Опубликовано: 30 августа, 2018 (изменено) Доброй ночи. Александр Лесников нашел таки СБ между деревнями Ерофеево и Лашери Торопецкого района. О падении самолета в этом районе было известно с войны, но постепенно деревни пустели, а место забылось. Тем более, что по рассказам очевидца экипаж был захоронен рядом с д. Захаркино в конце августа 41 года, а потом перезахоронен на кладбище в д. Зимцы (на берегу Зимицкого озера). По весне мы искали место падения, но само место не нашли. Только в бывшей деревне Ерофеево попались несколько кусочков обшивки, деталь от бомбового прицела, да боковина от рации с петельками для подвески. Предположительно это самолет капитана Ляпина Василия Сергеевича - 3 аэ 150 сбап. Александр посмотрел по 37 сбап, в этом районе у них потерь нет. Найдена бирка с номером самолета. Самолет, судя по клеймам, 22 завода радиаторы не лобовые. Может быть в базах найдутся номера моторов? Заранее благодарю. С уважением, Константин. Изменено 24 сентября пользователем Skuns 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 августа, 2018 Поздравляем Александра Владимировича.Долго он искал этот самолет.Не зря говорится в народе-кто ищет,тот найдет.У стрелка радиста должен быть орден Красного Знамени за Халхин-Гол. Номер у меня записан,поищу.По самолетам 312,313 и 314 серии у меня нет,ни по одному СБ ,никакой информации. Ф-2 кабина пилота. Обшивка толще,чем мы привыкли видеть на СБ предыдущих серий,усиленная. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 августа, 2018 Вчера было 30 августа. К-н Ляпин и его подчиненные погибли 30.08.41. Вот и не верь в мистику после этого. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 августа, 2018 Да,Константин....Прошло ровно 77 лет со дня гибели аэ Ляпина и её командира.Знаковое число.С августа 07г.,я начал собирать сведения по вылетевшей 30.8.41г.,на боевое задание без разрешения командира дивизии аэ к-на Ляпина. 11.02.08г.мне попалось донесение в котором говорилось,что летчик Белов(И-16)из группы истребителей вылетевших для встречи аэ Ляпина,доложил,что видел уходящий на Запад Ме-109 и 3 горящих СБ....1-й в р-не д.Никитино,2-й врезался в избу в д.Ивахново и 3-й шел горящим на малой высоте,сел в р=не д.Кожухово и сгорел.Судьба остальных 2-х СБ неизвестна... 9.5.13 на форуме Солдата,открыл тему по СБ в Андреапольском р-не,где озвучил историю с аэ Ляпина,на которую остро откликнулся заядлый охотник Константин и стал искать самолеты.Проверил мою версию о СБ в р-не дороги за р.Окча,где один летчик остался жив,а двое погибли. Молодец.Нашел место падения,но Пе-2.Дальше Костя стал собирать сведения о самолетах и вышел на свидетеля гибели 1-го СБ из 5 летящих со стороны Андреаполя.В июне 16г. Костя знакомится с Александром Лесниковым и начинают работать вместе.Костя увлекся поиском так,что забросил и работу и охоту,и постоянно мотался из Москвы в Торопецкие леса.Вместе с Саней они нашли много мест падений и вот вышли на след:СБ под Понизовьем,СБ в Чернышово и наконец СБ Захаркино-Лашери.Самый трудный СБ...Не мистика,Костя,а закономерное вознаграждение за настойчивый поиск и упорный труд.На всё воля и проведение божье и торжество разума того,кто не сдается. Головой ты хорошо поработал.Саня больше работал ногами и руками,одержимый азартом и чутьём искателя.Поздравляю вас с ним и нас всех,искавших и нашедших.... 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 сентября, 2018 Доброе утро. Вчера Александр нашел дубль номера самолета - шильда с Ф1 (кабина штурмана) С уважением, Константин. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 сентября, 2018 Костя,"пошла масть"...Ценнейшая подборка родных шильд самолета СБ. Ф-1 кабина штурмана,Ф-2 кабина летчика. Разорванный и искореженный он будто ждал,когда же мы его найдем.Не удивлюсь,если следующей находкой будет шильда Ф-3 кабины стрелка-радиста. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 сентября, 2018 Командир отдельной эскадрильи СБ 31 сад капитан Ляпин Василий Сергеевич,3 мая 1907г.р.,уроженец с.Сокур,Вязовский р-н,Саратовская обл.,НВБЗ-30.8.41г. После войны родные проживали в Саратовской обл. Есть пометка о розыске через Аткарский РВК. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 сентября, 2018 Штурман отдельной эскадрильи СБ 31 сад старший лейтенант Фирсов Дмитрий Андреевич,12 октября1908г.р.,уроженец с.Карлинское,Майнский р-н,Куйбышевской обл.Призван 6.11.1930г. Кондольским РВК Пензенской обл., НВБЗ-30.8.41г. Был в экипаже ком аэ капитана Ляпина. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 сентября, 2018 (изменено) Раз дело дошло до фото... 9 мая 2014 года, д. Захаркино. Слева на право: Сергей Орефьев (родился в д. Захаркино), Сергеев Александр Васильевич (родился в д. Захаркино, свидетель боя 30.08.41, к сожалению уже умер); Семенов Владимир Иванович (именно он узнал от знакомых о свидетеле боя и передал ее мне. Остальное было делом техники и времени). Большое им спасибо, что не забыли и помогли в поиске. Без них ничего бы не вышло (самолеты: в пойме Торопы; д. Чернышово, Лашери-Ерофеево). С уважением, Константин. Изменено 1 сентября, 2018 пользователем Skuns 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 сентября, 2018 Стрелок-радист экипажа ком.аэ старшина Брянский Николай Алексеевич.1912г.р.,награжден орденом Красное Знамя 17.11.39г.,За бои в р-не Халхин-Гол, НВБЗ - 30.8.41г. Извещение командира 150 сбап №257 от 12.9.42г. Полбин,Барышев жене Брянской Елене Егоровне,ст.Бада,воен.городок,д№10,кв.16. Фото пока не найдено. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 сентября, 2018 (изменено) Константин,в мае 14г..ты сообщал мне по этому СБ ,что Василий Иванович Сергеев из д.Захаркино,которому в то время было 15 лет,вспоминал: " ...в 41г.,на Успенье,5СБ шли строем со стороны Андреаполя на Торопец.Их атаковали немецкие истребители.1-й СБ упал и развалился на части северо-западнее д.Ерофеево.Строй СБ распался.Наши самолеты маневрировали и сбрасывали бомбы на лес.На следующий день патцаны и взрослые из Захаркино пошли на место падения СБ.Экипаж собрали по частям в парашюты и захоронили у Захаркино. В 1947г.,его отец был председателем,останки экипажа перезахоронили в д.Зимцы.Там еще похоронены: мл.или л-т Борис?Мих.Устин? из эстонского 8СК застреленный часовым 9.8.42.,красноармеец умерший в Захаркино,танкисты погибшие в Мартисово(танк провалился в большую воронку) и медсестра погибшая при спасении танкистов. Изменено 1 сентября, 2018 пользователем навигатор 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 сентября, 2018 Все верно, но воинского захоронения на кладбище в д. Зимцы так и не нашли. Очень жалею, что не расспросил Александра Васильевича о первичном месте захоронения экипажа. Что-то после истории с захоронением в Чернышово мне кажется, что фактического перезахоронения не было. Лежат или у места падения или у Захаркино, но где? Свидетели ушли. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 сентября, 2018 (изменено) По сведениям главы г.Торопец Яковлева Виктора Владимировича,его отец живет в с.Наумовское,что выше д.Зимцы 4 км по р.Завля и он подтверждает,что братскую могилу из д.Зимцы в 50-х годах переносили в г.Торопец. Изменено 3 сентября, 2018 пользователем навигатор 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 сентября, 2018 Владимир Иванович, известно, что переносы осуществлялись формально. В Чернышово тоже были сведения о переносе, причем от еще живого жителя 42 года рождения, который говорит, что при его отъезде в 57 году на учебу могила между огородов еще была, а потом был перенос на импровизированное кладбище на горке рядом с деревней. Однако первоначальное захоронение так и осталось на меже (и слава Богу). Надо искать около Захаркино или рядом с местом падения. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 сентября, 2018 Доброго дня, коллеги! Хочу поздравить всех причастных к этому четырехлетнему поиску! Действительно, виден закономерный результат методичной разносторонней работы! Константин, хочу сказать из опыта, что "переносы" осуществлялись очень по-разному. Мы работали на дивизионном кладбище, официально перенесенном. Так там соседние ямы были перенесены по-разному - где-то полностью выбраны, где половина костей отсутствовала, где один череп забрали. НИКАКОЙ ЗАКОНОМЕРНОСТИ там не было. Все очень индивидуально. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 сентября, 2018 +1. Добавлю про свойства грунта - где-то при перезахоронении только кости были - их выбирать особого труда не составляло. А где-то было по-другому. Недоразложившаяся плоть, запах опять же... Разговаривал со свидетелем такого перезахоронения. Подмосковье, погибшие из т.н. "сибирских дивизий". Сняли грунт - полметра примерно, дальше пошли кости. Верхние еще ничего, собирали в мешки. Потом стало хуже. Убитых захоронили прямо в овчиных полушубках, это послужило консервантом. Неразложившаяся мышечная ткань, слизь/грязь и запах. В общем, перенесли только верхних, остальных заровняли. По документам всё перенесено полностью. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 сентября, 2018 Спасибо за внимание к теме. Александр еще два раза был на месте падения. Номеров моторов пока нет. Вообще деталей самих двигателей нет. Такое впечатление, что двигатели вывезли целиком. Грунт мягкий - болотце. Но много мелкого алюминия под дерном. С уважением, Константин. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 сентября, 2018 Костя,конечно надо искать и прежде всего в р-не места падения.Какие то костные фрагменты должны быть.И искать в Захаркино. Нужно собирать и перепроверять все сведения и слухи о захоронении летчиков.Где было и было ли вообще кладбище в Захаркино. Могло быть только временное во время оккупации.Надо постараться вычислить это место. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 сентября, 2018 Номера моторов интересны,но мы имеем сам заводской номер СБ,дважды продублированный от Ф-1 и Ф-2. Номера двух отъёмных частей фюзеляжа.Нет сомнений,что и центроплан имеет тот же номер 3-312 Ц. У нас с тобой и Александра,нет сомнений,что это СБ Ляпина. Место найдено и теперь надо на нем работать в поиске останков и возможных личных вещей и штурманского снаряжения.Было личное оружие,минимум 1 ракетница и неиспользованный БК 4-х пулеметов.Не ясно с бомбами.Сбросил или не успел?... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 сентября, 2018 Здравствуйте. Свидетель рассказывал, что при атаке истребителей бомбы сбрасывали на лес. Но, например, самолет Поволоцкого упал с боекомплектом. В воронке нашли несколько головных частей, наверное 50 кг. бомб, с отверстием под взрыватель. Думаю, что все интересные находки, включая личное оружие, разошлись еще в 41 (как и часы). Номера двигателей интересны с той точки зрения, что могут проскочить по базам форумчан, и тогда появится возможность определить из какого полка самолет. Уже ясно, что это не "родной" самолет из 32 сбапа. С уважением, Константин. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 сентября, 2018 Самолет списывают по его заводскому номеру.Из практики известны случаи,когда в акте на списание были указаны номера первых моторов самолета,а фактически моторы не редко меняли,но не всегда своевременно вносили изменения в формуляр самолета.Там,где люди работают на пределе своих сил,всегда есть место ошибке,т.н.человеческому фактору. На замену мотора выделялось по нормативам около 4 часов. За номер мотора,мы цепляемся,как за последнюю надежду,когда так и не найден заводской номер самолета.В нашем случае,редчайший дубль Ф-1 и Ф-2 с номером 3-312 не вызывают у меня никаких сомнений,что это и есть родной регистрационный номер самолета присвоенный ему при закладке ,в простонародье --- заводской номер.Будем искать в ЦАМО акт на списание СБ 3-312. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 сентября, 2018 По состоянию на 30.8.41г. .сведения по третьему из экипажа из его УПК: "флаг. воздуш.стрел.радист 32 сбап, ЗабВО№ 0505,22-7-40. =старшина= Брянский Николай Алексеевич,1912г.р.,уроженец Бурятской АССР,Селенгинский р-н,с.Ср.Убукул(?) .Присвоено воинское звание мл.лейтенант 20-9-41 НКО № 0178. Участник боев на Халхин.Голе 1937г.,награжден орд.Красного Знамени Указ ПВС СССР от 18.11.39;Семейное положение-жена Брянская Елена Георгиевна." На обороте УПК- Прохождение воинской службы:" В КА с1934г.; В 1939г., воздушный стрелок радист 100 авиабригады; 1940г.,22-9,фл.в/стр.-радист 32 сбап,ЗабВО №0505;1941г.,20-9, Ст.воздушн.стрелок-радист 150 СБАП,Зап.Фр.№0178; Пропал без вести 1941г. Искл. из списка лич. сост. армии 1946 ГУК НКО № 0455/82 " 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 сентября, 2018 Из других источников:Был 11.8.2010г.,в 11отделе ЦАМО(судьба).... Выписка из Анкеты на семью получающую пособие: А. Брянский Николай Алексеевич,1912г.р.,стрелок -радист св.срочн.службы 150 ав.полк: призван Селенгинским РВК в 39г. Место проживания до войны-ст.Бада,32 ав.полк; Б. жена Брянская Елена Георгиевна,дочь-8лет,сын-6лет,дочь-3лет. Адрес семьи-с.Средний Убукул,Жергалентуйский с/с,Селенгинского оймана БМ АССР. Не эвакуировались. Связь прекратилась с 30.8.41г. Не получают (пособие) 1.5.44г. Вторичный запрос №1479138-21.9.44. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 сентября, 2018 Сведения по номеру довоенной награды Брянского Николая Алексеевича. На мой письменный запрос в ГАРФ, (почтовый адрес:119992,г.Москва, ул. Б.Пироговская,17,Директору ГАРФ) ноябрьским вечером 2011г., начальник хранилища наградного фонда Галина Михайловна Грановская,сообщила,что после долгих поисков,ей удалось наконец, найти интересующие нас сведения,чему она сама была очень рада и не удержалась,позвонила по указанному мною номеру.Через месяц пришёл письменный ответ,в котором сообщалось,что Брянскому Николаю Андреевичу,8.2.1940г.,в городе Чита,был вручен орден Красного Знамени № 6 732,которым он был награжден Указом ПВС СССР от 18.11.1939г. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 сентября, 2018 (изменено) Появились сведения ставящие под сомнение наши утверждения,что найдено место падения СБ Ляпина. Возможно наоборот,это СБ Бирюкова,а в Чернышово Ляпина....По утверждению бывшего жителя д.Чернышово,Кузьмина,он помнит,что некто Пётр Платонов часто повторял,что у одного из погибших летчиков был орден....А орден был только у одного в эскадрильи,у старшины Брянского Н.А.,стрелка-радиста из экипажа Ляпина. Изменено 26 сентября, 2018 пользователем навигатор 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 сентября, 2018 Владимир Иванович, доброе утро. В Чернышово совершенно определенно экипаж Бирюкова. Ведь Александр Лесников четко распознал на почтовой квитанции обрывок фамилии ...юков. Среди искомых авиаторов только один имеет такое окончание - Бирюков. К тому же сравнение размеров бедренных костей позволяет выделить среди погибших одного, который по росту был значительно выше и крепче двух других. Крупные останки могут принадлежать штурману экипажа Бирюкова - мл. л-ту Караваеву. Караваев даже на фото выглядит крупнее и крепче остальных. Что касается легенд и воспоминаний, то этот Платонов мог видеть орден и в Лашери-Ерофеево. Мы же не знаем, где он жил и уточнить уже не у кого. Более того, жители Чернышово, с которыми этой зимой была установлена связь и которые указали место падения самолета, чей дед хоронил погибших летчиков, ни разу не упомянули об ордене. Даже не заикнулись. Лесников говорил, что еще один свидетель утверждал, что один из летчиков в Чернышово отстреливался. Но судя по состоянию останков, отстреливаться в Чернышово никто не мог после того как самолет задел строение. Отстреливаться мог кто-то из экипажа в пойме Торопы, где двое точно успешно прыгнули с парашютом, а одному даже удалось скрыться от немцев. Боюсь, что воспоминания и легенды о трех самолетах, погибших в один день, начинают переплетаться и запутывать поиск. С уважением, Константин. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 сентября, 2018 Еще раз здравствуйте. Последние новости: найден номер одного из моторов - 023-599. Фото обещали прислать. Прошу форумчан посмотреть в базах такой номер мотора. Заранее благодарю. Константин. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 сентября, 2018 Пара фото: 1. По мнению Владимира Ивановича - подножка левого борта для подъема летчика и штурмана на левое крыло для посадки в кабины 2. боеприпас, извлеченный из обшивки: 15 мм. С уважением, Константин. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 сентября, 2018 9 часов назад, навигатор сказал: Появились сведения ставящие под сомнение наши утверждения ... Надо искать родных Брянского и Караваева и пытаться составить представление об их росте Владимир Иванович, Константин, добрый день. Если есть сомнения по принадлежности, но есть останки экипажа, то на практике лучший научно доказанный способ - это сравнение палео-ДНК останков и ДНК предполагаемых родственников (кровных). Как минимум в двух известных нам случаях по летчикам это себя оправдало, т.к. либо отсутствовали (не найдены) номера "от земли" (но была легенда), либо архивный поиск уперся в "пустой фонд" (оставив варианты). Другие способы из арсенала антропологов, как правило, все же менее точные для разделения летного состава времен войны. В любом случае, самим что-то мерить не очень хорошо - для этого есть узкоспециализированные профессионалы антропологи. С уважением, Кирилл 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 сентября, 2018 Фото номера двигателя 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах