Бортстрелок

"Погибли на "Эмках"..."

6 posts in this topic

2023 © К.Б.Стрельбицкий

(Москва, Российская Федерация)

 

 

ПОГИБЛИ НА «ЭМКАХ»…

(ЛЁТЧИКИ, ПОГИБШИЕ В КАТАСТРОФАХ САМОЛЁТОВ «3М»  и «М-4» СОВЕТСКОЙ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ В 1955 – 1992 ГОДАХ)

 

 

…Ни одна из серийных машин советской Дальней Авиации не вызывала в период своей службы (и не продолжает вызывать до сих пор) столь «разносторонних», неоднозначных оценок, как «Эмка» – стратегический бомбардировщик (а затем – и самолёт-заправщик) «М-4/3М» конструкции В.М.Мясищева. И это понятно: разработанная в самом начале 1950-х годов, «Эмка» стала столь принципиально новой для всего в целом советского военного самолётостроения машиной, что некоторые впервые применённые тогда на ней конструкторские решения оставались своего рода «новациями» ещё и спустя треть века – когда в 1985 – 1986 годах в рядах Дальней Авиации служил автор этих строк. Ему удалось хотя бы немного лично познакомиться с этим самолётом уже на «излёте» и его, и своей собственной службы: когда в 1985 году, по окончании учебного подразделения он был направлен для дальнейшего прохождения службы своей в авиационный гарнизон «Серышево-2» (аэродром Украинка в Амурской области РСФСР), в 73-ю тяжёлую бомбардировочную авиационную дивизию, то это соединение Дальней Авиации как раз только что полностью закончило эксплуатацию «Эмок»; в ходе своего дальнейшего перемещения по службе автор «миновал» «Столицу «Эмок»» – аэродром в городе Энгельс Саратовской области РСФСР (хотя, как выяснится позже, он имел реальную возможность попасть служить именно туда); и только на последнем месте своей службы – на аэродроме 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации в городе Узин (Киевская область УССР) он смог «лично познакомиться» с «Эмками», перегоняемыми туда с других аэродромов Дальней Авиации для последующих здесь их списания и утилизации. При этом лично автора просто поразили тогда применённые на «Эмках» системы как аварийного спасения экипажа, так и его защиты в полёте от оружия массового поражения – в принципе отсутствовавшие на «его» стратегическом бомбардировщике «Ту-95» – военном самолёте тех же «класса» и времени разработки, что и «Эмка». Как в то время, так и впоследствии автор слышал от действующих военных авиаторов и ветеранов Дальней Авиации – как от самих лётчиков «Эмок», так и от обслуживавших их специалистов Инженерно-авиационной службы – только положительные отзывы, а затем – и воспоминания об этих машинах. Несмотря на то, что за годы эксплуатации в различных авиационных катастрофах была потеряна каждая пятая из выпущенных «Эмок» – 25 машин из 127-ми – и при этом погибло больше сотни советских военных лётчиков, самолёт этот не «заслужил» в истории Советских ВВС никакого «отрицательного прозвища» – как вполне сопоставимый с ним по масштабам материальных и человеческих потерь «Ту-22», называемый из-за них не иначе, как «Людоед».

Данная работа автора посвящена памяти всех советских военных (а так же гражданских) лётчиков, погибших в 1955 – 1992 годах, в период освоения и боевой эксплуатации Дальней Авиацией стратегических бомбардировщиков (а затем – самолётов-заправщиков) «М-4/3М» конструкции В.М.Мясищева. В хронологическом порядке этот скорбный список имён выглядит следующим образом:

 

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

21.03.1955

В результате катастрофы на аэродроме Раменское (Московская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «М-4М» (самолёт № 5300609) погиб 1 член его испытательного экипажа:

1. Леонов С.И. – штурман-бортовой оператор.

 

16.06.1955

В результате катастрофы на аэродроме Энгельс (Саратовская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «М-4М» (самолёт № 5301013) из состава 1096-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 5 членов его экипажа:

1. Ахмедшин Камиль Фарукшевич – капитан, командир кораблин

2. Лазирский А.М. – капитан, старший штурман

3. Баишев Е.П. – старший лейтенант, помощник командира кораблин

4. Дрёмов Н.П. – старший лейтенант, старший бортовой техник

5. Позднеев В.В. – ефрейтор срочной службы, командир огневых установок.

 

22.08.1955

В результате катастрофы на аэродроме Энгельс (Саратовская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «М-4М» (самолёт № 5301417) погибли все 7 членов его заводского экипажа:

1. Пронин Илья Николаевич – майор, командир кораблин

2. Коккинаки Валентин Константинович – майор, помощник командира кораблин

3. Васильев В.В. – старший штурман

4. Зайцев А.И. – штурман-бортовой оператор

5. Ковальский Д.Ф. – бортовой механик

5. Петухов К.И. – бортовой радист

7. Ильгисонис Эммануил Львович – ведущий инженер.

 

26.07.1956

В результате катастрофы на аэродроме Энгельс (Саратовская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «М-4М» (самолёт № 5300912) из состава 1096-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 6 членов его экипажа:

1. Вербицкий Александр Евлампиевич – Герой Советского Союза, полковник, командир полка, командир кораблин

2. Спицын Иван Лукич – подполковник, старший штурман

3. Горчаков Николай Павлович – майор, помощник командира кораблин

4. Елпатов Василий Кузьмич – майор, штурман-бортовой оператор

5. Лежнев Анатолий Иванович – капитан, старший бортовой техник

6. Глебов Иван Николаевич – старший лейтенант, старший воздушный стрелок-радист.

 

23.08.1957

В результате катастрофы в районе озера Эбейты (Омская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «М-4М» (самолёт № 5302023) из состава 1096-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 7 членов его экипажа:

1. Астафьев Константин Иннокентьевич – подполковник, старший штурман

2. Афиногенов И.А. – капитан, командир кораблин

3. Ильченко Анатолий Иванович – капитан, старший бортовой техник

4. Прозоров М.И. – капитан, помощник командира кораблин

5. Пашенин С.Б. – старший лейтенант, старший воздушный стрелок-радист

6. Руденко А.И. – лейтенант, штурман-бортовой оператор

7. Бабын Р.И. – ефрейтор срочной службы, командир огневых установок.

 

22.11.1957

В результате катастрофы на аэродроме Энгельс (Саратовская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «3М» (самолёт № 6320303) из состава 1230-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 7 членов его экипажа:

1. Шилик Виталий Игнатьевич – майор, командир кораблин

2. Козодаев Леонид Захарович – капитан, старший штурман

3. Салтынский Юрий Михайлович – капитан, помощник командира кораблин

4. Головин Е.А. – старший лейтенант, старший бортовой техник

5. Землянухин Василий Митрофанович – старший лейтенант, штурман-бортовой оператор

6. Глазко Владислав Иванович – лейтенант, старший воздушный стрелок-радист

7. Гагин Пётр Алексеевич – сержант срочной службы, командир огневых установок.

 

18.03.1958

В результате катастрофы на аэродроме Раменское (Московская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «М-4М» (самолёт № 6303235) погибли 6 членов его испытательного экипажа:

1. Машковский Степан Филиппович – полковник, командир кораблин

2. Пономарёв Эрик Николаевич – майор, помощник командира кораблин

3. Овчаренко Иван Фёдорович – старший лейтенант, старший штурман

4. Котерев А.Н. – бортовой механик

5. Чижиков Л.Ф. – бортовой радист

6. Казанский Ю.С. – ведущий инженер.

 

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

12.07.1961

 

В результате катастрофы на аэродроме Энгельс (Саратовская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «3М-Д» (самолёт № 0301801) из состава 1230-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 7 членов его экипажа:

1. Орлов Борис Петрович – подполковник, старший штурман

2. Морозов П.Н. – майор, командир кораблин

3. Рыбаков Борис Михайлович – капитан, помощник командира кораблин

4. Скуратов Николай Моисеевич – капитан, старший бортовой техник

5. Черных Алексей Павлович – старший лейтенант, штурман-бортовой оператор

6. Рыбалко Н.И. – лейтенант, старший воздушный стрелок-радист

7. Моряков Николай Васильевич – младший сержант срочной службы, командир огневых установок.

 

 

25.12.1961

 

В результате катастрофы на аэродроме Украинка (Амурская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «М-4М» из состава 40-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 6 членов его экипажа:

1. Чувашов Дмитрий Михайлович – майор, командир отряда, командир кораблин

2. Абдулкаримов М.Х. – капитан, старший штурман

3. Баринов Василий Михайлович – капитан, помощник командира кораблин 

4. Петров П.С. – старший лейтенант, старший бортовой техник

5. Хрущ А.В. – старший лейтенант, штурман-бортовой оператор

6. Ткачук А. – рядовой срочной службы, старший воздушный стрелок-радист.

Так же при этом погиб 1 член экипажа стратегического бомбардировщика «3М» того же полка:

1. Свешников В.А. – старший сержант сверхсрочной службы, командир огневых установок.

 

 

08.03.1963

 

В результате катастрофы в районе аэродрома Украинка (Амурская область РСФСР) 2 стратегических бомбардировщиков «3М» (столкновение в воздухе) из состава 40-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 11 членов их экипажей:

Первый экипаж:

1. Середа Иван Николаевич – подполковник, командир авиационной эскадрилии, командир кораблин

2. Потапкин В.К. – капитан, старший штурман

3. Свистухин Жорес Николаевич – капитан, помощник командира кораблин

4. Анохин В.В. – старший лейтенант, старший бортовой техник

5. Стрекалов В.Е. – старший лейтенант, штурман-бортовой оператор.

Второй экипаж:

1. Гильмитдинов Н.Г. – майор, командир отряда, командир кораблин

2. Маков А.С. – капитан, старший штурман

3. Соболев А.В. – капитан, помощник командира кораблин

4. Ракецкий Н.А. – старший лейтенант, старший бортовой техник

5. Сорин З.Е. – старший лейтенант, старший воздушный стрелок-радист

6. Гайдай В.А. – лейтенант, штурман-бортовой оператор.

 

 

04.05.1965

 

В результате катастрофы в горах Джугджур (Охотское побережье Хабаровского края РСФСР) стратегического бомбардировщика «3М-Д» (самолёт № 301301) из состава 79-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 7 членов его экипажа:

1. Болдинский Василий Иванович – полковник, командир дивизии, в данном полёте исполнявший обязанности командира кораблин

2. Севостьяненко Пётр Иванович – полковник, старший штурман дивизии, в данном полёте исполнявший обязанности штурмана-бортового оператора

3. Лопатин Андрей Яковлевич – подполковник, командир полка, в данном полёте исполнявший обязанности помощника командира кораблин

4. Чепурнаев В.М. – подполковник, старший штурман полка, в данном полёте исполнявший обязанности старшего штурмана кораблин

5. Саньков Василий Лаврентьевич – майор, бортовой техник-инструктор полка, в данном полёте исполнявший обязанности старшего бортового техника кораблин

6. Лысенко И.И. – капитан, начальник Связи эскадрилии, старший воздушный стрелок-радист

7. Дроздов И.А. – старший сержант срочной службы, командир огневых установок.

 

 

Edited by Бортстрелок
1

Share this post


Link to post
Share on other sites

25.01.1971

В результате катастрофы на аэродроме Советский (Коми АССР, РСФСР) стратегического бомбардировщика «М-4М» из состава 1230-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 7 членов его экипажа:

1. Бондаренко Владимир Яковлевич – майор, командир отряда, командир кораблин

2. Демченко Николай Сергеевич – капитан, старший штурман

3. Шаров Иван Иванович – капитан, помощник командира кораблин

4. Нурмыев Марс Нурмыевич – капитан, старший бортовой техник

5. Седов Александр Сергеевич – старший лейтенант, штурман-бортовой оператор

6. Щербаков Василий Васильевич – старшина сверхсрочной службы, старший воздушный стрелок-радист

7. Сигарев Владимир Александрович – старший сержант сверхсрочной службы, командир огневых установок.

 

15.04.1972

В результате катастрофы на аэродроме Оленья (Мурманская область РСФСР) самолёта-заправщика «3МС-II» (самолёт № 7300702) из состава 1096-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 7 членов его экипажа:

1. Лыбин Георгий Анатольевич – майор, командир кораблин

2. Давыденко Юрий Семёнович – капитан, помощник командира кораблин

3. Кашкаров Егор Иванович – капитан, старший штурман

4. Корепанов Игорь Сергеевич – капитан, штурман-бортовой оператор

5. Плешачков Анатолий Дмитриевич – капитан, старший бортовой техник

6. Хмелинин Геннадий Николаевич – старший лейтенант, старший воздушный стрелок-радист

7. Бурыкин Пётр Петрович старший сержант сверхсрочной службы, командир огневых установок;

так же вместе с ними погиб находившийся в этом полёте на борту самолёта его старший техник (наземный) капитан Лазирский Андрей Матвеевич.

 

17.09.1974

В результате катастрофы в районе аэродрома Украинка (Амурская область РСФСР) самолёта-заправщика «М-4-II» из состава 40-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 2 члена его экипажа:

1. Станиславский Л.Н. – майор, командир кораблин

2. Угланов А.Ф. – рядовой срочной службы, командир огневых установок.

 

13.05.1975

В результате катастрофы в районе аэродрома Энгельс (Саратовская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «3МС» (самолёт № 7300403) из состава 1096-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 6 членов его экипажа (из них 5 человек – из состава другого, 1230-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка дивизии):

1. Блинков Валентин Иванович – полковник, командир 1230-го полка, в данном полёте – лётчик-инструктор, исполняющий обязанности помощника командира кораблин

2. Крылов Станислав Алфеевич – майор, командир кораблин

3. Фирулёв Виктор Константинович – капитан, старший штурман

4. Серов Евгений Иванович – капитан, старший бортовой техник (из состава 1096-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка дивизии)

5. Черноусов Валентин Михайлович – лейтенант, штурман-бортовой оператор

6. Тараповский Василий Григорьевич – прапорщик, старший воздушный стрелок-радист.

 

08.06.1978

В результате катастрофы в районе аэродроме Украинка (Амурская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «3М» из состава 40-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 2 члена его экипажа:

1. Хамзин Р.М. – старший лейтенант, старший бортовой техник

2, Харченко А.А. – прапорщик, старший воздушный стрелок-радист.

 

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

08.08.1984

В результате катастрофы в районе аэродрома Энгельс (Саратовская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «3МС» из состава 1096-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 5 членов его экипажа:

1. Тухватулин Вил Рахманович – полковник, заместитель начальника Отдела боевой подготовки 37-й воздушной армии Дальней Авиации, в данном полёте исполнявший должность командира кораблин

2. Козионов Виктор Алексеевичмайор, старший штурман

3. Миронов Константин Константиновичкапитан, помощник командира кораблин

4. Шабрин Николай Васильевич – капитан, старший бортовой техник

5. Воротников Александр Васильевич – прапорщик, старший воздушный стрелок-радист.

 

16.05.1992

В результате катастрофы в районе аэродрома Энгельс (Саратовская область РСФСР) 2 самолётов-заправщиков «3МС-II» (№№ 7300505 и 7300605; столкновение в воздухе) из состава 1096-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 11 членов их экипажей:

Первый экипаж:

1. Саюк А.М. – майор, командир кораблин

2. Сироткин В.В. – майор, лётчик-инструктор, в данном полёте исполняющий обязанности помощника командира кораблин

3. Киселёв И.О. – майор, старший штурман

4. Довранов Курбанбабай Довранович – капитан, старший бортовой техник

5. Лицов В.Н. – старший лейтенант, штурман бортовой оператор

6. Василенко Л.Н. – прапорщик, старший воздушный стрелок-радист

7. Щербич В.А. – прапорщик, командир огневых установок.

Второй экипаж:

1. Мостовский Александр Фёдорович – капитан, старший штурман

2. Архипенко Г.В. – капитан, старший бортовой техник

3. Ежов Виктор Алексеевич – прапорщик, командир огневых установок

4. Федотов Юрий Владимирович – прапорщик, старший воздушный стрелок-радист.

 

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кроме того, пока остаются не установлеными полностью данные о следующих известных нам катастрофах самолётов-«эмок» с человеческими жертвами:

 

- в 09.1958 – в результате катастрофы на аэродроме Энгельс (Саратовская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «3МС» (самолёт № 6320901) из состава 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли члены его экипажа (их общее количество, конкретные ФИО, воинские звания и штатные должности, а так же точная дата катастрофы не установлены),

 

- зимой 1972 года – в результате катастрофы на аэродроме Оленья (Мурманская область РСФСР) самолёта-заправщика «3МС-II» из состава 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 7 членов его экипажа (их конкретные ФИО и воинские звания, а так же точная дата катастрофы не установлены),

 

- во второй половине 1977 года – в результате катастрофы на аэродроме Хороль (Приморский край РСФСР) самолёта-заправщика «3МС-II» Дальней Авиации погибли 6 членов его экипажа (их конкретные ФИО, воинские звания и штатные должности, а так же точная дата катастрофы не установлены).

 

Так же известно, что 16.10.1986 при аварийной (но без жертв среди членов экипажа) посадке на аэродроме Чаган (Семипалатинская область Казахской ССР) самолёта-заправщика «М-4М» (машина № 4300205) погиб водитель-прожекторист 79-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации рядовой Шарипов.

 

Таким образом, всего в 1955 – 1992 годах в 21 авиационной катастрофе самолётов-«эмок» (при этом было потеряно 25 таких машин, в том числе – М-4М – 9, М-4-II – 1, 3М – 5, 3М-Д – 2, 3МС – 3, 3МС-II – 5) погибло не менее 117 военнослужащих советской Дальней Авиации, а так же 9 гражданских лётчиков, то есть в целом – не менее 126 человек (точное число погибших не может быть здесь указано до тех пор, пока в принципе будет отсутствовать точная информация хотя бы о конкретной цифре погибших в катастрофе самолёта «3МС» в 09.1958).

 

Памятниками этим погибшим советским авиаторам – равно, как и вообще всем «дальникам», служившим на самолётах «3М» и «М-4» – являются ныне 5 сохранённых (из 127 произведённых в 1953 – 1960 годах) «эмок», установленных в различных точках России:

- самолёт-заправщик «М-4М» (машина № 5301518) – как самолёт-памятник на аэродроме Украинка (Амурская область),

- стратегический бомбардировщик «М-4М» (машина № 6302528) – как натурный экспонат «Музейного комплекса военной и гражданской техники УГМК» в городе Верхняя Пышма (Свердловская область),

- стратегический бомбардировщик «М-4М» (машина № 6302831) – как самолёт-памятник на аэродроме Дягилево (Рязанская область),

- самолёт-заправщик «3МС-II» (машина № 7300805) – как натурный экспонат Музея Дальней авиации на аэродроме Энгельс (Саратовская область),

- стратегический бомбардировщик «3М-Д» (машина № 0301804) – как натурный экспонат Центрального музея Военно-воздушных сил в посёлке Монино (Московская область).

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.