7.62

ПЕ-2 эк-ж Свистунов, Рассолов, Степаньян (2 ОРАП) - Пог.Городище

103 posts in this topic

ПЕ-2 №18-83 с моторами №13-487 и 21-151

В прошедшие выходные мы проводили работы на месте падения бомбардировщика ПЕ-2 в районе Погорелое Городище (Тверская область). Работы были организованы поисковиком Александром Кудрявцевым из Волоколамска. В раскопках приняли участие поисковики из отрядов: ПО «Надежда» (г.Коломна), ПО «Рейд» (г.Гагарин), ПО «Земляки» (п.Кувшиново), ПО «Звезда» (п.Погорелое Городище), ПО «Рубеж» (Москва). Присутствовали местные жители, представители администрации.

В результате работ были обнаружены фрагментированные останки экипажа, снаряжения, обрывки полетных карт и планшета, портмоне. На глубине более 4-х метров обнаружен двигатель М-105 №13-487. На створке шасси – шильда с номером 18-83.

По имеющимся у нас материалом по потерям 1 ВА за август-декабрь 1942 самолет ПЕ-2 №18-83 с мотором 13-487 не проходит. Прошу форумчан посмотреть свои записи.

Место падения находится в секторе максимальной активности 204 и 285 БАД (менее вероятно - 211 БАД) в августовской Погорело-Городищенской операции Западного и Калининского фронтов.

Еще раз хочу поблагодарить А.Кудрявцева за отличную организацию работ (как всегда), а всех приехавших и помогающих нам – за помощь.

Фотоотчет - будет.

Edited by 7.62
экипаж установлен
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

В пятницу волоколамские поисковики провели все подготовительные работы - пропилив дорогу до самого места, скачав воду и убрав толстый слой льда.

В субботу утром все выглядело так:

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пол дня очень активно убирали жижу - перемес от работ предшественников. Мелкие находки, ремешки и обломки пластика от планшетки, разорванный унт, останки - все это в перекопе.

Тут же пара кислородных баллонов. В одном из них - входное отверстие от снаряда 20 мм пушки.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Попадался 7/83 выпущен с завода №22 в июне 1942 года, там же в Казани авария. То же самое 85/1. Они были получены с завода 261 бап.

А 261 бап вроде был в составе 204 бад с начала августа 1942 года.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мужики, хватко работаете! А главное результативно! Мои поздравления всем участникам экспедиции! :?:?:?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сергей, а нет ли поблизости деревни ?

Edited by
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Сергей, а нет ли поблизости деревни Мякотино?

20 км по автодороге, если я правильно понимаю место. http://maps.yandex.ru/-/CVfuBW57

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Сергей, а нет ли поблизости деревни Мякотино?

20 км по автодороге, если я правильно понимаю место. http://maps.yandex.ru/-/CVfuBW57

Что деревня там есть это понятно. А где самолет поднимали? Недалеко от деревни?

Р-он Пог. Городища - это большое растояние, во все стороны.

Edited by
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Продолжаем репортаж.

После нескольких часов работы вытащили первую крупную деталь – часть створки шасси, которую сразу же отдали наверх – где работал «помывочный цех». Здесь и была найдена самодельная шильда с грубыми краями и выбитым керном номером 18-83. Так как уже несколько отработанных нашей группой ПЕшек из этого района именно 80-90-х серий, то сомнений в том, что это нужный номер, почти не было. Но для полной уверенности хотелось бы найти его продублированным еще где-то. Увы, на крышке смятой коробки для патронов к пулемету ШКАС ничего выбито не было…

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

В верхнем слое жижи – перемесе предшественников, вытащили несколько деталей от бронеспинки. К одной прилип обломок пластика от планшетки с кусочками полетных карт – стандартные 5-километровки. Здесь же были разорванные унты с останками.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Размер унтов – примерно 50-й. Моя нога 44-го – для масштаба.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Маленький фрагмент наставления (?) летного. Снова из перемеса… Очень жаль, что все документы так сильно порублены охотниками за дюралем… При такой сохранности мы бы сразу могли установить имена экипажа по документам…

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Яма росла, попадались лючки и обшивка с надписями.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Попадался 7/83 выпущен с завода №22 в июне 1942 года, там же в Казани авария. То же самое 85/1. Они были получены с завода 261 бап.

А 261 бап вроде был в составе 204 бад с начала августа 1942 года.

Борис!

Спасибо за уточнения! А то у меня 83-я серия вообще нигде не засветилась...

А 261 БАП потери нес на нашем направлении.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Изредка попадались мятые гильзы БС 1941г.в. и ШКАСА 1940г.в. Из БС отстреливались – значит, сбит истребителями противника…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Серега, спасибо от отчет! Молодцы!!!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Старались добиться до мотора – нужен был номер. Но сверху – стойка шасси и колесо. На шильде с колесного тормоза проставлена дата выпуска – 42 год.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Самый молодой участник экспедиции. Поисковик в третьем поколении. Пока его дед вместе с нами копал в яме, а отец сортировал и отмывал обломки, он с маленькой лопаткой помогал откидывать отвалы сверху.

Кстати, именно он нашел шильду с номером 5018 в отвалах «новогоднего» ИЛ-2 под Зубцовым.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

После невероятных усилий и долбления прочного материка всей командой, на глубине более 4,5 метров удалось-таки дорыться до мотора – заднего торца блока цилиндров. Чтобы увидеть и сфотографировать номер пришлось буквально лечь вдоль распредвала и засунуть за него голову. В награду – номер мотора.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сергей, сегодня был в архиве, решил заодно проверить опись 261 бап (123 гв. бап). За 1942и год пусто, ничего, кроме партсобраний, нет.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Сергей, сегодня был в архиве, решил заодно проверить опись 261 бап (123 гв. бап). За 1942и год пусто, ничего, кроме партсобраний, нет.

Борис!

спасибо, что нашел время заглянуть в опись.

Грустно, что так с документами...

По данным Авиатора и М.Романова, предполагается, что это экипаж серж. Батаева П.П. из 38 БАП 204 БАД, потерянный 7.08.1942. предположение основано на местоположении места падения.

если у кого-то есть возможность заглянуть в опись 38 БАП за 1942 - было бы здорово. Есть ли что по полку из документов?

Однако, пока не будет документального подтверждения что ПЕ-2 №18-83 принадлежит экипажу Батаева или подробной объяснительной записки, считаю этот вариант только версией. Вероятной весьма, но версией.

Edited by
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Заказал несколько дел по 38 бап. Но не знаю, когда смогу посмотреть.

Посмотрел опись 204 бад (3 гв. бад), по 1942 году пусто!

По серии 83. В 8 ВА встретил 20/83 потерянный 5 августа 1942, 17/83 - 11 сентября 1942.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Заказал несколько дел по 38 бап. Но не знаю, когда смогу посмотреть.

Посмотрел опись 204 бад (3 гв. бад), по 1942 году пусто!

По серии 83. В 8 ВА встретил 20/83 потерянный 5 августа 1942, 17/83 - 11 сентября 1942.

Борис!

Спасибо за ответ и помощь по 38 БАП!

А 83 серия, получается, была распределена по разным фронтам...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Всю неделю волоколамские поисковики работали на месте падения самолета над извлечением обломков второго двигателя. В результате этого мы знаем номер второго мотора – 21-151.

Номер продублирован трижды. Причем на блоках цилиндров набит очень неразборчиво. Помог коленвал.

Очень надеюсь, что Линнету удастся найти упоминание этих номеров в документах 38 БАП. Удачи, Борис!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сергей, увы!

По 38 бап есть данные по самолетам и моторам за вторую половину 1942 года. самолета 18-83, моторов 13-487 и 21-151 нет.

Позже я на всякий случай проверю, все ли потери имеют данные по номерам. Но похоже, что не в этом полку. Близкие попадаются, но не тройками.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Заказал несколько дел по 38 бап. Но не знаю, когда смогу посмотреть.

Посмотрел опись 204 бад (3 гв. бад), по 1942 году пусто!

По серии 83. В 8 ВА встретил 20/83 потерянный 5 августа 1942, 17/83 - 11 сентября 1942.

Борис!

Спасибо за ответ и помощь по 38 БАП!

А 83 серия, получается, была распределена по разным фронтам...

Серии сдавали военной приемке отнюдь не подряд с 1 по 20, а по мере их сборки, переделки, доводки и пр. Т.е. по срокам принимали самолеты одной серии разбросанно. Ядро было, но остатки долго проталкивали на приемке.

На 1.1.1943 года в 86 бап 8 ВА нашел 14/83.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добавлю немного новостей по этому самолету:

1. благодаря архивной работе Линнета с документами 38 БАП установлено, что это точно не самолет П.П.Батаева (у Батаева другие номера и моторов, и самолета).

2. вероятность того, что эта ПЕшка из потерь 38 БАП за 1942г очень мала.

На неделе нашими друзьями, продолжавшими работы, были найдены обрывки бортового радиожурнала с карандашными записями таблиц выхода в эфир и позывными аэродромов.

Однако, лист с указанием ФИО экипажа видимых следов заполнения не несет. Надеемся, что он все же был заполнен, хотя бы химическим карандашом.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Немного копанных бумаг. К сожалению, был найден только один фрагмент слипшихся листов - т.е. продолжения нет...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.