7.62

ИЛ-2 под Дубакино (Ржев)

148 сообщений в этой теме

Приветствую всех!

Вчера по приглашению одного из форумчан посетили поле на окраине деревни, на котором попадался дюраль.

очень быстро обнаружили еще обломки, в центре скопления была воронка от экскаватора. В отвале - очень мало дюраля.

Самое значимое (и крупное) - один лючок, с цифрами 38 на обороте. думаю, что технологический номер.

Главное, что старожили упомянули, что летчик выпрыгнул с парашютом, оказал сопротивление немцам, и его убили. Было сказано, что не измывались, просто застрелили.

Прошу прокомментировать - от чего лючок. Мне такие не попадались ни разу...

Изменил название темы, ибо определились, что то от ИЛ-2 воронка

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что-то наше авиа-сообщество молчит...

У нас возникло следующее предположение:

- Hawker Hurricane MkIIB

- вооружение адаптированное для СССР: 2 УБ, 2 ШВАК, все крыльевые

- лючок, возможно, незаводского происхождения (очень примитивно сделана отбортовка)

- лючок закрывал амбразуру УБ, а т.к. нет отверстия для ствола, то просто "глушил" пустой оружейный отсек. Бортовым вооружением остались 2 ШВАК.

Критические комментарии приветствуются.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

действительно похож на самоделку,а может после некачественного ремонта,слишком корявый,а может из др.лучка сляпали и цвет стремный серый,на яках внутренние детали такого цвета попадались да на немцах,какое-то рукоблудие...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Альберт, Михаил, спасибо за отзывы. А то мы голову все ломаем, кто бы это мог быть...

Вот еще несколько строк от нашего спеца по матчасти:

Есть только одна схема, на которой есть такой лючок. Именно на ленд-лизовском варианте, перевооруженном на УБ и ШВАК вместо 8х7.7 Виккерс.

Но абсолютно уверенно сказать все же нельзя, пока не нашел ни одной четкой фотографии наших Харрикейнов. Надо посмотреть несколько ширше.

А почему лючок самопальный - понятно, Харрикейн был тяжел и крайне неповоротлив по крену (большой момент инерции), что усугублинлось пушками-пулеметами, разнесенными от плоскости ометания винта. Поэтому часть вооружения демонтировали, чтобы самолет лучше перекладывался в виражи, а дырки либо люковали по месту, либо заклеивали перкалью (под пулеметы).

Краска похожа на серую RAF-овскую

Лично у меня самопальность лючка вызывает сомнения... И борт ровный, и для жесткости изгиб имеется вдоль края, и застежка явно не на коленке вклепана.

Лючок-то характерный, думал, попадался кому...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На Харикейнах централизованно меняли британское на наше вооружение прежде всего потому, что винтовочный калибр маловат. И всю эту кучу убрали, поставив считанные наши стволы.

Советую Оленевода спросить про установку нашего вооружения. Он много копал в архиве по этой части. Вдруг по лючкам что подскажет.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Коллеги, добавлю немного фото.

Место нахождения - около 10 км южнее Ржева. Если кто-то знает, кто здесь работал по Харрикейнам - напишите. Слышал, что группа Виноградова (Зубцов) или Романова (Псков) МОГЛА работать.

Может все уже известно и мы изобретаем велосипед?..

Общий вид

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Теперь немного теории. Как я понимаю, в районе Ржев-Зубцов мог действовать на Харрикейнах только 179 ИАП (для 6 ИАК ПВО далековато).

Сделал выписки по работе 179 ИАП.

Краткие данные по составу и работе 179 ИАП за август-сентябрь 1942г.:

11.08 – 5(исправн.)/2(неисправн.) Аэр.Спас-Загорье

12.08 – 5/2

13.08 – 12/2

14.08 – 12/2

15.08 – 10/4

16 (18?).08 – 11/5

20.08 – 10/6

21.08 – 14/3 – всего 17

22.08 - ?/? перебазирование на Аэр.Алферьево

24.08 – 4/8 – НБЗ 3 самолета – Кузовой и Бабий (госпиталь), Многовицин – НБЗ, жив. Было 17, теперь 12, 3 – НБЗ. Где еще 2?

25.08 – 2/1 Сбито 3 с-та: Полунин - НБЗ, Баршт, Шворников – парашюты, в части.

26.08 – 2/1

2.09 – 6/2

3.09 – 5/2 сбит с.Сердюк – р-н Кресты-Крутицы

5.09 – 5/1(Алферьево) и 3/2(Муковнино) Сбит м.л. Чугунов над своим аэродромом.

11.09 – 3/2

12.09 – 3/2

14.09 – 3/2

Если кто может дополнить данные по потерям 179 ИАП в этом районе - прошу написать.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Коллеги, добавлю немного фото.

Место нахождения - около 10 км южнее Ржева. Если кто-то знает, кто здесь работал по Харрикейнам - напишите. Слышал, что группа Виноградова (Зубцов) или Романова (Псков) МОГЛА работать.

Может все уже известно и мы изобретаем велосипед?..

Общий вид

Группа Романова точно не работала на этом месте.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Авиатор, спасибо за ответ.

Еще немного теории по потерям Харрикейнов на этом участке:

По оперсводкам 202 ИАД потери 179 ИАП:

24.08.1942 179 ИАП 8-ю самолетами «Харрикейн» произвел 20 самолетовылетов. С боевого задания не вернулись 3 самолета:

1. м-р Кузовой Дмитрий Кузьмич – подбит ЗА со ст.Осуга, вынужденная посадка на своей территории у линии фронта (восточнее Вазузы). Летчик ранен, доставлен в полк 25.08.42. К самолету направлена техкоманда.

2. лейт. Бабий Василий Пантелеевич – находится в госпитале танковой бригады в Коробино (по докладу лейт. Баршта).

3. лейт. Наговицын Александр Митрофанович – НБЗ. В 1945 – награжден Орд.Ал-дра Невского.

25.08.1942 – 3 самолета 179 ИАП сбито в возд боях.

4. Майор Полунин Иван Никитович, штурман полка, - НБЗ.

Двое летчиков спрыгнули с парашютом:

5. Лейт. Баршт вернулся в часть в тот же день. Его горящий самолет упал в р-не Погорелое Городище

6. Лейт. Шворников Дмитрий Ивановичпо докладу экипажей сбит в воздушном бою, с парашютом приземлился на восточном берегу Вазузы, самолет сгорел. Летчик 26.08.1942 прибыл в часть.

Еще два Харрикейна 179 ИАП потерял 3 и 5 сентября.

7. 3-го числа сержант Сердюк Николай Матвеевич вел бой в районе Кресты-Крутицы и сбитый, выпрыгнул с парашютом. Попал в плен. В 1944-м бежал из лагеря, был пойман через неделю и возвращен обратно.

8. Мл.лейтенант Чугунов был атакован в р-не своего аэродрома и сбитый, покинул горящий самолет в бою 5-го сентября, получив легкие ранения.

Следовательно, если базироваться на воспоминании свидетельницы, что летчика застрелили, то остается только один вариант из восьми – майор Полунин. Но всю информацию надо проверять еще на месте – от рассказа свидетельницы до обследования ямы, отвалов и окрестностей. А сколько еще потерь 179 ИАП мы не знаем?

Может Овл-99 прокомментирует, были ли в указанном районе Харрикейны других полков?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот еще в соседней теме Степченкова и Марлева была цитата:

Александр Виноградов В районе Вазузы. А два березина погнуты были. Да и от самолёта мало что осталось, горел сильно и при ударе о землю развалился весь. Это он в "Моем мире" повесили... прямо в тему...

Не известно, что за самолет-то был? ПЕшка?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

11 марта 2013 мы провели второй однодневный выезд на это место. Основной целью мы ставили подтвердить версию о типе самолета – «Харрикейн» ли это. Пока некоторые наши друзья отбыли греть пузо на черноморское побережье, мы остались верны зиме – утром было минус 22, сугробы по самую развилку, но наст держал довольно прилично. Полчаса на «Буране» и мы у отвалов наших предшественников-экскаваторщиков.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Начали с расчистки площадки – снега около 80 см. Пропилив первый слой льда (сантиметров 25) после прослойки мокрого снега и воды пошел еще один – сантиметров 10 толщиной.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Воды в яме – более полутора метров. Полдня работала помпа, но пришлось взяться за ведра и нам – ибо день существенно перевалил за половину.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Даже не полностью скачав щуп показывал – дюраля в яме нет… Полностью осушив воронку и пробив водоотлив в глубину на пару штыков стали прозванивать бруствера и перемычку между двумя ямами, заросшую камышом. В общей сложности достали аж 5 мелких обломков непонятного назначения. Но первый из них оказался шильдой!!! Латунная бирка со срезанными краями, на которой пробойником выбито:

З Д 34 ф

ТИП 163

И 742110

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Щуп показал отсутсвие в воронке металлических обломков (по крайней мере на 1.8 метра). Убедившись, что яму надо просветить магнитометром с номерной шильдой в кармане мы довольные направились в сторону дома. Солнце, голубое небо, березки и самолетная воронка снова порадовали нас в этот весенний денек.

Парни, есть какие мысли – от чего шильда? Можем марку самолета вычислить?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Насчёт лючка. Не пойму почему решили, что он самодельный? Изгиб уголка выполнен явно в заводских условиях. То что уголок составной, так в войну всё старались делать как можно проще и дешевле. А то что он кривой - не с выставки же!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно! Первый раз вижу бирку с такими обозначениями...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Насчёт лючка. Не пойму почему решили, что он самодельный? Изгиб уголка выполнен явно в заводских условиях. То что уголок составной, так в войну всё старались делать как можно проще и дешевле. А то что он кривой - не с выставки же!

лючок этот самый убогий и крайне грубо изготовленный из всех лючков которые я видел, то что мятый это понятно, а вот усилитель очень грубо выполнен, сделан на от... бись, возможно это следы некачественного ремонта,хотя покрашен он вроде не кистью, а шильда тоже полное убожество, не разу такую не видел, да и обозначения непонятны, надо схемы смотреть может лючок где всплывет.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Бирка латунная. На других агрегатах обычно алюминиевые. Латунную встречал только на радиополукомпасе РПК-10. Возможно бирка от радиостанции.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Даже не полностью скачав щуп показывал – дюраля в яме нет… Полностью осушив воронку и пробив водоотлив в глубину на пару штыков стали прозванивать бруствера и перемычку между двумя ямами, заросшую камышом. В общей сложности достали аж 5 мелких обломков непонятного назначения. Но первый из них оказался шильдой!!! Латунная бирка со срезанными краями, на которой пробойником выбито:

З Д 34 ф

ТИП 163

И 742110

Возможно, это "Завод №34ф" (филиал)? В конце 1941-начале 1942 годов так иногда обозначали остатки эвакуированных заводов на старых площадках. Они потихоньку продолжали выпускать продукцию на брошенных станках и полуфабрикатах, А еще чаще занимались ремонтом.

Завод №34 НКАП в Москве (бывшая часть завода №1) выпускал радиаторы, расчалки. Эвакуирован в Троицк Челябинской. Может, у него был филиал в Москве какое-то время?

К радиаторам "тип 163" как-то можно приложить?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Даже не полностью скачав щуп показывал – дюраля в яме нет… Полностью осушив воронку и пробив водоотлив в глубину на пару штыков стали прозванивать бруствера и перемычку между двумя ямами, заросшую камышом. В общей сложности достали аж 5 мелких обломков непонятного назначения. Но первый из них оказался шильдой!!! Латунная бирка со срезанными краями, на которой пробойником выбито:

З Д 34 ф

ТИП 163

И 742110

Возможно, это "Завод №34ф" (филиал)? В конце 1941-начале 1942 годов так иногда обозначали остатки эвакуированных заводов на старых площадках. Они потихоньку продолжали выпускать продукцию на брошенных станках и полуфабрикатах, А еще чаще занимались ремонтом.

Завод №34 НКАП в Москве (бывшая часть завода №1) выпускал радиаторы, расчалки. Эвакуирован в Троицк Челябинской. Может, у него был филиал в Москве какое-то время?

К радиаторам "тип 163" как-то можно приложить?

тип 163 это радиатор с Ил-2 но там шильда не такая была, да и текст другой набит..

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
www.trizna.ru/forum/download/file.php?i ... &mode=view Вспомнил наконец где я похожий лючок видел, пл исполнению один в один с таким же уголком уселителем только у моего форма другая, у меня лючок с одноместного Ил-2
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

там в куче общих обломков есть куски мотора, их бы помыть да сфоткать отдельно, один кусок мне кое что напоминает очень знакомое от одного мотора...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Парни, всем спасибо за высказывания.

Да уж, я-то обрадовался, типа, нашли нужное...

Миш, по лючку - мне кажется совсем не похоже...

Про обломок движка - это ты про кусочек с номером? Он привезен и помыт. Поищу и сфоткаю. :?:

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Парни, всем спасибо за высказывания.

Да уж, я-то обрадовался, типа, нашли нужное...

Миш, по лючку - мне кажется совсем не похоже...

Про обломок движка - это ты про кусочек с номером? Он привезен и помыт. Поищу и сфоткаю. :?:

не другой кусок с местом под подшибник в середине и два отверстия маленьких сбоку, а лючок по форме- то конечно другой но исполнение одинаковое, усилитель тоже такой же да и сделан так же коряво

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Даже не полностью скачав щуп показывал – дюраля в яме нет… Полностью осушив воронку и пробив водоотлив в глубину на пару штыков стали прозванивать бруствера и перемычку между двумя ямами, заросшую камышом. В общей сложности достали аж 5 мелких обломков непонятного назначения. Но первый из них оказался шильдой!!! Латунная бирка со срезанными краями, на которой пробойником выбито:

З Д 34 ф

ТИП 163

И 742110

Возможно, это "Завод №34ф" (филиал)? В конце 1941-начале 1942 годов так иногда обозначали остатки эвакуированных заводов на старых площадках. Они потихоньку продолжали выпускать продукцию на брошенных станках и полуфабрикатах, А еще чаще занимались ремонтом.

Завод №34 НКАП в Москве (бывшая часть завода №1) выпускал радиаторы, расчалки. Эвакуирован в Троицк Челябинской. Может, у него был филиал в Москве какое-то время?

К радиаторам "тип 163" как-то можно приложить?

тип 163 это радиатор с Ил-2 но там шильда не такая была, да и текст другой набит..

Я в дороге печатал, трудно было проверить тему акваднепра по радиаторам.

Шильда потому другая, что сделана на раздолбанном заводе. Из того что осталось после эвакуации, лепили радиаторы, а уж шильду изобразили на чем придется. Так что получается Ил-2. Название №34ф могло быть на первых порах и у завода в Троицке, пока весь завод из Москвы не перебрался. И здесь было не до жиру, шильды заготовки могли еще не привезти.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

не другой кусок с местом под подшибник в середине и два отверстия маленьких сбоку,

Миш, у меня остался только лючок. Наверное, эту деталь мы на бруствере оставили...

Только такое фото смог вырезать из общей фотки...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу