Алекс21

Восьмая "пешка" в районе балки Сухая Мечётка, Пе-2 6/116, экипаж к-на Обойщика А.М.

43 сообщения в этой теме

Уважаемые коллеги!

Недавно разрешилась, остались нюансы, ещё одна история по установлению экипажа самолёта Пе-2, не вернувшегося из боевого вылёта в далёком 42-м году под Сталинградом.

В первую очередь хочу выразить свою признательность и благодарность за информационную помощь в установлении экипажа нашим коллегам:

Андрею SKYLARK, Сергею СИНД, Прокофьеву Илье, Борису LINNET.

История очень долгая и на первый взгляд, очень запутанная. Тем не менее поиск и установление именно этого экипажа происходило на страницах нашего форума в теме, которая имеет название "Пе-2 № 4/112 в районе балки Сухая Мечётка".

 https://trizna.ru/forum/topic/46273-%D0%BF%D0%B5-2-%E2%84%96-4112-%D0%B2-%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD%D0%B5-%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0-%D1%8F%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F/?page=1

 Первые 2 страницы в этой теме посвящены находкам, которые сделаны нашим коллегой Виталием Greenland, на этом МП. Потом последовали новые находки, которые и дали название всей теме - самолёту Пе-2 № 4/112. Получилось опять, по аналогии с темой про Пе-2 № 07-140 и Пе-2 № 2707, в одной теме освещение судьбы 2-х самолётов и их экипажей. Теперь я создаю отдельную тему.

Меня не оставляло чувство раздвоенности по информации, изложенной в теме. Борис Linnet уловил этот момент, когда высказался о большом количестве номеров моторов на одном МП.  

Как говориться: к самолётам надо возвращаться! И я вернулся к этой теме.

Свои мысли я изложил в письме Андрею SKYLARK, так как он активно участвовал практически во всех темах, посвящённых найденным "пешкам" в районе балки Сухая Мечётка, да и в других тоже.

Андрей, добрый день!!!

Необходима твоя помощь!

Описываю ситуацию: в этой теме про Пе-2 № 04-112 в процессе установления судьбы самолёта были найдены несколько номеров разных моторов, а именно: Х4-102, 23- и Х3-883, и только потом, в 50 метрах от пятна обломков с предыдущими номерами, номер мотора 22-529 и шильда с номером самолёта 04-112. Борис Давыдов выразил закономерное сомнение в том, а не принадлежат ли найденные номера другому самолёту? Слишком много номеров (!) для одного самолёта. И это как бы не смущало, потому что до этого был поиск номеров и установление судьбы самолёта Пе-2 № 07-140, где также были найдены несколько разных номеров моторов.

Шло время, у меня появился снимок Люфтваффе района Орловки от 02.10.42 года. Некоторые коллеги пользовались методом наложения старых фотоснимков на современные гуглкарты и работали по полученным результатам в полях. Например, у нас на Кубани ребята находили старые траншеи с погибшими бойцами в поле и погрешность находки траншеи не превышала 1,5-2 метра. 

Решил и я попробовать этот метод, пришлось попотеть. И результаты превзошли все мои ожидания!!! На снимке удалось рассмотреть МП нескольких "пешек" - 07-99, 09-99, 20-103., которые погибли в этом районе до 02.10.42 года. При детальном изучении снимка нашёл ещё несколько заслуживающих внимания моментов - возможных мест крушения самолётов, в том числе немецких. При наложении координат найденного обломка Ю-87 с номером 2163 на местность, место нахождения совпало с видимыми на снимке обломками самолёта, находящимися в поле. Ю-87 № 2163 погиб 26.09.42 года.

Обратил внимание на совпадение нынешних координат места гибели Пе-2 № 04-112 с такими же видимыми на снимке обломками самолёта в поле. Но, стоп!!! Самолёт Пе-2 № 04-112 погиб 15 января 1943 года, значит его обломков на снимке от 02.10.42 года быть НЕ ДОЛЖНО!!! И тут я вспомнил, что в теме как раз и возникал вопрос о многочисленных номерах моторов, найденных в одном месте, с разлётом не более 50 метров. 

Получается, что в одном месте местности с разницей в несколько месяцкв упали два самолёта одного типа!!!

Я уже отработал с Ильеё Прокофьевым имеющиеся в его распоряжении номера самолётов 107-й серии, вечером ещё напишу Борису Давыдову, может быть он сможет чем то помочь в плане номеров моторов по 107-й серии.

Мысль такая: раз на МП были найдены обломки с серией самолёта -107, и номера моторов, стоявших также на самолётах 107-й серии, то хочу попробовать отработать эту серию по параллельному варианту, то есть по сводкам, выпискам, рапортам, донесениям, картам из этого района.

Поэтому обращаюсь к тебе - может быть ты встречал где то в документах упоминание об упавшем в августе-сентябре в районе балки Сухой Мечётки самолёте Пе-2?

У тебя уже получалось своими находками в документах направлять ход поисков в правильное русло, например Пе-2 № 9-99, 12-94, эта "пешка" и многие другие.

Как видно из этого списка, пока неполного, что блукаем где то вокруг, но очень близко!!! И хотя Борис дал расклад по номеру 4-102 и по 23-883, и по самолёту Пе-2 №17/108, предполагаю, что где то какая то зацепка есть.

Постараюсь методом просеивания информации, или методом исключения, всё таки найти ответ на эту загадку.

Вчера Виталий выезжал на МП, нашёл ещё несколько верховых обломков, только одно клеймо 22-го завода, очень грязно, еле доехали. Будем искать до победного конца.

Вопрос ещё и в том, чьи останки, а это как минимум останки двух членов экипажа, он нашёл тогда в пятне обломков между номеров Х4-102 и Х3-883. Они ещё лежат, пока не захоронены как подобает, с воинскими почестями.

Вот такая задача. Надеюсь на твою помощь.

Вот так начался поиск, в результате которого была выяснения судьба и установлены места гибели 3-х самолётов Пе-2: №№ 1/98, 4/107 и 6/116.

 

 

 

Вырезки из фото.docx

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В данной теме пойдёт речь о Пе-2 № 6/116. Благодаря современным средствам связи удавалось быстро доносить свои мысли коллегам и получать от них ответы.

26 марта этого года Виталий Greenland смог выбраться на МП с целью дальнейшей его отработки. Итоги выезда не заставили себя ждать, среди немногочисленных обломков был найден фрагмент шильды с серией самолёта П 107 -....., а также фрагмент мотора с окончанием номера - 827. 

Среди списков 275 БАП числился самолёт с очень похожими данными Пе-2 № 4-107 с моторами К23-827 и К23-833, пришлось взять его в разработку...

Оказалось, что этот борт был сбит ИА противника на взлёте с аэродрома В.Погромное рано утром 17.08.42 года, но смог приземлиться горящим на шасси в нескольких километрах от аэродрома. Раненый экипаж смог покинуть самолёт, после чего сдетонировал боезапас.

IMG-20220303-WA0009.jpg

IMG-20220325-WA0029.jpg

IMG-20220325-WA0031.jpg

IMG-20220325-WA0026.jpg

Изменено пользователем Алекс21
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Получалось, что некоторые запчасти с самолёта Пе-2 № 04/107 смогли использовать в ремонте других самолётов, получивших повреждения в боевых вылетах.

Наверное именно этим и объясняется наличие других фрагментов моторов с номерами 23-..., 4-102, ..3-883 на этом МП.

Вторая половина 1942 года отличалась острой нехваткой запчастей к самолётам, поэтому ремонтно-эвакуационные команды старались даже под огнём противника снять уцелевшее оборудование с упавших самолётов и использовать его в дальнейшем ремонте. В теме про самолёт Пе-2 № 2707 как раз говориться о таком случае, когда под огнм немцев рембригаде удалось демонтировать уцелевший мотор с погибшего самолёта.

IMG-20201213-WA0019.jpg

IMG-20201228-WA0005.jpg

IMG-20201214-WA0013.jpg

Изменено пользователем Алекс21
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поиски продолжались.

7 апреля Виталию удалось опять вырваться на МП. Среди немного численных обломков был найден номер самолёта 6/116.

IMG-20220407-WA0021.jpg

IMG-20220407-WA0022.jpg

IMG-20220407-WA0014.jpg

IMG-20220407-WA0016.jpg

IMG-20220407-WA0013.jpg

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И вот тут стало ВСЁ на свои места!!!

Самолёт Пе-2 № 6/116 не вернулся с боевого задания 10.09.1942 с бомбардировки аэродрома немцев Тузов. 

В журнале БД полка этот самолёт идёт вторым в списке, первым значится самолёт Пе-2 № 2707, который был найден немного раньше и недалеко от того места где упал Пе-2 № 6/116.

Один день, один вылет, один аэродром, один полк, один маршрут и судьба одна...

Ребята тянули на свой аэродром сколько могли.

 

00000023.jpg

Изменено пользователем Алекс21
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот данные по Пе-2 № 6/116: «284-й СБАП. Самолет 10.09.42 г. НБЗ по бомбардировке аэродрома Тузов. Экипаж: летчик к-н Обойщик А.М. (плен, выжил), штурман мл. л-т Болохов А.И., стрелок-радист с-т Савин А.И.».

ЖБД 284 БАП - тот же экипаж, на той же «пешке» вылетал на БЗ 03.09.42; 06.09.42; утром 09.09.42 («с задания вернулся с бомбами. При наборе Н=400 м. из суфлера правого мотора стало бить масло»).

капитан Обойщик Александр Моисеевич - https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero93723519/

https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_kartoteka_memorial85492728/

00000297.jpg

00000035.jpg

00002313_0.jpg

Изменено пользователем Алекс21
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ИТОГ:

10.09.1942 года не вернулся с боевого задания самолёт ПЕ-2 № 6/116 284 БАП, который упал в районе балки Сухая Мечётка. 

15.01.1943 года не вернулся с боевого задания самолёт Пе-2 № 4/112 35 ГБАП, который упал в районе балки Сухая Мечётка.

Места падений оказались на растоянии чуть более 50 метров друг от друга.

Различить два самолёта помог снимок Люфтваффе от 02.10.42 года.

Установить судьбу экипажей помогли коллеги по форуму.

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

P.S. В ближайшее время Виталий постарается сделать ещё выезд, а может и не один, чтобы тщетельнее доработать пятно с останками Болохова и Савина.

А потом будет такая же отработка на предмет поиска останков с Пе-2№ 4/112  экипажа Нефёдова.

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну и не удивлюсь, если когда нибудь появиться информация о МП других ПЕ-2 в этом районе.

В частности, примерный район МП очередной " пешки" уже известен.

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Инспекторское свидетельство 8 ВА №2063 - Пе-2 №6/116 284 бап 270 бад сбит ЗА 10.9.1942

Инспекторское свидетельство 8 ВА №2063 - моторы 23-1027, 23-1090 284 бап 270 бад сбит ЗА 10.9.1942

Моторы записаны не очень четко, 23-1090 исправлено.

В других списках, позже дважды Пе-2 № 9/116 имел моторы 23-1099 и 23-1090. В других списках дважды 9/116 имел моторы 23-1099 и 23-1097. 

В списке потерянных в сентябре 1942 года самолетов 284 бап у Пе-2 6/116 видно (плохо) только один номер мотора 23-1027, второй зашит. Именно в этом списке у 9/116 были моторы 23-1099 и 23-1097. 

Наряду с предположением о замене моторов, можно предположить также, чтодеталь с номером 6/116 могла переместиться на другой самолет.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Наряду с предположением о замене моторов, можно предположить также, чтодеталь с номером 6/116 могла переместиться на другой самолет."

Да, Борис, можно предположить, но это не лючок-"стелька". 

Тогда предлагай варианты другого самолёта с такими многочисленными совпадениями.

И пока их нет- считаем этот Пе-2 № 6/116 с экипажем основным вариантом.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 минут назад, Kuf сказал:

@Алекс21 остановитесь....

В чём? 

Перестать искать МП наших самолётов и возвращать из последнего полёта ребят? 

Это их останки лежали среди обломков наших самолётов в балки Сухая Мечётка, в балке, которая по Вашему заявлению исхожена вашими ногами вдоль и поперёк.

Как же так? Уже столько здесь найдено - но не ВАМИ!!! 

А вы ходите ногами по этой земле и ходите, и ничего не находите...

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хорошо. Я пытался до вас достучаться. На первом фото две детали-одна с мп Як Кобякова в Камышах, вторая с мп Пе 7/140 в Сухой Мечетке. На втором - обломки с мп 7/140. Что удивительно, эта Пешка так взорвалась, что ее детали долетели до Камышей, аж до мп камышевской пешки. Такие же интересные фотографии есть с мп 27/16, 9/99, 112, 140, 2707. Что делать будем?

IMG-20220404-WA0011.jpg

IMG-20220404-WA0012.jpg

Изменено пользователем Kuf
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 часов назад, Kuf сказал:

Хорошо. Я пытался до вас достучаться. На первом фото две детали-одна с мп Як Кобякова в Камышах, вторая с мп Пе 7/140 в Сухой Мечетке. На втором - обломки с мп 7/140. Что удивительно, эта Пешка так взорвалась, что ее детали долетели до Камышей, аж до мп камышевской пешки. Такие же интересные фотографии есть с мп 27/16, 9/99, 112, 140, 2707. Что делать будем?

IMG-20220404-WA0011.jpg

@Kuf Насчет этого фото: на нем детали от моторов М-105, так что ничего удивительного в их похожести нет. Моторы М-105 ставились и на яках и на пешках, только модификация двигателя различалась.

А как там у Вас с опознанием поднятого из озера самолета (что-то Вы примолкли)? Я понимаю что Вас там (по вашим словам) не было, ну так и я не на все места падений выезжаю (по разным причинам). А Вы то сами когда последний раз что-то находили и выкладывали тут на опознание? Критиковать сидя за компом много ума не надо...

Изменено пользователем Синд
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К сожалению, приходится все-таки публиковать информацию, которую так не хотелось размещать. Прошу прощения у всех участников форума, за это. Личным общением и перепиской мне не удалось остановить "супер открытия" на волгоградской земле. Информация проанализирована уже давно, но надеялся разрешить ситуацию кулуарно. Много слов писать не буду, просто анализ фотографий. Размышления касаются находок Пе-2 № 7/99, 7/140, 27/07, 4/112, 12/94, 9/99, 27/16 (Камыши) и Як-7Б (Камыши). Первый найденный Пе-2 № 20/103 наверное настоящий, хотя подпись фляги вызывает вопросы.

Начну с фотографий личных вещей и останков.

7-99 самое первое фото 31.07.20.jpg

9-99 личные, ТТ, детали с других МП от 08.11.21.jpg

27-07 с косточками 7-99, личняком 7-99 педаль от 23.09.20.jpg

12-94 кости и личняк с 7-99 опубликовано 14.02.21.jpg

Переходя к совпадению обломков на различных МП.

 

7-99 педаль и кргулая деталь от 31.07.20.jpg

7-140 опубл 12.09.2020.jpg

7-140 опубликована 11.09.20 лента и деталь.jpg

9-99 выкладка с деталью 7-140 и лентой.jpg

Далее поедем в Камыши. Поскольку мы не "настоящие" (с) поисковики, то много не нашли. Но правильные нашли..

2716 крышка наддува с номером.jpg

2716 Камыши с дублями.jpg

детали что-то мне напомнили...

4-112 с деталями для 27-16 от 13.12.20.jpg

7-140 от 01.11.20.jpg

12-94 лист. потом у 27-16 от 20.02.21.jpg

4-112 кран потом в 27-16.jpg

На мой взгляд, совпадений слишком много, хотя, конечно, это все Пе-2 с двигателями М-105.

Изменено пользователем Kuf
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Kuf А почему вы считаете что на разных местах падения не может встречаться одинаковых деталей, узлов и остатков боезапаса(особенно учитывая тот факт, что во всех случаях найдены ОДНОТИПНЫЕ самолеты с одинаковым вооружением)??? Ведь Вы сами сейчас признали что все это самолеты Пе-2 с двигателями М-105 (не берем пока Як-7б из х. Камыши). Да и личный состав вооружался типовым личным стрелковым оружием (за редкими исключениями). Если следовать Вашей логике, то КАЖДЫЙ самолет должен отличаться от другого пусть даже и однотипного. 

Изменено пользователем Синд
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Касаемо деталей с номерами. Самолет Ял-7Б, найденный в п. Камыши. Номер обнаружен на двух деталях. На одной нацарапан, что удивляет специалистов, на другой вроде бы набит. Один нюанс - эта деталь очень похожа по форме на уже найденную ранее на МП 7/140.

IMG-20220404-WA0011.jpg.5a3d76aa9284ecce94c10a340f7466b5.jpg

 

7-140 клапанная.JPG

b38da562-1eaa-4bb8-ba33-8d81696c7139.jpg

a331ce95-1a20-4071-a71f-f2cffe3a4f89.jpgФотография от Аллы Павловны. Деталь помыта.

И, возвращаясь к Пе-2 2716. Когда мне в руки попала деталь с номером ХХ2-158 сверху было клеймо 70 в круге.

2716 двигатель 2-158.jpg

20220413_153547.jpgэта фотография сделана лично.

Мне показалась знакомой... Похожая деталь с аналогичным клеймом встречалась на МП 7/140

опубликована 14.09.2020

IMG-20200914-WA0019.jpg.1f0e1b02dadb2bc25ced540b0b3d8581.jpgфото из темы

e7f6fbe6-c24a-4b0c-b7f4-63979a312efe.jpgфото сделано лично

И это отнюдь не все...

 

 

a331ce95-1a20-4071-a71f-f2cffe3a4f89.jpg тут ошибочная подпись. выше есть правильная, от Як-7Б. почему то не удаляется.

Изменено пользователем Kuf
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вы ещё и великий фальсификатор!

Синд же вам объяснил, что моторы и самолёты ОДИНАКОВЫЕ. и характер повреждений на них может быть идентичным.

Вот фрагмент мотора с номером с Камышей только из земли

IMG-20211009-WA0017.jpg

IMG-20211009-WA0018.jpg

IMG-20211009-WA0019.jpg

IMG-20211009-WA0025.jpg

IMG-20211009-WA0027.jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 hours ago, Синд said:

@Kuf А почему вы считаете что на разных местах падения не может встречаться одинаковых деталей, узлов и остатков боезапаса(особенно учитывая тот факт, что во всех случаях найдены ОДНОТИПНЫЕ самолеты с одинаковым вооружением)??? Ведь Вы сами сейчас признали что все это самолеты Пе-2 с двигателями М-105 (не берем пока Як-7б из х. Камыши). Да и личный состав вооружался типовым личным стрелковым оружием (за редкими исключениями). Если следовать Вашей логике, то КАЖДЫЙ самолет должен отличаться от другого пусть даже и однотипного. 

моя недологика говорит, что даже однотипные самолеты и двигатели не имеют заложенной в конструкцию формы, на которые разлетается самолет/двигатель при ударе о землю. не изгибаются и лопаются одинаково детали. мы говорим уже не просто об одном случае. Кроме того, на полевых дорогах у нас не валяются обломки самолетов в таком количестве (9/99). не металлисты или поисковики, так водители их бы убрали. В поле не бывает корней такой толщины, как на фото останков экипажа 9/99. Если металл разлагается в земле, то всегда одинаково, а не по разному, как на фото с мп 2716 (мешок в середине и это реально оттуда). Если голубые петлицы летчика, то они при помывке не будут выделять краску. И на мой взгляд, если деталь не от М-105, то на ней не может быть номера.

 

IMG-20220113-WA0006.jpg

IMG-20210111-WA0017.jpg.132d8cb9ff7b4296d7a5cbaf36edd937.jpg

похожи, нет? Номера только вверх тормашками, но, наверное, двигун просто переворачивали при набивке номера

Изменено пользователем Kuf
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вот такой же обломок из темы про Пе-2 № 07/140 

Только вот номера мотора на нём нет.... извините, не успели "нацарапать"

IMG-20200913-WA0027.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Just now, Алекс21 said:

А вот такой же обломок из темы про Пе-2 № 07/140 

Только вот номера мотора на нём нет.... извините, не успели "нацарапать"

IMG-20200913-WA0027.jpg

да ну! а не его ли я и выставил для сравнения?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Остальные фейки и разбирать не буду. Дождёмся выходных с фото всех обломков общим планом...

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 минуту назад, Kuf сказал:

да ну! а не его ли я и выставил для сравнения?

Вы разницы не видите?

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 minute ago, Алекс21 said:

Вы разницы не видите?

к сожалению, нет. Фото с 7/140 сделано немного под углом, поэтому толщина визуально меньше. Все остальные сломы и поворот гайки совпадают. Да, не забывайте про остальные довода.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 minute ago, Алекс21 said:

Есть притензии - пишите в личку!

Не засоряйте тему своими "трудами".

Я писал... у Прокофьева и Синда поинтересуйтесь. ИГ вроде как и вам писал? Нет?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые коллеги! Если Вы хотите разобраться досконально, то давайте не будем в одном сообщении смешивать все в кучу! Если у Дмитрия есть претензии к конкретной сфотографированной детали, то давайте ее отдельно и посмотрим! Думаю, станет понятно, это одна и та же деталь, или это искривление изображения. По архивным данным указанным Александром (Алекс21), я пока противоречий не увидел...

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу