Опубликовано: 13 июня, 2011 Командиром ПО "Наследие" А.П. Марандыкиным в нереально большом поле гектаров на 200 путем большого опыта и подсознательного чутья( а попросту магии) было найдено место с множеством мелких сигналов, которое в результате первоначальных поисков оказалось местом падения ИЛ-2. Самолет предположительно 225 ШАД сбит 13 июля 1943 года( по материалам Начинающего авиатора) при штурмовке немецких позиций в ходе наступления операции "Кутузов". К сожалению, ИЛ до них не долетел, о чем свидетельствуют остатки боекомплекта, разорванного в результате взрыва и пожара уже на земле. Вошел в землю под углом градусов в 70 на глубину 5 метров. Грунт- очень липкая глина, рыхлая сверху и вязкая внизу. В процессе поиска все время обваливались стенки, в результате чего диаметр ямы все время увеличивался, а народ, вынужденный вновь и вновь выбрасывать грунт на вроде бы выкопанном самолете, зверел.Бронекорпус развлился на средние и мелкие обломки, части шасси, некоторые дюралевые листы пробиты, двигатель, благодаря защите бронекорпуса постадал, но не так сильно, как на тех двигателях. что до сих пор откапывали.Боекомплект- ШВАК и ШКАС, УБТ. ШВАКов нет, ШКАС разломанный на две части и УБТ чуть получше, но тоже ржавый и гнутый.Весь боезапас взорвался от пожара в коробах, горело так, что в районе кабины глина спеклась в правильный кирпич и его доставали по кусочкам. Костей стрелка не было вообще, от летчика достали детали парашютной системы, искореженную до неузнаваемости ракетницу, очень мало костей размеров в 1-2 см., ППШ загнутый в дугу и разорванный, сгоревший к тому же с двумя сгоревшими магазинами с полопавшимися патронами внутри. Нашли вроде бы остатки ТТ, но это разорванное и сгоревшее что-то меньше всего его напоминало, его там и бросили.Больше в кабине вообще ничего не было. Ни приборов, ни рукояток управления, все жженое.Перевезли на базу, будем отмывать железо, мотор и смотреть номера. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 июня, 2011 Спасибо участникам экспедиции за еще один экипаж, возвращенный из небытия!!! В свое время авиаисторик Адольф Мебиус написал на сайте "Райберт" следующее про, предположительно, именно этот Ил-2: "...Ил-2 был сбит на следующий день на высоте 800 метров в 07:00 часов Гюнтером Йоштеном из 1./JG 51. Машины шли небольшой группой без прикрытия или с небольшой группой истребителей, которые были связаны боем. Исходя из заявок в это время в этом районе, можно утверждать, что Ил-2 при обнаружении истребителей противника прижимались к земле, дабы попытаться уйти. Найденный Ил-2 был первым сбитым штурмовиком за 13.07.1943 года, при этом группа, в которую входил найденый Ил-2, потеряла ещё около 2-3 самолетов до ухода на базу". Понять бы, что за экипаж летел в этом штурмовике. Вся надежда на гуру поиска в ЦАМО... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 июня, 2011 Я так понял, это в полосе 15 ВА? В свое время смотрел много материалов по этому времени в 15 ВА. Ищите номера самолета и двигателя! Если кто возьмется потом смотреть в ЦАМО, подскажу, какие дела брать, чтобы времени не расходовать зря. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 июня, 2011 Вот у Драбкина и на сайте 810 ШАП: 12.07.43 810-й ШАП вылетал в 9.00–10.05 6 Ил-2 (к-н Чернявский) в сопровождении 4 Як-1 от 832-го ИАП. БШУ по мотомехколонне в районе Карандаково, Протасово. Боевого задания группа не выполнила по метеоусловиям. В период с 19.05 по 20.19 1 Ил-2 от 810-й ШАП (ведущий Чернявский) и 8 Як-1 от 832-го ИАП летали в р-н Грачевка, где по докладам экипажей уничтожили и повредили до 3 танков, 20 автомашин, подавили огонь 1 батареи ЗА (зенитной артиллерии) и до 3 батарей ПА (полевой артиллерии). 13.07.1943 г. 225 ШАД (15 ВА) выполнила 24 самолето-вылета на охоту и 51 — на бомбоштурмовые удары на поле боя. 810 ШАП вылетал в 7.15 — 8.40 в район Стуха, Веселая, Ниж. Паниковец.: 17 Ил-2 (ведущий Б.К.Чернявский) в сопровождении 12 Яков от 832 ИАП совершили 2 захода с высот 600—800 м. Вели воздушный бой с восьмеркой Fw-190. Дятленко Леонид Прокофьевич ст. л-т ком эскад. 1917 43.07.13 не вернулся с б\з Оверюхтин Сергей Федорович сержант воздушный стрелок 1923 43.07.13 не вернулся с б\з Корнеев Федор Михайлович мл. л-т летчик 1923 43.07.13 не вернулся с б\з Рогожников Михаил Егорович сержант воздушный стрелок 1922 43.07.13 не вернулся с б\з Миклин Вячеслав Николаевич мл. л-т летчик 1920 43.07.13 не вернулся с б\з Ксенофонтов Николай Павлович сержант воздушный стрелок 1922 43.07.13 не вернулся с б\з Литвинов ст. сержант воздушный стрелок 43.07.13 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 июня, 2011 У Драбкина вместо Дятленко-Оверюхин стоят Золотов-Петров. Еще: 825 ШАП потерял 13-го июля 16 ИЛ-2, 783 ШАП- 9 ИЛ-2. Летали все на штурмовку немцев Измайлово-Евтехово-Веселая. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 июня, 2011 К моему стыду, даже не знаю, на какой источник Драбкина вы ссылаетесь. У него сайт есть? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 июня, 2011 А вот что написал туляк Сергей Новиков. 13.07.1943 г. Один день 225-й шад 13.07.1943 г. 225 шад (15 ВА) выполнила 24 самолето-вылета на охоту и 51 — на бомбоштурмовые удары на поле боя. 810 шап вылетал в 7.15 — 8.40 в район Стуха, Веселая, Ниж. Паниковец.: 17 Ил-2 (ведущий Б.К.Чернявский) в сопровождении 12 Яков от 832 иап совершили 2 захода с высот 600—800 м. Вели воздушный бой с восьмеркой Fw-190. С задания не вернулось три экипажа: мл. лейтенант Ф.М.Корнеев (воздушный стрелок сержант Рогожников), мл. лейтенант Миклин (воздушный стрелок сержант Ксенафонтов), мл. лейтенант Золотов (воздушный стрелок сержант Петров). Второй вылет полк выполнил в 14.41 — 16.00 в район Дерновка, Калгановка, Сура: 12 Ил-2 (ведущий ст. лейтенант Г.Рогачев) в сопровождении 8 Як-1 от 832 иап. Оберохтин сбил Fw-190. С задания не вернулось два экипажа: ст. лейтенант Дятленко (воздушный стрелок сержант Оберохтин) и мл. лейтенант Шуринов (воздушный стрелок ст. лейтенант Литвинов). Всего в этот день в дивизии с заданий не вернулось 30 Ил-2, в том числе: 783 шап — 9, 825 шап — 16 и 810 шап — 5 экипажей. Не знаю может поможет устанавить экипаж. Кстати, Танкист, не могли бы вы выложить еще фото с подъема? И есть ли видео? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 июня, 2011 Ждем, что напишет Танкист. Много времени уйдет на помывку двигателя? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 июня, 2011 А 3 ШАК в другом районе действовал? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 июня, 2011 Драбкин книгу написал: "Я дрался на ИЛ-2". Там собраны воспоминания летчиков-штурмовиков, там есть упоминания. У Сергея Новикова тоже копирайт с главы этой книги. Про сайт Драбкина информации не имею. 3 ШАК тоже где-то рядом был, но про него просто нет информации 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 июня, 2011 Двигатель отмыл Керхером, потом сейчас он отсыхает, глина отстает, опять мою и так уже четыре раза. Становится как новый. Сегодня, правда, получилось "эхо войны"- мыл головку цилиндров и один из выхлопных клапанов был обломан, внутри натрий для переноса тепла, если кто не знает.Так дырка была закупорена глиной, которую я вымыл и натрий вступил в реакцию с водой. Сначала пошел дым, потом загорелся натрий в клапане факелом, спустя секунд десять как бахнуло, аж уши заложило, все в дыму белом. И смех и грех- двигатель загорелся на ИЛ-2. Как в бою, блин. И так горел еще минуты три, периодически окутываясь белым дымом и швыряясь кипятком. Бахнуло некисло, сильнее винтовочного выстрела явно. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 июня, 2011 Во "эхо войны"... Получается, погибли двое? Тянули до последнего или оба погибли еще в воздухе? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 июня, 2011 Я решил, что помимо книг (уже 2 тома по Ил-2) у Драбкина еще и сайт есть и оттуда информация. 3 ШАК на 13.07.1943 года был в составе 15 ВА. 307 ШАД (211, 621 и 893 ШАПы) и 308 ШАД (624, 948 ШАПы). 13.07.43 не вернулось 18 Ил-2. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 июня, 2011 Кости были только в кабине летчика, я так понимаю, он погиб или был тяжело ранен еще в воздухе, стрелок успел выброситься с парашютом. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 июня, 2011 Про сайт Драбкина информации не имею Сайт Драбкина http://www.iremember.ru 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 июня, 2011 Кости были только в кабине летчика, я так понимаю, он погиб или был тяжело ранен еще в воздухе, стрелок успел выброситься с парашютом. Если это так и если стрелок не погиб в воздухе при приземлении или на земле, то это дополнительно (помимо номеров на движке) дает шанс на определение фамилии пилота. Может, стрелок отчет написал , как вернулся в часть... Как дела с помывкой двигателя продвигаются? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июня, 2011 Готов. Кроме того, потихоньку оформляется своеобразный музейчик. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июня, 2011 Еще 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июня, 2011 Еще 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июня, 2011 Вот еще тот же мотор, номера есть, только есть ли сейчас люди в ЦАМО, Борис то бъется пока за нас с бюрократами...Кстати, нет ли где наставления по АМ-38 или устройства, просто интересно. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июня, 2011 Так какой номер двигателя? У меня кое-что выписано по этому времени... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 июня, 2011 Танкист, а где находится ваш авиамузей? Можно ли его посетить, поснимать на видео? Если что-пишите в личку. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 июня, 2011 Просто в лесу на работе. Приезжайте, снимайте хоть завтра. Даже во Мценск заезжать не надо- на границе Тульской и Орловской областей по трассе М2. Номер двигателя дублирован на головках цилиндров, на карбюраторах- ф 243346. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 июня, 2011 По возможности заедем с оператором. Спасибо, что не отказали. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 июня, 2011 Номер двигателя дублирован на головках цилиндров, на карбюраторах- ф 243346. В контрольном списке 15 ВА на 01.07.1943 этот мотор числился в 225 ШАД. В контрольном списке потерь моторов за июль 1943 года, этот мотор проходит как НБЗ по отчету от 14.07.1943. Всего в этом списке от 14.07 числится 26 штук АМ-38. Есть список потерь самолетов за июль 1943 года, там тоже 26 Ил-2. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 июня, 2011 (изменено) Получается, что предположения по дивизии и дате потери правильны. Отчет от 14.07., вероятно, относится к потерям 13.07. 14.07. потерь Ил-2 в дивизии не было. Возможно, 11 или 12.07. дивизия также потеряла 2 самолета. На 13.07. 225 ШАД имела полки: 614 ШАП Соковнино, потерь 13.07. не было 810 ШАП Языково 3 НБЗ 825 ШАП Дегтярка 8 НБЗ и 5 на вынужденной? 783 ШАП Покровское 3 НБЗ и 5 на вынужденной? Изменено 18 июня, 2011 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 июня, 2011 Насколько сложно вычислить экипаж, если есть номер мотора? В чем сложность? Просто в ЦАМО не работал, хочу понять методику отпределения экипажей. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 июня, 2011 Насколько сложно вычислить экипаж, если есть номер мотора? В чем сложность? Просто в ЦАМО не работал, хочу понять методику отпределения экипажей. Как повезет. Учет от части к части, по годам отличается кардинально. Чаще по документам потери экипажей привязаны к самолету, а не моторам. Так что нужно привязать мотор к самолету. Мотор 243346 прибыл в 15 ВА в начале июня 1943 года с завода №1. По спискам могут соответствовать 13 номеров самолетов, которые у меня есть. Многовато. Если не будет четкого документа с указанием по экипажу самолета и мотора, то экипаж будет установить очень сложно. Большие потери были в этот день. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 июня, 2011 Вот вариант без стрелка. Сержант Моренко попал в плен. День и полк подходит. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 июня, 2011 То есть может так статься, что экипаж не установят вообще? Или случай с Моренко ставит точку в деле? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах