Farida

Ищу информацию и родственнике, штурман звена 83ДБАП, 26девизия

12 posts in this topic

Всех приветствую! Ищу информацию о точном месте захоронения Резакова Хикмята Серажудиновича, 1916 г. р.,лейтенант, штурман звена  воевал в 83 ДБАП , нашли информацию что погиб 28.10.1941 и  похоронен в г. Шарья, но в списке на Стелле братской могилы его нет.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 часов назад, Farida сказал:

нашли информацию что погиб 28.10.1941 и  похоронен в г. Шарья, но в списке на Стелле братской могилы его нет.

Возможно, вы не там смотрели. На 7-й странице списка он есть, но как РАзаков Хикмят СИраТЕШдинович. Пишите в военкомат и администрацию по исправлению ошибок.  

На ОБД «Мемориал», кстати, тоже расхождения в отчестве – СеражЕдиННович, СеражЕдинович, СераТЕдинович.

Памятник-обелиск погибшим воинам на Братской могиле в Козлово. Установлен в 1947 году.

На кладбище в Козлово хоронили тех, кто умер от ран в шарьинских госпиталях. В этой же могиле хоронили умерших, которых снимали с санитарных поездов.

В 1965 году, в год 20-летия Победы над фашизмом, братская могила на городском кладбище в Козлово была заново перестроена и официально открыта на большом траурном митинге 9 мая. Служащие городского военного комиссариата установили имена захороненных на этом кладбище, которые и были написаны на обелиске.

В год 75-летия Великой Победы (2020 г.) проведен крупный ремонт. Работы по благоустройству памятника проводились в рамках федеральной целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы».

Установлена новая стела с облицовкой черными гранитными плитами, отремонтированы ведущие к стеле парапеты, сделаны новые лестничные марши, обновлено ограждение. Вся территория, на которой расположен памятник, выложена тротуарной плитой двух оттенков – светлого и темного. Обновлен стенд с фамилиями умерших от ран в шарьинских госпиталях. Смонтировано новое ограждение братской могилы. Для удобства шарьинцев установлены современные скамьи и урны. Вокруг памятника - особое ограждение – декоративные цепи, символизирующие нелегкие испытания в годы войны.

 

Информация о захоронении

ID 87946709

Страна захоронения Россия

Регион захоронения Костромская обл.

Номер захоронения в ВМЦ 44-52/2014

Место захоронения г. Шарья, п. Ленинский, южная окраина, кладбище "Козлово", братская могила

Дата создания современного места захоронения __.08.1941

Дата последнего захоронения __.08.1945

Вид захоронения братская могила

Состояние захоронения хорошее

Количество могил 1

Захоронено всего 106

Захоронено известных 106

Захоронено неизвестных 0

Кто шефствует над захоронением Муниципальное Унитарное Предприятие "Традиция" г. Шарья, ул. 50 лет Советской власти, 3

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=87946709&p=1

001.png

002.jpg

003.png

фото.jpg

2

Share this post


Link to post
Share on other sites
Скрытый текст

 

Благодарю Skylark за ответ,у нас есть вся та информация, что вы изложили, но есть много но.... В семье хранится следующая информация, что он с бомбардировщика не спрыгнул,всем крикнул прыгайте видимо ситуация была критическая, возможно в этот момент пилотируемый летчик был убит, а сам остался и  совершал вынужденную посадку и разбился с самолетом. Во многих документах числится УБИТЫМ, а не умершим от ран в госпитале. Вообще есть три варианта записи на разных сайтах-УБИТ, ПОГИБ, УМЕР ОТ РАН. Так вот, какая из них верная, хотелось бы узнать точно. На сайте Авиаторы есть о нем информация, что он Убит при вынужденной посадке и данные предоставил Владимир Олейников-это внук Олейникова Николая Петровича зам.командира АЭ данного полка, я находила давнюю информацию,от его внука  тут на  форуме , он  искал могилу деда и тут обсуждалась эта тема  данного полка еще в 2017 году, его ник Ulisses,если я все правильно поняла, у меня нет опыта общения на форумах, подскажите, как можно с ним связаться, может он владеет более развернутой информацией. Читала про гибель летчиков данного полка, что при гибели их очень часто перезахоранивали, так вот сложилось мнение, что возможно и наш родственник не в Шарье похоронен объясню почему. Находили список захоронения данного захоронения  от 1945 года в данной братской могиле и в этом списке  нашего родственника  нет, а в более позднем списке, то что вы здесь указали этот список от 1991 года, там наш родственник появляется.На сайте Мемориал написано, что Шарья-это первичное захоронение...., возможно было и вторичное?

Screenshot_20250517-112045.png

Screenshot_20250517-111842.png

IMG-20250516-WA0016.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 часов назад, Farida сказал:

Благодарю Skylark за ответ,у нас есть вся та информация, что вы изложили, но есть много но....

Вообще-то в таких случаях принято сразу сообщать всю имеющуюся у вас информацию (здесь объём текста не ограничивается количеством знаков), чтобы пожелавшие оказать вам помощь в поиске не тратили своё время зря.

Далее некоторые моменты стоит прояснить.

7 часов назад, Farida сказал:

возможно в этот момент пилотируемый летчик был убит, а сам остался и  совершал вынужденную посадку и разбился с самолетом.

Резаков был штурманом и вынужденную посадку произвести не мог, это сделал летчик, а штурман при этом погиб или получил смертельные ранения, т.к. находился в носу самолета, можно сказать - в застекленной кабине. Похоже, что летчик был вынужден произвести ВП из-за неисправности/отказа матчасти при перелете полка на фронт. А возле Шарья ранее был аэродром, туда пытался дотянуть пилот?

7 часов назад, Farida сказал:

Во многих документах числится УБИТЫМ, а не умершим от ран в госпитале. Вообще есть три варианта записи на разных сайтах-УБИТ, ПОГИБ, УМЕР ОТ РАН. Так вот, какая из них верная, хотелось бы узнать точно. На сайте Авиаторы есть о нем информация, что он Убит при вынужденной посадке и данные предоставил Владимир Олейников

Тут вы не правы – есть только два варианта гибели: убит/погиб при ВП или умер от ран.

Изначально информация о гибели Резакова была представлена штабом 26 дбад Начальнику Генштаба Красной Армии 02.11.41 г. и в ней было указано, что он «28.10.41 г. Убит при посадке самолета на вынужденную». Считаю, что именно эта версия верная и верить надо ей, т.к. все остальные записи в других документах составлены позже или в других частях, причем их составители не придерживались точной формулировки гибели штурмана.

7 часов назад, Farida сказал:

Владимир Олейников-это внук Олейникова Николая Петровича зам.командира АЭ данного полка, ..... его ник Ulisses,... подскажите, как можно с ним связаться, может он владеет более развернутой информацией.

Для связи с Ulisses напишите ему в личку здесь на форуме, если он не поменял свою почту, указанную при регистрации, то получит ваше сообщение. Но я бы посоветовал вам лучше обратиться к другому коллеге, на форуме он под ником Варвар. Вот он точно работал с документами полка и дивизии, даже выкладывал в прошлом году выдержки из приказов того периода, с указанием источников информации в ЦАМО, вырезку из скана о летных происшествиях в полку. Наверняка у него найдутся архивные документы с подробностями гибели Резакова - https://trizna.ru/forum/topic/34954-нужна-помощь-по-26д-бад/?page=3

По захоронению. Без документального подтверждения о перезахоронении ничего нельзя утверждать, т.к. варианты могут быть разные, вплоть до захоронения на окраине бывшего аэродрома, где он и остался лежать.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Игорь Владимирович (@Варвар) уже публиковал в другой теме часть документов касательно вынужденной посадки самолета Дб-3ф №316 в районе Малая Свеча в которой погиб Резаков Х.С. Акт списания у него тоже должен быть.

Район Малая Свеча (южнее водохранилища около Большой Свечи) - это 90 км юго-восточнее Шарья (около 1,5 часов по дорогам)

0002.jpg

0011.jpg

Edited by kirche
1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Скрытый текст

 

День добрый, Kirche! А вы можете ссылочку кинуть на обсуждении темы с данным самолетом? Ооооочень интересно!!!!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Добрый вечер. Обсуждение касалось самолета #18105, потерянного 14.11.1941. 

Edited by kirche
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Приветствую всех участников темы.

Выложу несколько документов. Хикмят Резанов считается погибшим при выполнении боевого задания и это справедливо, так как он погиб при вынужденной посадке при возвращении с выполненного боевого задания. Скорее всего на обратном пути ДБ-3Ф потерял ориентацию из-за очень сложных метеоусловий, так как экипаж был слетанный и штурманом Резанов был хорошим и даже награжден за это орденом Красная Звезда. Этот орден он не успел получить...

1.jpg

2.jpg

Резаков орден Красная Звезда.jpg

5.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

В одном из документов перепутана дата смерти, вместо 28.10.1941 указано 22.10.1941, но в общем однозначно местом захоронения штурмана Резакова явлется Шарья.

6.jpg

7.jpg

8.jpg

9.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уточню такую важную подробность, как место вынужденной посадки. Удалось найти документ, позволяющий утверждать что вынужденная посадка была произведена возле деревни 1-е Щенники Свечинского района Кировской области. Поблизости, в Свече находились части формируемой 11-й воздушно-десантной бригады. Своих самолетов бригада не имела, но этот совершивший неподалеку от  расположения военной части вынужденную посадку дальний бомбардировщик был воспринят именно как имеющий отношение к 11-й бригаде ВДВ. Представитель этой бригады в итоге и забрал все четыре парашюта экипажа.

Важная деталь, в акте говорится именно об аварии, а не о катастрофе. То есть после приземления все члены экипажа были живы и только в госпитале от полученных при жестком приземлении травм штурман Резаков умер/погиб.

В Акте упоминается такая важная деталь, как погнутая ручка перезаряжания носового пулемета. Это тело штурмана её погнуло, когда при жесткой посадке Хикмята Резакова бросило вперед на пулемет.

Вообще достаточно подробно перечисляются повреждения самолета и оборудования. Но при этом сказывается отсутствие достаточной квалификации у должностных лиц, составлявших документ. Они не смогли установить и вписать в Акт номера сорванных со своих мест моторов, а так же с ошибкой указали заводской номер самолета: 306 вместо 316.

 

10.jpg

11.jpg

12.jpg

13.jpg

14.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ни 1-е, ни 2-е Щенники сейчас не существуют, но на картах 1942 года они есть:

15.jpg

16.jpg

17.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

День добрый, Игорь Владимирович! Тысячу раз благодарю вас за помощь!!!! Осталась не понятной для меня  формулировка в его документе "УБИТ" при вынужденной посадке, столько мыслей порадила данная формулировка, а по сути на момент посадки Хикмят был еще жив. Получается посадка совершалась по причине сложных метеоусловий. Еще не известна судьба да и вообще данные 4 го члена экипажа стрелка по фамилии Зинкевич, известен  пилотируемый летчик старший лейтенант Комев Михаил,который примерно через пол года пропал без вести, известен стрелок-радист Галуян Егише,в последствии дослужившийся до подполковника, а вот про четвертого бы узнать хоть что то....И еще момент такой,  почему то не захоронили вместе с летчиками, а в госпитальном захоронении. В принципе конец октября довольно холодное время года, перевезти тело до своих теоретически можно было, другой момент были ли технические возможно, возможно причина в них. Столько информации, надо переварить....

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.