7.62

Як-7б №2235 мл.лейт. ХОДОРОВ Г.Т.

50 posts in this topic

Як-7б №2235 с мотором 225-389

3 сентября 1942г. с боевого задания не вернулся мл. лейт. Ходоров Григорий Терентьевич

66 ИАП 202 ИАД

 

17 декабря 2017г. сводная группа поисковиков Московской области и Гагаринского района Смоленской области, совместно с местными активистами и краеведами провели разведвыезд на место падения самолета ЯК-7 в район юго-восточнее пос. Карманово Гагаринского района Смоленщины. Примерное расположение места падения нам объяснили коллеги из ВПО «Память» (г.Гагарин). В 1990-е годы они пробили контрольный шурф. Не обнаружив останков и крупных обломков тогда, работы были прекращены. Цель проводимой нами разведки был поиск идентификационных номеров.

Несколькими машинами доехали по грейдеру до точки начала пешего маршрута. Не прошло и трех минут, как подкатила подготовленная Нива. Как оказалось – егеря заподозрили неладное - приехали с проверкой. Узнав, что это наша команда, вопросы были сняты.

 

Выходные для середины декабря выдались очень теплыми, до плюс 8, да еще ночью был проливной дождь. Поэтому лес вспух водой, как будто в апреле. Ручьи разлились, создавая весьма серьезные препятствия. В центре лед еще держится, а вдоль берегов – широкие промоины. Для переправы через один ручей мы около часа на лед настилали ветки.

2-вода.jpg

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

В болотниках были не все, и пройдя около полутора километров по мокрому лесу, половина группы выливала ледяную воду из сапог. 

1-вода.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Само место падения, к нашей радости, оказалось на небольшом возвышении. И под ногами не хлюпало. В первые 5 минут около воронки была найдена крышка проводов магнето. Конечно же, на нужном бортике был найден номер мотора – 225-389. Еще несколько минут, и на отмывку попала алюминиевая крышка патронного ящика. На ней выбит заводской номер самолета – 2235.

5-225-389.jpg

6-номер2235.jpg

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

В целом, обломков было найдено вокруг довольно мало. Очевидно, они были собраны утилизаторами металла ранее.

Останки и личные вещи не были найдены вокруг воронки или в отвалах предшественников. Единичная кость плохой сохранности, найденная среди обломков, будут передана на антропологическую экспертизу.

Основные работы по отработке места падения запланированы на зимнее время.

4-обломки.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сразу же открываем пополняемую базу данных потерь 1 ВА.

В соответствии с приказом 1 ВА самолет Як-7б №2235 с мотором П 225-389 списан 66 ИАП 202 ИАД.

 

По оперсводкам 202 ИАД, 3 сентября 1942г. с боевого задания не вернулся мл. лейт. Ходоров Григорий Терентьевич на самолете Як-7б №2235.

3

Share this post


Link to post
Share on other sites

В ОБД по летчику Ходорову имеется 4 ссылки. По всем данным он проходит как пропавший без вести.

 

01.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

В заключении хотелось бы поблагодарить людей, которые постоянно помогают нам в поисковой работе - друзья и коллеги из ВПО "Память"(Гагарин), егеря и охотоведы Гагаринского района, краеведы пос. Карманово, многие исследователи и историки.

Только благодаря совместной работе мы смогли начать отработку места падения и установить место падения пропавшего без вести летчика Ходорова.

с уважением, Сергей

4

Share this post


Link to post
Share on other sites
11 минуту назад, 7.62 сказал:

Само место падения, к нашей радости, оказалось на небольшом возвышении. И под ногами не хлюпало. В первые 5 минут около воронки была найдена крышка проводов магнето. Конечно же, на нужном бортике был найден номер мотора – 225-389. Еще несколько минут, и на отмывку попала алюминиевая крышка патронного ящика. На ней выбит заводской номер самолета – 2235.

Удивительное везенье! Мои поздравления! :-))

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Серёга, молодцы!:D Действительно - сказочно повезло!!!:?:?:?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Share this post


Link to post
Share on other sites

Молодцы парни!Отличная работа!!

:?:?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Коллеги, спасибо вам за оценку работы нашей команды. очень надеюсь, что работы в январе на воронке принесут результат, и мы сможем похоронить останки летчика Ходорова.

PS Признаться, перед выездом я надеялся, что это окажется Як-7 летчика Майданкина из 66 ИАП, про которого неделю назад мы обсуждали в соседней теме. Увы... Но это значит только то, что будем искать дальше! Не сомневаюсь, рано или поздно, мы с вами узнаем о месте гибели летчика Майданкина и других героев. Главное - объединить наши усилия.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сергей,  Молодцы!!! Поражаюсь Вашему энтузиазму! Надеюсь в будущем работать будем совместно! Поздравляю с результатами ! Очень рад Вашим победам! С уважением  Владимир. :-o  :cool:  :?: :arrow: 

Edited by TITANIK
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сергей! Молодцы! А почему в ОБД Ходоров значится п\б 28.08.1942г., - все три документа?

 

Причем его фамилия уже фигурировала на нашем сайте:

 

Edited by Прокофьев Илья
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 часов назад, Прокофьев Илья сказал:

Сергей! Молодцы! А почему в ОБД Ходоров значится п\б 28.08.1942г., - все три документа?

А его полк так отдал в донесении о потерях с какого-то перепугу. Как и Исаева. Про "все три документа" говорить смысла нет - у них у всех ноги растут из полкового дела под названием "Именной список безвозвратных потерь личного состава 66 ИАП". В оперативке, как полковой, так и дивизионной, железно значится 3 сентября, а 28 августа полк вообще не вел боев.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Алексей! Спасибо! Понятно.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здравствуйте всем !!! Сергей , примите и наши поздравления !!! Отличная ,слаженная работа!!! Молодцы!!!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Коллеги, еще раз спасибо вам за комментарии. Не сомневаюсь, мы с вами еще и поработаем вместе на самолетах, и у костерка посидим за разговорами о летчиках :?: :?: :?:

Буду держать в курсе по этому подъему.

Edited by 7.62
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Неделю назад в результате совместных работ с гагаринскими поисковиками мы переработали повторно воронку Як-7б летчика Ходорова.

Около часа две помпы судорожно скачивали воронку размером с небольшой прудик. В это время мы либо прочесывали с приборами лес вокруг, выдалбливая каждый сигнал из замерзшего грунта, либо кололи и вынимали глыбы льда, толщиной около 15 сантиметров.

1.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не забывая, естественно, подходить к столику (на фото он уже опустевший, увы J

7-натюрморт.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

В общей сложности со всей овальной ямы размером примерно 7 на 4 метра, было собрано примерно 3 ведра мелких обломков. Интересных и информативных фрагментов было немного. Найден обломок с номером мотора 225-389, шильда производства завода №153 с номером серии 22, номер 45. Кстати, это первая серия Як-7б, выпущенных на авиазаводе №153 в Новосибирске.

3-шильда.JPG

6-мотор 225-389.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Останки, пряжки парашютной системы или части униформы найдены в воронке не были. Наши коллеги из ВПО «Память» (г.Гагарин), которые работали здесь в 2008г именно воронку, отработали качественно, мелочь осталась только по бортам ямы.

Единственная вещь – часть целлулоидной шкалы, по ширине соответствующей навигационной линейке. Однако, на НЛ-37 именно такого нанесения шкалы найти не удалось.

УТОЧНЯЮ: СЛЕВА - НЛ С ДРУГОГО МЕСТА, ДЛЯ СРАВНЕНИЯ

4-линейка.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Фото окончания работ на воронке.

Вывод: можно быть уверенными, что в воронке останков летчика нет. Наиболее вероятные варианты – либо пилот покинул самолет с парашютом, либо при ударе его выбросило из кабины.

2.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Молодцы! Такое впечатление, что кусок линейки имеет не плоскую форму, а полукруглую, как на шкале прибора?

Edited by TITANIK
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, TITANIK сказал:

Молодцы! Такое впечатление, что кусок линейки имеет не плоскую форму, а полукруглую, как на шкале прибора?

Владимир, привет. Ты прав, но это результат резкого усыхания. В земле она плоская была. Сейчас уже на опрессовке вылеживается  - снова стенет плоской. А оборот ровно той же фактуры, как дерево на линейке. И ширина точно такая же. Потому ее рядом и положил.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это может быть масштабная линейка.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пытался найти аналог именно такой шкалы в интернете - не получилось. 20 единиц линейки равны 11.5 мм ... Что за масштаб?..

И в дополнение. Ручка тяги - от чего это, Сергей?

8-ручка.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.