Бортстрелок

Погибли на "дальних 95-х"...

6 posts in this topic

2023 © К.Б.Стрельбицкий

(Москва, Российская Федерация)

 

 

ПОГИБЛИ НА «ДАЛЬНИХ ДЕВЯНОСТО ПЯТЫХ»…

(ЛЁТЧИКИ, ПОГИБШИЕ В КАТАСТРОФАХ САМОЛЁТОВ «Ту-95» СОВЕТСКОЙ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ В 1953 – 1987 ГОДАХ)

 

 

Предлагаемая ниже вашему вниманию работа автора является своего рода логическим продолжением его материала под названием «Погибли на «Эмках»… (Лётчики, погибшие в катастрофах самолётов «3М»  и «М-4» советской Дальней Авиации в 1955 – 1992 годах)», уже выложенного ранее в Сети https://trizna.ru/forum/topic/47473-погибли-на-эмках/ .

Нынешний материал посвящён потерям материальной части и личного состава в катастрофах периода 1953 – 1987 годов самолётов «семейства» «Ту-95», состоявших на вооружении советской Дальней Авиации (потери так же относящихся к нему машин типов «Ту-95РЦ» и «Ту-142» из состава Морской Авиации Советского Военно-Морского Флота и их экипажей в данной работе нами не рассматриваются).

Для автора самолёты «семейства» «Ту-95» – основные стратегические бомбардировщики и ракетоносцы Дальней Авиации с 1955 года и по настоящее время – являются «родными» по его срочной службе в 1985 – 1986 годах в её строевых частях: в 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии на аэродроме Украинка (гарнизон «Серышево-2» в Амурской области РСФСР) и в 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии на аэродроме Узин (гарнизон «Узин-2» в Киевской области УССР).   

В заключении к данной работе автор сообщает, что «… всего в 1953 – 1987 годах в 16 авиационных катастрофах самолётов «семейства» «Ту-95» советской Дальней Авиации … погибло … 111 человек (из которых к настоящему времени нами установлены имена лишь 78-ми)». Последнее нуждается здесь в следующем нашем пояснении: это связано с тем, что тяжёлые бомбардировочные авиационные полки Дальней Авиации, оснащённые самолётами «семейства» «Ту-95», базировались в советское время на аэродромах не только РСФСР, но и Украинской и Казахской ССР, и после распада СССР это привело к тому, что далеко не все их документы в конце концов отложились в нынешнем Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации в подмосковном Подольске. Так, например, вся 37-летняя советская история 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка (в котором в 1986 году в украинском Узине служил автор) «представлена» ныне в ЦА МО РФ … всего 2-мя (прописью – «двумя») архивными делами, а остальные документы этой части в 1992 году были, якобы, сданы в ГАМО Украины в Киеве (на самом деле большинство из них наверняка сразу же оказалось тогда «за океаном» или же в частных коллекциях по всему миру). И в то время, как очно известно, что этот полк в период 1957 – 1965 годов потерял в авиационных катастрофах 3 своих самолёта «Ту-95» и 30 военнослужащих, «благодаря» таковому положению дел с документами, нам на сегодняшний день удалось установить из них только: полностью по фамилиям, именам и отчествам – 10 человек (или 33% от известного общего количества погибших), по одним только фамилиям – 20 (67%), по воинским званиям – 5 (17%), по штатным должностям – 14 (47%).

Данная работа автора посвящена памяти всех советских военных (а так же гражданских) лётчиков, погибших в 1953 – 1987 годах, в период освоения и боевой эксплуатации Дальней Авиацией стратегических бомбардировщиков и ракетоносцев «семейства» «Ту-95». В хронологическом порядке этот скорбный список имён выглядит следующим образом:

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

11.05.1953

В результате катастрофы в районе города Ногинск (Московская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «Ту-95/1» погибли 3 члена его испытательного экипажа:

1. Кириченко Семён Семёнович – подполковник, штурман-испытатель, штурман кораблин

2. Перелёт Алексей Дмитриевич – майор, лётчик-испытатель, командир кораблин

3. Чернов А.Ф. – бортинженер-испытатель, бортовой инженер.

Так же в этой авиационной катастрофе погиб находившийся на борту самолёта техник по вибрационным испытаниям Большаков В.М.

 

24.11.1956

В результате катастрофы на аэродроме Узин (Киевская область УССР) стратегического бомбардировщика «Ту-95» (самолёт № 5800310) из состава 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 7 членов его экипажа:

1. Поднебесов Владимир Иванович – капитан, командир кораблин

2. Рассадников Н.М. – офицер (конкретное воинское звание не установлено), помощник командира кораблин

3. Кузенко В.А. – офицер (конкретное воинское звание не установлено), штурман

4. Машиев Ю.С. – офицер (конкретное воинское звание не установлено), старший воздушный стрелок-радист

5. Миловидов С.С. – офицер (конкретное воинское звание не установлено), старший бортовой техник

6. – военнослужащий срочной службы (конкретное воинское звание не установлено), командир огневых установок

7. – военнослужащий срочной службы (конкретное воинское звание не установлено), младший воздушный стрелок.

Кроме них, в результате данной авиационной катастрофы на земле погибло ещё 5 военнослужащих 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации (их ФИО, воинские звания и штатные должности не установлены).

 

16.03.1957

В результате катастрофы стратегического бомбардировщика «Ту-95» (самолёт № 6800310) Дальней Авиации погибли все 7 членов его экипажа (ФИО и воинские звания у всех не установлены).

 

08.1958

В результате катастрофы в районе города Куйбышева (Куйбышевская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «Ту-95» из состава 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 3 члена его экипажа:

1. - офицер, помощник командира кораблин

2. - офицер, штурман

3. - офицер, старший бортовой техник (ФИО и конкретные воинские звания всех не установлены).

 

20.09.1959

В результате катастрофы стратегического бомбардировщика «Ту-95» (самолёт № 6800305) Дальней Авиации погибли все 9 членов его экипажа (ФИО и воинские звания у всех не установлены).

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

05.01.1963

В результате катастрофы стратегического ракетоносца «Ту-95К» (самолёт № 8802004) Дальней Авиации погибли все 7 членов его экипажа (ФИО и воинские звания у всех не установлены).

 

26.08.1965

 В результате катастрофы в районе города Одессы (Одесская область РСФСР) стратегических бомбардировщиков «Ту-95» (самолёт № 6800403) и «Ту-95М» (самолёт № 7800504) из состава 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 15 членов их экипажей.

1. Тропынин Иосиф Андреевич – подполковник, командир полка, командир кораблин Ту-95М

2. Иванов Александр Фёдорович – майор, командир эскадрилии, командир кораблин Ту-95

3. Коваленко Николай Селивёрстович – гвардии майор

4. Колосницын Пётр Тимофеевич – капитан, старший бортовой техник кораблин Ту-95

5. Шевцов Николай Григорьевич офицер (конкретное воинское звание не установлено), старший бортовой техник кораблин Ту-95М

6. Бондаренко

7. Веснин

8. Гоголев

9. Каргин

10. Кондрашов

11. Пелых

12. Пидтилок

13. Струн

14. Сударев

15. Шашлов … (все – военнослужащие, воинские звания и штатные должности каждого, а так же их имена и отчества не установлены).

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

08.04.1976

В результате катастрофы стратегического ракетоносца «Ту-95К» (самолёт № 6800306) Дальней Авиации погибли 2 члена его экипажа:

1. Богачёв А.М. – сержант срочной службы, командир огневых установок

2. Мастряков А.Д. – рядовой срочной службы, младший воздушный стрелок.

 

05.10.1976

 В результате катастрофы в районе города Алма-Ата (Алма-Атинская область Казахской ССР) стратегического бомбардировщика «Ту-95» (самолёт № 5800205) из состава 1023-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 79-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 9 членов его экипажа:

1. Мальцев Виктор Васильевич – майор, командир кораблин

2. Гринин Анатолий Александрович – капитан, старший бортовой техник

3. Азимов Бахадир Каюмович – старший лейтенант, бортовой оператор радиоэлектронной борьбы  

4. Буценко Сергей Викторович – старший лейтенант, старший штурман

5. Ковалёв Виталий Илларионович – старший лейтенант, помощник командира кораблин

6. Трофимов Вячеслав Дмитриевич – старший лейтенант, младший штурман

7. Криволапов Юрий Николаевич – прапорщик, командир огневых установок

8. Якуб Николай Севастьянович – прапорщик, старший воздушный стрелок-радист

9. Ведерников Николай Александрович – рядовой срочной службы, младший воздушный стрелок.

 

26.08.1977

В результате катастрофы в районе Аральского моря 2 стратегических ракетоносцев «Ту-95К» (самолёты №№ 6802301 и 9802010; столкновение в воздухе) из состава 182-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 16 членов их экипажей.

Первый экипаж:

1. Гусев А.В. – гвардии капитан, помощник командира кораблин

2. Иванюк А.Г. – гвардии капитан, старший бортовой техник

3. Игнатенко В.Г. – гвардии капитан, старший штурман

4. Попов Павел Ф. – гвардии старший лейтенант, командир кораблин

5. Вахитов Р.З. – гвардии лейтенант, бортовой оператор радиоэлектронной борьбы 

6. Пятаков А.В. – гвардии лейтенант, младший штурман

7. Купеев Б.Б. – гвардии прапорщик, младший воздушный стрелок

8. Слисаренко Н.П. – гвардии прапорщик, командир огневых установок

9. Филенко Н.П. – гвардии прапорщик, старший воздушный стрелок-радист.

Второй экипаж:

1. Пушкарёв Н.Н. – гвардии капитан, старший бортовой техник

2. Бибишев Анатолий В. – гвардии старший лейтенант, командир кораблин

3. Вадиков А.И. – гвардии лейтенант, младший штурман

4. Мирошниченко С.В. – гвардии лейтенант, помощник командира кораблин

5. Рожков А.В. – гвардии лейтенант, старший штурман

6. Артьянов А.В. – гвардии прапорщик, старший воздушный стрелок-радист

7. Пожидаев А.И. – гвардии прапорщик, командир огневых установок.

Кроме них, в этой авиационной катастрофе погибли так же 3 стажёра –курсанты-рядовые 5-го курса одного из военных авиационных училищ – , проходившие перед выпуском из него так называемые «государственные полёты»:

1. Кузьмин В.А.

2. Никифоров М.Б. (оба – во втором экипаже),

3. Фомин Ю.А. (в первом экипаже).

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

28.01.1982

В результате катастрофы на аэродроме Раменское (Московская область РСФСР) стратегического ракетоносца «Ту-95М-55» (самолёт № 8800601) из состава 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 10 членов его испытательного экипажа:

1. Кульчицкий Николай Евгеньевич – Герой Советского Союза, капитан, лётчик-испытатель, командир кораблин

2. Шкатов Виктор Ильич – капитан, лётчик-испытатель, помощник командира кораблин

3. Амплеев Виталий Яковлевич – бортэлектрик-испытатель, бортовой электрик

4. Горсткин Игорь Николаевич – бортрадист-испытатель, бортовой радист

5. Жилин Александр Азарович – бортинженер-испытатель, бортовой инженер

6. Макаров Константин Павлович – бортмеханик-испытатель, бортовой механик

7. Николаичев Александр Николаевич – штурман-испытатель, штурман-навигатор

8. Серман Валерий Эдуардович – ведущий инженер

9. Сунгатулин Хайдар Измайлович – бортмеханик-испытатель, бортовой механик

10. Шевцов Александр Семёнович – штурман-испытатель, штурман-бортовой оператор.

 

15.05.1984

В результате катастрофы в районе аэродрома Моздок (Северо-Осетинская АССР, РСФСР) стратегического ракетоносца «Ту-95КМ» из состава 182-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 2 члена его экипажа:

1. Филиппов В.П. – гвардии прапорщик, младший воздушный стрелок

2. Филовченко Николай Николаевич – гвардии прапорщик, командир огневых установок.

 

28.09.1984

В результате катастрофы на аэродроме Жана-Семей (Семипалатинская область Казахской ССР) стратегического ракетоносца «Ту-95К» из состава 1226-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 79-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 2 члена его экипажа:

1. Лебедев Н.А. – прапорщик, младший воздушный стрелок

2. Сергеев С.Н. – прапорщик, командир огневых установок.

 

12.10.1985

В результате катастрофы в районе города Златоуста (Челябинская область РСФСР) стратегического ракетоносца «Ту-95К» из состава 79-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 6 членов его экипажа:

1. Шарнин В.Л. – майор, командир кораблин

2. Харчук А.С. – старший лейтенант, старший бортовой техник

3. Белосвят Л.И. – лейтенант, помощник командира кораблин

4. Петров В.В. – лейтенант, младший штурман

5. Телятников В.И. – старший сержант сверхсрочной службы, старший воздушный стрелок-радист

6. Власенков В.В. – рядовой срочной службы, командир огневых установок.

 

24.12.1987

В результате катастрофы в районе аэродрома Моздок (Северо-Осетинская АССР, РСФСР) стратегического ракетоносца «Ту-95К» (самолёт № 6002209) из состава 182-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 3 члена его экипажа:

1. Бугаев Александр П. – гвардии майор, командир отряда, командир кораблин

2. Артёмов А.В. – гвардии капитан, старший штурман

3. Жильцов Г.В. – гвардии старший лейтенант, помощник командира кораблин.

 

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Таким образом, всего в 1953 – 1987 годах в 16 авиационных катастрофах самолётов «семейства» «Ту-95» советской Дальней Авиации  (при этом было потеряно 17 таких машин, в том числе: Ту-95 и Ту-95К – по 7, Ту-95КМ, Ту-95М и Ту-95М-55 – по 1) погиб 101 военнослужащий, а так же 10 гражданских лётчиков, то есть в целом – 111 человек (из которых к настоящему времени нами установлены имена лишь 78-ми).

 

Хотя в настоящее время последние модификации самолётов «семейства» «Ту-95» – Ту-95МС и Ту-95МСМ – всё ещё продолжают состоять на вооружении Воздушно-космических сил России, в различных точках страны установлены четыре уже списанных, более ранних таких машины. Памятниками погибшим советским авиаторам – равно, как и вообще всем «дальникам», служившим на самолётах семейства «Ту-95» – являются:

- стратегические бомбардировщик «Ту-95Н» и ракетоносец «Ту-95МС» (машина № 64034202) – оба как натурные экспонаты Центрального музея Военно-воздушных сил в посёлке Монино (Московская область).

- стратегический ракетоносец «Ту-95К-20» (машина № 60802307) – как самолёт-памятник на аэродроме Дягилево (Рязанская область),

- стратегический ракетоносец «Ту-95К-22» (машина № – по различным данным – 65М52610 или 5365М52610) – как натурный экспонат Музея Дальней авиации на аэродроме Энгельс (Саратовская область).

Так же две списанные ранее машины «семейства» Ту-95 сохранились до настоящего времени на территории Украины:

- стратегический ракетоносец Ту-95МС (машина № 1000211732191 - ?) – как натурный экспонат Музея тяжёлой бомбардировочной авиации («Музей важкої бомбардувальної авіації») на территории бывшего гарнизона Дальней Авиации «Полтава-4» в городе Полтава (Полтавская область),

- учебный бомбардировщик «Ту-95У» (машина № 7800503; бывший стратегический бомбардировщик «Ту-95М») – как самолёт-памятник на территории бывшего гарнизона Дальней Авиации «Узин-2» в городе Узин (Киевская область).

 

На фотографии ниже – автор данного материала на фоне самолёта-памятника "Ту-95У", установленного на территории бывшего гарнизона Дальней Авиации «Узин-2» (город Узин Киевской области Украины, снимок 11.01.2007), где оба они служили в составе 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации: самолёт – в 1956 – 1988 годах, а автор – в 1986 году:

2007-01-11-3.jpg

 

Edited by Бортстрелок
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.