Posted September 27, 2018 (edited) Свежее видео с Ютуба. Может, кто знает подробности? Судя по звеньям лент и гильзам пушки ВЯ, предположительно - ИЛ-2.... Edited September 30, 2018 by Ugrum уточнение 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 27, 2018 Судя по региону на г.н.з. трактора, дело было в Воронежской области. Самолет ясное дело Ил-2. Судя по отсутствию БК 12.7 мм, скорее всего одноместный, ранний. Чекухи 1 (30) завода НКАП СССР. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 27, 2018 (edited) Ил-2 (если ранний, то первого завода). Исходя из рельефа предположил, что это Лискинский район Воронежской области. Так оно и есть, в комментариях на ю-тубе указано название села у которого нашли самолёт - Аношкино, это северо-западная часть Лискинского района Edited September 27, 2018 by Синд 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 27, 2018 Это раскопки на Вахте памяти в Воронежской области,поисковыми отрядами при атомных станциях.Район села Сторожевое,противоположный берег на стороне деревни Аношкино. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 27, 2018 (edited) Коллеги, проводившие раскопки, с 12.9.2018 обсуждали со мной найденный самолет. Собирались открыть тему после возвращения. Пока по найденному трафаретному номеру (на видео, кажется, нет его) установлено пребывание и потеря такого самолета в тех краях. Пилот тогда вернулся в часть. То ли самолет раздолбали артиллерией противника позже и костные останки не принадлежат пилоту, то ли номерная деталь с этого самолета до или после потери перекочевала на другой самолет, который и найден. Жека, если ты опять о клеймах песочницах, то коллега Кирилл ( kirche) нам доказал, что это не клейма самолетосборочных заводов, а клейма заводов производителей проката авиационного алюминия и использоваться этот прокат мог на самолетах любых заводов. Мог ли Ил-2 из-под Воронежа (не позднее конца 1942 года) с ВЯ быть завода №1 (30)? Вряд ли. Edited September 27, 2018 by linnet 1 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 27, 2018 Подскажите по воронежским местам. Где находился в войну н.п. с явно искаженным названием типа Мамдок/Мамлок ? 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 27, 2018 (edited) В Павловском районе есть Момотов, в Таловском - Маклика и Манидинский, в в Верхнемамонском -Мамоновка. Таловский район это восточная часть области. Павловский и Верхнемамонский южнее Лисинского. Edited September 27, 2018 by Синд 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 27, 2018 (edited) 11 час назад, linnet сказал: Жека, если ты опять о клеймах песочницах, то коллега Кирилл ( kirche) нам доказал, что это не клейма самолето сборочных заводов, а клейма заводов производителей проката авиационного алюминия и использоваться этот прокат мог на самолетах любых заводов. При всём уважении, не могу с этим согласиться. Как показывает практика, для каждого завода характерны определенные по форме и содержанию клейма. Исключение составляют 1-й и 30-й заводы ввиду своей "правоприемственности". И как исключение встречаются схожие по формам клейма разных заводов, если форма этого клейма представляет собой простую геометрическую форма. Клейма сложных форм никогда не повторяются у разных заводов. Edited September 27, 2018 by Жека 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 27, 2018 (edited) 1 час назад, linnet сказал: Жека, если ты опять о клеймах песочницах, то коллега Кирилл нам доказал, что это не клейма самолетосборочных заводов, а клейма заводов производителей проката авиационного алюминия Не доказал - предположил (нет доказательств). имеется множество контраргументов, но спорить "сам-с-собою" предпочитаю кулуарно)) Полагаю, что Ил-2 1-го и 30-го заводов можно отличить по дополнительным клеймам, которые 30-й скорее всего привнес из своего Дубнинского прошлого... Edited September 27, 2018 by kirche 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 27, 2018 1 час назад, linnet сказал: Пока по найденному трафаретному номеру (на видео, кажется, нет его) установлено пребывание и потеря такого самолета в тех краях. Пилот тогда вернулся в часть. То ли самолет раздолбали артиллерией противника позже и костные останки не принадлежат пилоту, то ли номерная деталь с этого самолета до или после потери перекочевала на другой самолет, который и найден. Вполне возможно, что костные останки не принадлежат пилоту. Линия фронта в этом районе шла п реке Дон, так что этот берег был у наших. Протиположный - за оккупантами (в том числе в этом районе мадьярские части стояли) 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 27, 2018 1 час назад, linnet сказал: Подскажите по воронежским местам. Где находился в войну н.п. с явно искаженным названием типа Мамдок/Мамлок ? Поиск ещё по справочнику админиративного деления Воронежской области издания 1982 года и нашёл посёлок МАКЛОК Новоусманского района, это северо-восточнее Воронежа 1 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 27, 2018 Эта заметка об этом самолете? - https://riavrn.ru/districts/ostrogozhsky/v-voronezhskoy-oblasti-poiskoviki-nashli-chasti-shturmovika-il-2-vremen-vov/ 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 27, 2018 (edited) Работал на этом самолете наш отряд, материал по нему выложу на днях. Переезды, захоронения и празднования дня освобождения Смоленщины не оставляют времени. Единственное, что можно сказать - Ил-2 с номером 1860724. Спасибо Борису за помощь. Вопрос по останкам остаётся. Может, раз начали тему, сюда и выложить материал? Edited September 27, 2018 by ПО_Обелиск 1 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 29, 2018 Хорошо, раз уж я начал ветку, скажите, на какой заголовок поменять? С уважением, - Ugrum 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 30, 2018 Внизу первого сообщения темы жмешь "изменить" и правишь заголовок. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 30, 2018 В 29.09.2018 в 07:10, Ugrum сказал: Хорошо, раз уж я начал ветку, скажите, на какой заголовок поменять? С уважением, - Ugrum Думаю на Ил-2 номер 1860724 в районе села Сторожевое Воронежской области 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 30, 2018 Приветствую, @Синд ! Поменял. Вы уж простите старика, что "поперед батьки в пекло"... Стараюсь объединять сюда, на Тризну, попадающуюся информацию по значимым раскопкам. Удачи в поиске! С уважением, - Ugrum 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted September 30, 2018 4 часа назад, Ugrum сказал: Приветствую, @Синд ! Поменял. Вы уж простите старика, что "поперед батьки в пекло"... Стараюсь объединять сюда, на Тризну, попадающуюся информацию по значимым раскопкам. Удачи в поиске! С уважением, - Ugrum Спасибо, Ugrum ! 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 (edited) Место катастрофы и номер самолета. Edited October 1, 2018 by ПО_Обелиск Не подкрепил подпись 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 (edited) Интересно, что угадываются два набора цифр - 0724 и 1860724 . Я писал в Определителе, что в 1941 году на обтекателе гондолы трафаретом наносили сокращенный номер. Потом уже встретил примеры поздних Ил-2 1941 года в полными номерами. А тут два типа номеров сразу. Этот самолет списан приказом 241 шап от 19.8.42. Ил-2 №1860724 мотор № 27442 сбит ИА 17.07.1942 пилот Кондратович Петр Иванович сержант Среди потерь личного состава 241 шап за 17.7.42 Кондратовича нет. Он скончался 15.11.43 в тыловом госпитале в Чкалове после ушиба позвоночника . Значит останки найденные принадлежат не Кондратовичу (если это останки пилота, конечно). Не исключено, что разбитый самолет 1860724 или его части отремонтировали и передали в другой полк , где он был потерян позже. Могли и в том же полку использовать. В оперсводке 207 иад нашел, что 241 шап 17.7.42 действовал не только в районе Семилук, но и Прилепы. Т.е от аэродрома Усмань мог залететь в район места находки, теоретически. Оперсводка 20.7.42 Бондаренко и Кондратович (оба нбз 17.7., а также Кочура прыгнул с парашютом 18.7.) вернулись в часть. Самолеты подбиты и находятся в районе Черновицкая, Мамдок?. Один требует заводского ремонта, два Ил-2 ремонту не подлежат. Нашел более подробную запись - Бондаренко сел в районе Черновицкая, самолет требует заводского ремонта, Кондратович подбит ЗА и ИА, сел в районе Мамдок/Мамлок?. Самолет разбит, летчик ранен и находится в госпитале. Т.е. шансов на то, что самолет Кондратовича потом отремонтировали маловато. В политдонесении за 15-18.7.42 Кондратович упомянут дважды - очевидно 16.7. самолет ЗА разбит стабилизатор, поврежден руль глубины, сел на своем аэродроме. 18.7 (явно дата ошибка) Крндратович ранен легко, самолет разбит. Наградной на Кондратовича от августа 1942, он еще воевал. Коллеги подсказали, что поселок Маклок есть северо=восточнее Воронежа, в 12 км восточнее аэропорта Чертовицкое. Это точно по дороге от Семилук до аэродрома в Усмани? В итоге. Очевидно с самолета №1860724 после аварии сняли целые запчасти, в т.ч. обтекатель шасси с номерами и поставили на другой? Впрочем это могли сделать и раньше, при ремонте? Вариант потери в катастрофе 1941 года видимо можно исключить, т.к. гильза ВЯ уже с формой донца, как в 1942 году. Интересно, нет ли у кого аэрофотоснимков этого района, чтобы определить в какой период появились обломки этого самолета. Еще вариант донесения венгерских войск. Им сверху из-за Дона все было видно с позиций севернее Сторожевского.. Edited October 1, 2018 by linnet 1 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 (edited) 11 час назад, linnet сказал: Интересно, что угадываются два набора цифр - 0724 и 1860724 . Я писал в Определителе, что в 1941 году на обтекателе гондолы трафаретом наносили сокращенный номер. Потом уже встретил примеры поздних Ил-2 1941 года в полными номерами. А тут два типа номеров сразу. Добрый день! Вот пример такого же нанесения номера, опять же 18й завод. Самолёт 1875202. Фото от Сергея (7,62) Edited October 1, 2018 by AgafonovE 1 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 (edited) Я так понимаю, что клейма 1 (или 30) завода только на этой крышке? Съемной... На весьма немолодом Ил-2. Вроде все остальное - шильды сборочные и клейма круглые вроде типичны для 18-го. №16 - боковая броня фонаря кабины - интересны размеры - ещё "узкая" или уже "широкая". Edited October 1, 2018 by kirche 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 (edited) 10 часов назад, linnet сказал: Этот самолет списан приказом 241 шап от 19.8.42. Ил-2 №1860724 мотор № 27442 сбит ИА 17.07.1942 пилот Кондратович Петр Иванович сержант Кондратович по жбд полка нбз 15.08.42, или это другой случай? Edited October 1, 2018 by Барсс 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 Точно другой. А в этот раз мог и вернуться через день-два? 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 В жбд нет отметки об этом... 1-е Сторожевое как цель у 241 шап 12 сентября, две потери, Широконосов и Хлебников 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 12 минуты назад, Барсс сказал: В жбд нет отметки об этом... 1-е Сторожевое как цель у 241 шап 12 сентября, две потери, Широконосов и Хлебников Как раз нашел приказ 241 шап от 7.9.42. 12.9.42 нбз Хлебников Ил-2 №1863530, мотор 2713 12.9.42 нбз Широконосов Ил-2 №3531, мотор 29568 1 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 1 час назад, Барсс сказал: Кондратович по жбд полка нбз 15.08.42, или это другой случай? В оперсводке дивизии 15.8.42 .. Один Ил-2 (сержант Кондратович) на обратном маршруте после выполнения боевого задания произвел вынужденную посадку в районе Давыдовка, состояние пилота и самолета неизвестно. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 1, 2018 14 минуты назад, linnet сказал: Как раз нашел приказ 241 шап от 7.9.42. 12.9.42 нбз Хлебников Ил-2 №1863530, мотор 2713 12.9.42 нбз Широконосов Ил-2 №3531, мотор 29568 В оперсводке дивизии в тот день нбз еще Липатов. Широконосов над целью (1-е Сторожевое) подбит огнем ЗА. Самолет упал и сгорел в райое 1-е Сторожевое. Судьба летчика неизвестна. Местонахождение и состояние остальных самолетов и пилотов выясняется. 9.9.42 списан еще один Ил-2 полка. А в оперсводке - мл. л-т Карелин подбит над целью ЗА, упал и сгорел 5-7 км СЗ 1-е Сторожевое. Пилот выбросился на парашюте и приземлился на территории противника 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted October 2, 2018 8 часов назад, linnet сказал: В оперсводке дивизии 15.8.42 .. Один Ил-2 (сержант Кондратович) на обратном маршруте после выполнения боевого задания произвел вынужденную посадку в районе Давыдовка, состояние пилота и самолета неизвестно. Давыдовка от МП порядка 12-14км, так что вариант вполне возможный 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites