7.62

Як-1 мотор ПФ 1537, Новгородчина

35 posts in this topic

Як-1 с мотором ПФ 1537

севернее ст.Пола Парфинского р-на Новгородчины.

Приветствую, коллеги.

В новогодние каникулы мы вместе с командой Игоря STILETа (отряды Скиф и Сокол) провели несколько разведвыходов севернее ст.Пола.

Перекопали за металлистами воронку от самолета Як-1, в которой было найдено очень мало обломков. Но трижды дублированный номер мотора ПФ 1537 найти удалось.

Кроме этого – две разорванных гильзы ШВАК 1942 г.в., гильзы ШКАС 1941 г.в.

Следов наличия летчика или парашюта обнаружить не удалось.

Увы, фотографий из леса не осталось. Только несколько фото помытых обломков с номерами.

Фото номера мотора на стопорном кольце вала редуктора и приводе регулятора оборотов

1.JPG

2.JPG

3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Часть регулятора шага винта Р-7, качалка с каталожным номером, одна из двух разорванных при горении гильз.

3.JPG

4.JPG

5.JPG

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Еще один дубль номера мотора был не генераторе. Обратите внимание, что на бортике он выбит, а на стальной части - нет. На сталоной части продублирован только номер самого генератора - 27694

6.JPG

7.JPG

8.JPG

4

Share this post


Link to post
Share on other sites

Машина № 0281 с мотором ПФ 1537 передана с завода 17.7.42 г. летчику 32-го иап. Больше по машине ничего нет. Более того, ее нет в приказе о зачислении матчасти 32-м иап от 10.8.42 г. Т.е. летчик 32-го иап только перегнал ее с завода в зап для какого-то другого полка. Скорее всего для 744-го иап (86-го гиап). В этом полку были машины 81-й серии

Где-то в том районе должна быть еще пара Як-1 744-го иап: № 0755 мотор П121-763  и № 3845 мотор П354-610 по причине столкновения в воздухе Б.И.Ковзана и  В.И.Тщедушнова (оба летчика выпрыгнули с парашютом).

Edited by Сергей Кузнецов
4

Share this post


Link to post
Share on other sites

Может про этот самолёт?

161 Иап.jpg

161_ИАП.jpg

Бол. Ловасицы.jpg

2

Share this post


Link to post
Share on other sites
35 минут назад, mischa сказал:

Может про этот самолёт?

 

Если не ошибаюсь, это в 10 км от раскопок.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ближайшие номера у этих полков- 

0381 №292 81 03 16.07.42 СССР 32-й ИАП, 744-й ИАП сбит 04.08.42
0581 №292 81 05 1942 СССР 32-й ИАП, 161-й ИАП

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Товарищи, спасибо всем вам за интерес к теме. 

Место падения - дер. Рябчиково, 10 км ССВ от ст. Пола. К сожалению, потерян был при выходе из леса ночью телефон со всеми фотками. Поэтому не могу порадовать вас фотками раскопок...

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

В том краю должен быть и такой самолёт.

79.jpg

Рябчиково.jpg

1

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 16.01.2021 в 11:47, Сергей Кузнецов сказал:

Машина № 0281 с мотором ПФ 1537 передана с завода 17.7.42 г. летчику 32-го иап. Больше по машине ничего нет. Более того, ее нет в приказе о зачислении матчасти 32-м иап от 10.8.42 г. Т.е. летчик 32-го иап только перегнал ее с завода в зап для какого-то другого полка. Скорее всего для 744-го иап (86-го гиап). В этом полку были машины 81-й серии

Где-то в том районе должна быть еще пара Як-1 744-го иап: № 0755 мотор П121-763  и № 3845 мотор П354-610 по причине столкновения в воздухе Б.И.Ковзана и  В.И.Тщедушнова (оба летчика выпрыгнули с парашютом).

Сергей, добрый день! А какого числа столкнулись самолеты? Не из-за этого ли Тщедушного военный трибунал 7 РАБ 9 сентября 1942 года приговорил к расстрелу? Слава Богу приговор заменили, и Василий Иванович воевал дальше, к сожалению погиб в мае 1943 году уже под Ленинградом... 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 часов назад, Прокофьев Илья сказал:

Сергей, добрый день! А какого числа столкнулись самолеты? Не из-за этого ли Тщедушного военный трибунал 7 РАБ 9 сентября 1942 года приговорил к расстрелу? Слава Богу приговор заменили, и Василий Иванович воевал дальше, к сожалению погиб в мае 1943 году уже под Ленинградом... 

Добрый вечер. Акты на списание этих машин у меня есть.

 Если не изменяет память , упали они в Ильмень.

 С уважением Александр

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Столкновение произошло 18.4.42 г. в районе оз.Ильмень, самолеты (по актам) разбиты.. Так что по месту - достаточно широкая поляна. Единственное, может найдутся документы, откуда летчиков забирали в полк, или объяснительные обоих пилотов, тогда по месту будет что-то более определенное.

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Александр! Сергей! Спасибо

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Стечение обстоятельств.

13.08.42- Ковзан.jpg

Толокнянец.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Прокофьев Илья  С 3 по 5  декабря 5 штрафной батальон наступол южнее д. Замошка, 12 офицеров похоронены 0.9 км южнее Замошки, могила у дороги-они наверно взяли дорогу Замошка - Запрудно, но их потом выбили. Тщедушный тогда был в этом батальоне, 10 декабря после этой атаки его "помиловали"?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Михаил, спасибо! Очень интересная информация!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, mischa сказал:

Стечение обстоятельств.

Потрясающе!!! 13 августа был четвертый таран Ковзана. Вот как его описывает Л.Жукова в своей книге со слов летчика: "13 августа 1942 года в районе Старой Руссы на его Як-1 на высоте семь тысяч метров напало пять Ме-109Ф. Як уже горел, выбрасывая черные клубы дыма, но никак не хотел падать, а четыре "мессера" - по два справа и слева - сопровождали его в, казалось бы, последнем полете. Задыхаясь от чада, Ковзан сорвал стеклянный фонарь машины. Пятый "мессер", решив добить горящий "ястребок", пошел в лобовую атаку, поливая из пулеметов, заставляя или пасть ниц перед ним, или свернуть с курса. А Ковзан не мог дать торжествовать врагу! Он шел навстречу, готовый столкнуться, но не свернуть! И тогда дрогнул враг - пошел вверх, показав брюхо, и пылающий "ястребок" пропорол тело вражеской машины меж брюхом и плоскостью.

- Дальше ничего не помню - мрак. Пришел в себя - кубарем лечу с парашютом за спиной. Дернул за кольцо - и опять провал. Пришел в себя только в госпитале, понял, что меня от удара вышвырнуло из машины,- хорошо, что я догадался фонарь сорвать. А уже много позже наш командир рассказал, какие я слова в эфир послал: "Пробита голова. Вытекают мозги (так летчик воспринял в горячке боя поражение глаза – прим.авт.). Иду на таран". Самое интересное, я совершенно не помню, что говорил такое. Но тогда как раз в полк по ленд-лизу магнитофоны пришли, и на командном пункте сохранилась запись.

...А внизу его уже ждали пехотинцы. Весь фронт знал его имя, и представлялся он богатырем с саженными плечами, а тут вытащили из трясины, куда упал парашют, небольшого паренька с юным курносым лицом, обгорелого, в копоти, без сознания. У него были переломы рук и ног, треснула челюсть, в крови правый глаз. Фронтовые хирурги сделали все возможное и переправили в Москву.

В госпитале, в Москве, врач, осмотрев его правый глаз, сказал с печалью:

- Должен вас огорчить, молодой человек. Тонкий осколок стекла прошел в глазное яблоко и его студенистое тело... Началось вытекание глаза. Поставим искусственный.

- Отлетался, сокол, - услышал он чьи-то жалостливые слова.

- Это мы еще посмотрим! - пробормотал Борис. - Моего упрямства на сотню других хватит.

Но, честно говоря, он пока не мог решиться ни на что - впервые растерялся. Он получил в Кремле, из рук Михаила Ивановича Калинина, орден Красного Знамени, побродил по Москве в раздумье, что делать. Решил сам явиться в полк. Но в полку, как ни радовались его возврату, допустить к полетам не могли, и он отправился опять в Москву. Не считал он тогда, сколько раз пришлось ему обивать порог отдела кадров ВВС, пока не дрогнули сердца кадровиков - дали разрешение пройти медкомиссию.

Зрение проверял знаменитый Вишневский.

- Да, ведущий глаз у вас - левый, на ваше счастье - задумчиво сказал Вишневский,- и очень хороший, так что до глубокой старости без очков обойдетесь. А что остальные врачи?

- Допускают без ограничений! - бодро ответил Борис и поглядел, как мог умоляюще, на хирурга.

В итоге - строчки решения медкомиссии, от которых заликовала душа: "Учтя горячее стремление Б.И. Ковзана на фронт, в индивидуальном порядке признать годным к летной работе без ограничений".

Я правильно определил номер машины, как 2380 (бортовой № 34)?  С завода забрал летчик 896-го иап 13.7.42 г. мотор ПФ1445.

Edited by Сергей Кузнецов
2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересно, что про Ковзана в своих воспоминаниях маршал авиации Г.В. Зимин пишет:

"В общем, я, как командир, должен был поговорить с Ковзаном, чтобы этот многообещающий летчик не погиб уже в ближайшем бою. Выбрав момент, когда наш разговор не привлекал бы к себе внимания со стороны, сказал ему, как высоко я ценю его мужество, решимость и волю, но при этом объяснил, что всем этим качествам необходимо найти лучшее применение, именно на умелом использовании своего оружия.

Ковзан молча слушал меня и опускал голову все ниже. Казалось, его что-то тяготило. И тогда я сказал, что если он мне не объяснит, почему не стрелял, то придется отстранить его от полетов.

То, что я услышал, меня поразило.

— Я не умею стрелять, — мучительно выдавил он из себя.

— Как — не умеешь? — с изумлением спросил я. — Ты же воевал в своем полку?

— Я летал на самолете связи... Если бы я об этом сказал, вы бы меня не взяли в полк...

Я был ошеломлен: с У-2 пересесть на Миг-3!

— Почему же ты не изучил систему вооружения и хотя бы основы теории правил стрельбы? — допытывался я. 

— Боялся спрашивать... Сразу бы определили, что я не летчик-истребитель. Вынужден был молчать. Ну в пришлось применить таран...

Так закончил свою «исповедь» Борис Ковзан".

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это все враки в силу каких-то личных ИМХО отношений между Ковзаном  и Зиминым. Почитайте наградной Ковзана - там все хорошо написано и как стрелял, и как стрелков убил на Ю-88 (!!).

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не спорю, возможно это и так. А наградной конечно читал. И как стрелял, и как стрелков убил, но это был уже второй таран в феврале 1942. А в мемуарах описываются события после первого тарана. Хотя, ещё раз повторю, спорить не буду. Может это и враки. Сам удивился, когда прочитал.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Попутно.

Возле д. Толокнянец располагался аэродром как минимум с 27 июня по 25 октября 1942 года. 

Дислоцировался 642 асап на У-2. Обслуживал 130 БАО 7 РАБ. Увы, в доступных документах нет информации о происходящем в районе дислокации..

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 16.01.2021 в 21:03, mischa сказал:

Ближайшие номера у этих полков- 

0381 №292 81 03 16.07.42 СССР 32-й ИАП, 744-й ИАП сбит 04.08.42
0581 №292 81 05 1942 СССР 32-й ИАП, 161-й ИАП

0481 в декабре 1942 списан 485 ИАП

В этом полку были ещё машины 81 серии

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
16.01.2021 в 13:30 Миша сказал:

Может про этот самолёт?

161 Иап.jpg

Як-1 в Ловасицах забран.

В 80-х кто-то вытащил кабину, года три назад мы вытащили мотор.

Не помню ФИО летуна, но он спрыгнул. Погиб позднее, где-то рядом.

Не понимаю, как прикрепить фото.

Номер мотора ПФ-1516

 

 

Edited by Алексей Н.
ошибка
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Алексей Н. сказал:

 

М-105пф № 1516 был на Як-1 № 0381 из состава 744 ИАП,

4 августа 1942 года летчик сержант Шагурин Михаил Яковлевич сбит в в\б, спасся на парашюте, вернулся в полк, жив, с-т разбит

прикрытие войск в р-не Ершино,

в\б в р-не Замошка - 2-4 км южнее Березка, приземлился с парашютом в р-не Березка

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не понимаю, как прикрепить фото.

Нажмите выберите файлы (только они не должны много весить)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Нажимаю "выберите файлы" , выкидывает в верх темы.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

В Ловасицах ходит легенда про женщину-пилота. Была сбита где-то рядом. Похоронена у дороги.

Ввиду отсутствия старожилов и времени, проверить не смогли.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Про женщин пилотов навряд-ли... их в наших краях было мало - все на переучет...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.