РУС

ЯК-9(Л) 130 иад 909 иап "Малый театр фронту" потеря апрель 1945г предположительно Федотов М.М.

72 сообщения в этой теме

Просим помочь в определении типа самолета.

Есть предположение, что обнаружено место гибели самолета ЯК-9Б эскадрильи "Малый театр фронту".

По типу самолета и месту находки подходит потеря 11.04.1945 года летчик 1-й иаэ, 909-го иап, 130-й иад

самолет №8

младший лейтенант Федотов Михаил Михайлович 1920г.р.

БК:  20мм и 12,7мм

 

IMG-8d00396c6714d418b27a554d10363d45-V.jpg

IMG-295d18b94bf554b7426126bdc8c80015-V.jpg

IMG-c9c46a7d70992f7aea97e763a3d5e058-V.jpg

IMG-f8e9c14653090f2f2fac2c9b865f1dda-V.jpg

IMG-01e41a9847f9ae0ab3aecd9903d2b09d-V.jpg

IMG-6d091968de48299334c976f232394a31-V.jpg

IMG-2a195f07e88bb358b92e285b5ddd0ca0-V.jpg

IMG-6d091968de48299334c976f232394a31-V.jpg

IMG-8a464d9c294e161001331d49c792cca4-V.jpg

IMG-5eaa4ad0eb699a4e0cb54154ad0ce673-V.jpg

IMG-4c75edbc8495f22c4e86e2584010b4ba-V.jpg

IMG-8aa31db6d9b7d7f622146219ac03e493-V.jpg

IMG-9cdc08ad457155131c9e69bc8a3237c5-V.jpg

IMG-1b0551cc18ebbab23cc76c3218a8c440-V.jpg

IMG-eae1fb264174336fcff1fef1de9c3cd6-V.jpg

IMG-f5b8254eaf5df008dde7808df58542f7-V.jpg

IMG-0e69f0de1af9e2d252b5798a8ee1a705-V.jpg

IMG-1b0f0485e59f2e835a128e528c9246fe-V.jpg

IMG-06c739a29257c406d3823e65c2b991b5-V.jpg

IMG-14d4bcd7ff7d51a460bbc70534f38d61-V.jpg

IMG-56e8347f7836deca9f7bb56091be477f-V.jpg

IMG-5302be58aa0c56c33d9fc1a5c236d326-V.jpg

IMG-a2a4b67e7abbb37bb89ba28c42baf1d2-V.jpg

IMG-5662473842f6cca17e09a5076afeca23-V.jpg

IMG-ddc0b671d71355dea8ec400dde88555f-V.jpg

IMG-cfda8b6bae1aca98ec83d643789becb9-V.jpg

IMG-f1c69e7a6958cd42220f7e150e66ce54-V.jpg

IMG-424ea22716dd0d90e74544144a309ac5-V.jpg

Изменено пользователем РУС
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А в Малый театр за помощью не обращались?

Тогда извините за нескромные вопросы:

1. А где найден этот самолет?

2. Дата потери Федотова по ОБД или опер. документам?

В 130 иад были Як-9л (так в документах, Л - ранний вариант Як-9б), Як-9м и Як-9т. Последнее не подходит, значит, остаются и Л и М. 

130 иад и 909 иап получали Як-9л завода №166 в по сентябрь 1944 года, в 1945 году поступления от завода №153 в основном.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Данные о потере:

https://www.prussia39.ru/memory/warrior.php?wid=128323

выписка из ЖБД 130 иад:

 

ЖБД 130 иад-стр13.jpg

 

Изменено пользователем РУС
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Статья о самолетах "Малый театр фронту". (имеется список № самолетов с привязкой к летчикам)

http://www.maly.ru/news/4034

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очень интересная статья, но вряд ли все номерные самолеты были потеряны с летчиками, за которыми они были первоначально закреплены. И летчики менялись и потеря/списание самолета не обязательно сопровождалась гибелью пилота. 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

8.6.1944 (или ранее) сборочный завод №301 в Химках передал 130 иад 12 самолетов названных Як-9д. Судя по всему производства  завода №153.

Возможно это и была АЭ Малый театр - фронту? 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Простите, в железе не разбираюсь, как вы определили, что это Як-9л/Як-9б ?

Як-9л делали на заводе №301 в Химках путем устройства бомбовых отсеков в серийных Як-9д выпуска завода № 153 в Новосибирске и №166 в Омске. Серийные Як-9д, которые позже переделали отправили ж.д. транспортом из Новосибирска в Химки в феврале 1944 года. В Химках переоборудование шло  в марте-апреле 1944 и возможно, позже?  Вышеуказанные первые 14 Як-9л  (в документе - Як-9д) выпуска завода №153  были переданы 130-й иад 8.6.1944.

Найдены ли останки пилота? Обломки самолета глубоко были или на поверхности?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В каком из полков 130-й иад служили

Максимов Павел Федорович, потеря 15.1.1945

Егоров Николай Федорович, потеря 17.1.1945

и остальные с этой страницы?

00000065.jpg

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Провели только разведку. Фрагменты самолета представленные на фото собраны с поверхности. Удалось найти одну "Д" образную пряжку с парашюта. Останков пока не обнаружено.

1. лейтенант Назаренко Николай Карпович - 909 иап, 130 иад.

https://www.prussia39.ru/memory/warrior.php?wid=128311

2. младший лейтенант Волкодав Иван Семенович - 909 иап, 130 иад.

https://www.prussia39.ru/memory/warrior.php?wid=128312

3. младший лейтенант Паренкин Александр Агафонович - неизвестно иап, 130 иад.

https://www.prussia39.ru/memory/warrior.php?wid=27183

4. лейтенант Максимов Павел Федорович - 909 иап, 130 иад.

https://www.prussia39.ru/memory/warrior.php?wid=128308

5. младший лейтенант Егоров Николай Федорович - 909 иап, 130 иад.

https://www.prussia39.ru/memory/warrior.php?wid=128313

Изменено пользователем РУС
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На одном из фото реле РЭД-41 из комплекта автоматического регулятора температуры воды АРТ-41. К февралю 1944 их только-только собирались внедрить на заводе № 153. Может что-то более позднее? Тем более вынужденная посадка и в хлам разбитая конструкция как-то не слишком вяжутся.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 минут назад, Сергей Кузнецов сказал:

На одном из фото реле РЭД-41 из комплекта автоматического регулятора температуры воды АРТ-41. К февралю 1944 их только-только собирались внедрить на заводе № 153. Может что-то более позднее? Тем более вынужденная посадка и в хлам разбитая конструкция как-то не слишком вяжутся.

А при замене мотора могли такое реле поставить? 

Вынужденная посадка в своем тылу - это одна из версий. Вторая, что сбит. С учетом того, что летчик в ОБД, вторая версия вероятнее.

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

младший лейтенант Егоров Николай Федорович 17.01.1945  909-й истребительный ордена Кутузова авиационный полк Сбит истребительной авиацией противника в воздушном бою. Самолет упал в населенном пункте Зассупенен, что в 3 км северо-западнее Маллвишкен. Эскадрилья ”Малый театр фронту”, самолет ЯК-9Б, хвостовой №6.

лейтенант Максимов Павел Федорович 15.01.1945 909-й истребительный ордена Кутузова авиационный полк  Подорвался на своих авиабомбах в районе цели предположительно в районе автомобильной дороги Гумбинен-Куссен. Эскадрилья ”Малый театр фронту”, самолет ЯК-9Б, хвостовой №11. 

Есть отчет о потерях матчасти дивизии, у всех пяти боевых потерь стоит дата 22.1.45. В этот день дивизия вообще не летала практически, т.е. более ранние потери. Из пяти потерянных самолетов три имеют номера такие же, что в списке 14-ти Як-9д(л) полученных от завода №301 8.6.1944. Причины: ЗА, ИА и подорвался на своих бомбах. Т.е. потеря Максимова 15.1.45 - это скорее всего один из самолетов Малого театра, но не факт, что именно хвостовой №11. Вероятно, и Егоров - тоже Малый театр.

Моторы на проверенных (не всех) самолетах везде заменены.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Есть такой же отчет 130 иад от 19.4.1945. Потери 11.4.1945 в более ранних отчетах нет.  3 боевые потери за предыдущие дни явно. 1 Як-9м завода №153 сбит ИА и два Як-9л близкие серии, но не вошедшие в список 14-ти. НБЗ и ЗА.

Есть второй отчет от 19.4.1945 - две потери Як-9л близкие серии, но не в списке 14-ти. "Катастрофа-сгорел" и  "разбит при взлете". Варианты - 7.4.1945 Батюк столкновение с Ла-7, упали в залив и 13.4.1945 Раменский в районе аэродрома катастрофа.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
28 минут назад, linnet сказал:

А при замене мотора могли такое реле поставить? 

Нет - это заводская установка и не моторный агрегат (закабинный отсек, само реле на бронеспинку монтировалось). Автоматический регулятор температуры воды без вмешательства летчика створку водорадиатора двигал, чтобы максимального значения температура не превышала. Т.е. при замене мотора если АРТ-41 стоял, то и продолжал стоять, т.к. его датчики-термопары не в моторе находились, а в трубопроводах. Где-то с середины 1944 г. стал применяться на Яках.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 минуты назад, Сергей Кузнецов сказал:

Нет - это заводская установка и не моторный агрегат (закабинный отсек, само реле на бронеспинку монтировалось). Автоматический регулятор температуры воды без вмешательства летчика створку водорадиатора двигал, чтобы максимального значения температура не превышала. Т.е. при замене мотора если АРТ-41 стоял, то и продолжал стоять, т.к. его датчики-термопары не в моторе находились, а в трубопроводах. Где-то с середины 1944 г. стал применяться на Яках.

Тогда в апреле есть более поздние Як-9м потери. Но при ремонте могли не только моторы поменять?

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вот еще один отчет - от 20.4.1945 Списано 5 боевых потерь. Среди них есть 1 Як-9л из списка 14-ти, сбит ИА. Плюс 3 Як-9л завода №166, сбиты ЗА и Як-9м завода №153, сбит ЗА 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пока по месту обнаружения обломков подходит только Михаил Федотов.

- его самолет был сбит совсем рядом.

- направление падения, тоже подходит, видимо пытался упасть к своим, но не дотянул, эта территория на 11.04.45г  еще была под контролем немцев.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 часов назад, linnet сказал:

Простите, в железе не разбираюсь, как вы определили, что это Як-9л/Як-9б ?

Як-9л делали на заводе №301 в Химках путем устройства бомбовых отсеков в серийных Як-9д выпуска завода № 153 в Новосибирске и №166 в Омске. Серийные Як-9д, которые позже переделали отправили ж.д. транспортом из Новосибирска в Химки в феврале 1944 года. В Химках переоборудование шло  в марте-апреле 1944 и возможно, позже?  Вышеуказанные первые 14 Як-9л  (в документе - Як-9д) выпуска завода №153  были переданы 130-й иад 8.6.1944.

Вот  эта  деталь,  точно  с  бомбоотсека.

IMG-424ea22716dd0d90e74544144a309ac5-V.jpg.582a7a354fb35b4e9e836a3ae6c972f0.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 часов назад, РУС сказал:

3. младший лейтенант Паренкин Александр Агафонович - неизвестно иап, 130 иад.

https://www.prussia39.ru/memory/warrior.php?wid=27183

Паренкин тоже из этой эскадрильи - http://www.chernyahovsk.com/index.php?id=496

Изменено пользователем Барсс
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, авиатор сказал:

Вот  эта  деталь,  точно  с  бомбоотсека.

IMG-424ea22716dd0d90e74544144a309ac5-V.jpg.582a7a354fb35b4e9e836a3ae6c972f0.jpg

Огорчу. Бомболюки были исключительно дюралевыми, с элементами усиления по краям и по центру люка на клепке. Часть люка у места навески была гнутой, повторяя по форме нижний гаргрот, и навешивался люк на рояльной петле. Замок был один - по центру квадрата на противоположной от петли стороне.

На этом фото явно и вырезы, и пара штифтов, и пара (?) замков. Что-то другое. Например, герметизирующая перегородка фюзеляжа, пол задней кабины, часть туннеля водорадиатора, горизонтальная панель под фонарем за бронеспинкой или еще что.

Изменено пользователем Сергей Кузнецов
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Сергей Кузнецов сказал:

Огорчу. Бомболюки были исключительно дюралевыми, с элементами усиления по краям и по центру люка на клепке. Часть люка у места навески была гнутой, повторяя по форме нижний гаргрот, и навешивался люк на рояльной петле. Замок был один - по центру квадрата на противоположной от петли стороне.

На этом фото явно и вырезы, и пара штифтов, и пара (?) замков. Что-то другое. Например, герметизирующая перегородка фюзеляжа, пол задней кабины, часть туннеля водорадиатора, горизонтальная панель под фонарем за бронеспинкой или еще что.

Не  разу  не  огорчили.  Это  один  в  один  перегородка  бомболюка  Ил-2.  Почему  не  могла  стоять  на  Яке?

1385245950-10 - копия.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На Яке бомбоотсек другой конструкции - без стенок. Мелкие бомбы загружались в специальные ящики-кассеты, а для больших бомб имелись только трубчатые направляющие (не бомба в большой трубе, а две небольших трубы, на которых лежит, как на носилках, и по которым скользит вниз бомба)

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Видимо с конструкцией бомболюков на ЯК-9Б не все так однозначно.

В ходе их  эксплуатации было выявлено множество не доработок, по этой причине конструкция  бомболюков могла быть подвержена корректировкам...

 

20190731_111342.jpg

 

20190731_142251.jpg

20190731_142225.jpg

Изменено пользователем РУС
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 Интересная статья с фотографиями лётчиков эскадрильи "Малый театр фронту".

См. здесь: 

https://toroplivka.livejournal.com/

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня продолжили обследовать место падения самолёта.

Определили эпицентр удара.

Удалось найти останки лётчика.

20190731_174929.jpg

20190731_175105.jpg

20190731_175153.jpg

20190731_175245.jpg

20190731_210555.jpg

20190731_210521.jpg

20190731_182533.jpg

20190731_182926.jpg

20190731_182930.jpg

20190731_182952.jpg

20190731_183015.jpg

20190731_183003.jpg

20190731_173356.jpg

20190731_173435.jpg

20190731_173514.jpg

20190731_182342.jpg

20190731_182318.jpg

20190731_182349.jpg

20190731_175906.jpg

20190731_182618.jpg

20190731_210349.jpg

20190731_191122.jpg

20190731_191130.jpg

20190731_194605.jpg

20190731_210259.jpg

20190731_193558.jpg

20190731_193501.jpg

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это вы не трубку шрапнельного снаряда нашли?

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу