sosna17

ДБ-3 на дне Иваньковского водохранилища

242 сообщения в этой теме

a23135c8538e.jpg

Нашли у местных жителей припрятанный ШКАС, легенда мол сняли с упавшего самолёта, потом НКВДэшники искали по избам, сбросили в колодец от греха подальше, два года назад пытливый потомок вычистил колодец, нашёл раритет в оригинале.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

52129ab9f45b.jpg

Крышки с номером нет, на стволе больше двадцати клейм разных и номерок с буквами 68 таи, можно ли по нему определить год выпуска?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ШКАС похоже Иловский, учитывая привязку к ближайшим населённым пунктам и конкретному колодцу.

Кандидаты: Первый. 26.04.1944 д.Святьё, левый берег р.Волга, УИЛ-2 № 1874630, мотор № 2978, мл.л. Мельников, вынужденная посадка, неисправен бензомер, кончилось топливо.

Второй. 31.05.1945 1-2 км Ю-В д.Святьё, ИЛ-2 № 305396, двигатель № 4509773, серж. Голубятников К.А. выпрыгнул с парашютом, задымление кабины.

С разбитого самолёта упереть пулемёт святое дело, склоняюсь ко второму кандидату, хотя могли и с турели снять в других местах.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
ШКАС, очевидно, выпуска конца марта-апреля 1944 года.

простите любителя, а откуда очевидность? и настолько точная датировка... и почему именно Иловский, конечно запасной полк Илов недалеко от Святья - факт, но.... какбы хочется конкретики

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Такой номер ШКАСа запустили в производство в марте 1944 года, сдать могли и позже.

Но не исключен вариант, что в предшествующие годы уже могли использовать ту же серию и номер. Производство ШКАСов было одно, хотя и уезжало в эвакуацию, это снижает шанс повтора номера.

Проверьте вариант катастрофы/аварии Ил-2. Даже мне приходилось заниматься двумя случаями сравнительно неподалеку.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

827623eb8dfc.jpg

К нам поступило обращение по поиску места падения самолёта Пе-2 в Тверской области со льда с помощью георадара.

В 2013 году мы приглашали специалистов НИИ ГЕОТЕХ г.Москва для проверки места наших поисков на Московском море по ДБ-3 после работ с гидроиглой. Провели они такой эксперимент впервые, так как обычно работают по грунту, гарантий никаких не было, что получится через лёд и воду.

Использовались два георадара ОКО-2 на 80 и 150 МГц. Технология такова, размечается площадь поисков, далее операторы таскают две секции георадара вдоль и поперёк исследуемого участка с шагом 3-5 метров, ведётся запись эхо-сигналов с привязкой GPS, после обработки данных получаются двухмерные эхограммы, отражающие структурную плотность исследуемого грунта.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

3addd55e2973.jpg

По результатам эксперимента получили эхограммы, на них вроде как видно профиль дна и структуру ниже лежащих слоёв грунта, но конкретно сказать о наличии каких-то объектов никто не отважился, надо копать и проверять руками.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
On 25.02.2014 at 8:29 PM, Дьяк said:

Вот какая "штука" получается...

Исходя из оперсводки УПВО ЗФ (Западного фронта), ДБ-3 сбил 212 озад.

Я сегодня поработал в ЦАМО с документами этого дивизиона, и вот какой вывод. 212 озад не мог сбить 30.11.41 никакой самолёт в районе Иваньковской переправы. Потому что с 25.11.41 года 212 озад занимал огневые позиции в районе г. Ярославля, имея задачу "не допускать противника к обороняемому объекту с запада, юго-запада и юга. А также обороняя центральную часть г. Ярославля, ст. Всполье, Ярославский вокзал и нефтебазу."

И только 5.12.41 г "3-я батарея 212 озад убыла в 19.20 своим ходом в Иваньково, для прикрытия плотины".

Кроме того, 212 озад не входил в состав Западного фронта. Дивизион подчинялся штабу Рыбинско-Ярославльского дивизионного района ПВО.

По документам с Памяти народа 212 озад обронял Иваньковскую переправу с лета 1941 года. 16 ноября 1941 года дивизион убывает в Ярославль, оставив одну батарею МЗА в Иваньково.   3 декабря начштаба 30-й армии Хетагуров жалуется заместителю Народного комиссара обороны ПВО Громадину, что батарея МЗА 212 озад самовольно снялась с обороны плотины в Иваньково и убыла. 

 

 

 

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
On 05.12.2012 at 3:14 PM, Юрий Шахов said:

Состав экипажа самолета 452 ДБАП 26 ДБАД, потерянного 30.11.1941 г.

Алисов Алексей Михайлович, лейтенант, командир звена

Кожедуб Алексей Яковлевич, лейтенант, штурман звена

Маркелов Георгий Маркелович, младший сержант, воздушный стрелок

Репик Антон Кузьмич, младший сержант, воздушный стрелок-радист

Кожедуб Алексей Яковлевич

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
On 05.12.2012 at 3:14 PM, Юрий Шахов said:

Состав экипажа самолета 452 ДБАП 26 ДБАД, потерянного 30.11.1941 г.

Алисов Алексей Михайлович, лейтенант, командир звена

Кожедуб Алексей Яковлевич, лейтенант, штурман звена

Маркелов Георгий Маркелович, младший сержант, воздушный стрелок

Репик Антон Кузьмич, младший сержант, воздушный стрелок-радист

Можно ещё отметить, что воздушные стрелки Маркелов и Репик февральским 1942 года  указом награждены медалями "За Отвагу". К сожалению, на Памяти Народа наградные листы в этом указе представлены  только на тех, кто получили ордена. Вполне вероятно, что награждение произведено посмертно, хотя никаких пометок об этом нет. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Леонид, что-то тут не то, если экипаж Алисова пропал без вести 30.11.1941 года, то как их могли наградить в феврале 1942 года?

На второй странице этой ветки 01 ноября 2012 года Прокофьев Илья  давал информацию про Алисова Алексея Михайловича 1909 г.р., там получается два Алисова Алексея Михайловича, но я на это как то не обратил внимания раньше.

Первый Алисов А.М. лейтенант 26 АД, пропал без вести 30.11.41 г., второй Алисов Алексей Михайлович старший лейтенант 452 ДБАП 489 БАО пропал без вести не позднее 14.06.42 г.

Получается экипаж лейтенанта Алисова А.М. первый раз пропал без вести 30.11.1941 года, потом через какое-то время нашёлся, лейтенанту присвоили старлея, стрелков наградили и уже потом они  пропали без вести второй раз уже в 1942 году? 

Возможно два разных события мы замесили в одну кучу и напрасно ломали голову?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 минут назад, sosna17 сказал:

Леонид, что-то тут не то, если экипаж Алисова пропал без вести 30.11.1941 года, то как их могли наградить в феврале 1942 года?

На второй странице этой ветки 01 ноября 2012 года Прокофьев Илья  давал информацию про Алисова Алексея Михайловича 1909 г.р., там получается два Алисова Алексея Михайловича, но я на это как то не обратил внимания раньше.

Первый Алисов А.М. лейтенант 26 АД, пропал без вести 30.11.41 г., второй Алисов Алексей Михайлович старший лейтенант 452 ДБАП 489 БАО пропал без вести не позднее 14.06.42 г.

Получается экипаж лейтенанта Алисова А.М. первый раз пропал без вести 30.11.1941 года, потом через какое-то время нашёлся, лейтенанту присвоили старлея, стрелков наградили и уже потом они  пропали без вести второй раз уже в 1942 году? 

Возможно два разных события мы замесили в одну кучу и напрасно ломали голову?

 В основном лётно-подъёмный экипаж награждали посмертно, мало кто успел поносить ордена и медали. Из нашего экипажа Горба 514 ПБАП медаль получить успел только стрелок за сбитый месс, а ордена лётчику и штурману носить не довелось...   

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тут может помочь разобраться только подлинник УПК Алисова. Если там, предположим, окажется, что он получил старшего лейтенанта в 1942 году, то тогда у нас на море был сбит другой самолёт. Также было бы удачей найти наградные на стрелков. Непонятно, почему их нет на сайте. Вроде в 1941-42 списками За Отвагу не награждали. Хотя, может я и ошибаюсь, и этих наградных на стрелков нет в принципе. 

 

Изменено пользователем leonid4
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да нет, надо искать УПК и другие документы на весь экипаж, если они вернулись с первого НБЗ, должны быть донесения с информацией как сбили, как приземлились, на чьей территории, как добирались и т.д.  Старший лейтенант Алисов А.М. служил уже в БАО, значит уже не лётчик, а технический или другой персонал,  комиссован  после первого НБЗ?

Интересная история однако, надо Дьяка попросить, он дотошный и где-то нашёл инфу про первый НБЗ Алисова А.М., знает номер самолёта и моторов, может ещё что?

Обращаюсь к специалистам по работе в Архивах и ЦАМО в частности, может кто возьмётся найти документы по экипажу Алисова А.М. на платной основе, после снятия самоизоляции, а то нас из дома уже не выпускают, старше 65 лет - на кладбище, не мешайтесь под ногами, пожили и хватит :/

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, sosna17 сказал:

Да нет, надо искать УПК и другие документы на весь экипаж, если они вернулись с первого НБЗ, должны быть донесения с информацией как сбили, как приземлились, на чьей территории, как добирались и т.д.  Старший лейтенант Алисов А.М. служил уже в БАО, значит уже не лётчик, а технический или другой персонал,  комиссован  после первого НБЗ?

Интересная история однако, надо Дьяка попросить, он дотошный и где-то нашёл инфу про первый НБЗ Алисова А.М., знает номер самолёта и моторов, может ещё что?

Обращаюсь к специалистам по работе в Архивах и ЦАМО в частности, может кто возьмётся найти документы по экипажу Алисова А.М. на платной основе, после снятия самоизоляции, а то нас из дома уже не выпускают, старше 65 лет - на кладбище, не мешайтесь под ногами, пожили и хватит :/

Коллеги, учтите, что БАО мог указываться в документах о потерях у лётчиков, так как они получали довольствие через него, и БАО часто посылали данные о потере экипажа. Так же если самолёт падал в зоне деятельности БАО, то же самое происходило. У нас на часть погибших экипажей в приказа об исключении указаны тоже БАО, хотя по факту служили в лётных частях

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
14 часа назад, sosna17 сказал:

... Прокофьев Илья  давал информацию про Алисова Алексея Михайловича 1909 г.р., там получается два Алисова Алексея Михайловича...

Первый Алисов А.М. лейтенант 26 АД, пропал без вести 30.11.41 г., второй Алисов Алексей Михайлович старший лейтенант 452 ДБАП 489 БАО пропал без вести не позднее 14.06.42 ...

Такие выводы никуда не годятся.

26 ад - это два полка: 83 дбап и 452 дбап. И обслуживал их в ЗакВО на сентябрь 1941 года ... 489 бао.

Вот, и штампик имеется.

9 — копия.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Теперь понятно что не годятся, однако интересно, лётчик в полку летает лейтенантом, а довольствие в БАО получает как старший лейтенант.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
23 минуты назад, sosna17 сказал:

... лётчик в полку летает лейтенантом, а довольствие в БАО получает как старший лейтенант.

Нет, не интересно. Хотя бы потому, что перед глазами нет ведомости на выдачу денежного довольствия.

И потом...

Алисов был командиром звена. Соответственно, деньги получал согласно ВУС, должности и выслуги.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

e25648334b90.jpg

Сейчас расскажу как мы место падения самолета искали.

Увидели в интернете оперсводку что сбили ДБ-3 наши  зенитки с плотины. Тут один знакомый Виктор сообщил, что со слов его отца, тот видел с берега как к плотине подлетал самолёт, зенитки начали стрелять и самолёт упал между плотиной и островом Могильным.  Ну и как  его искать?  Был у нас знакомый Александр, слыл в народе как Белый колдун, он нам даже тучи разгонял по заказу не надолго. Пошли с рамками по дамбе, с одного места взяли первый азимут  на самолёт, через три км. взяли второй азимут на самолёт, получили точку на карте, получилось 2/3 от плотины и 1/3 от острова. Далее на лодке приплыли в эту точку, стали с рамками искать конкретное место, нашли, со Александром плохо стало, чуть из лодки не выпал. Ну далее и так и сяк пытались там что нибудь найти, на дне ничего нет.

Решили проверить нашего Белого колдуна Александра, может ошибся ненароком, дело то стрёмное, метод поиска сомнительный.

Поехали в Москву в институт чародейства и волшебства имени Виноградова, они для МВД  пропавших людей ищут по фотографиям, взяли чистую карту, фото Алисова у нас уже было, рассказали так мол и так, можете  посмотреть?  Их специалист всё посмотрел, карту развернул, маятником по карте поводил и указал нам предположительное место по его ощущениям, да говорит, похоже они там. Место там же, где и Александр нашёл.

Далее организовали выезд специалиста из этого института на место поисков, он всё посмотрел с рамками, отметил нам два места на льду, пожелал успехов. Мы воодушевились, получив подтверждение от независимого источника, подтянули водолазов, киношников, начали лёд пилить и место проверять. Что-то там в грунте есть, а что так и не определили, нужны подводно-подземные работы.

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

be8d1147ea3d.jpg

Ну и расскажу про кино, самолёты, венки и пароходы.

Про наши поиски на море в городе пошли слухи, тут в ОИЯИ - объединенный институт ядерных исследований,  приехала кинобригада с телеканала Моя планета, они нас нашли и предложили снять фильм про поиски самолёта, так как в плане канала имелось финансирование на военную тему. 

В итоге они вели съёмки по своему сценарию, планировалось сделать целый сериал из нескольких частей типа: Событие времён ВОВ, Версии, Поиски, Родственники, Архивы и т.д., а нас использовали как массовку и техническое сопровождение.  Главный режиссёр у них был такой занудный, всё время просил эпизоды переснимать, так что наснимались мы до сыта.

В 2013 году прислали Трейлер на первую часть сериала, но дальше дело ни у них, ни у нас не пошло, всё остановилось, вот так и осталась данная тема не раскрытой до конца. А теперь и подавно, уж вряд ли кто будет заниматься, дело хлопотное и затратное, а результат не гарантирован.

 

 

Изменено пользователем sosna17
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, sosna17 сказал:

... В 2013 году прислали Триллер на первую часть сериала, но дальше дело ни у них, ни у нас не пошло, всё остановилось, вот так и осталась данная тема не раскрытой до конца...

Оно и к лучшему.

Голос за кадром: - "... мы раскрыли ещё одну тайну..." 

Сильное заявление.

В вашем случае, вообще, ничего не найдено.

Мелькает Оршинский Мох. Эту машину обсуждали здесь на форуме. Есть даже скан письма лётчика с этого самолёта, после в/п.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

b06d00d46425.jpg

 

Мы просто не знаем что мы нашли, потому что не достали.

Голос за кадром не наш, а киношный, Трейлер - это же реклама того, чего ещё нет,  а кино снималось по позитивному сценарию, тем более у всех была надежда.

Мы на Оршинский Мох не ездили, это киношники, они ещё снимали остатки разных самолётов в лесах окрестных и в музее Задорожного, типа проверяли разные версии.

 " ...вообще, ничего не найдено" можно и так про ДБ-3 Алисова сказать, однако мы пытались и по ходу дела нашли много чего интересного и для себя, и для других, так что не судите строго, пусть повезёт другим, мы уже отыскались :!:

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

32d44dc23ac0.jpg

Народ карту передал с координатами трех самолётов ДБ-3 (ИЛ-4) у озера Великое Тверской области, кусок обшивки с номерами двигателей 881542, 88411, клейма 39 в ромбике, 61 в ромбике,  662 по вертикали 12.

От какого самолёта номера двигателей не понятно, вопрос к Дьяку, номеров ДБ-3 Алисова нет?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу