Posted June 9, 2017 Нужна помощь нашим севастопольским коллегам в установлении обстоятельств гибели самолета Ил-2 и установлении судеб экипажа. Место падения находится в районе Мартыновского оврага, это восточнее Инкермана. На технологических шильдах дата октябрь 1943 года. На одном из обломков блока мотора частично сохранился номер 2...94. Возможно имеет отношение к заводскому номеру мотора. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 9, 2017 Жека, а фото этих шильд есть? По ним можно понять, какого завода самолет? Цифры на обломке так себе. Может, после 4 еще цифры есть? 1 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 9, 2017 (edited) Сергей Сергеев дал ссылку на крымский форум, но там фото мелкие. Нужно здесь дать максимум фото хорошего качества. Пока что по шильдам видится, что самолет завода №1, выпущен примерно в ноябре 1943 года. По фото с цифрами я не учень уверен, где видна цифра 2. Если между ней и 9 есть место еще для двух цифр, то в то время, если мотор не меняли, мог быть номер типа 25294х. Просьба еще большее и лучшее фото с цифрами и их нужно обсудить. искать неясный номер в потерях пяти штурмовых дивизий будет сложновато. Edited June 9, 2017 by linnet 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 9, 2017 Оказывается технологические шильды с другого Ила. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 9, 2017 Моторов с цифрами 2 и 94 в 8 ВА и приданных ШАДах было много. Пока не смог тщательно проверить все потери. Попался лишь один подходящий по цифрам мотор №253294, нбз якобы 6.5.1944. По месту в списке и выпуску с завода он подходит Ил-2 №1876278, который был в 1 гшад, 76 гшап и сбит 5.5.1944 в районе Херсонес, упал в море.. Это явно далеко. Без подробного изучения хорошего снимка не обойтись. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 11, 2017 (edited) Первые четыре цифры номера мотора Ф2532 дальше плохо видно, но по-моему пятая цифра "5". Edited June 11, 2017 by Жека 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 11, 2017 Получил дополнительные фото после чистки 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 11, 2017 Спасибо. А может быть крайняя цифра - 4? 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 11, 2017 (edited) Крайняя шестая цифра номера ушла бесследно, если она вообще была. Хотя скорее всего была. Edited June 11, 2017 by Жека 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 11, 2017 Я к тому, чтобы соединить оба фрагмента с номерами. Если первый тоже часть того же номера, то там не 9, а 5. А потом может быть 4? Т.е. может полный номер 253254? 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 11, 2017 (edited) По первому фрагменты было лишь предположение, что это часть номера мотора. По второму нет сомнений, что это заводской номер мотора. На первом фрагменте перед 4 точно 9. Edited June 11, 2017 by Жека 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 11, 2017 Предварительно посмотрел, не нашел пока ничего похожего на 25325 и 25325х. А ВВС ЧФ там работало? 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 11, 2017 Конечно работало. По состоянию на декабрь 43 года в ВВС ЧФ такого мотора небыло. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 12, 2017 ... по заявкам есть 4 шт. сбитых ил-2 подходящих к месту находки за 6.5.44. нбз 6.5.44 Какоха 190 шап 214 шад Шулешов 190 шап 214 шад ...плен Муяки Дмитрий 806 шап 7 шак ...убит в возд. бою р-н Мекензиевых гор .....возможно номер мотора...253294 ??? 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 12, 2017 (edited) Интересный вариант получается... 214 шад я проверял. В основном по майским потерям.. Вроде бы видел приказ о включении в 8 ВА с 30 апреля. Т.е. ранее в 4 ВА был. Сейчас, перепроверяя на всякий случай предположения Михаила, посмотрел у себя записи по 190 шап. У меня есть выписки по регистрации самолетов и моторов. Похожих номеров там нет. заодно посмотрел и 502 шап той же дивизии, тоже выписки по регистрации . Смотрю, а там среди полученных с начале января 1944 года моторы №№ 253258 и 253250. Первый из них попадался мне ранее живым и здоровым в записях по июлю1944 года, т.е. не подходит. А вот №253250 числится в 502 шап нбз 13.4.1944 года. Я ранее составил список почти всех моторов 25325х при выпуске с заводов. Так вот 253250 был выпущен на Ил-2 №9016 завода №1 в октябре 1943. В отдельном регистрационном списке 502 шап есть Ил-2 №9016, который нбз 13.4.1944 г.. Но вот где потерян этот самолет? Смотрю приказы по 502 шап с номерами потерянных самолетов и моторов. Но нужных почему-то там нет?! За 13.4.1944 есть потеря Ил-2 №8922 с мотором №253102 экипаж , где пилот л-т Бут Л.А. Сбит ЗА. Потом смотрю другой приказ, а там исключение из списков личного состава. 13.4.1944 как нбз (расшифровка имен-отчеств из ОБД) майор Ефременко Корней Семенович ст. с-т Тоток Петр Павлович л-т Брут Лев Аркадьевич с-т Табанец Василий Васильевич У Брута и Ефременко в ОБД запись вылетел на Ил-2 на штурмовку р-н Севастополя и нбз. Еще один приказ и там Ил-2 №9016 с мотором №253250 летчик майор Ефременко К.С. нбз 13.4.1944. Вполне возможно, что найденный самолет - это экипаж Ефременко-Тоток. Нужно проверить цели полка на этот день и перепроверить сочетания пилот-стрелок. Edited June 12, 2017 by linnet 1 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 12, 2017 502 шап был передан в оперативное подчинение 229 иад и базировался 13.4.1944 на аэродроме Багерово. Из ЖБД 229 иад следует, что группа Ил-2 ведущий майор Ефременко сбилась с курса и залетела в район Севастополь, там атаковала противника и потеряла 2 Ил-2. Их атаковала 4-ка Ме-109 с аэродрома Кача. Может, кто посмотрит немецкие заявки? 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 12, 2017 Тоток в наградном на второй орден упоминается, что 31.5.1943 вылет с Ефременко. Т.е. противоречий нет, что пара Ефременко-Тоток, командир эскадрильи и заслуженный стрелок. У Табанца меньше звание и один орден. Вот Сергей Сергеев сообщает. Стрелок,тов.Тоток упомянут в известной мемуарной книге К.А.Вершинина "4-ая воздушная"о полке, что "героиствовал в Крыму".http://militera.lib.ru/memo/russian/vershinin/13.htmlКонтакт родни летчика :Ефременко Корней Семеновичhttp://www.polkmoskva.ru/people/938540/www.1tv.ru/veterani/id=2384765 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 12, 2017 В приказе от 17.2.1944 Ефременко и Тотык указаны как экипаж самолета №9016, бортовой №1, номера закрепленных парашютов соответственно 21924 и 4095. Еще на самолете был (но не на всех) ЛАС-1. При выпуске с завода 31.10.1943 на самолете были приемник, передатчик и РПК-10. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 13, 2017 О своем родственнике рассказывает Андроникова Инесса Владиславовна: «Ефременко Корней Семенович родился в 1912 г. в Белорусской ССР, Хотимском р-не, с. Беседовичи. В Красной Армии с 1934 года. Член ВКП(б) с 1943 года. Майор, командир авиационной эскадрильи 502-го штурмового авиационного полка 214-й штурмовой авиационной дивизии. "На самолете Ил-2 вылетел на штурмовку войск противника в район Севастополя. Не вернулся с боевого задания. Судьба экипажа неизвестна". Перед вылетом были направлены документы на получение Звезды Героя Советского Союза. Не получил даже посмертно, т.к. считался без вести пропавшим. В 1978 году аквалангистами был найден самолет на дне Черного моря. По номеру выяснили, что это и есть тот пропавший самолет. Мой дедушка, Марк Семенович, выезжал в Севастополь на открытие экспозиции, посвященной найденному экипажу. Сейчас судьба музея и экспозиции мне не известна». Что-нибудь известно о самолете найденном в 1978 году? 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 13, 2017 11 час назад, linnet сказал: Их атаковала 4-ка Ме-109 с аэродрома Кача. Может, кто посмотрит немецкие заявки? Добрый день, Вылет был в период 8.25-10.10 (по московскому времени) 13.04.1944: 4./JG 52 Il-2 - Fhjfw Hoffmann Gerhard - raum 20km nördlich Sewastopol 08.13 2500 м - 78я - трапец 35277 (район Кача, у берега)4./JG 52 Il-2 - Ofw Sterl Andreas - raum 15km östlich Sewastopol 08.20 400 м - 51я - трапец 35452 (район Холмовка (Заланкой), юго-западная окраина) 4./JG 52 Il-2 - Fhjfw Hoffmann Gerhard - raum 20km nordöstlich Sewastopol 08.21 200 м - 79я - трапец 35423 (район Новенькое, устье Чурук-Су) 6./JG 52 Il-2 - Uffz Middeldorf Herbert - raum Belobek 08.21 bodennahe - 2я - трапец 35414 (в море северо-западнее Бельбека) 4./JG 52 Il-2 - Ofw Sterl Andreas - 20km nordöstlich Sewastopol 08.21 400 м - 52я - трапец 35422 (южнее Фурмановки (Актачи) - западнее Новенькое, склоны г. Кермончиек - Таш-Кобак, ур. Чевкели) 4./JG 52 Yak-7 - Oblt Sturm Heinrich - raum 15km östlich Sewastopol 08.22 300 м - 105я - трапец 35453 (район Танковое (Барокой - Биюк-Сирень)) Як - это возможно самолет мл.л-та Ермолаева, но пять заявок на Ил-2 на два потерянных и один подбитый? Причем одна потеря и подбитый приписаны нашими к работе ЗА. Явно задвоение заявок есть (вероятно первая Хоффмана и Миддельдолфа, а также вторые заявки Хоффмана и Штерля). Т.е. один самолет "предположительно падал" в море между Кача и Бельбек, а второй возможно в долине р. Кача в районе слияния с Чурук-Су. Но это все далеко от Мартыновского оврага. Разве что подходит первая заявка Штерля в районе Холмовки (это около 9 км). А так похоже, что четверка Ме-109 была из 4./JG52 (Хоффманн, Штерль, Штурм + ?). А потом к ней присоединились и истребители 6./JG52 (Миддельдорф + ?), которые далее в районе Васильевки и Каранкута ещё Як и Р-5 заявили. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 13, 2017 (edited) Вариантов много: 1. Найден не 253250, а с другой цифрой в конце, например потеря ЧФ. 2. Ремонт моторов. Деталь с 253250 попала на другой мотор, что нашли в Мартыновском овраге. 3. Не знаю подробностей, что и как нашли. Может, это металлисты в свое время утащили самолет с бесхозной экспозиции и разделали его в овраге. 4. Неправильно определили экипаж в 1978. Нужно искать в первую очередь следы музейной экспозиции. Интересно, где именно нашли. Кирилл сообщает, что в немецких заявках есть падение в море. И как определили экипаж? Edited June 13, 2017 by linnet 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 14, 2017 Спросил Виталия Николаевича Латарцева (Капитан Батлер) по 1978 году. Он припоминает, что примерно в 1978 году их воронежский клуб "Риф" помогал аквалангистам из николаевского клуба "Садко". Тогда нашли Ил-4, но вроде бы оставался еще самолет. Дело было в Камышовой бухте. Может, у кого есть контакты с клубом "Садко" из Николаева? 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 14, 2017 За 35 лет истории клуба проведено более 70 экспедиций и походов. В ходе экспедиций были обнаружены два советских самолёта у Лебяжьих островов, морской охотник в Тендровском заливе, миноносец у реки Бельбек, три буксира: «Байкал», «Тайфун» и «ОП-8», несколько барж, советские транспорты «Брянск» и «Сулина», немецкий транспорт «Зальцбург», румынский транспорт «Теодорик», броненосец «Чесма», неизвестные транспорты у Евпатории и Бяжи-лимана.[ 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 14, 2017 Ссылка на сайт клуба http://ostrov-berezan.narod.ru/Sadco.htm В историографии клуба только Ил-4 в Казачке. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 14, 2017 Жека, напомни севастопольским поисковикам, пусть по местным музеям историю с экспозицией 1978 года поспрашивают. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 14, 2017 Они уже занимаются. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 15, 2017 В 14.06.2017 в 13:39, linnet сказал: Спросил Виталия Николаевича Латарцева (Капитан Батлер) по 1978 году. Он припоминает, что примерно в 1978 году их воронежский клуб "Риф" помогал аквалангистам из николаевского клуба "Садко". Тогда нашли Ил-4, но вроде бы оставался еще самолет. Дело было в Камышовой бухте. Может, у кого есть контакты с клубом "Садко" из Николаева? Борис привет!знаю что с "Садко" плотно работал в 70 -80 года Томский клуб аквалангистов"Скат"!и даже вместе подымали самолёты.Есть контакты с участниками тех событий,если надо! 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 20, 2017 В 14.06.2017 в 13:39, linnet сказал: Спросил Виталия Николаевича Латарцева (Капитан Батлер) по 1978 году. Он припоминает, что примерно в 1978 году их воронежский клуб "Риф" помогал аквалангистам из николаевского клуба "Садко". Тогда нашли Ил-4, но вроде бы оставался еще самолет. Дело было в Камышовой бухте. Может, у кого есть контакты с клубом "Садко" из Николаева? Добрый вечсер коллеги!сегодня встречался с одним из энтузиастов клуба СКАТ,от точно припомнил ,что работали с Воронежским клубом "РИФ" очень плотно по поиску ,в те 70-80 года!так что готовы помочь,что в их силах!обращайтесь! 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 22, 2017 Хлопцы перерыли в библиотеке подшивки местных газет за 1978 год, но не нашли ни одного упоминания о поднятом со дна моря Ил-2 и установленном экипаже, а эта новость должна была попасть в газеты. Кроме того, они продолжили работы на месте падения и выше по склону нашли останки экипажа и парашютные системы, все верховое, раскидано по склону. Еще найдена колодка от медали. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites