Опубликовано: 16 мая Всех приветствую! Ищу информацию о точном месте захоронения Резакова Хикмята Серажудиновича, 1916 г. р.,лейтенант, штурман звена воевал в 83 ДБАП , нашли информацию что погиб 28.10.1941 и похоронен в г. Шарья, но в списке на Стелле братской могилы его нет. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 мая 6 часов назад, Farida сказал: нашли информацию что погиб 28.10.1941 и похоронен в г. Шарья, но в списке на Стелле братской могилы его нет. Возможно, вы не там смотрели. На 7-й странице списка он есть, но как РАзаков Хикмят СИраТЕШдинович. Пишите в военкомат и администрацию по исправлению ошибок. На ОБД «Мемориал», кстати, тоже расхождения в отчестве – СеражЕдиННович, СеражЕдинович, СераТЕдинович. Памятник-обелиск погибшим воинам на Братской могиле в Козлово. Установлен в 1947 году. На кладбище в Козлово хоронили тех, кто умер от ран в шарьинских госпиталях. В этой же могиле хоронили умерших, которых снимали с санитарных поездов. В 1965 году, в год 20-летия Победы над фашизмом, братская могила на городском кладбище в Козлово была заново перестроена и официально открыта на большом траурном митинге 9 мая. Служащие городского военного комиссариата установили имена захороненных на этом кладбище, которые и были написаны на обелиске. В год 75-летия Великой Победы (2020 г.) проведен крупный ремонт. Работы по благоустройству памятника проводились в рамках федеральной целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы». Установлена новая стела с облицовкой черными гранитными плитами, отремонтированы ведущие к стеле парапеты, сделаны новые лестничные марши, обновлено ограждение. Вся территория, на которой расположен памятник, выложена тротуарной плитой двух оттенков – светлого и темного. Обновлен стенд с фамилиями умерших от ран в шарьинских госпиталях. Смонтировано новое ограждение братской могилы. Для удобства шарьинцев установлены современные скамьи и урны. Вокруг памятника - особое ограждение – декоративные цепи, символизирующие нелегкие испытания в годы войны. Информация о захоронении ID 87946709 Страна захоронения Россия Регион захоронения Костромская обл. Номер захоронения в ВМЦ 44-52/2014 Место захоронения г. Шарья, п. Ленинский, южная окраина, кладбище "Козлово", братская могила Дата создания современного места захоронения __.08.1941 Дата последнего захоронения __.08.1945 Вид захоронения братская могила Состояние захоронения хорошее Количество могил 1 Захоронено всего 106 Захоронено известных 106 Захоронено неизвестных 0 Кто шефствует над захоронением Муниципальное Унитарное Предприятие "Традиция" г. Шарья, ул. 50 лет Советской власти, 3 https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=87946709&p=1 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 мая Скрытый текст Благодарю Skylark за ответ,у нас есть вся та информация, что вы изложили, но есть много но.... В семье хранится следующая информация, что он с бомбардировщика не спрыгнул,всем крикнул прыгайте видимо ситуация была критическая, возможно в этот момент пилотируемый летчик был убит, а сам остался и совершал вынужденную посадку и разбился с самолетом. Во многих документах числится УБИТЫМ, а не умершим от ран в госпитале. Вообще есть три варианта записи на разных сайтах-УБИТ, ПОГИБ, УМЕР ОТ РАН. Так вот, какая из них верная, хотелось бы узнать точно. На сайте Авиаторы есть о нем информация, что он Убит при вынужденной посадке и данные предоставил Владимир Олейников-это внук Олейникова Николая Петровича зам.командира АЭ данного полка, я находила давнюю информацию,от его внука тут на форуме , он искал могилу деда и тут обсуждалась эта тема данного полка еще в 2017 году, его ник Ulisses,если я все правильно поняла, у меня нет опыта общения на форумах, подскажите, как можно с ним связаться, может он владеет более развернутой информацией. Читала про гибель летчиков данного полка, что при гибели их очень часто перезахоранивали, так вот сложилось мнение, что возможно и наш родственник не в Шарье похоронен объясню почему. Находили список захоронения данного захоронения от 1945 года в данной братской могиле и в этом списке нашего родственника нет, а в более позднем списке, то что вы здесь указали этот список от 1991 года, там наш родственник появляется.На сайте Мемориал написано, что Шарья-это первичное захоронение...., возможно было и вторичное? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 мая 7 часов назад, Farida сказал: Благодарю Skylark за ответ,у нас есть вся та информация, что вы изложили, но есть много но.... Вообще-то в таких случаях принято сразу сообщать всю имеющуюся у вас информацию (здесь объём текста не ограничивается количеством знаков), чтобы пожелавшие оказать вам помощь в поиске не тратили своё время зря. Далее некоторые моменты стоит прояснить. 7 часов назад, Farida сказал: возможно в этот момент пилотируемый летчик был убит, а сам остался и совершал вынужденную посадку и разбился с самолетом. Резаков был штурманом и вынужденную посадку произвести не мог, это сделал летчик, а штурман при этом погиб или получил смертельные ранения, т.к. находился в носу самолета, можно сказать - в застекленной кабине. Похоже, что летчик был вынужден произвести ВП из-за неисправности/отказа матчасти при перелете полка на фронт. А возле Шарья ранее был аэродром, туда пытался дотянуть пилот? 7 часов назад, Farida сказал: Во многих документах числится УБИТЫМ, а не умершим от ран в госпитале. Вообще есть три варианта записи на разных сайтах-УБИТ, ПОГИБ, УМЕР ОТ РАН. Так вот, какая из них верная, хотелось бы узнать точно. На сайте Авиаторы есть о нем информация, что он Убит при вынужденной посадке и данные предоставил Владимир Олейников Тут вы не правы – есть только два варианта гибели: убит/погиб при ВП или умер от ран. Изначально информация о гибели Резакова была представлена штабом 26 дбад Начальнику Генштаба Красной Армии 02.11.41 г. и в ней было указано, что он «28.10.41 г. Убит при посадке самолета на вынужденную». Считаю, что именно эта версия верная и верить надо ей, т.к. все остальные записи в других документах составлены позже или в других частях, причем их составители не придерживались точной формулировки гибели штурмана. 7 часов назад, Farida сказал: Владимир Олейников-это внук Олейникова Николая Петровича зам.командира АЭ данного полка, ..... его ник Ulisses,... подскажите, как можно с ним связаться, может он владеет более развернутой информацией. Для связи с Ulisses напишите ему в личку здесь на форуме, если он не поменял свою почту, указанную при регистрации, то получит ваше сообщение. Но я бы посоветовал вам лучше обратиться к другому коллеге, на форуме он под ником Варвар. Вот он точно работал с документами полка и дивизии, даже выкладывал в прошлом году выдержки из приказов того периода, с указанием источников информации в ЦАМО, вырезку из скана о летных происшествиях в полку. Наверняка у него найдутся архивные документы с подробностями гибели Резакова - https://trizna.ru/forum/topic/34954-нужна-помощь-по-26д-бад/?page=3 По захоронению. Без документального подтверждения о перезахоронении ничего нельзя утверждать, т.к. варианты могут быть разные, вплоть до захоронения на окраине бывшего аэродрома, где он и остался лежать. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 мая (изменено) Игорь Владимирович (@Варвар) уже публиковал в другой теме часть документов касательно вынужденной посадки самолета Дб-3ф №316 в районе Малая Свеча в которой погиб Резаков Х.С. Акт списания у него тоже должен быть. Район Малая Свеча (южнее водохранилища около Большой Свечи) - это 90 км юго-восточнее Шарья (около 1,5 часов по дорогам) Изменено 21 мая пользователем kirche 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 мая Скрытый текст День добрый, Kirche! А вы можете ссылочку кинуть на обсуждении темы с данным самолетом? Ооооочень интересно!!!! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 мая (изменено) Добрый вечер. Обсуждение касалось самолета #18105, потерянного 14.11.1941. Изменено 22 мая пользователем kirche 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 мая Приветствую всех участников темы. Выложу несколько документов. Хикмят Резанов считается погибшим при выполнении боевого задания и это справедливо, так как он погиб при вынужденной посадке при возвращении с выполненного боевого задания. Скорее всего на обратном пути ДБ-3Ф потерял ориентацию из-за очень сложных метеоусловий, так как экипаж был слетанный и штурманом Резанов был хорошим и даже награжден за это орденом Красная Звезда. Этот орден он не успел получить... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 мая В одном из документов перепутана дата смерти, вместо 28.10.1941 указано 22.10.1941, но в общем однозначно местом захоронения штурмана Резакова явлется Шарья. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 мая Уточню такую важную подробность, как место вынужденной посадки. Удалось найти документ, позволяющий утверждать что вынужденная посадка была произведена возле деревни 1-е Щенники Свечинского района Кировской области. Поблизости, в Свече находились части формируемой 11-й воздушно-десантной бригады. Своих самолетов бригада не имела, но этот совершивший неподалеку от расположения военной части вынужденную посадку дальний бомбардировщик был воспринят именно как имеющий отношение к 11-й бригаде ВДВ. Представитель этой бригады в итоге и забрал все четыре парашюта экипажа. Важная деталь, в акте говорится именно об аварии, а не о катастрофе. То есть после приземления все члены экипажа были живы и только в госпитале от полученных при жестком приземлении травм штурман Резаков умер/погиб. В Акте упоминается такая важная деталь, как погнутая ручка перезаряжания носового пулемета. Это тело штурмана её погнуло, когда при жесткой посадке Хикмята Резакова бросило вперед на пулемет. Вообще достаточно подробно перечисляются повреждения самолета и оборудования. Но при этом сказывается отсутствие достаточной квалификации у должностных лиц, составлявших документ. Они не смогли установить и вписать в Акт номера сорванных со своих мест моторов, а так же с ошибкой указали заводской номер самолета: 306 вместо 316. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 мая Ни 1-е, ни 2-е Щенники сейчас не существуют, но на картах 1942 года они есть: 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 июня День добрый, Игорь Владимирович! Тысячу раз благодарю вас за помощь!!!! Осталась не понятной для меня формулировка в его документе "УБИТ" при вынужденной посадке, столько мыслей порадила данная формулировка, а по сути на момент посадки Хикмят был еще жив. Получается посадка совершалась по причине сложных метеоусловий. Еще не известна судьба да и вообще данные 4 го члена экипажа стрелка по фамилии Зинкевич, известен пилотируемый летчик старший лейтенант Комев Михаил,который примерно через пол года пропал без вести, известен стрелок-радист Галуян Егише,в последствии дослужившийся до подполковника, а вот про четвертого бы узнать хоть что то....И еще момент такой, почему то не захоронили вместе с летчиками, а в госпитальном захоронении. В принципе конец октября довольно холодное время года, перевезти тело до своих теоретически можно было, другой момент были ли технические возможно, возможно причина в них. Столько информации, надо переварить.... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 июня В 17.05.2025 в 19:18, skylark сказал: Резаков был штурманом и вынужденную посадку произвести не мог, это сделал летчик, а штурман при этом погиб или получил смертельные ранения, т.к. находился в носу самолета, можно сказать - в застекленной кабине. Похоже, что летчик был вынужден произвести ВП из-за неисправности/отказа матчасти при перелете полка на фронт. А возле Шарья ранее был аэродром, туда пытался дотянуть пилот? Изначально информация о гибели Резакова была представлена штабом 26 дбад Начальнику Генштаба Красной Армии 02.11.41 г. и в ней было указано, что он «28.10.41 г. Убит при посадке самолета на вынужденную». Считаю, что именно эта версия верная и верить надо ей, т.к. все остальные записи в других документах составлены позже или в других частях, причем их составители не придерживались точной формулировки гибели штурмана. Уточню, что у штурмана в носовой части самолета ДБ-3Ф была штатная съёмная ручка управления самолетом, так что при возникновении такой необходимости штурман мог и должен был взять управление самолетом на себя. Первая информация о гибели штурмана Резакова была в боевом донесении № 16 Штаба 26 АД ДД от 29 октября 1941 года: "В 12:35 из Горлово Горьковской области получена телеграмма от лейтенанта Комева, что им произведена вынужденная посадка у разъезда Супротивный так как самолет разбит штурман лейтенант Резаков погиб, лейтенант Комев, радист младший сержант Голуян и стрелок младший сержант Зинькевич ранены и отправлены военный госпиталь город Шарья." Указанное в телеграмме место вынужденной посадки находится восточнее Щенники 1-е. С уважением - Варвар. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 июня Вечер добрый, Игорь Владимирович! Благодарю, что пополняете еще информацией данную тему.Значит чисто теоретически штурман тоже мог брать управление на себя.Другой момент не понятен, что при возникновении ЧП мне писали информацию по инструкции штурман должен вроде как первый покинуть самолет, почему тогда не покинул? Возможно бы это спасло ему жизнь? Хотя возможно высота была низкая для прыжка.....Данные по Зинькевичу возможно какие то есть? Комева и Галуяна через сайт Память народа нашли, там и фото их есть, а вот еще бы Зинькевича отыскать. Для семейного архива фото всех членов экипажа хотелось бы собрать, на каком самолете летали тоже определили, место захоронения тоже есть, еще бы в списках на самом захоронении фамилию Резакова отобразить и было бы вообще здорово! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 июня Добрый вечер, Фарида. Возможно, штурман не стал покидать самолет первым, так как именно он отвечал за навигацию корабля и до последнего момента пытался установить его местонахождение по приборам и карте. К ночным полетам допускались только самые опытные летчики, но ночь и сложные метеоусловия сложились тогда самым роковым образом для штурмана и боевой машины, для обоих этот полет оказался последним. Выкладываю для Вас очередные фотографии оригинальных документов, имеющих самое прямое отношение к этой истории. Добавлю, что захоронение штурмана Резакова на госпитальном кладбище в данном конкретном случае даёт Вам бесценную возможность побывать у этой могилы. Могилы многих летчиков, похороненных возле аэродромов, ныне являются утраченными, потерянными вследствие различных преобразований. В Ваших силах теперь добиться увековечивания имени своего родственника на плите Братской могилы. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 июня Здравствуйте, Игорь Владимирович! Благодарю Вас за вашу работу, за то что остаетесь не равнодушным к этой теме и находите ценную информацию ,документы и самое главное время. Картинка все больше вырисовывается, значит в ночь с 28-29.10 летели с боевым заданием уничтожить скопление противника в районе города и станции Волоколамск. На счет увековечивания имени будем думать по возможности. Всего Вам самого доброго, спасибо! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 июля В 20.06.2025 в 20:45, Farida сказал: Вечер добрый, Игорь Владимирович! Благодарю, что пополняете еще информацией данную тему.Значит чисто теоретически штурман тоже мог брать управление на себя.Другой момент не понятен, что при возникновении ЧП мне писали информацию по инструкции штурман должен вроде как первый покинуть самолет, почему тогда не покинул? Возможно бы это спасло ему жизнь? Хотя возможно высота была низкая для прыжка.....Данные по Зинькевичу возможно какие то есть? Комева и Галуяна через сайт Память народа нашли, там и фото их есть, а вот еще бы Зинькевича отыскать. Для семейного архива фото всех членов экипажа хотелось бы собрать, на каком самолете летали тоже определили, место захоронения тоже есть, еще бы в списках на самом захоронении фамилию Резакова отобразить и было бы вообще здорово! Здравствуйте, Фарида. В 1 транспортную авиадивизию, которая стала преемницей 26 ДБАД, входил 102 авиаполк. По дружескому совету Игоря Ярославовича Михайлюк я стал искать данные по Зинькевичу именно в 102 авиаполку и работал с документами 1 ТАД. Удалось установить имя, отчество и уточнить фамилию воздушного стрелка. По установленным данным на сайте Память народа теперь Вы легко найдете воздушного стрелка старшину Зенькович Евгения Васильевича 1917 года рождения. Как и Ваш родственник, старшина Зенькович погиб при заходе самолета на посадку после выполнения боевого задания в ночь на 29 мая 1943 года. Самолет Ли-2 попал в грозу, но решил всё же произвести посадку на своём , а не на резервном аэродроме. От грозового удара самолет упал на землю с высоты 70 метров, четыре члена экипажа погибли, двое ранены. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 июля Вечер добрый, Игорь Владимирович! Да, очень интересная информация, благодарю вас за вашу работу, за ваш пытливый ум и что находите время и возможность помогать с поиском документов, дай Вам Бог крепкого здоровья!!! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа Благодарю за добрые слова и пожелания, Фарида. Здоровья Вам и Вашей семье 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах