Партизанка_

Ла-5 и Пе-2 в районе Заборье-2 (предп. Маканов)

85 сообщений в этой теме

10 часов назад, Партизанка_ сказал:

Извините, озеро Боровское. Ошиблась я:$боровское.jpg

Здравствуйте.

Судя по снимку, деревня живая. Попробуйте опросить старожилов о захоронении лётчика (вряд ли жители отличают лётчика от стрелка-радиста). Как правило, легенды сохраняются долго. В 2018 году Александр Лесников, руководствуясь такой легендой, нашёл захоронение прямо в деревне (правда уже заброшенной). Но как похоронили экипаж на огороде в августе 41, так он и лежал. Когда было перезахоронение - просто оградку убрали.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

32 гиап   на  ла-5

цитата........24 декабря 43г. Городок был очищен от противника. Советские войска перерезали железную дорогу Витебск – Полоцк, основную коммуникацию противника в этом районе. 31 декабря 11-я гвардейская армия прекратила наступление и закрепилась на достигнутых рубежах.

С начала января 1944 года противник предпринимал настойчивые попытки восстановить утраченное положение. Его авиация активно поддерживала свои войска, пытавшиеся перейти в наступление. Поэтому в воздухе не прекращались жаркие бои. В отдельные январские дни в воздухе одновременно патрулировало над полем боя до 30–40 истребителей 1 гиак.

6 января старший лейтенант Калинин в районе Судники (рядом Хайсы)   сбил истребитель ФВ-190.

В начале 1944 года в корпусе стала активно применяться радиолокационная станция «Редут». Станция уверенно выдавала данные о высоте и курсе самолетов противника.

8 января РЛС обнаружила приближение к фронту большой группы авиации противника. Командир 3 гиад немедленно дал сигнал на вылет дежурной группы. Дежурная группа из восьми Ла-5 во главе майором Холодовым взлетела и была наведена на бомбардировщики противника. Имея точную информацию о месте и боевом порядке самолетов противника, группа набрала большую высоту и внезапно атаковала противника. Завязался скоротечный бой, в результате которого нашими летчиками было сбито три самолета: по одному Ю-87 сбили майор Холодов, капитан Шишкин и старший лейтенант Мордвиненко.

Немногим позже и район поля боя была вызвана восьмерка истребителей под командованием капитана Орехова, которая была наведена в районе озер Зароповского и Лосвида на группу из 25 Хе-111 под прикрытием 6 истребителей. Орехов приказал одной четверке связать боем истребителей противника, а своим звеном атаковал головную девятку «хейнкелей». Решительные атаки четверки Орехова раскололи группу бомбардировщиков. Меткой очередью из пушек Орехов поджег один Хе-111. У второго «хейнкеля» гвардии младший лейтенант Романов с первой атаки вывел из строя левый мотор. Бомбардировщик резко развернулся и со снижением стал уходить на запад. Романов повторил атаку, и горящий Хе-111 врезался в землю. Бомбардировщики противника сбросили бомбы, не дойдя до цели, и ушли на свою территорию. Группа 32-го гвардейского полка потерь не имела. В этот день отличились также старший лейтенант Калинин, сбивший в районе Судники ФВ-190, капитан Макаров уничтожил разведчик Хш-126, капитан Гаранин и лейтенант Батов записали на свой счет по одному ФВ-190.

Бои, проведенные при вылетах по вызову станции наведения, показали, что при хорошей организации управления, высокой боевой готовности летчиков и четкой работе расчета РЛС «Редут» возможно успешное отражение налетов авиации противника из положения дежурства истребителей на аэродроме вместо не всегда эффективного барражирования в воздухе, что неизбежно вело к ненужному расходованию ресурсов самолетов и необоснованной нагрузке на летный состав.

12 января в воздушном бою капитан Горшков сбил ФВ-190, старший лейтенант Марков уничтожил Ю-87.

3 февраля войска 1-го Прибалтийского фронта перешли в наступление на витебском направлении. 3 ВА непрерывными бомбардировочными и штурмовыми ударами по противнику содействовала 11-й гвардейской и 4-й ударной армиям в преодолении упорного сопротивления противника. Полки 1-го гвардейского авиакорпуса вели решительную борьбу за господство в воздухе над полем боя. Командир корпуса подтвердил задачу 3 гиад прикрывать наземные войска, а 4 гиад – сопровождать штурмовики. Наземные войска прикрывались полками 3 гиад непрерывным патрулированием групп из 6–8, а в отдельные периоды – из 12 и более самолетов.

В феврале выдалось лишь несколько летных дней. Летчики 32 гиап вели ограниченные боевые действия. Исключением явился день 6 февраля, когда летчики провели несколько воздушных боев, в которых сбили 5 самолетов противника: по одному Ю-87 уничтожили старший лейтенант Калинин, лейтенант Михайлов и младший лейтенант Каверзнев; капитан Орехов и младший лейтенант Титов записали на свой счет по одному ФВ-190. В воздушном бою был сбит и погиб лейтенант Острижный Иван Парфентьевич.

6 января 1944 года. Калинин Василий Як. Сбил ФВ-190 в районе Судники  (недалеко Хайсы)

8 января 1944 года. Батов Иван Ильич. Сбил ФВ-190 в районе Светогоры.

8 января 1944 года. Гаранин Владимир Иван. Сбил ФВ-190 в районе Боровляне (недалеко хайсы)

8 января 1944 года. Макаров Аркадий Серг. Сбил Ю-87 в районе Кисляки  (недалеко хайсы)

8 января 1944 года. Орехов Владимир Александрович. Сбил Хе-111 в р-не Боровляне.

8 января 1944 года. Холодов Иван Михайлович. Сбил Ю-87 в районе Савченки ( недалеко Хайсы)

8 января 1944 года. Шишкин Александр Павл. Сбил Ю-87 в р-не Михали (  недалеко Хайсы)

8 января 1944 года. Мордвиненко Василий Андреевич. Сбил Ю-87 в районе Лосвида.

12 января 1944 года. Горшков Николай Фёдорович. Сбил ФВ-190 в районе Боровляне.

12 января 1944 года. Марков Алексей Иванович. Сбил Ю-87 в районе Стабуры.

 

    .....кроме   Маканова    из  63 гиап

      8.1.44    нбз    из  32 гиап    ст.лт.    Батов иван васильевич....плен  под Витебском  ...вернулся

возможно у Милоша   есть   номера   его  Ла-5    ?

     8.1.44..  заявки

Тоймер Альфред           2./JG54       LaGG-5    06711 at 3200 m     09:33    

Тоймер Альфред           2./JG54      LaGG-5      96692 at 2500 m    09:35    

Тоймер Альфред           2./JG54      LaGG-5       06984   at 50 m    09:40

Мартин Курт-Вернер  3./JG51        LaGG-5        96693 at 100 m     09:58


 

Шраде Ханс  1./JG54     LaGG-5     96882 at 1500 m    10:30 ...ю.в.Гнездилово  в 12.30  сбит ларченко 937 иап                           

Лозигкайт Фритц           3./JG51         LaGG-5       06583 at 5000 m     12:06              

Кенше                            2./NAGr.4      LaGG-5        06543 at 2000 m     14:43     ---самая близкая  к месту находки          



 

 



 



 



 

Изменено пользователем misha-mo
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Milos сказал:
Маканов сбит в воздушном бою 8.1.1944 на самолете 39213671 в этом районе. Мотор подходит.
 
Милош

Ой-ёй!!! А где Вы это нашли? Будьте добры, напишите или ссылку укажите!  Неужели нашли.....

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Здравствуйте
Думаю что Батов летел на Ла-5ФН с двигателем начинающим номером 82....
   Так что неподходит.
Милош
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Милош,

так тебе известно, что Маканов был сбит на Ла-5 №39213671? Но номер мотора тебе неизвестен? Только предположение мое о том, что в списке выпущенных самолетов-моторов с завода №21 один из трижды встреченных №6502782 на самом деле №6502732, который мы ищем?

Время выпуска  Ла-5 №39213671 с мотором №6502782/6502732  - 24.8.43 т.е. приметно совпадает с периодом "середина 1943", который определил Кирилл Чекмарев для найденного номера винта. 

Район потери Маканова - Заборье 2е. Я нашел только просто Заборье в 18 км от места находки. Заборье 2е не нашел. Нужно учесть, что Заборье нередкое название, есть такое и под Полоцком и т.д. Тогда нужно уточнять, где был населенный пункт Заборье 2е на военных картах?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Задание группы 8 Ла-5 в которую входил Маканов  прикрытие наших наземных войск в районе оз. Зароновское - оз. Лосвидо. Это от 10 км и более от места находки. Время вылета 11.18 - 12.35. Встретили на Н-2500 м до 18 Ю-87 под прикрытием 12 ФВ-190. Атаковали их Ю.З. оз Лосвидо (примерно те же 10  км от места находки). Наши заявили о сбитии нескольких самолетов противника, которые упали в районах: Городище-Ворошилы, Дюганы-Высокие-Соболи, ст. Язвено, Пушкари, Слобода, Кузнецов.., Гурк.... Маканов тоже сбил 1 ФВ-190, место падения не указано.

Разумеется сохраняется вариант, что мотор переставили на другой самолет...

Маканов.jpg

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, linnet сказал:

Район потери Маканова - Заборье 2е. Я нашел только просто Заборье в 18 км от места находки. Заборье 2е не нашел. Нужно учесть, что Заборье нередкое название, есть такое и под Полоцком и т.д. Тогда нужно уточнять, где был населенный пункт Заборье 2е на военных картах?

заб2.png

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Коллеги, есть и более ранний вариант, но надо проверять. 21 ИАП в 1943 имел смешанный состав, ЛаГГ-3 с пушками ОКБ-16 и Ла-5. В какой-то период ЛаГГ-3 привлекались к нарушениям ж/д перевозок противника путем поиска идущих эшелонов и стрельбы по паровозам. Сопровождались ЛаГГи парой или четверкой Ла-5. Есть вариант, что потеря могла быть и в результате такого вылета. Место как раз в досягаемости этого полка в 1943 году.

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Барсс сказал:

заб2.png

Спасибо. На линии фронта Заборье 2е. Это около 10 км до места находки. Разве что его потеряли в этом районе?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если установлено верно, то:

Маканов Георгий Фокич

Учетно-послужная картотека

Дата рождения: 11.06.1922

Место рождения: Украинская ССР, Ворошиловградская обл., г. Ворошиловск

Дата поступления на службу: 26.05.1941

Воинское звание: лейтенант

Наименование воинской части: 2 зап. авиац. бр.,63 гв. иап

Дата окончания службы: 08.01.1944

Маканов Г. Ф..jpg

Орден Красной Звезды приказ №: 6/н от: 16.06.1943 1 гв. иак ( представлялся к ордену  Красного Знамени)

Орден Красного Знамени №: 58/н От: 30.08.1943 ВС 15 ВА (на момент награждения был ведомым командира АЭ и командира полка, сбил 5 самолетов противника, из них 4 бомбардировщика)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Борис и Партизанка - номер машины Маканова есть в ЖБД 63 ГИАП - страница за страницeй которую выложил Борис (сводка за вес ден) - в это время у меня нет доступ (какой то эрор) - то бы выложил это - правда там только последние 4 цифры 3671 а по моэму достаточно.
Милош
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Milos сказал:
Борис и Партизанка - номер машины Маканова есть в ЖБД 63 ГИАП - страница за страницeй которую выложил Борис (сводка за вес ден) - в это время у меня нет доступ (какой то эрор) - то бы выложил это - правда там только последние 4 цифры 3671 а по моэму достаточно.
Милош

Спасибо, Милош!

Номер нашелся в итогах за 8.1.44.

Если пишут Error, нужно повторить попытку несколько раз подряд и загрузится.

Маканов5.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

            .... в районе     сев.вост.    места   находки   двигателя    4-  6 км       есть  заявка   на пе-2  ....


 

         12.01.1944

    Fw    Kroschinski Hans-Joachim            2./JG54    Pe-2    06 553     at 5000 m    14:42


 

   ...из    47 гапдр   нбз   яковлев  -яценко-архипов         ....   как в воду канули  ...
 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, misha-mo сказал:

            .... в районе     сев.вост.    места   находки   двигателя    4-  6 км       есть  заявка   на пе-2  ....

         12.01.1944

    Fw    Kroschinski Hans-Joachim            2./JG54    Pe-2    06 553     at 5000 m    14:42

   ...из    47 гапдр   нбз   яковлев  -яценко-архипов         ....   как в воду канули  ...
 

Могу лишь добавить, что самолет Яковлева... №13/252 с моторами №№ 33-2491 и 33-2492

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, misha-mo сказал:

            .... в районе     сев.вост.    места   находки   двигателя    4-  6 км       есть  заявка   на пе-2  ....


 

         12.01.1944

    Fw    Kroschinski Hans-Joachim            2./JG54    Pe-2    06 553     at 5000 m    14:42


 

   ...из    47 гапдр   нбз   яковлев  -яценко-архипов         ....   как в воду канули  ...
 

Пешкина панель может быть их?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
16 минут назад, Партизанка_ сказал:

Пешкина панель может быть их?

Добрый вечер! Гадать тут не стоит, у нас есть номер мотора, от него ПОКА ЕДИНСТВЕННАЯ возможность точно установить, от какого самолета мотор и какова судьба экипажа. Пешка, чисто гипотетически, могла разбиться в этом районе за весь период эксплуатации ВВС такого типа самолетов, а это от начала 1941 года до начала 50-х годов прошлого века. Пока дополнительно никто не обследует место находки мотора, или не прочешет в "мелкое сито" всю площадь в радиусе, вдвое превышающем расстояние между находками, говорить про конкретный Пе-2 бессмысленно. Ясно одно, что нужных ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ связок мотор-самолет-летчик ни у кого из исследователей, присутствующих на этом форуме нет, поэтому, все, что написано выше исключительно предположения и ни в коем случае за истину приняты быть не могут. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 минуту назад, AgafonovE сказал:

Добрый вечер! Гадать тут не стоит, у нас есть номер мотора, от него ПОКА ЕДИНСТВЕННАЯ возможность точно установить, от какого самолета мотор и какова судьба экипажа. Пешка, чисто гипотетически, могла разбиться в этом районе за весь период эксплуатации ВВС такого типа самолетов, а это от начала 1941 года до начала 50-х годов прошлого века. Пока дополнительно никто не обследует место находки мотора, или не прочешет в "мелкое сито" всю площадь в радиусе, вдвое превышающем расстояние между находками, говорить про конкретный Пе-2 бессмысленно. Ясно одно, что нужных ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ связок мотор-самолет-летчик ни у кого из исследователей, присутствующих на этом форуме нет, поэтому, все, что написано выше исключительно предположения и ни в коем случае за истину приняты быть не могут. 

Понимаю. Спасибо)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо всем огромное! За помощь. За небезразличие. За потраченное время, силы и знания. СПАСИБО!!!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 07.05.2020 в 19:02, Партизанка_ сказал:

Пожалуйста, удалите тему. Спасибо!

В 07.05.2020 в 21:50, Партизанка_ сказал:

Еще раз: я хочу убедиться, что найденный мотор от именно сбитого Пе-2, на котором выполнял задание экипаж (разведка на Полоцком и Витебском направлениях), состоящий из погибшего Васютина Петра Илларионовича и двух выживших (Скуратов и Волков).

Нормальный такой подход. Помогите, а тему удалите. С чего бы так?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
28 минут назад, Дьяк сказал:

Нормальный такой подход. Помогите, а тему удалите. С чего бы так?

Партизаны они такие😊

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Партизанка_

Тема - плод коллективного творчества. Даже в случае срача и флуда тема только чистится. Для удаления темы нужно общее согласие участников (либо модератора довести до белого каления, но это сложно).

Вам - строгое предупреждение за подчистку темы! По возможности, восстановите первое сообщение

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу