Бортстрелок

Погибли на "дальних 95-х"...

6 сообщений в этой теме

2023 © К.Б.Стрельбицкий

(Москва, Российская Федерация)

 

 

ПОГИБЛИ НА «ДАЛЬНИХ ДЕВЯНОСТО ПЯТЫХ»…

(ЛЁТЧИКИ, ПОГИБШИЕ В КАТАСТРОФАХ САМОЛЁТОВ «Ту-95» СОВЕТСКОЙ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ В 1953 – 1987 ГОДАХ)

 

 

Предлагаемая ниже вашему вниманию работа автора является своего рода логическим продолжением его материала под названием «Погибли на «Эмках»… (Лётчики, погибшие в катастрофах самолётов «3М»  и «М-4» советской Дальней Авиации в 1955 – 1992 годах)», уже выложенного ранее в Сети https://trizna.ru/forum/topic/47473-погибли-на-эмках/ .

Нынешний материал посвящён потерям материальной части и личного состава в катастрофах периода 1953 – 1987 годов самолётов «семейства» «Ту-95», состоявших на вооружении советской Дальней Авиации (потери так же относящихся к нему машин типов «Ту-95РЦ» и «Ту-142» из состава Морской Авиации Советского Военно-Морского Флота и их экипажей в данной работе нами не рассматриваются).

Для автора самолёты «семейства» «Ту-95» – основные стратегические бомбардировщики и ракетоносцы Дальней Авиации с 1955 года и по настоящее время – являются «родными» по его срочной службе в 1985 – 1986 годах в её строевых частях: в 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии на аэродроме Украинка (гарнизон «Серышево-2» в Амурской области РСФСР) и в 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии на аэродроме Узин (гарнизон «Узин-2» в Киевской области УССР).   

В заключении к данной работе автор сообщает, что «… всего в 1953 – 1987 годах в 16 авиационных катастрофах самолётов «семейства» «Ту-95» советской Дальней Авиации … погибло … 111 человек (из которых к настоящему времени нами установлены имена лишь 78-ми)». Последнее нуждается здесь в следующем нашем пояснении: это связано с тем, что тяжёлые бомбардировочные авиационные полки Дальней Авиации, оснащённые самолётами «семейства» «Ту-95», базировались в советское время на аэродромах не только РСФСР, но и Украинской и Казахской ССР, и после распада СССР это привело к тому, что далеко не все их документы в конце концов отложились в нынешнем Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации в подмосковном Подольске. Так, например, вся 37-летняя советская история 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка (в котором в 1986 году в украинском Узине служил автор) «представлена» ныне в ЦА МО РФ … всего 2-мя (прописью – «двумя») архивными делами, а остальные документы этой части в 1992 году были, якобы, сданы в ГАМО Украины в Киеве (на самом деле большинство из них наверняка сразу же оказалось тогда «за океаном» или же в частных коллекциях по всему миру). И в то время, как очно известно, что этот полк в период 1957 – 1965 годов потерял в авиационных катастрофах 3 своих самолёта «Ту-95» и 30 военнослужащих, «благодаря» таковому положению дел с документами, нам на сегодняшний день удалось установить из них только: полностью по фамилиям, именам и отчествам – 10 человек (или 33% от известного общего количества погибших), по одним только фамилиям – 20 (67%), по воинским званиям – 5 (17%), по штатным должностям – 14 (47%).

Данная работа автора посвящена памяти всех советских военных (а так же гражданских) лётчиков, погибших в 1953 – 1987 годах, в период освоения и боевой эксплуатации Дальней Авиацией стратегических бомбардировщиков и ракетоносцев «семейства» «Ту-95». В хронологическом порядке этот скорбный список имён выглядит следующим образом:

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

11.05.1953

В результате катастрофы в районе города Ногинск (Московская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «Ту-95/1» погибли 3 члена его испытательного экипажа:

1. Кириченко Семён Семёнович – подполковник, штурман-испытатель, штурман кораблин

2. Перелёт Алексей Дмитриевич – майор, лётчик-испытатель, командир кораблин

3. Чернов А.Ф. – бортинженер-испытатель, бортовой инженер.

Так же в этой авиационной катастрофе погиб находившийся на борту самолёта техник по вибрационным испытаниям Большаков В.М.

 

24.11.1956

В результате катастрофы на аэродроме Узин (Киевская область УССР) стратегического бомбардировщика «Ту-95» (самолёт № 5800310) из состава 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 7 членов его экипажа:

1. Поднебесов Владимир Иванович – капитан, командир кораблин

2. Рассадников Н.М. – офицер (конкретное воинское звание не установлено), помощник командира кораблин

3. Кузенко В.А. – офицер (конкретное воинское звание не установлено), штурман

4. Машиев Ю.С. – офицер (конкретное воинское звание не установлено), старший воздушный стрелок-радист

5. Миловидов С.С. – офицер (конкретное воинское звание не установлено), старший бортовой техник

6. – военнослужащий срочной службы (конкретное воинское звание не установлено), командир огневых установок

7. – военнослужащий срочной службы (конкретное воинское звание не установлено), младший воздушный стрелок.

Кроме них, в результате данной авиационной катастрофы на земле погибло ещё 5 военнослужащих 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации (их ФИО, воинские звания и штатные должности не установлены).

 

16.03.1957

В результате катастрофы стратегического бомбардировщика «Ту-95» (самолёт № 6800310) Дальней Авиации погибли все 7 членов его экипажа (ФИО и воинские звания у всех не установлены).

 

08.1958

В результате катастрофы в районе города Куйбышева (Куйбышевская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «Ту-95» из состава 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 3 члена его экипажа:

1. - офицер, помощник командира кораблин

2. - офицер, штурман

3. - офицер, старший бортовой техник (ФИО и конкретные воинские звания всех не установлены).

 

20.09.1959

В результате катастрофы стратегического бомбардировщика «Ту-95» (самолёт № 6800305) Дальней Авиации погибли все 9 членов его экипажа (ФИО и воинские звания у всех не установлены).

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

05.01.1963

В результате катастрофы стратегического ракетоносца «Ту-95К» (самолёт № 8802004) Дальней Авиации погибли все 7 членов его экипажа (ФИО и воинские звания у всех не установлены).

 

26.08.1965

 В результате катастрофы в районе города Одессы (Одесская область РСФСР) стратегических бомбардировщиков «Ту-95» (самолёт № 6800403) и «Ту-95М» (самолёт № 7800504) из состава 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 15 членов их экипажей.

1. Тропынин Иосиф Андреевич – подполковник, командир полка, командир кораблин Ту-95М

2. Иванов Александр Фёдорович – майор, командир эскадрилии, командир кораблин Ту-95

3. Коваленко Николай Селивёрстович – гвардии майор

4. Колосницын Пётр Тимофеевич – капитан, старший бортовой техник кораблин Ту-95

5. Шевцов Николай Григорьевич офицер (конкретное воинское звание не установлено), старший бортовой техник кораблин Ту-95М

6. Бондаренко

7. Веснин

8. Гоголев

9. Каргин

10. Кондрашов

11. Пелых

12. Пидтилок

13. Струн

14. Сударев

15. Шашлов … (все – военнослужащие, воинские звания и штатные должности каждого, а так же их имена и отчества не установлены).

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

08.04.1976

В результате катастрофы стратегического ракетоносца «Ту-95К» (самолёт № 6800306) Дальней Авиации погибли 2 члена его экипажа:

1. Богачёв А.М. – сержант срочной службы, командир огневых установок

2. Мастряков А.Д. – рядовой срочной службы, младший воздушный стрелок.

 

05.10.1976

 В результате катастрофы в районе города Алма-Ата (Алма-Атинская область Казахской ССР) стратегического бомбардировщика «Ту-95» (самолёт № 5800205) из состава 1023-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 79-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 9 членов его экипажа:

1. Мальцев Виктор Васильевич – майор, командир кораблин

2. Гринин Анатолий Александрович – капитан, старший бортовой техник

3. Азимов Бахадир Каюмович – старший лейтенант, бортовой оператор радиоэлектронной борьбы  

4. Буценко Сергей Викторович – старший лейтенант, старший штурман

5. Ковалёв Виталий Илларионович – старший лейтенант, помощник командира кораблин

6. Трофимов Вячеслав Дмитриевич – старший лейтенант, младший штурман

7. Криволапов Юрий Николаевич – прапорщик, командир огневых установок

8. Якуб Николай Севастьянович – прапорщик, старший воздушный стрелок-радист

9. Ведерников Николай Александрович – рядовой срочной службы, младший воздушный стрелок.

 

26.08.1977

В результате катастрофы в районе Аральского моря 2 стратегических ракетоносцев «Ту-95К» (самолёты №№ 6802301 и 9802010; столкновение в воздухе) из состава 182-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 16 членов их экипажей.

Первый экипаж:

1. Гусев А.В. – гвардии капитан, помощник командира кораблин

2. Иванюк А.Г. – гвардии капитан, старший бортовой техник

3. Игнатенко В.Г. – гвардии капитан, старший штурман

4. Попов Павел Ф. – гвардии старший лейтенант, командир кораблин

5. Вахитов Р.З. – гвардии лейтенант, бортовой оператор радиоэлектронной борьбы 

6. Пятаков А.В. – гвардии лейтенант, младший штурман

7. Купеев Б.Б. – гвардии прапорщик, младший воздушный стрелок

8. Слисаренко Н.П. – гвардии прапорщик, командир огневых установок

9. Филенко Н.П. – гвардии прапорщик, старший воздушный стрелок-радист.

Второй экипаж:

1. Пушкарёв Н.Н. – гвардии капитан, старший бортовой техник

2. Бибишев Анатолий В. – гвардии старший лейтенант, командир кораблин

3. Вадиков А.И. – гвардии лейтенант, младший штурман

4. Мирошниченко С.В. – гвардии лейтенант, помощник командира кораблин

5. Рожков А.В. – гвардии лейтенант, старший штурман

6. Артьянов А.В. – гвардии прапорщик, старший воздушный стрелок-радист

7. Пожидаев А.И. – гвардии прапорщик, командир огневых установок.

Кроме них, в этой авиационной катастрофе погибли так же 3 стажёра –курсанты-рядовые 5-го курса одного из военных авиационных училищ – , проходившие перед выпуском из него так называемые «государственные полёты»:

1. Кузьмин В.А.

2. Никифоров М.Б. (оба – во втором экипаже),

3. Фомин Ю.А. (в первом экипаже).

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

28.01.1982

В результате катастрофы на аэродроме Раменское (Московская область РСФСР) стратегического ракетоносца «Ту-95М-55» (самолёт № 8800601) из состава 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 10 членов его испытательного экипажа:

1. Кульчицкий Николай Евгеньевич – Герой Советского Союза, капитан, лётчик-испытатель, командир кораблин

2. Шкатов Виктор Ильич – капитан, лётчик-испытатель, помощник командира кораблин

3. Амплеев Виталий Яковлевич – бортэлектрик-испытатель, бортовой электрик

4. Горсткин Игорь Николаевич – бортрадист-испытатель, бортовой радист

5. Жилин Александр Азарович – бортинженер-испытатель, бортовой инженер

6. Макаров Константин Павлович – бортмеханик-испытатель, бортовой механик

7. Николаичев Александр Николаевич – штурман-испытатель, штурман-навигатор

8. Серман Валерий Эдуардович – ведущий инженер

9. Сунгатулин Хайдар Измайлович – бортмеханик-испытатель, бортовой механик

10. Шевцов Александр Семёнович – штурман-испытатель, штурман-бортовой оператор.

 

15.05.1984

В результате катастрофы в районе аэродрома Моздок (Северо-Осетинская АССР, РСФСР) стратегического ракетоносца «Ту-95КМ» из состава 182-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 2 члена его экипажа:

1. Филиппов В.П. – гвардии прапорщик, младший воздушный стрелок

2. Филовченко Николай Николаевич – гвардии прапорщик, командир огневых установок.

 

28.09.1984

В результате катастрофы на аэродроме Жана-Семей (Семипалатинская область Казахской ССР) стратегического ракетоносца «Ту-95К» из состава 1226-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 79-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 2 члена его экипажа:

1. Лебедев Н.А. – прапорщик, младший воздушный стрелок

2. Сергеев С.Н. – прапорщик, командир огневых установок.

 

12.10.1985

В результате катастрофы в районе города Златоуста (Челябинская область РСФСР) стратегического ракетоносца «Ту-95К» из состава 79-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 6 членов его экипажа:

1. Шарнин В.Л. – майор, командир кораблин

2. Харчук А.С. – старший лейтенант, старший бортовой техник

3. Белосвят Л.И. – лейтенант, помощник командира кораблин

4. Петров В.В. – лейтенант, младший штурман

5. Телятников В.И. – старший сержант сверхсрочной службы, старший воздушный стрелок-радист

6. Власенков В.В. – рядовой срочной службы, командир огневых установок.

 

24.12.1987

В результате катастрофы в районе аэродрома Моздок (Северо-Осетинская АССР, РСФСР) стратегического ракетоносца «Ту-95К» (самолёт № 6002209) из состава 182-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 3 члена его экипажа:

1. Бугаев Александр П. – гвардии майор, командир отряда, командир кораблин

2. Артёмов А.В. – гвардии капитан, старший штурман

3. Жильцов Г.В. – гвардии старший лейтенант, помощник командира кораблин.

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Таким образом, всего в 1953 – 1987 годах в 16 авиационных катастрофах самолётов «семейства» «Ту-95» советской Дальней Авиации  (при этом было потеряно 17 таких машин, в том числе: Ту-95 и Ту-95К – по 7, Ту-95КМ, Ту-95М и Ту-95М-55 – по 1) погиб 101 военнослужащий, а так же 10 гражданских лётчиков, то есть в целом – 111 человек (из которых к настоящему времени нами установлены имена лишь 78-ми).

 

Хотя в настоящее время последние модификации самолётов «семейства» «Ту-95» – Ту-95МС и Ту-95МСМ – всё ещё продолжают состоять на вооружении Воздушно-космических сил России, в различных точках страны установлены четыре уже списанных, более ранних таких машины. Памятниками погибшим советским авиаторам – равно, как и вообще всем «дальникам», служившим на самолётах семейства «Ту-95» – являются:

- стратегические бомбардировщик «Ту-95Н» и ракетоносец «Ту-95МС» (машина № 64034202) – оба как натурные экспонаты Центрального музея Военно-воздушных сил в посёлке Монино (Московская область).

- стратегический ракетоносец «Ту-95К-20» (машина № 60802307) – как самолёт-памятник на аэродроме Дягилево (Рязанская область),

- стратегический ракетоносец «Ту-95К-22» (машина № – по различным данным – 65М52610 или 5365М52610) – как натурный экспонат Музея Дальней авиации на аэродроме Энгельс (Саратовская область).

Так же две списанные ранее машины «семейства» Ту-95 сохранились до настоящего времени на территории Украины:

- стратегический ракетоносец Ту-95МС (машина № 1000211732191 - ?) – как натурный экспонат Музея тяжёлой бомбардировочной авиации («Музей важкої бомбардувальної авіації») на территории бывшего гарнизона Дальней Авиации «Полтава-4» в городе Полтава (Полтавская область),

- учебный бомбардировщик «Ту-95У» (машина № 7800503; бывший стратегический бомбардировщик «Ту-95М») – как самолёт-памятник на территории бывшего гарнизона Дальней Авиации «Узин-2» в городе Узин (Киевская область).

 

На фотографии ниже – автор данного материала на фоне самолёта-памятника "Ту-95У", установленного на территории бывшего гарнизона Дальней Авиации «Узин-2» (город Узин Киевской области Украины, снимок 11.01.2007), где оба они служили в составе 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации: самолёт – в 1956 – 1988 годах, а автор – в 1986 году:

2007-01-11-3.jpg

 

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу