грозовую облачность.Место падения не найдено, где-то в горах Сихоте-Алиня. Виктор из нашей группы выпускников Фрунзенского ВАУЛ 1957 года, проходил службу в 301 иап". Данное сообщение стало отправной точкой в изучении происшествия. Далее, в ходе обсуждения поиска пропавшего без вести 3 сентября 1987 года майора Сергея Авдеева, с его сослуживцами, участвовавшими в поисках по горячим следам, мы выяснили, что тогда в лесу были найдены обломки МиГ-17, парашютная подвесная система, фрагменты куртки и обмундирования, но так как это был не МиГ-23, который требовалось найти, упор на дальнейшее изучение места катастрофы не был сделан. Позже уже пошли слухи, что "нашёлся пропавший в 1959 году самолёт из Калинки". Изучение документов Центрального архива Министерства обороны России дало чёткую картину происшествия. Как оказалось, лейтенант Виктор Харченко не долетел до своего аэродрома всего 22 километра. Оставались считанные минуты до посадки. Его истребитель врезался под вершину сопки высотой 413 метров и взорвался. С годами все металлические фрагменты были сданы в металлолом, а останки лётчика растащены по большой площади. Но сейчас, после установления всех обстоятельств, предстоит большая ответственная работа по поиску и сбору всех оставшихся костных фрагментов с целью их захоронения. Сам Виктор Андреевич Харченко родился 13 июля 1936 г. в городе Новочерскасске Ростовской области. До своей гибели служил в составе 2-й авиаэскадрильи 301-го истребительного авиаполка 254-й истребительной авиадивизии 50-го истребительного авиакорпуса ПВО. После катастрофы поиски самолёта и лётчика продолжались до глубокой зимы, а 18 января 1960 года Виктор был исключён из списков части. У него остались жена Нина Тихоновна и сын Валерий, которому исполнилось несколько месяцев. ...". По ссылке см.фото. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах