Sign in to follow this  
Followers 0
Колючий

Як 9т или ЛаГГ-3 с нс-37 Смоленская область Ярцевский район

55 posts in this topic

Доброе утро!

Коллеги прошу о помощи. 

На выходных отработали место падения нашего самолета, как выяснилось во время раскопок его вытащили году так в 60-70х. 

Кем и когда точно не знаю, местные тоже не помнят что бы там кто то самолет поднимал. 

Но мы место отработали во время работ были найдены останки (часть руки) фрагменты амуниции (кусок портупеи, пуговицы)

Найдены боеприпасы 12,7 мм и 37 мм все они датированы 1941 годом. 

Так же была найдена и заводская шильда с номером самолета.

 Я склоняюсь что это ЛаГГ , хотел услышать мнения специалистов , вдруг это Як-9т

Может у кого то по данному самолету есть какая то информация !? 

IMG_20180613_210220.jpg

Место падения на карте 

карта.jpg

Edited by Колючий
1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Як-9Т выпускался заводом № 153, ЛаГГ-3 нет

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добрый день, завод №153 всего выпустил 330 ЛаГГ-3 (в 1941 году и вероятно довыпускал в начале 1942). Но на них не ставили НС-37. С этими пушками были ЛаГГ-3 завода №21 

А можно увидеть 37 мм?

Edited by kirche
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ваш полный заводской номер самолета будет - 0615369 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как это так не выпускался !? Изначально на заводе 153 ЛаГГ только и выпускался но если не ошибаюсь с 42 года начал выпуск ЯКов

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Извиняюсь, поторопился! Действительно выпускал, но не с 37 мм пушкой, если не ошибаюсь, они все пошли в 21-й ИАП с 21-го завода

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
25 минут назад, Колючий сказал:

IMG-20180613-WA0097.jpg

У вас вроде боеприпас 1942 года выпуска

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

К сожалению фото такое , на самой гильзе 41 год, на капсюле есть 41г и почему то какая то цифра 42 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тогда что получается Як-9т шестой серии 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Плохо что на шильде где дата выпуска , залом не видно цифры только 194?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

А еще что-то было найдено? Может какие-то характерные детали?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот все что более менее похожа на детали

IMG-20180613-WA0048.jpgIMG-20180613-WA0062.jpgIMG-20180613-WA0081.jpgIMG_20180613_210303.jpgIMG_20180613_210413.jpgIMG_20180613_210459.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, гильза точно 1941 года

 

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Плохо видно на фото с обломками, есть ли какие-либо стыковочные узлы? 

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

В этом районе действительно в 1943 году действовали истребители ЛаГГ-3 из 21-го ИАП с ОКБ-16, а с конца августа полки 240-й ИАД, на вооружении которой были Як-9т

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

А можно фото гильзы сбоку? 

Вот цитаты:

"Постройка Як-7-37 закончена 10 апреля 1942 г. Самолет проходил сов- местные заводские и государственные испытания на заводе N153 с 15 апреля по 10 мая 1942 г. "

"Як-7-37 как представлявший для ВВС определенный интерес был выпущен небольшой серией в августе 1942 г. - 22 самолета без предкрылков, проходил войсковые испытания на Северном фронте в 42 иап 240 иад и хорошо проявил себя в воздушных боях. "

Edited by linnet
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Посмотрите  на  помпе,  иногда  там  выбивался  номер  мотора.

IMG_20180613_210459.jpg.c36c2c2ff3c27ff7c360849fa20fd96a.jpg

маслянная  помпа М-105.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хорошо посмотрю, фото гильзы с боку скорее всего нет, а гильза уехала вместе с одним из тех кто помогал копать . Но это 💯 процентов 37мм сами головы тоже были 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 часов назад, Колючий сказал:

Вот все что более менее похожа на детали

IMG_20180613_210413.jpg

Такие пневмобаллоны все же для Як-ов характерны более - у ЛаГГ пневматики и меньше и баллоны иные вроде. На нем наверное поверка должна быть? по масштабу не ясно - вроде на 3л баллон?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

37 мм пушки Шпитального действительно ставили на самолеты Як-7б завода №153. По косвенным данным это были серии 25, 26, 27.

Возвращаюсь к версии ЛаГГ-3. Возможно, при ремонте деталь ЛаГГ-3 завода №153  с шильдой поставили на ЛаГГ-3 завода №21 с пушкой 37 мм? Еще более экзотический вариант - пушку 37 мм с ЛаГГ-3 завода №21 переставили на ЛаГГ-3 завода №153.  Почему вернулся к ЛаГГ-3? Попадались эти самолеты выпуска завода №153  с близкими номерами 0615350, 0615376, 0615385 и пр.  выпуска января 1942 года.

 

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

.....  фото    аналогичной   шильды   от як-9т    ,    найденного    возле    г.   Б.Токмак...

як 9-т.jpeg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Надо проверить, мог ли быть потерян Як-9т 6-й серии  в тех местах.  У меня нет выпуска по заводу №153 за 2-ю половину 1943 года. В конце июня шла 3-я серия, в декабре - 8-я. 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

  ...     900 иап   там   имел   потери...   но    номеров    нет  ...     это  по  предыдущим темам... 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Речь о том, что 6-я серия вряд ли могла быть в тех местах до окончания боев.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
56 минут назад, linnet сказал:

 

Надо проверить, мог ли быть потерян Як-9т 6-й серии  в тех местах.  У меня нет выпуска по заводу №153 за 2-ю половину 1943 года. В конце июня шла 3-я серия, в декабре - 8-я. 

6-я серия - это ноябрь 1943 г. по выпуску + 1-3 месяца на перевалку по ж/д и передачу в часть. Странно немного, т.к. на машинах Як-9Т литеру "Т" выбивали на шильдиках. (см.для примера)

Y9T-128r.jpg

Edited by Сергей Кузнецов
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хорошо посмотрю, фото гильзы с боку скорее всего нет, а гильза уехала вместе с одним из тех кто помогал копать . Но это 💯 процентов 37мм сами головы тоже были 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 15.06.2018 в 14:48, linnet сказал:

"Як-7-37 как представлявший для ВВС определенный интерес был выпущен небольшой серией в августе 1942 г. - 22 самолета без предкрылков, проходил войсковые испытания на Северном фронте в 42 иап 240 иад и хорошо проявил себя в воздушных боях. "

На Як-7-37 42 ИАП летал не "на Северном фронте", а в составе 6 ВА СЗФ (на Лен.фронт он вместе с дивизией не перебрасывался). На ЛаГГ-3-37 он летал с марта по сентябрь 1942 - сначала в 7 уаг на БрФ, а потом в составе 202 ИАД на ЗапФ. 

"19.07.43 г. вновь вернулся в состав 240 иад и с 24.08.43 г. действовал на Калининском фронте. Участвовал в боях за Смоленск и в Невельской операции."  Потери начинаются с сентября 1943. Но все потери 240 ИАД были на Як-9 (если не все, то часть из них точно была Як-9т - как в 42 ИАП, так и 86 ГИАП и 900 ИАП), но как вы указали на период боев этой серии Як-9 ещё не было...

Так то некоторые бои сентября 1944 по 240 ИАД описаны здесь https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=150902250

Получается либо катастрофа более поздняя и надо искать аэродром поблизости, либо могли запчасть с Як-7 поставить на Як-9? 

 

Edited by kirche
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Посмотрел на компе не чего. 

Но есть зацепка, нашел местного жителя который помнит хорошо что в том месте в1962 году было поле и пастух нашел эту воронку, в итоге приезжали толи из военкомата толи ещё от куда то, производили подъем этого самолёта, в кабине был летчик, с планшетом документами , много денег говорит было, пистолет, фотокарточки , после подъёма было захоронение на местном мемориале и приезжали родные. Это со слов местного ему тогда было 17 лет, говорит помнит хорошо. Интересно в военкомате будет какая то информация?! Летчик скорее всего офицер?! Посмотреть на табличках на мемориале !

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только что, kirche сказал:

если не все, то часть из них точно была Як-9т - как в 42 ИАП, так и 86 ГИАП и 900 ИАП

Да, в донесениях 3 ВА за сентябрь 1943 года только в 86 ГИАП расход боеприпасов в отдельные дни только БС и ШВАК, в остальных ОКБ-16, ШВАК и БС. 42 и  900 ИАП везде расход ОКБ-16 присутствует в дни ведения воздушных боев.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.