nicbor

Пе-2 в Дубровенском районе

155 posts in this topic

 

Прошу помощи в установлении экипажа Пе-2!

Мы с вами в прошлом году уже плодотворно поработали и установили имена летчиков Пе-2, сбитого 7 июня 1944 г. у д.Макаренцы Могилевского р-на. И вот новая загадка.

В Дубровенском р-не Витебской области в 2 км к юго-востоку от д. Вежки в лесу в болотце подняты фрагменты советского Пе-2. Самолет был подбит в бою предположительно в апреле-июне 1944 г. Экипаж не установлен.

На двигателях хорошо читаются номера (№ 24-2244 и № 24-2782), также подняты останки 2-х летчиков, гвардейский значок, пистолет ТТ (№ 50609 – 1937 г.в.), пулемет УБТ- 12,7 мм (№ ЦБ Н2887Б-287), шасси и др. Останки летчиков перезахоронили в братской могиле д. Зарубы Дубровенского р-на как безымянных. Выкладываю фото номерных деталей двигателя Пе-2.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Подскажите нам, где проходила линия фронта перед операцией "Багратион"? Место падения было еще у немцев или после Смоленской операции уже у нас?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть предположения по именам экипажа которые установил Н.Борисенко, но все-таки для объективности "расследования" хотелось бы каких-либо сторонних фактов для установления более объективной картин случившегося. Лично мое мнение, "снаряд два раза в воронку не падает". Хотя на войне может случиться всякое....

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Есть предположения по именам экипажа которые установил Н.Борисенко, но все-таки для объективности "расследования" хотелось бы каких-либо сторонних фактов для установления более объективной картин случившегося. Лично мое мнение, "снаряд два раза в воронку не падает". Хотя на войне может случиться всякое....

Легче проверить чью-то версию, чем копать в трех воздушных армиях с начала 1943 года по середину 1944 года.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Линия фронта перед нас-й операцией Багратион к исходу 22 июня проходила Чаусы-Баево-Красное-Лиозно -1 воздушная армия.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Проверить следует разведчиков 16 ВА и соседней 1 ВА, по некоторым предположениям скорее 1 ВА а именно 10 ОРАП,

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Место падения совсем рядом с линией фронта - 23 началась наступательная операция -3 в.а. работала севернее-основное направление Витебск.=== 4 в.а. работала южнее ос-е направление Могилев Бобруйск === 1 в.а. осн-е направление Орша .На Оршанском направлении и на 3 день наступление развивалось медленно противник пытался удержать основную дорогу на Минск.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Скорее всего этот самолет не из 10 орап.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, все так.Есть у нас экипаж Пе-2 из 10 орап, который ну очень похож на разыскиваемый. Летчик мл.л-т Сафронов А.С., штурман Вальков И.Ф., борт-радист Ситало П.Е. Похоже базировались они в то время на аэродроме Литивля Краснинского р-на Смоленской обл. 13 июня 1943 г. не вернулись с боевого задания по разведке войск противника по рубежу Витебск-Черея-Борисов-Горки. Место падения находится точно на одной из этих линий (юго-вост. Дубровно) в 26 км от Литивли.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ошибка - не вернулись с боевого задания 13 июня 1944 года

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добавлю что самолет Сафронова был из состава 2 аэ.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

аэродром базирования 10 орап 13.6.44 г. мог быть в Ржавка Смоленской обл.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Повторяю, что проверял 10 орап и не думаю, что самолет оттуда.

Пе-2 нбз 13.6.1944 Сафронов-Вальков-Ситало № 1/321 моторы №42-5487 и №42-5470

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Из письма, найденного в 1944 году в гимнастерке разбившегося летчика под Дубровно: «Сын уже подрос. Спрашивает, как папа воюет...»

“Комсомолка” ищет автора найденного письма

В далеком 44-м году вблизи деревни Вежки Дубровенского района, что в Витебской области, разбился советский самолет. После войны его обломки обнаружили местные жители. Спустя десятилетия затонувший самолет подняли. На это у белорусско-российской поисковой группы ушло два года.

- Место болотистое. Летом приходилось работать в воде. И вот тогда мы и обнаружили гимнастерку. Разворачиваем и видим, что к ней подшит карман из фанелевой ткани. Смотрим письмо. У меня дрогнула рука. Я начал его читать: “Сын уже подрос… Спрашивает, как папа воюет”. Красные чернила стали расплываться и я читал уже обрывки фраз. Но было понятно, что отец давно не был дома. Письмо меня так впечатлило, что я решил обязательно найти этого сына погибшего летчика, - говорит Игорь Матюк, руководитель поисково-реставрационной группы фонда “Память Афгана”.

- И вот мы дождались зимы, морозов и выехали снова. На первых находках уже точно поняли, что мы ошибались. Это был не штурмовик “Ил-2”, а самолет “Пе-2” с экипажем в три человека. За 15 дней мы перевернули 100 кубометров глины и обнаружили моторы, пулемет. В первый раз нашли и пистолет, и письмо. Остальное - куча покореженного железа…

Взрыв самолета был огромной силы. При падении у самолета двигатели сорвались и ушли в болото на пять метров.

- То, что письмо сохранилось, просто чудо, - считает Игорь. - Видимо, жена очень любила мужа. Летчик хранил письмо в гимнастерке возле сердца. Сейчас письмо на экспертизе. Номер мотора ищут в архивах. По ним и надеемся найти летчиков.

Самое интересное - никто не верит, что ты можешь так две недели потратить на поиски обломков… Все спрашивали: “Зачем вам это? Самолет же не целый?” Но, даст Бог, найдем сына летчика. Расскажем все. Мой дед тоже воевали и пропали без вести в 44-ом... Прошагали всю войну. К сожалению, я пока их не нашел. Может, кто-нибудь мне тоже поможет.

“Комсомолка” надеется, что кто-то из читателей может знать что-то о гибели самолета под Дубровно или о судьбе летчика.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

В одній з тем форума Борис(Ліннет) пише-

-В начале 1943 года самолеты комплектовались моторами выпуска первого квартала 1943 года (31-) и четвертого квартала 1942 года (24-).

Двигатель 31-012 вместе с другим мотором - 24-2798 был установлен на Пе-2 №19/159 при выпуске с завода №22 в Казани в феврале 1943 года (не позднее 11.2.43)……

( тема « ПЕ 2 двиг.№31-012»)

Один з двигунів пе-2 24-2782 дуже близько до номера 24-2798 ( тема « ПЕ 2 двиг.№31-012»)

Виходить , що пе-2 міг впасти і в 1943 , і в 1944р.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если я правильно понял, то это статья в Комсомольской правде-Белоруссия в феврале 2011 года.

Информация по письму весьма важна для установления погибшего члена экипажа.

Но сначала нужно найти этот экипаж среди большого количества бомбардировочных корпусов, дивизий, полков и разведывательных полков на Пе-2 нескольких воздушных армий, оперировавших в этом районе.

Кстати, откуда такая уверенность, что самолет погиб именно в 1944 году? Нельзя исключать и 1943 год, скорее всего осень, когда там фронт стал, но разведчики могли летать и раньше. Маловероятно, но мог пропасть и после лета 1944 года при перелете через эти места.

Пока чуда не случилось. Имеющиеся у меня материалы по 10 орап (из состава которого раньше нашли экипаж) не содержат информацию по этим моторам. Так что придется еще искать и искать. А учитывая, что большая часть материалов по авиации в ЦАМО недоступна, это сделать непросто. С весны 2014 года полностью закрыты для исследователей т.н. центральные фонды, в т.ч. Управление ВВС КА (фонд 35), где можно было бы просмотреть сводные списки номеров самолетов и моторов по нескольким армиям и корпусам. С конца 2014 года по крайней мере временно не выдаются материалы по авиационным дивизиям и корпусам. В фондах воздушных армий найти сводные материалы с номерами удается редко. А искать среди обычно неполных материалов нескольких десятков полков практически неподъемно.

Поэтому нужно точно определиться с тем, что есть.

1. Нужна точная карта, где проходила линия фронта с осени 1943 года по 22.6.1944. Место падения территория противника или наша прифронтовая? Были ли попытки за это время пробить оборону немцев? Когда точно стабилизировалась линия фронта?

2. Какие бомбардировочные корпуса, дивизии и полки и когда действовали в составе 1 ВА, 3 ВА и 4 ВА за период 1943-44 гг. По разведывательным понятно, что 10 орап, 11 орап и, наверное, 366 орап/164 горап?

3. Особое внимание гвардейским частям, но нельзя исключать и гвардейца в составе экипажа негвардейской части. Двух таких по 1943 году из 10 орап я проверял.

4. Гильзы найденные каких годов были? Вдруг там были 1944 года выпуска и поиск можно будет сузить?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
В одній з тем форума Борис(Ліннет) пише-

-В начале 1943 года самолеты комплектовались моторами выпуска первого квартала 1943 года (31-) и четвертого квартала 1942 года (24-).

Двигатель 31-012 вместе с другим мотором - 24-2798 был установлен на Пе-2 №19/159 при выпуске с завода №22 в Казани в феврале 1943 года (не позднее 11.2.43)……

( тема « ПЕ 2 двиг.№31-012»)

Один з двигунів пе-2 24-2782 дуже близько до номера 24-2798 ( тема « ПЕ 2 двиг.№31-012»)

Виходить , що пе-2 міг впасти і в 1943 , і в 1944р.

Я первым делом попытался найти номера моторов в материалах по выпуску Пе-2 с завода №22.

К сожалению, у меня данные только с самого конца 1942 года. Моторы типа 24-22хх к тому времени уже не покидали завод с выпущенными самолетами. Моторы типа 24-27хх проверял, они пошли с самолетами с начала 1943 года, просмотрел выпуск по апрель 1943 года, но мотора 24-2782 на выпущенных Пе-2 не нашел, в отличии от моторов с соседними номерами. Возможно, отправили с завода-изготовителя мотора в ремонтные фонды.

Михаил прав, искать придется с начала 1943 года, если дополнительных данных не будет, например, гильзы 1944 года.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

за 1944р. заявок близько до місця падіння нема, але є 7-9 км на схід в р-ні Баєво

09.10.1943 р. збито нічним літаком - але вдень- можливо з бази Орша .

Кентених 2./NAGr.4 Pe-2 15 512: at 700 m 15:05

Знайти екіпаж Пе-2 по цій даті не получається.

Шукати треба гвардійський екіпаж , бо знайшли значок гвардії.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Из письма, найденного в 1944 году в гимнастерке разбившегося летчика под Дубровно: «Сын уже подрос. Спрашивает, как папа воюет...»

“Комсомолка” ищет автора найденного письма

В далеком 44-м году вблизи деревни Вежки Дубровенского района, что в Витебской области, разбился советский самолет. После войны его обломки обнаружили местные жители. Спустя десятилетия затонувший самолет подняли. На это у белорусско-российской поисковой группы ушло два года.

- Место болотистое. Летом приходилось работать в воде. И вот тогда мы и обнаружили гимнастерку. Разворачиваем и видим, что к ней подшит карман из фанелевой ткани. Смотрим письмо. У меня дрогнула рука. Я начал его читать: “Сын уже подрос… Спрашивает, как папа воюет”. Красные чернила стали расплываться и я читал уже обрывки фраз. Но было понятно, что отец давно не был дома. Письмо меня так впечатлило, что я решил обязательно найти этого сына погибшего летчика, - говорит Игорь Матюк, руководитель поисково-реставрационной группы фонда “Память Афгана”.

- И вот мы дождались зимы, морозов и выехали снова. На первых находках уже точно поняли, что мы ошибались. Это был не штурмовик “Ил-2”, а самолет “Пе-2” с экипажем в три человека. За 15 дней мы перевернули 100 кубометров глины и обнаружили моторы, пулемет. В первый раз нашли и пистолет, и письмо. Остальное - куча покореженного железа…

Взрыв самолета был огромной силы. При падении у самолета двигатели сорвались и ушли в болото на пять метров.

- То, что письмо сохранилось, просто чудо, - считает Игорь. - Видимо, жена очень любила мужа. Летчик хранил письмо в гимнастерке возле сердца. Сейчас письмо на экспертизе. Номер мотора ищут в архивах. По ним и надеемся найти летчиков.

Самое интересное - никто не верит, что ты можешь так две недели потратить на поиски обломков… Все спрашивали: “Зачем вам это? Самолет же не целый?” Но, даст Бог, найдем сына летчика. Расскажем все. Мой дед тоже воевали и пропали без вести в 44-ом... Прошагали всю войну. К сожалению, я пока их не нашел. Может, кто-нибудь мне тоже поможет.

“Комсомолка” надеется, что кто-то из читателей может знать что-то о гибели самолета под Дубровно или о судьбе летчика.

То же самое я спрашиваю у любителей зимней рыбалки! "Ну, нас понять можно... история, война, патриотизм..., ну а Вас что заставляет мёрзнуть на льду? Две-три рыбки размером с ладошку? И "боевые сто грамм"?

В ответ: "Ты ничего не понимаешь!..."

А насчёт поиска сына лётчика - самый надёжный способ - показать материал по центральному телевидению! В далёком 1985 году таким образом были найдены родственники экипажа самолёта "Ил-2", погибшего в районе г. Нарва. Самолёт упал в реку Нарва. Документы практически не сохранились. Осталась лишь фотография ребёнка, одетого в матросскую форму. Откликнулись родственники, узнавшие фотографию.

Edited by
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Важка робота.....

dubrovno_poisk_samolet_voyna_1941-1945-6.jpg.b088bb62e9908138681204f8988b0c36.jpg

Edited by
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Еще раз поясню по гвардейцам.

Если найден знак "Гвардия" одного из членов экипажа, то самолет может быть как из гвардейской части, так и не из гвардейской. Одного из членов экипажа могли перевести из гвардейской части в негвардейскую и он имел право продолжать носить знак "Гвардия". Очень часто так было со стрелками на Ил-2, которых набирали даже из наземных войск.

По 10 орап я проверил списки потерь личного состава и среди них нашел по 1943 году двух стрелков-радистов - гвардейцев в марте и апреле. Но не те номера.

Вопрос к копарям. Знак "Гвардия" нашли на остатках материи/гимнастерки или он мог быть просто в вещах/ в кармане у кого-то?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Важный вопрос.

Уточните по номеру пулемета. В таком виде номера быть на может:№ ЦБ Н2887Б-287

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

13.10.43

Брендель Йоахим 1./JG51 Pe-2 b.d.Ort. Dajevo: at 3000 m 08:55

Оль Вольфганг 1./JG51 Pe-2 N.W. Duchatino: at 3000 m 08:58

Брендель Йоахим 1./JG51 Pe-2 Litovka: at 6000 m 13:00

14.10.43

Лёффлер Курт Stab I./JG51 Pe-2 15 669: at 5000 m 10:50

Гайзер Отто 10./JG51 Pe-2 E. Studenez: at 4000 m 11:33

Гайзер Отто 10./JG51 Pe-2 N. Rasdel: at 4000 11:37

Лоос Франц 10./JG51 Pe-2 N. Dulino: at 4000 11:38

16.10.43.

Шнайдер Герхард 1./JG51 Pe-2 S. Klimenki: at 1800 m 14:04

Треба знайти ,який БАП в районі Баєво ,Духатіно, Студенец мав втрати.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Смотрел копию мелкомасштабной карты в плохом состоянии на этот участок фронта.

Видимо, место падения было совсем недалеко от линии фронта с немецкой стороны. Линия фронта проходила северо-восточнее.

Только в составе 1 ВА были на Пе-2 в 1944 году (из списка):

1 ГБАК (4 ГБАД, 5 ГБАД)

3 ГБАД

1 УТАП

10 ОРАП

плюс из 8 ВА к 13.6.1944 прибыла 6 ГБАД

Это из дела по 1 ВА в 1944 году. К сожалению, номеров моторов там нет. Только самолетов. Но в 1944 будет плюсом, что отдельно учитывали Пе-2 с двигателями пф и отдельно с ра. Моторы 24-хххх - это ра, я так понимаю.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.