Барсс

Пе-2, экипаж Озеркова, 5.04.43

79 posts in this topic

2-й полк, это будущий 47-й гвардейский? Нестыковка тогда по экипажу

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, linnet сказал:

2-й полк, это будущий 47-й гвардейский? Нестыковка тогда по экипажу

Это 4 авиаполк

https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_prikaz74272491/

1 час назад, linnet сказал:

 

1 час назад, linnet сказал:

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

1 час назад, linnet сказал:

2-й полк, это будущий 47-й гвардейский? Нестыковка тогда по экипажу

Борис, добрый день. Это потеря 4 ОАПДР (98 ОГв.РАП):

- ст. л-т Озерков Ефим Павлович, 1914 (служил до 30.09.1947) https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-card_uchet_officer620707

- ст. л-т Соловьев Леонид Николаевич, 1917 - погиб в бою 05.04.1943

- старшина Русанов Павел Матвеевич, 1912 (служил до 05.09.1955) https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-card_uchet_officer96020

Описан этот вылет в наградном Озеркова Е.П.

https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie19178455

Много фото поэтому полку https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=454919454

Цитата: "С 26.02.1943 по н/в (20.06.1943) оперативная группа в составе 1 АЭ ведет с аэ Курск разведку в интересах 16 ВА и Командования Центрального Фронта"

Edited by kirche
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за подсказки!

Экипаж как нбз исключен из списков приказом по полку от 22.4.1943 г. В апреле потери полка 4 самолета. Их номера и моторов есть, но без привязки к экипажам. Из них один - Пе-3бис. Остается 3 Пе-2 списанные приказом по полку от 29.4.43. один как боевая потеря, второй нбз, третий сбит своими истребителями. 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это потеря 4 ОАПДР (98 ОГв.РАП) .  Рекомендую прочитать книгу Леонида  Машталера "Воздушный Разведчик" это  свидетель ,который прослужил от самого начала становления 215ОДРАЭ  затем 4РАП и 98ГДРАП до победы. Он техник спец оборудования самолета, он непосредственно был в контакте с личным составом полка.   Стр 46-47.                                   https://www.rulit.me/books/na-linii-ognya-frontovyh-dorog-ne-vybirayut-vozdushnye-razvedchiki-eto-bylo-nedavno-eto-bylo-davno-g-read-590488-40.html

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

15 минут назад, linnet сказал:

Спасибо за подсказки!

Экипаж как нбз исключен из списков приказом по полку от 22.4.1943 г. В апреле потери полка 4 самолета. Их номера и моторов есть, но без привязки к экипажам. Из них один - Пе-3бис. Остается 3 Пе-2 списанные приказом по полку от 29.4.43. один как боевая потеря, второй нбз, третий сбит своими истребителями. 

Указан Пе-2 6/160

https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=451004989

Edited by kirche
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 минуты назад, kirche сказал:

Указан Пе-2 6/160

Самолет Пе-2 №6/160 с моторами М-105РА №№ СК31-003, СК24-2797 из боевого состава полка исключить как боевые потери.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

                Ребята, добрый день! Я являюсь инициатором этой темы. Благодарю всех за включение обсуждения темы. Для меня это  очень важно, любая достоверная информация. Моя конечная цель - найти точное место падения Пе-2 (6/160) и точное место захоронения  моего двоюродного деда - штурмана Л.Н. Соловьёва, 1917 г.р. У меня имеется следующее:  

           Родился 02 (21) февраля 1917 года в д.Малое Павлово Изва(о)льского сельсовета Шахунского района Нижегородской области. Жил до войны в Куйбышевском районе г.Горький, по ул. Маяковского, д. 8 кв. 29. Был женат на Соловьёвой Александре Алексеевне. Детей (по информации родственников) не имел. 

   Согласно официальным данным - не вернулся с боевого задания 05.04.1943 года.                                                                                    

         По проведённому собственному в апреле-мае  2020 года расследованию (данные ОБД "Мемориал", "Подвиг народа", "Память народа", сайт "Авиаторы второй мировой"), помощи кандидата исторических наук, профессора, редактора журнала «Военная археология» Сергея Ивановича Садовникова, правнучки Е.П. Озеркова и воспоминаниям последнего в статьях книг и  Советских газет, установил, что 05.04.1943 года, с 4 аэродрома специального назначения г. Чкаловск Московской области, на своё последнее боевое задание вылетел самолёт Пе-2 (с бортовым номером 6/160), 1 эскадрильи 4 Отдельного авиационного разведывательного полка  авиации дальнего действия Главного командования Красной Армии (позже, с 17.06.1943 года - 98 отдельный гвардейский разведывательный Висленский Краснознамённый ордена Кутузова авиационный полк),  с экипажем на борту: командир кораблин, лётчик-наблюдатель - старший лейтенант Ефим Павлович Озерков, 1914 г.р., штурман, лётчик-наблюдатель – старший лейтенант Л.Н. Соловьёв, 1917 г.р., воздушный стрелок-радист - старшина Па вел Матвеевич Русанов, 1912 г.р.

         Самолёты 4 ОАРП вели воздушную разведку по всему театру боевых действий ВОВ - от Балтийского до Чёрного моря, а так же помимо этого, сбрасывали на головы противника авиабомбы, агитационные листовки и газеты.

         05.04.1943 года экипаж Л.Н. Соловьёва получил задание - провести разведку и фотографирование немецких войск в районе Дмитриев-Орловский, Карачев-Орёл, Змиевка. Линию фронта Пе-2 прошёл на высоте  6000 метров. При подлёте к Дмитровск-Орловскому самолёт был обстрелян фашисткой зенитной артиллерией. Более 30 вражеский орудий вели огонь по нашему самолёту. Пилоту пришлось  маневрировать, то и дело меняя скорость и высоту. Несмотря на серьёзные преграды, экипаж выполнил задание – сфотографировал несколько важных объектов немцев.

       Затем Пе-2 взял курс на г.Карачев, где продолжил выполнение задания. Чтобы обмануть средства слежения и оповещения наземных немецких сил, экипаж взял курс левее – на г. Брянск. Не долетев до него около 50 км. самолёт свернул на г.Карачев.

       На высоте примерно 7000 метров, самолёт Пе-2, был атакован шестью фашистскими истребителями "Фокке-вульф -190" (предположительно, в их числе и будущим фашистским лётчиком-асом - унтер-офицером Люфтваффе Вильгельмом Хюбнером (Wilhelm Hübner), истребительная эскадра JG51 «Мёльдерс»). Экипаж Пе-2 был вынужден вступить с ними в неравный и тяжёлый бой.

      Первым открыл огонь из крупнокалиберного 12,7 мм пулемёта ШВАК (???) стрелок-радист П.М. Русанов, а затем заработал и турельный 7,62 мм. пулемёт ШКАС штурмана Л.Н. Соловьёва. Вдобавок он произвёл залп по наседающим фашистским истребителям из реактивной установки самолёта РС-82. В ходе отражения атаки немецких стервятников, один из них загорелся и рухнул на землю. Ещё один немецкий самолёт получил повреждения.

        Первая победа прибавила сил нашему экипажу, подбодрила.

        Тем временем фашисты изменили тактику боя - они стали заходить в так называемые «мёртвые конуса» Пе-2, которые не простреливались оборонительным вооружением советского разведчика.

      Была пробита левая плоскость Пе-2, загорелся двигатель, начала разрушаться дюралевая обшивка самолёта. При дальнейшей атаке фашистских стервятников получил смертельное ранение ст.лейтенант Л.Н. Соловьёв, осколок перебил правую руку ст.лейтенанта Е.П. Озеркова.

     Оценив создавшуюся обстановку, командир кораблин принимает решение оторваться от преследователей. Е.П. Озерков с трудом переводит Пе-2 в крутое пикирование, после чего фашистские лётчики не смогли вести прицельный огонь. Но как только Е.П. Озерков стал выводить свой самолёт из пикирования, за ним снова устремились немецкие истребители. Однако, судя по всему, у фашистских стервятников кончились боеприпасы, и они прекратили огневую атаку, а протаранить Пе-2 они не решились. Это и спасло, в какой то степени, других членов экипажа  нашего самолёта. Кончились боеприпасы и в пулеметах воздушного стрелка-радиста П.М. Русанова.

      Е.П. Озерков принимает решение посадить неисправный, горящий самолет, который шёл с большим снижением, на занятой врагом территории. Пе-2, командир решил спланировать на поляну среди леса. На высоте около 100 метров Е.П. Озерков теряет сознание от потери крови и  неуправляемый самолёт падает в лес. От сильного удара пилота выбрасывает из самолёта, в момент падения он ломает левую ногу, ранит лицо. П.М. Русанов, так же получает лёгкое ранение и ушибы. Превзнемогая  боль, старшина извлёк из горящего самолёта членов экипажа и лично оказал медицинскую помощь ст.лейтенанту Е.П. Озеркову.

        После того, как Е.П. Озерков пришёл в себя, он отправляет способного передвигаться П.М. Русанова на поиски партизан или какого либо населённого пункта. Стрелок-радист очень долго блуждал по незнакомой местности, но поиски в тот день были безуспешными. После, командир экипажа, находясь 6 суток один в лесу, с переломанной ногой, ждал отправленного за помощью П.М. Русанова. С большим трудом и умением, под угрозой попасть к немцам, П.М. Русанов,  установил связь с разведгруппой брянских партизан (во главе с Г.И. Терешко) бригады им.Кравцова, под командованием Героя Советского Союза М.И. Дуки,  и на 6-ые сутки вернулся к уже потерявшему все  надежды на спасение Е.П. Озеркову с разведгруппой партизан. Е.П. Озеркова, уложив на повозку, привезли в партизанский отряд. Находясь в партизанском отряде, у пилота началось заражение крови (гангрена ноги), распухла и посинела рука, не сгибались пальцы. Требовалась срочная операция. Партизаны сделали попытку переправить Е.П. Озеркова в штаб партизанской бригады, где был врач, однако, они наткнулись на засаду немцев и вернулись. Только через двое суток, 14.04.1943 года усиленная группа партизан с боем переправила его и стрелка –радиста в штаб (Пашеньское поле (Пашенки), что 44 км. юго-западнее Брянска и 21 км. северо-западнее  Павля).

      В землянке, на самодельном столе из горбыля, при тусклом свете коптилки, сделанной из гильзы снаряда, врач партизанского отряда (воен.врач 3 ранга) Дмитрий Иванович Миминошвили (1918 г.р.), без наркоза, обыкновенной ножовкой, отрезал левую ногу Е.П. Озеркова. Пять дней командир Пе-2 не приходил в себя.

       В течении полутора месяцев лётчики находились  в партизанском отряде, в условиях почти ежедневных боёв партизан с карателями. При этом партизаны возили и носили тяжелораненого Е.П. Озеркова по лесам и болотам с собой.

         В конце мая, лётчиков самолётом эвакуировали в г. Москва.

        21 и 22 мая 1943 года (соответственно), за указанный подвиг старшина П.М. Русанов и ст. лейтенант Е.П. Озерков были представлены командованием к правительственной награде - ордену "Красного Знамени" (ордена вручёны).

П.М. Русанов, прошёл всю войну, был награждён и другими боевыми наградами. Закончил войну в звании капитана, в должности начальника связи 98 ОГРАП. Прослужил в авиации до 1955г.

          Е.П. Озерков после лечения в московском госпитале, в апреле 1944 года прибыл домой, после продолжил нестроевую службу до 1947 года, имел награды от Родины. Скончался в 1976 году.

          В настоящее время, благодаря вышеуказанной собранной информации плюс проводимой работе на месте, в том числе опросе местных жителей, командиром Брянского ПО "Пересвет" А.А. Бирюковым, установлены места нахождения обломков разыскиваемого Пе-2. Основные обломки самолёта начиная с начала 70-годов прошлого века были растащены местным населением, один из двигателей забрали с собой строители ЛЭП (70-80г.г.). Погодные условия в настоящее время не позволяют А.А. Бирюкову выехать на место и осмотреть те места более детально.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

На данный момент есть только следующий алюминиевый обломок, найденный в лесу, на поверхности. Моё личное предположение: обломок каркаса фонаря кабины пилота (штурмана). Прилагаю. 

PIC_0477.JPG

PIC_0478.JPG

PIC_0479.JPG

PIC_0480.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Так же местным кузнецом из корпуса самолёта, поршней одного из двигателей, шестеренок, был сооружёно вот такое устройство (редуктор) для заточки

PIC_0469.JPG

PIC_0470.JPG

Пояснения.docx

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, kirche сказал:

Борис, добрый день. Это потеря 4 ОАПДР (98 ОГв.РАП):

- ст. л-т Озерков Ефим Павлович, 1914 (служил до 30.09.1947) https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-card_uchet_officer620707

- ст. л-т Соловьев Леонид Николаевич, 1917 - погиб в бою 05.04.1943

- старшина Русанов Павел Матвеевич, 1912 (служил до 05.09.1955) https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-card_uchet_officer96020

Описан этот вылет в наградном Озеркова Е.П.

https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie19178455

Много фото поэтому полку https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=454919454

Цитата: "С 26.02.1943 по н/в (20.06.1943) оперативная группа в составе 1 АЭ ведет с аэ Курск разведку в интересах 16 ВА и Командования Центрального Фронта"

С данными документами уже ознакамливался, в том числе и с журналом полка...К сожалению фото ни д.Лёни, ни его членов экипажа не увидел...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 часов назад, Михиал сказал:

На данный момент есть только следующий алюминиевый обломок, найденный в лесу, на поверхности. Моё личное предположение: обломок каркаса фонаря кабины пилота (штурмана). Прилагаю. 

PIC_0477.JPG

PIC_0478.JPG

PIC_0479.JPG

PIC_0480.JPG

Ваши мысли?

Screenshot_20200530-015209.png

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Источник: ЦАМО фонд 98 ограп, опись 383395, дело 1 "Приказы по полку за 1943 год", 

л. 74 приказ от 18 мая №056 

5 апреля 1943 года, выполняя боевое задание по разведке войск противника, проявив геройство и мужество погиб в воздушном бою старший лейтенант Соловьев Леонид Николаевич. Похоронен в лесу 4 км. юго-западнее деревни Осиновые дворики Брянского района Орловской области.

Старшего лейтенанта Соловьева Л.Н. исключить из списков части и всех видов довольствия.

Приказ по полку №038 отменить.

...Приказ №038 -  Экипаж как нбз исключен из списков приказом по полку от 22.4.1943 г. 

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

С места падения Пе-2 пришли фото конца 60-х годов с обломками самолёта. Что это за фрагменты (от чего)?Прошу прощение за качество фотографий.

20200601_200930.jpg

20200601_200956.jpg

20200601_201907.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

2  фото  вал  редуктора  с  шестерней

3  фото  похоже  остатки  моторамы

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

@авиатор

В 03.06.2020 в 20:27, авиатор сказал:

2  фото  вал  редуктора  с  шестерней

3  фото  похоже  остатки  моторамы

С места падения Пе-2 пришли фото конца 60-х годов с обломками самолёта. Что это за фрагменты (от чего)?Прошу прощение за качество фотографий.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо!!!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

?

Edited by Михиал
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

 

PIC_0491.JPG

PIC_0496.JPG

PIC_0499.JPG

PIC_0500.JPG

PIC_0503.JPG

PIC_0505.JPG

PIC_0487.JPG

Edited by Михиал
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
47 минут назад, Михиал сказал:

Место захоронения штурмана в лесу пока поисковым отрядом не найдено. Строим версии.. Как думаете, могли партизаны перед захоронением снять с него лётный зимний комбинезон (а на нём имелись кроме сбруи (портупеи) еще металлические предметы)? С обувью (унтами) понятно, скорей всего да, а вот "комбез"..... Это было облегчило работу с металлоискателями. В книге воспоминания бывшего партизана написано, что они захоронили штурмана на поляне в лесу. Это было начало апреля, земля хоть и лесная все равно промёрзлая...Не думаю, что рыли глубоко, тем более предполагаем, что кроме топора и подручных средств (в том числе металлические обломки самолета) навряд ли что то было. Есть у кого предположения относительно самого захоронения тела? 

От парашюта много чего найдено, кроме вытяжного? Могли и в парашюте похоронить, завернуть как вариант. Возможно тело и по фрагментам было после падения. 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

?

Edited by Михиал
1

Share this post


Link to post
Share on other sites

@AgafonovE Тело штурмана думаю осталось целым, потому как пилота выбросило из кабины при скажем так стремительном приземлении, были телесные и перелом у него, стрелок радист лёгкие повреждения

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

50 минут назад, Михиал сказал:

@AgafonovE Да, вытяжной ребята сразу определили.Вы увидите другие составляющие от него? Есть ещё много мелких деталей...Могу опубликовать

В таком хаосе не найдём по фото. Уж наверное все что на пряжки похоже и карабины найти сможете в этих обломках, тогда и сфотографируйте. Вопрос в том, нет ли частей других парашютом на месте падения. Пряжки по количеству могут подсказать, сколько парашютов "приземлились" с самолетом

Edited by AgafonovE
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

@AgafonovE Понял. Тут дело ещё и в том, что в послевоенное время местные растаскивали всё, что могли унести с собой. Но что то ещё продолжает лежать в земле. А приземлились все члены экипажа, только дядя Лёня уже мёртвый.Спасибо! По комбезу есть мнение?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
23 минуты назад, Михиал сказал:

@AgafonovE Понял. Тут дело ещё и в том, что в послевоенное время местные растаскивали всё, что могли унести с собой. Но что то ещё продолжает лежать в земле. А приземлились все члены экипажа, только дядя Лёня уже мёртвый.Спасибо! По комбезу есть мнение?

А вот кто ж его знает, был с комбезом или нет. Всё могло быть, отдельных инструкций для партизан, осуществляющих погребение погибших лётчиков, не выпускали. 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сегодня нашли первую номерную деталь!!!! Огромная просьба - взгляните, что это и поможет ли она помочь в индификации самолёта???

PIC_0509.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Михиал сказал:

Сегодня нашли первую номерную деталь!!!! Огромная просьба - взгляните, что это и поможет ли она помочь в индификации самолёта???

PIC_0509.JPG

Увы, нет.Это технологический номер

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 часов назад, Синд сказал:

Увы, нет.Это технологический номер

@Михиал

В 6/1/2020 в 16:25, Михиал сказал:

На данный момент есть только следующий алюминиевый обломок, найденный в лесу, на поверхности. Моё личное предположение: обломок каркаса фонаря кабины пилота (штурмана). Прилагаю. 

PIC_0477.JPG

PIC_0478.JPG

PIC_0479.JPG

PIC_0480.JPG

Ваши мысли?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 часов назад, Синд сказал:

Увы, нет.Это технологический номер

А что это за деталь (фрагмент)? Что значит технологический номер? Есть ещё номера на одном из приборов из панели управления (см.снимки). А они дадут что либо?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.