Синд

СБ в районе Теберды

29 сообщений в этой теме

9 августа севернее Теберды были обнаружены обломки самолета СБ. Примерный район места падения установлен Александром Мирзоновым по данным немецких архивов.

IMG_20190809_092700.jpg

IMG_20190809_093702.jpg

IMG_20190809_093741.jpg

IMG_20190809_095817.jpg

IMG_20190810_090816.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Район места падения был уточнен по данным местных жителей, нашедших обломки в 50-60 годах. При проведении поисковых работ найдены остатки сот радиатора, наконечник тяги, фрагменты обшивки, обломки двигателя, остатки нескольких лючков.

IMG_20190810_063306.jpg

IMG_20190810_063320.jpg

IMG_20190810_063355.jpg

IMG_20190810_063433.jpg

IMG_20190810_063525.jpg

IMG_20190810_064056.jpg

IMG_20190810_063856.jpg

IMG_20190810_064230.jpg

IMG_20190810_064343.jpg

IMG_20190810_103610.jpg

IMG_20190810_103703.jpg

IMG_20190810_103731.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По предварительным данным найден самолет СБ из состава 367 сбап, не вернувшийся с боевого задания из района Теберды 23 августа 1942 года. Согласно немецким данным в плен попал воздушный стрелок-радист старший сержант Шевченко.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Местные жители показали на кладбище поселка Верхняя Теберда две одиночных безымянных могилы. По их словам они принадлежат летчикам, погибшим в 1942 году.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фамилия Шевченко

Имя Иван
Отчество Данилович
Дата рождения/Возраст __.__.1917
Дата и место призыва __.__.1939 Полтавский РВК, Украинская ССР, Полтавская обл., Полтавский р-н
Последнее место службы 367 авп
Воинское звание ст. сержант
Причина выбытия попал в плен (освобожден)
Дата выбытия 23.08.1942

Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18004
Номер дела источника информации 904
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

6 бап у Иванова указан ошибочно. По факту он в 367 бап воевал. Просто предыдущий экипаж в донесении указан из 6 бап и писарь по ошибке его тоже к этому полку приписал. 

images3.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сводка 5 воздушной армии, где указано, что не вернулся 1 СБ (предположительно сел на своем аэродроме).

Выдержка из донесения о сбитом 23 августа 42 года СБ и протокол допроса Шевченко от 24 августа 1942. В донесении зачеркнуто слово Tal (долина), речь идет о самой Теберде

 

 

 

00000330.JPG

00000331.JPG

О сбитии сб.jpg

СБ-2 23.08.jpg

Изменено пользователем Синд
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Согласно другого немецкого донесения 28 августа зенитчиками сбит еще один бомбардировщик, упавший севернее Теберды в "...западной боковой долине...", но по Советским данным потерь самолетов бомбардировочной авиации в частях 5 воздушной армии и ВВС ЧФ 28 августа 1942 не было.

0168.jpg

5ВА 28.08.jpg

5ВА 29.08.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, Жека сказал:

А сбили их еще 17.08.42 г. Где-то Шевченко целую неделю от немцев по горам бегал.

Интересно, что по ЖБД 17-го сбит экипаж Иванов-Иванченко-Потапенко, 23-го экипаж Файн-Гоглеватый-Шевченко.

Где-то ошибка закралась...

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, Барсс сказал:

Интересно, что по ЖБД 17-го сбит экипаж Иванов-Иванченко-Потапенко, 23-го экипаж Файн-Гоглеватый-Шевченко.

Где-то ошибка закралась...

Скорее всего ошибка в состав экипажей закралась в донесении о безвозвратных потерях, поскольку в списке освобожденных из плена у Шевченко указана дата пленения 23 августа

00000122.jpg

Изменено пользователем Синд
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Барсс сказал:

Интересно, что по ЖБД 17-го сбит экипаж Иванов-Иванченко-Потапенко, 23-го экипаж Файн-Гоглеватый-Шевченко.

Где-то ошибка закралась...

Все верно: где-то ошибка. В ЖБД Файн-Гоглеватый-Шевченко

00000084.jpg

Изменено пользователем Жека
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Позавчера, в ходе выезда на место обнаружения обломков, найдены ещё несколько разрозненных фрагментов обшивки, пара кусков моторного алюминия (к сожалению без номеров) и уточнено место удара самолёта об скальную стенку ущелья. К величайшему сожалению 99% обломков и узлов вытащено с места падения местными жителями, так что, увы, шансов на нахождение номерных деталей практически нет.

IMG_20210815_120125.jpg

IMG_20210815_114056.jpg

IMG_20210815_114050.jpg

IMG_20210815_112603.jpg

IMG_20210815_111750.jpg

IMG_20210815_111742.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Исходя из характера разброса обломков можно предположить, что самолёт был подбит ЗА в районе Теберда,  оставшиеся в живых члены экипажа покинули машину над долиной (от места падения до нее по прямой около полутора километров),а неуправляемый самолёт с левым разворотом врезался в скальную стенку ущелья. 

IMG_20210815_124120.jpg

IMG_20210815_124116.jpg

Вид на долину с места падения

Изменено пользователем Синд
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из документов по 367 БАП...

Д. 6. Отчеты о боевых действиях, боевом составе, потерях матчасти и экипажей, летных происшествиях и именной список летного состава 367 скоростного бомбардировочного авиационного полка. 13.12.1941 – 31.12.1942. 149 л. К. 23091. 

 

Л. 34.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к форме № – 9

За период с 1.8.42 г. по 30.8.42 г. включительно.

 

 

23.08.42 г. СБ №-3-257 – место не указано, экипаж: пилот ст. сержант Файн, штурман л-нт Гоглеватый стр. радист сержант Шевченко не вернулись с боевого задания.

 

Изменено пользователем Алекс21
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, Синд сказал:

Исходя из характера разброса обломков можно предположить, что самолёт был подбит ЗА в районе Теберда,  оставшиеся в живых члены экипажа покинули машину над долиной (от места падения до нее по прямой около полутора километров),а неуправляемый самолёт с левым разворотом врезался в скальную стенку ущелья. 

IMG_20210815_124120.jpg

IMG_20210815_124116.jpg

Вид на долину с места падения

По словам местных жителей в начале 2000-х в ущелье лежали стойки шасси и крупные обломки самолёта.

К сожалению, мы опоздали лет на 20-ть... 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо Барсс!

Теперь всё совпало!

А то мы думали, почему на МП самолёт врезался в левую стенку ущелья, а не в правую? Оказалось, что пытался развернуться и пошёл  по направлению аэродрома.

 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Накопались" ещё сведения по этому дню.

23.08.  6 БАП ( место базирования ? ) бомбардировщиками ДБ-3 уничтожал пехоту и мотомехчасти противника в р-не пер.Клухор и на подходах к нему с севера по дороге от Микоян-Шахар с  двумя заходами по 6 и 7 самолетов  с 10.55 до 11.25  и с 12.00 до 12.25

В этот же день, согласно записи в журнале, 367 СБАП также бомбил части противника в р-не дороги Микоян Шахар - Теберда в два захода с 8 до 9.30 и с 16.15 до 17.30

Во время нанесения удара с 16.15 до 17.30  1 экипаж в составе летчик ст.серж.Файн, штурман лейт. Гоглеватый, стрелок-радист серж. Шевченко с задания не вернулся.

23.08. Огнем ЗА сбит СБ-2  367СБАП севернее п.Теберда в 15.30. Стрелок-радист Шевченко покинул самолет с парашютом и был пленен. Пилот и штурман остались в самолете. Личные данные бортстрелка, тип самолета, место базирования (Кутаиси) и авиаполк 367 указаны в немецком отчете разведотдела штаба 1й горной дивизии и протоколе допроса пленного.

В этот день ВПЕРВЫЕ отмечены вылеты в район Теберды и Клухорского перевала.

Дополнительным подтверждением этому является тот факт, что именно в этот день 17.08 немцами был взят штурмом Клухорский перевал, а советскому командованию об этом стало известно только 19 (по другим сведениям 20-го) августа. А в записи в журнале за 23 авг. прямо указано, что противник захватил Клухорский перевал 22 августа! То есть до 23 августа обстановка в зоне Теберда - Клухорский перевал была абсолютно неизвестна нашему командованию, в связи с чем крайне маловероятно, что в этой зоне проводились какие-либо операции бомбардировочной авиации.

 

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 12.08.2019 в 10:40, Синд сказал:

Согласно другого немецкого донесения 28 августа зенитчиками сбит еще один бомбардировщик, упавший севернее Теберды в "...западной боковой долине...", но по Советским данным потерь самолетов бомбардировочной авиации в частях 5 воздушной армии и ВВС ЧФ 28 августа 1942 не было.

Попутно, в фронтовой сводке за 28.8.42.

теб.png

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На этой неделе наши коллеги из Башкирии поработали в ущелье, где были найдены обломки этого СБ. Самой крупной находкой стала лопасть винта. Со слов руководителя поисковой группы Владимира Волкова лопасть была отпилена от ступицы и брошена местными жителями

IMG-20230524-WA0018.jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Также одной из находок стали остатки парашютной системы. Это говорит о том, что кто-то из экипажа погиб вместе с самолетом

IMG-20230524-WA0029.jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Было найдено место, где (предположительно) разбиралось то, что осталось от самолета после удара об землю. Найдены обрывки ленты от ШКАс, мелкие фрагменты двигателя и куски разных конструкций самолета

IMG-20230524-WA0032.jpg

IMG-20230524-WA0033.jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Само место падения очевидно находится выше, на поляну просто сбрасывали крупные части самолета

Изменено пользователем Синд
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В подтверждение версии со сбросом обломков и конструкций самолёта сверху вниз еще одна информация пришла от пользователя с ником Edelweiss1945: "... Хочу немного дополнить. В самой Теберде находилась мелкокалиберная ЗА, а батарея тяжелых 88мм находилась у горы Кильбаши, в 100-150м от современного мусульманского кладбища. При появлении СБ, мелкашки долбили по бомбардировщику долго и упорно, но значимых повреждений самолет не получил. 88мм сделал 2-3 выстрела и бомбер задымив упал с левым креном, кто то из экипажа выпрыгнул, за ним потом карачаи долго гонялись, но не нашли, лётчик был ранен, местные его укрывали какое то время, потом он ушел по Мухинскому ущелью. В первые же дни один из двигателей самолёта был сброшен с горы, но когда люди спустились, двигателя уже не было (кто то из ушлых местных его "приватизировал"). Эти подробности я знаю от своего дедушки Калинич Юрия Павловича. Он был свидетелем всего этого. Он с 1937 года жил в Теберде и помнил всё, от прихода Эдельвейса, до освобождения нашими войсками..."

Изменено пользователем Синд
5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

IMG_20231003_164715.jpgПо поводу второго самолёта из немецких документов, в боковой долине Теберды,  самолёт  действительно упал в ущелье Азгек, врезался в осыпь под восточными Азгекскими озёрами.  Коллега по работе рассказывал ,что там в Азгеке была кашара его деда и его мама 1930 года рождения, будучи ребенком, была свидетелем падения. Немцы потом приехали на мотоциклах  искали карты и документы. Лётчики погибли вроде бы она видела два обгоревших тела. Осенью 2023 облазил всю осыпь, но ничего не нашел,. нужен металлоискатель.

Screenshot_2023-10-03-16-44-53-891_com.google.android.apps.maps.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 12.08.2019 в 10:40, Синд сказал:

Согласно другого немецкого донесения 28 августа зенитчиками сбит еще один бомбардировщик, упавший севернее Теберды в "...западной боковой долине...", но по Советским данным потерь самолетов бомбардировочной авиации в частях 5 воздушной армии и ВВС ЧФ 28 августа 1942 не было.

Есть вариант, но сомнительный: то ли 26.8.1942, то ли 28.8.1942, Tewerda (Теберда?)

сержант Вакуленко Тимофей Филиппович, с февраля 1941 проходил подготовку в Краснодарской школе, позже стал инструктором. В мае 1942 часть школы переведена в Евлах в районе Баку. 26.8.1942 ИЛИ 28.8.1942 все исправные самолеты бросили для удара по немецким войскам. Сбит ЗА в районе Теберда??? Выпрыгнул с парашютом, попал в плен. Остальные члены экипажа погибли.

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@linnet В немецких документах за август 1942 дважды упоминаются сбитые СБ: 23 и 28 августа. Было, кстати, предположение что самолет мог принадлежать Краснодарскому  авиаучилищу, поэтому его и не было в списках потерь 5 воздушной армии и ВВС Зак. фронта.

Вот как раз документы, в которых упоминается  СБ, сбитый 28 августа:

0168.jpg

СБ-2 28.08.jpg

Одним из двух погибших членов экипажа возможно был сержант Мацуев Игорь Андреевич, пилот Краснодарского ВАУ, пропавший без вести в августе 1942

Изменено пользователем Синд
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу