Evgeniy_WA

СБ в районе Сямозера, Карелия

92 posts in this topic

Ув. коллеги, в сентябре 2017 г. в районе оз. Сямозера в Карелии было обнаружено место падения советского самолета. По предположениям самолет - бомбардировщик СБ-2 из состава 72 СБАП. Далее хронология выездов группы проекта "Военный альбом" и карельских поисковиков. Интересует экспертное мнение по найденным фрагментам самолета. Выражаю благодарность коллегам за подсказ в моем предварительном вопросе по элементам шасси.

 

 

Далее, фотохронология из пяти выездов (сентябрь 2017, ноябрь 2017, январь 2018, март 2018, август 2018) на место падения.

 

 

1.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

5 ноябрь магнит.jpg

6.jpg

7 январь.jpg

8 январь.jpg

9 январь.jpg

10 январь.jpg

11 январь.jpg

12 январь.jpg

13 январь.jpg

14 январь.jpg

15 январь.jpg

16 январь.jpg

август 2018 - 5.jpg

август 2018 - 6.jpg

август 2018 - 7.jpg

август 2018 - 8.jpg

август 2018 - 9.jpg

август 2018 - 10.jpg

август 2018 - 11.jpg

август 2018 - 12.jpg

август 2018 - 13.jpg

август 2018.jpg

август 2018-2.jpg

август 2018-3.jpg

Edited by Evgeniy_WA
Внесение корректного названия самолета СБ в заголовок
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Доброго дня, Евгений.

А Вы бортики чистили на детали с последнего фото? Там может быть номерок нужный.

Плюс фото улитки нагнетателя. На ней в двух-трех местах бывают номера мотора.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Правильно  Сергей  говорит.

5b85c94309122_16.jpg.46347f12bb2362187de070c5dad00519.jpg

номер на помпе.jpg

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Стыковой стакан ОЧК (консоли)

август 2018 - 8.jpg

Корпус генератора вроде (без начинки, проставки дюралевой сверху тоже нет, но на бортике "квадрата" также может быть номер)

август 2018-3.jpg

обломки двигателя есть - должны быть номера...

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

19 сентября 1941 года в р-не Киндасово, с-в Сямозеро сбиты 3 СБ из состава 72 СБАП (один из них значится точнее: упал в болото восточнее 3 км Киндасово, южнее р.Шуя, там двое погибли, один жив). Вообще из всех трех самолетов в живых осталось по одному члену экипажа...

 

нужны номера... у Вас действительно есть фрагменты на которым номера найти можно...

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Всем доброго времени суток! Итак, по данному мне совету почистил улитку нагнетателя, как результат обнаружен номер: 013 - 195. Фото прикладываю.

IMG-20180829-WA0010.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Что же касается найденного цилиндра, то, пожалуй, для его оценки недостаточно одной иллюстрации. Прикладываю.

Цилиндр достаточно большой, толстостенный с рубашкой охлаждения. Что-то подобное насколько я понимаю стояло на С-60 или мотопомпах большой производительности. Маркировок на цилиндре нет, за исключением буквы "Б" на боку. Возможно, агрегат оказался в самолетной воронке, брошенный строителями ЛЭП (неподалеку) или незадачливыми охотниками цветмета из 90-х.

 

 

DSC_1743.JPG

DSC_1744.JPG

DSC_1745.JPG

DSC_1746.JPG

DSCPDC_0000_BURST20180817184028507.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 часов назад, Прокофьев Илья сказал:

19 сентября 1941 года в р-не Киндасово, с-в Сямозеро сбиты 3 СБ из состава 72 СБАП (один из них значится точнее: упал в болото восточнее 3 км Киндасово, южнее р.Шуя, там двое погибли, один жив). Вообще из всех трех самолетов в живых осталось по одному члену экипажа...

 

нужны номера... у Вас действительно есть фрагменты на которым номера найти можно...

Интересно, спасибо. Думаю мне стоит уточнить место падения - южный берег реки Шуя между озерами Шотозеро и Вагатозеро. 

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

№013-195. А еще одной цифры не может быть между единицей и девяткой?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
10 часов назад, linnet сказал:

№013-195. А еще одной цифры не может быть между единицей и девяткой?

Нет, как ни вглядывался в промежутке ничего больше не увидел.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
11 час назад, Evgeniy_WA сказал:

для его оценки недостаточно одной иллюстрации. Прикладываю.

Что-то подобное насколько я понимаю стояло на С-60

Спасибо, теперь однозначно видно, что это не авиация. Действительно очень похоже на нижнюю часть цилиндра двигателя С-60 (для примера фото двигателя его прототипа Caterpillar Sixty). Не исключено, что бросили ещё вполне себе официальные "сборщики металлолома" военного или после военного периода. 

018.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
38 минут назад, kirche сказал:

Спасибо, теперь однозначно видно, что это не авиация. Действительно очень похоже на нижнюю часть цилиндра двигателя С-60 (для примера фото двигателя его прототипа Caterpillar Sixty). Не исключено, что бросили ещё вполне себе официальные "сборщики металлолома" военного или после военного периода. 

018.jpg

Да, наглядная иллюстрация, спасибо. Посередине цилиндров на Вашем фото проходит горизонтальная  линия, но это скорее всего след литья, а не линия разъема. Впрочем, повторюсь, да, похоже.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Evgeniy_WA сказал:

Посередине цилиндров на Вашем фото проходит горизонтальная  линия, но это скорее всего след литья, а не линия разъема.

Это все же скорее линия соединения головки цилиндра и самого цилиндра - на шпильках (гайки сверху). Только закрашенная она. Иначе поршень не снять - сверху нет крышки отдельной, а клапанная крышка маловата для выемки поршня.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
21 час назад, kirche сказал:

Это все же скорее линия соединения головки цилиндра и самого цилиндра - на шпильках (гайки сверху). Только закрашенная она. Иначе поршень не снять - сверху нет крышки отдельной, а клапанная крышка маловата для выемки поршня.

Понял Вас. Резюмируя по цилиндру, действительно - не авиационный.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добрый день, резюмируя по самолету - это "СБ" - точнее "СБ-2М-103" с одним из моторов предположительно №013-195  (выпуска 1-го квартала 1940 года)

Как такового названия самолета "СБ-2" в отечественном авиапроме никогда не существовало (как и СБ-1, СБ бис-2, СБ-3 и тд.)... - это буржуи придумали, неправильно прочитав полное название самолета, а некоторые наши с умным видом перевели)). 

12 январь.jpg

Если замерите размер соты то можно понять какой радиатор нашли:

маслорадиаторы:

- воздушно-масляный А-04 (он же ОП-04 или А-419) - размер трубки 7мм на 229 мм (поздние  остроносые СБ начиная с 201 серии с маслорадиаторами в крыле);

- водо-масляные А-16 и А-20 (он же А-423) - размер трубки 6 мм на 300 мм (СБ до 201 серии);

водорадиаторы:

- воздушно-водяной  А-153 (он же А-48)  - размер 8 мм  на 400 мм (шестигранная).

- был видимо ранний ещё воздушно-водяной ОП-01 (он же А-47) - параметры не знаю.

В 29.08.2018 в 13:42, Прокофьев Илья сказал:

19 сентября 1941 года в р-не Киндасово, с-в Сямозеро сбиты 3 СБ из состава 72 СБАП (один из них значится точнее: упал в болото восточнее 3 км Киндасово, южнее р.Шуя, там двое погибли, один жив). Вообще из всех трех самолетов в живых осталось по одному члену экипажа...

Как понимаю про вылет шести СБ с бомбардировкой штаба противника 9 км севернее Киндасово и дороги рядом (к сожалению ЖБД полка за этот период не опубликовали):

00000129.jpg

потери 72 сбап 19091941.jpg

 

Edited by kirche
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Отсюда - https://eismeerjager.livejournal.com/1896.html 

"19.09.1941

49-51) Три СБ 72 бап не вернулись с боевого задания, были сбиты в бою. Семеро членов экипажей погибли (все пилоты самолетов - младшие лейтенанты Александр Ковалев, Леонид Щербаков и Иван Мироненко), по данным К.Стенмана два стрелка-радиста спаслись и вышли к своим, а один попал в плен.

....

Из ЖБД 55 САД: "Не вернулись с боевого задания 3 СБ 72 сбап (экипажи Щербаков, Шумаков, Ковалев, Свирь, Пантелеев <прим. - Пантелеев отсутствует в списке личных потерь полка в ОБД "Мемориал", вероятно, выжил и вернулся>, Мироненко, Ананченко, Иванов). Над целью ушли в облака, истребители прикрытия - звено МиГ-3 179 иап вели бой с 6 Ме-109. Вероятно, СБ сбиты истребителями противника".

По финским данным, в 12.25-12.35 в районе Manga-Pyhäjärvi 6 "Брюстер" 3/LLv 24 (ведущий капитан Кархунен) вели бой и сбили 3 СБ (победы лейтенанта Кауппинена, старшины Ниссинена и младшего сержанта Меллина) и 2 И-18 (старшина Ниссинен и сержант Катаяйнен). Финны потерь не понесли, советских данных нет."

Пантелеев - http://podvignaroda.mil.ru/?#id=47006613&tab=navDetailManAward

Свирь (плен) - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=579757176

 

Edited by Барсс
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 часов назад, kirche сказал:

Добрый день, резюмируя по самолету - это "СБ" - точнее "СБ-2М-103" с одним из моторов предположительно №013-195  (выпуска 1-го квартала 1940 года)

Добрый день. Ув. kirche, интересная информация, благодарю! Эх, думал, что найденный номер сможет дать информацию, чуть ли не о конкретном борте, а главное экипаже. Вдогонку высылаю другие цифры, найденные на улитке нагнетателя, возможно будут полезны.

 

 

IMG-20180831-WA0008.jpg

IMG-20180831-WA0009.jpg

IMG-20180831-WA0010.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 часов назад, kirche сказал:

Как такового названия самолета "СБ-2" в отечественном авиапроме никогда не существовало (как и СБ-1, СБ бис-2, СБ-3 и тд.)... - это буржуи придумали, неправильно прочитав полное название самолета, а некоторые наши с умным видом перевели)). 

Учтем.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 часов назад, kirche сказал:

Если замерите размер соты то можно понять какой радиатор нашли:

Сразу замерить длину не удосужились. Оперативно отмерить не сможем, соты оставили на хранении далековато. Постараюсь на неделе решить этот вопрос.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 часов назад, Барсс сказал:

Спасибо за информацию. Помимо этого есть еще и такая информация из того же источника:

«14.07.1941 г. группа из 5 бомбрдировщиков СБ-2 72 сбап бомбила скопление войск противника западнее Муанто. По советским данным в результате боя с финскими истребителями был подбит один из советских бомбардировщиков, который в районе Сям-озеро ушел со снижением. Пилот лейтенант Емец совершил вынужденную посадку у Сямозера, штурман лейтенант Киселев погиб, пытаясь спастись с парашютом.

По финским данным:

«Звено «Фиатов» G.50 из 1/LLv 26 14.07.1941 в 10.30-11.30 патрулировали в районе Толваярви — Лайомоланярви, и у Сямозеро (Суоярви) встретило 3 советских бомбардировщика СБ. В завязавшемся бою старшина Ойва Туоминен подбил 2 СБ, один из которых в огне спикировал к одному из озёр, два летчика покинули самолет с парашютами; другой СБ также упал в озеро».

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

На одном из снимков,на баллоне,похожем на кислородный, отчетливо читается выбитый год  выпуска 1942г.  Судя по сотам радиатора самолет имел заостренные капоты и изготовлен 22 заводом. Какой год на донце патронов пулемета ШКАС? Надо просмотреть все,они в отличном сохране.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 минуты назад, навигатор сказал:

На одном из снимков,на баллоне,похожем на кислородный, отчетливо читается выбитый год  выпуска 1942г.  Судя по сотам радиатора самолет имел заостренные капоты и изготовлен 22 заводом. Какой год на донце патронов пулемета ШКАС? Надо просмотреть все,они в отличном сохране.

На кислородном баллоне значиться дата выпуска 25.12.39г. 1942г. - дата следующего освидетельствования.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
16 минут назад, навигатор сказал:

Какой год на донце патронов пулемета ШКАС? Надо просмотреть все,они в отличном сохране.

Да патронов достаточно. Года и 1938 и 1939 точно. Возможно были и 1940, уточняю.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо.С датой на баллоне и маркировкой патронов прояснилось. Версия о падении самолета 14.7.41г. состоятельна. Остается искать номера.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 31.08.2018 в 12:33, kirche сказал:

Если замерите размер соты то можно понять какой радиатор нашли:

Итак, замерили соты, найденные в августовском выезде. Фото прикладываю:

 

 

IMG-20180902-WA0002.jpg

IMG-20180902-WA0004.jpg

IMG-20180902-WA0005.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 31.08.2018 в 22:41, навигатор сказал:

Судя по сотам радиатора самолет имел заостренные капоты и изготовлен 22 заводом.

Интересные наблюдения, спасибо. В середине сентября планируется очередной выезд на место падения. Надеемся он принесет необходимые для идентификации экипажа находки.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Молодцы, что нашли номер мотора! У меня по этим самолетам только номера самих самолетов... но вот скоро вернется из экспедиции Иван Дьяков - он у себя посмотрит и номера их моторов... 

1

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Прокофьев Илья сказал:

Молодцы, что нашли номер мотора! У меня по этим самолетам только номера самих самолетов... но вот скоро вернется из экспедиции Иван Дьяков - он у себя посмотрит и номера их моторов... 

Отличная новость, спасибо! Значит на улитке все-таки номер мотора. Ждем с нетерпением Ваших сообщений по номеру ).

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
37 минут назад, Evgeniy_WA сказал:

Отличная новость, спасибо! Значит на улитке все-таки номер мотора.

конечно же это номер двигателя без сомнений

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 04.09.2018 в 14:48, Прокофьев Илья сказал:

Молодцы, что нашли номер мотора! У меня по этим самолетам только номера самих самолетов... но вот скоро вернется из экспедиции Иван Дьяков - он у себя посмотрит и номера их моторов... 

Илья, добрый день! В продолжении темы, вопрос - Иван Дьяков, это случайно не тот, который на днях в районе Ошты с командой  поисковиков работал?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.