Бортстрелок

Найденные самолёты и "поднятые" лётчики (информация из Сети)

433 сообщения в этой теме

Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_68740&ysclid=m7qdskgnb504316480 :

"В Ставропольском крае открыли мемориальные плиты с именами лётчиков-героев

В Минеральных Водах прошла торжественная церемония открытия мемориальных плит с именами лётчиков-героев, погибших в годы Великой Отечественной войны. В мероприятии приняли участие поисковики, юнармейцы, жители и гости города.

Информация по новым именам была собрана активистами поискового отряда «Минеральные Воды» во время реализации проекта «Дорога к обелиску». Эти имена увековечены на мраморной плите памятника:

Евгений Агудалин, Владимир Анашкин, Юрий Аревков, Александр Вороненко, Валентин Герленко, Александр Демченко, Николай Литвяченко, Анатолий Мартьянов, Юрий Мироненко, Василий Нежур, Александр Черняховский, Константин Полуян, Фёдора Илясов и Константин Тимофеев".

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_68783&ysclid=m7um0ptpj7459622260 :

"Поисковики провели вечер памяти, посвящённый членам экипажей советских самолётов

26 февраля в Школе № 2057 имени полного кавалера ордена Славы Ивана Семеновича Барова посёлка Марушкино состоялся вечер памяти, посвящённый не вернувшимся в годы Великой Отечественной войны членам экипажей советских самолётов.

В мероприятии приняли участие представители администрации, Совета ветеранов, Член координационного совета Поискового движения России Антон Торгашев, поисковики отрядов «БУМЕРАНГ - ДОСААФ», «Ополченец», «Витязь», Военно-патриотического клуба «Полёт» (школа №2057), преподаватели и учащиеся Школа №2057 им. И.С. Барова.

В рамках мероприятия состоялась презентация брошюры «Дважды пропавший без вести» (авторы: Федор Пущин, Евгений Дмитриев), посвящённой поисковой и исследовательской работе по установлению судеб пропавшего без вести 1 ноября 1941 года экипажа дальнего бомбардировщика ДБ-3Ф из состава 545 ДБАП. Книга подготовлена и выпущена к 80-летию Победы Советского народа в Великой Отечественной войне при помощи и поддержке Совета ветеранов и Администрации Марушкинского поселения Новомосковского административного округа города Москвы и лично председателя Совета ветеранов поселения Марушкинское в городе Москве Ольги Кирсановой.

Кроме этого, была представлена выставка на авиационную тематику, подготовленная к этому дню Военно-патриотическим клубом «Полёт» школа №2057 под руководством их наставника-поисковика Тимур Тюменев. В экспозиции - фотографии установленных в ходе поисковых работ членов экипажей с размещенными рядом специальными Qr-кодами. Перейдя по этим ссылкам, любой может узнать о судьбах каждого отдельного лётчика в аудиоформате. Каждый такой стенд сопровождался моделью самолёта, на котором конкретный пилот или экипаж уходил на свое последнее задание".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
 
Отсюда - t.me/aviapoisk_dfo/3003

 

"Ещё одно загадочное место катастрофы самолёта на Камчатке, которое почему-то много лет не могут идентифицировать местные историки и поисковики.
16 марта 1945 года в 18:46 здесь разбился самолёт СБ №16/106 с моторами ВК-103 №933-831 (правый) и №933-820 (левый) из состава Управления 128 авиадивизии ВВС Дальневосточного фронта.
Экипаж в составе врид командира 128 АД подполковника Рыбакова Фёдора Николаевича 1907 г.р. и воздушного стрелка-радиста старшины Осинцева Михаила Ивановича выполнял внеаэродромный дневной полёт по спецзаданию (полёт к месту вынужденной посадки самолёта США на м. Инканюш для снятия моторов и переброски их с запчастями на аэродром Елизово).
В 15:30 экипаж без штурмана вылетел к месту вынужденной посадки самолёта США за запчастями. Произведя благополучно посадку и взяв разобранный винт с мотора «Пратт-Уиттни», в 18:00 вылетел в Елизово. Предположительно, по маршруту летел над облачностью, ориентируясь по вершинам сопок. Придя к сопке Корякской, стал пробивать облачность. В облачности лётчик с пилотированием не справился и сорвался в штопор. При выводе самолёт ударился о землю с углом 40-50° с работающими моторами и разбился. Экипаж погиб.
Подполковник Рыбаков пренебрежительно отнёсся к состоянию метеоусловий. Перед вылетом на мыс Инканюш прогноз погоды не получил, при возвращении в Елизово не произвёл запроса о фактическом состоянии погоды в районе аэродрома посадки, не сделал попытки отыскать окна в облачности. Переоценил собственные лётные качества.
Сейчас место падения самолёта СБ почти полностью разграблено, оставшиеся фрагменты стали местной достопримечательностью. До настоящего времени нет никаких памятных знаков, увековечивающих память экипажа.

Фото из открытых источников" - см.по ссылке. 

Изменено пользователем Бортстрелок
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Размещаю здесь только что полученное мной эл.письмо:

" ... из телеги пересылаю Вам.

Рубрика "Нужна помощь от подписчиков ФБ"::

"Добрый день!
Мы - строители-дорожники, наша организация в данный момент трудится в Брянской области, на границе с Украиной. Строим дороги и подходы для погранслужбы, непосредственно "на ленточке".
В процессе работы, в лесу наткнулись на заброшенную могилу времен Великой Отечественной. Навели справки, оказалось - могила летчика, сержанта Литвинова С.П., погиб 03.09.1941г.
Совместно с пограничниками планируем благоустроить место и разместить памятную доску. Предварительно хотим уточнить у вас правильность выбора силуэта самолета, который будет нанесен на гранит.

Собственно помощь нужна в нахождении любых данных о этом летчике, по которым можно установить тип самолёта, на котором он летал".

Товарищи подписчики! Объявляется срочный сбор тех, кто умеет вести поиски биографии!
Пишите в личку. С советами, куда мне обратиться и куда мне пройти, писать не надо. Денег и памятников тоже не надо. Надо биографию".

Изменено пользователем Бортстрелок
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Бортстрелок сказал:

Размещаю здесь только что полученное мной эл.письмо:

" ... из телеги пересылаю Вам.

Рубрика "Нужна помощь от подписчиков ФБ"::

"Добрый день!
Мы - строители-дорожники, наша организация в данный момент трудится в Брянской области, на границе с Украиной. Строим дороги и подходы для погранслужбы, непосредственно "на ленточке".
В процессе работы, в лесу наткнулись на заброшенную могилу времен Великой Отечественной. Навели справки, оказалось - могила летчика, сержанта Литвинова С.П., погиб 03.09.1941г.
Совместно с пограничниками планируем благоустроить место и разместить памятную доску. Предварительно хотим уточнить у вас правильность выбора силуэта самолета, который будет нанесен на гранит.

Собственно помощь нужна в нахождении любых данных о этом летчике, по которым можно установить тип самолёта, на котором он летал".

Товарищи подписчики! Объявляется срочный сбор тех, кто умеет вести поиски биографии!
Пишите в личку. С советами, куда мне обратиться и куда мне пройти, писать не надо. Денег и памятников тоже не надо. Надо биографию".

Вопрос, насколько правильно определили, что это Литвинов. В УПК запись 1965 года: погиб, похоронен п. Белая Березка Трубчевского района Брянской области.

с-т Литвинов Сергей Петрович 1919 г.р., г. Харьков. Пилот 245 шап 11 сад. Самолет Ил-2 одноместный. нбз 3.9.1941

3.9.1941 нбз из района дорога ст. Знобь - Муравьи? мл л-т Карпов и с-т Литвинов. Места посадки и причины неизвестны. Самолет Карпова в разобранном виде перевезен 8.9.1941 из Святоя?

245 шап базировался в тот день на аэродром Колотичи.

Отец Литвинов Петр Иванович г. Харьков, Померки, хутор Литвиновка, д.2.

Литвинов 245 шап.jpg

Литвинов 2.jpg

Литвинов 3.jpg

Изменено пользователем linnet
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@linnet , Уважаемый коллега, спасибо за профессиональную и квалифицированную помощь!

Всё ещё вчера переслал тому, после эл.письма кого написал здесь, и только что получил от него ответ:
"... по описанию вроде нашли сразу могилу с надписью… 
Всё передал, и мне уже отписались что всю информацию передали дорожникам".

Оказывается, эта история  давно была известна, причём - прямо на этом форуме:

Но ГЛАВНОЕ: реальное место захоронения вновь найдено!

Изменено пользователем Бортстрелок
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_69140&ysclid=m8q0wouq34648375455 :

"... 18 марта в Северо-Кавказском топливно-энергетическом колледже имени Тугана Цурова ... обсудили совместный проект колледжа с поисковым отрядом «Малгобек»: «Герои неба Ингушетии» - по поиску мест падение советских самолётов на территории Ингушетии в ходе Малгобекской стратегической оборонительной операции 1942 года («Битва за Кавказ»).

В рамках реализации данного проекта поисковиками было установлено место падения истребителя и гибели Героя Советского Союза Эмирова Валентина, а также место его первичного захоронения (территория Ачалукской МТС). В настоящее время эта территория Северо-Кавказского топливно-энергетического колледжа имени Т.Х. Цурова. В 2020 году здесь был восстановлен памятный знак, установленный ингушами в 1943 году (от которого оставалась железобетонная тумба, потерявшая свой внешний вид). Совсем недавно на этом месте появился памятник в виде крыла самолёта. ...".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_69379&ysclid=m9crtcfeqf201406904 :

"Установлено имя лётчика, без вести пропавшего в годы Великой Отечественной войны

 
В селе Червлённые Буруны (село находится в 9 км от границы Ставропольского края) Ногайского района Республики Дагестан есть братская могила воинов Красной Армии, погибших в годы Великой Отечественной войны. Кто там похоронен местные жители до недавнего времени не знали. Знали лишь то, что в могиле, возможно, похоронены лётчики, так как в окрестностях села был аэродром.
 
Председателю Совета регионального отделения ООД «Поисковое движение России» в Ставропольском крае Георгию Касмынину удалось после детального изучения фондов Центрального Архива Министерства обороны: (фонд 58, опись 18001, дело 972; фонд 58, опись 18002, дело 656; фонд 58, опись 18003, дело 1205) установить имя земляка-ставропольца.
 
Сокольский Юрий Борисович родился в 1923 году в Ставрополе Северо-Кавказского края. Проживал в городе Ставрополь. Был членом ВЛКСМ с 1939 года. Из архивных данных удалось узнать, что родственники Юрия Борисовича проживали в Ставрополе, а приёмный отец в Сталинграде. После окончания средней школы Юрий Борисович обучался в Цнорис-Цхалинской высшей авиационной школе пилотов и закончил её 18 сентября 1941 года, с этого же момента — участник Великой Отечественной войны.
 
С 20 июля 1942 года Сокольский Юрий Борисович, старший сержант, лётчик-инструктор 40-го истребительного авиационного полка 4-й воздушной Армии (п/п 1850) отважно сражался с немецко-фашистскими захватчиками на территории Орджоникидзевского (сейчас Ставропольского) края.
 
Лётчик Сокольский с воздуха громил фашистов в Камыш-буруне, Ачикулаке, Новкус-Артезиане, Иргаклах, Степном, Нортоне, Ага-батыре, Дыдымкине, Митрофанове. При выполнении боевого задания геройски погиб 15 декабря 1942 года. Похоронен в селе Червлённые Буруны Ногайского района Республики Дагестан.
 
Имя Сокольского Юрия Борисовича скоро появится на братской могиле и будет внесено в Книгу Памяти Ставропольского края и Республики Дагестан".
Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_69386&ysclid=m9e966y3zd413464870 :

" Поисковому отряду «Никто не забыт» 10 лет!

Сегодня в городе Киров тот, что находится в Калужской области произошло небольшое событие, а именно исполнилось 10 лет со дня образования поискового отряда «Никто не забыт».

За это время силами отряда ... Обследовано 40 мест падения самолётов, в результате работ установлены имена 13 пилотов. Ещё 4 летчика на данный момент безымянны. ...".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://www.aviaru.net/m/news/civil/282781 :

 Курской области поисковики подняли обломки истребителя Як-9Т

45367.jpg
Обломки истребителя Як-9Т
фото - Вести.Курск

18 апреля 2025 г., AEX.RU  В Курской области поисковики отряда «Курган» подняли обломки истребителя Як-9Т. Несколько лет подряд они занимались поиском места падения самолета.  Об этом пишет ТРК «Сейм».

Самолёт принадлежал пилоту Тимофею Ивлиеву, погибшему во время Курской битвы 6 июля 1943 года. К командиру поискового отряда «Курган» Алексею Сотникову обратились родственники пропавшего пилота. Попросили: «Найдите нашего героя». Благодаря их архивным записям удалось установить точное место падения самолёта. На это ушло два года.

"Они возвращались уже после выполнения боевого задания. Вошли в плотное облако, а когда вышли из него, самолеты потеряли строй, рассеялись. И вдруг самолет Ивлиева резко отклонился, пошел со снижением и упал. Летчик не выжил. Может быть, он потерял сознание. Он мог быть ранен. Это война. Он был уже опытным летчиком, награжденным двумя боевыми орденами, заместителем командира эскадрильи в своём 247-м истребительном авиационном полку", — пояснил командир поискового отряда «Курган» Алексей Сотников.

Оказалось, что сам самолёт вместе с останками героя подняли сразу после войны. Сегодня удалось найти детали каркаса самолета и несколько звеньев от ленты пушки 37-мм калибра. Именно по ним удалось определить модель самолёта.

Отмечается, что все поднятые фрагменты скоро можно будет увидеть в музее авиации Курской битвы по адресу: Курск, 2-й Литовский переулок, 4Б". 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://www.aviaru.net/m/news/military/282765 ;

"В Сочинском национальном парке установили памятный знак на месте падения самолета времен ВОВ

45350.jpg
Памятный знак на месте падения самолета времен ВОВ
фото - Сочинский национальный парк

18 апреля 2025 г., AEX.RU  В Сочинском национальном парке установили памятный знак на месте падения самолета периода Великой Отечественной войны.  Об этом AVIA.RU сообщили в пресс-службе парка.

Памятный знак на месте падения самолета и гибели его штурмана, младшего лейтенанта Николая Пирогова был установлен 16 апреля 2025 года. В событии приняли участие сотрудники Сочинского национального парка и представитель Сочинской группы Краснодарской краевой общественной поисковой организации «Кубанский плацдарм».

Место аварии самолета времен Великой Отечественной войны находится на территории Солох-Аульского участкового лесничества близ реки Хобза. В 1942 году, под селом Нижняя Хобза разбился бомбардировщик Пе-2. Погиб один из членов экипажа. В неразберихе и путанице документов начала войны, затерялось его имя. И останки летчика были преданы земле, как безымянного.

Война и время стирают следы прошлого, уходят люди - свидетели событий, пропадают документы и фотографии, забываются имена героев. Так могло случиться и со штурманом этого самолета. Восстановил историческую справедливость Александр Владимирович Гартман, руководитель Сочинской группы Краснодарской краевой общественной поисковой организации «Кубанский плацдарм». 

Каждое событие, оставляет свой, часто причудливый след. Через сорок лет свидетель катастрофы показал своему сыну место, где разбился самолет. Это стало первыми шагами к тому, чтобы вернуть из забвения имя погибшего летчика. Через два десятилетия мальчишка, навсегда запомнивший поляну, усеянную искореженным железом и осколками костей среди рваного металла, стал поисковиком. Он искал и находил погибшие в войну самолеты, а также летчиков, возвращая их имена в героическую летопись Великой Отечественной войны. Через семьдесят три года после падения Пе-2 с помощью своих друзей-поисковиков из отряда «Кубанский плацдарм» он узнал то, что очень хотел - имя погибшего летчика. 

Установка памятного знака штурману, младшему лейтенанту Николаю Тимофеевичу Пирогову приурочена к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне для сохранения памяти о героях-защитниках. 

В современных границах Сочинского национального парка во время войны потерпели катастрофу более 70 самолетов, из них 39 были найдены и идентифицированы.

Уточняется, что поисковые работы продолжатся, чтобы имя каждого героя не было позабыто".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_69617&ysclid=m9wvjhssvb555157701 :

"Поисковики установили обстоятельства падения бомбардировщика Пе-2

18 апреля в районе деревни Витка Пчёвское сельское поселение активистами поискового отряда «Небо Ленинграда» (г. Кириши) было обследовано место падения бомбардировщика Пе-2.

Ещё в 2001 году поисковый отряда «Аверс» (г. Кириши) обнаружил место падения данного самолёта и провели работы по подъёму обломков самолёта из воронки. За это время удалось перекопать кабину и установить, что останков экипажа в ней нет. Также удалось поднять на поверхность один из двигателей и на этом всё. Установить номера самолёта или его двигателей тогда не удалось.

Последние 10 лет п/о «Небо Ленинграда» ведёт работу по доработке когда-то не установленных самолётов. Однако зачастую места их падения приходится искать заново. Так произошло и с этим самолетом. Место, где он находился, попало в делянки. Лес был выпилен, и старых ориентиров просто не существовало. В период с 2018-2019 года были предприняты ещё две попытки найти этот самолёт.

В августе 2020 года в рамках совместной экспедиции с казанским поисковым отрядом «Разведка» по поиску мест падений самолетов Пе-2 для проекта: «Пе-2 - восстановить легенду» были предприняты ещё 2 попытки найти этот самолёт, но безрезультатно. И вот 18 апреля этого года с пятой попытки место падения обнаружено.

«На месте всё, что было извлечено 24 года назад, и главное: коленвал двигателя М-105. При очистке коленвала обнаружен его номер: 401-24. Сняты координаты места падения на навигатор», - отмечают поисковики.

По возвращению из леса поисковики направились в лагерь п/о «Разведка», который уже встал на весеннюю вахту на ручье Кородынька в Тосненском районе, и благодаря представителю Всероссийского информационно-поискового центра Илье Прокофьеву было установлены обстоятельства гибели самолёта.Пе-2 №16/170 с моторами М-105 ПФ № 401-24 и № 381-24 из состава 35-го ближне-бомбардировочного авиаполка 280-й бомбардировочной авиадивизии 14-й воздушной армии не вернулся с боевого задания 20 марта 1943 года. Самолёт выполнял задание по разведке в районах Оредеж - Вырица - Мга. Сбит в районе деревни Гороховец двумя Ме-109. Экипаж в полном составе выпрыгнул с парашютами. Живыми вернулись в полк. А самолёт пролетел ещё какое-то расстояние и упал у деревни Витка.

Самолёт пилотировал младший лейтенант Максимов Никита Максимович, 1917 года рождения, уроженец Чувашской АССР. Остальной экипаж (2 человека) не указан. Максимов Н. М. не дожил до Победы. После этого вылета был сбит ещё 2 раза и во второй раз пропал без вести (сбит в районе города Пушкин 25 января 1944 года). Был награжден медалью «За оборону Ленинграда».

В июне или сентябре запланирована полная отработка места падения экскаватором для извлечения всех обломков, чтобы в дальнейшем их можно было использовать в проекте Казанских поисковиков «Пе-2 - восстановить легенду»".

По ссылке см.фото.

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_69659&ysclid=ma1759vzp1574090617 :

"Останки лётчика, погибшего на трассе Алсиб, нашли спустя 82 года

В Москве на Поклонной горе состоялась церемония передачи казахстанской стороне останки участника Великой Отечественной войны Петра Капитоновича Оконечникова, 19-летнего бортрадиста, погибшего в 1943 году на воздушной трассе Аляска-Сибирь (Алсиб).
Обнаружил останки лётчика поисковый отряд под руководством Алексея Никулина на Чукотке. Там нашли место падения самолёта «Дуглас» Си-47, а вместе с ним фрагменты останков, комсомольский билет и полетные карты Петра Оконечникова, уроженца Восточно-Казахстанской области.
Алсиб - воздушная трасса между Аляской и СССР, которая начала действовать в 1942 году. По ней перегоняли американские самолёты, которые поставляли по договору ленд-лиза.
Копии полетных карт и комсомольского билета сержанта, бортрадиста Петра Капитоновича Оконечникова, а также жетон с бортовым номером самолёта «Дуглас» Си-47 передали его родственнику - акиму города Алтай Игорю Оконешникову. Останки Петра Капитоновича Оконечникова захоронят в Казахстане 8 мая, в преддверии 80-летия Великой Победы.
Петр Капитонович Оконечников родился в 1924 году городе Зыряновск - ныне город Алтай Восточно-Казахстанской области Казахской ССР. Был бортрадистом в звании сержанта".
Изменено пользователем Бортстрелок
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_69669&ysclid=ma3n2szzxe259528612 :

"Поисковики провели Патриотический автопробег «Небо Кубани»

На территории Крымского района состоялся ежегодный Патриотический автопробег «Небо Кубани» с установкой трёх памятных знаков на местах гибели экипажей штурмовиков Ил-2, обнаруженных кубанскими поисковиками в 2024 году. Мероприятие было посвящено 82-й годовщине начала воздушного сражения в небе Кубани в годы Великой Отечественной войны, одного из крупнейших в мировой истории.В автопробеге приняли участие более 100 человек: поисковики краевых организаций «Кубаньпоиск», «Кубанский плацдарм» и «Штурм», воспитанники движения «Юнармия» города Краснодара вместе с родителями, представители Ассоциации ветеранов «Мегапир», местных отделений ДОСААФ России, Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков, Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД, компании «Газпром трансгаз Краснодар».
Автопробег «Небо Кубани» стартовал с митинга на легендарном Воинском мемориале «Сопка Героев». Здесь его участники почтили память погибших воинов и возложили цветы к Вечному огню.Далее более 40 автомобилей выдвинулись по маршруту для установки памятных знаков. Таблички были установлены:
🔸В окрестностях хутора Меккерстук экипажу Ил-2 190 ШАП 214 ШАД: Железов Виктор Капитонович, 1923 года рождения, пилот мл. лейтенант, уроженец Ивановской области; Баратаев Георгий Михайлович, 1923 года рождения, воздушный стрелок, ст. сержант уроженец Новосибирской области. Экипаж не вернулся с боевого задания и погиб 30 июля 1943 года;
🔸Севернее хутора Горно-Веселый экипажу Ил-2 618 ШАП 214 ШАД. Канатников Владимир Иванович 1922 года рождения, пилот мл. лейтенант, уроженец г. Москва; Мудраков Анатолий Петрович 1924 года рождения, воздушный стрелок, сержант уроженец г. Киев. Самолет сбит огнем зенитной артиллерией противника и экипаж погиб 9 августа 1943 года;
🔸В 5 км севернее г. Крымска экипажу Ил-2 7 ГШАП 230 ШАД: Лучко Григорий Андреевич 1922 года рождения, пилот гв. мл. лейтенант, уроженец Сумской области УССР; Федорычев Иван Филиппович 1924 года рождения, воздушный стрелок, гв. сержант, уроженец Башкирской АССР. Самолет сбит огнем зенитной артиллерией противника, совершил вынужденную посадку и погиб 9 августа 1943 года.
«При установке памятных знаков организаторы рассказали кубанцам разных поколений о боевом пути и обстоятельствах героической гибели советских лётчиков, а также о работе по идентификации самолётов. С особым интересом ребята слушали специалиста Абинского отделения "Кубанского плацдарма" Виктора Пономарева и боевого лЁтчика полковника Валерия Кушнарева. Важно отметить, что на каждой табличке размещен специальный QR-код, переводящий на сайт Ассоциации "Кубаньпоиск" с более подробной информацией. Теперь каждый житель, увидевший табличку, сможет узнать о героях-авиаторах и работе кубанских поисковиков», - прокомментировал итоги события председатель краевого отделения «Поискового движения России» Александр Шепелев.
Кубанские поисковики более 30 лет ищут места падения самолётов и устанавливают судьбы героев. За эти годы добровольцами найдены и обследованы места падения 475 самолётов, обнаружены останки 147 советских лётчиков, во всех случаях установлены имена пилотов и членов экипажей.
Организаторы автопробега: Ассоциация «Кубаньпоиск», Краснодарская краевая общественная поисковая организация «Кубанский плацдарм» при поддержке Регионального отделения «Поискового движения России» в Краснодарском крае.
Мероприятие было проведено в рамках проекта «НАМ ДОВЕРЕНА ПАМЯТЬ. ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ - 80 ЛЕТ» с использованием Гранта Губернатора Кубани"
Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не понял, как они определили самолет.

Отсюда:

https://dzen.ru/a/aBjhucjQd2ypIIqa

Дмитрий Синельников числился пропавшим без вести с 17 июля 1941 года .

В конце апреля в администрацию Криушанского сельского поселения Панинского района пришло письмо от представителя отряда «Поиск» Струго-Красненского района Псковской области Алексея Федорова. Он сообщил, что при проведении раскопок обнаружена номерная деталь советского бомбардировщика, в составе экипажа которого находился житель Большого Мартына Дмитрий Синельников. 

- Еще в 1999 году члены поискового отряда обследовали место падения самолета в лесу возле деревни Николаево (с 2003 года - Феофилова Пустынь. – Прим. РИА «Воронеж») Струго-Красненского района Псковской области, – рассказал Алексей Федоров. – Были обнаружены небольшие фрагменты самолета, но по ним не смогли определить даже его марку.

Также нашли останки погибшего летчика. Его личность на тот момент установить не удалось. Прах бойца захоронили с воинскими почестями в братской могиле южнее деревни Лудони 27 мая 2002 года. 

В этом году поисковики повторно обследовали место падения самолета. И 23 апреля им удалось найти номерную деталь самолета. По выбитому на ней номеру 23−13−89, сопоставив его с архивными документами, удалось выяснить марку самолета и имена всех членов экипажа советского бомбардировщика (СБ 17−36) и причину его крушения. Погибшим летчиком оказался житель Большого Мартына Дмитрий Синельников 1922 года рождения из Панинского района Воронежской области. В графе «Семья» у 19-летнего бойца значилось: «Холост».

- По сведениям из архивных документов, 17 июля 1941 года экипаж уже возвращался с выполненного боевого задания, – пояснил Алексей Федоров. – Над лесом у деревни Николаево на них налетел истребитель противника и обстрелял самолет. Последнее, что видел пилот другого нашего самолета, летевшего следом, как пылающий СБ 17−36 ушел за облака. Также по документам выяснили, что двое из трех членов экипажа погибли в 1942 году. Пропавшим без вести с 17 июля 1941 года числился стрелок-бомбардир Дмитрий Синельников. Тогда поисковики пришли к выводу, что он и погиб при крушении самолета. Может, он уже был ранен или у него не осталось времени, так как все остальные члены экипажа выжили, успев выпрыгнуть с парашютами.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
39 минут назад, linnet сказал:

Не понял, как они определили самолет.

Отсюда:

https://dzen.ru/a/aBjhucjQd2ypIIqa

Дмитрий Синельников числился пропавшим без вести с 17 июля 1941 года .

В конце апреля в администрацию Криушанского сельского поселения Панинского района пришло письмо от представителя отряда «Поиск» Струго-Красненского района Псковской области Алексея Федорова. Он сообщил, что при проведении раскопок обнаружена номерная деталь советского бомбардировщика, в составе экипажа которого находился житель Большого Мартына Дмитрий Синельников. 

- Еще в 1999 году члены поискового отряда обследовали место падения самолета в лесу возле деревни Николаево (с 2003 года - Феофилова Пустынь. – Прим. РИА «Воронеж») Струго-Красненского района Псковской области, – рассказал Алексей Федоров. – Были обнаружены небольшие фрагменты самолета, но по ним не смогли определить даже его марку.

Также нашли останки погибшего летчика. Его личность на тот момент установить не удалось. Прах бойца захоронили с воинскими почестями в братской могиле южнее деревни Лудони 27 мая 2002 года. 

В этом году поисковики повторно обследовали место падения самолета. И 23 апреля им удалось найти номерную деталь самолета. По выбитому на ней номеру 23−13−89, сопоставив его с архивными документами, удалось выяснить марку самолета и имена всех членов экипажа советского бомбардировщика (СБ 17−36) и причину его крушения. Погибшим летчиком оказался житель Большого Мартына Дмитрий Синельников 1922 года рождения из Панинского района Воронежской области. В графе «Семья» у 19-летнего бойца значилось: «Холост».

- По сведениям из архивных документов, 17 июля 1941 года экипаж уже возвращался с выполненного боевого задания, – пояснил Алексей Федоров. – Над лесом у деревни Николаево на них налетел истребитель противника и обстрелял самолет. Последнее, что видел пилот другого нашего самолета, летевшего следом, как пылающий СБ 17−36 ушел за облака. Также по документам выяснили, что двое из трех членов экипажа погибли в 1942 году. Пропавшим без вести с 17 июля 1941 года числился стрелок-бомбардир Дмитрий Синельников. Тогда поисковики пришли к выводу, что он и погиб при крушении самолета. Может, он уже был ранен или у него не осталось времени, так как все остальные члены экипажа выжили, успев выпрыгнуть с парашютами.

39 минут назад, linnet сказал:

 

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_69929&ysclid=maml38356j539190781 :

"Тюменские поисковики завершили весенний этап полевых экспедиций

... Тюменские отряды «Кречет» и «Феникс» работали в межрегиональной экспедиции на Ступинской высоте в Великолукском районе Псковской области. Тюменцы подняли 5 воинов Красной армии и 1 солдата Вермахта, а также обнаружили место падения самолета ПЕ-2. ... ".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_69940&ysclid=mao5593wb721648297 :

"Итоги весенней экспедиции поисковиков Нижневартовска

С 18 апреля по 12 мая два сводных поисковых отряда города Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вели полевые работы на территории Городищенского района Волгоградской области в рамках Межрегиональной поисковой экспедиции «Сталинградская весна – 2025».

... в рамках экспедиции для нижневартовских поисковиков прошёл семинар по поиску и подъёму потерпевших крушение самолётов, проведённый представителями поискового отряда «Уран» из города Волжского. В последующие дни поисковики Югры участвовали в подъёме обломков немецкого истребителя Messerschmitt Bf.110. ...".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_69938&ysclid=mao5593wb721648297 :

" ... работа ведется и в (Красноярском) крае – несколько лет назад «Русское географическое общество» прошло по следам авиатрассы «Аляска – Сибирь». В конце мая в Березовском районе запланирована экспедиция по поиску останков экипажа бомбардировщика Ил-4, который потерпел крушение в этих местах по пути из Иркутской области на фронт в 1943 году. ...".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_70092&ysclid=mb0y8q7e7e498350384 :

"Поисковики обследовали место падения истребителя Р-40 «Kittihawk»

Сводной группой отряда «Березка» (п. Кневицы) «Поисковой экспедиции «Долина» и Центра современной истории в Демянском районе было обследовано место катастрофы американского истребителя P-40, поставляемого в СССР из США по программе ленд-лиз в 1941-1944 годах.

Место падения было обнаружено жителями Кневиц в 1990-х годах, после чего его неоднократно посещали с целью сбора металлолома. Судьба лётчика оставалась неизвестной.

В ходе поисковых работ в апреле 2025 года в воронке были найдены многочисленные обломки центроплана, обшивки, гильзы пулемета Браунинга 1942 года выпуска, обломки плексигласа и бронестекло, а также приборы кабины. Из болотной жижи удалось достать поршень 12-цилиндрового двигателя Allison V-1710 и многочисленные обломки блока цилиндров, что говорило о падении самолёта на высокой скорости. Главное, что из болота были извлечены фрагмент офицерского поясного ремня и часть кожаного шлемофона пилота.

Многолетняя работа команды Центра современной истории по созданию единой базы данных потерь самолётов и моторов позволяет уверенно предположить принадлежность данной машины к составу 239 или 240 истребительной дивизии 6 Воздушной Армии Северо-Западного фронта. Потери самолётов этого типа на рубеже 1942/1943 годов в данном секторе составили не менее 30 машин. Работы по зачистке воронки и поиску останков пилота будут продолжены в более сухой летний период".

По ссылке см.фото.

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_70111&ysclid=mb5ahj6ehb724812429 :

оисковики обнаружили место падения самолёта СБ-2

В рамках экспедиции «Заоблачный фронт. Крылья над горами» было обнаружено место падения самолёта СБ-2. Сложность маршрута состояла в труднодоступности района — путь занял четыре часа по пересечённой горно-лесистой местности с крутыми заросшими склонами.

Самолёт был сбит в августе 1942 года, однако поскольку в этот период в районе Теберды советские войска потеряли несколько машин типа СБ-2, точное установление экипажа возможно лишь после обнаружения номерных деталей. Работы на месте падения будут продолжены. ...". 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_70166&ysclid=mb6pv8teoy824527264 :

"Поисковики обнаружили место падения советского самолёта Пе-2

В мае 2025 года в рамках поисковой экспедиции «Вороново» отрядом спец-поиска «Крылья Родины» совместно с Вологодским объединением поисковиков было обнаружено место падения самолёта Пе-2 - советский двухмоторный пикирующий бомбардировщик времён Великой Отечественной войны. Место крушения находилось в лесном массиве близ посёлка Мга, Кировского района Ленинградской области. Поисковые работы длились пять дней.Установлено, что после окончания войны самолёт подвергся сильному разграблению. Найдены фрагменты фюзеляжа, сильно повреждённые и разбросанные по местности. Судя по всему, оба мотора были демонтированы и отправлены в металлолом. Примерно в пятидесяти метрах от эпицентра, обнаружены фрагментированные останки одного члена экипажа.

В непосредственной близости от места катастрофы найдены остатки парашютной системы, медали «За боевые заслуги» №5715 и солдатский медальон с отколотой крышкой, вкладыш медальона за годы нахождения в земле сгнил, и данные владельца прочитать не удалось.

 

Благодаря помощи Ответственного секретаря Поискового движения России Елены Цунаевой и сотрудникам Российского государственного военного архива удалось установить, что медалью «За боевые заслуги» №5715 указом от 07 апреля 1940 года был награжден младший командир Дмитрий Степанович Горбунов, 1916 года рождения.

 

Согласно документам, старший сержант Горбунов служил воздушным стрелком-радистом в 275 Ближне-бомбардировочного авиаполке 3 резервной авиагруппы ВВС Ленинградского фронта. Он не вернулся после выполнения боевого задания 1 октября 1941 года.

 

Изучив Журнал боевых действий 3-й резервной авиагруппы, выяснилось следующее:

 

«1 октября 275 ББАП за день совершил четыре самолёта-вылета. В сопровождении истребителей уничтожал войска противника в районе Синявино и вёл разведку на себя в районе Мга. Экипажи наблюдали хорошие попадания в войска противника. Результат сфотографирован. Одиночный Пе-2, вылетавший на разведку района Мга в 14:30, на свой аэродром не возвратился. Лётчик Ефимов, штурман Пастухов и воздушный стрелок-радист Горбунов пропали без вести».

 

Согласно данным немецкой стороны, Пе-2 был сбит истребителем первой эскадрильи 54 истребительной эскадры (1./JG54), пилотируемым унтер-офицером Отто Дюркопом в 14:02 по берлинскому времени (один час разницы с московским).

 

🔸Дальнейшее изучение показало, что пилот машины, командир звена лейтенант Яков Миронович Ефимов, сумел выжить после этого полёта и вернуться в свою часть. В феврале 1942 года он был награждён орденом Ленина и продолжил службу в перегоночной эскадрилье, пережив войну.

 

Штурман звена старший лейтенант Николай Александрович Пастухов числится погибшим при возвращении с боевого задания в районе Вороново 4 октября 1941 года. Однако, в этот день 275 ББАП боевых вылетов не совершал. Согласно другим источникам, свои последние вылеты на Ленинградском фронте полк совершил именно 1 октября, после чего более в числе действующих не упоминается.

 

Возможно, в документах допущена ошибка в дате гибели старшего лейтенанта Пастухова, который на самом деле погиб 1 октября 1941 года. Также, по мнению поисковиков, возможно, Пастухов покинул самолёт вместе с Ефимовым, и погиб спустя три дня при переходе линии фронта.

 

Николай Александрович Пастухов был награжден орденом Боевого Красного Знамени в 1940 году. В феврале 1942 года посмертно награждён орденом Ленина.

 

Для уточнения данных об обстоятельствах боевого вылета и судьбе экипажа самолета Пе-2 в Центральном архиве Министерства обороны РФ заказаны дополнительные документы 3 Резервной авиагруппы. Работы на месте падения Пе-2 продолжаются.

 

Поиск родственников погибшего лётчика Горбунова Дмитрия Степановича ведёт «Информационно-поисковый Центр «Благовест». Если у вас есть какая-либо информация о сослуживцах погибшего, то можно писать на почту: soboleva@dzspb.ru ".

По ссылке см.фото.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_70213&ysclid=mb82ila3tj607036738 :

"В Новгородской области на памятных обелисках установили фотографии советских лётчиков

 
В Малой Вишере Новгородской области на памятных обелисках воинского кладбища советских лётчиков поисковиками было установлено 23 фотографии.
 
Фотографии изготовлены по инициативе поискового отряда «Красная Звезда» «Поисковой экспедиции «Долина» за счёт гранта Президента Российской Федерации в рамках проекта «Дорогами памяти и поиска: путь к Победе».
 

В мероприятии приняли участие поисковики, специалисты комитета культуры и краеведческого музея, учителя и школьники Маловишерского района".

По ссылке см.фото, в том числе - лётчиков.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_70363&ysclid=mbl3q2qdyi712903075 :

"Поисковики Красноярского края обнаружили место крушение бомбардировщика Ил-4

 
С 26 по 30 мая в Березовском районе Красноярского края прошла экспедиция по поиску останков экипажа бомбардировщика Ил-4, потерпевшего крушение в данном районе по пути из Иркутской области на фронт в 1943 году.Согласно архивным данным, 6 мая 1943 года бомбардировщик Ил-4 вошёл в зону плотной облачности. Лётчик потерял ориентировку, попытался развернуть самолёт, однако машина потеряла управление и сорвалась в штопор на малой высоте. Воздушное судно зацепило лес, упало, потеряв скорость, и врезалось в землю.Экипаж самолёта состоял из двух человек, погибших на месте: лейтенант Бондарев Александр Константинович, родившийся в 1912 году, житель станицы Мышастовской Краснодарского края, и борттехник воентехник второго ранга Шелакин Николай Иванович, родившийся в 1917 году, родом из деревни Красавка Саратовской области.
 
Благодаря тщательному изучению архивных документов, сравнению имеющихся сведений, собранных от местных жителей и активистов, участники экспедиции смогли определить место падения самолёта, зафиксировать положение ключевых деталей конструкции и вооружений воздушного судна, а также обнаружить костные останки членов экипажа. Обнаруженные останки были переданы специалистам для выделения генотипа.
 
Организация данной экспедиции стала частью масштабной архивной и поисковой деятельности, инициированной сотрудниками Восточного МСУТ СК России совместно с коллегами из Главного управления криминалистики (Криминалистический центр), Новосибирским филиалом Академии Следственного комитета Российской Федерации имени А.Я. Сухарёва, Военным следственным управлением Центрального военного округа, ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия, Министерством природных ресурсов и лесного хозяйства Красноярского края, региональным отделением Всероссийского общества «Русское географическое общество» и представителями Красноярского регионального отделения Поискового движения России". 
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Два последовательных сообщения на тему одного авиапоиска с одного Интернет-ресурса:

отсюда - https://vk.com/aviapoisk_dfo?w=wall208940869_5633&ysclid=may3p4yvfz501749616 -

"Впервые в Приморье обнаружено место падения редкого самолёта Ла-11.

Побывать на месте и провести полевую разведку нашим ребятам удалось, благодаря помощи неравнодушных местных жителей. Вячеслав Сефербек и Николай Кучук вместе с нами отправились в район падения, который они обнаружили ещё 3 года назад, и приняли самое активное участие в поисковых работах.
 
По сохранившимся фрагментам самолёта, оставшимся после военной аварийной комиссии и металосборщиков, сравнив их с заводскими чертежами, удалось выяснить, что это советский истребитель Ла-11. Для того, чтобы его заблаговременно идентифицировать, пришлось основательно постараться, привлекая к помощи коллег по авиапоиску из центральной части России.
 
На месте падения были найдены несколько фрагментов двигателя с срхранившимся номером, сгоревший боекомплект пушек НР-23, центроплан с консолями, основная и хвостовая стойки шасси и ряд других конструкций самолёта. Среди обломков удалось найти пряжку привязных ремней сиденья лётчика, каркас весла спасательный лодки МЛАС -1, трубку ПИТО и другие интересные детали. Останков лётчика, его личных вещей и снаряжения обнаружено не было, в связи с чем, мы предварительно считаем, что это авария и лётчику удалось покинуть машину, либо труп погибшего был вынесен с места с остатками всех вещей.
Предполагаем, что самолет входил в состав истребительных частей ВВС Тихоокеанского флота, выполняющих функции ПВО. Известен один случай, когда пара истребителей Ла-11 из состава 22 Гвардейского истребительного авиаполка 6 ноября 1951 года завалила американский "Нептун" над акваторией Японского моря.
 

Как стало позже известно, шли мы на место падения другого самолёта, а Ла-11 внепланово ворвался в наши расчёты 
Поиск продолжается!" .

 

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Два последовательных сообщения на тему одного авиапоиска с одного Интернет-ресурса:

... - и отсюда - 

https://vk.com/aviapoisk_dfo?w=wall208940869_5634&ysclid=may3p4yvfz501749616 -

 

"Немного фото с полевой работы на месте падения уникального истребителя Ла-11.

 
Почему уникального? Во-первых, это наш первый самолёт такого типа, 157-й на счету "АвиаПоиска".
А во-вторых, их, в принципе, было мало выпущено. И использовались Ла-11 как истребители дальнего сопровождения для тяжёлых бомбардировщиков Ту-4. Так, в Приморье ими вооружался 936 ИАП на аэродроме Спасска, входящий в состав 84 ОТБАК 65 ВА Дальней авиации.
А ВВС Тихоокеанского флота имели в своём составе 4 полка на территории Приморского края (88 ГвИАП (Николаевка/Унаши), 578 ИАП (Кневичи/Центральная Угловая), 57 ИАП (Новонежино) и 22 ГвИАП (Центральная Угловая). Не берём в расчёт полки ВМФ, базирующиеся в Хабаровском крае, на Сахалине и в КНР.
 
Работа продолжается, будем выяснять обстоятельства происшествия".

По второй ссылке см.фото.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://vk.com/aviapoisk_dfo?w=wall208940869_5648&ysclid=may3p4yvfz501749616 :

" 72 года назад в этот день тяжёлое лётное происшествие случилось в районе г. Советская Гавань. История катастрофы имеет несколько страниц, память лётчика увековечена не только словом, но и делом. Теперь, пожалуй, о самом главном. 12 июня 1953 года командир 949-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи 105-го АК ВВС ТОФ подполковник Потёмкин Александр Иванович вылетел с аэродрома «Май-Гатка» на облёт самолёта Ла-11№ 51211534 с мотором АШ-82ФН № 82810371 и потерпел катастрофу в 2 км юго-восточнее деревни Чиппали Совгаванского района. Самолёт врезался в склон сопки высотой 200 метров и взорвался, лётчик погиб. ...".

Далее читаем по указанной ссылке большой материал, полным текстом которого не стоит здесь перегружать форум.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда - https://vk.com/aviapoisk_dfo?w=wall208940869_5649&ysclid=mbzg9fhfk898184072 :

остойное логическое завершение получила многолетняя "таинственная" история со столкновением двух самолётов над Владивостоком.

15 июня в лесном массиве в районе дома 105 по ул. Кирова был установлен памятный знак, увековечивающий память авиаторов, погибших в катастрофе 25 февраля 1964 года. Именно здесь широкой полосой падали с неба горящие обломки взорвавшихся в воздухе Ил-14, приписанного к 74 отдельному радиотехническому полку ОСНАЗ (ГРУ) и перехватчика Су-9 из 22 гвардейского истребительного авиаполка, одновременно заходивших на посадку на аэродром Центральная Угловая из-за преступной халатности руководителя полётов.

Услышать историю трагедии военнослужащих ВВС, которые сделали все возможное, чтобы их машины не упали на жилые дома, и почтить их память пришли не только жители ближайшего жилого масива. Многие приехали из других районов города. Помощь в проведении мероприятия оказали неравнодушные активисты Экопарка "Академический", расположенного поблизости. Они смогли разыскать и очевидца давней трагедии. Александр Гоненко, тогда еще школьник, своими глазами видел падающий с чёрным дымным шлейфом Ил-14, а потом с ребятами бегал на место происшествия.

Особо хотелось бы поблагодарить ребят из юнармейского отряда средней школы 58, которые не только проявили свою гражданскую позицию и пришли в выходной день на памятное мероприятие, но и своими руками помогли установить памятный знак.

А нам впереди предстоит еще встреча с родными второго пилота Ил-14, старшего лейтенанта Николая Васильевича Кирюхина, которые приедут на могилу экипажа в г. Хабаровск.

Координаты памятного знака: 43.189133, 131.912253".

По указанной ссылке см.фото, а по

https://vk.com/@aviapoisk_dfo-ekipazh-samoleta-il-14-74-ortp-osnaz-dvvo

- информацию о членах экипажа Ил-14.

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу