Опубликовано: 15 января, 2021 Як-1 с мотором ПФ 1537 севернее ст.Пола Парфинского р-на Новгородчины. Приветствую, коллеги. В новогодние каникулы мы вместе с командой Игоря STILETа (отряды Скиф и Сокол) провели несколько разведвыходов севернее ст.Пола. Перекопали за металлистами воронку от самолета Як-1, в которой было найдено очень мало обломков. Но трижды дублированный номер мотора ПФ 1537 найти удалось. Кроме этого – две разорванных гильзы ШВАК 1942 г.в., гильзы ШКАС 1941 г.в. Следов наличия летчика или парашюта обнаружить не удалось. Увы, фотографий из леса не осталось. Только несколько фото помытых обломков с номерами. Фото номера мотора на стопорном кольце вала редуктора и приводе регулятора оборотов 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 января, 2021 Часть регулятора шага винта Р-7, качалка с каталожным номером, одна из двух разорванных при горении гильз. 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 января, 2021 Еще один дубль номера мотора был не генераторе. Обратите внимание, что на бортике он выбит, а на стальной части - нет. На сталоной части продублирован только номер самого генератора - 27694 4 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 января, 2021 И немного чекух. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 января, 2021 (изменено) Машина № 0281 с мотором ПФ 1537 передана с завода 17.7.42 г. летчику 32-го иап. Больше по машине ничего нет. Более того, ее нет в приказе о зачислении матчасти 32-м иап от 10.8.42 г. Т.е. летчик 32-го иап только перегнал ее с завода в зап для какого-то другого полка. Скорее всего для 744-го иап (86-го гиап). В этом полку были машины 81-й серии Где-то в том районе должна быть еще пара Як-1 744-го иап: № 0755 мотор П121-763 и № 3845 мотор П354-610 по причине столкновения в воздухе Б.И.Ковзана и В.И.Тщедушнова (оба летчика выпрыгнули с парашютом). Изменено 16 января, 2021 пользователем Сергей Кузнецов 4 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 января, 2021 Может про этот самолёт? 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 января, 2021 35 минут назад, mischa сказал: Может про этот самолёт? Если не ошибаюсь, это в 10 км от раскопок. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 января, 2021 Ближайшие номера у этих полков- 0381 №292 81 03 16.07.42 СССР 32-й ИАП, 744-й ИАП сбит 04.08.420581 №292 81 05 1942 СССР 32-й ИАП, 161-й ИАП 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 января, 2021 Товарищи, спасибо всем вам за интерес к теме. Место падения - дер. Рябчиково, 10 км ССВ от ст. Пола. К сожалению, потерян был при выходе из леса ночью телефон со всеми фотками. Поэтому не могу порадовать вас фотками раскопок... 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2021 В том краю должен быть и такой самолёт. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2021 В 16.01.2021 в 11:47, Сергей Кузнецов сказал: Машина № 0281 с мотором ПФ 1537 передана с завода 17.7.42 г. летчику 32-го иап. Больше по машине ничего нет. Более того, ее нет в приказе о зачислении матчасти 32-м иап от 10.8.42 г. Т.е. летчик 32-го иап только перегнал ее с завода в зап для какого-то другого полка. Скорее всего для 744-го иап (86-го гиап). В этом полку были машины 81-й серии Где-то в том районе должна быть еще пара Як-1 744-го иап: № 0755 мотор П121-763 и № 3845 мотор П354-610 по причине столкновения в воздухе Б.И.Ковзана и В.И.Тщедушнова (оба летчика выпрыгнули с парашютом). Сергей, добрый день! А какого числа столкнулись самолеты? Не из-за этого ли Тщедушного военный трибунал 7 РАБ 9 сентября 1942 года приговорил к расстрелу? Слава Богу приговор заменили, и Василий Иванович воевал дальше, к сожалению погиб в мае 1943 году уже под Ленинградом... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2021 5 часов назад, Прокофьев Илья сказал: Сергей, добрый день! А какого числа столкнулись самолеты? Не из-за этого ли Тщедушного военный трибунал 7 РАБ 9 сентября 1942 года приговорил к расстрелу? Слава Богу приговор заменили, и Василий Иванович воевал дальше, к сожалению погиб в мае 1943 году уже под Ленинградом... Добрый вечер. Акты на списание этих машин у меня есть. Если не изменяет память , упали они в Ильмень. С уважением Александр 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2021 Столкновение произошло 18.4.42 г. в районе оз.Ильмень, самолеты (по актам) разбиты.. Так что по месту - достаточно широкая поляна. Единственное, может найдутся документы, откуда летчиков забирали в полк, или объяснительные обоих пилотов, тогда по месту будет что-то более определенное. 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 января, 2021 Александр! Сергей! Спасибо 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 января, 2021 Стечение обстоятельств. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 января, 2021 @Прокофьев Илья С 3 по 5 декабря 5 штрафной батальон наступол южнее д. Замошка, 12 офицеров похоронены 0.9 км южнее Замошки, могила у дороги-они наверно взяли дорогу Замошка - Запрудно, но их потом выбили. Тщедушный тогда был в этом батальоне, 10 декабря после этой атаки его "помиловали"? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 января, 2021 Михаил, спасибо! Очень интересная информация! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 января, 2021 (изменено) 4 часа назад, mischa сказал: Стечение обстоятельств. Потрясающе!!! 13 августа был четвертый таран Ковзана. Вот как его описывает Л.Жукова в своей книге со слов летчика: "13 августа 1942 года в районе Старой Руссы на его Як-1 на высоте семь тысяч метров напало пять Ме-109Ф. Як уже горел, выбрасывая черные клубы дыма, но никак не хотел падать, а четыре "мессера" - по два справа и слева - сопровождали его в, казалось бы, последнем полете. Задыхаясь от чада, Ковзан сорвал стеклянный фонарь машины. Пятый "мессер", решив добить горящий "ястребок", пошел в лобовую атаку, поливая из пулеметов, заставляя или пасть ниц перед ним, или свернуть с курса. А Ковзан не мог дать торжествовать врагу! Он шел навстречу, готовый столкнуться, но не свернуть! И тогда дрогнул враг - пошел вверх, показав брюхо, и пылающий "ястребок" пропорол тело вражеской машины меж брюхом и плоскостью. - Дальше ничего не помню - мрак. Пришел в себя - кубарем лечу с парашютом за спиной. Дернул за кольцо - и опять провал. Пришел в себя только в госпитале, понял, что меня от удара вышвырнуло из машины,- хорошо, что я догадался фонарь сорвать. А уже много позже наш командир рассказал, какие я слова в эфир послал: "Пробита голова. Вытекают мозги (так летчик воспринял в горячке боя поражение глаза – прим.авт.). Иду на таран". Самое интересное, я совершенно не помню, что говорил такое. Но тогда как раз в полк по ленд-лизу магнитофоны пришли, и на командном пункте сохранилась запись. ...А внизу его уже ждали пехотинцы. Весь фронт знал его имя, и представлялся он богатырем с саженными плечами, а тут вытащили из трясины, куда упал парашют, небольшого паренька с юным курносым лицом, обгорелого, в копоти, без сознания. У него были переломы рук и ног, треснула челюсть, в крови правый глаз. Фронтовые хирурги сделали все возможное и переправили в Москву. В госпитале, в Москве, врач, осмотрев его правый глаз, сказал с печалью: - Должен вас огорчить, молодой человек. Тонкий осколок стекла прошел в глазное яблоко и его студенистое тело... Началось вытекание глаза. Поставим искусственный. - Отлетался, сокол, - услышал он чьи-то жалостливые слова. - Это мы еще посмотрим! - пробормотал Борис. - Моего упрямства на сотню других хватит. Но, честно говоря, он пока не мог решиться ни на что - впервые растерялся. Он получил в Кремле, из рук Михаила Ивановича Калинина, орден Красного Знамени, побродил по Москве в раздумье, что делать. Решил сам явиться в полк. Но в полку, как ни радовались его возврату, допустить к полетам не могли, и он отправился опять в Москву. Не считал он тогда, сколько раз пришлось ему обивать порог отдела кадров ВВС, пока не дрогнули сердца кадровиков - дали разрешение пройти медкомиссию. Зрение проверял знаменитый Вишневский. - Да, ведущий глаз у вас - левый, на ваше счастье - задумчиво сказал Вишневский,- и очень хороший, так что до глубокой старости без очков обойдетесь. А что остальные врачи? - Допускают без ограничений! - бодро ответил Борис и поглядел, как мог умоляюще, на хирурга. В итоге - строчки решения медкомиссии, от которых заликовала душа: "Учтя горячее стремление Б.И. Ковзана на фронт, в индивидуальном порядке признать годным к летной работе без ограничений". Я правильно определил номер машины, как 2380 (бортовой № 34)? С завода забрал летчик 896-го иап 13.7.42 г. мотор ПФ1445. Изменено 19 января, 2021 пользователем Сергей Кузнецов 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 января, 2021 Интересно, что про Ковзана в своих воспоминаниях маршал авиации Г.В. Зимин пишет: "В общем, я, как командир, должен был поговорить с Ковзаном, чтобы этот многообещающий летчик не погиб уже в ближайшем бою. Выбрав момент, когда наш разговор не привлекал бы к себе внимания со стороны, сказал ему, как высоко я ценю его мужество, решимость и волю, но при этом объяснил, что всем этим качествам необходимо найти лучшее применение, именно на умелом использовании своего оружия. Ковзан молча слушал меня и опускал голову все ниже. Казалось, его что-то тяготило. И тогда я сказал, что если он мне не объяснит, почему не стрелял, то придется отстранить его от полетов. То, что я услышал, меня поразило. — Я не умею стрелять, — мучительно выдавил он из себя. — Как — не умеешь? — с изумлением спросил я. — Ты же воевал в своем полку? — Я летал на самолете связи... Если бы я об этом сказал, вы бы меня не взяли в полк... Я был ошеломлен: с У-2 пересесть на Миг-3! — Почему же ты не изучил систему вооружения и хотя бы основы теории правил стрельбы? — допытывался я. — Боялся спрашивать... Сразу бы определили, что я не летчик-истребитель. Вынужден был молчать. Ну в пришлось применить таран... Так закончил свою «исповедь» Борис Ковзан". 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 января, 2021 Это все враки в силу каких-то личных ИМХО отношений между Ковзаном и Зиминым. Почитайте наградной Ковзана - там все хорошо написано и как стрелял, и как стрелков убил на Ю-88 (!!). 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 января, 2021 Не спорю, возможно это и так. А наградной конечно читал. И как стрелял, и как стрелков убил, но это был уже второй таран в феврале 1942. А в мемуарах описываются события после первого тарана. Хотя, ещё раз повторю, спорить не буду. Может это и враки. Сам удивился, когда прочитал. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 января, 2021 Попутно. Возле д. Толокнянец располагался аэродром как минимум с 27 июня по 25 октября 1942 года. Дислоцировался 642 асап на У-2. Обслуживал 130 БАО 7 РАБ. Увы, в доступных документах нет информации о происходящем в районе дислокации.. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 февраля, 2021 В 16.01.2021 в 21:03, mischa сказал: Ближайшие номера у этих полков- 0381 №292 81 03 16.07.42 СССР 32-й ИАП, 744-й ИАП сбит 04.08.420581 №292 81 05 1942 СССР 32-й ИАП, 161-й ИАП 0481 в декабре 1942 списан 485 ИАП В этом полку были ещё машины 81 серии 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 февраля, 2021 (изменено) 16.01.2021 в 13:30 Миша сказал: Может про этот самолёт? Як-1 в Ловасицах забран. В 80-х кто-то вытащил кабину, года три назад мы вытащили мотор. Не помню ФИО летуна, но он спрыгнул. Погиб позднее, где-то рядом. Не понимаю, как прикрепить фото. Номер мотора ПФ-1516 Изменено 15 февраля, 2021 пользователем Алексей Н. ошибка 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 февраля, 2021 1 час назад, Алексей Н. сказал: М-105пф № 1516 был на Як-1 № 0381 из состава 744 ИАП, 4 августа 1942 года летчик сержант Шагурин Михаил Яковлевич сбит в в\б, спасся на парашюте, вернулся в полк, жив, с-т разбит прикрытие войск в р-не Ершино, в\б в р-не Замошка - 2-4 км южнее Березка, приземлился с парашютом в р-не Березка 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 февраля, 2021 Не понимаю, как прикрепить фото. Нажмите выберите файлы (только они не должны много весить) 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 февраля, 2021 Нажимаю "выберите файлы" , выкидывает в верх темы. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 февраля, 2021 В Ловасицах ходит легенда про женщину-пилота. Была сбита где-то рядом. Похоронена у дороги. Ввиду отсутствия старожилов и времени, проверить не смогли. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 февраля, 2021 Про женщин пилотов навряд-ли... их в наших краях было мало - все на переучет... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 февраля, 2021 @Алексей Н. Значит, там ещё должно быть место падения самолёта. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах