Sign in to follow this  
Followers 0
Жека

История одного тарана

44 posts in this topic

Posted (edited)

Ко мне обратился за помощью коллега из Словакии, автор нескольких книг об истории словацкой эскадрильи JG52, партизанском движении в Словакии и вообще истории ВВ2.

Изучая архивы словацких летчиков, сохранившиеся в семьях, он нашел несколько фото словацкого фотографа, который находился в расположении 13./JG52 на Кубани на аэродроме Анапа в период примерно с марта пот май 1943 года.

В архивах этого фотографа он нашел серию фото и описание одной истории, произошедшей в этот период. Судя по описанию советский летчик в воздушном бою таранил самолет командира 5./JG52 Ме-109 Хельмута Хаберды. После тарана оба летчика выбросились парашютами, а самолеты упали рядом друг с другом. На сохранившихся фото, сделанных в тот день сам Хаберда, пленный советский летчик, совершивший таран, обломки обоих самолетов и вид на место падения сверху.

Товарищ из Словакии просит помочь установить имя советского летчика.

1.Haberda.jpg

5.Ruský_pilot-01.04.1943.jpg

2.Miesto_dopadu_Bf_109.jpg

3.Miesto_dopadu_sovietskeho_lietadla.jpg

4.Miesto_dopadu_oboch_lietadiel.jpg

Edited by Жека
2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Иван Ильич Ковалев рассказывал про таран, советский летчик совершил таран немецкого самолета, над хутором Черкес (Черкасовский) это если ехать с Абинска в Ахтырский с правой стороны, раньше там были виноградники, на новых картах этого хутора нет. 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Судя по фото ,предполагаю наш лётчик был на самолёте типа Як,а гансы "ковыряются" в пушке ШВАК.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Очень мутная какая-то история. Немец совсем не похож на Хаберду, а в потерях JG 52 не просматривается ничего подходящего.

001.jpg

82983145_281483406303789_2010637849962891017_n.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Встречалось зеркальное вышеуказанное фото советского летчика. Есть ли в наличии перевод статьи Хайнца Риттера «Я должен падать быстрее...» из немецкого журнала «Адлер» за декабрь 1943 года, о которой идет речь здесь - http://old.redstar.ru/2004/04/30_04/3_05.html

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Лейтенант Хельмут Хаберда (Helmut Haberda), 03.02.1922, (командир отряда), II./JG.52 
Имел 58 побед, был награжден DK, EK.II,I, Frontflugspange in Gold.
8 мая 1943 г. около 13 часов на истребителе Bf 109 G-4 WNr. 19 555 «Schwarze 7» был сбит во время штурмовки огнем счетверенной зенитной установки, упал и сгорел юго-западнее станицы Крымская в квадрате 75233.
Сбит заместителем командира пулеметного расчета ефрейтором И. К. Павловым (772-й армейский зенитно-артиллерийский полк 37-й армии) над хутором Садовый, упал в районе хутора Веселый юго-западнее станицы Крымской.

Интересно,найден ли самолёт Хаберда?как я понимаю,он остался на борту.

Кстати ,что то в его биографии нет пометки,что был таранен в небе Кубани.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, kirche сказал:

5.Ruský_pilot-01.04.1943.jpg00001836_photo.jpg

Кто это? Похож!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 часов назад, Барсс сказал:

Встречалось зеркальное вышеуказанное фото советского летчика. Есть ли в наличии перевод статьи Хайнца Риттера «Я должен падать быстрее...» из немецкого журнала «Адлер» за декабрь 1943 года, о которой идет речь здесь - http://old.redstar.ru/2004/04/30_04/3_05.html

Версия про второе полугодие 1943 года маловероятна. Уже в конце апреля почти всех летчиков переодели в новую форму с погонами.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 минут назад, Жека сказал:

Версия про второе полугодие 1943 года маловероятна. Уже в конце апреля почти всех летчиков переодели в новую форму с погонами.

А это не комбинезон у него?

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Цитата: "...статья Хайнца Риттера «Я должен падать быстрее...» из немецкого журнала «Адлер» за декабрь 1943 года. В ней говорится о воздушном бое фашистских истребителей Ме-109 с шестеркой советских Як-1, прикрывавших пять своих штурмовиков Ил-2...

В статье приводится его фото. Под ним подпись: «Андрей Г., 22 года»."

Собственно такой подошел лишь один среди потерь начала 1943 года и по фотографиям на мой взгляд один человек:

Галюк (Голюк) Андрей Евдокимович1921 г.р. (01.06 или 14.07), гв. мл. лейтенант из 85 Гв.ИАП 6 Гв.ИАД

Пропал без вести  27.04.1943, попал в плен, освобождён в конце 1945, окончание службы 10.12.1945, отмена гибели Приказом ГУК от 27.11.1946.

награды: Красное Знамя (26.04.43 или Красная Звезда),  Медаль "За Победу над Германией"

https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-card_uchet_officer4135835

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хорошо бы экспертов по фотографиям спросить.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Похоже он. Спасибо!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Документы надо смотреть по потере и сравнивать с заявками и потерями Люфтваффе. У немцев не всегда указан "таран", но заявка на наш и потеря самолета в бою должны быть.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

У меня есть только книга учета потерь лс дивизии. Там он Голюк, таран самолета противника, сгорел с самолетом на территории противника. Приписка карандашом: Был в плену. Уволен в запас в январе 1946 г.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Голюк Андрей Евдокимович


nofoto.jpg Таран совершил 27 апреля 1943 года в районе станции Успенской. Награждён орденом Красной Звезды.

ord_krzv.gif

Родился в 1921 году в селе Пустоваровке ныне Сквирского района Киевской области. Украинец. Окончил военную авиационную школу пилотов.

Участник Великой Отечественной войны. Лётчик 85-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт) комсомолец гвардии младший лейтенант Голюк А.Е. 27 апреля 1943 года в воздушном бою в районе станции Успенской, спасая своего командира, таранил вражеский истребитель Me-109G4 (w/n 19340) из 9./JG3. Оба лётчика приземлились на парашютах на немецкой территории. Голюк был захвачен в плен. Освобождён нашими войсками. Награждён орденом Красной Звезды.

В 1945 году уволился в запас. Жил в Киевской области.


 

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Таран по документам 85-го гиап проходит в месячном отчете с описанием боя (см.с.4 только там почему-то таран FW 190): https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=450035719  

Добавлю, что 11.4.43 г. 8-я перегоночная аэ ВВС ПриВО перегнала в 6-ю гиад 36 Як-1б в Рассказово и 15 Як-1б в Ленинск, но у Голюка была машина еще из старых запасов - № 07107 мотор ПФ4 №  2376 (см.там же с.5), более того, переданная во 2-й иап 9-м гиап 6.4.43 г.

Edited by Сергей Кузнецов
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

цитата..

27 апреля произошли интересные бои, в которых принял участие братский полк 9го гвардейского - 85 ГИАП. Летчики этого полка сопровождали две группы по 6 Ил-2 1 ГШАД, которые наносили удар по железнодорожной станции Успенская. Командир одной из групп "штурмовиков" не опознал цель и прошел дальше на запад на 40 - 45 км. и атаковал ж.д. эшелон на станции Войково. По данным 1 ГШАД эту группу атаковала пара Ме-109, которая вела бой с нашими прикрывающими истребителями до самой линии фронта.  С задания не вернулось 2 Ил-2, которые по докладам экипажей перетянули линию фронта.
По данным 6 ГИАД пара командира 85 ГИАП гвардии майора Залесского и его ведомого мл.лейтенанта Голюк, прикрывая отколовшуюся пару Ил-2, завязала бой с 4 истребителями опознанными как ФВ-190. В бою Залесский заявил сбитым 1 ФВ-190 после атаки на встречных курсах, сам был атакован другим ФВ-190.  Голюк, связанный боем с другой парой, заметил это и спасая командира полка на встречных курсах контр-атаковал ФВ-190, таранил его и отрубил правой плоскостью - правую плоскость самолета противника.  Оба летчика спаслись, выпрыгнув на парашютах и мл.л-т  Голюк оказался в плену. Немцы признают факт тарана, при котором был потерян Bf109G-4 w.n. 19340 из 9./JG3, именно с Ме-109, а не с ФВ-190, вели бой на самом деле летчики 85 ГИАП. 
Кроме побед над ФВ-190 Залесского и Галюка есть еще одна заявка на Ме-109 Слободенюка Р.И. Из этих заявок реальные потери противнику нанес отчаянный летчик Голюк Андрей Евдокимович, совершивший таран.
Кроме Голюка в этом утреннем сопровождении "Илов" было потеряно еще 2 Як-1, летчики младшие лейтенанты Паршин и Ледовский, оба пропали без вести. По докладам экипажей оба были подбиты истребителями противника в районе Степановка - Мариновка.
Немецкие летчики из 9./JG3 заявили 5 побед в этом бою:
27.04.43 Oblt. Emil Bitsch 9./JG 3 Il-2 ; 88 12: at 100 m.  04.45
27.04.43 Ofw. Alfred Surau 9./JG 3 Il-2 ; 88 13: at 50 m.  04.50
27.04.43 Oblt. Emil Bitsch 9./JG 3 LaGG-3 ; 88 23: at 200 m.  04.50
27.04.43 Oblt. Emil Bitsch 9./JG 3 LaGG-3 ; 89 79: at 1.000 m.  04.52
27.04.43 Ofw. Alfred Surau 9./JG 3 Il-2 ; 88 16: at 100 m.  04.53
Кто с немецкой стороны участвовал в таране не известно, и записан ли он в число побед тоже не ясно, возможно это могла быть третья заявка Эмиля Бича. Итоги же боя оказались таковы: в бою потеряно 3 Як-1 85 ГИАП и 2 Ил-2 (возможно "Илы" потеряны не безвозвратно) и 1 Ме-109.

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Адлер за декабрь 1943

Víťaz!.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Share this post


Link to post
Share on other sites

Больше всего нравится словацкий исследователь, который "нашел фото в архивах фотографа".

1

Share this post


Link to post
Share on other sites
13 часа назад, Жека сказал:

1.Haberda.jpg

bitsch.jpg2244ee7d8ddcb1b0e09fda8e937cb890.jpgbitsch2.jpgEmil BitschEmil Bitsch - Wikipedia

Oblt. Emil Bitsch

до этого тарана от 27.04.1943 его ещё 04.09.1942 приземлили наши зенитчики в районе Кислов-Котлубань с ранением, а окончательно его завалили в Нидерландах американские Тандерболты (тоже в какой-то мере "русские" самолеты).

Для полноты...

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Получается, исходя из описания воздушного боя, место падения после тарана - севернее г. Снежное (Донецкая обл), г. Новый Донбасс ныне - поселок шахты 18, часть г. Снежное.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 часов назад, linnet сказал:

Хорошо бы экспертов по фотографиям спросить.

сравнение.jpg

летчик3.jpgлетчик2.jpg

В общем итак ясно что он и документы подтверждают.

Осталось взять аэрофотосъемку района боя и найти место по фото - сразу два самолета.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, Alex63 сказал:

Больше всего нравится словацкий исследователь, который "нашел фото в архивах фотографа".

Не стреляйте в "пианиста", он играет как может:cool:

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
22 минуты назад, Барсс сказал:

Получается, исходя из описания воздушного боя, место падения после тарана - севернее г. Снежное (Донецкая обл), г. Новый Донбасс ныне - поселок шахты 18, часть г. Снежное.

Приходилось бывать в тех метах.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Галюк (Голюк) Андрей Евдокимович (Климович) (Ефимович) – в разных документах разное написание, но это один и тот же летчик.

 В донесениях о безвозвратных потерях указано, что погиб в воздушном бою при таране самолета противника 27.04.43 – сгорел с самолетом над территорией, занятой войсками противника.

15.jpg

Было извещение матери Голюк Хритсине Ивановне о  гибели сына, был плен, была госпроверка в фильтрационном лагере 12 зсд, было завершение службы в декабре 45, не было только награды. Ради спасения своего ведушего и командира полка*** мл. лейтенант пошел на таран, рискуя жизнью.

Так почему не наградили за подвиг?

Или «Таран – оружие героев!» - это только плакат. А, в действительности, если не оказалось рядом корреспондента (еще лучше фотокорреспондента), красочно описавшего  событие, то таран это  всего лишь заурядный случай((.

Воинский долг выполнен, но он не оценен.  Подвиг «обнулен» из-за плена?((

За весь период ВОВ холеные фашисты в красивой форме не отличились ни одним тараном, наши летчики в простых гимнастерках совершили его более 500 раз (встречалась цифра 595).

дочь ветерана ВОВ

***командир 85 гиап гв.Залесский Иван Павлович (14.09.1907- 20.12.43) погиб в бою от ЗА (числится нбз)      

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Район 22-й танковой дивизии на тот момент, тылы 306 пд.

image_185.jpg

Хотя это на наших картах... 5 марта 1943 года 22-я танковая дивизия  расформирована.

 

Edited by Барсс
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.