Синд

СБ в районе Теберды

70 сообщений в этой теме

72fT8kHIlF8.jpg 

Есть еще увеличенное фото одного из обломков

 

Изменено пользователем AgafonovE
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На  магнето  номер  мотора  сохранился?  Сохран  вроде  неплохой

IMG-20250523-WA0030.jpg.844bf6b0887104b890a4c8dc38cc7ae0.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вчера были найдены остатки стоек шасси, смятые гильзы цилиндров, а также остатки боезапаса (куски взорвавшихся авиабомб)

WhatsApp Image 2025-05-24 at 15.53.42.jpeg

WhatsApp Image 2025-05-24 at 15.53.43.jpeg

WhatsApp Video 2025-05-24 at 15.52.56 (1).mp4

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня, выше по течению ручья, примерно в 100 метрах от вчерашних находок найдено место удара об землю (воронка). Судя по по направлению шлейфа обломков самолет падал со стороны Верхней Теберды. Радиус разлета обломков, со слов наших коллег, около 300 метров, что подтверждает версию о взрыве боезапаса в результате падения.

K-37-024.jpg

Изменено пользователем Синд
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще одна из находок. Клейма не похожи на клейма 39 завода (тем более что 39-й завод СБ не выпускал). Так что версия о том, что самолет выпущен 125-м заводом, на мой взгляд, более вероятна

ad24b802-c264-4d92-a17d-f8ebc5336d67.jpg

Изменено пользователем Синд
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В 367 сбап все СБ, потерянные в 1942 году, были выпущены 22-м авиазаводом и на них стояли авиамоторы М-103. В данном случае, согласно найденным чекухам, самолет выпущен 125-м авиазаводом и на нем был установлен двигатель М-100 (@авиатор, спасибо за опознание фрагментов моторамы). Похоже, что приоритетной становится версия о принадлежности данного СБ Краснодарскому авиационному училищу. 

Изменено пользователем Синд
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, Синд сказал:

@AgafonovE Женя, скорее 125-й.

Значит есть схожие, это тоже надо учитывать. В определителе 125-го нет.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 час назад, AgafonovE сказал:

Значит есть схожие, это тоже надо учитывать. В определителе 125-го нет.

Схожесть может быть обусловлена тем, что в 1941 году 39-й завод был эвакуирован из Москвы в Иркутск на территорию 125-го завода и объединен с ним. И в дальнейшем именовался 39-м заводом НКАП СССР.

Изменено пользователем Жека
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Жека сказал:

Схожесть может быть обусловлена тем, что в 1941 году 39-й завод был эвакуирован из Москвы в Иркутск на территорию 125-го завода и объединен с ним. И в дальнейшем именовался 39-м заводом НКАП СССР.

Точно также, как схожи между собой чекухи 1-го и 30-го заводов (30-й был образован на территории эвакуированного 1-го завода)

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если версия о принадлежности самолета Краснодарскому авиаучилищу верна, то вариант с пилотом самолета всего один: лейтенант (в немецком протоколе допроса сержант) Вакуленко Тимофей Филиппович, 1911, пилот-инструктор. Попал в плен, бежал, погиб в 1943.  В списках погибших ВВС СКВО значится как БАКУЛЕНКО Тимофей Филиппович, пилот-инструктор Грозненского ВАУ, не вернувшийся с боевого задания 27.08.1942.   

Данных по воздушному стрелку-бомбардиру и воздушному стрелку-радисту пока что найти не удалось 

Вакуленко.jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Выдержка из немецкого донесения от 28.08.1942 о сбитии СБ в районе Теберды и протокол допроса Вакуленко

СБ-2 28.08.jpg

671c8af1e7930_.jpg.42e30d11d34a419c67ce4daf6b442efd.jpg

671c8af9a7509_2.jpg.5c917649c5239c3cafad1c0cd50fef6d.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 24.05.2025 в 00:56, авиатор сказал:

На  магнето  номер  мотора  сохранился?  Сохран  вроде  неплохой

IMG-20250523-WA0030.jpg.844bf6b0887104b890a4c8dc38cc7ae0.jpg

Номер  мотора  на  магнето  сохранился?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 часов назад, авиатор сказал:

Номер  мотора  на  магнето  сохранился?

Со слов нашедших, номера мотора нет. Только технология литая

Изменено пользователем Синд
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Во вторник отработали на месте падения. Из крупных частей разобранная стойка шасси, куски лонжеронов, обломок обода колеса. 

IMG_20250624_093732.jpg

IMG_20250624_094152.jpg

IMG_20250624_094201.jpg

IMG_20250624_095734.jpg

IMG_20250624_095734_1.jpg

IMG_20250624_100443.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очень много мелочевки обнаружили в русле ручья. Обломки разного размера (от 3 до 30 сантиметров). Из моторного: обломки крышки клапанов, пара шестеренок. Все это под слоем грунта, перемешанного с мелким камнем.

IMG_20250624_123452.jpg

IMG_20250624_133010.jpg

IMG_20250624_121551.jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нашли также много кусков стяжной ленты, перегордку бензобака и смятую шестерню, напоминающую велосипедную (предполагаем, что от цепного штуртроса)

IMG_20250624_100102.jpg

IMG_20250624_140641.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Само место падения довольно сильно разграблено несмотря на относительную труднодоступность, практически все крупные части моторов и большие куски обшивки вытащены 

Изменено пользователем Синд
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

При детальном обследовании местности удалось установить следущее:

- основные обломки самолёта находятся в русле небольшого ручья, которые попали в него со склона горы в результате естественного осыпания вниз. 

- место удара самолёта о землю находится в 30 метрах выше по склону, представляет собой две разработанные воронки, разделённые маленьким ручейком.

- правая воронка образована ударом мотора, так как именно в ней и ниже неё по склону встречаются моторные обломки. Здесь же находится фрагмент стойки шасси, которая лежит ниже в ручье, а также небольшое количество обломков крыла, фрагменты бензобаков, закрылков

- левая воронка меньше правой, в ней встречаются обломки кабины, приборов, куски  плексигласа. 

Обратило на себя внимание отсутствие парных деталей, которые обычно встречаются на мп бомбардировщика.

То, что моторы были спущены вниз, мы узнали от местных жителей, остальное скорее всего было также унесено/утащено вниз.

Возможность того, что самолёт зацепил одним крылом склон горы и оторвал его вместе с крылом, мотором и стойкой, и  они сейчас находятся где то на крутом склоне представляется маловероятной, хотя и не исключающейся.

20250624_104321.jpg

20250624_104326.jpg

20250624_103104.jpg

20250624_100228.jpg

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Остатки целлулоида от планшетки и, предположительно, остатки наручных часов. Вкупе с найденными ранее частями парашютной системы они подтверждают, что, как минимум один из членов экипажа в момент удара в гору был в самолете

IMG_20250629_170421.jpg

IMG_20250629_170426.jpg

IMG_20250629_170431.jpg

IMG_20250629_172022.jpg

Изменено пользователем Синд
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Синд Сергей, приветствую! Левый крен позволяет утверждать, что СБ  упал на левое крыло и эта часть получила наиболее сильные повреждения что видно на твоих снимках.  Там же просматриваются куски труб со стыковыми стаканами. Внимательно исследуйте эти трубы на предмет выбитого заводского номера. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Понял, спасибо большое. К сожалению, все крупные фрагменты остались на месте падения. Туда мы сможем попасть только в следующем году как снег сойдет (в горах под Тебердой уже первый снег выпадал)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу