Skuns

СБ № 3/312 (18/311), дв. № 023-599 - к-н Ляпин В. С., ст. л-т Фирсов Д.А., старшина Брянский Н.А.

119 сообщений в этой теме

Доброй ночи.

Александр Лесников нашел таки СБ между деревнями Ерофеево и Лашери Торопецкого района. О падении самолета в этом районе было известно с войны, но постепенно деревни пустели, а место забылось. Тем более, что по рассказам очевидца экипаж был захоронен рядом с д. Захаркино в конце августа 41 года, а потом перезахоронен на кладбище в д. Зимцы (на берегу Зимицкого озера).  По весне мы искали место падения, но само место не нашли. Только в бывшей деревне Ерофеево попались несколько кусочков обшивки, деталь от бомбового прицела, да боковина от рации с петельками для подвески.

Предположительно это самолет капитана Ляпина Василия Сергеевича - 3 аэ 150 сбап. Александр посмотрел по 37 сбап, в этом районе у них потерь нет.

Найдена бирка  с номером самолета. Самолет, судя по клеймам, 22 завода радиаторы не лобовые.

IMG_0977 - 1024.jpg

IMG_0980 - 1024.jpg

IMG_0981 - 1024.jpg

P1050946 - 1024.jpg

P1050968 - 1024.jpg

Может быть в базах найдутся номера моторов?

Заранее благодарю.

С уважением,

Константин.

 

Изменено пользователем Skuns
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поздравляем Александра Владимировича.Долго он искал этот самолет.Не зря говорится в народе-кто ищет,тот найдет.У стрелка радиста должен быть орден Красного Знамени за Халхин-Гол. Номер у меня записан,поищу.По самолетам 312,313 и 314 серии у меня нет,ни по одному СБ ,никакой информации. Ф-2 кабина пилота. Обшивка толще,чем мы привыкли видеть на СБ предыдущих серий,усиленная. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вчера было 30 августа. К-н Ляпин и его подчиненные погибли 30.08.41. Вот и не верь в мистику после этого.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да,Константин....Прошло ровно 77 лет со дня гибели аэ Ляпина и её командира.Знаковое число.С августа 07г.,я начал собирать сведения по вылетевшей 30.8.41г.,на боевое задание без разрешения командира дивизии аэ к-на Ляпина. 11.02.08г.мне попалось донесение в котором говорилось,что летчик Белов(И-16)из группы истребителей вылетевших для встречи аэ Ляпина,доложил,что видел уходящий на Запад Ме-109 и 3 горящих СБ....1-й в р-не д.Никитино,2-й врезался в избу в д.Ивахново и 3-й шел горящим на малой высоте,сел в р=не д.Кожухово и сгорел.Судьба остальных 2-х СБ неизвестна...  9.5.13 на форуме Солдата,открыл тему по СБ в Андреапольском р-не,где озвучил историю с аэ Ляпина,на которую остро откликнулся заядлый охотник Константин и стал искать самолеты.Проверил мою версию о СБ в р-не дороги за р.Окча,где один летчик остался жив,а двое погибли. Молодец.Нашел место падения,но Пе-2.Дальше Костя стал собирать сведения о самолетах и вышел на свидетеля гибели 1-го СБ из 5 летящих со стороны Андреаполя.В июне 16г. Костя знакомится с Александром Лесниковым и начинают работать вместе.Костя увлекся поиском так,что забросил и работу и охоту,и постоянно мотался из Москвы в Торопецкие леса.Вместе с Саней они нашли много мест падений и вот вышли на след:СБ под Понизовьем,СБ в Чернышово и наконец СБ Захаркино-Лашери.Самый трудный СБ...Не мистика,Костя,а закономерное вознаграждение за настойчивый поиск и упорный труд.На всё воля и проведение божье и торжество разума того,кто не сдается. Головой ты хорошо поработал.Саня больше работал ногами и руками,одержимый азартом и чутьём искателя.Поздравляю вас с ним и нас всех,искавших и нашедших....

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Доброе утро.

Вчера Александр нашел дубль номера самолета - шильда с Ф1 (кабина штурмана)

IMG_1001 - 1024 - дубль Ф1-3-312.jpg

С уважением,

Константин.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Костя,"пошла масть"...Ценнейшая подборка родных шильд самолета СБ. Ф-1 кабина штурмана,Ф-2 кабина летчика. Разорванный и искореженный он будто ждал,когда же мы его найдем.Не удивлюсь,если следующей находкой будет шильда Ф-3 кабины стрелка-радиста.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Командир отдельной эскадрильи СБ 31 сад капитан Ляпин Василий Сергеевич,3 мая  1907г.р.,уроженец с.Сокур,Вязовский р-н,Саратовская обл.,НВБЗ-30.8.41г. После войны родные проживали в Саратовской обл. Есть пометка о розыске через Аткарский РВК.

DSCF4563.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Штурман отдельной эскадрильи СБ 31 сад старший лейтенант Фирсов Дмитрий Андреевич,12 октября1908г.р.,уроженец с.Карлинское,Майнский р-н,Куйбышевской обл.Призван 6.11.1930г. Кондольским РВК Пензенской обл., НВБЗ-30.8.41г. Был в экипаже ком аэ капитана Ляпина. 

Firsov_D_A.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Раз дело дошло до фото...

9 мая 2014 года, д. Захаркино.

Слева на право: Сергей Орефьев (родился в д. Захаркино), Сергеев Александр Васильевич (родился в д. Захаркино, свидетель боя 30.08.41, к сожалению уже умер); Семенов Владимир Иванович (именно он узнал от знакомых о свидетеле боя и передал ее мне. Остальное было делом техники и времени). Большое им спасибо, что не забыли и помогли в поиске. Без них ничего бы не вышло (самолеты: в пойме Торопы; д. Чернышово, Лашери-Ерофеево).

P1030527-1.jpg

С уважением,

Константин.

Изменено пользователем Skuns
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

   Стрелок-радист экипажа ком.аэ старшина Брянский Николай Алексеевич.1912г.р.,награжден орденом Красное Знамя 17.11.39г.,За бои в р-не Халхин-Гол, НВБЗ - 30.8.41г. Извещение командира 150 сбап №257 от 12.9.42г. Полбин,Барышев жене Брянской Елене Егоровне,ст.Бада,воен.городок,д№10,кв.16.  Фото пока не найдено.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

    Константин,в мае 14г..ты сообщал мне по этому СБ ,что Василий Иванович Сергеев из д.Захаркино,которому в то время было 15 лет,вспоминал:  " ...в 41г.,на Успенье,5СБ шли строем со стороны Андреаполя на Торопец.Их атаковали немецкие истребители.1-й СБ упал и развалился на части северо-западнее д.Ерофеево.Строй СБ распался.Наши самолеты маневрировали и сбрасывали бомбы на лес.На следующий день патцаны и взрослые из Захаркино пошли на место падения СБ.Экипаж собрали по частям в парашюты и захоронили у Захаркино.     В 1947г.,его отец был председателем,останки экипажа перезахоронили в д.Зимцы.Там еще похоронены: мл.или л-т Борис?Мих.Устин? из эстонского 8СК застреленный часовым 9.8.42.,красноармеец умерший в Захаркино,танкисты погибшие в Мартисово(танк провалился в большую воронку) и медсестра погибшая при спасении танкистов.   

Изменено пользователем навигатор
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все верно, но воинского захоронения на кладбище в д. Зимцы так и не нашли. Очень жалею, что не расспросил Александра Васильевича о первичном месте захоронения экипажа. Что-то после истории с захоронением в Чернышово мне кажется, что фактического перезахоронения не было. Лежат или у места падения или у Захаркино, но где? Свидетели ушли.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По сведениям главы г.Торопец Яковлева Виктора Владимировича,его отец живет в с.Наумовское,что выше д.Зимцы 4 км по р.Завля и он подтверждает,что братскую могилу из д.Зимцы в 50-х годах переносили в г.Торопец.

Изменено пользователем навигатор
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Владимир Иванович, известно, что переносы осуществлялись формально. В Чернышово тоже были сведения о переносе, причем от еще живого жителя 42 года рождения, который говорит, что при его отъезде в 57 году на учебу могила между огородов еще была, а потом был перенос на импровизированное кладбище на горке рядом с деревней. Однако первоначальное захоронение так и осталось на меже (и слава Богу). Надо искать около Захаркино или рядом с местом падения.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Доброго дня, коллеги!

Хочу поздравить всех причастных к этому четырехлетнему поиску! Действительно, виден закономерный результат методичной разносторонней работы!

Константин, хочу сказать из опыта, что "переносы" осуществлялись очень по-разному. Мы работали на дивизионном кладбище, официально перенесенном. Так там соседние ямы были перенесены по-разному - где-то полностью выбраны, где половина костей отсутствовала, где один череп забрали. НИКАКОЙ ЗАКОНОМЕРНОСТИ там не было. Все очень индивидуально.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

+1.

Добавлю про свойства грунта - где-то при перезахоронении только кости были - их выбирать особого труда не составляло. А где-то было по-другому. Недоразложившаяся плоть, запах опять же...

Разговаривал со свидетелем такого перезахоронения. Подмосковье, погибшие из т.н. "сибирских дивизий". Сняли грунт - полметра примерно, дальше пошли кости. Верхние еще ничего, собирали в мешки. Потом стало хуже. Убитых захоронили прямо в овчиных полушубках, это послужило консервантом. Неразложившаяся мышечная ткань, слизь/грязь и запах. В общем, перенесли только верхних, остальных заровняли. По документам всё перенесено полностью.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за внимание к теме.

Александр еще два раза был на месте падения. Номеров моторов пока нет. Вообще деталей самих двигателей нет. Такое впечатление, что двигатели вывезли целиком. Грунт мягкий - болотце. Но много мелкого алюминия под дерном.

С уважением,

Константин.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Костя,конечно надо искать и прежде всего в р-не места падения.Какие то костные фрагменты должны быть.И искать в Захаркино. Нужно собирать и перепроверять все сведения и слухи о захоронении летчиков.Где было и было ли вообще кладбище в Захаркино. Могло быть только временное во время оккупации.Надо постараться вычислить это место.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Номера моторов интересны,но мы имеем сам заводской номер СБ,дважды продублированный от Ф-1 и Ф-2. Номера двух отъёмных частей фюзеляжа.Нет сомнений,что и центроплан имеет тот же номер  3-312 Ц. У нас с тобой и Александра,нет сомнений,что это СБ Ляпина. Место найдено и теперь надо на нем работать в поиске останков и возможных личных вещей и штурманского снаряжения.Было личное оружие,минимум 1 ракетница и неиспользованный БК 4-х пулеметов.Не ясно с бомбами.Сбросил или не успел?...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте.

Свидетель рассказывал, что при атаке истребителей бомбы сбрасывали на лес. Но, например, самолет Поволоцкого упал с боекомплектом. В воронке нашли несколько головных частей, наверное 50 кг. бомб, с отверстием под взрыватель. Думаю, что все интересные находки, включая личное оружие, разошлись еще в 41 (как и часы).

Номера двигателей интересны с той точки зрения, что могут проскочить по базам форумчан, и тогда появится возможность определить из какого полка самолет. Уже ясно, что это не "родной" самолет из 32 сбапа.

С уважением,

Константин.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Самолет списывают по его заводскому номеру.Из практики известны случаи,когда в акте на списание были указаны номера первых моторов самолета,а фактически моторы не редко меняли,но не всегда своевременно вносили изменения в формуляр самолета.Там,где люди работают на пределе своих  сил,всегда есть место ошибке,т.н.человеческому фактору. На замену мотора выделялось по нормативам около 4 часов. За номер мотора,мы цепляемся,как за последнюю надежду,когда так и не найден заводской номер самолета.В нашем случае,редчайший дубль Ф-1 и Ф-2 с номером 3-312 не вызывают у меня никаких сомнений,что это и есть родной регистрационный номер самолета присвоенный ему при закладке ,в простонародье --- заводской  номер.Будем искать в ЦАМО акт на списание СБ 3-312.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

      По состоянию на 30.8.41г. .сведения по третьему из экипажа из его УПК: "флаг. воздуш.стрел.радист 32 сбап, ЗабВО№ 0505,22-7-40. =старшина= Брянский Николай Алексеевич,1912г.р.,уроженец Бурятской АССР,Селенгинский р-н,с.Ср.Убукул(?) .Присвоено воинское звание мл.лейтенант 20-9-41 НКО № 0178. Участник боев на Халхин.Голе 1937г.,награжден орд.Красного Знамени Указ ПВС СССР от 18.11.39;Семейное положение-жена Брянская Елена Георгиевна." На обороте  УПК-  Прохождение воинской службы:" В КА с1934г.; В 1939г., воздушный стрелок радист 100 авиабригады; 1940г.,22-9,фл.в/стр.-радист 32 сбап,ЗабВО №0505;1941г.,20-9, Ст.воздушн.стрелок-радист 150 СБАП,Зап.Фр.№0178; Пропал без вести 1941г. Искл. из списка лич. сост. армии 1946 ГУК НКО № 0455/82 "

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из других источников:Был 11.8.2010г.,в 11отделе ЦАМО(судьба)....    Выписка из Анкеты на семью получающую пособие:   А. Брянский Николай Алексеевич,1912г.р.,стрелок -радист св.срочн.службы 150 ав.полк: призван Селенгинским РВК в 39г.      Место проживания до войны-ст.Бада,32 ав.полк;    Б. жена Брянская Елена Георгиевна,дочь-8лет,сын-6лет,дочь-3лет. Адрес семьи-с.Средний Убукул,Жергалентуйский с/с,Селенгинского оймана БМ АССР. Не эвакуировались. Связь прекратилась с 30.8.41г. Не получают (пособие) 1.5.44г.   Вторичный запрос №1479138-21.9.44.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

       Сведения по номеру довоенной награды Брянского Николая Алексеевича.  На мой письменный запрос в ГАРФ, (почтовый адрес:119992,г.Москва, ул. Б.Пироговская,17,Директору ГАРФ) ноябрьским вечером 2011г., начальник хранилища наградного фонда  Галина Михайловна Грановская,сообщила,что после долгих поисков,ей удалось наконец, найти интересующие нас сведения,чему она сама была очень рада и не удержалась,позвонила по указанному мною номеру.Через месяц пришёл письменный ответ,в котором сообщалось,что Брянскому Николаю Андреевичу,8.2.1940г.,в городе Чита,был вручен  орден Красного Знамени № 6 732,которым он был награжден Указом ПВС СССР от 18.11.1939г.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Появились сведения ставящие под сомнение наши утверждения,что найдено место падения СБ Ляпина. Возможно наоборот,это СБ Бирюкова,а в Чернышово Ляпина....По утверждению бывшего жителя д.Чернышово,Кузьмина,он помнит,что некто Пётр Платонов часто повторял,что у одного из погибших летчиков был орден....А орден был только у одного в эскадрильи,у старшины Брянского Н.А.,стрелка-радиста из экипажа Ляпина. 

Изменено пользователем навигатор
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Владимир Иванович, доброе утро.

В Чернышово совершенно определенно экипаж Бирюкова. Ведь Александр Лесников четко распознал на почтовой квитанции обрывок фамилии ...юков. Среди искомых авиаторов только один имеет такое окончание - Бирюков. К тому же сравнение размеров бедренных костей позволяет выделить среди погибших одного, который по росту был значительно выше и крепче двух других. Крупные останки могут принадлежать штурману экипажа Бирюкова - мл. л-ту Караваеву. Караваев даже на фото выглядит крупнее и крепче остальных.

Что касается легенд и воспоминаний, то этот Платонов мог видеть орден и в Лашери-Ерофеево. Мы же не знаем, где он жил и уточнить уже не у кого. Более того, жители Чернышово, с которыми этой зимой была установлена связь и которые указали место падения самолета, чей дед хоронил погибших летчиков, ни разу не упомянули об ордене. Даже не заикнулись.

Лесников говорил, что еще один свидетель утверждал, что один из летчиков в Чернышово отстреливался. Но судя по состоянию останков, отстреливаться в Чернышово никто не мог после того как самолет задел строение. Отстреливаться мог кто-то из экипажа в пойме Торопы, где двое точно успешно прыгнули с парашютом, а одному даже удалось скрыться от немцев.

Боюсь, что воспоминания и легенды о трех самолетах, погибших в один день, начинают переплетаться и запутывать поиск.

С уважением,

Константин.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще раз здравствуйте.

Последние новости: найден номер одного из моторов - 023-599. Фото обещали прислать.

Прошу форумчан посмотреть в базах такой номер мотора.

Заранее благодарю.

Константин.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пара фото:

1. По мнению Владимира Ивановича - подножка левого борта для подъема летчика и штурмана на левое крыло для посадки в кабины

IMG_1063 - 1024 - подножка лев борт снаружи.jpg

IMG_1064 - 1024 - подножка лев борт изнутри.jpg

2. боеприпас, извлеченный из обшивки: 15 мм.

IMG_1062 - 1024 - 15 мм боеприпас.jpg

С уважением,

Константин.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, навигатор сказал:

Появились сведения ставящие под сомнение наши утверждения

...

Надо искать родных Брянского и Караваева и пытаться составить представление об их росте

Владимир Иванович, Константин, добрый день.

Если есть сомнения по принадлежности, но есть останки экипажа, то на практике лучший научно доказанный способ - это сравнение палео-ДНК останков и ДНК предполагаемых родственников (кровных). Как минимум в двух известных нам случаях по летчикам это себя оправдало, т.к. либо отсутствовали (не найдены) номера "от земли" (но была легенда), либо архивный поиск уперся в "пустой фонд" (оставив варианты).

Другие способы из арсенала антропологов, как правило, все же менее точные для разделения летного состава времен войны. В любом случае, самим что-то мерить не очень хорошо - для этого есть узкоспециализированные профессионалы антропологи.

С уважением, Кирилл

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу