Sign in to follow this  
Followers 0
Рядовой-83

Ил-2 Микулино 1941

37 posts in this topic

В 2008 году в лесу около села Микулино (Лотошинский район, Московская область) были обнаружены и собраны фрагменты Ил-2. Номеров самолета и двигателя обнаружено не было, так как большие фрагменты и части, а также двигатель давно вывезены.Но получила новый импульс история нашего летчика, покинувшего самолет с парашютом и плененного недалеко от места обнаружения фрагментов. Летчик, по воспоминаниям очевидцев, лейтенант, попал к немцам в самом конце ноября и был то ли замучен ими до смерти, то ли расстрелян. Тело его жители похоронили после освобождения села. Естественно было увязать самолет и летчика. Так же естественно желание попытаться установить его имя. Этим летом местность прошли еще пару раз. На сегодня по найденным фрагментам имеем: предположительно, фрагменты от  Ил-2 ранних серий (гильза от ШВАК 1941 года), производства завода №18 (клейма с римскими цифрами). По открытым источникам: потери в конце ноября 1941 года имел только 569-й ШАП, единственный штурмовой полк на Калининском фронте на тот момент. Два лейтенанта: Мочальский Борис Сергеевич, зам комэска - 28.11.41 и Золотов Владимир Александрович, командир звена - 30.11.41. Хотелось бы услышать мнения специалистов.

9.JPG

I.jpg

V-2.jpg

VI.jpg

XV.JPG

XXI-2.jpg

XXI-1.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

А почему рассматривается Калининский фронт, а не Западный ? 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

"В начале сентября 2019 года в селе Микулино прошло торжественное открытие памятника неизвестному лётчику, погибшему в 1941 году. В церемонии открытия, которое прошло на местном кладбище, приняли участие официальные лица, юнармейцы и жители с. Микулино.

Место для установки памятника лётчику выбрано не случайно. В конце ноября 1941 года, по словам жителей, летчик производил разведку над нашей территорией, но в районе деревни Немки самолёт был сбит немецкой зениткой, а лётчика взяли в плен. Фашисты для устрашения жителей водили его по деревне Хранево, затем по Микулино и расстреляли в начале декабря 1941 года. Женщины на саночках в следующую ночь тайком отвезли его тело на кладбище и предали земле. Татьяна Соколова помнила наказ матери, которая участвовала в захоронении, что необходимо увековечить память о неизвестном летчики. Татьяна Викторовна неоднократно обращалась к администрации с этим предложением. В 2002 году на предполагаемом месте захоронения лётчика под руководством Валерия Ананьева были произведены раскопки. На месте раскопок были обнаружены останки молодого мужчины и пуговицы от солдатского белья.

Почетное право открыть памятник неизвестному лётчику было предоставлено Валерию Ананьеву и жительнице села Микулино Татьяне Соколовой. Сползло белое покрывало и все увидели: на памятнике из чёрного гранита изображение самолета и слова: «Неизвестному лётчику, погибшему за Родину в декабре 1941 года. От благодарных потомков»

http://inlotoshino.ru/novosti/stranicy_istorii/pamyatnik-neizvestnomu-letchiku-otkryli-v-sele-mikulino

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Предположение основывается на том, что эти места входили в полосу Калининского фронта. Конкретно Микулино и южнее, примерно до дд Ново-Васильевское, если смотреть по карте.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

30 минут назад, Рядовой-83 сказал:

Предположение основывается на том, что эти места входили в полосу Калининского фронта. Конкретно Микулино и южнее, примерно до дд Ново-Васильевское, если смотреть по карте.

В конце октября и начале ноября - сектор Лотошино - Микулино Городище - Пушкино - Тургиново - это точно полоса работы ВВС ЗапФ (31 САД)

Со второй половины ноября тот же сектор частично захватывали 46 САД и 47 САД

Edited by kirche
1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ув. Kirche, Вы имеете ввиду 198-й ШАП в составе 31-й САД? Но он действовал до 19.11.41, а речь идет о конце ноября.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

569 ШАП прибыл 15 ноября 1941 со свежими 20 Ил-2 - это уже были самолеты примерно 30-й и около серии - с пушками ВЯ-23

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
10 минут назад, Рядовой-83 сказал:

Ув. Kirche, Вы имеете ввиду 198-й ШАП в составе 31-й САД? Но он действовал до 19.11.41, а речь идет о конце ноября.

40 минут назад, kirche сказал:

В конце октября и начале ноября - сектор Лотошино - Микулино Городище - Пушкино - Тургиново - это точно полоса работы ВВС ЗапФ (31 САД)

Со второй половины ноября тот же сектор частично захватывали 46 САД и 47 САД

Ув. Kirche, Вы имеете ввиду 198-й ШАП в составе 31-й САД? Но он действовал до 19.11.41, а речь идет о конце ноября.

Понятно, спасибо! На 569-й ШАП наталкивало, что потери в конце ноябре нашли только у него. Что ж, будем думать и искать дальше! Еще, все-таки остается надежда что не все фрагменты нашли и собрали, может, повезет и найдется номер!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть ли вообще достоверные основания привязывать летчика, сбитого в районе деревни Немки в конце ноября 1941, к найденным обломкам Ил-2?

20мм ШВАК и клейма 18-го завода это довольно ранние серии Ил-2 и для событий поздней осени-зимы 1941-го уже большая редкость.

569 шап и 503 шап, приданные ВВС КалФ в середине ноября вряд ли имели такие машины.  

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ув.Kirche! Конечно, то, что мной написано, это наши предположения. Однако основания увязывать летчика и фрагменты, считаю, есть. Летчик не был сбит в районе Немок (вымысел автора заметки как и разведка, и зенитки), он лишь покинул самолет в этом районе (в районе д.Хранево). Поскольку, как уже написал, двигатель и крупные части и фрагменты давно уже вывезены, предположение такое, что подбит самолет был раньше, возможно, в районе Старицы, а когда двигатель встал, летчик покинул самолет, который упал в трех километрах далее к востоку. Причем именно с неработающим двигателем, раз двигатель остался на земле, а не ушел в грунт. О других  МП самолетов в этой местности сведений не находили. 

По поводу 569-го и 503-го ШАП... Повторюсь - пользовались открытыми источниками, например:

" Накануне 2-го этапа операции "Тайфун" - 15 ноября 1941 года - в составе Калининского и Западного фронтов действовало 50 Ил-2, из них 30 машин - на Западном фронте (в составе 312-го, 232-го и 62-го ШАП) и 20 - на Калининском ( в составе 569-го ШАП)".

"Накануне контрнаступления под Москвой группировка штурмовой авиации на Московском направлении включала 10 штурмовых авиаполков. В их составах имелось 82 Ил-2 (15 машин в составе Калининского, 13 в составе Юго-Западного и 54 в составе Западного фронтов)".

В.И.Перов, О.В.Растренин "Штурмовик Ил-2" глава "На Западном направлении".

"569-й ШАП был сформирован в октябре 1941 года под Воронежем и вошел в непосредственное подчинение Ставки ВГК. Полк был вооружен одноместными штурмовиками Ил-2 первой серии".

сайт "Авиаторы Второй мировой" allaces.ru/sssr/struct/p/shap569.php

 

 

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

гильза ШВАК стрелянная. Гильзы стрелянные выбрасывались за борт. Так врядли  эта гильза от данного  Ил-2

в 47 САД проводились в первой половине 42 года проводились эксперементы с гильзоссбориниками но для пушки ВЯ

Edited by Battleclown
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Единственное упоминание у меня есть по 569 шап с номером, это потеря 12 января 1942 года на 30-й серии.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, Battleclown сказал:

гильза ШВАК стрелянная. Гильзы стрелянные выбрасывались за борт. Так врядли  эта гильза от данного  Ил-2

в 47 САД проводились в первой половине 42 года проводились эксперементы с гильзоссбориниками но для пушки ВЯ

А при падении через лес, когда отрывались крылья, пушка не могла выстрелить? Тогда гильза могла остаться где-то поблизости. 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, linnet сказал:

Единственное упоминание у меня есть по 569 шап с номером, это потеря 12 января 1942 года на 30-й серии.

То есть получается, все-таки это не 569-й ШАП, поскольку фрагменты принадлежат самолету более ранней серии? 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

На МП найдены кроме прочего крышка топливного бака на 690 л. Читал где-то, что первые серии Илов шли с меньшим запасом топлива, потом ставились баки повместительнее, видел, по-моему, здесь, на форуме, фото крышки на 730 л. Это говорит в пользу ранней серии? 

 

Крышка топл. бака-1.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 minutes ago, Рядовой-83 said:

На МП найдены кроме прочего крышка топливного бака на 690 л. Читал где-то, что первые серии Илов шли с меньшим запасом топлива, потом ставились баки повместительнее, видел, по-моему, здесь, на форуме, фото крышки на 730 л. Это говорит в пользу ранней серии? 

 

Крышка топл. бака-1.jpg

Интересная идея. На фоте крышка моего Ил-2  Двух местный АМ-38Ф 44 г.в.

что касается гильзы-- думаю мало вероятно, после выстрела она выбрасывается в совсем коротенький колодец наружу

Ил-2ук.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 минуты назад, Battleclown сказал:

Интересная идея. На фоте крышка моего Ил-2  Двух местный АМ-38Ф 44 г.в.

что касается гильзы-- думаю мало вероятно, после выстрела она выбрасывается в совсем коротенький колодец наружу

Ил-2ук.jpg

Все-таки не получается отделить гильзу от других фрагментов, нашли мы ее вместе с ними, на том же месте, это точно...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

ну я свою версию сказал... Могла с неба упасть, вокруг Лотошино сколько воздушных боев и штурмовок было

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, Battleclown сказал:

ну я свою версию сказал... Могла с неба упасть, вокруг Лотошино сколько воздушных боев и штурмовок было

Да, есть над чем подумать...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, linnet сказал:

Единственное упоминание у меня есть по 569 шап с номером, это потеря 12 января 1942 года на 30-й серии.

569 шап:

1862030 (есть тема что засвечен по полку https://trizna.ru/forum/topic/44657-ил-2-№2030-569-шап/#comment-465747),

1860830 (Валуйский - найден https://trizna.ru/forum/topic/45066-нужна-помощь-в-определении-судьбы-экипажа/#comment-470567)

1862130 также 12.01.42 - Белозеров.

И ещё известны с того периода первого состава 569 шап и тоже 30-й серии пару самолетов.

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Доброго времени суток, уважаемое сообщество! Прошедшие две недели прошли в поисках новых фрагментов и ответов на вопросы, которые заставили задуматься. Итак. Просмотрел доступные материалы по ШАПам, самолеты которых могли бы в конце ноября попасть в район с.Микулино. Не подошел ни один. Не совпадает либо время, либо район выполнения задач. 

Самолет и похороненный летчик увязываются прочно. Сохранились свидетельства очевидцев, видевших и парашютиста, и где упал самолет, и как немцы искали летчика, и  лейтенантские кубики... Да и нет в округе других мест падения самолетов.

Гильза однозначно с МП. Почему она среди фрагментов оказалась? ШВАК на Илах ранних серий, прочитал опять же у Перова и Растренина, очень часто давали задержки из-за отказов пневмосистемы перезарядки. Как версия...

Считаю что в пользу ранней серии говорит и то, что Илов с пушками ВЯ было еще мало по отношению к общему числу выпущенных штурмовиков. Такая вот цифра. На 4.9.41 всего 16...

Среди фрагментов найден кусок дюраля, где отчетливо видна граница зеленого и черного цветов сделанная вручную, т.е. кистью. Довоенные Илы шли однотонно зеленые, камуфляж наносили уже частях... 

В ветке по архивам 18-го завода прочитал, что по заводу был приказ о выпуске,  начиная с 51-й машины, Илов с увеличенным запасом топлива. Предполагаю, в таком случае, что найденная крышка "690 литров" может свидетельствовать тоже в пользу ранней серии.

Что касается Илов 30-й серии, потерянных в январе 42 -го... Возможно, они шли уже на восполнение потерь, ведь 569-й ШАП потерял три самолета в ноябре (все НБЗ) и два в декабре (СЗА в районе, кстати Ржева и Старицы).

Наконец, как уже упоминал в начале, на сайте "Авиаторы Второй мировой" на странице о 569-м ШАП прямо сказано, что он был укомплектован самолетами первой серии.

569 шап Сайт Авиаторы.png

В эти две недели нашли возможность выехать еще раз на МП. То что привезли выкладываю ниже. Возможно, эти фрагменты, специалистам скажут больше, чем нам. Не все фрагменты смогли определить, но на лючке не нашли ничего, как и на Дер-21. Отдельно размещаю фотографии фрагментов из музея, 2008 года. Есть предположение, что эти фрагменты собраны немного не там, то есть самолет, разваливаясь оставил шлейф фрагментов, и есть надежда, все-таки еще поискать и найти номера.














 

1b.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

5a.jpg

5b.jpg

6.jpg

7.jpg

8a.jpg

8b.jpg

9.jpg

10a.jpg

10b.jpg

11.jpg

12.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

И из музея:

 

I.jpg

II.jpg

III.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне  одному  кажется,  что  для  Ил-2  многовато  алюминия  и  мало  брони?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 минуты назад, авиатор сказал:

Мне  одному  кажется,  что  для  Ил-2  многовато  алюминия  и  мало  брони?

Да нет, Константин. Все верно - обломки раннего типа Ил-2 от 18-го завода. Но если ШВАК родной, то ещё летнего выпуска. Стреляный мог остаться в гильзоотводе, выковырян из пушки при разборке, отстрелян на земле при вынужденной посадке и тд.

Вот безоговорочная апелляция топикстартера к книге 2001 года (действительно хорошей для своего времени) и сайтам примерно того же периода наполнения все же немного черезмерна, учитывая, что прошло 20 лет и информации известно на порядок больше. За это время и участники этого форума свои книги уже написали на этот счёт.

Первая серия 6-го заводского типа 18-го завода не могла идти на вооружение 569 шап. Куда и когда шла серия 186хх01 известно. В книге Растренина под "первой серией" могли пониматься в принципе "ранние Ил-2 1941 года" (редактура порой и не такое вытворяет). Иногда под "ранним Ил-2" понимаются вообще "одноместные" самолеты.

690 литров бак был и в 1942 году и сравнивать с баком в 730 л от 1944-го и фразами про 51-й выпущенный  самолет все же не корректно.

В общем надо искать номера и даты на деталях.

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Хорошо бы пронумеровать, хоть кадры, если вам интересно что это

Трубчатые треугольные хрени-- фиксаторы бомб в бомбоотсеке. На одной из них электро контакт-- датчик сбороса бомб. Алюминевый дивайс-- створка бомбоотсека. Обе характерны ждля самолетов раннего типа. На створке может быть трафоретный номер самолета

Толстая трехугольная фигня-- обломок пирамиды шасси. (почему то на всех местах падения, что я обследова они попадаются и именно в таком виде, я наверное их уже на эскадрелью набрал)))))))

 

Дивайс с рукояткой-- пневмоклапан выпуска щитков или шасси (на нем должно быть написано (номер не очем)

Edited by Battleclown
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

про номер на створке

 

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
21 час назад, авиатор сказал:

Мне  одному  кажется,  что  для  Ил-2  многовато  алюминия  и  мало  брони?

Так и есть! Все более-менее крупное собрано давно и не нами, нам осталось лишь то, что лень было поднять собирателям и со временем скрылось под дерном.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
19 часов назад, kirche сказал:

Да нет, Константин. Все верно - обломки раннего типа Ил-2 от 18-го завода. Но если ШВАК родной, то ещё летнего выпуска. Стреляный мог остаться в гильзоотводе, выковырян из пушки при разборке, отстрелян на земле при вынужденной посадке и тд.

Вот безоговорочная апелляция топикстартера к книге 2001 года (действительно хорошей для своего времени) и сайтам примерно того же периода наполнения все же немного черезмерна, учитывая, что прошло 20 лет и информации известно на порядок больше. За это время и участники этого форума свои книги уже написали на этот счёт.

Первая серия 6-го заводского типа 18-го завода не могла идти на вооружение 569 шап. Куда и когда шла серия 186хх01 известно. В книге Растренина под "первой серией" могли пониматься в принципе "ранние Ил-2 1941 года" (редактура порой и не такое вытворяет). Иногда под "ранним Ил-2" понимаются вообще "одноместные" самолеты.

690 литров бак был и в 1942 году и сравнивать с баком в 730 л от 1944-го и фразами про 51-й выпущенный  самолет все же не корректно.

В общем надо искать номера и даты на деталях.

Уважаемый Kirche! Спасибо за замечания, они информативны, а потому полезны. Самолет этот первый (и, возможно, останется единственным), так что источниками пользуюсь теми, которые доступны. До архивов пока не добрался. Буду очень признателен, если подскажете какими еще  источниками можно воспользоваться. 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
11 час назад, Battleclown сказал:

Хорошо бы пронумеровать, хоть кадры, если вам интересно что это

Трубчатые треугольные хрени-- фиксаторы бомб в бомбоотсеке. На одной из них электро контакт-- датчик сбороса бомб. Алюминевый дивайс-- створка бомбоотсека. Обе характерны ждля самолетов раннего типа. На створке может быть трафоретный номер самолета

Толстая трехугольная фигня-- обломок пирамиды шасси. (почему то на всех местах падения, что я обследова они попадаются и именно в таком виде, я наверное их уже на эскадрелью набрал)))))))

 

Дивайс с рукояткой-- пневмоклапан выпуска щитков или шасси (на нем должно быть написано (номер не очем)

Спасибо за информацию! С нумерацией да, не додумал. Створкой еще не занимались, только помыли аккуратно, может, и повезет. Вот на лючок была надежда (кстати, не подскажете, откуда он?), но номера на нем не нашли. Еще броня остается не тронутой (не кислотили), немного ее, колнечно, но проверить надо.

20 часов назад, kirche сказал:

Да нет, Константин. Все верно - обломки раннего типа Ил-2 от 18-го завода. Но если ШВАК родной, то ещё летнего выпуска. Стреляный мог остаться в гильзоотводе, выковырян из пушки при разборке, отстрелян на земле при вынужденной посадке и тд.

Вот безоговорочная апелляция топикстартера к книге 2001 года (действительно хорошей для своего времени) и сайтам примерно того же периода наполнения все же немного черезмерна, учитывая, что прошло 20 лет и информации известно на порядок больше. За это время и участники этого форума свои книги уже написали на этот счёт.

Первая серия 6-го заводского типа 18-го завода не могла идти на вооружение 569 шап. Куда и когда шла серия 186хх01 известно. В книге Растренина под "первой серией" могли пониматься в принципе "ранние Ил-2 1941 года" (редактура порой и не такое вытворяет). Иногда под "ранним Ил-2" понимаются вообще "одноместные" самолеты.

690 литров бак был и в 1942 году и сравнивать с баком в 730 л от 1944-го и фразами про 51-й выпущенный  самолет все же не корректно.

В общем надо искать номера и даты на деталях.

Уважаемый Kirche! Спасибо за замечания, они информативны, а потому полезны. Самолет этот первый (и, возможно, останется единственным), так что источниками пользуюсь теми, которые доступны. До архивов пока не добрался. Буду очень признателен, если подскажете какими еще  источниками можно воспользоваться. 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

лючок я какя я думал служит для монтажа переднего крепления ШКАС

 

и нет ли у вас еще фоток коробочки с проводами?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.