Опубликовано: 9 июня, 2017 Нужна помощь нашим севастопольским коллегам в установлении обстоятельств гибели самолета Ил-2 и установлении судеб экипажа. Место падения находится в районе Мартыновского оврага, это восточнее Инкермана. На технологических шильдах дата октябрь 1943 года. На одном из обломков блока мотора частично сохранился номер 2...94. Возможно имеет отношение к заводскому номеру мотора. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 июня, 2017 Жека, а фото этих шильд есть? По ним можно понять, какого завода самолет? Цифры на обломке так себе. Может, после 4 еще цифры есть? 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 июня, 2017 (изменено) Сергей Сергеев дал ссылку на крымский форум, но там фото мелкие. Нужно здесь дать максимум фото хорошего качества. Пока что по шильдам видится, что самолет завода №1, выпущен примерно в ноябре 1943 года. По фото с цифрами я не учень уверен, где видна цифра 2. Если между ней и 9 есть место еще для двух цифр, то в то время, если мотор не меняли, мог быть номер типа 25294х. Просьба еще большее и лучшее фото с цифрами и их нужно обсудить. искать неясный номер в потерях пяти штурмовых дивизий будет сложновато. Изменено 9 июня, 2017 пользователем linnet 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 июня, 2017 Оказывается технологические шильды с другого Ила. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 июня, 2017 Моторов с цифрами 2 и 94 в 8 ВА и приданных ШАДах было много. Пока не смог тщательно проверить все потери. Попался лишь один подходящий по цифрам мотор №253294, нбз якобы 6.5.1944. По месту в списке и выпуску с завода он подходит Ил-2 №1876278, который был в 1 гшад, 76 гшап и сбит 5.5.1944 в районе Херсонес, упал в море.. Это явно далеко. Без подробного изучения хорошего снимка не обойтись. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 июня, 2017 (изменено) Первые четыре цифры номера мотора Ф2532 дальше плохо видно, но по-моему пятая цифра "5". Изменено 11 июня, 2017 пользователем Жека 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 июня, 2017 Получил дополнительные фото после чистки 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 июня, 2017 Спасибо. А может быть крайняя цифра - 4? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 июня, 2017 (изменено) Крайняя шестая цифра номера ушла бесследно, если она вообще была. Хотя скорее всего была. Изменено 11 июня, 2017 пользователем Жека 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 июня, 2017 Я к тому, чтобы соединить оба фрагмента с номерами. Если первый тоже часть того же номера, то там не 9, а 5. А потом может быть 4? Т.е. может полный номер 253254? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 июня, 2017 (изменено) По первому фрагменты было лишь предположение, что это часть номера мотора. По второму нет сомнений, что это заводской номер мотора. На первом фрагменте перед 4 точно 9. Изменено 11 июня, 2017 пользователем Жека 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 июня, 2017 Предварительно посмотрел, не нашел пока ничего похожего на 25325 и 25325х. А ВВС ЧФ там работало? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 июня, 2017 Конечно работало. По состоянию на декабрь 43 года в ВВС ЧФ такого мотора небыло. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 июня, 2017 ... по заявкам есть 4 шт. сбитых ил-2 подходящих к месту находки за 6.5.44. нбз 6.5.44 Какоха 190 шап 214 шад Шулешов 190 шап 214 шад ...плен Муяки Дмитрий 806 шап 7 шак ...убит в возд. бою р-н Мекензиевых гор .....возможно номер мотора...253294 ??? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 июня, 2017 (изменено) Интересный вариант получается... 214 шад я проверял. В основном по майским потерям.. Вроде бы видел приказ о включении в 8 ВА с 30 апреля. Т.е. ранее в 4 ВА был. Сейчас, перепроверяя на всякий случай предположения Михаила, посмотрел у себя записи по 190 шап. У меня есть выписки по регистрации самолетов и моторов. Похожих номеров там нет. заодно посмотрел и 502 шап той же дивизии, тоже выписки по регистрации . Смотрю, а там среди полученных с начале января 1944 года моторы №№ 253258 и 253250. Первый из них попадался мне ранее живым и здоровым в записях по июлю1944 года, т.е. не подходит. А вот №253250 числится в 502 шап нбз 13.4.1944 года. Я ранее составил список почти всех моторов 25325х при выпуске с заводов. Так вот 253250 был выпущен на Ил-2 №9016 завода №1 в октябре 1943. В отдельном регистрационном списке 502 шап есть Ил-2 №9016, который нбз 13.4.1944 г.. Но вот где потерян этот самолет? Смотрю приказы по 502 шап с номерами потерянных самолетов и моторов. Но нужных почему-то там нет?! За 13.4.1944 есть потеря Ил-2 №8922 с мотором №253102 экипаж , где пилот л-т Бут Л.А. Сбит ЗА. Потом смотрю другой приказ, а там исключение из списков личного состава. 13.4.1944 как нбз (расшифровка имен-отчеств из ОБД) майор Ефременко Корней Семенович ст. с-т Тоток Петр Павлович л-т Брут Лев Аркадьевич с-т Табанец Василий Васильевич У Брута и Ефременко в ОБД запись вылетел на Ил-2 на штурмовку р-н Севастополя и нбз. Еще один приказ и там Ил-2 №9016 с мотором №253250 летчик майор Ефременко К.С. нбз 13.4.1944. Вполне возможно, что найденный самолет - это экипаж Ефременко-Тоток. Нужно проверить цели полка на этот день и перепроверить сочетания пилот-стрелок. Изменено 12 июня, 2017 пользователем linnet 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 июня, 2017 Спасибо! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 июня, 2017 502 шап был передан в оперативное подчинение 229 иад и базировался 13.4.1944 на аэродроме Багерово. Из ЖБД 229 иад следует, что группа Ил-2 ведущий майор Ефременко сбилась с курса и залетела в район Севастополь, там атаковала противника и потеряла 2 Ил-2. Их атаковала 4-ка Ме-109 с аэродрома Кача. Может, кто посмотрит немецкие заявки? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 июня, 2017 Тоток в наградном на второй орден упоминается, что 31.5.1943 вылет с Ефременко. Т.е. противоречий нет, что пара Ефременко-Тоток, командир эскадрильи и заслуженный стрелок. У Табанца меньше звание и один орден. Вот Сергей Сергеев сообщает. Стрелок,тов.Тоток упомянут в известной мемуарной книге К.А.Вершинина "4-ая воздушная"о полке, что "героиствовал в Крыму".http://militera.lib.ru/memo/russian/vershinin/13.htmlКонтакт родни летчика :Ефременко Корней Семеновичhttp://www.polkmoskva.ru/people/938540/www.1tv.ru/veterani/id=2384765 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 июня, 2017 В приказе от 17.2.1944 Ефременко и Тотык указаны как экипаж самолета №9016, бортовой №1, номера закрепленных парашютов соответственно 21924 и 4095. Еще на самолете был (но не на всех) ЛАС-1. При выпуске с завода 31.10.1943 на самолете были приемник, передатчик и РПК-10. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 июня, 2017 О своем родственнике рассказывает Андроникова Инесса Владиславовна: «Ефременко Корней Семенович родился в 1912 г. в Белорусской ССР, Хотимском р-не, с. Беседовичи. В Красной Армии с 1934 года. Член ВКП(б) с 1943 года. Майор, командир авиационной эскадрильи 502-го штурмового авиационного полка 214-й штурмовой авиационной дивизии. "На самолете Ил-2 вылетел на штурмовку войск противника в район Севастополя. Не вернулся с боевого задания. Судьба экипажа неизвестна". Перед вылетом были направлены документы на получение Звезды Героя Советского Союза. Не получил даже посмертно, т.к. считался без вести пропавшим. В 1978 году аквалангистами был найден самолет на дне Черного моря. По номеру выяснили, что это и есть тот пропавший самолет. Мой дедушка, Марк Семенович, выезжал в Севастополь на открытие экспозиции, посвященной найденному экипажу. Сейчас судьба музея и экспозиции мне не известна». Что-нибудь известно о самолете найденном в 1978 году? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 июня, 2017 11 час назад, linnet сказал: Их атаковала 4-ка Ме-109 с аэродрома Кача. Может, кто посмотрит немецкие заявки? Добрый день, Вылет был в период 8.25-10.10 (по московскому времени) 13.04.1944: 4./JG 52 Il-2 - Fhjfw Hoffmann Gerhard - raum 20km nördlich Sewastopol 08.13 2500 м - 78я - трапец 35277 (район Кача, у берега)4./JG 52 Il-2 - Ofw Sterl Andreas - raum 15km östlich Sewastopol 08.20 400 м - 51я - трапец 35452 (район Холмовка (Заланкой), юго-западная окраина) 4./JG 52 Il-2 - Fhjfw Hoffmann Gerhard - raum 20km nordöstlich Sewastopol 08.21 200 м - 79я - трапец 35423 (район Новенькое, устье Чурук-Су) 6./JG 52 Il-2 - Uffz Middeldorf Herbert - raum Belobek 08.21 bodennahe - 2я - трапец 35414 (в море северо-западнее Бельбека) 4./JG 52 Il-2 - Ofw Sterl Andreas - 20km nordöstlich Sewastopol 08.21 400 м - 52я - трапец 35422 (южнее Фурмановки (Актачи) - западнее Новенькое, склоны г. Кермончиек - Таш-Кобак, ур. Чевкели) 4./JG 52 Yak-7 - Oblt Sturm Heinrich - raum 15km östlich Sewastopol 08.22 300 м - 105я - трапец 35453 (район Танковое (Барокой - Биюк-Сирень)) Як - это возможно самолет мл.л-та Ермолаева, но пять заявок на Ил-2 на два потерянных и один подбитый? Причем одна потеря и подбитый приписаны нашими к работе ЗА. Явно задвоение заявок есть (вероятно первая Хоффмана и Миддельдолфа, а также вторые заявки Хоффмана и Штерля). Т.е. один самолет "предположительно падал" в море между Кача и Бельбек, а второй возможно в долине р. Кача в районе слияния с Чурук-Су. Но это все далеко от Мартыновского оврага. Разве что подходит первая заявка Штерля в районе Холмовки (это около 9 км). А так похоже, что четверка Ме-109 была из 4./JG52 (Хоффманн, Штерль, Штурм + ?). А потом к ней присоединились и истребители 6./JG52 (Миддельдорф + ?), которые далее в районе Васильевки и Каранкута ещё Як и Р-5 заявили. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 июня, 2017 (изменено) Вариантов много: 1. Найден не 253250, а с другой цифрой в конце, например потеря ЧФ. 2. Ремонт моторов. Деталь с 253250 попала на другой мотор, что нашли в Мартыновском овраге. 3. Не знаю подробностей, что и как нашли. Может, это металлисты в свое время утащили самолет с бесхозной экспозиции и разделали его в овраге. 4. Неправильно определили экипаж в 1978. Нужно искать в первую очередь следы музейной экспозиции. Интересно, где именно нашли. Кирилл сообщает, что в немецких заявках есть падение в море. И как определили экипаж? Изменено 13 июня, 2017 пользователем linnet 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 июня, 2017 Спросил Виталия Николаевича Латарцева (Капитан Батлер) по 1978 году. Он припоминает, что примерно в 1978 году их воронежский клуб "Риф" помогал аквалангистам из николаевского клуба "Садко". Тогда нашли Ил-4, но вроде бы оставался еще самолет. Дело было в Камышовой бухте. Может, у кого есть контакты с клубом "Садко" из Николаева? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 июня, 2017 За 35 лет истории клуба проведено более 70 экспедиций и походов. В ходе экспедиций были обнаружены два советских самолёта у Лебяжьих островов, морской охотник в Тендровском заливе, миноносец у реки Бельбек, три буксира: «Байкал», «Тайфун» и «ОП-8», несколько барж, советские транспорты «Брянск» и «Сулина», немецкий транспорт «Зальцбург», румынский транспорт «Теодорик», броненосец «Чесма», неизвестные транспорты у Евпатории и Бяжи-лимана.[ 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 июня, 2017 Ссылка на сайт клуба http://ostrov-berezan.narod.ru/Sadco.htm В историографии клуба только Ил-4 в Казачке. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 июня, 2017 Жека, напомни севастопольским поисковикам, пусть по местным музеям историю с экспозицией 1978 года поспрашивают. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 июня, 2017 Они уже занимаются. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 июня, 2017 В 14.06.2017 в 13:39, linnet сказал: Спросил Виталия Николаевича Латарцева (Капитан Батлер) по 1978 году. Он припоминает, что примерно в 1978 году их воронежский клуб "Риф" помогал аквалангистам из николаевского клуба "Садко". Тогда нашли Ил-4, но вроде бы оставался еще самолет. Дело было в Камышовой бухте. Может, у кого есть контакты с клубом "Садко" из Николаева? Борис привет!знаю что с "Садко" плотно работал в 70 -80 года Томский клуб аквалангистов"Скат"!и даже вместе подымали самолёты.Есть контакты с участниками тех событий,если надо! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 июня, 2017 В 14.06.2017 в 13:39, linnet сказал: Спросил Виталия Николаевича Латарцева (Капитан Батлер) по 1978 году. Он припоминает, что примерно в 1978 году их воронежский клуб "Риф" помогал аквалангистам из николаевского клуба "Садко". Тогда нашли Ил-4, но вроде бы оставался еще самолет. Дело было в Камышовой бухте. Может, у кого есть контакты с клубом "Садко" из Николаева? Добрый вечсер коллеги!сегодня встречался с одним из энтузиастов клуба СКАТ,от точно припомнил ,что работали с Воронежским клубом "РИФ" очень плотно по поиску ,в те 70-80 года!так что готовы помочь,что в их силах!обращайтесь! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 июня, 2017 Хлопцы перерыли в библиотеке подшивки местных газет за 1978 год, но не нашли ни одного упоминания о поднятом со дна моря Ил-2 и установленном экипаже, а эта новость должна была попасть в газеты. Кроме того, они продолжили работы на месте падения и выше по склону нашли останки экипажа и парашютные системы, все верховое, раскидано по склону. Еще найдена колодка от медали. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах