Опубликовано: 28 августа, 2018 (изменено) Ув. коллеги, в сентябре 2017 г. в районе оз. Сямозера в Карелии было обнаружено место падения советского самолета. По предположениям самолет - бомбардировщик СБ-2 из состава 72 СБАП. Далее хронология выездов группы проекта "Военный альбом" и карельских поисковиков. Интересует экспертное мнение по найденным фрагментам самолета. Выражаю благодарность коллегам за подсказ в моем предварительном вопросе по элементам шасси. Далее, фотохронология из пяти выездов (сентябрь 2017, ноябрь 2017, январь 2018, март 2018, август 2018) на место падения. Изменено 4 сентября, 2018 пользователем Evgeniy_WA Внесение корректного названия самолета СБ в заголовок 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 августа, 2018 Доброго дня, Евгений. А Вы бортики чистили на детали с последнего фото? Там может быть номерок нужный. Плюс фото улитки нагнетателя. На ней в двух-трех местах бывают номера мотора. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 августа, 2018 Правильно Сергей говорит. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 августа, 2018 Стыковой стакан ОЧК (консоли) Корпус генератора вроде (без начинки, проставки дюралевой сверху тоже нет, но на бортике "квадрата" также может быть номер) обломки двигателя есть - должны быть номера... 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 августа, 2018 19 сентября 1941 года в р-не Киндасово, с-в Сямозеро сбиты 3 СБ из состава 72 СБАП (один из них значится точнее: упал в болото восточнее 3 км Киндасово, южнее р.Шуя, там двое погибли, один жив). Вообще из всех трех самолетов в живых осталось по одному члену экипажа... нужны номера... у Вас действительно есть фрагменты на которым номера найти можно... 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 августа, 2018 Всем доброго времени суток! Итак, по данному мне совету почистил улитку нагнетателя, как результат обнаружен номер: 013 - 195. Фото прикладываю. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 августа, 2018 Что же касается найденного цилиндра, то, пожалуй, для его оценки недостаточно одной иллюстрации. Прикладываю. Цилиндр достаточно большой, толстостенный с рубашкой охлаждения. Что-то подобное насколько я понимаю стояло на С-60 или мотопомпах большой производительности. Маркировок на цилиндре нет, за исключением буквы "Б" на боку. Возможно, агрегат оказался в самолетной воронке, брошенный строителями ЛЭП (неподалеку) или незадачливыми охотниками цветмета из 90-х. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 августа, 2018 9 часов назад, Прокофьев Илья сказал: 19 сентября 1941 года в р-не Киндасово, с-в Сямозеро сбиты 3 СБ из состава 72 СБАП (один из них значится точнее: упал в болото восточнее 3 км Киндасово, южнее р.Шуя, там двое погибли, один жив). Вообще из всех трех самолетов в живых осталось по одному члену экипажа... нужны номера... у Вас действительно есть фрагменты на которым номера найти можно... Интересно, спасибо. Думаю мне стоит уточнить место падения - южный берег реки Шуя между озерами Шотозеро и Вагатозеро. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 августа, 2018 №013-195. А еще одной цифры не может быть между единицей и девяткой? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 августа, 2018 10 часов назад, linnet сказал: №013-195. А еще одной цифры не может быть между единицей и девяткой? Нет, как ни вглядывался в промежутке ничего больше не увидел. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 августа, 2018 11 час назад, Evgeniy_WA сказал: для его оценки недостаточно одной иллюстрации. Прикладываю. Что-то подобное насколько я понимаю стояло на С-60 Спасибо, теперь однозначно видно, что это не авиация. Действительно очень похоже на нижнюю часть цилиндра двигателя С-60 (для примера фото двигателя его прототипа Caterpillar Sixty). Не исключено, что бросили ещё вполне себе официальные "сборщики металлолома" военного или после военного периода. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 августа, 2018 38 минут назад, kirche сказал: Спасибо, теперь однозначно видно, что это не авиация. Действительно очень похоже на нижнюю часть цилиндра двигателя С-60 (для примера фото двигателя его прототипа Caterpillar Sixty). Не исключено, что бросили ещё вполне себе официальные "сборщики металлолома" военного или после военного периода. Да, наглядная иллюстрация, спасибо. Посередине цилиндров на Вашем фото проходит горизонтальная линия, но это скорее всего след литья, а не линия разъема. Впрочем, повторюсь, да, похоже. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 августа, 2018 1 час назад, Evgeniy_WA сказал: Посередине цилиндров на Вашем фото проходит горизонтальная линия, но это скорее всего след литья, а не линия разъема. Это все же скорее линия соединения головки цилиндра и самого цилиндра - на шпильках (гайки сверху). Только закрашенная она. Иначе поршень не снять - сверху нет крышки отдельной, а клапанная крышка маловата для выемки поршня. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 августа, 2018 21 час назад, kirche сказал: Это все же скорее линия соединения головки цилиндра и самого цилиндра - на шпильках (гайки сверху). Только закрашенная она. Иначе поршень не снять - сверху нет крышки отдельной, а клапанная крышка маловата для выемки поршня. Понял Вас. Резюмируя по цилиндру, действительно - не авиационный. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 августа, 2018 (изменено) Добрый день, резюмируя по самолету - это "СБ" - точнее "СБ-2М-103" с одним из моторов предположительно №013-195 (выпуска 1-го квартала 1940 года) Как такового названия самолета "СБ-2" в отечественном авиапроме никогда не существовало (как и СБ-1, СБ бис-2, СБ-3 и тд.)... - это буржуи придумали, неправильно прочитав полное название самолета, а некоторые наши с умным видом перевели)). Если замерите размер соты то можно понять какой радиатор нашли: маслорадиаторы: - воздушно-масляный А-04 (он же ОП-04 или А-419) - размер трубки 7мм на 229 мм (поздние остроносые СБ начиная с 201 серии с маслорадиаторами в крыле); - водо-масляные А-16 и А-20 (он же А-423) - размер трубки 6 мм на 300 мм (СБ до 201 серии); водорадиаторы: - воздушно-водяной А-153 (он же А-48) - размер 8 мм на 400 мм (шестигранная). - был видимо ранний ещё воздушно-водяной ОП-01 (он же А-47) - параметры не знаю. В 29.08.2018 в 13:42, Прокофьев Илья сказал: 19 сентября 1941 года в р-не Киндасово, с-в Сямозеро сбиты 3 СБ из состава 72 СБАП (один из них значится точнее: упал в болото восточнее 3 км Киндасово, южнее р.Шуя, там двое погибли, один жив). Вообще из всех трех самолетов в живых осталось по одному члену экипажа... Как понимаю про вылет шести СБ с бомбардировкой штаба противника 9 км севернее Киндасово и дороги рядом (к сожалению ЖБД полка за этот период не опубликовали): Изменено 31 августа, 2018 пользователем kirche 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 августа, 2018 (изменено) Отсюда - https://eismeerjager.livejournal.com/1896.html "19.09.1941 49-51) Три СБ 72 бап не вернулись с боевого задания, были сбиты в бою. Семеро членов экипажей погибли (все пилоты самолетов - младшие лейтенанты Александр Ковалев, Леонид Щербаков и Иван Мироненко), по данным К.Стенмана два стрелка-радиста спаслись и вышли к своим, а один попал в плен. .... Из ЖБД 55 САД: "Не вернулись с боевого задания 3 СБ 72 сбап (экипажи Щербаков, Шумаков, Ковалев, Свирь, Пантелеев <прим. - Пантелеев отсутствует в списке личных потерь полка в ОБД "Мемориал", вероятно, выжил и вернулся>, Мироненко, Ананченко, Иванов). Над целью ушли в облака, истребители прикрытия - звено МиГ-3 179 иап вели бой с 6 Ме-109. Вероятно, СБ сбиты истребителями противника". По финским данным, в 12.25-12.35 в районе Manga-Pyhäjärvi 6 "Брюстер" 3/LLv 24 (ведущий капитан Кархунен) вели бой и сбили 3 СБ (победы лейтенанта Кауппинена, старшины Ниссинена и младшего сержанта Меллина) и 2 И-18 (старшина Ниссинен и сержант Катаяйнен). Финны потерь не понесли, советских данных нет." Пантелеев - http://podvignaroda.mil.ru/?#id=47006613&tab=navDetailManAward Свирь (плен) - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=579757176 Изменено 31 августа, 2018 пользователем Барсс 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 августа, 2018 9 часов назад, kirche сказал: Добрый день, резюмируя по самолету - это "СБ" - точнее "СБ-2М-103" с одним из моторов предположительно №013-195 (выпуска 1-го квартала 1940 года) Добрый день. Ув. kirche, интересная информация, благодарю! Эх, думал, что найденный номер сможет дать информацию, чуть ли не о конкретном борте, а главное экипаже. Вдогонку высылаю другие цифры, найденные на улитке нагнетателя, возможно будут полезны. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 августа, 2018 9 часов назад, kirche сказал: Как такового названия самолета "СБ-2" в отечественном авиапроме никогда не существовало (как и СБ-1, СБ бис-2, СБ-3 и тд.)... - это буржуи придумали, неправильно прочитав полное название самолета, а некоторые наши с умным видом перевели)). Учтем. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 августа, 2018 9 часов назад, kirche сказал: Если замерите размер соты то можно понять какой радиатор нашли: Сразу замерить длину не удосужились. Оперативно отмерить не сможем, соты оставили на хранении далековато. Постараюсь на неделе решить этот вопрос. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 августа, 2018 7 часов назад, Барсс сказал: Отсюда - https://eismeerjager.livejournal.com/1896.html Спасибо за информацию. Помимо этого есть еще и такая информация из того же источника: «14.07.1941 г. группа из 5 бомбрдировщиков СБ-2 72 сбап бомбила скопление войск противника западнее Муанто. По советским данным в результате боя с финскими истребителями был подбит один из советских бомбардировщиков, который в районе Сям-озеро ушел со снижением. Пилот лейтенант Емец совершил вынужденную посадку у Сямозера, штурман лейтенант Киселев погиб, пытаясь спастись с парашютом. По финским данным: «Звено «Фиатов» G.50 из 1/LLv 26 14.07.1941 в 10.30-11.30 патрулировали в районе Толваярви — Лайомоланярви, и у Сямозеро (Суоярви) встретило 3 советских бомбардировщика СБ. В завязавшемся бою старшина Ойва Туоминен подбил 2 СБ, один из которых в огне спикировал к одному из озёр, два летчика покинули самолет с парашютами; другой СБ также упал в озеро». 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 августа, 2018 На одном из снимков,на баллоне,похожем на кислородный, отчетливо читается выбитый год выпуска 1942г. Судя по сотам радиатора самолет имел заостренные капоты и изготовлен 22 заводом. Какой год на донце патронов пулемета ШКАС? Надо просмотреть все,они в отличном сохране. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 августа, 2018 3 минуты назад, навигатор сказал: На одном из снимков,на баллоне,похожем на кислородный, отчетливо читается выбитый год выпуска 1942г. Судя по сотам радиатора самолет имел заостренные капоты и изготовлен 22 заводом. Какой год на донце патронов пулемета ШКАС? Надо просмотреть все,они в отличном сохране. На кислородном баллоне значиться дата выпуска 25.12.39г. 1942г. - дата следующего освидетельствования. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 августа, 2018 16 минут назад, навигатор сказал: Какой год на донце патронов пулемета ШКАС? Надо просмотреть все,они в отличном сохране. Да патронов достаточно. Года и 1938 и 1939 точно. Возможно были и 1940, уточняю. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 сентября, 2018 Спасибо.С датой на баллоне и маркировкой патронов прояснилось. Версия о падении самолета 14.7.41г. состоятельна. Остается искать номера. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 сентября, 2018 В 31.08.2018 в 12:33, kirche сказал: Если замерите размер соты то можно понять какой радиатор нашли: Итак, замерили соты, найденные в августовском выезде. Фото прикладываю: 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 сентября, 2018 В 31.08.2018 в 22:41, навигатор сказал: Судя по сотам радиатора самолет имел заостренные капоты и изготовлен 22 заводом. Интересные наблюдения, спасибо. В середине сентября планируется очередной выезд на место падения. Надеемся он принесет необходимые для идентификации экипажа находки. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 сентября, 2018 Молодцы, что нашли номер мотора! У меня по этим самолетам только номера самих самолетов... но вот скоро вернется из экспедиции Иван Дьяков - он у себя посмотрит и номера их моторов... 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 сентября, 2018 1 час назад, Прокофьев Илья сказал: Молодцы, что нашли номер мотора! У меня по этим самолетам только номера самих самолетов... но вот скоро вернется из экспедиции Иван Дьяков - он у себя посмотрит и номера их моторов... Отличная новость, спасибо! Значит на улитке все-таки номер мотора. Ждем с нетерпением Ваших сообщений по номеру ). 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 сентября, 2018 37 минут назад, Evgeniy_WA сказал: Отличная новость, спасибо! Значит на улитке все-таки номер мотора. конечно же это номер двигателя без сомнений 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 сентября, 2018 В 04.09.2018 в 14:48, Прокофьев Илья сказал: Молодцы, что нашли номер мотора! У меня по этим самолетам только номера самих самолетов... но вот скоро вернется из экспедиции Иван Дьяков - он у себя посмотрит и номера их моторов... Илья, добрый день! В продолжении темы, вопрос - Иван Дьяков, это случайно не тот, который на днях в районе Ошты с командой поисковиков работал? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах