STALIN-1942

Неизвестный самолет х.Субботин Михайловского р-на Волгоградской области.

29 posts in this topic

Приветствую всех!

История следующая: во время Сталинградской битвы у х.Субботин Михайловского района Сталинградской области потерпел крушение самолет (дата не известна).

Там находился военный аэродром, но этот самолет был не с него. По воспоминаниям местных жителей ночью долго гулко кружил над хутором самолет. Вроде как 4-моторный. Подавал сигналы, вероятно запрашивал разрешение на посадку. Потом потянул дальше от хутора, начал сбрасывать бомбы и упал. Военные прибыли на место на утро, собрали крупные части и похоронили летчиков.

Сейчас на гражданском кладбище х.Субботин есть пять безымянных могил, а в самом хуторе памятник с 3 фамилиями, вроде как этих летчиков, но они никак не бъются по ОБД.

Местные краеведы желают установить имена героев-летчиков и увековечить их на памятнике, на могилах и т.д.

Сами мы собираемся выехать на место крушения ближе к лету для детального обследования места подения, но какие-то фрагменты местные жители уже собрали и сфотографировали.

Можно по этому хотя установить что был за самолет?

 

P.S. х.Субботин - тот самый в котором ул.им.Юры Прищепнова.

IMG_6228.JPG

IMG_6229.JPG

IMG_6230.JPG

IMG_6231.JPG

IMG_6232.JPG

IMG_6240.JPG

IMG_6242.JPG

Edited by STALIN-1942
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот еще немного местные жители насобирали.

IMG_6268.JPG

IMG_6274.JPG

IMG_6276.JPG

IMG_6278.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Завод № 84,первый снимок:технологический номер, начинается с 200,рассказы местных жителей про большой самолет,можно предположить Ли-2,Пс-84,очень мало фрагментов.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вообще то там полный серийный номер Ли-2 есть - 1845305. Это не центральная шильда, а с бака(?) Так что непонятно, соответствует ли основному номеру. У меня есть только 1845306 из ГВФ.

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Судя по дате выпуска (3 сентября 1942) вполне может быть. У следующего в серии самолета с заводским 1845306 (тот самый ГВФовский, про который Борис упоминал) дата выпуска - 13 октября 1942

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как бы теперь выяснить судьбу борта с этим номером...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

цитата....

памятник с 3 фамилиями, вроде как этих летчиков, но они никак не бъются по ОБД......


 

 

 

 

---укажите эти фамилии
 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=90483384

Байдаков, Бирюков, Рогачев.

Есть еще одна запись по этой могиле, там еще почему-то пехотинца приписали - который еще в двух местах числиться похороненным.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

как вариант.....

                   В ночь на 31.10.42 г. с боевого задания не вернулся экипаж 4 гап дд: командир кораблин гв. ст. лейтенант В.С.Геращенко, штурман кораблин гв. ст. лейтенант Д.С.Бирюков, стрелок-радист гв. старшина А.Ф.Ухлин, воздушный стрелок гв. ст. сержант П.М.Логунов, техник отряда гв. инженер-капитан И.О.Ефимов.

..........В сентябре 1942 г. устаревшие бомбардировщики ТБ-3 были заменены самолетами Ли-2, которые использовались в качестве бомбардировщиков.

 

Edited by misha-mo
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здесь совпадение только по одному члену экипажа... К тому же Бирюков  на могиле значится как 1923 г.р., а в ОБД штурман АДД - 1916 г.р.

На всякий случай. У меня по этой части АДД за 1942 год ничего нет. Но АДД в эту ночь летала на бомбартдировку войск противника в северной части г. Сталинграда.

Edited by linnet
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

...если аэродром  62 ад дд    был   в Мичуринске  ,что  сев.зап.Тамбова      ,тогда   дорога   Тамбов -Михайловка- -Волгоград    была         ориентиром  при полетах   в скверную погоду    ,  Михайловку    должны были обходить  с севера   ...в   р-не Субботин 
 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Еще фото найденого фрагмента прислали.

P1030506.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 часов назад, STALIN-1942 сказал:

Еще фото найденого фрагмента прислали.

P1030506.JPG

Заводская маркировка листов дюраля.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Деталь под номером "1" - вероятно это "затяжной замок аварийного выхода"? судя по размерам, эксцентрику и остаткам крепления ручки... три таких выхода было.

Судя по литражу "760" - табличка с одного из "дополнительных бензобаков". У "главных бензобаков" литраж "795".

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Еще фото деталей и боекомплекта прислали.

IMG_6280.JPG

IMG_6281.JPG

IMG_6283.JPG

IMG_6285.JPG

IMG_6286.JPG

IMG_6288.JPG

IMG_6289.JPG

IMG_6290.JPG

IMG_6291.JPG

IMG_6292.JPG

IMG_6293.JPG

IMG_6295.JPG

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вечер добрый!На 3-4-5 снимках сверху,противовес винта,на нем есть номер и внутри,если разобрать,есть номер,номера технологические.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
16 минут назад, *Владимир* сказал:

Вечер добрый!На 3-4-5 снимках сверху,противовес винта,на нем есть номер и внутри,если разобрать,есть номер,номера технологические.

Так стоит его разбирать или нет?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Разбирать не стоит,на Ли-2 много технологических номеров, ищите номера двигателей.На снимке номер 62 двигателя.

номер ли-2.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

На Ли-2 стояли моторы М-62ИР с нумерацией начинающейся с 620хххх. 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

@STALIN-1942 нет, не стоит разбирать противовес винта. Номера на них как и на самом винте никак не помогут в идентификации

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

....ли-2  102 апдд   не может   подойти  под   этот  случай  ....

.....30.09.42 г. полк бомбил укрепления противника в районе Городище — Уваровка. Задание выполнили, шли домой. Вражеский истребитель поджег Ли-2 Г.Татаринова. Летчик, стремясь спасти машину и экипаж, на бреющем полете повел ее к своим. Линию фронта они перескочили, но сесть не смогли — Ли-2 взорвался в воздухе. В составе экипажа были штурман П.Т.Бычков, борттехник П.К.Лопаткин. .... и Рыбалкин...

Похоронен в 70 км западнее Камышина. ....  6км зап. Разуваевка

....не мог ли кто выпрыгнуть     в районе   70 км зап. Камышина   ,а самолет   упасть в р-не  Субботин  ???

   ....возможно ,  нужно  было  срочно   отремонтировать  бак для  обеспечения  боевого вылета   на  старом ли-2    и бак  № 1845305    мог быть   снят   из  только что прибывшего   нового  Ли-2....

 

Edited by misha-mo
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ищу место гибели  (30.10.1942г. в 19-00) самолета Ли-2 (4 БАП ДД 62 АД ДД) и его экипаж в составе 5 человек:
Состав экипажа:
1 Командир кораблин - гвардии старший лейтенант Геращенко Василий Семенович 1914 г.р.;
2. Штурман кораблин - гвардии старший лейтенант - Бириков Дмитрий Семенович 1916 г.р.;
3. Стр. радист - гвардии старший лейтенант Ухлин Александр Федорович 1917 г.р.;
4. Воздушный стрелок - гвардии старший сержант Логунов Павел Матвеевич 1918 г.р.;
5. Техник отряда – гвардии инженер капитан Ефремов Иван Осипович 1908 г. р.

http://allaces.ru/p/people.php?id=17936
Самолет, согласно архивным документам (распоряжениям, донесениям, докладам) ЦАМО РФ, вылетел 30.10.1942г. в 18-00 часов с аэродрома Покрово-Васильево, Тамбовской обл. по маршруту:
Покрово-Васильево-Балашов-Дубовка-Верхнепогромное- Ахтуба-Сталинград (завод в Октябрском районе Сталинграда) с боевым заданием- Уничтожить скопление пехоты и танков в районе завода КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ в Сталинграде. 
В 19-00 часов командир кораблин Геращенко Василий Семенович доложил по радио, что прошел БАЛАШОВ после чего связь прервалась. На свой аэродром экипаж Геращенко В.С. не вернулся. 
По документам и донесениям известно, что метеоусловия в по маршруту были очень сложные, и два самолета впереди идущие с его звена, вернулись с района Дубовки свой аэродром не выполнив боевого задания.
С Уважением, 
Геращенко Анатолий Семенович.
Email: 
ger-as@mail.ru , скайп: ger-as

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

На отрезке Балашов-Дубовка маршрут пролегал в 30 км от х. Субботин. 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 26.03.2017 в 22:42, linnet сказал:

Вообще то там полный серийный номер Ли-2 есть - 1845305. Это не центральная шильда, а с бака(?) Так что непонятно, соответствует ли основному номеру. У меня есть только 1845306 из ГВФ.

На всякий случай. В этом 4 гап дд по состоянию на 1 декабря 1942 года были самолеты с близкими номерами - 1845302 и 1845309.

Увы, 1845305 был в 102 ап дд в декабре 1942 года. В других полках АДД были 01, 03, 04, 08. 

1845305  в апреле 1943 сдан в ремонт в САМ-13. Еще мелькнул в апреле 1845307

Edited by linnet
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

....дубовка     возле волги    севернеее    сталинграда     ....  выходит ,  что     немного   не долетели      к цели  ....

расстояние    к цели     примерно   около  700 км    ....  это  2 ,5 часа   в одну  сторону       и   около  5 час. на весь путь...

заявка    30.10.42...   на 2- моторный  самолет....

   Эберт        3./Nacht-aufkl. St.    2-mot. Flzg.    Flugplatz Makarova: 300 m    22:30     ....аэр.хут.  Макаровский    ..


 

  .... на южной окраине  поселка Панфилово   в р-не  хуторов  Макаровский  и Лесного    были расположены    3  аэродрома....

     Панфилово   от   хут.  Субботин  около   60 км.....


 


 

..


 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

знакомые очертания... 

 

хотя  где то я ещё нечто похожее видел ...

11e278b copy.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

По данным ЦАМО авиаполк 372 НБАП, ставший свидетелем катастрофы, дислоцировался возле хутора Субботин с 23 октября 1942 года по ноябрь (в ноябре был расформирован или переквалифицирован, короче стал полком связи)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я на карте отмечала путь Балашов  - Дубовка и направление подлета самолета к Субботину в ту ночь (со слов очевидцев). Вариант отклонения от маршрута имеет право быть. 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Родственники погибшего экипажа http://allaces.ru/p/people.php?id=17936

самолета Ли-2 (4 БАП ДД 62 АД ДД  30.10.1942г. в 19-00) времен ВОВ, предположительное место гибели около  х. Субботин, Михайловского района Волгоградской области, благодарят  всех форумчан  за активное участие в обсуждении идентичности самолета ЛИ-2, одновременно поздравляют   с годовщиной ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ. И очень  просят опытные отряды поисковиков начать поисково-исследовательские работы в близи х. Субботин Михайловского района, Волгоградской области. Исходные данные в школьного отряда поисковиков с. Раздоры Михайловского района.   http://razdorischool.16mb.com/сведения-об-образовательной-организ/руководство-педагогический-научно-п/.

 С уважением, Геращенко Анатолий Семенович.

Emeil: ger-as@mail.ru

СКАЙП: ger-as

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.