Опубликовано: 17 февраля, 2020 Миг-3, №4318 с мотором 9ЕА03694, хвостовой номер - "белая 10". В выходные наша сводная группа работала на месте падения истребителя МиГ-3 в районе деревни Большое Петровское Волоколамского района. Работы проводились поисковиками совместно с сотрудниками "Парка Патриот". Место падения безуспешно разыскивалось более 10 лет, т.к. на пахотных полях вокруг деревни воронки от падения не осталось, и не было никаких уточняющих привязок. Но год назад к волоколамским поисковикам обратился житель города Волоколамск, мать которого в 1941-м году видела воздушный бой над деревней Бол. Петровское. При выезде на разведку в указанном квадрате пахотного поля был найден один мелкий обломок обшивки, доказывающий наличие самолета поблизости. Дополнительный выезд в апреле 2019 года привел к локализации участка 5х10 м, на котором было найдено около 10 мелких обломков. Следующим этапом поиска стала заверка места магнитометром, в ходе которой установлена локальная магнитная аномалия от 400-600 НТл (и более), однозначно подтвердившая наличие крупного объема металла на глубине от 2,5 м и глубже. В эти выходные до проведения земляных работ также проведена геофизическая съемка с помощью георадара, которая позволила локализовать и оконтурить аномалию на глубине. 8 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 февраля, 2020 Обнаружены номера самолета и мотора. Останки пилота среди обломков не обнаружены. В работах приняли участие многие форумчане, думаю, будет много интересных фото. Для затравки - фото того, как было после извлечения мотора из ямы. 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 февраля, 2020 Привет Серега! Да ,вот это глубина! \Глядя на Вас ,я думаю может мы не докапали в прошлые выходные свои Ил-2 под Жиздрой???((( 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 февраля, 2020 3 часа назад, Аirborn сказал: Привет Серега! Да ,вот это глубина! \Глядя на Вас ,я думаю может мы не докапали в прошлые выходные свои Ил-2 под Жиздрой???((( Привет, Марат. Ты же знаешь, глубина это очень индивидуально... А пока, продолжу фотоотчет. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 февраля, 2020 Апрельский выезд с целью поиска места падения. На втором фото - страж военной тайны 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 февраля, 2020 Вот все, что удалось за несколько часов обнаружить. На основании этих обломков сделали с Kirche вывод о МиГ-3 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 февраля, 2020 Серёж отличная работа! Спасибо Всем!!! Добавлю от себя. 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 февраля, 2020 Володя, спасибо что приехал и помог в работе. Рады будем тебя видеть в дальнейшем! 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 февраля, 2020 8 минут назад, 7.62 сказал: Володя, спасибо что приехал и помог в работе. Рады будем тебя видеть в дальнейшем! Взаимно Серёж! Жму руку!!! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 февраля, 2020 Начало работ, отводим воду, делаем "авиа археологический стол". Первые находки. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 февраля, 2020 Отвалы народ перебирает одновременно с выбором грунта. В отвале тов.Дэйв находит первую номерную деталь. Но номер нетипичный! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 февраля, 2020 На другом торце тов.Кирче отмывает четырхзнечный номерок. Сразу предположили, что это сокращенный номер мотора. Так впоследствии и оказалось. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 февраля, 2020 Ковш продолжает обкапывать материковую глину, постепенно с краев цепляем крупные агрегаты, как стойка шасси. ИНтереснейшей нахродкой, рядом со сгоревшим бензобаком оказался руль поворота с сохранившейся перкалью и белой десяткой! 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 февраля, 2020 Номер 4434 написанный простым карандашом на фанере. НЕ очень в него поверили, но фотофиксацию провели, конечно. В бензине отлично сохранились деревянные обломки с зеленым гороховым и черным окрасом. Видится двухцветный камуфляж. Отмывка поможет сказать точнее. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 февраля, 2020 Зная, что на накладках колесных дисков пишутся номера самолета, внимательно отнеслись к ним. К сожалению, номер на первой был очень неустойчивым, сошел при обмывке. На второй накладке виден номер машины - 4318. -1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 февраля, 2020 Когда в воронке после лопасти показалась ступица винта и вал с шестреней, мы поняли, что номер мотора уже найден! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 февраля, 2020 Ряд находок после первичной отмывки на месте. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 февраля, 2020 Уже после того, как все зрители разъехались, дождались манипулятор и помогли в погрузке всех обломков для транспортировки в Парк Патриот. Там запланирована отмывка. Подводя итог хотел бы поблагодарить всех, кто помогал в работе на месте падения и в организации данных работ. Огромную помощь оказала администрация Волоколамского района, за что им большое спасибо. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 февраля, 2020 Спасибо за красивый отчет. Молодцы парни. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 февраля, 2020 1 час назад, JSP сказал: Спасибо за красивый отчет. Молодцы парни. Красиво писать,как и красиво копать-тоже искусство!)) Молодцы парни,хорошо поработали.И далее удачи! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 февраля, 2020 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 февраля, 2020 Отлично! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 февраля, 2020 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 февраля, 2020 14 часа назад, 7.62 сказал: Огромную помощь оказала администрация Волоколамского района, за что им большое спасибо. Администрация держит руку на пульсе - и до сих пор является основной площадкой СМИ по этому подъему... На первых двух фото есть три основных организатора работ по этому самолету) а также некоторые участники этого форума) А ниже люди, без которых бы и подъема не было... Справа местный житель Кантогин Сергей Васильевич, чья мать (13-летней девушкой) была свидетелем воздушного боя над д. Бол.Петровское 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 февраля, 2020 Коллеги, спасибо за высказывания. Уже ночью, при погрузке обломков для вывоза, из них вывалилась небольшая пачка бумаг. Наверное, они были в планшете изначально. Но кусочки карт сняли с задней стенки бронеспинки... К сожалению, никаких документов, летной книжки, формуляров не оказалось. Мелкие обрывки карт 5-километровок. Видны населенные пункты от Рязанской области до Ленинградской. Чистый лист формата А4. Несколько чистых конвертов с вложенной бумагой для писем, блокнот. В нем заполнен - только первый сложенный вчетверо лист, остальное все чисто. Но именно этот лист помог установить принадлежность к полку данной боевой машины. И наметить версии по летчику. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 февраля, 2020 Вот самый крупный кусок карт и более мелкий, с районом Великих Лук. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 февраля, 2020 (изменено) «Хмм… а теперь о Главном, Федор!» После разборки бумаг, их чистки и выпрямления… появилась, Та, которая дала первое реальное направление в поиске. Это были наспех записанные боевые задания на день 16 октября 1941 года. «16/X 1941 1. Разведка войск противника … в 7.50 – 8.50 2. Разведка и прикрытие Тургиново 12.10 – 13.20 3. Разведка по дороге Калинин – Лотошино 15.40 – 16.30» Смотрим ЖБД ВВС ЗапФ за 16.10.1941. Есть контакт– 31 Смешанная Авиадивизия! Смотрим Оперсводки 31 САД за 16 октября 1941 года – Вот ОНО! Задачи и место боевых заданий на день совпадают, время вылетов пар по отчетности близко или полностью совпадает с задачей! Значит найденный МиГ-3 принадлежал 187-му Истребительному Авиаполку, который в тот период базировался (как и вся дивизия) на аэродроме Дядьково (севернее Дмитров). На 15-16.10.1941 в полку оставалось всего 4 самолета МиГ-3, из которых к вылету были готовы не более трех…После 11 ноября 1941 вылетов у 187 ИАП уже не было, а значит период потери между 16 октября и 11 ноября. И вот тут мы не смогли найти однозначный вариант, потому что при определенных допущениях может оказаться ЛЮБОЙ из них. 187 ИАП за этот период потерял ВСЕ ЧЕТЫРЕ МИГ-3 и вероятно в трех случаях был потерян также и пилот. Расскажем про каждый случай отдельно. Изменено 18 февраля, 2020 пользователем kirche 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 февраля, 2020 (изменено) Потеря 22 октября 1941 Пилот неизвестен (выжил) – небоевая потеря самолета Обстоятельства не известны, есть запись только из ЖБД ВВС ЗапФ. К сожалению Оперсводку 31 САД за 22.10.1941 не удалось найти. Доводы ЗА: при неясных обстоятельствах может быть что угодно – пилота в найденном самолете не было. Доводы ПРОТИВ: не увязывается с Легендой про воздушный бой и гибель летчика, которого унесла наша пехота. Изменено 18 февраля, 2020 пользователем kirche 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 февраля, 2020 (изменено) Потеря 23 октября 1941 мл. л-т Сухобрюс Всеволод Изидорович (Иссидорович), 1921 г.р. - НБЗ из района Тургиново 6.55 - вылет на бомбардировку дороги Иванцево-Микулино Городище, цель закрыта туманом. Пара: мл. л-т Петрянин Н.С. и мл. л-т Сухобрюс В.И. (в ОБД-Мемориал указан как потеря 22.10.41, но в Оперсводке 31 САД и ЖБД ВВС ЗапФ значится как потеря 23.10.1941) Доводы ЗА: единственный из вариантов, который однозначно потерян как НБЗ и нет никаких упоминаний о вынужденной посадке; вылет на бомбардировку, а на месте падения найдены замки бомбодержателей, вставленные в балки, и ЭСБР-3, который стоит на последовательный сброс второй бомбы (правда выключенный). Доводы ПРОТИВ: последний раз напарник его видел в районе Тургиново, что в 40 км севернее места находки; время вылета 6.55 сильно не совпадает с временем, которое показывают остановившиеся самолетные часы, найденные среди обломков – 16.10. Кстати, на сайте «Бессмертного полка» была найдена запись об этом летчике от родственников (двоюродного внука): «Родной брат моей бабушки- Сухобрюс Ларисы Изидоровны. Пилот-лётчик. Не вернулся с боевого вылета в 1941г. под Москвой. Его звали "Челита", т.к. на его самолёте он нарисовал первые ноты популярной в то время песни "Для нашей Челиты все двери открыты". Похожее было на самолете "Маэстро" из к.ф. "В бой идут одни старики"» https://www.moypolk.ru/Vladivostok/soldiers/suhobryus-vsevolod-izidorovich Изменено 18 февраля, 2020 пользователем kirche 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 февраля, 2020 (изменено) Потеря 27 октября 1941 сержант Толкачев Федор Дмитриевич, 1922 г. – катастрофа по отказу мотора при боевом вылете. 10.47-11.35 - вылет на разведку Ярополец, Волоколамск. В районе Городище (33 км ЮЗ Клин) произвел вынужденную посадку, погиб. Пара: капитан Кривохиж Я.Т. и сержант Толкачев Ф.Д. Похоронен: Московская обл., Волоколамский р-н, Теряевский с/с, с. Теряева Слобода, северо-восточнее, 15 км, д. Ельгозино, кладбище. Доводы ЗА: место захоронения в 15 км от места находки и совпадает с направлением по Легенде, куда наземные части унесли тело погибшего летчика; Доводы ПРОТИВ: донесение о ВП не вяжется с ушедшим на 4 метра в глубину МиГ-3, который похоже сильно горел ещё в воздухе (по крайней мере один из крыльевых баков и хвост); также не похоже на свидетельства очевидцев, которые наблюдали воздушный бой одного «нашего» против двух «мессеров» и были даже обстреляны после боя этими «мессерами»; время на найденных часах не совпадет с временем боевого вылета. Изменено 18 февраля, 2020 пользователем kirche 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах