Sign in to follow this  
Followers 0
Семвал

Пе-2 Землянск 1942 год, Брянский и Воронежский фронт.. Экспедиция 2021 года в ноябре-декабре.

23 posts in this topic

Пе-2 с 284 БАД, Землянск 1942 год. Боевые действия Брянского и Воронежского фронтов. 

В прошлом году поисковый отряд "Дон" под руководством Сегодина Михаила Михайловича выезжал в экспедицию в г. Землянск для поднятия фрагментов Пе-2.  При работе на месте падения самолёта были извлечены фрагменты, но в течении 9 месяцев номеров найдено не было. В начале августа 2022 года был найден номер двигателя РА145-1060  и некоторые номера заводских клейм. В районе Землянска совершали боевые вылеты экипажи 284 БАД. В частности 32 БАП, 778 БАП, 507 БАП, 640 НБАП, 701 НБАП. Есть версия, что Пе-2 были  сбиты противником в июле, августе, сентябре и октябре1942 года возле населенных пунктов Малая Верейка (севернее Землянска), Спасское (севернее Землянска), Губарево( юго-восточнее п.Землянск, Лебяжье (восточнее). Нас интересует место на юго-востоке от Землянска в 3 км. Помощь была оказана в теме: Малышевская переправа ДБ-3. Ищем номер самолёта и фамилии экипажа Пе-2. Номер дв. РА 145-1060

20220801_150231.jpg

20220802_140521.jpg

20220802_140607.jpg

20220801_181309.jpg

261651854_6791660030907559_6326276178334083729_n.jpg

IMG-20211201-WA0007.jpg

261787008_6791653497574879_8861188755500456903_n.jpg

1 декабря 2021 года. Чернышов Валерий Петрович..jpg

ПО Дон. Чернышов. Землянск. Подъем фрагментов Пе-2.jpg

Edited by Семвал
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

По этому номеру несколько дней назад мне звонил Валерий Петрович Чернышов (на фото в этой теме чистит обломки). После нескольких звонков и уточнений экипаж удалось установить.

В списке потерь 15 ВА среди не вернувшихся с боевого задания в период с 4.7.1942 по 6.8.1942:

Пе-2 №2106 моторы М-105РА №№ 145-1177 и 145-1060 в 32 лбап.

В книге учета потерь 32 бап:

6.7.1942 р-н Землянск Пе-2 (дописано карандашом - 2106) экипаж мл. л-т Ширков Д.И. -  л-т Сизов А.И. - с-т Серединцев В. (Ширков и Серединцев обведены красным карандашом и пронумерованы - потери). (сбит) ИА . После бомбометания звено Межак, попав в зону ЗА, отбилось от основного строя, расстроилось. Выйдя из зоны огня ЗА, было атаковано ИА. Самолеты Межак и Бригадзе были подожжены, горящими пошли на снижение. Самолет Ширкова не горел, но с резким снижением (пикированием) пошел к земле. Об экипажах и самолетах известно только одно, что из одного самолета видели 2 парашютистов на нашей территории.

Межак на вынужденную в районе Усмани, Бригадзе сел на аэродроме Липецк. Из экипажа Ширкова вернулся Сизов, выпрыгнул с парашютом в районе Хвощеватка. Об экипаже ничего не знает.

Штурман Сизов погиб 31.7.1942 в составе экипажа Косамалиева в районе Лебяжье. Валерий Петрович Чернышов с коллегами поднимал и этот самолет, припоминаю, что я участвовал в определении экипажа.

мл. л-т Ширков Дмитрий Васильевич, 1918 г.р. Ярославская обл., Некоузский р-н

л-т Сизов Алексей Иосифович 1919 г.р. Тульская обл.

с-т Серединцев Валентин Иванович 1919 г.р. Сталинградская область, г. Фролов

Edited by linnet
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

фото Ширков Дмитрий Васильевич (часть документов в ОБД/ПМ как Широков)

ширков.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, linnet сказал:

По этому номеру несколько дней назад мне звонил Валерий Петрович Чернышов (на фото в этой теме чистит обломки). После нескольких звонков и уточнений экипаж удалось установить.

В списке потерь 15 ВА среди не вернувшихся с боевого задания в период с 4.7.1942 по 6.8.1942:

Пе-2 №2106 моторы М-105РА №№ 145-1177 и 145-1060 в 32 лбап.

В книге учета потерь 32 бап:

6.7.1942 р-н Землянск Пе-2 (дописано карандашом - 2106) экипаж мл. л-т Ширков Д.И. -  л-т Сизов А.И. - с-т Серединцев В. (Ширков и Серединцев обведены красным карандашом и пронумерованы - потери). (сбит) ИА . После бомбометания звено Межак, попав в зону ЗА, отбилось от основного строя, расстроилось. Выйдя из зоны огня ЗА, было атаковано ИА. Самолеты Межак и Бригадзе были подожжены, горящими пошли на снижение. Самолет Ширкова не горел, но с резким снижением (пикированием) пошел к земле. Об экипажах и самолетах известно только одно, что из одного самолета видели 2 парашютистов на нашей территории.

Межак на вынужденную в районе Усмани, Бригадзе сел на аэродроме Липецк. Из экипажа Ширкова вернулся Сизов, выпрыгнул с парашютом в районе Хвощеватка. Об экипаже ничего не знает.

Штурман Сизов погиб 31.7.1942 в составе экипажа Косамалиева в районе Лебяжье. Валерий Петрович Чернышов с коллегами поднимал и этот самолет, припоминаю, что я участвовал в определении экипажа.

мл. л-т Ширков Дмитрий Васильевич, 1918 г.р. Ярославская обл., Некоузский р-н

л-т Сизов Алексей Иосифович 1919 г.р. Тульская обл.

с-т Серединцев Валентин Иванович 1919 г.р. Сталинградская область, г. Фролов

Огромное спасибо за такой труд и за помощь!!! Вы нам очень помогли. Теперь будем искать родственников. 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хвощеватка в 25 км от Землянска. Как далеко нашли самолет от Землянска и Хвощеватки? Сомнения.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Семвал , "...мл. л-т Ширков Дмитрий Васильевич, 1918 г.р. Ярославская обл., Некоузский р-н" - будете искать его потомков на родине, сразу обращайтесь по эл.адресу нашего ярославского коллеги с большим таким опытом - только что указал его (эл.адрес) в "Личном сообщении" Вам.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Подождите искать родственников. Нужно проверить по месту подходит ли?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
37 минут назад, linnet сказал:

Хвощеватка в 25 км от Землянска. Как далеко нашли самолет от Землянска и Хвощеватки? Сомнения.

Работы велись в 2 км от Землянска в овраге на юго - восток. Там и подняли фрагменты. До Хвощеватки 25 км.

Edited by Семвал
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
28 минут назад, linnet сказал:

Подождите искать родственников. Нужно проверить по месту подходит ли?

Я понял. Подождём

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Только сейчас нашел, что за источник указывает на другой экипаж.

Приказы 284 бад, о списании мат. части., есть запись:

Самолет Пе-2 №21/06 с моторами М-105 РА №№ 145-1177 и 145-1060 (нечетко) ?.7.42 летчик Белан Федор Федорович, при выполнении боевого задания на территории занятой противником, подожжен истребителями противника, самолет и мотор сгорели.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
34 минуты назад, Бортстрелок сказал:

@Семвал , "...мл. л-т Ширков Дмитрий Васильевич, 1918 г.р. Ярославская обл., Некоузский р-н" - будете искать его потомков на родине, сразу обращайтесь по эл.адресу нашего ярославского коллеги с большим таким опытом - только что указал его (эл.адрес) в "Личном сообщении" Вам.

Спасибо! Если подтвердится, обязательно будем общаться.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 минуты назад, linnet сказал:

Только сейчас нашел, что за источник указывает на другой экипаж.

Приказы 284 бад, о списании мат. части., есть запись:

Самолет Пе-2 №21/06 с моторами М-105 РА №№ 145-1177 и 145-1060 (нечетко) ?.7.42 летчик Белан Федор Федорович, при выполнении боевого задания на территории занятой противником, подожжен истребителями противника, самолет и мотор сгорели.

Большое спасибо!!!  

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пе-2 №2106 ? В источнике из 32 бап карандашом написано 2006.

26.07.1942
Белан Федор (Петр?) Федорович    мл л-т 

 Захарченко Василий Гаврилович   ст л-т    
Брус Петр Федотович   с-на  

18.55  цель Н. Павловка, Спасское, при отходе от цели атакован ИА, на территории противника /Белан с парашютом, был в плену, бежал, в ЗАПе инструктор
 
 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 минуты назад, linnet сказал:

Пе-2 №2106 ? В источнике из 32 бап карандашом написано 2006.

26.07.1942
Белан Федор (Петр?) Федорович    мл л-т 

 Захарченко Василий Гаврилович   ст л-т    
Брус Петр Федотович   с-на  

18.55  цель Н. Павловка, Спасское, при отходе от цели атакован ИА, на территории противника /Белан с парашютом, был в плену, бежал, в ЗАПе инструктор
 
 

Отлично! Завтра с Валерием Петровичем переговорю и доложу информацию.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Попытки определиться по месту потери самолета Белана.

ЖБД. 26.7.42 вылет в 18.07. задача: уничтожить скопление войск противника в р-не Ново-Павловка и Спасское, и там же переправы. Время бомбометания 18.53, посадка оставшейся группы в 19.32.

Бомбил лес севернее Долгое, опушка леса. 18.54 атакован 9 Ме-109, после бомбометания. 18.55 атака 4 Ме-110, подожгли мл. л-та Белана, упал в районе зенитного огня. Атаки продолжены до реки Снова, в р-не В. Колыбелька в 19.05 атакой 8 истребит. подожжен самолет к-на Кочерова, пошел со снижением, упал в районе Колыбелька. В районе цели был сильный огонь ЗА, пробоины у самолетов от 1 до 3х.

 

!  Первичная задача и фактическая цель разные? Долгое (если это оно) в 5 км от Землянска, на СЗ. Плюс 2 км от Землянска до цели. Уходила группа на СВ. Т.е. разворот в 7км это многовато?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
21 минуту назад, linnet сказал:

Попытки определиться по месту потери самолета Белана.

ЖБД. 26.7.42 вылет в 18.07. задача: уничтожить скопление войск противника в р-не Ново-Павловка и Спасское, и там же переправы. Время бомбометания 18.53, посадка оставшейся группы в 19.32.

Бомбил лес севернее Долгое, опушка леса. 18.54 атакован 9 Ме-109, после бомбометания. 18.55 атака 4 Ме-110, подожгли мл. л-та Белана, упал в районе зенитного огня. Атаки продолжены до реки Снова, в р-не В. Колыбелька в 19.05 атакой 8 истребит. подожжен самолет к-на Кочерова, пошел со снижением, упал в районе Колыбелька. В районе цели был сильный огонь ЗА, пробоины у самолетов от 1 до 3х.

 

!  Первичная задача и фактическая цель разные? Долгое (если это оно) в 5 км от Землянска, на СЗ. Плюс 2 км от Землянска до цели. Уходила группа на СВ. Т.е. разворот в 7км это многовато?

 

Карта Землянска.jpg

Долгое. Верейка. Землянск..jpg

Землянск. Место падения Пе-2.jpg

Edited by Семвал
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, linnet сказал:

Попытки определиться по месту потери самолета Белана.

ЖБД. 26.7.42 вылет в 18.07. задача: уничтожить скопление войск противника в р-не Ново-Павловка и Спасское, и там же переправы. Время бомбометания 18.53, посадка оставшейся группы в 19.32.

Бомбил лес севернее Долгое, опушка леса. 18.54 атакован 9 Ме-109, после бомбометания. 18.55 атака 4 Ме-110, подожгли мл. л-та Белана, упал в районе зенитного огня. Атаки продолжены до реки Снова, в р-не В. Колыбелька в 19.05 атакой 8 истребит. подожжен самолет к-на Кочерова, пошел со снижением, упал в районе Колыбелька. В районе цели был сильный огонь ЗА, пробоины у самолетов от 1 до 3х.

 

!  Первичная задача и фактическая цель разные? Долгое (если это оно) в 5 км от Землянска, на СЗ. Плюс 2 км от Землянска до цели. Уходила группа на СВ. Т.е. разворот в 7км это многовато?

Самолет Белана упал вблизи села Малая Верейка (похоже, что такой подробной информацией поделился кто-то из родственников) – см. здесь: http://allaces.ru/p/people.php?id=17429

Цитата: «… 26.07.42 г. в ходе операции опергруппы генерал-лейтенанта Чибисова на Брянском фронте 7 бомбардировщиков Пе-2 из состава 32 бап в сопровождении 5 истребителей Миг-3 вылетели на бомбардировку частей противника в район села Малая Верейка. Около 19:00 во время нахождения над целью группа попала под огонь немецкой зенитной артиллерии и подверглась атакам вражеских истребителей, в результате чего один самолет Пе-2 был подбит и, быстро теряя высоту, пошел к земле над контролируемой немцами территорией. С боевого задания в тот день он не возвратился.

Экипаж самолета: пилот мл. лейтенант Белан, штурман ст. лейтенант Захарченко и стрелок-радист сержант Брусс, в документах был записан в графу не вернувшихся с боевого задания.

Фактически самолет Пе-2 был сбит в районе села Малая Верейка, примерно в 6-7 километрах севернее города Землянск. Получив повреждения, бомбардировщик потерял управление и стал падать вниз. Мл. лейтенант Белан успел дать команду экипажу покинуть самолет и сам с высоты 600-700 метров выпрыгнул с парашютом.

Пе-2 упал вблизи села, а спасшийся от смерти летчик стал медленно опускаться вслед за ним под куполом парашюта. К району рощи в 1 километре севернее Малой Верейки, куда беспомощно спускался летчик, побежали группы находившихся поблизости немецких солдат. Шансов уйти от них у него уже не было. Едва приземлившись, Белан был взят в плен. Судьбу своего экипажа он не знал, спасся ли кто-либо из них на парашюте он, судя по всему, не видел».

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

6.7.42 32 бап базировался на аэродром Соколовка

Оперсводка 284 бад 26.7.42 потери 32 бап №№ 2002 и 2106 (Единица исправлена) Кочерова и Белана.

В списке потерь 32 бап, там где Ширков - 2106, Кочеров тоже 2002, а Белан - 2006.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Таблица потерь по полкам 284 бад. 6.7.42 Ширков №2006, Белан №2106.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за информацию! Всё запишу и передам В. Петровичу. Я изучил боевой путь политрука, командира экипажа Пе-2 Шипуля Ивана Сафроновича самолет которого был подбит в районе Землянск. Он был в плену у немцев после неудачного приземления на парашюте в Землянске и позже был помещен в лагерь для военнопленных в населенном пункте Курской области г.Касторное. В 43 году наши войска освободили пленных. В ж.б.д. 778 БАП за 15.09.42 г. обозначены цели для бомбометания. Среди населенных пунктов значатся Губарево, Землянск, Перлёвка, Нижнедевицк, Мурмажи, Малая Верейка. 15.09.42 два Пе-2 были подбиты з.а. противника. Самолёт №1311 в составе экипажа: Шипуля, Новиков, Елуков упал в районе Землянск. Елуков Федор Андреевич - стрелок радист остался живым, есть фото,  Шипуля Иван Сафронович дослужился до звания п/полковника, преподавал в Ленинграде в авиационном училище, Новиков Матвей Васльевич 1918 г.р. возможно тоже остался живым, но по документам б/п с 15.09.1942 года. Сейчас пытаюсь выйти на тех жителей  родители которых общались с Иваном Сафроновичем Шипуля. Может есть информация о его боевых сослуживцах. Он приезжал после ВОВ в Землянск и Рамонь. Жил Воронежской области возможно в Касторном. 

Шипуля в Землянске.jpg

Шипуля И.С. фото.jpg

Edited by Семвал
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 05.08.2022 в 21:22, linnet сказал:

Попытки определиться по месту потери самолета Белана.

ЖБД. 26.7.42 вылет в 18.07. задача: уничтожить скопление войск противника в р-не Ново-Павловка и Спасское, и там же переправы. Время бомбометания 18.53, посадка оставшейся группы в 19.32.

Бомбил лес севернее Долгое, опушка леса. 18.54 атакован 9 Ме-109, после бомбометания. 18.55 атака 4 Ме-110, подожгли мл. л-та Белана, упал в районе зенитного огня. Атаки продолжены до реки Снова, в р-не В. Колыбелька в 19.05 атакой 8 истребит. подожжен самолет к-на Кочерова, пошел со снижением, упал в районе Колыбелька. В районе цели был сильный огонь ЗА, пробоины у самолетов от 1 до 3х.

 

!  Первичная задача и фактическая цель разные? Долгое (если это оно) в 5 км от Землянска, на СЗ. Плюс 2 км от Землянска до цели. Уходила группа на СВ. Т.е. разворот в 7км это многовато?

 

Землянск. В. Колыбелька, Спасское..jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.