7.62

Миг-3 №4318 Волоколамск

40 сообщений в этой теме

Миг-3, №4318 с мотором 9ЕА03694, хвостовой номер - "белая 10".

В выходные наша сводная группа работала на месте падения истребителя МиГ-3 в районе деревни Большое Петровское Волоколамского района. Работы проводились поисковиками совместно с сотрудниками "Парка Патриот".
Место падения безуспешно разыскивалось более 10 лет, т.к. на пахотных полях вокруг деревни воронки от падения не осталось, и не было никаких уточняющих привязок. Но год назад к волоколамским поисковикам обратился житель города Волоколамск, мать которого в 1941-м году видела воздушный бой над деревней Бол. Петровское. При выезде на разведку в указанном квадрате пахотного поля был найден один мелкий обломок обшивки, доказывающий наличие самолета поблизости. Дополнительный выезд в апреле 2019 года привел к локализации участка 5х10 м, на котором было найдено около 10 мелких обломков. Следующим этапом поиска стала заверка места магнитометром, в ходе которой установлена локальная магнитная аномалия от 400-600 НТл (и более), однозначно подтвердившая наличие крупного объема металла на глубине от 2,5 м и глубже.
В эти выходные до проведения земляных работ также проведена геофизическая съемка с помощью георадара, которая позволила локализовать и оконтурить аномалию на глубине.

8

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Обнаружены номера самолета и мотора. Останки пилота среди обломков не обнаружены. В работах приняли участие многие форумчане, думаю, будет много интересных фото.

Для затравки - фото того, как было после извлечения мотора из ямы.

001.JPG

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Привет Серега!

Да ,вот это глубина!

\Глядя на Вас ,я думаю может мы не докапали в прошлые выходные свои Ил-2 под Жиздрой???(((

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Аirborn сказал:

Привет Серега!

Да ,вот это глубина!

\Глядя на Вас ,я думаю может мы не докапали в прошлые выходные свои Ил-2 под Жиздрой???(((

Привет, Марат. Ты же знаешь, глубина это очень индивидуально...

А пока, продолжу фотоотчет.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 минут назад, 7.62 сказал:

Володя, спасибо что приехал и помог в работе. Рады будем тебя видеть в дальнейшем!

 

Взаимно Серёж! Жму руку!!! 

 

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отвалы народ перебирает одновременно с выбором грунта. В отвале тов.Дэйв находит первую номерную деталь. Но номер нетипичный!

3-.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На другом торце тов.Кирче отмывает четырхзнечный номерок. Сразу предположили, что это сокращенный номер мотора. Так впоследствии и оказалось.

4-.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ковш продолжает обкапывать материковую глину, постепенно с краев цепляем крупные агрегаты, как стойка шасси.

ИНтереснейшей нахродкой, рядом со сгоревшим бензобаком оказался руль поворота с сохранившейся перкалью и белой десяткой!

5.JPG

6-.jpg

7руль-.jpg

8-.jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Номер 4434  написанный простым карандашом на фанере. НЕ очень в него поверили, но фотофиксацию провели, конечно.

В бензине отлично сохранились деревянные обломки с зеленым гороховым и черным окрасом. Видится двухцветный камуфляж. Отмывка поможет сказать точнее.

9-.jpg

10-краска.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Зная, что на накладках колесных дисков пишутся номера самолета, внимательно отнеслись к ним. К сожалению, номер на первой был очень неустойчивым, сошел при обмывке. На второй накладке виден номер машины - 4318.

11-диск-.jpg

12-4318-.jpg

-1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Когда в воронке после лопасти показалась ступица винта и вал с шестреней, мы поняли, что номер мотора уже найден!

13-винт-.jpg

13-9еа03694-.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уже после того, как все зрители разъехались, дождались манипулятор и помогли в погрузке всех обломков для транспортировки в Парк Патриот. Там запланирована отмывка.

Подводя итог хотел бы поблагодарить всех, кто помогал в работе на месте падения и в организации данных работ. Огромную помощь оказала администрация Волоколамского района, за что им большое спасибо.

 

19-ночь.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, JSP сказал:

Спасибо за красивый отчет. Молодцы парни.

Красиво писать,как и красиво копать-тоже искусство!))

Молодцы парни,хорошо поработали.И далее удачи!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
14 часа назад, 7.62 сказал:

Огромную помощь оказала администрация Волоколамского района, за что им большое спасибо.

e4c7a35f31299f949f58708a6c97c1d7.jpg?158lg!nhx.jpg143677_e4e1d64da62180e88c37ecd67cf350941

Администрация держит руку на пульсе - и до сих пор является основной площадкой СМИ по этому подъему...

На первых двух фото есть три основных организатора работ по этому самолету) а также некоторые участники этого форума)

А ниже люди, без которых бы и подъема не было...

Справа местный житель Кантогин Сергей Васильевич, чья мать (13-летней девушкой) была свидетелем воздушного боя над д. Бол.Петровское

IMG_9552.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Коллеги, спасибо за высказывания. Уже ночью, при погрузке обломков для вывоза, из них вывалилась небольшая пачка бумаг. Наверное, они были в планшете изначально. Но кусочки карт сняли с задней стенки бронеспинки...

К сожалению, никаких документов, летной книжки, формуляров не оказалось. Мелкие обрывки карт 5-километровок. Видны населенные пункты от Рязанской области до Ленинградской. Чистый лист формата А4. Несколько чистых конвертов с вложенной бумагой для писем, блокнот. В нем заполнен - только первый сложенный вчетверо лист, остальное все чисто. Но именно этот лист помог установить принадлежность к полку данной боевой машины. И наметить версии по летчику.

21-бум.JPG

21-бумаги-.jpg

22-блокнот-.jpg

24-записи-.jpg

25-записи-.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

«Хмм… а теперь о Главном, Федор!»

После разборки бумаг, их чистки и выпрямления… появилась, Та, которая дала первое реальное направление в поиске. Это были наспех записанные боевые задания на день 16 октября 1941 года.

«16/X 1941

1.       Разведка войск противника … в 7.50 – 8.50

2.       Разведка и прикрытие Тургиново 12.10 – 13.20

3.       Разведка по дороге Калинин – Лотошино 15.40 – 16.30»

Смотрим ЖБД ВВС ЗапФ за 16.10.1941. Есть контакт31 Смешанная Авиадивизия! Смотрим Оперсводки 31 САД за 16 октября 1941 года – Вот ОНО! Задачи и место боевых заданий на день совпадают, время вылетов пар по отчетности близко или полностью совпадает с задачей! Значит найденный МиГ-3 принадлежал 187-му Истребительному Авиаполку, который в тот период базировался (как и вся дивизия) на аэродроме Дядьково (севернее Дмитров).

Привязка МиГ3 4318 к 187 ИАП 31 САД по документу.jpg

На 15-16.10.1941 в полку оставалось всего 4 самолета МиГ-3, из которых к вылету были готовы не более трех…После 11 ноября 1941 вылетов у 187 ИАП уже не было, а значит период потери между 16 октября и 11 ноября. И вот тут мы не смогли найти однозначный вариант, потому что при определенных допущениях может оказаться ЛЮБОЙ из них. 187 ИАП за этот период потерял ВСЕ ЧЕТЫРЕ МИГ-3 и вероятно в трех случаях был потерян также и пилот.

Расскажем про каждый случай отдельно.

Изменено пользователем kirche
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Потеря 22 октября 1941

Пилот неизвестен (выжил) – небоевая потеря самолета

Обстоятельства не известны, есть запись только из ЖБД ВВС ЗапФ.

00000046.jpg

К сожалению Оперсводку 31 САД за 22.10.1941 не удалось найти.

Доводы ЗА: при неясных обстоятельствах может быть что угодно – пилота в найденном самолете не было.

Доводы ПРОТИВ: не увязывается с Легендой про воздушный бой и гибель летчика, которого унесла наша пехота.

Изменено пользователем kirche
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Потеря 23 октября 1941

мл. л-т Сухобрюс Всеволод Изидорович (Иссидорович), 1921 г.р. - НБЗ из района Тургиново

6.55 - вылет на бомбардировку дороги Иванцево-Микулино Городище, цель закрыта туманом.

Пара: мл. л-т Петрянин Н.С. и мл. л-т Сухобрюс В.И.

(в ОБД-Мемориал указан как потеря 22.10.41, но в Оперсводке 31 САД и ЖБД ВВС ЗапФ значится как потеря 23.10.1941)

Сухобрюс ВИ_23101941 187ИАП.jpg

Доводы ЗА: единственный из вариантов, который однозначно потерян как НБЗ и нет никаких упоминаний о вынужденной посадке; вылет на бомбардировку, а на месте падения найдены замки бомбодержателей, вставленные в балки, и ЭСБР-3, который стоит на последовательный сброс второй бомбы (правда выключенный).

Доводы ПРОТИВ: последний раз напарник его видел в районе Тургиново, что в 40 км севернее места находки; время вылета 6.55 сильно не совпадает с временем, которое показывают остановившиеся самолетные часы, найденные среди обломков – 16.10.

IMG_9615.JPGa07dca6b-de3f-46e5-8bbe-bc733ce30341.jpg

Кстати, на сайте «Бессмертного полка» была найдена запись об этом летчике от родственников (двоюродного внука):

«Родной брат моей бабушки- Сухобрюс Ларисы Изидоровны. Пилот-лётчик. Не вернулся с боевого вылета в 1941г. под Москвой. Его звали "Челита", т.к. на его самолёте он нарисовал первые ноты популярной в то время песни "Для нашей Челиты все двери открыты". Похожее было на самолете "Маэстро" из к.ф. "В бой идут одни старики"»

https://www.moypolk.ru/Vladivostok/soldiers/suhobryus-vsevolod-izidorovich

Изменено пользователем kirche
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Потеря 27 октября 1941

сержант Толкачев Федор Дмитриевич, 1922 г. – катастрофа по отказу мотора при боевом вылете.

10.47-11.35 - вылет на разведку Ярополец, Волоколамск. В районе Городище (33 км ЮЗ Клин) произвел вынужденную посадку, погиб.

Пара: капитан Кривохиж Я.Т. и сержант Толкачев Ф.Д.

Похоронен: Московская обл., Волоколамский р-н, Теряевский с/с, с. Теряева Слобода, северо-восточнее, 15 км, д. Ельгозино, кладбище.

00000064.jpg

00000383.jpg

00000239.jpg

Доводы ЗА: место захоронения в 15 км от места находки и совпадает с направлением по Легенде, куда наземные части унесли тело погибшего летчика;

Доводы ПРОТИВ: донесение о ВП не вяжется с ушедшим на 4 метра в глубину МиГ-3, который похоже сильно горел ещё в воздухе (по крайней мере один из крыльевых баков и хвост); также не похоже на свидетельства очевидцев, которые наблюдали воздушный бой одного «нашего» против двух «мессеров» и были даже обстреляны после боя этими «мессерами»; время на найденных часах не совпадет с временем боевого вылета.

Изменено пользователем kirche
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу