Опубликовано: 5 марта, 2018 В 01.03.2018 в 16:14, Тимошенко Виталий сказал: @Тимошенко Виталий У этого Ила полосы на капоте, они появились летом 42-го, значит если подписано Крым, то скорее всего это Севастополь. О! Спасибо огромное! Судя по предварительной ориентации- Языковая балка (а/э Бельбек). Вероятно один из пары Талалаев-Лобанов (11.03.1942г) Сейчас подключим местных- сориентируемся точно. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 марта, 2018 Добрый день. Полосы на капоте - март 42 быть не может. С уважением, Константин 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 марта, 2018 (изменено) Ещё как может! Короче, вот нарыл: http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/shturmoviki/shturmovik-il-2/tyazhelyj-odnomestnyj-shturmovik-il-2-bsh-2-2/ Полосы появились почти за год до ВВ-1, и прямого отношения к нему не имеют! Изменено 20 марта, 2018 пользователем altmann 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 апреля, 2018 (изменено) Исследования документальных источников и местности по фотографии, привели нас к выводу, что на фото изображен Ил-2 мл. лейтенанта Н. Николаева (будущего ГСС), совершившего вынужденную посадку в р-не п. Семиренко на плато Кара-Тау 3 ноября 1941г. В процессе нанесения БШУ по колонне а/м противника в р-не с. Ак-Тачи (Фурмановка) группой штурмовиков, ведомых капитаном Иваном Кичигиным, самолёт Николаева был повреждён зенитным огнём. Николаев пошёл на вынужденную на занятую противником территорию. Это заметил ст. л-т М.М. Талалаев и, попросив истребители прикрыть его, совершил посадку на шасси возле подбитого самолёта. Николаев быстро залез в "багажник" Ила и Талалаев взлетел, благополучно приземлившись на своём Чоргуньском А/Э Еще днем 3 ноября часть группы III/JG 77 перебазировалась на недавно захваченный аэродром Симферополя, а группы эскадры StG 77 — на аэродром Спат у Сарабуза. Это не осталось не замеченным нашей воздушной разведкой. В штабе ВВС ЧФ решили нанести по ним воздушный удар. В 14.15 шесть Ил-2 в сопровождении 10 И-153 атаковали аэродром Симферополя, где, по донесению, уничтожили на земле 10—12 вражеских машин. Еще один четырехмоторный самолет был сбит «чайками» в воздухе. Немцы своих потерь ни на земле, ни в воздухе не признали, но остается фактом, что на следующий день все их истребители перебазировались из Симферополя на расположенный в 20 км севернее Сарабуз. На обратном пути советские штурмовики обнаружили в районе Аткачи большую вражескую колонну, из состава которой уничтожили две автомашины. Подвиг в этом бою совершил летчик-штурмовик 18-го шап Михаил Талалаев. «Удар восьмерки «ильюшиных» был внезапным и точным, — писал в своих мемуарах командир 3-й эскадрильи 8-го иап К. Д. Денисов. — Но на выходе из пикирования после второй атаки загорелся самолет младшего лейтенанта Н. И. Николаева. Летчик повел машину на посадку и вскоре уже стоял у горящего самолета совсем недалеко от атакованной колонны. Увидев это и понимая, что гитлеровцы вот-вот навалятся на боевого друга, Талалаев принял смелое, весьма рискованное решение: садиться! Самолет катился по земле, из-за неровностей почвы его бросало из стороны в сторону, но вот машина остановилась. Какими же медленными показались те секунды, вспоминал потом Талалаев. А Николаев прыгнул на плоскость Ил-2, ударом ноги, а затем ножом вскрыл верхний люк фюзеляжа и втиснулся в самолет. Какое совпадение: именно на этом месте, когда штурмовики последующих серий стали двухместными, стали оборудовать кабину стрелка. Длинный разбег, отрыв самолета от земли, уборка шасси. Прямо над головами бежавших к догоравшему «илу» фашистов Михаил сделал разворот и взял курс на юго-запад. Группу Кичигина он уже не увидел: отработав свое, она ушла. Неожиданно справа появились два Me-109. Выполнив маневр, они вышли в заднюю полусферу штурмовика и начали с ним сближаться. Пришлось буквально притереть машину к земле и на максимальном режиме уходить от преследования. Но вот показался Севастополь. — «Ястребы», я — «Шарик»! — услышали в наушниках тревожный голос штурмовика летчики-истребители, барражирующие над Главной базой. — Прошу помощи. На хвосте висят два «мессера»! — Идем, «Шарик», идем, держись, браток! — было ответом. Два «яка» ринулись в атаку, и «мессеров» словно ветром сдуло. Только после этого Михаил почувствовал, что он весь мокрый от пота, а когда взглянул на плоскости своего «ильюшина», то увидел в них множество пробоин. Надо же! Напряжение было так велико, что не воспринял вражеской атаки, не почувствовал попаданий в самолет вражеских очередей! «Да, но жив ли Николаев? Ведь он ничем не защищен», — мелькнула тревожная мысль. Штурмовик сделал над аэродромом круг, затем второй — все работало нормально. Можно садиться. Когда Талалаев зарулил самолет на стоянку, его окружила большая группа летчиков и техников, до которых дошел слух, что самолет Талалаева сбит. Но каково же было их удивление, когда из фюзеляжа показался Николаев. Растроганный самоотверженностью своего спасителя, он крепко его расцеловал. Талалаева поздравил весь полк, а вскоре весть о его благородном поступке облетела не только Севастопольский гарнизон, но и другие части военно-воздушных сил флота». http://www.e-reading.club/bookreader.php/131888/Morozov_-_Vozdushnaya_bitva_za_Sevastopol'_1941-1942.html http://militera.lib.ru/memo/russian/denisov/04.html http://romanbook.ru/book/12817789/?page=5 http://samlib.ru/n/nemenko_a_w/sevastopoloborona.shtml Изменено 2 апреля, 2018 пользователем altmann 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 апреля, 2018 В 05.03.2018 в 18:45, altmann сказал: Ещё как может! Короче, вот нарыл: http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/shturmoviki/shturmovik-il-2/tyazhelyj-odnomestnyj-shturmovik-il-2-bsh-2-2/ Полосы появились почти за год до ВВ-1, и прямого отношения к нему не имеют! Спасибо. Будем знать. Но пока ни одной фотографии с разметкой капота и без ВВ-1 мне не встречалось. С уважением, Константин. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 апреля, 2018 (изменено) А эти не могут быть? 07.06.1942 г. сделали 18 самолетовылетов, нанося удары по вражеским минометам и самоходным орудиям которые поддерживали наступление 54-го корпуса. По докладам летчиков, противник лишился 4 батарей минометов и 5 пехотных взводов, 4 танка (летчики не делали различий между самоходными орудиями и танками) были уничтожены и 2 повреждены. В отличие от предыдущих дней немецкие перехватчики патрулировали в районе линии фронта, и к каждой цели приходилось прорываться с боем. Несмотря на то, что действия Ил-2 прикрывались 36 вылетами истребителей, «мессершмиттам» неоднократно удавалось прорываться к штурмовикам. В результате машины майора Терещенко и капитана Голубева пропали без вести, а машины майора Фириченко и мл. л-нт Скорика были подбиты и разбились при вынужденных посадках на своей территории. Еще 2 Ил-2 смогли, несмотря на повреждения, сесть на своем аэродроме. Вечером этого же дня из Анапы на Херсонеский маяк перелетели 3 Ил-2. В отчете 18 ШАП ВВС ЧФ не без горечи констатировалось: «Основным уязвимым местом Ил-2 оказался район заднего бензобака и управление. Кроме этого, у противника появились снаряды, которые пробивают бронь Ил-2 (на самом деле проблема заключалась не в снарядах, а в том, что новая модификация «мессершмитта» Bf-109F-4 была оснащена стрелявшей через развал цилиндров двигателя 20-мм пушкой MG151/20, вместо применявшейся на Bf-109F-2 15-мм пушки). Поэтому для увеличения живучести Ил-2 необходимо задний бензобак прикрыть броней и желательно сзади иметь стрелка». 09.06.1942 г. выполнили 30 самолетовылетов. Отдельные экипажи Ил-2 поднимались в воздух до 5 раз. Почти каждый вылет сопровождался встречей с истребителями противника, которые сбили 1 Ил-2. Кроме того, 1 Ил-2 пропал без вести. Изменено 2 апреля, 2018 пользователем Тимошенко Виталий 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 апреля, 2018 (изменено) Всё может быть. В пользу версии о Ил-2 Николаева свидетельствует тот факт, что машина лежит на краю плато Кара-Тау. Лётчик, по всей видимости выжил. После атаки колонны на северном участке, а именно на дороге Бахчисарай- Мамашай у села Ак-Тачи (у Морозова "Аткачи") пилот, после поражения самолёта огнём противника, пытался дотянуть до своих. Известно, что в этом эпизоде участвовали самолёты с бортовыми номерами "8" и "21". На период "3-го штурма" линия фронта проходила уже несколько южнее плато Кара-Тау. Изменено 4 апреля, 2018 пользователем altmann 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 апреля, 2018 У меня вопрос к специалистам: Денисов с пишет, что Николаев "вскрыл ножом верхний люк фюзеляжа"- о чём идёт речь? Не было там никаких "люков". Если только речь идёт о заднем обтекателе фонаря- обтекатель действительно съёмный, что можно видеть на многих фотографиях подбитого Илюши первых серий. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 апреля, 2018 Я думаю вот этот люк 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 апреля, 2018 Спасибо. Люк, думаю- импровизированная полевая переделка обтекателя. С завода Ил-2 первых серий шли со сплошным обтекателем. В частях, по всей видимости, были попытки приспособить зарезервированный объём под насущные нужды: перевозка авиамеханика при перебазировании, установка пулемёта (или макета), просто как "багажник". 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 апреля, 2018 Скорее всего готового люка не было, но оба пилота знали об этом месте, по этому Николаев сразу кинулся проделать проход, зная что там только обтяжка тканью и нет ничего мешающего и он там поместится. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 апреля, 2018 (изменено) На верхней крышке капота, что образует "корыто" на последней фотке видны щели жалюзей: кто знает- какая серия имела эти характерные отличия? В сети нашёл чертёж Ил-2м3, но на что опирались при его сочинении -вопрос. Может кому встречалось подобное? Изменено 6 апреля, 2018 пользователем altmann 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 апреля, 2018 Вот фото ила ил из 243 ШАП, осень 41-го 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 апреля, 2018 (изменено) Спасибо! Значит из первых серий. На чертеже этот капот на Ил-2 АМ-38Ф нарисовали. Мы находили фрагменты ст. листа с жалюзи, смятые, как бумага . Я их тогда не смог однозначно идентифицировать... Нашёл в книге Джейсона Н. Мура "Штурмовик Ил-2 Красный мститель" ТЫЦ эту фото: автор обращает внимание на вент. отверстия на крышке капота Кстати, крышка люка багажника всё-таки была штатной, судя по наличию замков "Дзус" Изменено 16 апреля, 2018 пользователем altmann 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 апреля, 2018 Cегодня выехали на место: нашли свидетеля ( 1930 г.р.), видевшего самолёт, лежавший 50-70 метров С-З кургана Калан на поле св. 10 лет. "До 54-го военные вывезли точнее сказать не могу". Севернее 600 м. от того места, что опознано нами ранее : абрис гор неизменен. Найден кусочек алюм. полосы 4 мм. Искать там бесполезно: глубокий плантаж ведётся сразу после войны ("руки-ноги торчали с обрывками тельников"). Сейчас там виноградные плантации, всё пахано-перепахано. Да если бы ещё самолёт был разбит- можно было б запчасти поискать... Тему закрываю. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 апреля, 2018 В 07.04.2018 в 16:44, altmann сказал: Кстати, крышка люка багажника всё-таки была штатной, судя по наличию замков "Дзус" В книге Емельяненко "В военном воздухе суровом" не раз упоминалось про люк на фюзеляже сразу за кабиной пилота. Лючок был съёмный. Это применительно к одноместному Ил-2. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 августа, 2018 Спрошу в этой теме: может кто встречал заводской номер 4360, хочется привязать машину. Судя по белому кольцу и нанесению номера на правое крыло это 230 ШАД. Но так как написано гвардейцы, то 210 ШАП думаю отпадает и остаются 7 и 43 Гв.ШАП. Ил переделанный в 2-х местный, вероятно лето 43 г. Жаль что не видно есть ли на киле косая полоса((( 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 августа, 2018 43 минуты назад, Тимошенко Виталий сказал: Спрошу в этой теме: может кто встречал заводской номер 4360, хочется привязать машину. Судя по белому кольцу и нанесению номера на правое крыло это 230 ШАД. Но так как написано гвардейцы, то 210 ШАП думаю отпадает и остаются 7 и 43 Гв.ШАП. Ил переделанный в 2-х местный, вероятно лето 43 г. В 17.10.2015 в 23:04, linnet сказал: Я посмотрел несколько потерь 210 шап за 22-23.7.43 №№6293, 4129, 4360, 6120 и в полку указаны как потеря 22.7.43 и в списке 4 ВА они за 22.7.43. 1877843 и 7212 в полку потери 23.7.43, а в списке 4 ВА они даются за 26.7.43 (1878743!) Еще где-то видел потерю 31.7.43, а в списке 4 ВА идет за 1.8.43. Есть ли уверенность 100%, что №1876749 - это потеря 26.7.43, а не раньше? 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 августа, 2018 Ох ты ж ё! Так это как бы не Зуба ил выходит? Вот это да!!!... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 августа, 2018 Коллеги! Не смешивайте в одной теме несколько случаев! запутаемся. Создайте новую тему! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 августа, 2018 (изменено) 56 минут назад, Тимошенко Виталий сказал: Ох ты ж ё! Так это как бы не Зуба ил выходит? Вот это да!!!... Имеется в виду, что командир 210 шап Зуб был ГВАРДИИ майор? А может и нет. 210 шап получил Ил-2 №4360 27.4.1943 от 7 гшап. Возможно, снимок еще по 7 гшап? Изменено 23 августа, 2018 пользователем linnet 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 августа, 2018 (изменено) В январе-марте 1943 г. Ил-2 №4360 в составе 7 гшап не было. Он появился в апреле 1943 из 271 САМ. Кстати, вооружение 2 ШВАК и 3 ШКАС. Переделанный под стрелка?! В том же апреле отправлен в 210 шап. Надо искать, где №4360 был до ремонта, в 1942 году. Вряд ли командир 210 полка взял себе в 1943 году самолет после капремонта со слабым ШКАСом сзади. Изменено 23 августа, 2018 пользователем linnet 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 августа, 2018 (изменено) Просмотрел списки 7 гшап с сентября 1942, №4360 там нет. А выпустили его где-то в августе-сентябре. Значит, эт не 7 гшап. Вряд ли в апреле 1943 года самолет полученный из ремонта успели так раскрасить, отремонтировать за 10 дней после повреждений и передать в 210 шап. По 43 гшап за нужный период у меня ничего нет. Интересно, что за эмблема на фото справа от 4360? Изменено 23 августа, 2018 пользователем linnet 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 августа, 2018 1 час назад, linnet сказал: Имеется в виду, что командир 210 шап Зуб был ГВАРДИИ майор? Да. Цитата Он появился в апреле 1943 из 271 САМ. Кстати, вооружение 2 ШВАК и 3 ШКАС. Переделанный под стрелка?! В том же апреле отправлен в 210 шап. Да, там по кабине видно что переделка. Цитата Надо искать, где №4360 был до ремонта, в 1942 году. Вряд ли командир 210 полка взял себе в 1943 году самолет после капремонта со слабым ШКАСом сзади. Ну, может другой комполка и не взял бы, а Зуб думаю принципиально его взял бы. Цитата Просмотрел списки 7 гшап с сентября 1942, №4360 там нет. А выпустили его где-то в августе-сентябре. Значит, эт не 7 гшап. Вряд ли в апреле 1943 года самолет полученный из ремонта успели так раскрасить, отремонтировать за 10 дней после повреждений и передать в 210 шап. Почему не могли раскрасить, с апреля по июль времени на художества вагон, а тот ремонт который на фото (10 дней) мог быть сделан и в начале июля в полку, там же не написано под фото что его ремонтировали именно в ПАРМ. И кстати они там диагональные полосы на киль наносили, краска под рукой, вполне могли написать. А помня зимний Ил-2 Зуба "Смерть фашистским оккупантам!" и "В бой за Родину!" то думаю он как никто другой мог написать на своем самолете что-то для поднятия боевого духа у молодежи. Цитата Интересно, что за эмблема на фото справа от 4360? Это уже 2-й ромб на илах в 210 ШАП который непонятно что такое((( 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 августа, 2018 (изменено) Я имел в виду раскраску во время пребывания в 7 гшап в апреле 1943. Изменено 23 августа, 2018 пользователем linnet 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 сентября, 2018 Такой вопрос к ув. сообществу относительно этого Ила №30 (зав №4630): у этого Ила на фото деревянное крыло. 18-й завод делал железные крылья, а 1-й и 30-й деревянные, но по номеру 30-й завод отпадает и остается 1-й завод или тут возникла дикая мысль, а можно ли было вместо железного крыла прицепить в ПАРМе деревянное? Почему так подумалось, потому что у него на киле звезда с белым кантом 18-го завода. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 января, 2020 Герои без наград Просматривая тему «Фото обломков ИЛ-2 с сайта eBay» и прочитав предполагаемую Владимиром ALTMANN историю этого самолета в посте от 02.04.2018, в памяти сразу всплыла аналогичная история, которую я услышала от своего папы. Очень-очень редко он говорил о войне. Но как-то раз я, интересуясь и расспрашивая его о фронтовых друзьях, задала, как мне казалось, наивный и почти детский вопрос: «А можно было спасти на своем самолете сбитого на вражеской территории летчика?» Папа сразу оживился и ответил, что, да, бывали такие случаи и даже в их полку подобный случай произошел. Конечно, фамилию этого летчика я тогда не запомнила.… Прошло много лет, давно нет рядом безгранично любимого и обожаемого папы…. И в желании знать как можно больше о его героической молодости и о его друзьях я обращаюсь к архивам военного времени. Благо, что со многими документами сейчас есть возможность ознакомиться. И вот в ЖБД 230 шад я встретила имя того летчика, о героическом поступке которого слышала в юности. Это лейтенант, командир звена 863 иап Карташов (Карташев) Николай Сергеевич, 1915 г. р., уроженец деревни Дубровка, что располагалась у окраины г. Орехово-Зуево, Московской обл., выпускник Егорьевского летного училища. Свой подвиг он совершил 04 октября 1943 года в дни завершающей фазы изгнания фашистов с Тамани (Таманский п-ов полностью освобожден 09.10.1943 г). Наша авиация вела очень активную работу в этот день по отступающим силам противника, 230 шад совершила 115 самолетовылетов, из них 48 - 863 иап, прикрывая штурмовики. ЗА над территорией противника был подбит ИЛ-2 гв. мл. лейтенанта Плешакова Александра Яковлевича из 7 гшап. Увидев попавшего в беду штурмовика, Карташов Николай, рискуя жизнью, посадил свой ЛаГГ-3 на территории противника и забрал на борт Плешакова (его стрелок был убит). Удивительно, каким образом они смогли уместиться на небольшом одноместном истребителе?! Но чудо случилось, и они вышли победителями из этой тупиковой ситуации! А вот судьбы спасителя и спасенного сложились очень по-разному. Начало ноября 43 года – это первые дни Керченско – Эльтигенской десантной операции. 04.11.1943 230 шад наносила удары по противнику в восточной окраине Баксы и в районе Булганак, Керчь. Где-то в этих окрестностях в бою пропал без вести лейтенант Карташов Н. С., спустя ровно месяц после героического спасения друга. И это не единственный подвиг, совершенный Карташовым. Он одержал 4 воздушные победы, притом, что 863 иап это полк сопровождения, главной задачей которого являлось прикрытие штурмовиков, а не ввязывание в бои 24.09.43 1 Ме-109 07.10.43 1 Ме-109 08.10.43 1 Ме-109 02.11.43 1 Ме-109. Последнюю победу одержал за день перед гибелью: ***Всего за годы ВОВ советские военные летчики более 100 раз производили посадку в тылу противника, чтобы спасти своих товарищей. Но отмечены ли героические подвиги лейтенанта Карташова Николая Сергеевича, отраженные в ЖБД 230 шад? Имеет ли он награды, и какие? Тщетно я пыталась узнать. Их нет. Причина? Она простая, очень простая. Строка в судьбе воина без вести пропавший звучала как приговор, им не полагались награды. Мне ни разу не встречались приказы на награждение без вести пропавших летчиков. Кто-то очень осторожно подстраховывался, так, на всякий случай…, а вдруг? Приведу встретившееся мне последнее письмо его друзей по 863 иап на имя матери: Уважаемая Анна Семеновна! Трудно и больно писать Вам о такой горестной вести. Мы ждали, мы надеялись, но прошли дни, и с судьбой пришлось смириться. Ваш сын лейтенант Карташов Николай Сергеевич был любимцем всей части. Его уважали, как командира и товарища, наши летчики, его любили техники за его простые черты русского человека, который грудью защищал свою Родину. Нас постигло большое горе. 4 ноября 1943 года Николай с группой товарищей вылетел на выполнение боевого задания по освобождению советского Крыма. Несмотря на плохую погоду, Николай, как всегда, четко выполнил задание, но вот завязался воздушный бой с немецкими захватчиками, он был короток, но тяжел для нас. С боевого задания не вернулся Николай. Нет вести о нем, но в наших сердцах живет его образ, его улыбка и всегда задорное веселое слово. … Свою жизнь Николай отдал недаром, он много сделал боевых вылетов, провел 12 воздушных боев, им сбито 4 вражеских самолета. Он вывез на своем самолете, рискуя жизнью, товарища, который сел на подбитом самолете на территории, занятой врагом. За доблесть, мужество и геройство он был представлен к правительственной награде. Мы, летчики, клянемся Вам, что образ Николая будет вдохновлять нас на борьбу с немецкими захватчиками. За жизнь нашего боевого друга мы будем мстить, и десятки фашистских гадов положат свои головы. Родина не забудет его боевых подвигов. Разделяем Ваше горе, соболезнуем близкой утратой. Военные друзья Николая: майор Коновалов, майор Селезнев, капитан Самодаев, капитан Пышкин, лейтенант Лаврентьев, лейтенант Шмелев, мл. лейтенант Наугадов". ***(Уточню: на тот момент майор Коновалов- командир 863 иап, майор Селезнев- штурман полка, капитан Самодаев- зам.командира полка по политчасти, капитан Пышкин- помощник командира по воздушно- стрелковой службе, лейтенанты Лаврентьев- ком. звена, Шмелев- зам.ком.эскадрильи, Наугадов –ст. летчик). Из этого письма четко ясно, что командованием полка лейтенант Карташов Н. С. был заслуженно представлен к награде за свою смелость и честное служение Родине. Да, одни ежедневно, рискуя жизнью, садились за штурвал самолета. Но были и те, что боялись подписать утверждение героя на награду. Назовем их осторожными… Судьба же Плешакова А. Я. сложилась намного счастливее, 23.02.1945 ему было присвоено звание ГСС, в 1958 г полковником ушел в запас, жил в Туле, скончался 04.12.2001 в возрасте 79 лет. Такие разные судьбы… спасителя и спасенного…. И еще. У Николая Карташова было 3 родных брата - все участники ВОВ, двое погибли: старший Александр тоже пропал без вести, а самый младший Михаил умер в госпитале, заболев на морозе при наводке понтонных мостов. Средний брат Василий вернулся с тяжелым ранением, умер в 1991 г. С уважением, дочь ветерана ВОВ, летчика 863 иап. 3 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 января, 2020 (изменено) On 1/17/2020 at 8:25 PM, Дочь ветерана ВОВ 863 иап said: Свой подвиг он совершил 04 октября 1943 года в дни завершающей фазы изгнания фашистов с Тамани (Таманский п-ов полностью освобожден 09.10.1943 г). Наша авиация вела очень активную работу в этот день по отступающим силам противника, 230 шад совершила 115 самолетовылетов, из них 48 - 863 иап, прикрывая штурмовики. ЗА над территорией противника был подбит ИЛ-2 гв. мл. лейтенанта Плешакова Александра Яковлевича из 7 гшап. Увидев попавшего в беду штурмовика, Карташов Николай, рискуя жизнью, посадил свой ЛаГГ-3 на территории противника и забрал на борт Плешакова (его стрелок был убит). Удивительно, каким образом они смогли уместиться на небольшом одноместном истребителе?! Но чудо случилось, и они вышли победителями из этой тупиковой ситуации! 0 В ЛаГГ-3-- вообще без проблем- в боку самолета ближе к хвосту был люк, позволявший спокойно залезть туда человеку. Изменено 20 января, 2020 пользователем Battleclown 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 января, 2020 Уважаемый Battleclown! Судя по Вашему лихо написанному комменту создалось впечатление, что вы очень хорошо знакомы с конструкцией самолетов ЛаГГ-3. Пожалуйста, поясните, для чего предназначался этот люк и каковы его параметры - диаметр и глубина? 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 января, 2020 Этот люк называется "люк бортовой 420х390", через него открывался доступ внутрь фюзеляжа, в частности к умформеру передатчика, аэрофотоаппарату АФА-И, передатчику РСИ-4, костылю, гидроподъёмнику костыля... 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах