Опубликовано: 25 декабря, 2014 В связи с тем, что машина, наконец, вернулась в РФ из США, возник давно назревший вопрос: реальный ли это самолет? Ранее специально созданная правительственная комиссия во главе с генералом Мироновым, при участии генерала Шварева, Героя РФ, с привлечением к работе комиссии механика Як-3 Зуева подтвердила, что находящийся в музее ОКБ самолет Як-3 является подлинным самолетом Ф.П. Головатого, на котором воевал Еремин. Однако запись в формуляре этой машины дает серийный номер 1712, в то время как на фотоснимке передачи самолета Б.Н.Еремину на заводе на борту виден стандартного заводского написания номер 10, что говорит о серийном номере машины 10хх. Может у кого из коллег есть список списания Як-3 31-го гиап? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 декабря, 2014 Не могу вспомнить, где мы уже обсуждали эту тему. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 декабря, 2014 1. Если самолет вернули и целая комиссия изучала... Соответствует ли запись в формуляре 1712 номерам на самом самолете? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 декабря, 2014 Этот? Но тут не следует что это момент передачи, номер могли нарисовать в части. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 декабря, 2014 (изменено) Вспомнил, это мы с коллегой Balaton в апреле 2013 обсуждали. Привожу итоги (после дополнений и исправлений) в обратном переводе с английского: Balanon: Был ли в 6 гиад 5 ВА Як-3 с номером 10ХХ или 10291ХХ – знаменитый самолет майора Еремина с 10 из 31 гиап. (Фото Габор пусть сам выкладывает) Linnet: Еремин получил новый Як-3 от Головатого 29.5.44 в Саратове. В списках 5 ВА на 1.10.1944 был в 6 гиад №1729212 и 17 Як-3 в 13 гиад. . Все завода №292 Единственный Як-3 в 6 гиад был на 1.1.1945 в управлении 6 гиад - №1712 и остальные в 13 гиад. На 1.4.1945 дополнительно были в 6 гиад №№310197, 310306 и 0529212 . Помню, что после этого еще много копал по этому самолету. Может, еще где обсуждали? Изменено 25 декабря, 2014 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 декабря, 2014 Блин, где же я итоги раскопок записал/обсудил? Приходится по новому копать, Как я уже говорил, согласно открытым источникам, Головатый передал второй самолет, т.е. Як-3 Еремину в Саратове 29.5.1944 года. Самолет Як-3 №1712, долгое время был единственным в управлении 6 гиад, заместителем командира которой являлся Еремин. Як-3 №1712 с мотором №412-190 был выпущен с завода №292 в Саратове только 26 июня 1944года. Т.е. почти через месяц после вручения. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 декабря, 2014 Если не пропустил, Як-3 начали сдавать на заводе №292 в Саратове с апреля 1944 года, в т.ч. с десятками: 1001 – 345-2922 18.4.1944, записи об отправке нет 1004 – 415-995 19.4.1944, отправлен 20.4.1944 в 3 ЗАБр 1006 – 412-34 19.5.1944, отправлен 19.5.1944 в 3 ЗАБр 1009 – 412-107 17.6.1944, отправлен 17.6.1944 в 3 ЗАБр 1011 – 412-36 17.6.1944, отправлен 17.6.1944 в 3 ЗАБр 1008 – 412-112 18.6.1944, отправлен 18.6.1944 в 3 ЗАБр 1010 – 412-95 20.6.1944, отправлен 20.6.1944 в 3 ЗАБр 1712 – 412-190 26.6.1944, отправлен 26.6.1944 в 3 ЗАБр 1002 – 335-Х46 2.7.1944, отправлен 2.7.1944 в 3 ЗАБр 1012 – 412-167 6.7.1944, отправлен 6.7.1944 в 3 ЗАБр 1013 1014 1015 1016 1017 1018 и так далее Нет в отчетах 1003, 1005, 1007. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 декабря, 2014 (изменено) В материалах 3 ЗАБр сведений о передаче самолета Головатого не нашел. Хотя было несколько случаев с нанесением надписи о подарке. 6 гиад я припоминаю воевал в Крыму, а потом с 13.6.1944 передана в ВВС Киевского ВО. Но Як-3 среди самолетов дивизии нет. 13.7.1944 6 гиад передана во 2 ВА, но Як-3 среди ее самолетов не числится. В материалах 2 ВА есть только сопроводиловка от 15.7.1944 документа о прибытии 6 гиад в армию, но списка с номерами нет. 4.9.1944 с 6 гиад из 2 ВА в 5 ВА среди других самолетов по списку был передан единственный Як-3 №1712. Еще раз проверил 5 ВА - на 1.10.1944 №1729212 все-таки есть! Спрятался среди Як-1б. Изменено 26 декабря, 2014 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 декабря, 2014 Этот? Но тут не следует что это момент передачи, номер могли нарисовать в части. Момент передачи на этом снимке. Но Головатый ли в ватнике? На всех последующих фото с этой машиной Головатый в пиджаке (и кепке сдвинутой назад!). Более того есть и "римейк" этого сюжета с Головатым в пиджаке. Постановочные фото на заводе для прессы, когда реальный самолет уже улетел, или эта машина почему-то до части не долетела и ее по-быстрому заменили на 1712? Хорошо бы смывку краски сделали послойную, чтобы и бортовй № 10 поискать и изначальную надпись. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 декабря, 2014 римейк 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 декабря, 2014 На наших двух фотографиях два разных самолета или два момент прилично разнесенных по времени! Тут звезда на фюзеляже полностью прорисована А тут ее нижний правый угол поврежден, стерт или не прорисован 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 декабря, 2014 (изменено) Думаю, что это "фотошоп". Вставили фото Головатого на снимок с колоритным дедом в ватном ансамбле. Видимо, Головатый не только жену и дочь с собой взял, но и соседа, который помог со сбором денег. Добавлю. Снимок тот же в смысле места и почти того же времени. Скорее всего было сделано несколько снимком одним или несколькими фотографами. Фото с предположительно "фотошопным" Головатым вместо нашенского "ватника" сделано несколько в другом ракурсе. есть разница в примыкании строчек надписи самолета к фигуре Еремина. Изменено 26 декабря, 2014 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 декабря, 2014 Думаю, что это "фотошоп". Вставили фото Головатого на снимок с колоритным дедом в ватном ансамбле. Видимо, Головатый не только жену и дочь с собой взял, но и соседа, который помог со сбором денег. это фотошоп,гляньте направление тени от шасси и от фигур 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 декабря, 2014 А тут ее нижний правый угол поврежден, стерт или не прорисован Вы посмотрите размер звезды на первом снимке по пятнам (границам) камуфляжа. Тогда будет видно, что "непрорисованная" по вашему мнению звезда - это нижний белый самый кончик луча звезды, а выше его или клочок ваты из штанов торчит, или дефект негатива. И никакого фотошопа - тогда только ножницы, клей и ретушь (как на снимке, где Головатый в пиджаке). 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 декабря, 2014 А тут ее нижний правый угол поврежден, стерт или не прорисован Вы посмотрите размер звезды на первом снимке по пятнам (границам) камуфляжа. Тогда будет видно, что "непрорисованная" по вашему мнению звезда - это нижний белый самый кончик луча звезды, а выше его или клочок ваты из штанов торчит, или дефект негатива. И никакого фотошопа - тогда только ножницы, клей и ретушь (как на снимке, где Головатый в пиджаке). освещение объектов одно-солнце,гляньте углы теней-тут не должно быть вопросов...да и тень под сапогом,впечатляет) 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 декабря, 2014 Напомню, что Як-3 №1712 был ы списке на 1.1.1945 в управлении 6 гиад. В отдельном списке моторов на ту же дату в управлении дивизии числился и двигатель ВК-105 пф2 №412-190. Т.е. родной мотор с момента выпуска с завода. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 декабря, 2014 нет теней от лопастей,нет тени от сдвинутого фонаря.нет тени от рукопожатия и от вытянутой руки,хотя тени от фигур"прорисованы" это фейк 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 декабря, 2014 у як-3 зализ в месте стыковки фюзеляжа с центропланом,прямого угла,как на фото,явно не может быть 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 декабря, 2014 нет теней от лопастей,нет тени от сдвинутого фонаря.нет тени от рукопожатия и от вытянутой руки,хотя тени от фигур"прорисованы" это фейк Тени очень вытянуты: тень от рукопожатия на земле за пятками ботинок крестьянина. Тень от мотора вообще под и за левым колесом, а тень от правой лопасти винта лишь краешком оттеняет низ капота. По звезде я пофотошопил, сведя край номера и надпись по расстоянию. Получилось, как я и говорил раньше. Напомню, что Як-3 №1712 был в списке на 1.1.1945 в управлении 6 гиад. В отдельном списке моторов на ту же дату в управлении дивизии числился и двигатель ВК-105 пф2 №412-190. Т.е. родной мотор с момента выпуска с завода. Мотор похоже тот и остался по формуляру. Интересно: самолет № 1712 облетан на заводе 25.4.44 и принят военпредом 26.4.44 передан Еремину 29.5.44 улетел с завода 26.6.44 Все даты с разницей в месяц... По формуляру именно на этом самолете Еремин улетел с завода, а потом перегнал в Москву 4.8.45. Списали машину с ВВС уже в ЦДАиК 24.5.47 г. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 декабря, 2014 у як-3 зализ в месте стыковки фюзеляжа с центропланом,прямого угла,как на фото,явно не может быть Уважаемый, посмотрите кривую тень от зализа на водорадиаторе... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 декабря, 2014 . Мотор похоже тот и остался по формуляру. Интересно: самолет № 1712 облетан на заводе 25.4.44 и принят военпредом 26.4.44 передан Еремину 29.5.44 улетел с завода 26.6.44 Все даты с разницей в месяц... По формуляру именно на этом самолете Еремин улетел с завода, а потом перегнал в Москву 4.8.45. Списали машину с ВВС уже в ЦДАиК 24.5.47 г. Сергей, у кого кардинальная ошибка? Повторяю, что дата приемки самолета Як-3 №1712 на заводе №292 - 26 ИЮНЯ, а не МАЯ, т.е. передан Еремину 29.5.44 он никак не мог. 1712 и еще 0112, 3011, 0610 были приняты и переданы 3 ЗИАБр в один день - 26 июня 1944 года. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 декабря, 2014 у як-3 зализ в месте стыковки фюзеляжа с центропланом,прямого угла,как на фото,явно не может быть Уважаемый, посмотрите кривую тень от зализа на водорадиаторе... И?как это стыкуется с прямым углом на фото стыковки центроплана? а башмак? а на газоне нет тени от законцовки крыла,почему??? Вот Сергей,Вы мнение спрашиваете или сами пытаетесь убедить? фото фейк 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 декабря, 2014 И?как это стыкуется с прямым углом на фото стыковки центроплана? Вы подумайте - если тень от зализа на водорадиатор упала, то на земле тень не от стыка крыла с фюзеляжем, а от проекции прямой части законцовки крыла на тень водорадиатора. а на газоне нет тени от законцовки крыла,почему??? А про поребрик такой же, как на противоположной стороне вы забыли? Тень от законцовки лежит ниже уровня травы и не видна. фото фейк Это не фейк с точки зрения самого фото, но ИМХО фейк с точки зрения персонажа в ватнике. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 декабря, 2014 И?как это стыкуется с прямым углом на фото стыковки центроплана? Вы подумайте - если тень от зализа на водорадиатор упала, то на земле тень не от стыка крыла с фюзеляжем, а от проекции прямой части законцовки крыла на тень водорадиатора. а на газоне нет тени от законцовки крыла,почему??? А про поребрик такой же, как на противоположной стороне вы забыли? Тень от законцовки лежит ниже уровня травы и не видна. фото фейк Это не фейк с точки зрения самого фото, но ИМХО фейк с точки зрения персонажа в ватнике. Сергей..я не знаю,как проще ...обратите внимание на стойку шасси и тень от летчика,они как минимум должны быть параллельны! и тень от левого сапога,должна быть отброшена вправо,а никак не под ним.... ИМХО 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 декабря, 2014 Может, отвлечемся от темы ватников и вернемся к скушным цифрам? И разночтениям дат выпуска 1712? Может в формуляре фейком попахивает? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 декабря, 2014 Сергей, у кого кардинальная ошибка?Повторяю, что дата приемки самолета Як-3 №1712 на заводе №292 - 26 ИЮНЯ, а не МАЯ, т.е. передан Еремину 29.5.44 он никак не мог. 1712 и еще 0112, 3011, 0610 были приняты и переданы 3 ЗИАБр в один день - 26 июня 1944 года. Выписка из формуляра самолета Як-3, подаренного ВВС Ф.П.Головатым 29 мая 1944 года и врученного летчику Б.Н.Еремину Завод № 292, директор Левин И.С. Нач.ОТК Молчанов, передали 26.04.1944 г. Воен.пред. старший техник лейтенант Языков. Заводской номер самолета – 1712 Мотор М-150пф2 - № 412190 - Облетан летчиком Ивановым 25.04.44 г. 1 полет – 45 минут. - Перелет Еремина в часть на фронт 7 посадок – 6 часов 10 минут. - Перелет Еремина с фронта в Подмосковье для участия в воздушном параде в честь Победы в августе 1945 г. 4.08.45 г. 6 посадок – 5 часов 40 мин. - Последний полет Еремина на этом самолете 8.09.45 г. 1 п. – 10 мин. - 24.10.45 г. была произведена транспортировка самолета на шасси – 5 км. - С 16.02.46 г. по 7.01.47г. – записи об экскурсионных группах, осматривающих самолет. - 24.05.47 г. сделана запись: «Самолет списан инспекторским свидетельством и передан Ц.Д.Авиации и ПВХО, как историческая ценность. К-н атс Наумченко». Фонд № 20 инв. 22, д.5 Центрального Дома Авиации и космонавтики им.М.В.Фрунзе Выписка сделана 4.02.97 года генерал-лейтенантом Ю.Л. Фотиновым Про май - это и в мемуарах Еремина: "Второй самолет Ферапонта Петровича Головатого мне вручали 29 мая 1944 года на заводском аэродроме в Саратове". И далее: "Поскольку прилетел я в Саратов с напарником — заместителем командира 31-го гвардейского авиаполка майором Сергеем Евтиховым, то обратился в Главный штаб ВВС с просьбой выделить еще один Як-3 для моего напарника. Просьба была удовлетворена: на фронт мы летели на двух Як-3. В те же дни в Саратове узнал о присвоении мне очередного воинского звания «подполковник». Друзья искренне поздравляли меня. 30 июня мы вылетели на фронт". 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 декабря, 2014 Фото В.Торчинского в Комсомольской правде опубликовано 03.06.44 г. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 декабря, 2014 Сергей..я не знаю,как проще ...обратите внимание на стойку шасси и тень от летчика,они как минимум должны быть параллельны! ИМХО Все параллельные в реале прямые при проецировании их на плоскость (в данном случае через оптику фотоаппарата на фотонегатив) всегда сходятся на этой плоскости в одну точку на горизонте, что обуславливается законом перспективы... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 декабря, 2014 Сергей, дата приемки №1712 указанная в формуляре как 26.4.1944 категорически противоречит данным военной приемки по заводу №292, которая приняла его 26.6.1944 года. Если есть ЗАВОДСКИЕ, а не формулярные данные, постарайтесь по ним проверить! Полагаю, что 29 мая 1944 Головатый передал Еремину самолет №1001. Я исхожу из того, что к тому времени были выпущены только три Як-3 с десяткой. И только №1001 оставался на заводе. Крайнее упоминание о №1001 у меня есть на 1.6.1944 года, он числится в списке в/приемки неотправленных остатках. Вероятно, с №1001 что-то случилось и купленный Головатым товар пришлось заменить на №1712, как это положено. И заменили в период 26-30 июня 1944 года, т.е. между выпуском и отправкой на "фронт" согласно мемуарам. Фронт в кавычках, т.к. 6 гиад в это время была в тыловом Киевском ВО. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 декабря, 2014 Борис, не буду спорить. Заводских данных у меня пока нет и сам формуляр я не видел воочию - только выписку в ОКБ. Но к выводу, что с самолетом с БН10 что-то серьезное произошло на заводе я тоже склоняюсь. Но это не 10 с-т 01 серии, т.к. эта машина на заводе проходила эксплуатационные испытания с 23.3.44. Кроме того, эта машина с 1 по 10 апреля потерпела поломку при вынужденной посадке без шасси из-за отказа мотора. К 28.5.44 машина налетала 68 часов и опять потерпела аварию - подломилась стойка шасси. Явно не подарок. Зацепка есть небольшая - по постановлению ГКО от 22.5.44 г. № 5942 с 15 июня на Як-3 должны были устанавливаться 2 синхронных УБС. На всех имеющихся фото имеем только один синхронный УБС. Пару пулеметов стали ставить только с 13 серии. Остается отследить судьбу 11 машин с номером 10хх. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах