Опубликовано: 6 января, 2023 2023 © К.Б.Стрельбицкий (Москва, Российская Федерация) ПОГИБЛИ НА «ДАЛЬНИХ ДЕВЯНОСТО ПЯТЫХ»… (ЛЁТЧИКИ, ПОГИБШИЕ В КАТАСТРОФАХ САМОЛЁТОВ «Ту-95» СОВЕТСКОЙ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ В 1953 – 1987 ГОДАХ) Предлагаемая ниже вашему вниманию работа автора является своего рода логическим продолжением его материала под названием «Погибли на «Эмках»… (Лётчики, погибшие в катастрофах самолётов «3М» и «М-4» советской Дальней Авиации в 1955 – 1992 годах)», уже выложенного ранее в Сети – https://trizna.ru/forum/topic/47473-погибли-на-эмках/ . Нынешний материал посвящён потерям материальной части и личного состава в катастрофах периода 1953 – 1987 годов самолётов «семейства» «Ту-95», состоявших на вооружении советской Дальней Авиации (потери так же относящихся к нему машин типов «Ту-95РЦ» и «Ту-142» из состава Морской Авиации Советского Военно-Морского Флота и их экипажей в данной работе нами не рассматриваются). Для автора самолёты «семейства» «Ту-95» – основные стратегические бомбардировщики и ракетоносцы Дальней Авиации с 1955 года и по настоящее время – являются «родными» по его срочной службе в 1985 – 1986 годах в её строевых частях: в 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии на аэродроме Украинка (гарнизон «Серышево-2» в Амурской области РСФСР) и в 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии на аэродроме Узин (гарнизон «Узин-2» в Киевской области УССР). В заключении к данной работе автор сообщает, что «… всего в 1953 – 1987 годах в 16 авиационных катастрофах самолётов «семейства» «Ту-95» советской Дальней Авиации … погибло … 111 человек (из которых к настоящему времени нами установлены имена лишь 78-ми)». Последнее нуждается здесь в следующем нашем пояснении: это связано с тем, что тяжёлые бомбардировочные авиационные полки Дальней Авиации, оснащённые самолётами «семейства» «Ту-95», базировались в советское время на аэродромах не только РСФСР, но и Украинской и Казахской ССР, и после распада СССР это привело к тому, что далеко не все их документы в конце концов отложились в нынешнем Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации в подмосковном Подольске. Так, например, вся 37-летняя советская история 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка (в котором в 1986 году в украинском Узине служил автор) «представлена» ныне в ЦА МО РФ … всего 2-мя (прописью – «двумя») архивными делами, а остальные документы этой части в 1992 году были, якобы, сданы в ГАМО Украины в Киеве (на самом деле большинство из них наверняка сразу же оказалось тогда «за океаном» или же в частных коллекциях по всему миру). И в то время, как очно известно, что этот полк в период 1957 – 1965 годов потерял в авиационных катастрофах 3 своих самолёта «Ту-95» и 30 военнослужащих, «благодаря» таковому положению дел с документами, нам на сегодняшний день удалось установить из них только: полностью по фамилиям, именам и отчествам – 10 человек (или 33% от известного общего количества погибших), по одним только фамилиям – 20 (67%), по воинским званиям – 5 (17%), по штатным должностям – 14 (47%). Данная работа автора посвящена памяти всех советских военных (а так же гражданских) лётчиков, погибших в 1953 – 1987 годах, в период освоения и боевой эксплуатации Дальней Авиацией стратегических бомбардировщиков и ракетоносцев «семейства» «Ту-95». В хронологическом порядке этот скорбный список имён выглядит следующим образом: 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 января, 2023 11.05.1953 В результате катастрофы в районе города Ногинск (Московская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «Ту-95/1» погибли 3 члена его испытательного экипажа: 1. Кириченко Семён Семёнович – подполковник, штурман-испытатель, штурман кораблин 2. Перелёт Алексей Дмитриевич – майор, лётчик-испытатель, командир кораблин 3. Чернов А.Ф. – бортинженер-испытатель, бортовой инженер. Так же в этой авиационной катастрофе погиб находившийся на борту самолёта техник по вибрационным испытаниям Большаков В.М. 24.11.1956 В результате катастрофы на аэродроме Узин (Киевская область УССР) стратегического бомбардировщика «Ту-95» (самолёт № 5800310) из состава 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 7 членов его экипажа: 1. Поднебесов Владимир Иванович – капитан, командир кораблин 2. Рассадников Н.М. – офицер (конкретное воинское звание не установлено), помощник командира кораблин 3. Кузенко В.А. – офицер (конкретное воинское звание не установлено), штурман 4. Машиев Ю.С. – офицер (конкретное воинское звание не установлено), старший воздушный стрелок-радист 5. Миловидов С.С. – офицер (конкретное воинское звание не установлено), старший бортовой техник 6. … – военнослужащий срочной службы (конкретное воинское звание не установлено), командир огневых установок 7. … – военнослужащий срочной службы (конкретное воинское звание не установлено), младший воздушный стрелок. Кроме них, в результате данной авиационной катастрофы на земле погибло ещё 5 военнослужащих 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации (их ФИО, воинские звания и штатные должности не установлены). 16.03.1957 В результате катастрофы стратегического бомбардировщика «Ту-95» (самолёт № 6800310) Дальней Авиации погибли все 7 членов его экипажа (ФИО и воинские звания у всех не установлены). 08.1958 В результате катастрофы в районе города Куйбышева (Куйбышевская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «Ту-95» из состава 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 3 члена его экипажа: 1. … - офицер, помощник командира кораблин 2. … - офицер, штурман 3. … - офицер, старший бортовой техник (ФИО и конкретные воинские звания всех не установлены). 20.09.1959 В результате катастрофы стратегического бомбардировщика «Ту-95» (самолёт № 6800305) Дальней Авиации погибли все 9 членов его экипажа (ФИО и воинские звания у всех не установлены). 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 января, 2023 05.01.1963 В результате катастрофы стратегического ракетоносца «Ту-95К» (самолёт № 8802004) Дальней Авиации погибли все 7 членов его экипажа (ФИО и воинские звания у всех не установлены). 26.08.1965 В результате катастрофы в районе города Одессы (Одесская область РСФСР) стратегических бомбардировщиков «Ту-95» (самолёт № 6800403) и «Ту-95М» (самолёт № 7800504) из состава 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 15 членов их экипажей. 1. Тропынин Иосиф Андреевич – подполковник, командир полка, командир кораблин Ту-95М 2. Иванов Александр Фёдорович – майор, командир эскадрилии, командир кораблин Ту-95 3. Коваленко Николай Селивёрстович – гвардии майор 4. Колосницын Пётр Тимофеевич – капитан, старший бортовой техник кораблин Ту-95 5. Шевцов Николай Григорьевич – офицер (конкретное воинское звание не установлено), старший бортовой техник кораблин Ту-95М 6. Бондаренко … 7. Веснин … 8. Гоголев … 9. Каргин … 10. Кондрашов … 11. Пелых … 12. Пидтилок … 13. Струн … 14. Сударев … 15. Шашлов … (все – военнослужащие, воинские звания и штатные должности каждого, а так же их имена и отчества не установлены). 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 января, 2023 08.04.1976 В результате катастрофы стратегического ракетоносца «Ту-95К» (самолёт № 6800306) Дальней Авиации погибли 2 члена его экипажа: 1. Богачёв А.М. – сержант срочной службы, командир огневых установок 2. Мастряков А.Д. – рядовой срочной службы, младший воздушный стрелок. 05.10.1976 В результате катастрофы в районе города Алма-Ата (Алма-Атинская область Казахской ССР) стратегического бомбардировщика «Ту-95» (самолёт № 5800205) из состава 1023-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 79-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 9 членов его экипажа: 1. Мальцев Виктор Васильевич – майор, командир кораблин 2. Гринин Анатолий Александрович – капитан, старший бортовой техник 3. Азимов Бахадир Каюмович – старший лейтенант, бортовой оператор радиоэлектронной борьбы 4. Буценко Сергей Викторович – старший лейтенант, старший штурман 5. Ковалёв Виталий Илларионович – старший лейтенант, помощник командира кораблин 6. Трофимов Вячеслав Дмитриевич – старший лейтенант, младший штурман 7. Криволапов Юрий Николаевич – прапорщик, командир огневых установок 8. Якуб Николай Севастьянович – прапорщик, старший воздушный стрелок-радист 9. Ведерников Николай Александрович – рядовой срочной службы, младший воздушный стрелок. 26.08.1977 В результате катастрофы в районе Аральского моря 2 стратегических ракетоносцев «Ту-95К» (самолёты №№ 6802301 и 9802010; столкновение в воздухе) из состава 182-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 16 членов их экипажей. Первый экипаж: 1. Гусев А.В. – гвардии капитан, помощник командира кораблин 2. Иванюк А.Г. – гвардии капитан, старший бортовой техник 3. Игнатенко В.Г. – гвардии капитан, старший штурман 4. Попов Павел Ф. – гвардии старший лейтенант, командир кораблин 5. Вахитов Р.З. – гвардии лейтенант, бортовой оператор радиоэлектронной борьбы 6. Пятаков А.В. – гвардии лейтенант, младший штурман 7. Купеев Б.Б. – гвардии прапорщик, младший воздушный стрелок 8. Слисаренко Н.П. – гвардии прапорщик, командир огневых установок 9. Филенко Н.П. – гвардии прапорщик, старший воздушный стрелок-радист. Второй экипаж: 1. Пушкарёв Н.Н. – гвардии капитан, старший бортовой техник 2. Бибишев Анатолий В. – гвардии старший лейтенант, командир кораблин 3. Вадиков А.И. – гвардии лейтенант, младший штурман 4. Мирошниченко С.В. – гвардии лейтенант, помощник командира кораблин 5. Рожков А.В. – гвардии лейтенант, старший штурман 6. Артьянов А.В. – гвардии прапорщик, старший воздушный стрелок-радист 7. Пожидаев А.И. – гвардии прапорщик, командир огневых установок. Кроме них, в этой авиационной катастрофе погибли так же 3 стажёра –курсанты-рядовые 5-го курса одного из военных авиационных училищ – , проходившие перед выпуском из него так называемые «государственные полёты»: 1. Кузьмин В.А. 2. Никифоров М.Б. (оба – во втором экипаже), 3. Фомин Ю.А. (в первом экипаже). 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 января, 2023 28.01.1982 В результате катастрофы на аэродроме Раменское (Московская область РСФСР) стратегического ракетоносца «Ту-95М-55» (самолёт № 8800601) из состава 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 10 членов его испытательного экипажа: 1. Кульчицкий Николай Евгеньевич – Герой Советского Союза, капитан, лётчик-испытатель, командир кораблин 2. Шкатов Виктор Ильич – капитан, лётчик-испытатель, помощник командира кораблин 3. Амплеев Виталий Яковлевич – бортэлектрик-испытатель, бортовой электрик 4. Горсткин Игорь Николаевич – бортрадист-испытатель, бортовой радист 5. Жилин Александр Азарович – бортинженер-испытатель, бортовой инженер 6. Макаров Константин Павлович – бортмеханик-испытатель, бортовой механик 7. Николаичев Александр Николаевич – штурман-испытатель, штурман-навигатор 8. Серман Валерий Эдуардович – ведущий инженер 9. Сунгатулин Хайдар Измайлович – бортмеханик-испытатель, бортовой механик 10. Шевцов Александр Семёнович – штурман-испытатель, штурман-бортовой оператор. 15.05.1984 В результате катастрофы в районе аэродрома Моздок (Северо-Осетинская АССР, РСФСР) стратегического ракетоносца «Ту-95КМ» из состава 182-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 2 члена его экипажа: 1. Филиппов В.П. – гвардии прапорщик, младший воздушный стрелок 2. Филовченко Николай Николаевич – гвардии прапорщик, командир огневых установок. 28.09.1984 В результате катастрофы на аэродроме Жана-Семей (Семипалатинская область Казахской ССР) стратегического ракетоносца «Ту-95К» из состава 1226-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 79-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 2 члена его экипажа: 1. Лебедев Н.А. – прапорщик, младший воздушный стрелок 2. Сергеев С.Н. – прапорщик, командир огневых установок. 12.10.1985 В результате катастрофы в районе города Златоуста (Челябинская область РСФСР) стратегического ракетоносца «Ту-95К» из состава 79-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 6 членов его экипажа: 1. Шарнин В.Л. – майор, командир кораблин 2. Харчук А.С. – старший лейтенант, старший бортовой техник 3. Белосвят Л.И. – лейтенант, помощник командира кораблин 4. Петров В.В. – лейтенант, младший штурман 5. Телятников В.И. – старший сержант сверхсрочной службы, старший воздушный стрелок-радист 6. Власенков В.В. – рядовой срочной службы, командир огневых установок. 24.12.1987 В результате катастрофы в районе аэродрома Моздок (Северо-Осетинская АССР, РСФСР) стратегического ракетоносца «Ту-95К» (самолёт № 6002209) из состава 182-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 3 члена его экипажа: 1. Бугаев Александр П. – гвардии майор, командир отряда, командир кораблин 2. Артёмов А.В. – гвардии капитан, старший штурман 3. Жильцов Г.В. – гвардии старший лейтенант, помощник командира кораблин. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 января, 2023 (изменено) Таким образом, всего в 1953 – 1987 годах в 16 авиационных катастрофах самолётов «семейства» «Ту-95» советской Дальней Авиации (при этом было потеряно 17 таких машин, в том числе: Ту-95 и Ту-95К – по 7, Ту-95КМ, Ту-95М и Ту-95М-55 – по 1) погиб 101 военнослужащий, а так же 10 гражданских лётчиков, то есть в целом – 111 человек (из которых к настоящему времени нами установлены имена лишь 78-ми). Хотя в настоящее время последние модификации самолётов «семейства» «Ту-95» – Ту-95МС и Ту-95МСМ – всё ещё продолжают состоять на вооружении Воздушно-космических сил России, в различных точках страны установлены четыре уже списанных, более ранних таких машины. Памятниками погибшим советским авиаторам – равно, как и вообще всем «дальникам», служившим на самолётах семейства «Ту-95» – являются: - стратегические бомбардировщик «Ту-95Н» и ракетоносец «Ту-95МС» (машина № 64034202) – оба как натурные экспонаты Центрального музея Военно-воздушных сил в посёлке Монино (Московская область). - стратегический ракетоносец «Ту-95К-20» (машина № 60802307) – как самолёт-памятник на аэродроме Дягилево (Рязанская область), - стратегический ракетоносец «Ту-95К-22» (машина № – по различным данным – 65М52610 или 5365М52610) – как натурный экспонат Музея Дальней авиации на аэродроме Энгельс (Саратовская область). Так же две списанные ранее машины «семейства» Ту-95 сохранились до настоящего времени на территории Украины: - стратегический ракетоносец Ту-95МС (машина № 1000211732191 - ?) – как натурный экспонат Музея тяжёлой бомбардировочной авиации («Музей важкої бомбардувальної авіації») на территории бывшего гарнизона Дальней Авиации «Полтава-4» в городе Полтава (Полтавская область), - учебный бомбардировщик «Ту-95У» (машина № 7800503; бывший стратегический бомбардировщик «Ту-95М») – как самолёт-памятник на территории бывшего гарнизона Дальней Авиации «Узин-2» в городе Узин (Киевская область). На фотографии ниже – автор данного материала на фоне самолёта-памятника "Ту-95У", установленного на территории бывшего гарнизона Дальней Авиации «Узин-2» (город Узин Киевской области Украины, снимок 11.01.2007), где оба они служили в составе 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации: самолёт – в 1956 – 1988 годах, а автор – в 1986 году: Изменено 6 января, 2023 пользователем Бортстрелок 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах