Владимир Савр

И-16 за номером 24153228, пилот - сержант Цыганков А. С.

51 posts in this topic

В эти выходные работая по еще одному ДБ-3Ф и пытаясь найти хоть что-то номерное, расширяя радиус поисков один из нас нашел грибника :), который сказал что знает где лежит железка. Сходил с ним и принес

131184047.jpg

131184049.jpg

131184052.jpg

последний с шильдой - Завод 153, серия 2-22, номер 374... В определителе сказано что бесполезная...

131184046.jpg

Однако почти сразу возникло сомнение что это ДБ - ибо 153 завод их не делал... И заклепки на пластине не совпадают с клепками на ДБ-3Ф

131184051.jpg

Буквально в 100м от ДБ оказалось железо другого самолета:

131184053.jpg

центроплан, обломки лонжеронов консолей крыла и СТОЙКА!

131184055.jpg

131184058.jpg

Обсудили - Як-1 отмели сразу, Як-7 тоже (свежа в памяти тема по Яку), и тут пришел звонок друга - 153 завод выпускал И-16.

Лист пола?

131184059.jpg

Деталь железная:

131184060.jpg

Элемент руля? Щитка?

131184061.jpg

Выхлопной патрубок из нержавейки:

131184063.jpg

131184065.jpg

Странная деталь из нержи, крепившаяся всего к одному куску дюраля - с ним и найдена:

131184067.jpg

От щитка или элерона

131184068.jpg

131184115.jpg

Выштамповка привлекла внимание

131184069.jpg

131184070.jpg

Попались куски бронеспинки

131184072.jpg

131184076.jpg

131184077.jpg

И элементы привязной и парашютной систем

131184073.jpg

131184074.jpg

131184081.jpg

Всего было четыре застежки, три плоских пряжки, одна ременная с куском ремня!

Ребята сделали стойку и начали аккуратно вскрывать место - бедренная кость и несколько мелких осколков. Рядом кожаный реглан

131184085.jpg

131184086.jpg

тут же прозрачное довольно тонкое оргстекло

131184075.jpg

131184079.jpg

Обломок явно от мотора

131184082.jpg

131184083.jpg

По сути это самое крупное что было найдено "моторного"

Видимо конец консоли крыла, выделилась петелькой на резьбовом винте

131184084.jpg

Некий то ли рычаг, то ли "бачек компенсаторный"

131184088.jpg

И тут зоркий глаз обнаружил что на щитке колеса есть номер!

131184090.jpg

Тройка набита один раз вверх ногами, второй раз правильно - 24153228 - 153 завод 24 серия 228 номер?!

Раскопки продолжили

Перкаль:

131184091.jpg

патроны

131184093.jpg

Года 38-39, буква Ш найдена только на одном из 4 обнаруженных патронов!

131184094.jpg

131184096.jpg

Пошли признаки кабины:

131184097.jpg

131184102.jpg

131184110.jpg

Непонятный обломок

131184111.jpg

Крышка, вроде бы клапанная - но изнутри как то девственно чистая - никакого тебе нагара или масляных отложений

131184105.jpg

131184106.jpg

желтизна по краям - окислы.

На центроплане нашли явное пулевое отверстие 7.62 направление спереди снизу.

131184108.jpg

131184109.jpg

И уже под конец дня очередной зоркий глаз на второй детали щитка стойки шасси находит номер

131184114.jpg

Все обломки на поверхности земли, глубина залегания пара сантиметров. Во время войны и сейчас тут был лес, самолет видимо развалился при ударе о деревья.

По легенде это осень 1941 года. Останки летчика были прикопаны в мелкой ямке и возможно растащены потом зверьем...

Та шильда с которой началось - стояла на куске центроплана крыла рядом с узлом стыковки консолей.

Нужна помощь по определению летчика... Вдруг у кого номер пробьется?

Edited by Владимир Савр
добавление тегов
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Прикольный Ишачек! на щитках шасси на Ишаке всегда номер с-та выбивался,да вообще на Ишаке почти на каждой съёмной панели номер с-та выбивался,клапанная крышка от мотора М-62(63)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

номеров больше не нашли, хотя на удивление дюраля довольно много и лючки и капот (по площади около 60х60 с несколькими замками).

Одна фото дважды вставилась - там должна быть вот эта:

крепление железное с куском древесины внутри

131184101.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
:?:?:? Хорошая находка!!!
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Молодцы, ребятки! Грибника отблагодарили?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Грибник видимо почувствовал наш интерес к обломкам мотора и решил что он ему нужнее, раз не показал где он... Хотя может просто не хотел тратить на нас время, сказав "сами найдете". Я же его и вовсе не видел...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Отлично! Поздравляю! :?:?:?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Могу сказать что не тип 29 точно, электрощиток не тот. Если найдется пневморедуктор, машина типа 10-17, если будет "вертелка", 18-29. Если будет и редуктор и "вертелка", машина пушечная.

Пневморедуктор должен быть вот такой:

0_cf65a_a4392d38_L.jpg

http://fotki.yandex.ru/users/heavybomber/view/849498/

"Вертелка" на картинке торчит прямо "из-за угла" сиденья, чуть левее с изогнутой черной ручкой, выше нее с овальной ручкой рычаг сброса подвесных баков.

0_c2dc0_82042fa6_XL.jpg

http://fotki.yandex.ru/users/heavybomber/view/798144/

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Разве из номера на щитке стойки не следует что это 24 тип? Или были внутренние различия?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Разве из номера на щитке стойки не следует что это 24 тип? Или были внутренние различия?

Да, первые цифры указывают именно на тип 24.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Петлица комсостава. Голубое поле (было), красный кант обшит золотой канителью. Оттенок сохранился под знаками различия.

Звание лётчика - младший лейтенант.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну вот, круг поиска сужается.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Скорее резко расширяется. Была старая, неподтвержденная версия.... По ней был бы сержант...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это говорит лишь о том, версия не подтвердилась. Теперь нужно выбрать всех младших лейтенантов, погибших на "ишаках" в этих местах в период с 41-го по весну 43-го.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот если бы по номеру самолета определить хотя бы часть за которой он числился, еще лучше дату потери...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Достоверные источники сообщили, что данный номер самолета засветился 10.07.1941 в акте передачи самолета от 29 ИАП в Уральский ВО. Что с ним было дальше - вопрос.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Так в 29 ИАП (в последствии 1 гв.ИАП) на момент его сбора и отправки на фронт и были самые разнообразные и устаревшие машины... Спасибо за фото номера! Первый раз вижу номер Ишака 153 завода! Класс!!!!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

С 29 ИАП похоже что их настолько быстро отправили на фронт что несколько самолетов и наш И-16 банально отстали (возможно не успели собрать или перегнать) и завернули их в другую часть. Т.е. 29 ИАП начал боевые действия "06.07.41 г. полк в составе 31 сад вылетел на прифронтовые аэродромы Северо-Западного фронта." 12.07.41 - считается в действующей армии (фронтовые), а наш И-16 10.07.41 заворачивают...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
С 29 ИАП похоже что их настолько быстро отправили на фронт что несколько самолетов и наш И-16 банально отстали (возможно не успели собрать или перегнать) и завернули их в другую часть. Т.е. 29 ИАП начал боевые действия "06.07.41 г. полк в составе 31 сад вылетел на прифронтовые аэродромы Северо-Западного фронта." 12.07.41 - считается в действующей армии (фронтовые), а наш И-16 10.07.41 заворачивают...

Дело не в спешке. У них избыток матчасти был, искомый самолет был одной из 28 машин, оставленных полком в Свердловске.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Акт на списание И-16 № 24153228, пилот - сержант Цыганков Анатолий Семёнович. Почему он был в реглане с петлицами младшего лейтенанта, думаю, мы теперь не узнаем. Есть в 495 ИАП ранее погибший на аэродроме младший лейтенант. Но это уже предположение, не более.

Году в 1969-м был перенос останков в посёлок Рогово. В том числе и из под Горнево, где были найдены фрагменты И-16 с останками Цыганкова. 99,9% - его похоронили тогда в Рогово. А то, что не выбрали - осталось у самолёта. Волков, медведей и лис - исключаем. Их, в то голодное военное время, самих съели бы ещё на подходе к обломкам самолёта.

Считаю, что подхоронить имеет смысл, именно, в Рогово.

осталось сообщить родным Цыганкова, и тему можно отправлять в архив.[attachment=1]И-16 Цыганков.jpg[/attachment][attachment=0]Рогово - Горнево - Рождественно - копия.jpg[/attachment]

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

:?:?:?

Сделана часть дела. Теперь надо найти родных... Что не удалось в прошлом веке, когда свидетель назвал эту фамилию.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хотелось бы все же, чтобы Анатолий Семенович лейтенантом был...

Как-то версия про чужой реглан натянута - носить знаки отличия старшего по званию (на три ранга) разве не наказуемо? спорол бы или хоть кубарь снял...

В донесении звание не прописано?

Может в приказе ГУК НКО от 23.01.42г и Донесении Гл.Упр. ИА ПВО страны от 31.06.42 ошибка тащится?

Все же далекие от первоисточника документы...

В последнем и в фамилии ошибка и выше у товарища отчество ошибочное, да и место рождение возможно другому ошибочно приписно (разве что и вправду однополчане с одной дервни и одногодки)...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

В отношении несоответствия кубарей и сержантских званий (кубари на фото, а в деле сержанты). На моей памяти два случая. Ваш и прошлым годом раскопали Бостон. Первая боевая потеря 861 БАП из 3 Ударной группы генерала Горбацевича. Вылет на Касторное. Пилот ст.сержант В.Д.Горбаконь. Продержал горящую машину в воздухе до линии фронта. Экипаж покинул её на парашютах, а сам пилот врезался в землю. На фото он в лётной парадной форме ВВС довоенного образца, с галстуком, значками парашютиста и ,наверное, ГТО, но с кубиком в петлицах. Что-то я вспоминаю мемуары пилотов предвоенного выпуска. Пошили форму, привернули кубики, сфотографировались на память для родных, а тут объявляют приказ Наркома обороны. Кубари снять и сержантами в казарму шагом марш. К старшине, в наряды ходить. Нет ли и в вашем случае такого события.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Понижение" в званиях летного состава было произведено по секретному приказу от 22 декабря 1940 года за номером 0362. И выпуск 1941 года уже был сержантским. Опять же всех со сроком службы менее 4 лет перевели в срочнослужащие - и у Цыганкова в графе указан военкомат призыва, а у "старослужащих" - "кадровый".

Думаю то, что зацепило ст.сержанта Горбаконь вроде как было историей для сержанта Цыганкова 22 г.р.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
В отношении несоответствия кубарей и сержантских званий (кубари на фото, а в деле сержанты). На моей памяти два случая. Ваш и прошлым годом раскопали Бостон. Первая боевая потеря 861 БАП из 3 Ударной группы генерала Горбацевича. Вылет на Касторное. Пилот ст.сержант В.Д.Горбаконь. Продержал горящую машину в воздухе до линии фронта. Экипаж покинул её на парашютах, а сам пилот врезался в землю. На фото он в лётной парадной форме ВВС довоенного образца, с галстуком, значками парашютиста и ,наверное, ГТО, но с кубиком в петлицах. Что-то я вспоминаю мемуары пилотов предвоенного выпуска. Пошили форму, привернули кубики, сфотографировались на память для родных, а тут объявляют приказ Наркома обороны. Кубари снять и сержантами в казарму шагом марш. К старшине, в наряды ходить. Нет ли и в вашем случае такого события.

Одно дело сфотографироваться авансом в красивой форме и отправить домой - "все равно уже через месяц кубари дадут" (таких случаев, действительно, много), а другое дело через год после приказа в реглане с кубарями на задания летать - не находите?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Самое интересное, выяснилось - у меня эта потеря есть, проходит по сводной ведомости потерь корпуса за 1941 год. вот только необычный завод № 153 сыграл злую шутку - и по инерции (видимо) самолет записали как 24213228.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Самое интересное, выяснилось - у меня эта потеря есть, проходит по сводной ведомости потерь корпуса за 1941 год. вот только необычный завод № 153 сыграл злую шутку - и по инерции (видимо) самолет записали как 24213228.

Не знаю, почему я раньше свои записи не смотрел, но была у меня выписана эта потеря! Наверное никто просто не обратил моё внимание, а я был чем-то отвлечен или уезжал. И так:

И-16 24213228 (24153228) 633217 23.10.1941 495 ИАП ЦЫГАНКОВ Анат.Сем. НБЗ УТЭ-11307-137-81

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
но была у меня выписана эта потеря!

И тоже с неправильным номером самолета. Правильный в скобках откуда?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

По поводу реглана. Почему пилоты любили в них летать. Реглан не горел, в отличие от ватного комбеза. Кожа сморщивалась, но не пылала синим пламенем. Версия Дьяка не лишена смысла. Опять же в мемуарах фигурирует дележ пожитков НБЗ или погибших пилотов. Мы не узнаем, но можем предположить, что в этом реглане сержант летал, а не ходил в самоволку на танцы. Спецодежда, так сказать. Опять же писалось, что регланов было мало и на всех не хватало. А вы не встречали летчиков по 43-44 годам, летавших на задания в гимнастерках с кубарями. Налицо нарушение приказа. Но воротник с кубиком держал сам в руках. А самолет упал 9 мая 43 года, причем в тылу. Авиация ПВО.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.